г. Киров |
|
11 апреля 2022 г. |
Дело N А29-6614/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 апреля 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 11 апреля 2022 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Минаевой Е.В.,
судей Волковой С.С., Кононова П.И.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Маслениковой Ю.С.
при участии в судебном заседании:
представителя заявителя - Томилова Д.В., действующего на основании доверенности от 10.01.2022;
представителя ответчика - Чураковой Н.Р., действующей на основании доверенности от 04.03.2022
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу прокурора Республики Коми
на решение Арбитражного суда Республики Коми от 24.12.2021 по делу N А29-6614/2021
по заявлению открытого акционерного общества "Сыктывкарский Водоканал" (ИНН 1101205944, ОГРН 1121101013054)
к Прокуратуре Республики Коми (ИНН 1101481623, ОГРН 1021100518196) в лице Прокуратуры города Сыктывкара
при участии в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Капустиной Оксаны Васильевны, Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми (ИНН 1101481197, ОГРН 1021100514951), Администрации муниципального образования городского округа "Сыктывкар" (ИНН 1101482338, ОГРН 1021100517140)
о признании недействительным представления,
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "Сыктывкарский Водоканал" (далее - заявитель, ОАО "Сыктывкарский Водоканал", Общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с заявлением о признании недействительным представления прокурора города Сыктывкара от 11.05.2021 N 07-02-2021.
Определением суда от 08.06.2021 заявление принято к производству, к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Капустина Оксана Васильевна (далее - Капустина О.В., заказчик).
Определением суда от 07.07.2021 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми (далее - Коми УФАС России, антимонопольный орган).
На основании ходатайства о вступлении в дело в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, определением суда от 25.10.2021 к участию в деле привлечена Администрация МО ГО "Сыктывкар".
Решением Арбитражного суда Республики Коми от 24.12.2021 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с принятым судебным актом, прокурор Республики Коми обратился во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт.
По мнению заявителя жалобы, статья 18 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон N 416-ФЗ), Правила холодного водоснабжения и водоотведения и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 N 644 (далее - Правила N 644) не содержат положений о том, какие именно мероприятия по созданию (реконструкции) централизованных систем холодного водоснабжения до точек подключения к объекту заявителя обязана выполнять организация водопроводно-канализационного хозяйства, а какие вправе выполнить сам заявитель. В жалобе указано, что обязательств по строительству вне площадочных (вне границ земельного участка, на котором расположен подключаемый объект) инженерных сетей и сооружений водоснабжения от централизованных систем холодного водоснабжения, эксплуатируемых организацией водопроводно-канализационного хозяйства, до точки подключения, установленной на границе земельного участка, на котором располагается подключаемый объект, исключительно организацией водопроводно-канализационного хозяйства положения Типового договора не содержат. Заявитель обращает внимание на то, что в силу пункта 18 Типового договора возможно изменение размера платы за подключение по соглашению сторон в случае изменения условий подключения в части изменения требований к строительству (реконструкции) водопроводных сетей; когда работы по строительству сетей заказчика выполняются не организацией, осуществляющей холодное водоснабжение, а самим заказчиком. Кроме того, заявитель считает, что Арбитражным судом Республики Коми не принято во внимание, что решением руководителя Коми УФАС от 21.10.2021 по делу N 011/04/9.21-335/2021 по жалобе Капустиной О.В. отменено постановление должностного лица Коми УФАС от 02.09.2021 о прекращении производства по делу об административном правонарушении по части 1 статьи 9.21 КоАП РФ в связи с отсутствием в действиях Общества состава административного правонарушения; этим же решением производство по делу прекращено в связи с малозначительностью совершенного правонарушения.
ОАО "Сыктывкарский Водоканал" в отзыве на апелляционную жалобу указывает, что на основании статьи 18 Закона N 416-ФЗ и положений Типового договора в обязанности Общества входит строительство внеплощадочных (вне границ земельного участка, на котором расположен подключаемый объект) инженерных сетей и сооружений водоснабжения от централизованных систем холодного водоснабжения, эксплуатируемых организацией водопроводно-канализационного хозяйства до точки подключения, установленной на границе земельного участка, на котором располагается объект капитального строительства заявителя; в обязанности заявителя - строительство внутриплощадочных (в пределах границ земельного участка, на котором расположен подключаемый объект) инженерных сетей и сооружений водоснабжения от точки подключения - места соединения с сетью, построенной Обществом, установленной на границе земельного участка, на котором располагается объект капитального строительства заявителя, до подключаемого объекта капитального строительства, а также внутридомовых сетей.
Администрация МО ГО "Сыктывкар" в отзыве на апелляционную жалобу указывает, что схема водоснабжения и водоотведения является документом, с учетом которого производятся все работы, связанные со строительством; сведения о том, что построенный Капустиной О.В. водопровод отвечает всем требованиям законодательства в Администрации МО ГО "Сыктывкар" отсутствуют. По мнению Администрации МО ГО "Сыктывкар", в отсутствие действующего договора о подключении, строительство трубопровода является строительством, не связанным с подключением объекта капитального строительства к централизованной системе водоснабжения. Также Администрация МО ГО "Сыктывкар" поясняет, что согласно пункту 13 статьи 18 Закона N 416-ФЗ точка подключения (технологического присоединения) при наличии технической возможности устанавливается на границе земельного участка, на котором располагается объект капитального строительства заявителя; подпунктом "а" пункта 10 Типового договора предусмотрено, что организация водопроводно-канализационного хозяйства обязана осуществить действия по созданию (реконструкции) централизованной системы водоотведения до точек подключения. По мнению Администрация МО ГО "Сыктывкар", на основании указанных положений законодательства проект договора полностью соответствовал установленной форме Типового договора о подключении (технологическом присоединении) к централизованной системе водоотведения.
Коми УФАС полагает, что позиция ОАО "Сыктывкарский Водоканал" о том, что обязанность по строительству водопроводной сети от существующего водопровода до границ земельного участка заказчика возлагается на организацию водопроводно-канализационного хозяйства не нашла своего подтверждения. Указанный вывод антимонопольный орган обосновывает тем, что ни в статье 18 Закона о водоснабжении и водоотведении, ни в разделе IV Правил N 644, ни в Типовом договоре о подключении (технологическом присоединении) к централизованной системе холодного водоснабжения, утвержденном Постановлением N 645, не содержится положений о том, какие именно мероприятия по созданию (реконструкции) централизованных систем холодного водоснабжения до точек подключения к объекту заявителя обязана выполнять организация водопроводно-канализационного хозяйства, а какие вправе выполнить сам заявитель.
В порядке статьи 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) судебное разбирательство по делу откладывалось.
В судебном заседании представители сторон поддержали занятые по делу правовые позиции.
Третьи лица явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом. В соответствии со статьей 156 АПК РФ дело рассматривается в отсутствие представителей третьих лиц.
Законность решения Арбитражного суда Республики Коми проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 29.01.2021 в адрес ОАО "Сыктывкарский Водоканал" поступило заявление о подключении (технологическом присоединении) объекта к централизованной системе холодного водоснабжения и/или водоотведения ОАО "Сыктывкарский Водоканал", согласно которому Капустина О.В. просит подключить индивидуальный жилой дом, расположенный на земельном участке с кадастровым номером 11:05:0104002:504 до 31.12.2021 с подключаемой нагрузкой 0,192 куб.м/сут. (т.1 л.д.19).
ОАО "Сыктывкарский Водоканал" в адрес Капустиной О.В. направлен на подписание договор N ПО_11728 о подключении (технологическом присоединении) к централизованной системе холодного водоснабжения от 18.02.2021 с приложениями NN 1, 2, 4 (т.1 л.д.20-25), согласно которому организация водопроводно-канализационного хозяйства до точки подключения объекта заказчика осуществляет: строительство водопроводной сети до границы земельного участка заказчика, пломбировку прибора учета (пункт 2 договора); плата за подключение установлена в размере 480 293,10 рублей согласно пункту 15 договора и приложению 4 в соответствии с тарифами, утвержденными Приказом Комитета Республики Коми по тарифам N 14/47 от 18.12.2020.
04.03.2021 Капустина О.В. направила в адрес ОАО "Сыктывкарский Водоканал" протокол разногласий, согласно которому из пункта 2 договора N ПО_11728 от 18.02.2021 исключено положение о строительстве водопроводной сети до границы земельного участка заказчика организацией водопроводно-канализационного хозяйства, предложено принять пункт 15 договора в новой редакции путем исключения платы за подключение из расчета 58 погонных метров, а также на исключение иных пунктов договора (т.1 л.д.26-28).
17.03.2021 ОАО "Сыктывкарский Водоканал", рассмотрев протокол разногласий, не согласился с предложенными Капустиной О.В. условиями, и повторно направило в адрес заказчика два экземпляра договора N ПО_11728 от 18.02.2021 для подписания.
01.04.2021 Капустина О.В. обратилась в Прокуратуру Республики Коми с жалобой, согласно которой Капустина О.В. указывает на несогласие с обязательным строительством водопроводной сети до границ земельного участка силами ОАО "Сыктывкарский Водоканал" и на несогласие Общества с протоколом разногласий, направленным ею в адрес последнего, тем самым, Капустина О.В. просит принять меры прокурорского реагирования, направленные на возложение обязанности на ОАО "Сыктывкарский Водоканал" заключить с Капустиной О.В. договор с учетом протокола разногласий (т.2 л.д.9-12).
11.05.2021 прокурором города Сыктывкара в адрес ОАО "Сыктывкарский Водоканал" внесено представление об устранении нарушений требований федерального законодательства, согласно которому включение Обществом в направленный Капустиной О.В. для подписания проект договора условия о том, что работы по строительству водопроводной сети от точки подключения до земельного участка Капустиной О.В. подлежат исполнению ОАО "Сыктывкарский Водоканал" с начислением соответствующей платы, при наличии уже построенной силами заявителя водопроводной сети, нарушает права Капустиной О.В., возлагая на нее не основанные на законе обременительные обязанности (т.1 л.д.17-18).
Не согласившись с вынесенным представлением, ОАО "Сыктывкарский Водоканал" обратилось в суд с заявлением о признании его недействительным, указав, что направленный для подписания Капустиной О.В. проект договора на присоединение к сетям центрального водоснабжения соответствует Закону N 416-ФЗ, Правилам N 644, Постановлению Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 N 645 "Об утверждении типовых договоров в области холодного водоснабжения и водоотведения" (далее - Постановление N 645).
Суд первой инстанции пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзывов на нее, заслушав представителей сторон, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда исходя из нижеследующего.
В силу части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности, что отражено в пункте 6 совместного постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации".
Согласно части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Согласно пункту 2 статьи 1 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" (далее - Закон о прокуратуре) в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства прокуратура Российской Федерации осуществляет, в том числе надзор за исполнением законов органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.
Реализуя эти полномочия, прокурор согласно статье 22 Закона о прокуратуре вправе, в том числе вносить представления об устранении выявленных нарушений закона.
Таким образом, представление является мерой прокурорского реагирования, имеющей целью устранение нарушений закона, их причин и способствующих им условий.
В соответствии с пунктом 1 статьи 24 Закона N 2202-1 представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению.
Законность оспариваемого в рамках настоящего дела представления прокурора от 11.05.2021 N 07-02-2021 оценивается арбитражным судом на момент его вынесения.
Пунктом 2 части 1 статьи 31 Закона N 416-ФЗ установлено, что к регулируемым видам деятельности в сфере холодного водоснабжения относится, в том числе подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе водоснабжения.
Регулированию подлежит плата за подключение (технологическое присоединение) объектов капитального строительства к централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, устанавливаемая в индивидуальном порядке (часть 9 статьи 31 Закона N 416-ФЗ).
В силу части 1 статьи 18 Закона N 416-ФЗ подключение (технологическое присоединение) объектов капитального строительства, в том числе водопроводных и (или) канализационных сетей, к централизованным системам холодного водоснабжения и (или) водоотведения (далее также - подключение (технологическое присоединение) осуществляется на основании заявления в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности для подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, с учетом особенностей, предусмотренных настоящим Федеральным законом и правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
На основании части 13 статьи 18 названного Закона плата за подключение (технологическое присоединение) рассчитывается организацией, осуществляющей холодное водоснабжение и (или) водоотведение, исходя из установленных тарифов на подключение (технологическое присоединение) с учетом величины подключаемой (технологически присоединяемой) нагрузки и расстояния от точки подключения (технологического присоединения) объекта капитального строительства заявителя до точки подключения (технологического присоединения) водопроводных и (или) канализационных сетей к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения. В случае, если объем запрашиваемой заявителем нагрузки в целях обеспечения водоснабжения и (или) водоотведения объекта капитального строительства заявителя превышает устанавливаемый в порядке, утвержденным Правительством Российской Федерации, предельный уровень нагрузки, определенный в виде числового значения или в виде доли от общей мощности централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения, плата за подключение (технологическое присоединение) устанавливается органом регулирования тарифов индивидуально в порядке, установленном основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации. Плата за подключение (технологическое присоединение), устанавливаемая с учетом величины подключаемой (технологически присоединяемой) нагрузки и расстояния от точки подключения (технологического присоединения) объекта капитального строительства заявителя до точки подключения (технологического присоединения) водопроводных и (или) канализационных сетей к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения, включает в себя затраты на создание водопроводных и (или) канализационных сетей и объектов на них от существующих сетей централизованной системы холодного водоснабжения или водоотведения (объектов такой системы) до точки подключения (технологического присоединения) объекта капитального строительства заявителя, за исключением расходов заявителя на создание этих сетей и объектов и расходов, предусмотренных на создание этих сетей и объектов за счет других источников финансирования инвестиционной программы, либо средств, полученных на создание этих сетей и объектов обеспечения за счет иных источников, в том числе средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. При установлении платы за подключение (технологическое присоединение) в индивидуальном порядке могут учитываться расходы на увеличение мощности (пропускной способности) централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе расходы на реконструкцию и модернизацию существующих объектов централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения в порядке, определенном основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации. Точка подключения (технологического присоединения) при наличии технической возможности устанавливается на границе земельного участка, на котором располагается объект капитального строительства заявителя.
Таким образом применительно к включению в состав платы за подключение в индивидуальном порядке затраты делятся на две категории: те, которые подлежат включению в плату в обязательном порядке (затраты на создание водопроводных и (или) канализационных сетей и объектов на них от существующих сетей централизованной системы холодного водоснабжения или водоотведения (объектов такой системы) до точки подключения (технологического присоединения) объекта капитального строительства заявителя), и те, которые могут быть учтены (расходы на увеличение мощности (пропускной способности) централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе расходы на реконструкцию и модернизацию существующих объектов централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения в порядке, определенном основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации).
Согласно части 15 статьи 18 Закона N 416-ФЗ договоры о подключении (технологическом присоединении) к централизованным системам водоснабжения, договоры о подключении (технологическом присоединении) к централизованным системам водоотведения заключаются в соответствии с типовым договором о подключении (технологическом присоединении) к централизованной системе водоснабжения, типовым договором о подключении (технологическом присоединении) к централизованной системе водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 86 Правил N 644 подключение (технологическое присоединение) объектов капитального строительства, в том числе водопроводных и (или) канализационных сетей, к централизованным системам холодного водоснабжения и (или) водоотведения осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности для подключения объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, с учетом особенностей, предусмотренных Федеральным законом "О водоснабжении и водоотведении" и настоящими Правилами, на основании договора о подключении (технологическом присоединении), заключенного в соответствии с типовым договором о подключении (технологическом присоединении) к централизованной системе холодного водоснабжения или типовым договором о подключении (технологическом присоединении) к централизованной системе водоотведения. Подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе водоснабжения и (или) водоотведения объектов, не относящихся к объектам капитального строительства, осуществляется с согласия организации водопроводно-канализационного хозяйства или по согласованию с органами местного самоуправления в порядке, предусмотренном настоящими Правилами для подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства.
Согласно пункту 88 Правил N 644 заявитель, планирующий осуществить подключение (технологическое присоединение) объекта капитального строительства к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе при необходимости увеличения подключаемой нагрузки, обращается в орган местного самоуправления, который в течение 5 рабочих дней в соответствии со схемой водоснабжения и водоотведения определяет организацию водопроводно-канализационного хозяйства, к объектам которой необходимо осуществить подключение (технологическое присоединение). Орган местного самоуправления или правообладатель земельного участка, планирующие осуществить подключение (технологическое присоединение) объекта капитального строительства к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения, обращается в организацию водопроводно-канализационного хозяйства с заявлением о выдаче технических условий подключения. В случае если заявитель определил необходимую ему нагрузку, он обращается в организацию водопроводно-канализационного хозяйства с заявлением о заключении договора о подключении, при этом указанное заявление может быть подано без предварительного получения заявителем технических условий подключения.
Для заключения договора о подключении и получения условий подключения (технологического присоединения) заявитель направляет в организацию водопроводно-канализационного хозяйства, определенную органом местного самоуправления, заявление о подключении, содержащее полное и сокращенное наименования заявителя (для физических лиц - фамилия, имя, отчество), его местонахождение и почтовый адрес, наименование подключаемого объекта и кадастровый номер земельного участка, на котором располагается подключаемый объект (за исключением случаев направления заявления о подключении в рамках реализации программы реновации жилищного фонда в городе Москве), данные об общей подключаемой нагрузке (пункт 90 Правил N 644).
Организация водопроводно-канализационного хозяйства в течение 3 рабочих дней рассматривает полученные документы и проверяет их на соответствие перечню, указанному в пункте 90 настоящих Правил, и соответствие представленного баланса водопотребления и водоотведения назначению объекта, высоте и этажности зданий, строений и сооружений. Организация водопроводно-канализационного хозяйства определяет, к какому объекту (участку сети) централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения должно осуществляться подключение (технологическое присоединение), и оценивает техническую возможность подключения (технологического присоединения) и наличие мероприятий, обеспечивающих такую техническую возможность, в инвестиционной программе организации (пункт 91 Правил N 644).
На основании пункта 94 Правил N 644 в случае представления сведений и документов, указанных в пункте 90 настоящих Правил, в полном объеме и наличия технической возможности подключения (технологического присоединения), а также при условии наличия в инвестиционных программах организаций водопроводно-канализационного хозяйства мероприятий, обеспечивающих техническую возможность подключения (технологического присоединения), организация водопроводно-канализационного хозяйства в течение 20 рабочих дней со дня представления сведений и документов, указанных в пункте 90 настоящих Правил, в полном объеме направляет заявителю подписанный договор о подключении (технологическом присоединении) с приложением условий подключения (технологического присоединения) и расчета платы за подключение (технологическое присоединение).
В условиях подключения (технологического присоединения) к централизованной системе холодного водоснабжения, помимо прочего должна быть указана точка подключения (технологического присоединения) с указанием адреса (места нахождения точки подключения) (подпункт "б" пункта 95 Правил N 644).
На основании пункта 97 Правил N 644 договор о подключении (технологическом присоединении) является публичным и заключается в порядке, установленном Гражданским кодексом Российской Федерации, с соблюдением особенностей, определенных настоящими Правилами.
Постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 N 645 утвержден типовой договор о подключении (технологическом присоединении) к централизованной системе холодного водоснабжения (далее - Типовой договор).
В соответствии с пунктом 3 Типового договора подключение (технологическое присоединение) объекта осуществляется в точке (точках) подключения объекта, располагающейся на границе земельного участка. В случае подключения (технологического присоединения) многоквартирного дома точка подключения (технологического присоединения) объекта может быть определена на границе инженерно-технических сетей холодного водоснабжения, находящихся в таком многоквартирном доме
Таким образом, судом первой инстанции сделан правильный вывод о том, что действующим законодательством предусмотрено самостоятельное осуществление заявителем строительства сетей в пределах границ его земельного участка. Иного порядка подключения объекта к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения Типовым договором не предусмотрено.
Суд первой инстанции обоснованно указал, что процессуально-правовой целью рассмотрения споров об урегулировании разногласий, возникших при заключении договора, является установление параметров обязательственных правоотношений сторон посредством определения в судебном акте условий договора, по которым у сторон имелись разногласия. Однако прокурор города Сыктывкара не вправе в рамках своей компетенции разрешать гражданско-правовые споры хозяйствующих субъектов, не вправе вмешиваться в отношения сторон, если они носят гражданско-правовой характер и могут быть разрешены по требованию одной из сторон в судебном порядке.
В соответствии с пунктом 1 статьи 421 ГК РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством.
В рассматриваемом случае между Обществом и Капустиной О.В. имеет место исключительно гражданско-правовой спор по вопросу определения цены договора, порядке его исполнения, возникший при заключении договора. Оснований для иной оценки обстоятельств настоящего дела и представленных по нему доказательств апелляционный суд не усматривает.
При этом надзорный орган не вправе вмешиваться в отношения сторон, если они носят гражданско-правовой характер и могут быть разрешены по требованию одной из сторон в судебном порядке.
Согласно части 2 статьи 201 АПК РФ Арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Повторно исследовав представленные в дело доказательства, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что в рассматриваемом случае имелась предусмотренная статьями 198, 201 АПК РФ совокупность условий, необходимых для признания недействительным оспариваемого представления ответчика. Суд первой инстанции, оценив представленные в дело доказательства в совокупности и взаимосвязи, правомерно удовлетворил требование заявителя.
Само по себе несогласие прокурора Республики Коми с выраженной арбитражным судом оценкой представленных доказательств и сформулированными на ее основе выводами по фактическим обстоятельствам не является основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Нормы материального и процессуального права применены судом первой инстанции правильно.
Судом апелляционной инстанции исследованы все доводы апелляционной жалобы, однако они не опровергают выводов суда первой инстанции и не могут рассматриваться в качестве основания для отмены судебного акта.
При таких обстоятельствах решение Арбитражного суда Республики Коми от 24.12.2021 по делу N А29-6614/2021 следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу прокурора Республики Коми - без удовлетворения.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В силу подпункта 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации государственная пошлина за рассмотрение апелляционной инстанции не взыскивается.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Коми от 24.12.2021 по делу N А29-6614/2021 оставить без изменения, а апелляционную жалобу прокурора Республики Коми - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Республики Коми.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьями 291.1-291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при условии, что оно обжаловалось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа.
Председательствующий |
Е.В. Минаева |
Судьи |
С.С. Волкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А29-6614/2021
Истец: ОАО "Сыктывкарский Водоканал"
Ответчик: Прокуратура города Сыктывкара, Прокуратура Республики Коми
Третье лицо: Капустина Оксана Васильевна, УФАС по Республике Коми, АДМИНИСТРАЦИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА "СЫКТЫВКАР", Ладанов Александр Николаевич, Прокуратура Кировской области