г. Владимир |
|
07 апреля 2022 г. |
Дело N А79-8239/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 31.03.2022.
В полном объеме постановление изготовлено 07.04.2022.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Белышковой М.Б., судей Гущиной А.М., Кастальской М.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Калининой Ю.А., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства сельского хозяйства Чувашской Республики на решение Арбитражного суда Чувашской Республики-Чувашии от 23.12.2021 по делу N А79-8239/2021, принятое по заявлению Федерального государственного бюджетного научного учреждения "Федеральный аграрный научный центр Северо-Востока имени Н.В. Рудницкого" о признании недействительными уведомлений Министерства сельского хозяйства Чувашской Республики от 11.08.2021 N 05/26-5631,
N 05/26-5632, N 05/26-5633, N 05/26-5634, N 05/26-5635, при участии в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - Министерства финансов Чувашской Республики.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о дате, времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку представителей в судебное заседание не обеспечили.
Исследовав материалы дела, Первый арбитражный апелляционный суд установил следующее.
Федеральное государственное бюджетное научное учреждение "Федеральный аграрный научный центр Северо-Востока имени Н.В. Рудницкого" (далее - Учреждение, ФГБНУ) заключило с Министерством сельского хозяйства Чувашской Республики (далее - Министерство, заявитель) соглашения о предоставлении субсидий, предусмотренных Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 11.02.2020 N 43 "О мерах по стимулированию развития приоритетных подотраслей промышленного комплекса и развития малых форм хозяйствования" (далее - Постановление N43) и утвержденными им Правилами предоставления субсидий из республиканского бюджета Чувашской Республики на возмещение части затрат на закладку и (или) уход за многолетними насаждениями и (или) на раскорчевку выбывших из эксплуатации многолетних насаждений (приложение N 2); предоставления субсидий из республиканского бюджета Чувашской Республики на возмещение части затрат на обеспечение прироста производства зерновых и зернобобовых культур (приложение N 11), (далее- вместе- Правила).
Министерство в адрес заявителя направило уведомления от 11.08.2021 N 05/26-5631, от 11.08.2021 N 05/26-5632, от 11.08.2021 N 05/26-5633, от 11.08.2021 N 05/26-5634, от 11.08.2021 N 05/26-5635, в соответствии с которыми Учреждению необходимо возвратить перечисленные по соглашению субсидии в течение семи дней со дня получения уведомления.
Основанием для направления указанных уведомлений послужил вывод Министерства о том, что указанные выше Правила не предусматривают возможность предоставления субсидий бюджетным учреждениям, и, соответственно, субсидия на возмещение части затрат ФГБНУ не могла быть предоставлена.
Не согласившись с уведомлениями Министерства, Учреждение обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании их недействительными.
Арбитражный суд Чувашской Республики-Чувашии, руководствуясь статьями 71, 198, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), Правилами, утвержденными Постановлением N 43 (далее - Правила), решением от 23.12.2021 заявленное требование удовлетворил, оспариваемые уведомления Министерства признал недействительными.
Не согласившись с принятым судебным актом, Министерство обратилось в арбитражный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда и принять по делу новый судебный акт, в связи с неправильным применением норм материального права.
Министерство в апелляционной жалобе приводит доводы о том, что предоставление субсидий Учреждению, как бюджетной организации, противоречит положениям статьи 78 Бюджетного кодекса российской Федерации (далее - БК РФ).
Кроме того заявитель обращает внимание суда на то, что предоставление субсидий бюджетному учреждению могло осуществляться только по результатам конкурсного отбора, однако Правила, в рамках которых ФГБНУ обращалось с заявлениями о предоставлении субсидий не предусматривают проведения конкурсной процедуры
Подробно доводы приведены заявителем в апелляционной жалобе.
Учреждение, Министерство финансов Чувашской Республики отзывы на апелляционную жалобу не представили.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, Первый арбитражный апелляционный не установил правовых оснований для отмены решения суда первой инстанции.
По смыслу части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 АПК РФ для признания ненормативного правового акта органа, осуществляющего публичные полномочия, недействительным необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Статья 78 БК РФ содержит общие положения, позволяющие предоставлять субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов.
При этом статьей 78.1 БК РФ установлены специальные нормы, касающиеся предоставления субсидий бюджетным и автономным учреждениям.
Согласно абзацу 2 пункта 1 статьи 78.1 БК РФ из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации могут предоставляться субсидии бюджетным и автономным учреждениям на иные цели.
Из абзаца 3 пункта 1 статьи 78.1 БК РФ следует, что порядок определения объема и условия предоставления субсидий в соответствии с абзацем вторым настоящего пункта из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Порядок определения объема и условия предоставления субсидий в соответствии с абзацем 2 настоящего пункта из федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов, местных бюджетов устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией или уполномоченными ими органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления.
Приложение N 11 Правил регламентирует цели, условия и порядок предоставления сельскохозяйственным товаропроизводителям (за исключением граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, и сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативов), научным организациям. профессиональным образовательным организациям, образовательным организациям высшего образования, которые в процессе научной, научно-технической и (или) образовательной деятельности осуществляют производство масличных культур, их первичную и последующую (промышленную) переработку, а также организациям и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим производство, первичную и (или) последующую (промышленную) переработку масличных культур и (или) их реализацию, субсидий на возмещение части затрат (без учета налога на добавленную стоимость) на производство масличных культур (далее также соответственно - получатель субсидии, субсидия) за счет средств республиканского бюджета Чувашской Республики, а также средств, поступивших в республиканский бюджет Чувашской Республики из федерального бюджета на указанные цели, не возмещаемых в рамках иных направлений государственной поддержки в соответствии с государственной программой Чувашской Республики "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Чувашской Республики", утвержденной постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 26.10.2018 N 433 (далее- государственная программа ЧР).
Пунктом 2.2. Правил установлено, что субсидии за счет средств федерального бюджета и республиканского бюджета Чувашской Республики, включая субсидии сверх уровня софинансирования, предоставляются получателям субсидий, имеющим площади под сельскохозяйственными культурами, засеянные (планируемые к засеву) оригинальными, элитными семенами, гибридами первого поколения, посадочным материалом сельскохозяйственных растений, приобретенными у организаций, занимающихся производством семян и (или) их подготовкой к посеву (с полным технологическим циклом их подготовки к посеву в соответствии с принятой технологией по каждой сельскохозяйственной культуре), или у лиц, уполномоченных этими организациями, по ставке па 1 гектар посевной площади, засеянной элитными семенами.
Приложение N 2 Правил регламентируют цели, условия и порядок предоставления сельскохозяйственным товаропроизводителям (за исключением граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, и сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативов), а также организациям и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим производство, первичную и (или) последующую (промышленную) переработку сельскохозяйственной продукции (далее также - получатель субсидии), субсидий на возмещение части затрат (без учета налога на добавленную стоимость) на закладку и (или) уход за многолетними насаждениями (до вступления в товарное плодоношение, но не более 3 лет с момента закладки для садов интенсивного типа), включая питомники, в том числе на установку шпалеры, и (или) противоградовой сетки (включая стоимость шпалеры и противоградовой сетки), и (или) систем орошения, и (или) раскорчевку выбывших из эксплуатации многолетних насаждений (в возрасте 20 лет и более начиная от года закладки при условии наличия у сельскохозяйственных товаропроизводителей проекта на закладку многолетних насаждений на раскорчеванной площади), за счет средств республиканскою бюджета Чувашской Республики, а также средств, поступивших в республиканский бюджет Чувашской Республики из федерального бюджета на указанные цели, в рамках государственной программы ЧР.
Пунктом 2.2. Правил установлено, что субсидии за счет средств федерального бюджета и республиканского бюджета Чувашской Республики предоставляются на закладку и (или) уход за многолетними насаждениями получателям субсидий, имеющим площади закладки и (или) ухода за многолетними насаждениями.
Субсидии предоставляются в целях реализации государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2012 N 717, и государственной программы ЧР, предусматривающих оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям (за исключением граждан, ведущих личное подсобное хозяйство) в форме предоставления средств из республиканского бюджета Чувашской Республики сельскохозяйственным товаропроизводителям (за исключением граждан, ведущих личное подсобное хозяйство), имеющим (планирующим) посевы сельскохозяйственных культур на территории Чувашской Республики.
Как следует из материалов дела, условия предоставления субсидии Учреждением полностью соблюдены.
Вступившим в законную силу решением суда по делу N А79-6128/2018 установлено, что Учреждение является сельскохозяйственным товаропроизводителем.
В соответствии с частью 1 статьи 3 Федерального закона от 29.12.2006 N 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства" в целях настоящего Федерального закона сельскохозяйственными товаропроизводителями признаются организация, индивидуальный предприниматель (далее - сельскохозяйственный товаропроизводитель), осуществляющие производство сельскохозяйственной продукции (в том числе органической продукции), ее первичную и последующую (промышленную) переработку (в том числе на арендованных основных средствах) в соответствии с перечнем, утверждаемым Правительством Российской Федерации, и реализацию этой продукции при условии, что в доходе сельскохозяйственных товаропроизводителей от реализации товаров (работ, услуг) доля дохода от реализации этой продукции составляет не менее чем семьдесят процентов за календарный год.
Вышеперечисленные Правила предусматривают предоставление субсидий для сельскохозяйственных товаропроизводителей (за исключением граждан, ведущих личное подсобное хозяйство и сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативов) в области растениеводства и не содержат каких-либо ограничений па получение субсидий государственными бюджетными учреждениями.
Пунктом 3.1. Правил предусмотрено, что возврат средств республиканского бюджета Чувашской Республики осуществляется:
в случае выявления фактов нарушения условий предоставления субсидии - в размере всей предоставленной суммы субсидии;
в случае нецелевого использования субсидии - в размере суммы нецелевого использования субсидии;
в случае недостижения результата предоставления субсидии, значения показателя предоставления субсидии.
Министерство в течение 10 рабочих дней со дня выявления им и (или) органами государственного финансового контроля факта нарушения условий, целей и порядка предоставления субсидий, установленных настоящими Правилами и соглашением, направляет получателю субсидии уведомление о возврате в республиканский бюджет Чувашской Республики указанных средств в течение одного месяца со дня уведомления.
Министерством, вопреки требованиям части 1 статьи 65, части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не представлено в материалы дела доказательств наличия условий для возврата ранее предоставленных Учреждению сумм субсидий.
Поэтому суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии правовых оснований для направления заявителем Учреждению уведомлений от 11.08.2021 N 05/26-5631, N 05/26-5632, N 05/26-5633, N 05/26-5634, N 05/26-5635.
Указанные уведомления о возврате субсидий не соответствуют действующему законодательству и нарушают права и законные интересы ФГБНУ в сфере экономической деятельности.
Положениями Правил предусмотрено предоставление субсидий для сельскохозяйственных товаропроизводителей, в том числе и государственным учреждениям (за исключением граждан, ведущих личное подсобное хозяйство) в области растениеводства, а также в области развития производства семенного картофеля, семян овощных культур открытого грунта, семян кукурузы, семян подсолнечника, семян сахарной свеклы, льна-долгунца, технической конопли и овощей открытого грунта.
Каких-либо ограничений на получение субсидий государственными бюджетными учреждениями Правилами не установлено.
С учетом изложенного суд первой инстанции правомерно удовлетворил заявленное Учреждением требование.
Доводы апелляционной жалобы не свидетельствуют о наличии оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта по основаниям, предусмотренным статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Арбитражный суд Чувашской Республики - Чувашии полно и всесторонне выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда соответствуют обстоятельствам дела, нормы материального права применены правильно.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Заявитель апелляционной жалобы от уплаты государственной пошлины освобожден.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Чувашской Республики-Чувашии от 23.12.2021 по делу N А79-8239/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства сельского хозяйства Чувашской Республики - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий судья |
М.Б. Белышкова |
Судьи |
А.М. Гущина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А79-8239/2021
Истец: Федеральное государственное бюджетное научное учреждение "Федеральный аграрный научный центр Северо-Востока имени Н.В. Рудницкого"
Ответчик: Министерство сельского хозяйства Чувашской Республики
Третье лицо: Министерство финансов Чувашской Республики, Первый арбитражный апелляционный суд, Чувашский НИИСХ - филиал ФГБНУ ФАНЦ Северо-Востока