28 марта 2022 г. |
Дело N А40-127522/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21.03.2022 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 28.03.2022 г.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Кузнецовой Е.Е.,
судей Новиковой Е.М., Порывкина П.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Азаренок Е.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Ответчика на решение Арбитражного суда г. Москвы от 02.12.2021 г. (резолютивная часть от 25.11.2021 г.) по делу N А40-127522/2021
по спору с участием:
истец ООО "Каро" (ОГРН 1094025003160)
ответчик Министерство промышленности и торговли РФ (ОГРН 1047796323123)
о признании и обязании,
при участии в судебном заседании:
от истца: Горбунов П.А. по дов. от 29.12.2021 г.,
от ответчика: Сушильников И.С. по дов. от 17.12.2021 г.,
УСТАНОВИЛ:
ООО "Каро" (получатель субсидии) предъявило Министерству промышленности и торговли РФ иск о признании недействительным уведомления от 17.02.2021 г. о расторжении Соглашения от 20.12.2017 г. N 020-11-842, и о внесении в него изменений на предложенных Истцом условиях.
Решением Арбитражного суда г. Москвы, объявленным в порядке ч. 2 ст. 176 АПК РФ 25.11.2021 г., изготовленным в полном объеме 02.12.2021 г. (т. 3 л.д. 68-75), иск удовлетворен в полном объеме.
На решение Ответчиком подана апелляционная жалоба.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции Ответчик требования и доводы жалобы поддержал, Истец по ним возражал.
Суд апелляционной инстанции, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции, полагает его подлежащим изменению.
Условиями заключенного между ООО "Каро" (получатель субсидии) и Министерством промышленности и торговли РФ иск Соглашения от 20.12.2017 г. N 020-11-842 предусмотрено предоставление из федерального бюджета субсидии на компенсацию части затрат на проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по приоритетным направлениям гражданской промышленности в рамках реализации такими организациями комплексных инвестиционных проектов N 020-11-842.
Соглашение заключено в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 30.12.2013 г. N 1312 "Об утверждении Правил предоставления субсидий из федерального бюджета российским организациям на компенсацию части затрат на проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по приоритетным направлениям гражданской промышленности в рамках реализации такими организациями комплексных инвестиционных проектов".
Приложением N 1 к Соглашению является План-график реализации инвестиционного проекта (т. 1 л.д. 23-29).
Получатель субсидии требует внести в План-график реализации инвестиционного проекта следующие изменения.
- по этапу N 6 в столбце: "Сроки выполнения (начало и окончание)" вместо сроков: "19.12.2018-30.06.2018" установить сроки: "19.12.2018-30.06.2019";
- по этапу N 7 в столбце: "Сроки выполнения (начало и окончание)" вместо сроков: "01.07.2018-31.12.2018" установить сроки: "01.07.2019-31.12.2019";
в столбце: "Целевые индикаторы и показатели эффективности реализации инвестиционного проекта" вместо индикаторов и показателей: "выпуск текстильных материалов, в денежном выражении 120 000тыс.руб." установить индикаторы и показатели: "объем реализации текстильных материалов, в денежном выражении 12 400тыс.руб.";
- по этапу N 8 в столбце: "Сроки выполнения (начало и окончание)" вместо сроков: "01.01.2019-30.06.2019" установить сроки: "01.01.2020-30.06.2020";
в столбце: "Целевые индикаторы и показатели эффективности реализации инвестиционного проекта" вместо индикаторов и показателей: "выпуск текстильных материалов, в денежном выражении 200 000тыс.руб." установить индикаторы и показатели: "объем реализации текстильных материалов, в денежном выражении 147 654,5тыс.руб.";
- по этапу N 9 в столбце: "Сроки выполнения (начало и окончание)" вместо сроков: "01.07.2019-31.12.2019" установить сроки: "01.07.2020-31.12.2020";
в столбце: "Целевые индикаторы и показатели эффективности реализации инвестиционного проекта" вместо индикаторов и показателей: "выпуск текстильных материалов, в денежном выражении 200 000тыс.руб." установить индикаторы и показатели: "объем реализации текстильных материалов, в денежном выражении 35 047,66тыс.руб.";
- по этапу N 10 в столбце: "Сроки выполнения (начало и окончание)" вместо сроков: "01.01.2020-30.06.2020" установить сроки: "01.01.2021-30.06.2021";
в столбце: "Целевые индикаторы и показатели эффективности реализации инвестиционного проекта" вместо индикаторов и показателей: "выпуск текстильных материалов, в денежном выражении 200 000тыс.руб." установить индикаторы и показатели: "объем реализации текстильных материалов, в денежном выражении 100 000тыс.руб.";
- по этапу N 11 в столбце: "Сроки выполнения (начало и окончание)" вместо сроков: "01.07.2020-31.12.2020" установить сроки: "01.07.2021-31.12.2021";
в столбце: "Целевые индикаторы и показатели эффективности реализации инвестиционного проекта" вместо индикаторов и показателей: "выпуск текстильных материалов, в денежном выражении 200 000тыс.руб." установить индикаторы и показатели: "объем реализации текстильных материалов, в денежном выражении 224 897,84тыс.руб.";
- по этапу N 12 в столбце: "Сроки выполнения (начало и окончание)" вместо сроков: "01.01.2021-30.06.2021" установить сроки: "01.01.2022-30.06.2022";
- по этапу N 13 в столбце: "Сроки выполнения (начало и окончание)" вместо сроков: "01.07.2021-31.12.2021" установить сроки: "01.07.2022-31.12.2022";
- по этапу N 14 в столбце: "Сроки выполнения (начало и окончание)" вместо сроков: "01.01.2022-30.06.2022" установить сроки: "01.01.2023-30.06.2023";
- по этапу N 15 в столбце: "Сроки выполнения (начало и окончание)" вместо сроков: "01.07.2022-31.12.2022" установить сроки: "01.07.2023-31.12.2023";
- по этапу N 16 в столбце: "Сроки выполнения (начало и окончание)" вместо сроков: "01.01.2023-30.06.2023" установить сроки: "01.01.2024-30.06.2024";
в столбце: "Целевые индикаторы и показатели эффективности реализации инвестиционного проекта" вместо индикаторов и показателей: "выпуск текстильных материалов, в денежном выражении 200 000тыс.руб." установить индикаторы и показатели: "объем реализации текстильных материалов, в денежном выражении 400 000тыс.руб.";
- по этапу N 17 в столбце: "Сроки выполнения (начало и окончание)" вместо сроков: "01.07.2023-31.12.2023" установить сроки: "01.07.2024-31.12.2024";
в столбце: "Целевые индикаторы и показатели эффективности реализации инвестиционного проекта" вместо индикаторов и показателей: "выпуск текстильных материалов, в денежном выражении 200 000тыс.руб." установить индикаторы и показатели: "объем реализации текстильных материалов, в денежном выражении 400 000тыс.руб.".
Итого получатель субсидии требует изменить:
- сроки выполнения этапов,
- целевой индикатор (с "выпуска" на "объем реализации"),
- показатель эффективности в денежном выражении.
Суд первой инстанции пришел к выводу об удовлетворении исковых требований в полном объеме.
Суд апелляционной инстанции полагает отсутствие оснований для внесения изменений в Соглашение в части показателя эффективности в денежном выражении.
Основанием для внесения изменений в Соглашение получатель субсидии указывает Постановление Правительства РФ от 05.11.2020 г. N 2870-р.
Постановлением Правительства РФ от 05.11.2020 г. N 2870-р Минпромторгу России дано указание в отношении договоров о предоставлении субсидии, заключенных до 01.03.2020 г., и в отношении договоров о предоставлении субсидии, срок действия которых заканчивается в период с 01.03.2020 г. по 31.12.2020 г., заключенных в соответствии с утратившим силу Постановлением Правительства РФ от 30.12.2013 г. N 1312 "Об утверждении Правил предоставления субсидий из федерального бюджета российским организациям на компенсацию части затрат на проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по приоритетным направлениям гражданской промышленности в рамках реализации такими организациями комплексных инвестиционных проектов", обеспечить в 2020 г. по соглашению сторон продление срока исполнения договоров о предоставлении субсидии до одного года без применения штрафных санкций в случае, если при их исполнении в связи с распространением новой коронавирусной инфекции на территории РФ возникли независящие от российской организации обстоятельства, влекущие невозможность их исполнения.
Таким образом, Постановлением Правительства РФ от 05.11.2020 г. N 2870-р предусмотрено изменение договоров о предоставлении субсидии только в части срока исполнения договоров, продлив его на срок до одного года.
Постановлением Правительства РФ от 05.11.2020 г. N 2870-р не предусмотрено изменение договоров о предоставлении субсидии в части целевых индикаторов и показателей эффективности в денежном выражении.
В то же время в Постановлении Правительства РФ от 30.12.2013 г. N 1312, в соответствии с которым было заключено Соглашение, были предусмотрены требования к определению объема реализации инновационной продукции, на производство которой направлен инвестиционный проект, а такой целевой индикатор, как "выпуск", не фигурировал.
Поэтому в части изменения сроков и целевого индикатора исковые требования являются обоснованными.
В части изменения показателя эффективности в денежном выражении исковые требования являются необоснованными.
Довод получателя субсидии о том, что изменения по этапам объемов показателя эффективности в денежном выражении не повлияли на общий объем данного показателя, который остался неизменным, т.к. уменьшение объемов по этапам N N 7, 8, 9, 10 было восполнено увеличением объемов по этапам NN 11, 16, 17, - судом апелляционной инстанции признается необоснованным.
Действующее гражданское законодательство не предусматривает произвольные основания для изменения договора по желанию одной из сторон.
Между тем наличие именно предусмотренных законом оснований для внесения изменений в Соглашение в части объема показателя эффективности в денежном выражении получателем субсидии Истцом не доказано.
В предложенном получателем субсидии проекте изменений в Соглашение предусматривается существенное уменьшение показателей эффективности в денежном выражении по этапам N N 7, 8, 9, 10 сроками выполнения с 01.07.2018 г. по 31.12.2018 г., 01.01.2019 г. по 30.06.2019 г., 01.07.2019 г. по 31.12.2019 г., с 01.01.2020 г. по 30.06.2020 г. соответственно.
Между тем нерабочие дни и иные меры по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории РФ в связи с распространением новой короновирусной инфекции (COVID-19) были введены только с 30.03.2020 г. Указом Президента РФ от 05.03.2020 г. N 206 и продлены по 08.05.2020 г. Указом Президента РФ от 28.04.2020 г. N 294 (фактически с учетом нерабочих дней первый рабочий день начался 11.05.2020 г.).
Т.е. в период, когда в соответствии с условиями Соглашения подлежали выполнению этапы N N 7, 8, 9, никаких препятствий в исполнении Соглашения, не зависевших от получателя субсидии, в т.ч. связанных с распространением короновирусной инфекции, не имелось.
Из всех этапов, предусмотренных Соглашением, на период введенных мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения в связи с распространением короновирусной инфекции попал только этап N 10, причем частично.
При этом внесенными в Соглашение изменениями продлены на год сроки выполнения этапов N N 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, хотя изначально условиями Соглашения на выполнения каждого этапа отводилось по 6мес.
При таких обстоятельствах не имелось никаких оснований, предусмотренных Соглашением или нормативно-правовыми актами, для изменения Соглашения также в части уменьшения показателей эффективности в денежном выражении по этапам N N 7, 8, 9, 10, хотя бы и с последующей компенсацией уменьшенных показателей за счет последних этапов NN 11, 16, 17.
По сути предложенные получателем субсидии изменения в Соглашение в части показателей эффективности в денежном выражении, в силу которых объем по этапам N N 7, 8, 9, 10 существенно уменьшается в сравнению с договорным, а затем восполняется в рамках последних этапов NN 11, 16, 17, - направлены на снятие с него ответственности за ненадлежащее выполнение этапов NN 7, 8, 9, 10.
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об исключении из решения суда первой инстанции внесения изменений в условия Соглашения, устанавливающие денежное выражение объемов реализации.
Руководствуясь ст. ст. 176, 266, 268, 269, 271 АПК РФ, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 02.12.2021 г. по делу N А40-127522/2021 изменить, исключить внесение в графу "Целевые индикаторы и показатели эффективности реализации инвестиционного проекта" Плана-графика реализации инвестиционного проекта (Приложение N 1 к Соглашению от 20.12.2017 г. N 020-11-842), изменений в части денежного выражения объемов реализации.
В остальной части решение Арбитражного суда г. Москвы от 02.12.2021 г. по делу N А40-127522/2021 оставить без изменения.
Постановление может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
Кузнецова Е.Е. |
Судьи |
Новикова Е.М. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-127522/2021
Истец: ООО "КАРО", ООО "КАРО"
Ответчик: МИНИСТЕРСТВО ПРОМЫШЛЕННОСТИ И ТОРГОВЛИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ