г. Чита |
|
11 апреля 2022 г. |
Дело N А10-5191/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 апреля 2022 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 11 апреля 2022 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Басаева Д.В.,
судей: Сидоренко В.А., Ломако Н.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Жевтневым Р.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу акционерного общества "Читаэнергосбыт" на решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 07 декабря 2021 года по делу N А10-5191/2021,
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Читаэнергосбыт" (ОГРН 1057536132323, ИНН 7536066430, далее - заявитель, АО "Читаэнергосбыт") обратилось в арбитражный суд с заявлением к Республиканской службе государственного строительного и жилищного надзора (ОГРН 1150327025386, ИНН 0326543073, далее - административный орган) о признании недействительным и отмене предписания от 16 июля 2021 года N 510/21-П.
Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора - ТСН "Рябина".
Решением Арбитражного суда Республики Бурятия от 07 декабря 2021 года по делу N А10-5191/2021 в удовлетворении заявленных требований отказано.
АО "Читаэнергосбыт" обратилось в суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить обжалуемый судебный акт в полном объеме по мотивам, изложенным в жалобе.
Апеллянт считает, что выводы суда не основаны на имеющих значение для дела обстоятельствах (наличие договорных отношений между ресурсоснабжающей организацией и ТСН, наличие\отсутствие начислений\оплаты за электрическую энергию, потребленную при содержании общего имущества в МКД в ТСН).
Информация о времени и месте судебного заседания по апелляционной жалобе размещена на официальном сайте апелляционного суда в сети "Интернет" 19.02.2022. Таким образом, о месте и времени судебного заседания лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 АПК РФ.
Лица, участвующие в деле, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили. Руководствуясь частью 2 статьи 200, частью 1 статьи 123 АПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие надлежащим образом извещенных лиц, участвующих в деле.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, проверив соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, на основании обращения жителей многоквартирного дома N 4 по ул. Баирова г. Закаменск о несогласии с размером начисленной платы за ОДН по электрической энергии, по распоряжению Республиканской службы государственного строительного и жилищного надзора от 17.06.2021 N510, в отношении АО "Читаэнергосбыт" проведена внеплановая документарная проверка.
По результатам проверки составлен акт проверки от 16.07.2021 N 510/21-А, согласно которому установлено нарушение Обществом статей 154, 157 Жилищного Кодекса Российской Федерации, а именно: с 01.01.2017 по настоящее время АО "Читаэнергосбыт", являясь ресурсоснабжающей организацией, производит начисление платы за электроэнергию, потребленную при содержании общего имущества в многоквартирном доме, собственникам помещений МКД N4 по ул. Баирова, г. Закаменск, управление которым осуществляется ТСН "Рябина".
По факту выявленного нарушения АО "Читаэнергосбыт" выдано предписание от 16.07.2021 N 510/21-П, которым на заявителя возложена обязанность в срок до 16.08.2021.
- прекратить начисление платы за электрическую энергию, потреблённую при содержании общего имущества в многоквартирном доме, собственникам помещений N 4 ул. Баирова г. Закаменск;
- произвести перерасчет начисленной платы за коммунальные услуги за расчетные периоды 2017-2021 гг. собственникам помещений N 4 ул. Баирова г. Закаменск, исключив из лицевых счетов потребителей плату за электрическую энергию, потреблённую при содержании общего имущества в многоквартирном доме.
Заявитель, не согласившись с указанным предписанием, обратился в суд с заявлением.
Суд первой инстанции, оценив доводы и возражения сторон, а также доказательства, представленные сторонами в обоснование своих требований и возражений, в соответствии со статьёй 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации на предмет их относимости, допустимости, достоверности в отдельности, а также достаточности и взаимной связи в их совокупности, на основе правильного установления фактических обстоятельств по делу, верного применения норм материального и процессуального права сделал обоснованный вывод об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, частям 2 и 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие оспариваемых ненормативного правового акта, решений и действий (бездействий) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 1 статьи 65, части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействий), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействий), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействий), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействия).
На основании части 1 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), Положения о Республиканской службе государственного строительного и жилищного надзора, утвержденного постановлением Правительства Республики Бурятия от 21.09.2015 N 460, оспариваемое предписание выдано заместителем начальника отдела по жилищному надзору в пределах предоставленных полномочий.
Процессуальных нарушений Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" в ходе проведения ответчиком проверки в отношении заявителя судом при рассмотрении дела не установлено.
Выводы суда первой инстанции о соответствии оспариваемого предписания Госстройжилнадзора нормам жилищного законодательства, а также о том, что такое предписание не нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, являются законными и обоснованными.
В соответствии с частью 2 статьи 161 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом:
1) непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме, количество квартир в котором составляет не более чем тридцать;
2) управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом;
3) управление управляющей организацией.
При управлении многоквартирным домом товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом указанные товарищество или кооператив несут ответственность за содержание общего имущества в данном доме в соответствии с требованиями технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, за обеспечение готовности инженерных систем. Указанные товарищество или кооператив могут оказывать услуги и (или) выполнять работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме своими силами или привлекать на основании договоров лиц, осуществляющих соответствующие виды деятельности. При заключении договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией указанные товарищество или кооператив осуществляют контроль за выполнением управляющей организацией обязательств по такому договору, в том числе за оказанием всех услуг и (или) выполнением работ, обеспечивающих надлежащее содержание общего имущества в данном доме, за предоставлением коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах (пункт 2.2).
Способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и может быть выбран и изменен в любое время на основании его решения. Решение общего собрания о выборе способа управления является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме (пункт 3 статьи 161 ЖК РФ).
Отношения, связанные с предоставлением коммунальных услуг гражданам, регулируются Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), в которых используются следующие понятия:
"исполнитель" - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги;
"коммунальные услуги" - осуществление деятельности исполнителя по подаче потребителям любого коммунального ресурса в отдельности или 2 и более из них в любом сочетании с целью обеспечения благоприятных и безопасных условий использования жилых, нежилых помещений, общего имущества в многоквартирном доме, а также земельных участков и расположенных на них жилых домов (домовладений);
"ресурсоснабжающая организация" - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, осуществляющие продажу коммунальных ресурсов.
Согласно пункту 2 Постановление Правительства РФ от 14.02.2012 N 124 "О правилах, обязательных при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами", "исполнитель" - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, на которых возложена обязанность по содержанию общего имущества в многоквартирном доме и (или) предоставляющие потребителю коммунальные услуги в случаях, предусмотренных Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов".
В соответствии с пунктами 8, 9 Правил N 354 исполнителем коммунальных услуг для собственников и пользователей помещений в многоквартирном доме являются управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищный кооператив, иной специализированный потребительский кооператив. Условия предоставления коммунальных услуг определяются в договоре управления многоквартирным домом.
В соответствии с пунктом 40 Правил N 354, исполнителем коммунальных услуг может выступать лицо из числа лиц, указанных в пунктах 9 и 10 настоящих Правил. При этом период времени, в течение которого указанное лицо обязано предоставлять коммунальные услуги потребителям и вправе требовать от потребителей оплаты предоставленных коммунальных услуг, подлежит определению в соответствии с пунктами 14, 15, 16 и 17 настоящих Правил.
Потребитель в многоквартирном доме вносит плату за коммунальные услуги (холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение), предоставленные потребителю в жилом и нежилом помещении в случаях, установленных настоящими Правилами, за исключением случая непосредственного управления многоквартирным домом собственниками помещений в этом доме, а также случаев, если способ управления в многоквартирном доме не выбран либо выбранный способ управления не реализован, при которых потребитель в многоквартирном доме в составе платы за коммунальные услуги (холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение) отдельно вносит плату за коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или нежилом помещении, и плату за коммунальные услуги, потребленные при содержании общего имущества в многоквартирном доме (далее - коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды).
В соответствии с частью 2 статьи 154 ЖК РФ в редакции Федерального закона N 176 - ФЗ от 29.06.2015, вступившего в силу с 01.01.2017, плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя:
1) плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме;
2) взнос на капитальный ремонт;
3) плату за коммунальные услуги.
Согласно пункту 4 статьи 154 ЖК РФ плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами.
Федеральным законом от 29.06.2015 N 176-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" изменены положения частей 2 и 4 ст. 154 ЖК РФ таким образом, что с момента вступления данного закона в силу (с 01.01.2017 г.) плата за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, вносится не в составе платы за коммунальные услуги, а в составе платы за содержание жилого помещения (п. 1 ч. 2 ст. 154 ЖК РФ).
Как следует из материалов дела, Приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 08.05.2014 N 252 АО "Читаэнергосбыт" присвоен статус гарантирующего поставщика в отношении зоны деятельности ПАО "МРСК Сибири" на территории Республики Бурятия.
АО "Читаэнергосбыт" является ресурсоснабжающей организацией по оказанию коммунальной услуги электроснабжения в жилой дом по адресу: г. Закаменск, ул. Баирова, дом 4.
Республиканской службой государственного строительного и жилищного надзора установлено, что в соответствии с протоколом общего собрания собственников помещений МКД N 4 ул. Баирова г. Закаменск N1 принято решение о выборе способа управления МКД - ТСН "Рябина".
Согласно сведениям ГИС ЖКХ исполнителем коммунальных услуг по указанному объекту (МКД N 4, ул. Баирова г. Закаменск) является - ТСН "Рябина".
С учетом действующего правового регулирования суд первой инстанции правомерно исходил из того, что ТСН "Рябина" несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома.
В указанном МКД "исполнителем" коммунальных услуг является ТСН "Рябина". По отношению к потребителям коммунальной услуги электрической энергии в указанном МКД АО "Читаэнергосбыт" является ресурсоснабжающей организацией.
В многоквартирном доме N 4 по ул. Баирова г. Закаменск собственниками помещений не принято решений о заключении прямых договоров с РСО.
Таким образом, именно исполнитель коммунальных услуг обязан производить начисления за объем коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества многоквартирного дома, соответствующая плата должна вносится на его счет.
Между тем при анализе финансовых лицевых счетов собственников помещений МКД N 4 по ул. Баирова г. Закаменск Службой установлено, что в нарушение требований жилищного законодательства с 01.01.2017 года по настоящее время АО "Читаэнергосбыт" производит начисление платы за электроэнергию, потреблённую при содержании общего имущества в многоквартирном доме, собственникам помещений МКД, при наличии организации, осуществляющей управление МКД - ТСН "Рябина". Так, согласно финансовым лицевым счетам с 01.07.2016 года начисление платы за электроэнергию, потребленную на общедомовые нужды осуществлялось на основании пункта 44 Правил N 354. С 01.07.2020 года с учетом изменений пункта 44 Правил N 354, внесенных Постановлением Правительства РФ N 950 от 29.06.2020, начисление платы за потребленную электроэнергию на общедомовые нужды в МКД N 4 по ул. Баирова г. Закаменск производится по формуле N12 Правил N 354 в полном объёме, исходя из показаний прибора учета электрической энергии, установленного в указанном МКД.
Поскольку собственниками помещений в многоквартирном доме принято решение о выборе способа управления многоквартирным домом управляющими организациями, товариществами собственников жилья, (ЖК, иными специализированными потребительскими кооперативами), постольку ресурсоснабжающие организации не вправе производить расчет и требовать напрямую от жильцов многоквартирных домов плату за коммунальные ресурсы, израсходованные на общедомовые нужды, а также компенсацию потерь, так как не являются исполнителями и не осуществляют управление многоквартирными домами.
Следовательно, основания для начисления и взимания платы АО "Читаэнергосбыт" с собственников помещений МКД N 4 по ул. Баирова, г. Закаменск отсутствуют.
Кроме того, из материалов дела следует, что решениями районных судов в отношении указанного МКД N 4, установлено, что включение заявителем в лицевые счета собственников помещений показаний прибора учета электроэнергии, использованной на общедомовые нужды, является незаконным.
На основании изложенного, предписание Республиканской службы государственного строительного и жилищного надзора от 16 июля 2021 года N 510/21-П является законным.
Доводы заявителя о нереализованном ТСН "Рябина" способе управления судом первой инстанции правомерно отклонены с приведением соответствующих мотивов.
Доводы апеллянта отклоняются судебной коллегией, поскольку отсутствие заключенного договора энергоснабжения с ТСН не препятствует заявителю осуществлять энергоснабжение и взимать плату исходя из фактически сложившихся договорных отношений.
Оспариваемое предписание содержит законные требования, конкретные указания, четкие формулировки относительно конкретных действий, которые необходимо совершить Обществу и которые должны быть направлены на прекращение и устранение выявленного нарушения.
Предписание не может быть признано нарушающим права и охраняемые законом интересы, поскольку принято в полном соответствии с требованиями действующего законодательства Российской Федерации, а защите подлежит только право, основанное на законе.
На основании изложенного предписание Госстройжилнадзора соответствует нормам жилищного законодательства и не нарушает права и законные интересы Общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
При таких установленных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме, но правильных выводов суда первой инстанции не опровергают и не могут быть учтены как не влияющие на законность принятого по делу судебного акта.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены обжалуемого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Согласно части 3 статьи 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в постановлении арбитражного суда апелляционной инстанции указывается на распределение между сторонами судебных расходов, в том числе судебных расходов, понесенных в связи с подачей апелляционной жалобы.
При обжаловании судебных актов по делам об оспаривании ненормативных правовых актов государственная пошлина для юридических лиц на момент подачи апелляционной жалобы составляет 1 500 руб.
АО "Читаэнергосбыт" по платежному поручению от 13.01.2022 N 638 уплачена государственная пошлина за рассмотрение апелляционной жалобы в размере 3 000 руб. На основании статьи 333.40 Налогового кодекса РФ излишне уплаченная по платежному поручению от 13.01.2022 N 638 государственная пошлина за рассмотрение апелляционной жалобы в сумме 1 500 руб. подлежит возврату заявителю апелляционной жалобы из федерального бюджета.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет" по адресу www.kad.arbitr.ru.
По ходатайству указанных лиц копии постановления на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 07 декабря 2021 года по делу N А10-5191/2021 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить акционерному обществу "Читаэнергосбыт" (ОГРН 1057536132323, ИНН 7536066430) из федерального бюджета излишне уплаченную государственную пошлину в размере 1 500 руб.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд первой инстанции в срок, не превышающий двух месяцев с даты принятия.
Председательствующий |
Д.В. Басаев |
Судьи |
В.А. Сидоренко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А10-5191/2021
Истец: АО "ЧИТАЭНЕРГОСБЫТ"
Ответчик: РЕСПУБЛИКАНСКАЯ СЛУЖБА ГОСУДАРСТВЕННОГО СТРОИТЕЛЬНОГО И ЖИЛИЩНОГО НАДЗОРА
Третье лицо: ООО "Рябина"