г. Москва |
|
07 апреля 2022 г. |
Дело N А40-251488/21 |
Резолютивная часть постановления объявлена 31 марта 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 07 апреля 2022 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Верстовой М.Е.,
судей: Веклича Б.С., Сергеевой А.С.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Кулиш А.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Банка "Развитие-столица" (АО)
на решение Арбитражного суда г. Москвы от "21" января 2022 г.
по делу N А40-251488/2021, принятое судьёй Г.Э. Смирновой
по заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 12 по Московской области (ИНН 5010031007, ОГРН 1045013600004)
к Банку "Развитие-столица" (АО) (ИНН 7709345294, ОГРН 1027739067861)
о признании отказа Банка "Развитие-Столица" (АО) в предоставлении документов по требованию от 24.08.2021 N 15-69424, по требованию от 21.09.2021 N 15-76811 неправомерным,
об обязании Банка "Развитие-Столица" (АО) представить в ИФНС России N 9 по городу Москве документы по требованиям
при участии в судебном заседании:
от МИФНС N 12 по Московской области - Ивкина М.А. по доверенности от 28.02.2022;
от ответчика - Бочарников С.В. по доверенности от 30.03.2022;
от ИФНС России N 9 по городу Москве - Тарасенко А.В. по доверенности от 20.12.2021
УСТАН О ВИ Л:
МИФНС России N 12 по Московской области (далее - заявитель, инспекция, налоговый орган) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к АО Банк "Развитие-Столица (далее - банк, ответчик) о признании отказа АО Банк "Развитие-Столица" в предоставлении документов по требованию от 24.08.2021 N 15- 69424, по требованию от 21.09.2021 N 15-76811 неправомерным, об обязании АО Банк "Развитие-Столица" представить в ИФНС России N 9 по г. Москве документы по требованиям. В настоящем судебном заседании рассматривается дело по существу.
Решением Арбитражного суда города Москвы иск удовлетворен.
Не согласившись с судебным актом суда первой инстанции, заявитель подал апелляционную жалобу, в которой просит отменить решение Арбитражного суда города Москвы, принять новый судебный акт об отказе в иске.
Заявитель считает судебный акт незаконным, необоснованным и подлежащим отмене в связи с тем, суд первой инстанции применил нормы права, не подлежащие применению, не применил нормы права, подлежащие к применению, а также неверно установил обстоятельства, имеющие значение для дела.
Полагает, что Банк был вправе предоставлять налоговому органу только документы (информацию), касающиеся деятельности проверяемого налогоплательщика, указанного в требовании налогового органа от 01.10.2021 N 15-69424.
В судебном заседании Девятого арбитражного апелляционного суда представитель ответчика поддержал доводы апелляционной жалобы, просил ее удовлетворить.
В судебном заседании Девятого арбитражного апелляционного суда представители истца возражал против удовлетворения апелляционной жалобы.
Через канцелярию Девятого арбитражного апелляционного суда поступил отзыв.
Девятый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело по правилам статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив доводы апелляционной жалобы, исследовав и оценив представленные доказательства, не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта Арбитражного суда города Москвы на основании следующего.
Согласно п. 1 ст. 82 НК РФ налоговым контролем признается деятельность уполномоченных органов по контролю за соблюдением налогоплательщиками, налоговыми агентами и плательщиками сборов законодательства о налогах и сборах в порядке, установленном НК РФ. Налоговый контроль проводится должностными лицами налоговых органов в пределах своей компетенции посредством налоговых проверок, получения объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сбора, проверки данных учета и отчетности, осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли), а также в других формах, предусмотренных НК РФ.
В силу п. 2.1 ст. 86 НК РФ банки обязаны выдавать налоговым органам имеющиеся в распоряжении копии паспортов лиц, имеющих право на получение (распоряжение) денежных средств, находящихся на счете клиента, доверенностей на получение (распоряжение) денежных средств, находящихся на счете клиента, документов, определяющих отношения по открытию, ведению и закрытию счета клиента (включая договор на открытие счета, заявление на открытие (закрытие) счета, договор на обслуживание с использованием системы "клиент - банк", документы и информацию, предоставляемые клиентом (его представителями) при открытии счета), карточек с образцами подписей и оттиска печати, а также информацию в электронной 3 форме или на бумажном носителе о бенефициарных владельцах (включая информацию, полученную банком при идентификации бенефициарных собственников), выгодоприобретателях (включая информацию в отношении отдельных операций или за определенный период), представителях клиента в течение трех дней со дня получения мотивированного запроса налогового органа в случаях, предусмотренных настоящим пунктом. Копии документов (информация) могут быть запрошены налоговыми органами в отношении организации (индивидуального предпринимателя) - в случаях проведения налоговой проверки в отношении этого лица, истребования у него документов (информации) в соответствии со статьей 93.1 настоящего НК РФ, вынесения в отношении этого лица решения о взыскании налога и (или) принятия решения о приостановлении операций по счетам этого лица, решения о приостановлении переводов его электронных денежных средств, решения об отмене приостановления операций по счетам этого лица и (или) решения об отмене приостановления переводов электронных денежных средств этого лица.
Как следует из материалов дела, на основании поручения 2 Межрайонной ИФНС России N 12 по Московской области от 23.08.2021 N 1929 Инспекция ФНС России N 9 по г. Москве направила в адрес АО Банк "РазвитиеСтолица" требование от 24.08.2021 N 15-69424 о предоставлении документов (информации).
Согласно поручению об истребовании документов и требованию о предоставлении документов у банка запрошены документы и информация в отношении клиента банка ООO "ХАНТЕР" (ИНН/КПП 7718742900/771801001). Поручение и требование направлено в адрес банка на основании статей 86, 93.1 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) в связи с проведением выездной налоговой проверкой налогоплательщика ООО "РУСТМАШ" (ИНН/КПП 5078019486/507801001).
В ответ на требование от 24.08.2021 N 15-69424 о предоставлении документов (информации) письмом от 03.09.2021 N 15/1216 банк сообщил о невозможности исполнения запроса в связи с тем, что у него отсутствуют правовые основания для исполнения требования N 15-69424 от 24.08.2021 о предоставлении документов (информации), поскольку банк не является контрагентом ООО "РУСТМАШ", сделок и взаимоотношений с ООО "РУСТМАШ" не имеет, также ООО "РУСТМАШ" не является клиентом банка, находящемся на расчетно-кассовом обслуживании. Также на основании поручения Межрайонной ИФНС России N 12 по Московской области от 20.09.2021 N 2124 Инспекция ФНС России N 9 по г. Москве направила в адрес банка требование от 21.09.2021 N 15-76811 о предоставлении документов (информации). Согласно поручению об истребовании документов и требованию о предоставлении документов у банка запрошены документы и информация в отношении клиента банка ООО "ХАНТЕР" (ИНН/КПП 7718742900/771801001). Поручение и требование направлено в адрес банка на основании статей 86, 93.1 НК РФ в связи с проведением выездной налоговой проверкой налогоплательщика ООО "КОВЧЕГ СТРОЙ" (ИНН/КПП 5078020555/507801001).
В ответ на требование от 21.09.2021 N 15-76811 о предоставлении документов (информации) письмом от 01.10.2021 N 15/1288 банк сообщил о невозможности исполнения запроса в связи с тем, что у него отсутствуют правовые основания для исполнения требования от 21.09.2021 N 15-76811 о предоставлении документов (информации), поскольку документы, перечисленные в требовании не относятся к деятельности ООО "КОВЧЕГ СТРОЙ", а касаются взаимоотношений банка с ООО "ХАНТЕР" (ИНН/КПП 7718742900/771801001).
Согласно п. 1 ст. 93.1 НК РФ должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, вправе истребовать у контрагента, у лица, которое осуществляет (осуществляло) ведение реестра владельцев ценных бумаг, или у иных лиц, располагающих документами (информацией), касающимися деятельности проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента), эти документы (информацию), в том числе связанные с ведением реестра владельца ценных бумаг. Налоговый орган, должностное лицо которого вправе истребовать документы (информацию) в соответствии с пунктами 1, 2 и 2.1 настоящей статьи, направляет поручение об истребовании документов (информации), касающихся деятельности налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента), в налоговый орган по месту учета лица, у которого должны быть истребованы указанные документы (информация). При этом в поручении указывается, при проведении какого мероприятия налогового контроля либо что в связи с наличием недоимки и задолженности по пеням и штрафам возникла необходимость в представлении документов (информации), а при истребовании информации относительно конкретной сделки указываются также сведения, позволяющие идентифицировать эту сделку (п. 3 ст. 93.1 НК РФ).
Требования ИФНС России N 9 по г. Москве от 24.08.2021 N 15-69424, от 21.09.2021 N 15-76811 о представлении документов (информации) составлены в полном соответствии с положениями Приказа ФНС России от 07.11.2018 N ММВ-7-2/628@, в требованиях указано основание для истребования документов (информации) и срок представления документов (информации), наименования истребуемых документов, период, к которому они относятся, указаны реквизиты и иные индивидуализирующие признаки документов, истребуемая информация, наименование мероприятия налогового контроля, при проведении которого возникла необходимость в представлении документов.
Суд указал в решении, что в силу ст. 93.1 НК РФ налоговый орган вправе истребовать у контрагента проверяемого налогоплательщика и иных лиц документы об их деятельности с другими 4 организациями, имеющие отношение к предмету налоговой проверки, с целью последующего сопоставления их данных с данными, отраженными в документах проверяемого налогоплательщика. Данная норма не содержит ограничений относительно круга лиц, которые обладают документами (информацией) касающихся деятельности налогоплательщика, а тем более не ограничивает налоговый орган в истребовании у данных лиц имеющихся документов.
Суд пришел к обоснованному выводу об удовлетворении заявления МИФНС России N 12 по Московской области о признании отказа АО Банк "РазвитиеСтолица" в предоставлении документов по требованию от 24.08.2021 N 15-69424, по требованию от 21.09.2021 N 15-76811 неправомерным, об обязании АО Банк "Развитие-Столица" представить в ИФНС России N 9 по г. Москве документы по требованиям.
Доводы апелляционной жалобы заявителя не содержат фактов, которые не были бы проверены и не оценены судом первой инстанции при рассмотрении дела, имели бы юридическое значение и влияли на законность и обоснованность судебного акта.
Арбитражный суд города Москвы полно, всесторонне и объективно установил и рассмотрел обстоятельства дела, представленным доказательствам дана надлежащая правовая оценка с позиции их относительности, допустимости и достоверности, правильно применил нормы материального и процессуального права.
В соответствии с частью 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы относятся на заявителя.
Руководствуясь ст.ст. 176, 266-268, п. 1 ст. 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда г. Москвы от "21" января 2022 г. по делу N А40-251488/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
М.Е. Верстова |
Судьи |
Б.С. Веклич |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-251488/2021
Истец: МЕЖРАЙОННАЯ ИНСПЕКЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ N 12 ПО МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Ответчик: АО БАНК "РАЗВИТИЕ-СТОЛИЦА"
Третье лицо: ИФНС N 9 ПО Г.МОСКВЕ