г. Санкт-Петербург |
|
10 апреля 2022 г. |
Дело N А56-36104/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 апреля 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 10 апреля 2022 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Денисюк М.И.
судей Зотеевой Л.В., Протас Н.И.
при ведении протокола судебного заседания: Шпакович Ю.В.
при участии:
от заявителя: не явился (извещен)
от заинтересованного лица: предст. Киянов Т.Г. - доверенность от 24.12.2021, предст. Гаврилов А.Е. - доверенность от 27.12.2021
рассмотрев апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-32279/2021) общества с ограниченной ответственностью "Сельскохозяйственное предприятие "Кроликс" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 09.09.2021 по делу N А56-36104/2021 (судья Гуляев С.Б.), принятое
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Сельскохозяйственное предприятие "Кроликс"
к Северо-Западному межрегиональному управлению Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору
о признании незаконными действий по проведению внеплановой выездной проверки, незаконными действий по составлению акта проверки от 18.03.2021 N 39, о признании недействительным акта проверки от 18.03.2021 N 39 и предписания от 18.03.2021 N10
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Сельскохозяйственное предприятие "Кроликс" (далее - Общество, ООО "СП "Кроликс") обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконными действий Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Санкт-Петербургу, Ленинградской и Псковской областям (в настоящее время - Северо-Западное межрегиональное управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору; далее - Управление) по проведению внеплановой проверки, назначенной на основании приказа от 03.02.2021 N 126-п, о признании незаконными действий сотрудников Управления по составлению акта проверки от 18.03.2021 N 39, о признании недействительными акта проверки от 18.03.2021 N 39 и предписания от 18.03.2021 N10.
Решением суда от 09.09.2021 в удовлетворении заявленных Обществом требований отказано.
Не согласившись с вынесенным решением суда первой инстанции, Общество направило апелляционную жалобу, в которой просит отменить обжалуемое решение суда 09.09.2021, принять по делу новый судебный акт. Податель жалобы полагает, что исходя из положений Закона Российской Федерации от 14.05.1993 N 4979-1 "О ветеринарии" к полномочиям Управления отнесено только осуществление государственного ветеринарного надзора. Кроме того, податель жалобы ссылается на то, что действия должностных лиц государственного бюджетного учреждения Ленинградской области "Станция по борьбе с болезнями животных Волосовского района" по отбору и анализу проб, зафиксированных в протоколах испытаний N П-1086 от 22.05.2020, N П-1085 от 22.05.2020, N П-1084 от 22.05.2020, N П-1083 от 22.05.2020, N П-1076 от 22.05.2020, признаны незаконными в рамках дела N А56-22871/2021.
Определением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.12.2021 производство по делу А56-36104/2021 было приостановлено до рассмотрения Арбитражным судом Северо-Западного округа кассационной жалобы по делу N А56-75997/2020.
Арбитражным судом Северо-Западного округа вынесено постановление от 08.02.2022 по делу N А56-75997/2020, которым решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 05.06.2021 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.10.2021 оставлены без изменения, кассационная жалоба Общества - без удовлетворения.
При таких обстоятельствах, поскольку основания для приостановления производства по делу N А56-36104/2021 устранены, суд апелляционной инстанции в судебном заседании 05.04.2021 возобновил производство по делу на основании статьи 146 АПК РФ и с учетом отсутствия возражений сторон продолжил рассмотрение дела в том же судебном заседании.
Представители Управления возражали против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в письменном отзыве.
Общество извещено надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы с учетом положений части 1 статьи 121 АПК РФ и пункта 16 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26.12.2017 N 57 "О некоторых вопросах применения законодательства, регулирующего использование документов в электронном виде в деятельности судов общей юрисдикции и арбитражных судов", в судебное заседание своих представителей не направило, что в силу статьей 156, 266 АПК РФ не препятствует рассмотрению апелляционной жалобы.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, в период с 17.02.2021 по 18.03.2021 Управлением на основании приказа от 03.02.2021 N 126-п в отношении Общества проведена внеплановая документарная проверка на предмет выполнения выданного ранее предписания от 21.08.2020 N 64.
В ходе проверки выявлен и зафиксирован в акте проверки от 18.03.2021 N 39 факт неисполнения Обществом ранее выданного предписания от 21.08.2020 N 64 об устранении выявленных нарушений требований Технического регламента Таможенного союза "О безопасности пищевой продукции" TP ТС 021/2011 (далее - TP ТС 021/2011), а именно:
- не представлены документы, подтверждающие разработку, внедрение и поддержание процедур, основанных на принципах ХАССП, при осуществлении процессов производства пищевой продукции, что является нарушением пункта 2 статьи 10 TP ТС 021/2011;
- не представлены соответствующие разделы программы производственного контроля, определяющие контролируемые этапы технологических операций и пищевой продукции на этапах её производства (изготовления) в программе производственного контроля, что является нарушением подпункта 3 пункта 3 статьи 10 TP ТС 021/2011;
- не представлены документы, подтверждающие разработку, внедрение и поддержание процедуры проведения контроля за продовольственным (пищевым) сырьём, технологическими средствами, упаковочными материалами, изделиями, используемыми при производстве (изготовлении) пищевой продукции, а также за пищевой продукцией средствами, обеспечивающими необходимые достоверность и полноту контроля, что является нарушением подпункта 4 пункта 3 статьи 10 TP ТС 021/2011;
- не представлены документы, подтверждающие периодичность проведения уборки, мойки, дезинфекции, дезинсекции и дератизации производственных помещений, технологического оборудования и инвентаря, используемых в процессе производства (изготовления пищевой продукции, что является нарушением подпункта 10 пункта 3 статьи 10 TP ТС 021/2011.
По результатам проверки Управление выдало Обществу предписание от 18.03.2021 N 10 об устранении выявленных нарушений, в соответствии с которым Обществу предписано в срок до 18.05.2021:
- разработать, внедрить и поддерживать процедуры, основанные на принципах ХАССП при осуществлении процессов производства пищевой продукции; представить соответствующие документы;
- определить контролируемые этапы технологических операций и пищевой продукции на этапах ее производства (изготовления) в программе производственного контроля; представить соответствующие разделы программы производственного контроля;
- разработать, внедрить и поддерживать процедуры проведения контроля за продовольственным (пищевым) сырьем, технологическими средствами, упаковочными материалами, изделиями, используемыми при производстве (изготовлении) пищевой продукции, а также за пищевой продукцией средствами, обеспечивающими необходимые достоверность и полноту контроля; представить соответствующие документы;
- установить периодичность и проведение уборки, мойки, дезинфекции, дезинсекции и дератизации производственных помещений, технологического оборудования и инвентаря, используемых в процессе производства (изготовления) пищевой продукции; представить соответствующие документы.
Полагая неправомерными действия Управления по проведению проверки, составлению акта проверки и вынесению предписания, Общество обратилось в суд с рассматриваемым заявлением, в удовлетворении которого судом первой инстанции отказано.
Исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы Общества и отмены решения суда первой инстанции от 09.09.2021 в связи со следующим.
Организация и проведение проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей при осуществлении регионального ветеринарного надзора в период проведения в отношении Общества спорной проверки осуществлялись с соблюдением требований Закона Российской Федерации от 14.05.1993 N 4979-1 "О ветеринарии" (далее - Закон N 4979-1) и Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 294-ФЗ).
В силу части 1 статьи 10 закона N 294-ФЗ предметом внеплановой проверки является, в том числе, выполнение предписаний органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 10 Закона N 294-ФЗ основанием для проведения внеплановой проверки является истечение срока исполнения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований и (или) требований, установленных муниципальными правовыми актами.
В рассматриваемом случае, внеплановая проверка проведена Управлением на основании приказа от 03.02.2021 N 126-п в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 10 Закона N 294-ФЗ в связи с истечением срока ранее выданного предписания Управления от 21.08.2020 N 64.
Законность ранее выданного предписания Управления от 21.08.2020 N 64 подтверждена решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 05.06.2021 по делу N А56-75997/2020, оставленным без изменения постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.10.2021 и постановлением Арбитражного судов Северо-Западного округа от 08.02.2022.
Согласно части 2 статьи 5 Закона N 4979-1 система Государственной ветеринарной службы Российской Федерации включает в себя, в том числе, федеральный орган исполнительной власти в области ветеринарного надзора и подведомственные ему территориальные органы и организации.
В силу части 2 статьи 8 Закона N 4979-1 государственный ветеринарный надзор осуществляется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти (федеральный государственный ветеринарный надзор) и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (региональный государственный ветеринарный надзор) (далее - органы государственного ветеринарного надзора) в соответствии с их компетенцией в порядке, установленном Правительством Российской Федерации и высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом 5.1.1 Положения о Федеральной службе по ветеринарному и фитосанитарному надзору, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 327 (в редакции, действовавшей на момент проведения проверки по приказу от 03.02.2021 N 126-п) Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору осуществляет федеральный государственный контроль (надзор) за соблюдением требований технических регламентов, полномочия по осуществлению которого возложены Правительством Российской Федерации на Федеральную службу по ветеринарному и фитосанитарному надзору.
Абзацем 4 подпункта "а" пункта 4 Положения о государственном ветеринарном надзоре, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2013 N 476 (в редакции, действовавшей на момент проведения проверки по приказу от 03.02.2021 N 126-п), определено, что Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору и ее территориальные органы осуществляют федеральный государственный надзор в отношении подконтрольных товаров при осуществлении государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов, полномочия по осуществлению которого возложены Правительством Российской Федерации на указанную службу.
В силу пункта 6 Постановления Правительства Российской Федерации от 08.04.2004 N 201 "Вопросы Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору" Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору в соответствии с возложенными на нее задачами осуществляет надзор за выполнением ветеринарно-санитарных требований по безопасности продукции животного происхождения.
В соответствии Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.2013 N 745 "Об уполномоченных органах Российской Федерации по осуществлению государственного контроля (надзора) за соблюдением требований Технического регламента Таможенного союза "О безопасности пищевой продукции" (действовавшем до 14.12.2021) и Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.05.2014 N 475 "Об уполномоченных органах Российской Федерации по осуществлению государственного контроля (надзора) за соблюдением требований Технического регламента Таможенного союза "О безопасности мяса и мясной продукции" (действовавшем до 14.12.2021), государственный контроль за соблюдением ТР ТС 021/2011 "О безопасности пищевой продукции" и ТР ТС 034/2013 "О безопасности мяса и мясной продукции" осуществляется, в том числе, Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору.
Таким образом, проведение Управлением внеплановой проверки на основании приказа от 03.02.2021 N 126-п, составление акта проверки от 18.03.2021 N 39 и вынесение предписания от 18.03.2021 N 10 осуществлено Управлением в пределах предоставленных уму полномочий в соответствии с требованиями Закона N 294-ФЗ и Закона N 4979-1.
Факт наличия указанных в акте проверки от 18.03.2021 N 39 и предписании от 18.03.2021 N 10 нарушений требований ТР ТС 021/2011 "О безопасности пищевой продукции" установлен Управлением в ходе проверки и Обществом не опровергнут.
Представленный Обществом в материалы дела документ - производственный контроль на предприятии ООО Сельскохозяйственное предприятие "Кроликс" от 11.04.2021, был составлен уже после проведения Управлением проверки и вынесения оспариваемого предписания от 18.03.2021 N 10.
Ссылки подателя жалобы на то, что действия должностных лиц государственного бюджетного учреждения Ленинградской области "Станция по борьбе с болезнями животных Волосовского района" по отбору и анализу проб, зафиксированных в протоколах испытаний N П-1086 от 22.05.2020, N П-1085 от 22.05.2020, N П-1084 от 22.05.2020, N П-1083 от 22.05.2020, N П-1076 от 22.05.2020, признаны незаконными решением Арбитражного суда Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 30.07.2021 по делу N А56-22871/2021, отклоняются судом апелляционной инстанции. Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.11.2021, оставленным без изменения постановлением Арбитражного суда Северо-западного округа от 03.03.2022, решение Арбитражного суда Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 30.07.2021 по делу N А56-22871/2021 отменено, в удовлетворении заявленных Обществом требований отказано.
Из материалов дела усматривается, что Общество было надлежащим образом извещено о проведении внеплановой проверки на основании приказа от 03.02.2021 N 126-п (приказ от 03.02.2021 N 126-пр и запрос от 18.02.2021 N 322-12 направлены по всем адресам Общества, л.д.138-144); Общество также извещалось в времени и месте составления акта проверки от 18.03.2021 (л.д.64-65); акт проверки от 18.03.2021 N 39 и предписание от 18.03.2021 N 10 направлены в адрес Общества сопроводительным письмом от 24.03.2021 N 556-12 (л.д.120, 128-131, 145-146).
Учитывая изложенное, Управлением не допущено нарушения требований Закона N 294-ФЗ и Закона N 4979-1 при проведении в отношении Общества внеплановой проверки на основании приказа от 03.02.2021 N 126-п, а также при составлении акта проверки от 18.03.2021 N 39 и вынесении предписания от 18.03.2021 N 10, в связи с чем суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении заявленных Обществом требований в полном объеме.
Нарушения или неправильного применения норм материального или процессуального права судом первой инстанции не допущено, в связи с чем оснований для отмены решения суда от 09.09.2021 и удовлетворения апелляционной жалобы Общества не имеется.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ расходы по государственной пошлине по апелляционной жалобе в размере 1500 руб. подлежат оставлению на подателе жалобы.
Излишне уплаченная государственная пошлина по апелляционной жалобе в размере 1500 руб. подлежит возврату Обществу из федерального бюджета на основании статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 09 сентября 2021 года по делу N А56-36104/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу ООО "Сельскохозяйственное предприятие "Кроликс" - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Сельскохозяйственное предприятие "Кроликс" из федерального бюджета 1500 руб. излишне уплаченной государственной пошлины по апелляционной жалобе, перечисленной платежным поручением от 06.11.2021 N 167.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
М.И. Денисюк |
Судьи |
Л.В. Зотеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-36104/2021
Истец: Генеральный директор Чистяков Андрей Иванович, ООО "СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ "КРОЛИКС"
Ответчик: Управление Федеральной службы по ветеринарному надзору Санкт-Петербурга, Ленинградской области и Псковской областям
Третье лицо: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО ВЕТЕРИНАРНОМУ И ФИТОСАНИТАРНОМУ НАДЗОРУ ПО САНКТ-ПЕТЕРБУРГУ, ЛЕНИНГРАДСКОЙ И ПСКОВСКОЙ ОБЛАСТЯМ