г. Челябинск |
|
11 апреля 2022 г. |
Дело N А34-16083/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 апреля 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 11 апреля 2022 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Арямова А.А.,
судей Киреева П.Н., Плаксиной Н.Г.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Разиновой О.А., рассмотрел в открытом судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи апелляционную жалобу Государственной жилищной инспекции Курганской области на решение Арбитражного суда Курганской области от 07.02.2022 по делу N А34- 16083/2021.
В судебном заседании принял участие представитель публичного акционерного общества "Курганская генерирующая компания" - Панова А.А. (доверенность от 30.12.2021 N 11, диплом).
Публичное акционерное общество "Курганская генерирующая компания" (далее - ПАО "КГК", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Курганской области с заявлением к Государственной жилищной инспекции Курганской области (далее - Инспекция, административный орган) о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении от 15.09.2021 N 00153, которым заявитель привлечен к административной ответственности по статье 7.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде штрафа в размере 5000 руб.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "Управляющая Компания "МАСТЕР" (далее - ООО "УК "МАСТЕР").
Определением арбитражного суда от 08.10.2021 заявление принято к производству арбитражного суда в порядке упрощенного производства без вызова сторон.
Определением от 01.12.2021 суд перешел к рассмотрению дела по общим правилам административного судопроизводства.
Решением Арбитражного суда Курганской области от 07.02.2022 (резолютивная часть решения объявлена 31.01.2022) заявленные требования удовлетворены.
Инспекция с решением арбитражного суда не согласилась и обжаловала его в апелляционном порядке. В апелляционной жалобе просит отменить решение суда первой инстанции, в удовлетворении требований отказать.
В обоснование апелляционной жалобы административный орган ссылается на следующие обстоятельства: пунктом 4 статьи 98 Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (далее - Закон N 248-ФЗ) предусмотрено, что положения о видах, регионального государственного контроля (надзора), положения о видах муниципального контроля подлежат утверждению до 01.01.2022; до утверждения указанных положений о видах контроля, но не позднее 01.01.2022 применяется Федеральный закон от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 294-ФЗ) и принятые в соответствии с ним нормативные правовые акты; частью 4.2 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации в редакции, действующей до 01.07.2021, было установлено, что проверки проводятся без согласования с органами прокуратуры и без уведомления проверяемого лица; несмотря на то, что в статью 20 Жилищного кодекса Российской Федерации с 01.07.2021 внесены изменения, порядок осуществления жилищного надзора остался прежним; проверка проведена в целях рассмотрения обращения гражданина о несоответствии температуры горячей воды; проведение внеплановой выездной проверки по основанию, предусмотренному подпунктом "в" пункта 2 части 2 статьи 10 Закона N 294-ФЗ, не требует согласования с органами прокуратуры, исходя из положений части 5 статьи 10 Закона N 294-ФЗ, в связи с чем выводы суда о нарушении Инспекцией процедуры привлечения общества к административной ответственности в части отсутствия согласования проверки с органами прокуратуры, являются ошибочными.
Представитель ПАО "КГК в судебном заседании против удовлетворения апелляционной жалобы возражал по основаниям, изложенным в отзыве. Полагает решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
Представители административного органа и третьего лица в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом по правилам статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения сведений о месте и времени судебного разбирательства на официальном сайте http://kad.arbitr.ru/ в сети "Интернет".
В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие представителей инспекции и третьего лица.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, в Инспекцию поступило заявление гражданина, проживающего в доме N 56 по ул. Рихарда Зорге в г. Кургане с жалобой на низкую температуру горячей воды.
По указанной жалобе на основании приказа N 02944 от 17.08.2021 Инспекцией в отношении заявителя проведено внеплановое выездное мероприятие по государственному контролю (л.д.29).
В ходе контрольных мероприятий составлен акт замера температуры горячей воды от 02.09.2021, из которого следует, что 02.09.2021 произведены замеры в подвале жилого дома в месте установки врезки (гильзы) под контрольно-измерительный прибор в полипропиленовом трубопроводе ГВС на расстоянии около 1,5 метров от внутренней стены здания (ввод проложен подземно до здания) в течение 15 минут. Температура воды в точке водоразбора квартиры N 65 составила +30С°, что не соответствует нормативной. Замеры производились стеклянным термометром керосинового типа СП2, заводской номер 24. Дата следующей поверки 03.10.2021 (л.д.26).
По результатам проверки Инспекцией составлен акт проверки N 02944 от 07.09.2021 (л.д.27-28), согласно которому в ходе проверки выявлены нарушения обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами: 02.09.2021 в 10:00 в ходе проведения выездной внеплановой проверки выполнены замеры температуры горячей воды в жилом доме N 56 по ул. Р. Зорге, г. Кургане. Лицом, ответственным за соблюдения законодательства в вопросе предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению является ПАО "КГК". Организацией, ответственной за обслуживание и содержание указанного жилого дома является ООО "УК "МАСТЕР". Замеры произведены в месте установки врезки под контрольно-измерительный прибор в полипропиленовом трубопроводе системы горячего водоснабжения в подвале жилого дома на расстоянии около 1,5 метра от внутренней плоскости наружной стены (выполнить замеры температуры горячей воды на внешней границе не представилось технически возможным, трубопровод горячего водоснабжения проложен подземно). Температура на вводе составила +30С°, что является ниже нормативной на 30С°. Выполнен замер ГВС в точки водоразбора в квартире 65, температура ГВС после пролива в течении 3 минут, составила +30С°, что не соответствует нормативной. Замеры производились термометром стеклянным типа СП 2, заводской номер 24. Свидетельство о приемке/поверке действительно до 03.10.2021. Таким образом, на момент проведения внеплановой выездной инспекционной проверки 02.09.2021 коммунальная услуга горячего водоснабжения предоставляется ненадлежащего качества. Выявлены нарушения обязательных требований: статей 20, 193, 196 Жилищного кодекса Российской Федерации, пункта 5 Приложения N 1 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов".
07.09.2021 по указанным фактам в отношении заявителя составлен протокол N 00481 об административном правонарушении, предусмотренном статьей 7.23 КоАП РФ (л.д.24-25).
Постановлением начальника Инспекции от 15.09.2021 N 00153 заявитель привлечен к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного статьей 7.23 КоАП РФ в виде штрафа в размере 5000 руб. (л.д.19-21).
Считая это постановление незаконным, общество обжаловало его в судебном порядке.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу о нарушении Инспекцией процедуры привлечения общества к административной ответственности.
Оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда первой инстанции являются правильными, соответствуют обстоятельствам дела и действующему законодательству.
В соответствии с частью 3 статьи 30.1 КоАП РФ, постановление по делу об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом или лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, обжалуется в арбитражный суд в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством.
В соответствии с частью 4 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
В силу части 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий у административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Частью 1 статьи 2.1 КоАП РФ установлено, что административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое установлена административная ответственность.
Таким образом, административное правонарушение характеризуется такими обязательными признаками, как противоправность и виновность.
В соответствии со статьей 7.23 КоАП РФ нарушение нормативного уровня или режима обеспечения населения коммунальными услугами влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.
Объектом правонарушения, предусмотренного статьей 7.23 КоАП РФ, являются права потребителей (граждан), а непосредственным предметом посягательства - утвержденные нормативы и режим обеспечения населения коммунальными услугами.
Субъектами правонарушения в данной статье признаются лица, непосредственно обслуживающие жилищный фонд, обязанные обеспечивать нормативный уровень или режим обеспечения населения коммунальными услугами.
Объективная сторона рассматриваемого правонарушения выражается в совершении действия (бездействия), повлекшего нарушение нормативного уровня или режима обеспечения населения коммунальными услугами.
В целях защиты прав потребителей коммунальных услуг и в соответствии со статьей 157 Жилищного кодекса Российской Федерации Правительство Российской Федерации постановлением от 06.05.2011 N 354 утвердило Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее - Правила N 354).
Указанные Правила регулируют отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, порядок заключения договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении, порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, определяют основания и порядок приостановления или ограничения предоставления коммунальных услуг, а также регламентируют вопросы, связанные с наступлением ответственности исполнителей и потребителей коммунальных услуг.
Пунктом 2 Правил N 354 предусмотрено, что потребителем коммунальных услуг является лицо, пользующееся на праве собственности или ином законном основании помещением в многоквартирном доме, жилым домом, домовладением.
Исполнитель коммунальных услуг - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги.
Коммунальные услуги - это осуществление деятельности исполнителя по подаче потребителям любого коммунального ресурса в отдельности или двух и более из них в любом сочетании с целью обеспечения благоприятных и безопасных условий использования жилых, нежилых помещений, общего имущества в многоквартирном доме, а также земельных участков и расположенных на них жилых домов (домовладений).
Ресурсоснабжающая организация - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, осуществляющие продажу коммунальных ресурсов (отведение сточных бытовых вод).
Пунктами 2, 3, 4 Правил N 354 установлено, что состав предоставляемых потребителю коммунальных услуг определяется степенью благоустройства многоквартирного дома или жилого дома, под которой понимается наличие в многоквартирном доме или жилом доме внутридомовых инженерных систем, позволяющих предоставлять потребителю следующие коммунальные услуги, в том числе: горячее водоснабжение, то есть снабжение горячей водой, подаваемой по централизованным сетям горячего водоснабжения и внутридомовым инженерным системам в жилой дом (домовладение), в жилые и нежилые помещения в многоквартирном доме, а также в помещения, входящие в состав общего имущества в многоквартирном доме.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 31 Правил N 354 исполнитель обязан предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, настоящими Правилами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг.
Подпунктом "а" пункта 33 Правил N 354 установлено, что потребитель имеет право получать в необходимых объемах коммунальные услуги надлежащего качества.
В соответствии с пунктом 5 Приложения N 1 к Правилам N 354 необходимо обеспечение соответствия температуры горячей воды в точке водоразбора требованиям законодательства Российской Федерации о техническом регулировании.
Согласно пункту 84 СанПиН 2.1.3684-21 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий" температура горячей воды в местах водоразбора централизованной системы горячего водоснабжения должна быть не ниже плюс 60 °C и не выше плюс 75 °C.
В силу частей 15, 16 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации организация, осуществляющая поставки ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, отвечает за поставки указанных ресурсов надлежащего качества до границ общего имущества в многоквартирном доме и границ внешних сетей инженерно-технического обеспечения данного дома, если иное не установлено договором с такой организацией.
Лицо, которое несет ответственность за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, в пределах оказания данных услуг обязано обеспечивать состояние общего имущества в многоквартирном доме на уровне, необходимом для предоставления коммунальных услуг надлежащего качества.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 18 Правил, обязательных при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124, в договоре ресурсоснабжения также предусматривается условие о разграничении ответственности сторон за несоблюдение показателей качества коммунального ресурса. Если иное не установлено договором ресурсоснабжения, ресурсоснабжающая организация несёт ответственность за качество поставляемого коммунального ресурса на границе раздела внутридомовых инженерных систем, являющихся общим имуществом собственников помещений в многоквартирном доме, или общих сетей инженерно-технического обеспечения, которыми объединены жилые дома и которые подключены к централизованным сетям инженерно-технического обеспечения, и централизованных сетей инженерно-технического обеспечения, предназначенных для подачи коммунального ресурса к внутридомовым инженерным системам (отвода бытовых стоков из внутридомовых систем).
Из указанных норм права следует, что при наличии договора на покупку коммунального ресурса (горячей воды, газа, электричества и т.п.), заключенного между управляющей организацией и ресурсоснабжающей организацией, последняя отвечает за поставки указанных ресурсов надлежащего качества до границ общего имущества в многоквартирном доме и границ внешних сетей инженерно-технического обеспечения данного дома. Управляющая организация несет ответственность за качество коммунального ресурса в пределах границ общего имущества в многоквартирном доме, путем обеспечения состояния общего имущества в многоквартирном доме на уровне, необходимом для предоставления коммунальных услуг надлежащего качества.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, ПАО "КГК" является ресурсоснабжающей организацией, поставляющей жильцам дома N 56 по ул. Р. Зорге в г. Кургане коммунальный ресурс - горячую воду и взимающей плату за нее по установленным нормативными актами ставкам.
Инспекцией в акте проверки N 02944 от 07.09.2021 зафиксировано, что в жилом доме N 56 по ул. Р. Зорге, г. Кургане выполнены замеры температуры горячей воды. Замеры произведены в месте установки врезки под контрольно-измерительный прибор в полипропиленовом трубопроводе системы горячего водоснабжения в подвале жилого дома на расстоянии около 1,5 метра от внутренней плоскости наружной стены (выполнить замеры температуры горячей воды на внешней границе не представилось технически возможным, трубопровод горячего водоснабжения проложен подземно). Температура на вводе составила +30 град. С, что является ниже нормативной на 30 град.С. Выполнен замер ГВС в точки водоразбора в квартире 65, температура ГВС после пролива в течение 3 минут составила 30 град.С, что не соответствует нормативной. Замеры производились термометром стеклянным типа СП 2, заводской номер 24. Свидетельство о приемке/поверке действительно до 03.10.2021.
Вместе с тем, административным органом при проведении проверки и вынесении оспариваемого постановления не учтено следующее.
В силу пункта 6 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации организация и осуществление государственного жилищного надзора, муниципального жилищного контроля регулируются Законом N 248-ФЗ).
В соответствии с переходными положениями, установленными статьей 98 Закона N 248, до утверждения положений о видах контроля, но не позднее 01.01.2022 применяется Закон N 294-ФЗ и принятые в соответствии с ним нормативные правовые акты.
В данном случае к порядку проведения проверки надлежит применять положения Закона N 294-ФЗ.
В соответствии с положениями статьи 10 Закона N 294-ФЗ, основанием для проведения внеплановой проверки является: 1) истечение срока исполнения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований и (или) требований, установленных муниципальными правовыми актами; 1.1) поступление в орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля заявления от юридического лица или индивидуального предпринимателя о предоставлении правового статуса, специального разрешения (лицензии) на право осуществления отдельных видов деятельности или разрешения (согласования) на осуществление иных юридически значимых действий, если проведение соответствующей внеплановой проверки юридического лица, 10 А34-16083/2021 индивидуального предпринимателя предусмотрено правилами предоставления правового статуса, специального разрешения (лицензии), выдачи разрешения (согласования); 2) мотивированное представление должностного лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля по результатам анализа результатов мероприятий по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, рассмотрения или предварительной проверки поступивших в органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о следующих фактах: а) возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, музейным предметам и музейным коллекциям, включенным в состав Музейного фонда Российской Федерации, особо ценным, в том числе уникальным, документам Архивного фонда Российской Федерации, документам, имеющим особое историческое, научное, культурное значение, входящим в состав национального библиотечного фонда, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; б) причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, музейным предметам и музейным коллекциям, включенным в состав Музейного фонда Российской Федерации, особо ценным, в том числе уникальным, документам Архивного фонда Российской Федерации, документам, имеющим особое историческое, научное, культурное значение, входящим в состав национального библиотечного фонда, безопасности государства, а также возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; в) нарушение прав потребителей (в случае обращения в орган, осуществляющий федеральный государственный надзор в области защиты прав потребителей, граждан, права которых нарушены, при условии, что заявитель обращался за защитой (восстановлением) своих нарушенных прав к юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю и такое обращение не было рассмотрено либо требования заявителя не были удовлетворены); г) нарушение требований к маркировке товаров; 2.1) выявление при проведении мероприятий по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями параметров деятельности юридического лица, индивидуального предпринимателя, соответствие которым или отклонение от которых согласно утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности, индикаторам риска нарушения обязательных требований является основанием для проведения внеплановой проверки, предусмотренным в положении о виде федерального государственного контроля (надзора); 3) приказ (распоряжение) руководителя органа государственного контроля (надзора), изданный в соответствии с поручениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.
В соответствии со статьей 20 Закона N 294-ФЗ, результаты проверки, проведенной органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля с грубым нарушением установленных настоящим Федеральным законом требований к организации и проведению проверок, не могут являться доказательствами нарушения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, и подлежат отмене вышестоящим органом государственного контроля (надзора) или судом на основании заявления юридического лица, индивидуального предпринимателя (часть 1). К грубым нарушениям относится нарушение требований, в том числе предусмотренных частью 5 (в части согласования с органами прокуратуры внеплановой выездной проверки в отношении юридического лица, индивидуального предпринимателя) статьи 10 настоящего Федерального закона (пункт 2 части 2).
Частью 5 статьи 10 Закона N 294-ФЗ установлено, что внеплановая выездная проверка юридических лиц, индивидуальных предпринимателей может быть проведена по основаниям, указанным в подпунктах "а", "б" и "г" пункта 2, пункте 2.1 части 2 настоящей статьи, органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля после согласования с органом прокуратуры по месту осуществления деятельности таких юридических лиц, индивидуальных предпринимателей.
Судом первой инстанции установлено, а также подтверждается материалами дела, проверка проведена в целях рассмотрения обращения N 4417-Д/ГИС от 13.08.2021, о чем вынесен приказ N 02944 от 17.08.2021 о проведении внеплановой выездной проверки (л.д.29).
Таким образом, административный орган при вынесении приказа о проведении внеплановой выездной проверки усмотрел в поступившем обращении факт наличия основания, предусмотренного подпунктом "а" пункта 2 части 2 статьи 10 Закона N 294-ФЗ.
Проведение проверки по указанному основанию в силу прямого указания в части 5 статьи 10 Закона N 294-ФЗ требует предварительного согласования с органом прокуратуры.
В соответствии с положениями статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей по 30.06.2021) основаниями для проведения внеплановой проверки наряду с основаниями, указанными в части 2 статьи 10 Закона N 294-ФЗ, являются поступления, в частности посредством системы, в орган государственного жилищного надзора, орган муниципального жилищного контроля обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, выявление органом государственного жилищного надзора, органом муниципального жилищного контроля в системе информации о фактах нарушения требований правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, требований к порядку создания товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива, уставу товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива и порядку внесения изменений в устав такого товарищества или такого кооператива, порядку принятия собственниками помещений в многоквартирном доме решения о выборе юридического лица независимо от организационно-правовой формы или индивидуального предпринимателя, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирным домом, в целях заключения с управляющей организацией договора управления многоквартирным домом, решения о заключении с управляющей организацией договора оказания услуг и (или) выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, решения о заключении с указанными в части 1 статьи 164 настоящего Кодекса лицами договоров оказания услуг по содержанию и (или) выполнению работ по ремонту общего имущества в многоквартирном доме, порядку утверждения условий этих договоров и их заключения, порядку содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме и осуществления текущего и капитального ремонта общего имущества в данном доме, о фактах нарушения требований к порядку осуществления перевода жилого помещения в нежилое помещение в многоквартирном доме, к порядку осуществления перепланировки и (или) переустройства помещений в многоквартирном доме, о фактах нарушения управляющей организацией обязательств, предусмотренных частью 2 статьи 162 настоящего Кодекса, о фактах нарушения в области применения предельных (максимальных) индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги, о фактах необоснованности размера установленного норматива потребления коммунальных ресурсов (коммунальных услуг), нарушения требований к составу нормативов потребления коммунальных ресурсов (коммунальных услуг), несоблюдения условий и методов установления нормативов потребления коммунальных ресурсов (коммунальных услуг), нарушения правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения, о фактах нарушения наймодателями жилых помещений в наемных домах социального использования обязательных требований к наймодателям и нанимателям жилых помещений в таких домах, к заключению и исполнению договоров найма жилых помещений жилищного фонда социального использования и договоров найма жилых помещений, о фактах нарушения органами местного самоуправления, ресурсоснабжающими организациями, лицами, осуществляющими деятельность по управлению многоквартирными домами, гражданами требований к порядку размещения информации в системе. Основанием для проведения внеплановой проверки органом государственного жилищного надзора, органом муниципального жилищного контроля (в случаях наделения органами государственной власти субъектов Российской Федерации уполномоченных органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по проведению проверок при осуществлении лицензионного контроля) является приказ (распоряжение) главного государственного жилищного инспектора Российской Федерации о назначении внеплановой проверки, изданный в соответствии с поручениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации. Внеплановая проверка по указанным основаниям проводится без согласования с органами прокуратуры и без предварительного уведомления проверяемой организации о проведении внеплановой проверки.
Однако, вступившим в силу с 01.07.2021 Федеральным законом от 11.06.2021 N 170-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации", редакция указанной статьи Жилищного кодекса Российской Федерации изменена, нормативные положения о возможности проведения внеплановой проверки по приведенным в этой статье основаниям без согласования с органами прокуратуры исключены.
Пунктом 5 статьи 73 Закона N 248-ФЗ установлено, что внеплановая выездная проверка может проводиться только по согласованию с органами прокуратуры, за исключением случаев ее проведения в соответствии с пунктами 3-6 части 1, частью 3 статьи 57 и частью 12 статьи 66 настоящего Федерального закона.
Основания для отнесения рассматриваемой ситуации к случаям проведения проверки, предусмотренным пунктами 3-6 части 1, частью 3 статьи 57 и частью 12 статьи 66 Закона N 248-ФЗ, отсутствуют.
В этой связи суд апелляционной инстанции приходит к выводу о наличии у Инспекции обязанности предварительного согласования проведения проверки в отношении заявителя.
В настоящем случае при проведении проверки и в дальнейшем согласование с органами прокуратуры Инспекцией не производилось. Основанием для проверки послужило обращение гражданина напрямую (не через органы прокуратуры) в Инспекцию.
В отсутствие согласования проверки с органом прокуратуры суд апелляционной инстанции приходит к выводу о проведении Инспекцией проверки с грубым нарушением требований закона, что в силу части 1 статьи 20 Закона N 294-ФЗ исключает возможность признания полученных по результатам такой проверки материалов надлежащими доказательствами.
Ссылка подателя жалобы на подпункт "в" пункта 2 части 2 статьи 10 Закона N 294-ФЗ не может быть принята во внимание.
В соответствии с подпунктом "в" пункта 2 части 2 статьи 10 Закона N 294-ФЗ, основанием для проведения внеплановой проверки является нарушение прав потребителей (в случае обращения в орган, осуществляющий федеральный государственный надзор в области защиты прав потребителей, граждан, права которых нарушены, при условии, что заявитель обращался за защитой (восстановлением) своих нарушенных прав к юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю и такое обращение не было рассмотрено либо требования заявителя не были удовлетворены).
В данном случае заявление гражданина с жалобой на низкую температуру горячей воды поступило непосредственно Инспекцию, следовательно, подпункт "в" пункта 2 части 2 статьи 10 Закона N 294-ФЗ не подлежит применению.
В соответствии с частью 3 статьи 26.2 КоАП РФ не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, в том числе результатов проверки, проведенной в ходе осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, если указанные доказательства получены с нарушением закона.
В силу статей 26.1, 26.2 КоАП РФ обстоятельства, подлежащие выяснению по делу об административном правонарушении, подтверждаются доказательствами, полученными исключительно с соблюдением предусмотренных законом требований.
При таких обстоятельствах, учитывая, что проверка проведена в отношении общества грубым нарушением требований закона, составленные по результатам этой проверки акт замеров, акт проверки, протокол об административном правонарушении не могут являться допустимыми доказательствами по делу об административном правонарушении и основанием для привлечения ПАО "КГК" к административной ответственности.
Иных доказательств допущенного нарушения не представлено, а потому наличие события вменяемого обществу административного правонарушения нельзя признать подтвержденным.
Недоказанность события правонарушения свидетельствует о неправомерности привлечения заявителя к административной ответственности, а потому в силу пункта 1 части 1 статьи 24.5, пункта 3 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ оспоренное постановление обоснованно признано судом первой инстанции незаконным и подлежащим отмене.
Таким образом, суд первой инстанции вынес законное и обоснованное решение по делу, в свою очередь Инспекция не представила доказательств нарушения судом первой инстанции норм права, которые могли бы рассматриваться в качестве основания для отмены обжалуемого решения суда первой инстанции.
При указанных обстоятельствах решение суда первой инстанции не подлежит отмене, а апелляционная жалоба - удовлетворению.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
На основании статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации при подаче апелляционной жалобы на решение арбитражного суда о привлечении к административной ответственности (на решение арбитражного суда по делу об оспаривании решения о привлечении к административной ответственности) государственная пошлина не уплачивается.
Руководствуясь статьями 176, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Курганской области от 07.02.2022 по делу N А34-16083/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственной жилищной инспекции Курганской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
А.А. Арямов |
Судьи |
П.Н. Киреев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А34-16083/2021
Истец: ПАО "КУРГАНСКАЯ ГЕНЕРИРУЮЩАЯ КОМПАНИЯ"
Ответчик: Государственная жилищная инспекция Курганской области
Третье лицо: ООО "Управляющая компания "Мастер"