г. Москва |
|
08 апреля 2022 г. |
Дело N А40-70837/21 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 апреля 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 08 апреля 2022 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Савенкова О.В.,
судей Александровой Г.С., Бондарева А.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Киселевым А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
Департамента городского имущества города Москвы
на решение Арбитражного суда города Москвы от 02.11.2021
по делу N А40-70837/21, принятое судьей Хорлиной С.С.,
по иску Департамента городского имущества города Москвы (ОГРН 1037739510423)
к АО "Вимм-Билль-Данн" (ИНН 7713085659, ОГРН 1027739768924)
третьи лица: Оганесов Артём Арсенович; ПАО "Россети Московский регион"
об установлении границ образуемого земельного участка,
при участии в судебном заседании представителей:
от истца: Нагорный В.И. по доверенности от 29.12.2021, диплом 106405 0532127 от 03.07.2017;
от ответчика: Федоров Р.В. по доверенности от 14.11.2019, диплом N БВС 0729631 от 28.04.2000;
от третьих лиц: не явились, извещены;
УСТАНОВИЛ:
Департамент городского имущества города Москвы (далее - истец, Департамент) обратился в Арбитражный суд г.Москвы с иском к акционерному обществу "Вимм-Билль-Данн" (далее - ответчик, АО "Вимм-Билль-Данн") об установлении границ образуемого земельного участка по адресу: г.Москва, внутригородская территория муниципальный округ Москворечье-Сабурово, 2-й Котляковский переулок, земельный участок 12/7 в соответствии с координатами поворотных точек, указанными в межевом плане от 16.09.2019 г., подготовленном ГБУ МосгорБТИ.
В порядке ст. 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора привлечены кадастровый инженер Оганесов Артём Арсенович, ПАО "РОССЕТИ МОСКОВСКИЙ РЕГИОН".
Решением Арбитражного суда города Москвы от 02.11.2021 по делу N А40-70837/21 в удовлетворении иска отказано.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, истец обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просил отменить решение суда первой инстанции и вынести новый судебный акт об удовлетворении иска. Заявитель апелляционной жалобы указывает на неполное выяснение судом обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела, нарушение судом норм материального права.
В судебном заседании апелляционной инстанции представитель истца требования апелляционной жалобы поддержал по изложенным в ней мотивам, просил решение суда первой инстанции отменить и вынести новый судебный акт об удовлетворении иска.
Представитель ответчика требования апелляционной жалобы не признал. Просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Девятый арбитражный апелляционный суд, изучив материалы дела, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, проверив все доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность обжалуемого решения в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 АПК РФ, считает, что решение суда первой инстанции подлежит частичной отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 3-му лицу ПАО "Россети Московский регион Россети Московский регион" принадлежит на праве собственности объект недвижимости (нежилое здание 77:05:0005003:5959), расположенный по адресу: г.Москва, пер. Котляковский 2-й, д. 12, строен. 7, о чем в ЕГРП содержится запись регистрации 77-77-24/021/2009-430 от 16.07.2009.
Для дальнейшего понуждения собственника здания с кадастровым номером 77:05:0005003:5959 по адресу: г.Москва, пер. Котляковский 2-й, д. 12, строен. 7, к оформлению земельно-правовых отношений на земельный участок Департаментом издано распоряжение от 05.08.2019 N 30153Б "Об утверждении схемы расположения земельного участка по адресу: г.Москва, пер. Котляковский 2-й, вл. 12/7 на кадастровом плане территории".
В связи с необходимостью корректного установления адреса образуемого земельного участка Департаментом издано распоряжение от 13.01.2021 N 824Б "Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории", предусматривающее проведение кадастровых работ с целью постановки земельного участка по адресу: г.Москва, внутригородская территория муниципальный округ Москворечье-Сабурово, 2-й Котляковский переулок, земельный участок 12/7, на государственный кадастровый учет.
В соответствии с п. 9 распоряжение от 05.08.2019 N 30153Б утратило силу.
При этом проектная площадь земельного участка 65 кв.м., а также координаты характерных точек границ земельного участка (приложение к распоряжению Департамента от 13.01.2021 N 824Б) не изменились в сравнении с ранее утвержденными (приложение к распоряжению от 05.08.2019 N 30153Б).
Департамент на основании п. 1 ст. 125 ГК РФ, п. п. 1, 6.10, 6.31 Положения о Департаменте, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 20.02.2013 N 99-ПП "Об утверждении Положения о Департаменте городского имущества города Москвы" является функциональным органом исполнительной власти города Москвы, осуществляющим функции по разработке и реализации государственной политики в сфере управления и распоряжения движимым и недвижимым имуществом города Москвы, в том числе жилыми помещениями, земельными участками, находящимися на территории города Москвы, государственная собственность на которые не разграничена, приватизации имущества города Москвы, выполнения полномочий собственника в отношении имущества города Москвы, использования, охраны и учета земель на территории города Москвы, осуществляет защиту интересов города Москвы в установленной сфере деятельности в судах, арбитражных судах, третейских судах и от имени субъекта Российской Федерации обращается в суд с настоящим иском.
В соответствии с п. 1 постановления Правительства Москвы от 18.11.2014 N 675-ПП Департаментом ведется работа по образованию земельных участков из земельных участков, находящихся на территории города Москвы, государственная собственность на которые не разграничена, включая проведение кадастровых работ, а также постановку образованных земельных участков на государственный кадастровый учет с целью оформления земельно-правовых отношений.
Согласно ст. 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с одним из следующих документов:
1) проект межевания территории, утвержденный в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации (далее- ГрдК РФ);
2) проектная документация о местоположении, границах, площади и об иных количественных и качественных характеристиках лесных участков;
3) утвержденная схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена ст. 11.10 ЗК РФ.
В соответствии со ст. 11.10 ЗК РФ схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории. В схеме расположения земельного участка указывается площадь каждого образуемого земельного участка и в случае, если предусматривается образование двух и более земельных участков, указываются их условные номера (пункт 1). Схема расположения земельного участка утверждается решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченных на распоряжение находящимися в государственной или муниципальной собственности земельными участками, если иное не предусмотрено ЗК РФ (п. 13).
На основании п. 1 ст. 39.20 ЗК РФ если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
Как указано в ст. 17 Федерального закона от 18.06.2001 N 78-ФЗ "О землеустройстве" (далее - Закон N 78-ФЗ) межевание границ земельных участков представляет собой работы по установлению на местности границ участков с закреплением таких границ межевыми знаками и определению их координат.
Межевание объекта землеустройства включает в себя следующие работы: определение границ объекта землеустройства на местности и их согласование; закрепление на местности местоположения границ объекта землеустройства межевыми знаками и определение их координат или составление иного описания местоположения границ объекта землеустройства; изготовление карты (плана) объекта землеустройства.
Согласно ч. 8 ст. 22 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ) местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части.
Согласно п. 3 ст. 22 Закона N 218-ФЗ в случае, если в соответствии с федеральным законом местоположение границ земельных участков подлежит обязательному согласованию, межевой план должен содержать сведения о проведении такого согласования.
Распоряжение от 05.08.2019 N 30153Б в установленном порядке передано подрядной организации ГБУ МосгорБТИ в рамках утвержденного государственного задания для проведения кадастровых работ за счет средств бюджета города Москвы.
В ходе выполнения кадастровых работ в связи с образованием земельного участка из земель, находящихся в государственной собственности, расположенного по адресу: г.Москва, пер. Котляковский 2-й, вл. 12/7, было выявлено несоответствие ранее установленных границ смежного земельного участка с кадастровым номером 77:05:0005003:12 (границы 29-н2-н9-н8-н7-н6-25). Границы 29-н2-н9-н8-н7-н6-25 установлены в соответствии с фактическими границами объекта капитального строительства с кадастровым номером 77:05:0005003:5959, который существует на местности более 15 лет.
Истец указал, что с целью исключения пересечения границ образуемого земельного участка с земельным участком с кадастровым номером 77:05:0005003:12 подрядной организацией подготовлен проект межевого плана, в состав которого дополнительно включены сведения о корректировке границ вышеуказанного земельного участка согласно письму Минэкономразвития России от 27.03.2019 N 4448-ИМ/Д23 "Об устранении несоответствии в местоположении границ земельных участков; графически сведения об указанных корректировках отражены разделе "Чертеж земельных участков и их частей".
Земельный участок с кадастровым номером 77:05:0005003:12 площадью 64423 кв.м. с адресным ориентиром: г.Москва, проезд Варшавский 1-й, вл. 6, предоставлен ответчику по договору аренды от 31.10.2001 N М-05-017694.
Межевой план был направлен для проведения согласования местоположения границ ответчику.
Ответчик отказал в согласовании местоположения границ (письмо от 14.12.2020 N ИС-33422/20).
Согласно письму Министерства экономического развития Российской Федерации от 10.10.2011 N Д23-4229 возможность пересечения границ здания и границ земельных участков, на которых расположено здание (строение, сооружение), действующим законодательством не допускается.
В соответствии с п. 5 ст. 40 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О кадастровой деятельности" споры, не урегулированные в результате согласования местоположения границ, после оформления акта согласования границ разрешаются в установленном ЗК РФ порядке.
Ответчик ссылался на то, что земельный участок с кадастровым номером 77:05:0005003:12 предоставлен ответчику в аренду по договору долгосрочной аренды земельного участка и заключен сроком до 05.12.2025 г.
Согласно п. 1.1. Дополнительного соглашения от 07.02.2020 г. к указанному договору аренды названный земельный участок предоставлен ответчику в пользование на условиях аренды для проектирования и строительства (реконструкции) объектов капитального строительства в соответствии с Градостроительным планом земельного участка от 23.04.2019 г. N RU77161000-044052, а именно: промышленно-производственная деятельность.
В течение 20-ти лет ответчик пользуется указанным земельным участком, ведет хозяйственную деятельность по производству продуктов питания, в границах участка расположены объекты капитального строительства (на участке находятся построенные нежилые здания Царицынского молочного комбината Филиала АО "Вимм-Билль-Данн").
30.04.2020 г. ответчик получил разрешение на строительство N 77-161000-018881-2020 Комитета государственного строительного надзора города Москвы, в соответствии с которым на участке с кадастровым номером 77:05:0005003:12 разрешено строительство объекта капитального строительства.
Арендуемый ответчиком земельный участок является смежным с участком, расположенным по адресу: г.Москва, 2-ый Котляковский пер., вл. 12/7.
Как указано в иске, ПАО "Россети Московский регион" принадлежит на праве собственности объект недвижимости (нежилое здание 77:05:0005003:5959), расположенное по адресу: г.Москва, 2-ый Котляковский пер., д. 12, строение 7, но земельный участок, на котором расположено здание, собственником здания не поставлен на государственный кадастровый учет.
Ответчик посчитал невозможным согласование границ местоположения образуемого земельного участка по адресу: г.Москва, 2-ый Котляковский пер., вл. 12/7, в связи с нарушением прав ответчика на арендуемый им земельный участок, так как ответчик в течение 20-лет арендует земельный участок площадью 64423 кв.м. с установленными точками координат и зарегистрированный в соответствии с действующим законодательством.
Согласование местоположения границ образуемого нового земельного участка приведет к уменьшению площади арендуемого ответчиком земельного участка.
Сотрудником ГБУ МосгорБТИ кадастровым инженером Оганесовым А.А. на согласование ответчику был представлен межевой план, в соответствии с которым граница арендуемого ответчиком участка уточняется путем корректировки в меньшую сторону, уменьшается на 8 кв.м.
Также ответчик возражал против согласования местоположения границ образуемого участка в связи с тем, что данное согласование повлечет необходимость внесения изменений в проектную документацию, в строительную документацию, последующую государственную регистрацию изменений, приведет к задержке в реализации проекта по строительству на участке объекта капитального строительства.
Ответчиком в письменной форме были предоставлены в адрес ГБУ МосгорБТИ возражения в согласовании местоположения границ образуемого участка с обоснованием отказа (N 858 от 02.12.2020 г.).
Ответчиком не было согласовано с ГБУ МосгорБТИ местоположение границ образуемого земельного участка.
По мнению ответчика, уменьшение площади арендуемого им земельного участка является изъятием. Изъятие части арендуемого земельного участка является незаконным и нарушающим права и законные интересы ответчика. Основания для изъятия части земельного участка у ответчика отсутствуют, условия изъятия не соблюдены. Цель изъятия не соответствует требованиям земельного законодательства.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, Арбитражный суд города Москвы принял во внимание, что согласно п. 1 ст. 64 ЗК РФ земельные споры рассматриваются в судебном порядке. В частности, к таким спорам относятся споры смежных землепользователей о границах земельных участков, об устранении нарушений права, не связанных с лишением владения.
На основании п. 2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 10, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 22 от 29 апреля 2010 года "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" (далее - постановление Пленумов ВС РФ и ВАС РФ N 10/22) к искам о правах на недвижимое имущество относятся, в частности, иски об установлении границ земельного участка.
Согласно ч. 1 ст. 4 АПК РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном названным Кодексом.
Как указано в п. 2 ст. 16 ЗК РФ, разграничение государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации (федеральную собственность), собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований (муниципальную собственность) осуществляется в соответствии с Кодексом и федеральными законами.
В соответствии с абз 5 п. 2 ст. 3.3 Федерального закона от 25.10.2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 137-ФЗ) распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга, Севастополя в отношении земельных участков, расположенных в границах указанных субъектов, если законами указанных субъектов не установлено, что данные полномочия осуществляются органами местного самоуправления внутригородских муниципальных образований субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга, Севастополя.
На основании п. 2 ст. 4 Закона г.Москвы от 19.12.2007 N 48 "О землепользовании в городе Москве" органы исполнительной власти города Москвы осуществляют распоряжение земельными участками, находящимися в собственности города Москвы; земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена; иными земельными участками в соответствии с федеральным законодательством.
В силу п. 2 ст. 209 ГК РФ собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие законом правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.
Согласно п. 1 ст. 39 Закона N 221-ФЗ местоположение границ земельных участков подлежит в установленном настоящим законом порядке обязательному согласованию с лицами, указанными в части 3 данной статьи (далее - заинтересованные лица), в случае, если в результате кадастровых работ уточнено местоположение границ земельного участка, в отношении которого выполнялись соответствующие кадастровые работы, или уточнено местоположение границ смежных с ним земельных участков, сведения о которых внесены в государственный кадастр недвижимости.
В соответствии с п. 4 ст. 40 Закона N 221-ФЗ если местоположение соответствующих границ земельных участков не согласовано заинтересованным лицом или его представителем и такое лицо или его представитель представили в письменной форме возражения относительно данного согласования с обоснованием отказа в нем, в акт согласования местоположения границ вносятся записи о содержании указанных возражений. Представленные в письменной форме возражения прилагаются к межевому плану и являются его неотъемлемой частью.
Земельным участком признается часть земной поверхности, имеющая характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи (п. 3 ст. 6 ЗК РФ; ч. 8 ст. 22 Закона N 218-ФЗ).
Границы являются главным индивидуализирующим признаком земельного участка и определяются при выполнении кадастровых работ по межеванию (ч. 4.2 ст. 1 Закона N 221-ФЗ; ч. 2 ст. 8 Закона N 218-ФЗ).
На основании п. 7 ст. 38 Закона N 221-ФЗ, ч. 8 ст. 22 Закона N 218-ФЗ местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части.
Материалами дела подтверждается, что земельный участок с кадастровым номером 77:05:0005003:12 поставлен на кадастровый учет до введения в действие Закона N 221-ФЗ, соответственно, имеет статус "ранее учтенный" и имел кадастровый номер 770505003012, что подтверждается приложением к договору аренды от 31.10.2001 N М-05-017694
Согласно п. 5 Методических рекомендаций по проведению межевания объектов землеустройства, утвержденных Федеральной службой земельного кадастра России 17.02.2003 г. (далее - Методические рекомендации), межевание объектов землеустройства проводится в соответствии с заданием на выполнение работ. Задание подготавливается заказчиком или по его поручению подрядчиком на основе проекта территориального землеустройства или сведений государственного земельного кадастра о земельном участке (участках), предоставляемых в виде выписок в форме кадастровой карты (плана) земельного участка (территории). Задание утверждается заказчиком. Технический проект также подлежит утверждению заказчиком (п. 10.4 Методических рекомендаций).
Результаты согласования границ оформляются актом (актами) согласования границ объекта землеустройства, который подписывается всеми участниками процедуры согласования границ, включая исполнителя работ (п. 14.4 Методических рекомендаций).
Согласованные границы объекта землеустройства закрепляются межевыми знаками, фиксирующими на местности местоположение поворотных точек границ объекта землеустройства (п. 14.5 Методических рекомендаций).
В соответствии с абз. 3 п. 2 постановления Пленумов ВС РФ и ВАС РФ N 10/22 к искам о правах на недвижимое имущество относятся, в частности, иски об установлении границ земельного участка.
Как указано выше, ответчик пользуется земельным участком с кадастровым номером 77:05:0005003:12, находящемся по адресу: г.Москва, 1-ый Варшавский проезд, д.6, на основании договора аренды на протяжении 20-ти лет. Указанный участок имеет определенные границы и площадь 64423 кв.м.
Суд первой инстанции согласился с позицией ответчика о том, что удовлетворение исковых требований фактически приведет к уменьшению размеров арендуемого земельного участка против воли арендатора, то есть фактически к изъятию части указанного земельного участка.
Следовательно, по существу исковые требования Департамента направлены на прекращение права аренды на указанный земельный участок в существующих границах и площади, изъятию части данного земельного участка.
Учитывая изложенные обстоятельства, суд первой инстанции пришел к выводу об отказе в удовлетворении заявленных исковых требований.
В суде апелляционной инстанции Департамент ходатайствовал о проведении по делу землеустроительной экспертизы.
Ответчик, возражая против удовлетворения заявленного истцом ходатайства, указал, согласно ст.268 АПК РФ дополнительные доказательства принимаются судом апелляционной инстанции только в том случае, если сторона по делу обосновала невозможность их представления в суд первой инстанции по причинам, не зависящим от нее, и представила доказательства уважительности этих причин.
Вопрос о представлении новых доказательств и назначении судебной землеустроительной экспертизы в суде первой инстанции не рассматривался.
На основании ч.1 ст.82 АПК РФ для разъяснения возникающих при рассмотрении дела вопросов, требующих специальных знаний, арбитражный суд назначает экспертизу по ходатайству лица, участвующего в деле, или с согласия лиц, участвующих в деле.
В случае если такое ходатайство не поступило или согласие не было получено, оценка требований и возражений сторон осуществляется судом с учетом положений ст. 65 АПК РФ о бремени доказывания исходя из принципа состязательности, согласно которому риск наступления последствий несовершения соответствующих процессуальных действий несут лица, участвующие в деле (часть 2 статьи 9 Кодекса).
Ответчик указал, что в суде первой инстанции ни одной из сторон по делу не было заявлено ходатайство о назначении экспертизы.
Судопроизводство в арбитражном суде осуществляется на основе состязательности, при этом лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий (ч. 1 и ч. 2 ст. 9 АПК РФ).
Лица, участвующие в деле, должны добросовестно пользоваться всеми принадлежащими им процессуальными правами (ч. 2 ст. 41 АПК РФ).
В настоящем деле у сторон была возможность рассмотреть вопрос о назначении по делу судебной землеустроительной экспертизы в суде первой инстанции, однако ни истец, ни 3-и лица не воспользовались своими процессуальными правами.
Кроме того, по мнению ответчика, проведение судебной землеустроительной экспертизы по данному делу фактически приведет к подмене процедуры изъятия земельного участка. Правильное разрешение настоящего спора возможно без проведения экспертизы путем исследования и оценки представленных в материалы дела документов, а также обстоятельств по настоящему спору.
Сущность судебной землеустроительной экспертизы состоит в анализе предоставляемых судом в распоряжение эксперта материальных объектов экспертизы, а также различных документов с целью установления фактических данных, имеющих значение для правильного разрешения дела.
Например, предметом землеустроительной экспертизы может являться проверка наличия реестровой ошибки или пересечения границ сформированных земельных участков. При этом результатом проведения экспертизы должны быть предложения по исправлению реестровой ошибки или по устранению пересечения границ сформированных земельных участков.
В данном случае участок, расположенный по адресу: г. Москва, 1-ый Варшавский проезд, Д.6., с кадастровым номером 77:05:0005003:12, находящийся в пользовании ответчика, был сформирован в установленных границах и поставлен на кадастровый учет 01.01.2007 г., то есть до введения в действие Закона N 221-ФЗ, соответственно имеет статус ранее учтенный и имел ранее кадастровый номер 770505003012, что подтверждается приложением к договору аренды N М-05-017694 от 31.10.2001 г. Указанный участок поставлен на учет как объект права в установленных границах по координатам точек согласно кадастровому плану (приложение 2а к договору аренды N М-05-017694 от 31.10.2001 г.)
Ответчик пользуется спорным земельным участком площадью 64423 на протяжении 20-ти лет. Договор аренды заключен сроком до 05.12.2025 г.
В соответствии с публичной кадастровой картой указанный участок имеет определенные границы и площадь.
В то время как смежный земельный участок, распложенный по адресу: г.Москва, 2-ый Котляковский пер, вл. 12/7, на котором распложено здание, принадлежащее ПАО "Россети Московский регион", как объект прав не сформирован и его границы в соответствии с требованиями законодательства не установлены.
В связи с этим ответчик возражает против позиции истца о том, что имеется пересечение границ смежных земельных участков.
Девятый арбитражный апелляционный суд соглашается с позицией ответчика о том, что истец фактически избрал ненадлежащий способ защиты своего права, так как фактически просит суд провести кадастровые работы и установить новые границы земельного участка ответчика, что приведет к незаконному изъятию части земельного участка из пользования ответчика.
Изъятие части арендуемого земельного участка в таком порядке невозможно.
Отказывая в удовлетворении требований об установлении границ образуемого земельного участка, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что по существу исковые требования Департамента направлены на прекращение права на арендуемый ответчиком земельный участок в существующих границах и площади, то есть фактически к изъятию части земельного участка против воли арендатора.
Согласно со ст. 279 ГК РФ изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены земельным законодательством.
Основания для изъятия земельных участков для государственных и муниципальных нужд определены ст. 49 ЗК РФ.
Исходя из положений ст. 279 ГК РФ, ст. 49 ЗК РФ изъятие земельного участка для государственных и муниципальных нужд осуществляется на основании решения исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления и заключения соглашения с правообладателем земельного участка (ст. 56.7 ЗК РФ).
Учитывая изложенные обстоятельства, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отказе в удовлетворении ходатайства истца о проведении по делу землеустроительной экспертизы.
При таких обстоятельствах, приведенные в апелляционной жалобе ответчика доводы не нашли правового и документального обоснования, фактически направлены на переоценку выводов суда первой инстанции и не могут являться основанием к отмене судебного акта.
Судом первой инстанции исследованы обстоятельства, имеющие значение для настоящего дела, дана надлежащая оценка доводам сторон и имеющимся в деле доказательствам.
Оценив все имеющиеся доказательства по делу, арбитражный апелляционный суд считает, что обжалуемый судебный акт соответствует нормам материального права, а содержащиеся в нем выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. Нарушений норм процессуального права арбитражным апелляционным судом не установлено. И у арбитражного апелляционного суда отсутствуют основания для отмены или изменения решения Арбитражного суда г. Москвы.
Руководствуясь ст.ст. 110, 176, 266-268, п. 1 ст. 269, 271 АПК РФ, суд -
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 02.11.2021 по делу N А40-70837/21 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить Департамента городского имущества города Москвы (ОГРН 1037739510423) из депозита Девятого арбитражного апелляционного суда 194648 (Сто девяносто четыре тысячи шестьсот сорок восемь) рублей 64 коп., перечисленных для проведения экспертизы по платежному поручению от 02.03.2022 г. N 2151.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
О.В. Савенков |
Судьи |
Г.С. Александрова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-70837/2021
Истец: ДЕПАРТАМЕНТ ГОРОДСКОГО ИМУЩЕСТВА ГОРОДА МОСКВЫ
Ответчик: АО "ВИММ-БИЛЛЬ-ДАНН"
Третье лицо: Оганесов Артём Арсенович, ПАО "РОССЕТИ МОСКОВСКИЙ РЕГИОН"