г. Москва |
|
08 апреля 2022 г. |
Дело N А40-142406/21 |
Судья Девятого арбитражного апелляционного суда Е.А. Птанская,
без вызова сторон рассмотрев апелляционную жалобу
Открытого акционерного общества "Российские железные дороги"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 03 декабря 2021 года
по делу N А40-142406/21, принятое судьей Жбанковой Ю.В.,
в порядке упрощенного производства
по иску Общества с ограниченной ответственностью "Архбум"
(ОГРН: 1192901006363; юр. адрес: 164900, Архангельская обл., г. Новодвинск, ул. Мельникова, д. 1)
к Открытому акционерному обществу "Российские железные дороги"
(ОГРН: 1037739877295; юр. адрес: 107174, г. Москва, ул. Новая Басманная, д. 2)
о взыскании 70 309 рублей 91 копейки
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Архбум" (далее - ООО "Архбум", истец) обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с исковыми требованиями к Открытому акционерному обществу "Российские железные дороги" (далее - ОАО "РЖД", ответчик) о взыскании 31 000 рублей убытков (с учётом принятых судом первой инстанции уточнений в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Определением Арбитражного суда города Москвы от 13.07.2021 г. исковое заявление принято к рассмотрению в порядке упрощенного производства в соответствии с главой 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), о чем стороны извещены надлежащим образом.
Решением арбитражного суда первой инстанции от 03.12.2021 г. исковые требования удовлетворены в полном объёме.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, ответчик обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просил отменить решение суда и вынести по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований.
Заявитель указывает на неполное выяснение судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для рассмотрения настоящего спора.
Информация о принятии апелляционной жалобы вместе с соответствующим файлом размещена в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на сайте Девятого арбитражного апелляционного суда (www.9aas.arbitr.ru) и Картотеке арбитражных дел по веб-адресу (www.kad.arbitr.ru) в соответствии с положениями части 6 статьи 121 АПК РФ.
Повторно рассмотрев дело по правилам статей 266, 268, 272.1 АПК РФ, изучив доводы жалобы, исследовав и оценив представленные доказательства, Девятый арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены или изменения решения Арбитражного суда города Москвы от 03.12.2021 на основании следующего.
Как установлено судом апелляционной инстанции, 04.08.2020 вагон N 42300061 отцеплен на ст. Буй Сев. ж. д. по коду неисправности: 107 - выщербина обода колеса на основании телеграммы N б/н от 04.08.2020.
Согласно акта общей формы ГУ-23 на станции Буй при осмотре вагона N 42300061 у колесной пары 1175-80431-2017 выявлен односторонний ползун 1,2 мм. Представителем перевозчика ОАО "РЖД" составлен Акт N 19 о повреждении вагона N 42300061 формы ВУ-25. Согласно акту виновным предприятием ответственным за повреждение вагона является ВЧДЭ-7 Лоста.
07.08.2020 вагон перебракован по коду неисправности: 915 - повреждение на станционных путях общего пользования, 116 - ползун на поверхности катания на одном колесе согласно форме ВУ-23 N 58.
При проведении текущего ремонта вагона N 42300061 у колесной пары N 1175-80872-2017 выявлен односторонний ползун 1,3 мм.
07.08.2020 обнаруженная неисправность была устранена в ВЧДЭ-5 Буй, вагон выпущен из ремонта на основании уведомления формы ВУ-36-М N 244.
Согласно статье 105 Устава ОАО РЖД при повреждении или утрате перевозчиком принадлежащих грузоотправителям, грузополучателям, другим юридическим или физическим лицам вагонов, контейнеров или их узлов и деталей перевозчик такие вагоны, контейнеры обязан отремонтировать либо возместить владельцу вагонов, контейнеров стоимость ремонта или фактическую стоимость поврежденных или утраченных вагонов, контейнеров или их узлов и деталей. Кроме того, перевозчик возмещает убытки, понесенные владельцем вагонов, контейнеров вследствие их повреждения или утраты.
В результате обточки поверхности катания поврежденные колесные пары утрачивают первоначальные технические характеристики.
В состав убытков ООО "Архбум" включаются убытки, возникающие в результате потери жизненного цикла железнодорожного колеса, связанного с обточкой поверхности катания колесных пар.
В результате обточки: колесная пара N 1175-80431-2017 утратила 5 мм, колесная пара 1175-80872-2017 утратила 3 мм.
Порядок определения потери стоимости жизненного цикла железнодорожного колеса, связанного с обточкой поверхности катания утвержден в ООО "Архбум" 01.07.2019.
Стоимость потери жизненного цикла ж. д. колеса N 1175-80431-2017 составляет 17 000 рублей.
Стоимость потери жизненного цикла ж. д. колеса N 1175-80872-2017 составляет 10 200 рублей.
В связи с вышеуказанным, на основании расчетно-дефектной ведомости, расходы по ремонту вышеуказанных колесных пар составили 39 309 рублей 91 копейка, а именно: контрольные и регламентные операции в размере 3 569 рублей; смена колесной пары (в одной тележке-двух) деталь собственника (давальческое сырье) после среднего ремонта в размере 32 086 рублей; сборка-разборка тормозной рычажной передачи при выкатке и подкатке тележки в размере 12 рублей 55 копеек; регулировка тормозной рычажной передачи (при необходимости) в размере 67 рублей 03 копейки; сбор за подачу и уборку вагона в размере 2 319 рублей 33 копейки; услуга по оформлению документации (ВУ-25) на поврежденный грузовой вагон в размере 1 256 рублей.
Согласно платежного поручения N 2267 от 29.07.2020 стоимость работ за текущий ремонт вагона N 42300061 была полностью оплачена.
ООО "Архбум" коммерческая организация, чьей целью является получение прибыли за предоставление железнодорожного подвижного состава.
Между ООО "Архбум" (исполнитель) и АО "Архангельский ЦБК" (заказчик) заключен договор N ТО-2 от 01.09.2019 по предоставлению железнодорожного подвижного состава (Вагонов) для осуществления железнодорожных перевозок грузов заказчика.
Вагон N 42300061 следовал под погрузку в адрес заказчика АО "Архангельский ЦБК" согласно транспортной железнодорожной накладной N ЭЙ899762.
В связи с повреждением колесных пар грузовой вагон N 42300061 был выведен из эксплуатации для проведения текущего ремонта. С момента нахождения в текущем ремонте в течении 4 дней, согласно телеграммы б/н от 04.08.2020, до выхода вагона из ремонта согласно формы (ВУ- 36) N 44 от 07.08.2020 ООО "Архбум" не дополучено доходов на 3 800 рублей из расчета 950 рублей в сутки за пользование одного вагона.
Согласно ст. 393 ГК РФ должник обязан возместить кредитору убытки, причиненные неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств.
Указанное требование закона корреспондирует обязанность должника возместить убытки, причиненные неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства.
Возмещение убытков - это мера гражданско-правовой ответственности. Поэтому ее применение возможно лишь при наличии условий ответственности, предусмотренных законом. Лицо, требующее возмещение убытков, должно доказать факт нарушения обязательства контрагентом, наличие и размер понесенных истцом убытков, причинную связь между правоотношением и убытками.
Согласно статье 105 Устава ОАО РЖД при повреждении или утрате перевозчиком принадлежащих грузоотправителям, грузополучателям, другим юридическим или физическим лицам вагонов, контейнеров или их узлов и деталей перевозчик такие вагоны, контейнеры обязан отремонтировать либо возместить владельцу вагонов, контейнеров стоимость ремонта или фактическую стоимость поврежденных или утраченных вагонов, контейнеров или их узлов и деталей. Кроме того, перевозчик возмещает убытки, понесенные владельцем вагонов, контейнеров вследствие их повреждения или утраты.
Ответчик признал вину в повреждении колёсных пар истца, о чём составлен соответствующий акт. Обточка колесных пар является следствием повреждения. Колёсная пара теряет технические характеристики после обточки.
Стоимость потери жизненного цикла ж. д. колеса N 1175-80431-2017 составляет 17 000 рублей.
Стоимость потери жизненного цикла ж. д. колеса N 1175-80872-2017 составляет 10 200 рублей.
ООО "Архбум осуществляет операторскую деятельность по предоставлению железнодорожного подвижного состава заказчикам.
По причине выбытия вагонов из оборота с целью проведения текущего ремонта из-за повреждения колёсной пары вагона, ООО "Архбум" не получало прибыль в период простоя вагона в ремонте.
ООО "Архбум" коммерческая организация, чей целью является извлечение прибыли из постоянного, непрерывного оборота и предоставления вагонов заказчикам. Данный вагон в период проведения ремонта не мог эксплуатироваться организацией, и соответственно не приносил прибыли.
Согласно абз. 2 п. 3. Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2016 года N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса РФ об ответственности за нарушение обязательств". В то же время в обоснование размера упущенной выгоды кредитор вправе представлять не только доказательства принятия мер и приготовлений для ее получения, но и любые другие доказательства возможности ее извлечения.
На основании п. 14. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" По смыслу статьи 15 ГК РФ, упущенной выгодой является неполученный доход, на который увеличилась бы имущественная масса лица, право которого нарушено, если бы нарушения не было.
Поскольку упущенная выгода представляет собой неполученный доход, при разрешении споров, связанных с ее возмещением, следует принимать во внимание, что ее расчет, представленный истцом, как правило, является приблизительным и носит вероятностный характер. Это обстоятельство само по себе не может служить основанием для отказа в иске.
ООО "Архбум", как логистическая организация, не имеет возможности предоставления Заявок с номерами, идентифицирующими заказанный вагон, так как заявки подаются на конкретный вид вагона (лесной, крытый и т. д.) без указания номеров.
Таким образом, остаток исковых требований складывается из суммы утраты жизненного цикла ж.д. колеса и упущенной выгоды: 27200 + 3 800 = 31 000 рублей.
Доводы апелляционной жалобы заявителя подлежат отклонению исходя из следующего.
Выражая несогласие с принятым судебным актом, ответчик указывает на непривлечение к участию в деле СПАО "Ингосстрах".
В соответствии с частью 1 статьи 51 АПК РФ третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, могут вступить в дело на стороне истца или ответчика до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела в первой инстанции арбитражного суда, если этот судебный акт может повлиять на их права или обязанности по отношению к одной из сторон. Согласно части 2 статьи 51 АПК РФ третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, пользуются процессуальными правами и несут процессуальные обязанности стороны, за исключением права на изменение основания или предмета иска, увеличение или уменьшение размера исковых требований, отказ от иска, признание иска или заключение мирового соглашения, предъявление встречного иска, требование принудительного исполнения судебного акта.
Из приведенных положений законодательства следует, что третьими лицами являются предполагаемые субъекты материальных правоотношений, взаимосвязанных со спорным правоотношением, которые являются предметом судебного разбирательства, вступающие в начавшийся между первоначальными сторонами процесс с целью защиты своих субъективных прав либо охраняемых законом интересов.
Таким образом, критерием привлечения к участию в деле третьих лиц является прямой юридический интерес, выражающийся в том, что решение по делу может создать, изменить или прекратить субъективные права или обязанности третьего лица по отношению к одной из сторон в споре применительно к предмету спора или повлечь факт нарушения лично принадлежащих ему прав или возложения на него обязанностей вынесенным решением.
Исходя из изложенного, оснований для привлечения СПАО "Ингосстрах" к участию в настоящем деле, предусмотренных частью 2 статьи 51 АПК РФ, не имелось.
Вопреки позиции заявителя, документально им способ расчёта убытков, приведенного истцом не опровергнут. Определенный истцом расчёт убытков соответствует природе возникновения заявленных убытков и обстоятельствам настоящего дела.
Разрешая спор, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства, дал правовую оценку установленным обстоятельствам и постановил законное и обоснованное решение. Выводы суда соответствуют обстоятельствам дела. Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения, судом допущено не было.
Учитывая изложенное, у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания, предусмотренные статьей 270 АПК РФ, для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 110, 176, 266 - 268, пунктом 1 статьи 269, статьями 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 03 декабря 2021 года по делу N А40-142406/21 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Арбитражный суд Московского округа только по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
Е.А. Птанская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-142406/2021
Истец: ООО "АРХБУМ"
Ответчик: ОАО "РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ"