г. Москва |
|
07 апреля 2022 г. |
Дело N А40-237519/21 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 апреля 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 07 апреля 2022 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Кочешковой М.В.
судей: |
Марковой Т.Т., Суминой О.С. |
при ведении протокола |
помощником судьи Полушкиной Д.Д., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
ПАО "Мегафон"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 23.12.2021 по делу N А40-237519/21,
по заявлению Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций по Рязанской области
к ПАО "Мегафон"
о привлечении к административной ответственности,
в присутствии:
от ПАО "Мегафон": Мостовская Н.П. по дов. от; 06.08.2021
УСТАНОВИЛ:
Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Рязанской области (далее - Заявитель, Управление Роскомнадзора по Рязанской области, Управление, Административный орган) обратилась в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением к публичному акционерному обществу "Мегафон" (далее - Ответчик, ПАО "Мегафон", Общество) о привлечении к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 23.12.2021 г. ПАО "Мегафон" привлечено к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ, Обществу назначено административное наказание в виде штрафа в размере 30 000 рублей.
ПАО "Мегафон" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить. По мнению Ответчика при вынесении обжалуемого решения судом первой инстанции нарушены нормы материального права, неправильно оценены фактические обстоятельства дела.
Представитель ПАО "Мегафон" в судебном заседании доводы апелляционной жалобы поддержал.
Управление Роскомнадзора по Рязанской области, надлежащим образом извещенное о месте и времени рассмотрения дела, представителей в судебное заседание не направило, заявлений и ходатайств суду не представило. Представило отзыв на апелляционную жалобу, который приобщен к материалам дела.
Рассмотрев дело в порядке статей 123, 156, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив материалы дела, заслушав представителя Ответчика, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены или изменения решения арбитражного суда, принятого в соответствии с нормами действующего законодательства.
В соответствии с пунктом 6 статьи 205 АПК РФ при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
Судом первой инстанции установлено, что 15.10.2021 г. в 16:30 по результатам проведения плановой выездной проверки Рязанского регионального отделения Центрального филиала ПАО "Мегафон", проведенной на основании Решения Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Рязанской области от 01.10.2021 г. N 43-нд (акт проверки от 15.10.2021 г. N А-62/5/43-нд/61), установлено необеспечение оператором связи ПАО "Мегафон" динамики развертывания на территории Рязанской области сети связи стандарта LTE и последующих его модификаций с использованием полосы радиочастот 2570 -2595 МГц в соответствии с установленным пунктом 7 лицензией от 15.04.2016 г. N 162854 временным графиком, а именно, по состоянию на 15.04.2021 г. оператором связи не обеспечивается охват сетью связи населенных пунктов Рязанской области численностью 10 тысяч человек и более (9 населенных пунктов), который должен составлять на указанную дату не менее 85% от количества требуемых населенных пунктов.
При этом охват сетью связи населенных пунктов Рязанской области численностью 10 тысяч человек и более составляет от 5,2 до 69,3 %. Таким образом, ни один из населенных пунктов не покрыт полностью.
В результате проведенного контроля за соблюдением лицензионных условий (требований) при оказании услуг электросвязи, в том числе, проверки выполнения лицензионных требований лицензии Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций от 15.04.2016 г. N 162854 на оказание услуг подвижной радиотелефонной связи, проведен анализ зон покрытия (%) населенных пунктов на территории Рязанской области, расчетные данные из представленных таблиц ФГУП "ГРЧЦ" (письмо от 01.10.2021 г. исх N 133985). Расчеты ФГУП "ГРЧЦ" проводились в соответствии с Методикой (методическими указаниями) проведения проверки выполнения операторами подвижной радиотелефонной связи лицензионных требовании и требований решений ГКРЧ согласованной Министерством цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 25.06.2021 г. исх. ДК-П12-079-25397.
Согласно информации, представленной ФГУП "ГРЧЦ", покрытие территории всех населенных пунктов Рязанской области от 10 тысяч человек и более сетью связи стандарта LTE и последующих его модификаций с использованием полосы радиочастот 2570 -2595 МГц составляет менее 100%. То есть во всех населенных пунктах (НП) от 10 тысяч человек и более их территории покрыты сетью связи с использованием полосы радиочастот 2570 -2595 МГц частично, что также подтверждается указанными расчетными данными:
г. Касимов (численность населения - 28753 чел., покрытие территории НП -21,4
г. Кораблино (численность населения - 10920 чел., покрытие территории НП -21,4%);
г. Новомичуринск (численность населения - 16327 чел. покрытие территории НП -29,6%);
г. Рыбное (численность населения - 20949 чел., покрытие территории НП -35,7%);
г. Ряжск (численность населения - 20641 чел., покрытие территории НП - 34,9%); г. Рязань (численность населения - 534801 чел., покрытие территории НП -5,2%);
г. Сасово (численность населения - 23213 чел., покрытие территории НП -29,2%);
г. Скопин (численность населения - 25433 чел., покрытие территории НП -23,3%);
г. Шилово (численность населения - 13780 чел., покрытие территории НП -69,3%).
Таким образом, необеспечение ПАО "Мегафон" оказания услуг связи не территориях 9-ти населенных пунктов, в связи с их необеспечением необходимым уровнем покрытия сетью связи стандарта LTE и последующих его модификаций с использованием полосы радиочастот 2570 -2595 МГц, приводит к тому, что по состоянию на 15.04.2021 оператором связи не обеспечивается охват сетью связи населенных пунктов Рязанской области численностью от 10 тысяч человек более, на указанную дату процент охвата должен составлять не менее 85% количества требуемых населенных пунктов (9 населенных пунктов).
Оказание услуг связи осуществляется на возмездной основе и требует наличия соответствующей лицензии (статья 29 Федерального закона от 07.07.2003 г. N 126-ФЗ "О связи" (далее - Закон о связи) и статья 16, 17 Федерального закона от 17.07.1999 г. N 176-ФЗ "О почтовой связи").
Согласно пункту 1 статьи 46 Закона о связи оператор связи обязан оказывать пользователям услугами связи услуги связи в соответствии с законодательством Российской Федерации, национальными стандартами, техническими нормами и правилами, лицензией, а также договором об оказании услуг связи.
Таким образом, соблюдение условий, предусмотренных лицензией, является для оператора обязательным.
Пунктом 7 раздела 11 Приложения 2 постановления Правительства РФ от 30.12.2020 г. N 2385 установлена обязанность выполнения лицензиатом обязательств, которые он принял при участии в торгах (аукционе, конкурсе) на получение соответствующей лицензии.
Пунктом 3 условий лицензии Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций от 15.04.2016 г. N 162854, установлено, что лицензиат обязан оказывать услуги подвижной радиотелефонной связи в сетях стандарта LTE и последующих его модификаций с использованием полосы радиочастот 2570-2595 МГц только на территории Рязанской области.
Пунктом 7 условий лицензии Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций от 15.04.2016 г. N 162854, установлено, что лицензия выдана по результатам рассмотрения заявления о переоформлении лицензии N142311 от 15.04.2016 г., выданной по результатам открытых торгов в форме электронного аукциона N 2/2015 на право получения лицензий на осуществление деятельности в области оказания услуг связи. Лицензиат обязан обеспечить динамику развертывания сети связи стандарта LTE и последующих его модификаций на территории, указанной в пункте 3 настоящей лицензии (Рязанская область), во всех населенных пунктах численностью от 10 000 человек и более в соответствии со следующим временным графиком:
Дата |
Территория Рязанской области (количество населенных пунктов в процентах) |
15.04.2017 |
не менее 10 % |
15.04.2018 |
не менее 25 % |
15.04.2019 |
не менее 40 % |
15.04.2020 |
не менее 65 % |
15.04.2021 |
не менее 85 % |
15.04.2022 |
не менее 95 % |
15.04.2023 |
не менее 99,9 % |
В соответствии с Методикой (методическими указаниями) проведения проверки выполнения операторами подвижной радиотелефонной связи лицензионных требований и требований решений ГКРЧ согласованной Министерством цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 25.06.2021 г. исх. ДК-П12-079-25397 критерием выполнения условий покрытия услугами подвижной радиотелефонной связи (ПРТС) территории населенного пункта является покрытие не менее 95% его территории. Согласно информации, представленной ФГУП "ГРЧЦ", покрытие территорий всех населенных пунктов Рязанской области численностью от 10 ООО человек и более сетью связи стандарта LTE и последующих его модификаций с использованием полосы радиочастот 2570 -2595 МГц составляет менее 95%, а именно:
г. Касимов (численность населения - 28753 чел., покрытие территории НП - 21,4
%);
г. Кораблино (численность населения - 10920 чел., покрытие территории НП -21,4 %);
г. Новомичуринск (численность населения - 16327 чел. покрытие территории НП - 29,6%);
г. Рыбное (численность населения - 20949 чел., покрытие территории НП -35,7%);
г. Ряжск (численность населения - 20641 чел., покрытие территории НП - 34,9%); г. Рязань (численность населения - 534801 чел., покрытие территории НП -5,2%);
г. Сасово (численность населения - 23213 чел., покрытие территории НП -29,2%);
г. Скопин (численность населения - 25433 чел., покрытие территории НП -23,3%);
г. Шилово (численность населения - 13780 чел., покрытие территории НП -69,3%).
Исходя из этого критерия вышеуказанные населенные пункты не покрыты услугами подвижной радиотелефонной связи (ПРТС) стандарта LTE и последующих его модификаций с использованием полосы радиочастот 2570 -2595 МГц. Следовательно, по состоянию на 15.04.2021 г. оператором связи обеспечивается 0% охват сетью связи населенных пунктов Рязанской области численностью от 10 тысяч человек и более (9 населенных пунктов) вместо установленного процента охвата, который должен составлять на указанную дату не менее 85% от количества требуемых населенных пунктов.
Тем самым, ПАО "Мегафон" нарушены требования:
- Пункта 1 статьи 46 Закона о связи;
- Пункта 7 раздела 11 Перечня лицензионных требований, обязательных для соблюдения при осуществлении деятельности в области оказания услуг связи Приложения 2 к Положению о лицензировании деятельности в области оказания услуг связи, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30.12.2020 г. N 2385;
- Пункта 7 условий лицензии Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций от 15.04.2016 г. N 162854.
На основании пункта 7 условий лицензии Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций от 15.04.2016 г.
N 162854 следует, что оператор связи обязан обеспечить динамику развертывания сети связи стандарта LTE и последующих его модификаций на территории, указанной в пункте 3 настоящей лицензии, во всех населенных пунктах численностью от 10 000 человек и более в период с 15.04.2017 г. по 15.04.2023 г.
Таким образом, в действиях ПАО "Мегафон" содержится состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ (осуществление предпринимательской деятельности с нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией)).
В связи с вышеизложенными на основании части 3 статьи 28.3 КоАП РФ должностным лицом Управления Роскомнадзора по Рязанской области в отношении ПАО "Мегафон" 17.08.2021 г. был составлен протокол об административном правонарушении по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ (осуществление предпринимательской деятельности с нарушением требований и условий, предусмотренных лицензией) в отсутствии законного представителя юридического лица, уведомленного надлежащим образом о дате, времени и месте составления протокола об административном правонарушении.
Привлекая Общество к административной ответственности, суд первой инстанции правомерно и обоснованно исходил из следующего.
Процессуальных нарушений, допущенных Административным органом при составлении протокола об административном правонарушении, судом первой инстанции в рамках рассмотрения настоящего дела не установлено. Нарушений, влекущих невозможность использования доказательств в соответствии с Постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 г. N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" при проведении проверки Административным органом не допущено.
Срок давности привлечения к административной ответственности, установленный статьей 4.5 КоАП РФ не истек.
Частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ установлена административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), что влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от 30 000 до 40 000 руб.
Вина ПАО "МегаФон" в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ, подтверждена материалами дела поскольку, исходя из положений части 2 статьи 2.1 КоАП РФ, у Общества имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Факт совершения и вина ПАО "Мегафон" в совершении правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ, подтверждены материалами дела.
В связи с изложенным суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что имеются все необходимые основания для привлечения ПАО "МегаФон" к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ.
При назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
Довод Общества о нарушении Административным органом срока проверки судом апелляционной инстанции отклоняется, так как, согласно Акту проверки от 15.10.2021 г. проверка была начата 04.10.2021 г. и окончена 15.10.2021 г., то есть, проведена в рамках сроков, установленных частью 7 статьи 73 т 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации". Использование при проведении выездной проверки каких-либо материалов, полученных Управлением ранее, не является доказательством увеличения срока проверки.
С учетом изложенного у суда первой инстанции имелись основания для привлечения ПАО "Мегафон" к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ.
Судом апелляционной инстанции рассмотрены все доводы апелляционной жалобы, однако они не опровергают выводы суда, положенные в основу решения, и не могут служить основанием для отмены решения и удовлетворения апелляционной жалобы.
Обстоятельства по делу судом первой инстанции установлены полно и правильно, им дана надлежащая правовая оценка.
Нарушений норм процессуального права, которые привели к принятию неправильного решения, судом первой инстанции не допущено. Основания для отмены решения суда отсутствуют.
Руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 23.12.2021 по делу N А40-237519/21 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить ПАО "Мегафон" из дохода федерального бюджета государственную пошлину по апелляционной жалобе в размере 3000 рублей, как излишне уплаченную.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
М.В. Кочешкова |
Судьи |
Т.Т. Маркова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-237519/2021
Истец: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ СВЯЗИ, ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И МАССОВЫХ КОММУНИКАЦИЙ ПО РЯЗАНСКОЙ ОБЛАСТИ
Ответчик: ПАО "МЕГАФОН"