г. Саратов |
|
21 февраля 2024 г. |
Дело N А06-7368/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена - 19.02.2024 года.
Полный текст постановления изготовлен - 21.02.2024 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Землянниковой В.В.,
судей Акимовой М.А., Пузиной Е.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Филипповой Т.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Администрации муниципального образования "Володарский муниципальный район Астраханской области"
на решение Арбитражного суда Астраханской области от 27 ноября 2023 года по делу N А06-7368/2023 (судья Сафронова Ф.В.)
по заявлению индивидуального предпринимателя Кангина Александра Владимировича (ОГРНИП: 317302500039590, ИНН: 300302383608)
к Администрации муниципального образования "Володарский муниципальный район Астраханской области" (416170, Астраханская обл., Володарский р-н, п. Володарский, пл. Октябрьская, зд. 2, ОГРН 1023001538780, ИНН 3002001686)
о признании незаконным отказа в предоставлении земельного участка в аренду.
при участии в судебном заседании:
участники процесса в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.
УСТАНОВИЛ:
Индивидуальный предприниматель Кангин Александр Владимирович (далее - ИП Кангин А.В., предприниматель, заявитель) обратился в Арбитражный суд Астраханской области к Администрации муниципального образования "Володарский муниципальный район Астраханской области" (далее - Администрация МО "Володарский район", Администрация) заявлением о признании незаконным отказа в предоставлении в аренду без проведения торгов земельного участка, государственная собственность на которой не разграничена, или земельного участка, находящегося в собственности Администрации, осуществленного письмом от 14.07.2023 N 3-1372.
В качестве восстановления нарушенного права ИП Кангин А.В. просит обязать устранить допущенные нарушения прав и законных интересов путем совершения действий в соответствии с постановлением Администрации муниципального образования "Володарский муниципальный район Астраханской области" от 10.02.2017 N 65 "Об утверждении регламента Администрации муниципального образования "Володарский муниципальный район" по предоставлению муниципальной услуги "Предоставление в аренду или собственность земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, или земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, без проведения торгов" и постановлением N 1253 от 10.07.2018 "О внесении изменений в постановление Администрации муниципального образования "Володарский муниципальный район Астраханской области" от 10.02.2017 N65, направленных на предоставление индивидуальному предпринимателю Кангину Александру Владимировичу в аренду без проведения торгов земельного участка с кадастровым номером 30:02:040502:ЗУ1, площадью 1 475 913 кв.м.
Решением Арбитражного суда Астраханской области от 27 ноября 2023 года заявленные требования удовлетворены, признан незаконным отказ Администрации муниципального образования "Володарский муниципальный район Астраханской области", выраженный в письме от 14.07.2023 N 3-1372.
В порядке восстановления нарушенного права на Администрацию муниципального образования "Володарский муниципальный район Астраханской области" возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов индивидуального предпринимателя Кангина Александра Владимировича.
Администрация МО "Володарский район" не согласилась с решением суда первой инстанции и обратилась в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
Информация о месте и времени судебного заседания размещена на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (kad.arbitr.ru) 19.01.2024, что подтверждено отчетом о публикации судебных актов на сайте.
Участники процесса, не явившиеся в судебное заседание, надлежащим образом извещены о месте и времени судебного разбирательства путем направления определения, выполненного в форме электронного документа, в соответствии со статьей 186 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа.
Информация о месте и времени судебного заседания размещена на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (kad.arbitr.ru) 19.01.2024, что подтверждено отчетом о публикации судебных актов на сайте.
Согласно пункту 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае неявки в судебное заседание лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения дела, суд рассматривает дело в их отсутствие.
Законность и обоснованность судебного акта арбитражного суда первой инстанции проверяется апелляционным судом в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 13.06.2023 индивидуальный предприниматель Кангин Александр Владимирович обратился в Администрацию МО "Володарский район" с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка с кадастровым номером 30:02:040502, расположенного в Володарском районе Астраханской области примерно в 3 км северо-западнее села Ямное и в 0,7 км севернее села Малый Могой (л.д. 66).
19 июня 2023 года ИП Кангин А.В. повторно обратился в Администрацию МО "Володарский район" с заявлением, в котором просил разрешить спорный вопрос (л.д. 48).
Рассмотрев заявление от 19.06.2023, Администрация МО "Володарский район" письмом от 14.07.2023 N 3172 отказала ИП Кангину А.В. в предоставлении земельного участка в связи с тем, что не имеет правовых оснований для заключения договора аренды земельного участка без процедуры опубликования извещения согласно ст. 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации (л.д. 11-14).
Согласно выписки из ЕГРИП дополнительными видами деятельности ИП Кангина Александра Владимировича являются: 01.11 Выращивание зерновых (кроме риса), зернобобовых культур и семян масляничных культур, 01.19 Выращивание прочих однолетних культур, 01.41 Разведение молочного крупного рогатого скота, 01.42 Разведение прочих пород крупного рогатого скота и буйволов, производство спермы, 01.43 Разведение лошадей и прочих животных семейства лошадиных отряда непарнокопытных, 01.45 Разведение овец и коз.
Согласно заявлению предпринимателя от 13.06.2023 и последующего заявления от 19.06.2023, земельный участок испрашивается заявителем из земель сельхозугодий, для использования в качестве пастбища.
Полагая свои права нарушенными, ИП Кангин А.В. обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что с 01.01.2023 вступили в силу изменения в п. 8 ст. 39.14 Земельного кодекса Российской Федерации, согласно которым особенности предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, установленные в статье 39.18 ЗК РФ, в том числе в части опубликования в сети интернет извещения о предоставлении земельного участка, не распространяются на случаи предоставления земельных участков гражданам и КФХ для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности в соответствии с Федеральным законом "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения".
Изучив доводы апелляционной жалобы и исследовав представленные в материалы дела доказательства, апелляционный суд приходит к следующему.
По смыслу статей 198 и 201 АПК РФ условиями признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений, действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, являются несоответствие оспариваемого акта, решения, действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и одновременно с этим нарушение названным актом, решением, действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
При этом согласно положениям части 1 статьи 65 и части 5 статьи 200 указанного Кодекса обязанность доказывания законности принятого решения возлагается на соответствующий орган, который его принял.
Согласно п. 6 ст. 27 Земельного кодекса Российской Федерации оборот земель сельскохозяйственного назначения регулируется Федеральным законом "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения".
Из содержания пункта 1 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) следует, что договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации.
Пунктом 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов, в том числе, в случаях: предоставления земельного участка крестьянскому (фермерскому) хозяйству или сельскохозяйственной организации в случаях, установленных Федеральным законом "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (подпункт 12); предоставления земельного участка гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, дачного хозяйства, гражданам и крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности в соответствии со статьей 39.18 ЗК РФ (подпункт 15).
В силу ч. 8 ст. 10 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" земельные (далее - Федеральный закон от 24.07.2002 N 101-ФЗ) участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в аренду на срок до пяти лет сельскохозяйственным организациям, получающим государственную поддержку в сфере развития сельского хозяйства, для ведения сельского хозяйства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности без проведения торгов.
Согласно подп. 1 п. 1 ст. 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации в случае поступления заявления, в том числе о предоставлении земельного участка для осуществления гражданином, крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности, уполномоченный орган в срок, не превышающий тридцати дней с даты поступления такого заявления, обеспечивает опубликование извещения о предоставлении земельного участка для указанных целей в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом поселения, городского округа, по месту нахождения земельного участка и размещает извещение на официальном сайте, а также на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
В извещении указываются, в том числе, информация о праве граждан, крестьянских (фермерских) хозяйств, заинтересованных в предоставлении земельного участка, в течение тридцати дней со дня опубликования и размещения извещения подавать заявления о намерении участвовать в аукционе по продаже такого земельного участка или аукционе на право заключения договора аренды такого земельного участка (подп. 1, 2 п. 2 ст. 39.18 ЗК РФ).
В соответствии с п. 4 ст. 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации граждане, крестьянские (фермерские) хозяйства, которые заинтересованы в приобретении прав на испрашиваемый земельный участок, могут подавать заявления о намерении участвовать в аукционе.
Если по истечении тридцати дней со дня опубликования извещения заявления иных граждан, крестьянских (фермерских) хозяйств о намерении участвовать в аукционе не поступили, уполномоченный орган осуществляет подготовку проекта договора аренды земельного участка и направление его заявителю (подп. 1 п. 5 ст. 39.18 ЗК РФ).
Согласно подп. 1 п. 7 ст. 39.18 ЗК РФ, в случае поступления в течение тридцати дней со дня опубликования извещения заявлений иных граждан, крестьянских (фермерских) хозяйств о намерении участвовать в аукционе уполномоченный орган в недельный срок со дня поступления этих заявлений принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка без проведения аукциона лицу, обратившемуся с заявлением о предоставлении земельного участка, и о проведении аукциона по продаже земельного участка или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка для целей, указанных в заявлении о предоставлении земельного участка.
Федеральным законом от 14.07.2022 N 316-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" Федеральный закон от 24.07.2002 N 101-ФЗ дополнен статьей 10.1, определяющей особенности предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, гражданам или крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности. Данные изменения вступили в силу с 01.01.2023.
В соответствии с пунктом 1 статьи 10.1 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ, гражданин или крестьянское (фермерское) хозяйство наряду со случаями, предусмотренными статьей 10 настоящего Закона и статьей 39.18 ЗК РФ, вправе получить в аренду без проведения торгов земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, находящийся в государственной или муниципальной собственности, для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности.
Пунктом 2 статьи 10.1 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ предусмотрено, что предоставление гражданину или крестьянскому (фермерскому) хозяйству для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в порядке, установленном ЗК РФ, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.
Заявления о предоставлении земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину или крестьянскому (фермерскому) хозяйству для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности рассматриваются в порядке их поступления (пункт 2 статьи 10.1 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ).
В пункте 7 статьи 10.1 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ определены основания для отказа в предоставлении земельного участка.
Орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на предоставление земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов при наличии наряду с основаниями, предусмотренными статьей 39.16 ЗК РФ, хотя бы одного из следующих оснований:
1) площадь земельного участка, указанного в заявлении о предоставлении земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину или крестьянскому (фермерскому) хозяйству для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности, или площадь земельных участков, предоставленных гражданину или крестьянскому (фермерскому) хозяйству для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности, с учетом земельного участка, указанного в заявлении, не соответствует установленным законом субъекта Российской Федерации предельным размерам земельных участков, предоставляемых для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности;
2) земельный участок, указанный в заявлении, был предоставлен по заявлению о предоставлении земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину или крестьянскому (фермерскому) хозяйству для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности, поступившему ранее.
Законом N 316-ФЗ также внесены изменения в пункт 8 статьи 39.14 ЗК РФ, согласно которым особенности предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, установленные статьей 39.18 ЗК РФ, в том числе в части опубликования в сети Интернет извещения о предоставлении земельного участка, не распространяются на случаи предоставления земельных участков гражданам и крестьянским (фермерским) хозяйствам в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2002 N 101-ФЗ.
Таким образом, в случае поступления нескольких заявлений в отношении одного и того же земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившие заявления в порядке очередности.
Абзацем 2 пункта 8 статьи 10 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ установлено, что в случае, если в орган исполнительной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на распоряжение земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения, поступило несколько заявлений о предоставлении такого земельного участка в аренду, соответствующий земельный участок предоставляется в порядке, установленном статьей 39.18 ЗК РФ.
Между тем, доказательств поступления в Администрацию нескольких заявлений о предоставлении в аренду рассматриваемого земельного участка не представлено.
В рассматриваемом случае единственным основанием для принятия решения об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка послужила необходимость, по мнению Администрации, проведение процедуры опубликования извещения в соответствии со статьей 39.18 ЗК РФ.
Вместе с тем, это обстоятельство в силу положений статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации и пункта 7 статьи 10.1 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ не может служить основанием для отказа в предоставлении земельного участка гражданину или крестьянскому (фермерскому) хозяйству.
Довод Администрации о том, что в целях защиты прав иных заинтересованных лиц соблюдение процедуры опубликования извещения о предоставлении земельного участка является обязательным, отклоняется судом апелляционной инстанции, поскольку основан на ошибочном толковании норм статьи 10.1 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ, устанавливающей особенности предоставления земельных участков сельскохозяйственного назначения, находящихся в публичной собственности, гражданину или крестьянскому (фермерскому) хозяйству для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности, по отношению к общим нормам Земельного кодекса Российской Федерации.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришёл к обоснованному выводу о том, что отказ, выраженный в письме Администрации от 14.07.2023 N 3-1372, не соответствует закону и нарушает права заявителя, в связи с чем, подлежит признанию недействительным.
Также из материалов дела следует, что после обращения ИП Кангина А.В. в арбитражный суд с настоящим заявлением, постановлением Администрации муниципального образования "Володарский муниципальный район Астраханской области" от 25.08.2023 N 1298 "О предварительном согласовании предоставления земельного участка, расположенного по адресу: Российская Федерация, Астраханская область, Володарский район, примерно 0,7 км севернее с. Малый Могой, в 3 км северо-западнее с. Ямное" предпринимателю согласовано предоставление земельного участка из земель сельхозназначения площадью 1 475 913 кв.м., утверждена схема расположения земельного участка, определены его координаты (л.д. 68).
Предпринимателю предложено обеспечить выполнение кадастровых работ в целях образования земельного участка в соответствии со схемой расположения земельного участка и осуществить государственный кадастровый учет образованного земельного участка.
Судом установлено, что данное постановление в адрес предпринимателя Администрацией не направлялось, доказательств обратного в материалы дела не представлено.
Апелляционная коллегия приходит к выводу, что все имеющие значение для правильного и объективного рассмотрения дела обстоятельства выяснены судом первой инстанции, всем представленным доказательствам дана правовая оценка.
Доводы заявителя апелляционной жалобы не могут служить основаниями для отмены принятого решения, поскольку не свидетельствуют о нарушении судом норм права, не опровергают правильность выводов суда первой инстанции, а по существу сводятся к несогласию с оценкой доказательств и установленных обстоятельств по делу.
Судебная коллегия считает, что оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется.
При таких обстоятельствах, апелляционная жалоба Администрации муниципального образования "Володарский муниципальный район Астраханской области" удовлетворению не подлежит.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции, выполненное в форме электронного документа, направляется лицам, участвующим в деле, и другим заинтересованным лицам посредством его размещения в установленном порядке в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Астраханской области от 27 ноября 2023 года по делу N А06-7368/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме, через арбитражный суд первой инстанции, принявший решение.
Председательствующий |
В.В. Землянникова |
Судьи |
М.А. Акимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А06-7368/2023
Истец: ИП Кангин Александр Владимирович
Ответчик: Администрация муниципального образования "Володарский муниципальный район Астраханской области"