г. Москва |
|
21 февраля 2024 г. |
Дело N А41-66078/23 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 февраля 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 21 февраля 2024 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Коновалова С.А.,
судей Пивоваровой Л.В., Семушкиной В.Н.,
при ведении протокола судебного заседания Лилицким Г.Ю.,
при участии в судебном заседании:
от Межрайонной ИФНС России N 14 по Московской области: Иснюк Е.И., по доверенности от 09.01.2024;
от Администрации Ленинского городского округа Московской области: не явились, извещены;
от Администрации городского поселения Горки Ленинские Ленинского муниципального района: не явились, извещены;
от ОСФР по г. Москве: не явились, извещены,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Администрации Ленинского городского округа Московской области и Администрации городского поселения Горки Ленинские Ленинского муниципального района на решение Арбитражного суда Московской области от 05.12.2023 по делу N А41-66078/23, по заявлению Администрации городского поселения Горки Ленинские Ленинского муниципального района Московской области, Администрации Ленинского городского округа Московской области к Межрайонной ИФНС России N 14 по Московской области о взыскании; к ОСФР по г. Москве и Московской области о принятии решения о возврате излишне уплаченных страховых взносов,
УСТАНОВИЛ:
Администрация Ленинского городского округа и Администрация городского поселения Горки Ленинские Ленинского муниципального района Московской области обратились в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Межрайонной ИФНС России N 14 по Московской области о взыскании излишне уплаченной суммы обязательных платежей в размере 746 723,12 руб., к ОСФР по г. Москве и Московской области о принятии решения о возврате излишне уплаченных страховых взносов за периоды, истекшие до 01.01.2017, а именно страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в сумме 0,67 руб.
Решением Арбитражного суда Московской области от 05.12.2023 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, Администрация Ленинского городского округа Московской области и Администрация городского поселения Горки Ленинские Ленинского муниципального района обратилось в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству размещена на официальном сайте в общедоступной автоматизированной информационной системе "Картотека арбитражных дел" в сети интернет - http://kad.arbitr.ru/ в режиме ограниченного доступа.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта Арбитражного суда Московской области проверены в соответствии со статьями 266 - 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель Инспекции поддержал доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу и просил решение Арбитражного суда Московской области оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Иные лица участвующие в деле и надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку своих представителей в судебное заседание суда апелляционной инстанции не обеспечили.
Апелляционная жалоба рассматривается в соответствии с нормами статей 121-123, 153, 156 АПК РФ, в отсутствие иных представителей, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе публично путем размещения информации на официальном сайте суда www.10aas.arbitr.ru и не заявивших о его отложении, в соответствии с частью 1 статьи 266 и частью 3 статьи 156 АПК РФ.
Исследовав и оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела письменные доказательства, апелляционную жалобу, проверив в порядке статей 266, 268 АПК РФ законность и обоснованность решения суда первой инстанции, Десятый арбитражный апелляционный суд не находит оснований, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для изменения или отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, Решением Совета депутатов Ленинского городского округа Московской области от 27.02.2020 N 4/15 принято решение о ликвидации Администрации городского поселения Горки Ленинские Ленинского муниципального района Московской области, согласно актуальным на дату рассмотрения дела данным ЕГРЮЛ Администрация городского поселения Горки Ленинские Ленинского муниципального района Московской области (ИНН 5003056530, ОГРН 1055011345652) является действующим юридическим лицом, находящимся в стадии ликвидации.
Таким образом, Администрация городского поселения Горки Ленинские Ленинского муниципального района Московской области правоспособность не утратила, правопреемства до ликвидации Администрации городского поселения Горки Ленинские Ленинского муниципального района Московской области с внесением соответствующей записи в ЕГРЮЛ у Администрации Ленинского городского округа в отношении прав и обязанностей Администрации городского поселения Горки Ленинские Ленинского муниципального района Московской области не возникло, в том числе в отношении прав и обязанностей по уплате обязательных платежей.
В связи с чем, суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении требования Администрации Ленинского городского округа.
В отношении требований Администрации городского поселения Горки Ленинские Ленинского муниципального района Московской области суд первой инстанции отказал следующее.
По состоянию на 30.12.2022 Администрации городского поселения Горки Ленинские Ленинского муниципального района Московской области получен Акт сверки расчетов N 022-204485.
Администрация городского поселения Горки Ленинские Ленинского муниципального района Московской области состоит на налоговом учете в Межрайонной ИФНС России N 14 по Московской области с 07.11.2005 г. по настоящее время.
В соответствии со статьей 57 Конституции Российской Федерации и статьями 23, 45 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги и сборы, представлять в налоговый орган по месту учета в установленном порядке налоговые декларации по тем налогам, которые они обязаны уплачивать, нести иные обязанности, предусмотренные законодательством о налогах и сборах.
Согласно подпункту 5 пункта 1 статьи 21 НК РФ налогоплательщики имеют право на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов, пеней, штрафов Налоговые органы обязаны осуществлять возврат или зачет излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов, пеней и штрафов в порядке, предусмотренном Кодексом (пункт 1 статьи 32 НК РФ).
В соответствии с пунктом 6 статьи 78 НК РФ (в редакции действовавшей до 01.01.2023 г.) излишне уплаченный налог подлежит возврату по письменному заявлению налогоплательщика. Решение о возврате суммы излишне уплаченного налога должно быть принято налоговым органом в течение 10 дней со дня получения заявления налогоплательщика о возврате суммы излишне уплаченного налога или со дня подписания налоговым органом и налогоплательщиком акта совместной сверки уплаченных им налогов, если такая совместная сверка проводилась (пункт 8 статьи 78 НК РФ).
По общему правилу, установленному пунктом 9 статьи 78 НК РФ, возврат суммы излишне уплаченного налога производится за счет средств бюджета (внебюджетного фонда), в который произошла переплата, в течение одного месяца со дня подачи заявления о возврате.
Заявление о зачете или о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы (пункт 7 статьи 78 НК РФ).
В то же время данная норма применительно к пункту 3 статьи 79 НК РФ не препятствует налогоплательщику в случае пропуска срока на подачу такого заявления в налоговый орган обратиться непосредственно в суд с иском о возврате из бюджета суммы излишне взысканного налога в порядке арбитражного судопроизводства в течение трех лет со дня, когда он узнал или должен был узнать об этом факте.
В соответствии с пунктом 33 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 N 57 "О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового Кодекса Российской Федерации", согласно подпункту 5 пункта 1 статьи 21 и статье 78 указанного кодекса налогоплательщик имеет право на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных налогов, пеней, штрафа.
06.06.2022 Администрация городского поселения Горки Ленинские Ленинского муниципального района Московской области обратилась в Инспекцию с заявлениями о возврате излишне уплаченного налога, сбора, страховых взносов, пени на общую сумму 746 723,12 руб.
По заявлению N 1 от 06.06.2022 о возврате излишне уплаченных страховых взносов "Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату накопительной пенсии" в размере 0, 67 руб. Инспекцией принято решение от 14.06.2022 г. N 25518 об отказе в связи с тем, что переплата образовалась в период до 01.01.2017 г. (дата по данным инспекции), с указанием причины отказа: для возврата переплаты необходимо обратиться в территориальный Пенсионный фонд Российской Федерации с соответствующим заявлением на возврат.
По заявлению N 2 от 06.06.2022 г. о возврате излишне уплаченного налога "Налог на имущество организации, не вход. в Единую систему газоснабжения" в размере 7 908, 50 руб. Инспекцией принято решение от 14.06.2022 г. N 25523 об отказе в связи с тем, что переплата образовалась в период до 01.01.2016 г. (дата по данным инспекции), с указанием причины отказа: заявление представлено по истечении 3-х лет со дня ее уплаты.
По заявлению N 3 от 06.06.2022 г. о возврате излишне уплаченного пени по "Налог на имущество организации, не вход. в Единую систему газоснабжения" в размере 2 704, 86 руб. Инспекцией принято решение от 14.06.2022 г. N 25522 об отказе в связи с тем, что переплата образовалась 18.05.2016 г. (произведен зачет), с указанием причины отказа: заявление представлено по истечении 3-х лет со дня ее уплаты.
По заявлению N 4 от 06.06.2022 г. о возврате излишне уплаченного налога "Транспортный налог с организации" в размере 744, 40 руб. Инспекцией принято решение от 21.06.2022 г. N 27510 об отказе в связи с тем, что переплата образовалась 28.03.2017 г. в результате уменьшения налога по расчету, с указанием причины отказа: заявление представлено по истечении 3-х лет со дня ее уплаты.
По заявлению N 5 от 06.06.2022 о возврате излишне уплаченных страховых взносов "Страховые взносы на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством за расчетные периоды, истекшие до 1 января 2023 года (сумма платежа (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному за расчетные периоды, истекшие до 1 января 2017 года)" в размере 735 364, 69 руб. Инспекцией принято решение от 14.06.2022 г. N 25520 об отказе в связи с тем, что переплата образовалась 21.06.2017 г. в результате уменьшения налога по расчету, с указанием причины отказа: для возврата переплаты необходимо обратиться в Филиал N 42 Государственного учреждения - Московского областного регионального отделения Фонда социального страхования РФ, с соответствующим заявлением на возврат.
Федеральным законом N 243-ФЗ и Федеральным законом от 03.07.2016 N 250-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование" (далее - Федеральный закон N 250-ФЗ) между налоговыми органами и органами государственных внебюджетных фондов разграничены полномочия администраторов доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в части контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов, установленных Федеральным законом от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Федеральный закон N 212-ФЗ), а также принятия решений о возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 01.01.2017.
Частью 1 статьи 21 Федерального закона N 250-ФЗ установлено, что решение о возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, принимается соответствующими органами Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации в течение 10 рабочих дней со дня получения письменного заявления (заявления, представленного в электронной форме с усиленной квалифицированной электронной подписью по телекоммуникационным каналам связи) страхователя о возврате излишне уплаченных (взысканных) сумм страховых взносов, пеней и штрафов.
При этом в соответствии с частью 2 статьи 21 Федерального закона N 250-ФЗ в случае, если сумма излишне уплаченных страховых взносов возникает вследствие предоставления плательщиком страховых взносов уточненного расчета, указанный в части 1 настоящей статьи срок исчисляется со дня завершения органом Пенсионного фонда Российской Федерации, органом Фонда социального страхования Российской Федерации камеральной проверки указанного расчета.
Согласно части 4 статьи 21 Федерального закона N 250-ФЗ на следующий день после принятия решения о возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов орган Пенсионного фонда Российской Федерации, орган Фонда социального страхования Российской Федерации направляют его в соответствующий налоговый орган.
По заявлению N 1 от 06.06.2022 Администрации городского поселения Горки Ленинские Ленинского муниципального района Московской области о возврате сумм излишне уплаченных страховых взносов "Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату накопительной пенсии" в размере 0, 67 руб. за расчетные периоды, истекшие до 1 января 2017 года, где решением инспекции было отказано в возврате налога (страховых взносов), было предложено обратиться в Пенсионный фонд Российской Федерации для решения вопроса о возврате переплаты.
Из письменных пояснений ОСФР по г. Москве и Московской области следует, что по состоянию на 02.11.2023 переплата городского поселения Горки Ленинские Ленинского муниципального района Московской области за период до 01.01.2017 составляет 0,67 руб. (страховые взносы накопительная часть).
Заявитель указывает в своем заявлении, что по вышеуказанной сумме страховых взносов пенсионным органом (Сообщение о платежах от 10.10.2022 N 208-16-05/6584) отказано в возврате в связи с истекшим сроком давности.
По заявлению N 5 от 06.06.2022 Администрации городского поселения Горки Ленинские Ленинского муниципального района Московской области Фонд социального страхования Российской Федерации о возврате излишне уплаченных страховых взносов "Страховые взносы на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством за расчетные периоды, истекшие до 1 января 2023 года (сумма платежа (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному за расчетные периоды, истекшие до 1 января 2017 года)" в размере 735 364, 69 руб. (переплата образовалась 21.06.2017 г. в результате уменьшения налога по расчету), где решением инспекции было отказано в возврате, было предложено обратиться в Филиал N 42 Государственного учреждения - Московского областного регионального отделения Фонда социального страхования РФ для решения вопроса о возврате.
В отношении указанной суммы в уточненном заявлении заявитель указывает на наличие Решения Филиала N 42 Государственного учреждения - Московского областного регионального отделения Фонда социального страхования РФ от 09.08.2017 N 2308 (л.д. 80) и Решения Филиала N 42 Государственного учреждения - Московского областного регионального отделения Фонда социального страхования РФ от 13.09.2022 N 504222200010802 (л.д. 78), согласно которым были частично выделены (возмещены) средства в сумме 664835,29 руб. и 25675,22 руб. соответственно.
В судебном заседании представитель налогового органа пояснила, что в настоящее время в карточке расчета с бюджетом находится переплата в сумме 735364,69 руб. Данная переплата возникла в результате уменьшения по больничным листам за период до 01.01.2017. Инспекция также подтверждает, что решениями Фонда социального страхования Российской Федерации были средства возмещены средства в указанном размере, однако, программа в которой формируется состояние расчетов, не учитывает выше названные решения о выделении средств в сумме 664835,29 руб. и 25675,22 руб. и продолжает отражать фактически не существующую переплату.
Таким образом, заявленная к взысканию сумма переплаты по страховым взносам "Страховые взносы на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством", возвращена заявителю на основании решений Фонда социального страхования Российской Федерации, в связи с чем отсутствуют основания к взысканию указанной суммы.
Кроме того, по данным налогового органа итоговая сумма переплаты - 746 723,12 руб., совпадает с заявленными требованиями заявителя.
На основании вышеизложенного, а также, учитывая в совокупности все представленные в материалы дела доказательства, суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении требований Администрации городского поселения Горки Ленинские Ленинского муниципального района Московской области в связи с отсутствием законных оснований для их удовлетворения, поскольку выделение средств в суммах 664835,29 руб. и 25675,22 руб. свидетельствует об отсутствии переплаты, а в остальной части заявитель не представил доказательств как возникновения переплаты, так и соблюдения срока на обращение с заявлением о возврате.
В соответствии с правовой позицией, изложенной в постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.04.2012 N 16551/11 и от 11.06.2013 N 17231/12, оценка налогов как излишне уплаченных или излишне взысканных в целях применения положений статей 78, 79 Кодекса должна производиться в зависимости от основания, по которому было произведено исполнение налоговой обязанности, признанной в последующем отсутствующей, а именно: было ли оно произведено на основании налоговой декларации, в которой оспариваемая сумма налога была исчислена налогоплательщиком самостоятельно, либо на основании решения, принятого налоговым органом по результатам налоговой проверки. При этом способ исполнения такой обязанности - самостоятельно налогоплательщиком либо путем осуществления налоговым органом мер по принудительному взысканию - правового значения не имеет.
Излишне уплаченной суммой налога может быть признано зачисление на счета соответствующего бюджета денежных средств в размере, превышающем подлежащие уплате суммы налога за определенные налоговые периоды. Наличие переплаты выявляется путем сравнения сумм налога, подлежащих уплате за определенный налоговый период, с платежными документами, относящимися к тому же периоду, с учетом сведений о расчетах налогоплательщика с бюджетами. Данная позиция изложена в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.02.2006 N 11074/05.
Вопрос определения времени, когда налогоплательщик узнал или должен был узнать об излишнем взыскании налога, надлежит разрешать с учетом оценки совокупности всех имеющих значение для дела обстоятельств, в частности установить причину, по которой произошло излишнее взыскание налога, а также другие обстоятельства, которые могут быть признаны судом в качестве достаточных для признания не пропущенным срока на возврат налога (в частности, причины, по которой налогоплательщик допустил переплату налога, наличия у него возможности для правильного исчисления налога по данным первоначальной налоговой декларации, изменения действующего законодательства в течение рассматриваемого налогового периода), а также других обстоятельств, которые могут быть признаны судом в качестве достаточных для признания срока на возврат налога не пропущенным (Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.02.2009 N 12882/08).
В соответствии с частью 1 статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
В силу положений статьи 68 АПК РФ обстоятельства дела, которые согласно закону должны быть подтверждены определенными доказательствами, не могут подтверждаться в арбитражном суде иными доказательствами.
Заявитель со своей стороны не представил доказательств возникновения переплаты.
Кроме того, право на возврат излишне уплаченных сумм непосредственно связано с наличием переплаты и отсутствием задолженности. Это должно подтверждаться определенными доказательствами, в том числе документами, свидетельствующими о начислении и уплате в бюджет налога. Переплата выявляется путем сравнения сумм налога, подлежащих уплате за определенный налоговый период с платежными документами, относящимися к тому периоду. Данные выводы соответствуют правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 28.02.2006 N 11074/05.
Справка о состоянии расчетов с бюджетом и акт сверки расчетов, выдаваемые налоговыми органами в силу требований публичного законодательства, не могут являться действиями по признанию долга, порождающими правовые последствия, не влекут перерыв течения трехлетнего срока и не устанавливают безусловное право налогоплательщика на предъявление заявления о возврате (зачете) излишне уплаченных сумм налога в течение трех лет со дня осуществления таких действий (принятия решений).
Фактические обстоятельства дела установлены судом первой инстанции в соответствии с представленными в дело доказательствами, основания для установления иных фактических обстоятельств у суда апелляционной инстанции отсутствуют.
Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции всесторонне и полно исследовал и установил фактические обстоятельства дела, дал развернутую оценку доводам участвующих в деле лиц и представленным доказательствам, правильно применил нормы материального и процессуального права.
Все содержащиеся в обжалуемом судебном акте выводы основаны на представленных в материалы дела доказательствах и соответствуют им.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с положениями части 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием к отмене судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
На основании вышеизложенного арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда не имеется, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Московской области от 05.12.2023 по делу N А41-66078/23 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Московского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через суд первой инстанции.
Председательствующий |
С.А. Коновалов |
Судьи |
Л.В. Пивоварова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-66078/2023
Истец: АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ ГОРКИ ЛЕНИНСКИЕ ЛЕНИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ, АДМИНИСТРАЦИЯ ЛЕНИНСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Третье лицо: МЕЖРАЙОННАЯ ИНСПЕКЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ N 14 ПО МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ, Филиал N8 Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российиской Федерации по г. Москве и Московской области