город Омск |
|
11 апреля 2022 г. |
Дело N А81-8605/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 апреля 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 11 апреля 2022 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Котлярова Н.Е.,
судей Ивановой Н.Е., Шиндлер Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Каревой Е.В., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-483/2022) общества с ограниченной ответственностью "Альфа-М" на решение Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 06.12.2021 по делу N А81-8605/2021 (судья Садретинова Н.М.), принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Альфа-М" (ИНН 7743931676, ОГРН 1147746779025) к Главному управлению Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Ямало-Ненецкому автономному округу (629007, ЯНАО, г. Салехард, ул. Республики, д. 28, ОГРН 1048900005252, ИНН 8901015913) об оспаривании предписания Отдела надзорной деятельности и профилактической работы по муниципальному образованию г. Ноябрьск Управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного Управления МЧС России по Ямало-Ненецкому автономному округу от 25.06.2021 N 77/1/1,
в отсутствие лиц, участвующих в споре,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Альфа-М" (ИНН: 7743931676, ОГРН: 1147746779025; далее - ООО "Альфа-М", общество, заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением (с учётом дополнений от 27.10.2021) к Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Ямало-Ненецкому автономному округу (далее - управление, заинтересованное лицо) об оспаривании предписания Отдела надзорной деятельности и профилактической работы по муниципальному образованию г. Ноябрьска (далее - ОНДиПР по МО г. Ноябрьску) Управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного Управления МЧС России по Ямало-Ненецкому автономному округу от 25.06.2021 N 77/1/1 (далее - оспариваемое предписание).
Решением Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 06.12.2021 по делу N А81-8605/2021 (далее - обжалуемое решение) в удовлетворении предъявленных требований отказано.
Не соглашаясь с принятым решением, с апелляционной жалобой обратилось общество, просило обжалуемое решение отменить, принять по делу новый судебный акт, которым признать оспариваемое предписание незаконным.
В обоснование жалобы её заявитель, указал, что судом не оценены доводы общества, касающиеся законности проведения проверочных мероприятий: проверка проводилась с целью контроля исполнения предписания от 31.05.2019 ГПН N 86/1/1, которое обществу не выдавалось. Одним из оснований проведения внеплановой проверки является истечение срока исполнения организацией ранее выданного органом государственного пожарного надзора предписания об устранении выявленного нарушения требований пожарной безопасности. В рассматриваемом случае основанием для проведения внеплановой проверки являлась необходимость проверки выполнения обществом предписания по устранению нарушений требований пожарной безопасности от 31.05.2019 N 86/1/1, выданного обществу с ограниченной ответственностью "Бета Сургут" (далее - ООО "Бета Сургут"), срок исполнения которого истёк 01.05.2020. Вместе с тем, общество не является правопреемником ООО "Бета Сургут" (не ликвидировано). В соответствии с дополнительным соглашением от 03.06.2019 к договору аренды N БС-57-07/2016 нежилого помещения от 29.04.2016, общество является новым арендатором нежилого помещения, обществу не выдавалось предписание, проверку исполнения которого проводил государственный орган.
От управления 28.02.2022 поступил отзыв на апелляционную жалобу.
Стороны, надлежащим образом извещенные в соответствии со статьей 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, явку своих представителей в заседание суда апелляционной инстанции не обеспечили. На основании части 1 статьи 266, части 3 статьи 156 АПК РФ апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие неявившихся участников арбитражного процесса.
Как усматривается из материалов дела, во исполнение распоряжения главного государственного инспектора г. Ноябрьска по пожарному надзору от 06.05.2019 N 86 в период с 15.05.2019 по 21.05.2019 проведена плановая проверка на объекте защиты: здание торгового комплекса "Зодиак" (далее - ТК "Зодиак"), расположенное по адресу: г. Ноябрьск, ул. В. Цоя, дом 19.
По результатам проверки в помещениях магазина "Красное и белое" ООО "Бета-Сургут" выявлены нарушения требований пожарной безопасности.
31.05.2019 ООО "Бета-Сургут" выдано предписание от 31.05.2019 N 86/1/1 об устранении выявленных нарушений со сроком исполнения 01.05.2020.
С целью контроля исполнения предписания от 31.05.2019 N 86/1/ на основании распоряжения от 06.10.2020 N 123 главного государственного инспектора г. Ноябрьска по пожарному надзору уполномоченным на проведение проверки должностным лицом органа пожарного надзора проведена плановая проверка в отношении ООО "Бета-Сургут".
В ходе проверки выяснилось, что в соответствии с дополнительным соглашением от 03.06.2019 к договору аренды N БС-57-07/2016 нежилого помещения от 29.04.2016 ООО "Бета-Сургут" (арендатор) и ООО "Альфа М" (новый арендатор) заключили дополнительное соглашение о нижеследующем:
В соответствии с пунктом 1 дополнительного соглашения от 03.06.2019 к договору аренды N БС-57-07/2016 нежилого помещения от 29.04.2016 арендатор передает с согласия арендодателя свои права и обязанности по договору аренды N БС-57-07/2016 нежилого помещения от 29.04.2016, заключенного сторонами договора в отношении нежилого помещения с кадастровым номером: 89:12:110709:3337, расположенного по адресу: ЯНАО, город Ноябрьск, улица В.Цоя, дом 19, новому арендатору.
В связи с тем, что ООО "Бета-Сургут" с 20.08.2020 передало свои права и обязанности арендатора ООО "Альфа-М", контрольное мероприятие было снято с контроля.
В связи с тем, что объект защиты (помещения магазина "Красное и Белое", расположенные в ТЦ "Зодиак" по адресу: г. Ноябрьск, ул. В. Цоя д. 19), в котором ранее осуществляло свою деятельность ООО "Бета-Сургут", в соответствии с дополнительным соглашением от 03.06.2019 к договору аренды N БС-57-07/2016 нежилого помещения от 29.04.2016 передан ООО "Альфа-М" (ОГРН 1147746779025, ИНН 7743931676) ОНДиПР по МО г. Ноябрьску направил в адрес директора ООО "Альфа-М" Михайленко К.В. действующее предписание по устранению нарушений требовании пожарной безопасности от 31.05.2019 N 86/1/1, с разъяснением, что предметом проверки является соблюдение на объекте защиты, используемом (эксплуатируемом) организацией в процессе осуществления своей деятельности, требовании пожарной безопасности.
На основании статей 6, 6.1 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", статей 10 - 14 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", статьи 66 приказа МЧС России от 30.11.2016 N 644 "Об утверждении Административного регламента Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий исполнение государственной функции по надзору за выполнением требований пожарной безопасности", дополнительного соглашения от 03.06.2019 к договору аренды нежилого помещения от 29.04.2016, распоряжения от 21.05.2021 N 77 в период с 31.05.2021 по 25.06.2021 государственным инспектором г. Ноябрска" по пожарному надзору в присутствии представителя ООО "Альфа-М" по доверенности N 373 от 01.02.2021 Меньшиковым Владимиром Викторовичем была проведена внеплановая проверка в отношении ООО "Альфа-М" (помещений торгового центра "Зодиак", эксплуатируемых ООО "Альфа-М") по соблюдению обязательных требований пожарной безопасности.
Из материалов проверки следует, что 25.06.2021 в 15 часов 00 минут в ходе проверки помещении торгового центра "Зодиак", расположенного по адресу: г. Ноябрьск, ул. Цоя, д. 19, были выявлены нарушения требовании пожарной безопасности, а именно:
- в нарушение требований статей 4, 6, 53, 89, 83 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее - Закон N 123-ФЗ), пунктов 4.2.1., 4.2.2 СП 1.13130.2009 из помещений подвального этажа, где располагается магазин "Красное и белое", отсутствует второй эвакуационный выход;
- в нарушение статей 6, 56, 58 Закона N 123-ФЗ, пункта 7.2 СП 7.13130.2013 из торгового зала магазина "Красное и белое", не имеющего естественного освещения, расположенного в подвальном этаже, не предусмотрена система вытяжной противодымной вентиляции для удаления продуктов горения при пожаре;
- в нарушение части 6 статьи 83 Закона N 123-ФЗ, прил. А п. А.4 СП 5.13130.2009 кладовое помещение в магазине "Красное и белое" не оборудовано автоматическими дымовыми пожарными извещателями;
- в нарушение части 1 статьи 82, табл. 23 Закона N 123-ФЗ помещение склада не отделено от торгового зала противопожарной перегородкой 1-го типа с заполнением проема противопожарными дверями с пределом огнестойкости EI30;
- в нарушение части 6 статьи 134 Закона N 123-ФЗ допускается отделка стен путей эвакуации материалами, с показателями пожарной опасности, превышающими КМ2.
Результаты проверки зафиксированы в акте проверки от 25.06.2021 N 77.
25.06.2021 ООО "Альфа-М" заинтересованным лицом выдано предписание N 77/1/1, в соответствии с которым обществу предписано в срок до 01.11.2021 устранить вышеуказанные нарушения требований пожарной безопасности.
С предписанием не согласилось ООО "Альфа-М", обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным.
По результатам рассмотрения заявления общества принято решение Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 06.12.2021 по делу N А81-8605/2021, являющееся предметом апелляционного обжалования.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены, исходя из следующего.
Общие правовые, экономические и социальные основы обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации урегулированы Федеральным законом от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Федеральный закон N 69-ФЗ, Закон N 69-ФЗ). Техническим регламентом о требованиях пожарной безопасности, ППР N 390 и другими правовыми актами.
Согласно статье 1 Федерального закона N 69-ФЗ пожарная безопасность - состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров; требования пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом; нарушение требований пожарной безопасности - невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности.
В соответствии с частью 1 статьи 1 Закона N 123-ФЗ, настоящий закон принят в целях защиты жизни, здоровья, имущества граждан и юридических лиц, государственного и муниципального имущества от пожаров, определяет основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности и устанавливает общие требования пожарной безопасности к объектам защиты (продукции), в том числе к зданиям, сооружениям и строениям, промышленным объектам, пожарно-технической продукции и продукции общего назначения.
В силу части 1 статьи 4 Закона N 123-ФЗ техническое регулирование в области пожарной безопасности представляет собой установление в нормативных правовых актах Российской Федерации и нормативных документах по пожарной безопасности требований пожарной безопасности к продукции, процессам проектирования, производства, эксплуатации, хранения, транспортирования, реализации и утилизации.
К нормативным правовым актам Российской Федерации по пожарной безопасности относятся федеральные законы о технических регламентах, федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, устанавливающие обязательные для исполнения требования пожарной безопасности, а к нормативным документам по пожарной безопасности относятся национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности (нормы и правила) (части 2, 3 статьи 4 Закона N 123-ФЗ).
В соответствии частями 3 и 4 Закона N 123-ФЗ к нормативным правовым актам Российской Федерации по пожарной безопасности относятся, также, технические регламенты, принятые в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, устанавливающие обязательные для исполнения требования пожарной безопасности. К нормативным документам по пожарной безопасности относятся национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности, а также иные документы, содержащие требования пожарной безопасности, применение которых на добровольной основе обеспечивает соблюдение требований настоящего Федерального закона.
Согласно статье 151 Закона N 123-ФЗ со дня вступления в силу настоящего Федерального закона до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов требования к объектам защиты (продукции), процессам производства, эксплуатации, хранения, транспортирования, реализации и утилизации (вывода из эксплуатации), установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, подлежат обязательному исполнению в части, не противоречащей требованиям настоящего Федерального закона.
В силу пункта 2 части 1 статьи 6 Закона N 123-ФЗ пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной при выполнении условий: в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", и нормативными документами по пожарной безопасности.
В соответствии со статьей 6 Федерального закона N 69-ФЗ и подпунктом "е" пункта 9 Положения о федеральном государственном пожарном надзоре, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 12.04.2012 N 290, государственные инспекторы по пожарному надзору вправе выдавать организациям и гражданам обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных нарушений требований пожарной безопасности.
В силу статьи 37 Федерального закона N 69-ФЗ руководители организаций обязаны выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны.
Согласно статье 38 Федерального закона N 69-ФЗ собственники имущества, а также лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций, несут ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством.
К лицам, уполномоченным владеть, владеть пользоваться и распоряжаться имуществом в соответствии со статьями 606, 615 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) относятся и арендаторы и субарендаторы.
При этом заявитель жалобы полагает, что в рассматриваемом случае основанием для проведения внеплановой проверки являлась необходимость проверки выполнения обществом предписания по устранению нарушений требований пожарной безопасности от 31.05.2019 N 86/1/1, выданного ООО "Бета Сургут", срок исполнения которого истёк 01.05.2020. Вместе с тем, общество не является правопреемником ООО "Бета Сургут" (не ликвидировано). В соответствии с дополнительным соглашением от 03.06.2019 к договору аренды N БС-57-07/2016 нежилого помещения от 29.04.2016, общество является новым арендатором нежилого помещения, обществу не выдавалось предписание, проверку исполнения которого проводил государственный орган.
Действительно, из материалов дела не следует, что общество является правопреемником ООО "Бета Сургут".
Однако между обществом (новый арендатор) и ООО "Бета Сургут" (арендатор) было заключено с дополнительное соглашение от 03.06.2019 к договору аренды N БС-57-07/2016 нежилого помещения от 29.04.2016, согласно которому арендатор передал с согласия арендодателя свои права и обязанности по договору аренды N БС-57-07/2016 нежилого помещения от 29.04.2016, заключенному сторонами договора в отношении нежилого помещения с кадастровым номером: 89:12:110709:3337, расположенного по адресу: ЯНАО, город Ноябрьск, улица В.Цоя, дом 19, новому арендатору.
Таким образом, по смыслу Федерального закона N 69-ФЗ, 606, 615 ГК РФ ООО "Альфа-М" несёт ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством в проверяемом управлением и арендуемом обществом помещении.
При получении помещений в аренду общество должно было удостовериться в соответствии их нормам действующего законодательства, в том числе в области пожарной безопасности. Эксплуатация помещений без устранения указанных выше нарушений свидетельствует о нарушении обществом требований пожарной безопасности.
Кроме того, общество, ссылаясь на то, что ему не выдавалось предписание об устранении выявленных нарушений, искажает фактические обстоятельства дела.
Обществу было направлено в адрес директора ООО "Альфа-М" Михайленко К.В. действующее (выданное ООО "Бета Сургут") предписание по устранению нарушений требовании пожарной безопасности от 31.05.2019 N 86/1/1, с разъяснением, что предметом проверки является соблюдение на объекте защиты, используемом (эксплуатируемом) организацией в процессе осуществления своей деятельности, требовании пожарной безопасности.
То есть общество было осведомлено о вменяемых нарушениях требований пожарной безопасности. При этом никаких законных оснований полагать, что общество освобождено от необходимости устранения нарушений требований пожарной безопасности, ранее не устранённых ООО "Бета Сургут", не имеется.
Далее в период с 31.05.2021 по 25.06.2021 государственным инспектором в присутствии представителя ООО "Альфа-М была проведена внеплановая проверка в отношении помещений торгового центра "Зодиак", эксплуатируемых ООО "Альфа-М", по соблюдению обязательных требований пожарной безопасности.
25.06.2021 в 15 часов 00 минут в ходе проверки помещении торгового центра "Зодиак", расположенного по адресу: г. Ноябрьск, ул. Цоя, д. 19, были выявлены нарушения требовании пожарной безопасности и зафиксированы в акте проверки от 25.06.2021 N 77.
25.06.2021 обществу выдано предписание N 77/1/1, в соответствии с которым предписано в срок до 01.11.2021 устранить вышеуказанные нарушения требований пожарной безопасности.
Относительно содержания предписания от 25.06.2021 N 77/1/1.
Апелляционная жалоба не содержит критики относительно вменённых оспариваемым предписанием нарушений пожарной безопасности.
Обществом в материалы дела не представлены доказательства наличия: в здании второго эвакуационного выхода, системы вытяжной противодымной вентиляции для удаления продуктов горения при пожаре, доказательства оснащенности кладового помещения в магазине "Красное и белое" автоматическими дымовыми пожарными извещателями, доказательства того, что помещение склада отделено от торгового зала противопожарной перегородкой 1-го типа с заполнением проема противопожарными дверями, доказательства, опровергающие факт отделки стен путей эвакуации материалами, с показателями пожарной опасности, превышающими КМ2.
Суд первой инстанции верно заключил, что оспариваемое предписание содержит описание выявленных нарушений и ссылки на подлежащие исполнению положения действующего законодательства в сфере пожарной безопасности и является реально исполнимым способами, не противоречащими положениям действующего законодательства. Содержащиеся в предписании требования соответствуют целям защиты жизни, здоровья, имущества граждан и юридических лиц от пожаров и не нарушают права и законные интересы заявителя в сфере экономической деятельности, поскольку возлагают на него исключительно предусмотренные законом обязанности и не создает препятствия для осуществления им своей предпринимательской деятельности.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что материалами дела подтверждается факт совершения обществом вменяемых нарушений противопожарной безопасности, указанных в акте проверки, ввиду чего у заинтересованного лица имелись основания для вынесения оспариваемого предписания, содержащего требования об устранении выявленных нарушений.
Конкретных доводов несогласия в части установленных управлением нарушений требований пожарной безопасности заявитель жалобы не приводит, в силу чего основания для их оценки апелляционным судом отсутствуют.
При таких обстоятельствах оспариваемое предписание правомерно признано судом первой инстанции законным и обоснованным.
Нормы материального права применены арбитражным судом первой инстанции правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Таким образом, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда не имеется, апелляционная жалоба общества удовлетворению не подлежит.
Судебные расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы в соответствии со статьей 110 АПК РФ относятся на ее подателя.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 06.12.2021 по делу N А81-8605/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Альфа-М" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Н.Е. Котляров |
Судьи |
Н.Е. Иванова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А81-8605/2021
Истец: ООО "Альфа-М"
Ответчик: Главное Управление Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Ямало-Ненецкому автономному округу "
Третье лицо: Управление надзорной деятельности и профилактической работы Отдел надзорной деятельности и профилактической работы по муниципальному образованию город Ноябрьск