г. Челябинск |
|
11 апреля 2022 г. |
Дело N А07-23977/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 апреля 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 11 апреля 2022 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Колясниковой Ю.С.,
судей Аникина И.А., Томилиной В.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Задворных С.А., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя главы крестьянского (фермерского) хозяйства Шамсутдинова Рамиля Абдрафиковича на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 27.12.2021 по делу N А07-23977/2020.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом; в судебное заседание их представители не явились.
В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие неявившихся лиц, участвующие в деле.
Администрация муниципального района Ишимбайский район Республики Башкортостан обратилась в Арбитражный суд Республики Башкортостан (далее - Администрация, истец) обратилась в Арбитражный суд Республики Башкортостан с исковым заявлением к индивидуальному предпринимателю главе крестьянского (фермерского) хозяйства Шамсутдинову Рамилю Абдрафиковичу (далее - ИП КФХ Шамсутдинов Р.А., предприниматель, ответчик) в котором просит:
- обязать ответчика разработать в течение 1 (одного) года с момента вступления решения суда в законную силу проект рекультивации нарушенных земель (приведения нарушенных земель в состояние, пригодное для последующего использования), расположенных на земельном участке с кадастровым номером 02:28:150701:53 общей площадью 500 068 кв. м, расположенном по адресу: западнее от д. ЯрБишкадак Урман-Бишкадакского с/с на расстоянии примерно 800 метров;
- возложить на ответчика обязанность в течение 6 (шести) месяцев за счет собственных средств провести работы по рекультивации нарушенных земель, восстановлению плодородия почв, вовлечению земель в оборот в соответствии с проектом рекультивации и в порядке, установленном Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.07.2018 N 800 "О проведении рекультивации и консервации земель", на земельном участке с кадастровым номером 02:28:150701:53 общей площадью 500 068 кв. м, расположенном по адресу: западнее от д. Яр-Бишкадак Урман-Бишкадакского с/с на расстоянии примерно 800 м (с учетом принятых судом уточнений иска в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Комитет по управлению собственностью Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан по Ишимбайскому району и городу Ишимбай, Министерство природопользования и экологии Республики Башкортостан, Управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Республике Башкортостан, Министерство земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан.
Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 27.12.2021 (резолютивная часть от 15.12.2021) исковые требования удовлетворены: суд обязал ответчика разработать в течение 1 (одного) года с момента вступления решения суда в законную силу проект рекультивации нарушенных земель (приведения нарушенных земель в состояние, пригодное для последующего использования), расположенных на земельном участке с кадастровым номером 02:28:150701:53 общей площадью 500 068 кв. м, расположен по адресу: западнее от д. Яр-Бишкадак УрманБишкадакского с/с на расстоянии примерно 800 метров; суд возложил на ответчика обязанность в течение 6 (шести) месяцев за счет собственных средств провести работы по рекультивации нарушенных земель, восстановлению плодородия почв, вовлечению земель в оборот в соответствии с проектом рекультивации и в порядке, установленном Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.07.2018 N 800 "О проведении рекультивации и консервации земель" на земельном участке с кадастровым номером 02:28:150701:53 общей площадью 500 068 кв. м, расположен по адресу: западнее от д. Яр-Бишкадак Урман-Бишкадакского с/с на расстоянии примерно 800 м (т. 4 л.д. 26-50).
ИП КФХ Шамсутдинов Р.А. (далее - податель жалобы, апеллянт) не согласился с вынесенным решением и обратился в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение отменить.
Податель жалобы указал, что ответчик не ухудшал качество земель, ответчиком были проведены многочисленные земельные работы, вложены денежные средства для восстановления посевных полей, посеяны многолетние культуры (травы) для заготовки корма. Рекультивация земель, по мнению апеллянта, не требуется, поскольку плодородный слой не нарушен.
Отметил, что деятельность по добыче полезных ископаемых не осуществлял, кроме того, лицензия на обращение отходами V класса не требуется.
Считает, что договор аренды земельного участка был расторгнут Администрацией в одностороннем порядке не правомерно. Арендные платежи уплачивались ответчиком до ноября 2021 года. экземпляр о расторжении договора аренды ответчику не представлен.
Пояснил, что разрешения на строительство не нужно, поскольку пруд создается только путем земляных работ - пруд-копани, для обеспечения овец водопоем. Проект пруда был согласован с Администрацией.
К дате судебного заседания от ИП КФХ Шамсутдинов Р.А. поступили письменные пояснения по апелляционной жалобе, которые приобщены к материалам дела в порядке статьи 81 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
От ИП КФХ Шамсутдинов Р.А. поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие ответчика (вх. 15222 от 25.03.2022).
Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 10.10.2014 между Администрацией (арендодатель) и главой КФХ Вахитовым Ф.Н. (арендатор) заключен договор аренды земельного участка N 104СХ-КФХ, по условиям которого арендодатель передает, а арендатор принимает в аренду земельный участок, именуемый в дальнейшем "участок", из категории земли сельскохозяйственного назначения, имеющий кадастровый номер 02:28:150701:53 площадью 500 068 кв. метров (50,01 га), в том числе: пашни 500068 кв. м; имеющий ориентиры: установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Ориентир Населенный пункт. Участок находится примерно в 800 м от ориентира по направлению на запад. Почтовый адрес ориентира: РБ, р-н Ишимбайский, с/с УрманБишкадакский, д. Яр-Бишкадак, предоставленный для ведения крестьянского фермерского хозяйства в границах, указанных в кадастровом паспорте земельного участка (т. 1 л. д. 24 - 30).
Срок аренды согласно пункта 3.1 устанавливается с 12.09.2014 до 12.09.2024.
10.10.2014 по акту приёма-передачи земельный участок передан арендатору (т. 1 л. д. 31).
В последующем земельный участок на основании договоров уступки передан сначала Полеву А.А. (договор от 05.04.2017; т. 1 л. д. 32 - 33), затем Шамсутдинову Рамилю Абдрафиковичу (договор от 19.04.2018; т. 1 л. д. 34, 35), потом обществу "УК Мир" (договор от 23.05.2018; т. 1 л. д. 36, 37), которое передало права и обязанности КФХ Шамсутдинову Р.П. (договор от 16.05.2019; т. 1 л. д. 38, 39).
В соответствии с пунктом 7.2 договора арендатор в том числе обязан:
- использовать земельный участок в соответствии с целью и условиями его предоставления;
- при осуществлении разрешенного использования участка обеспечивать соблюдение требований санитарно-эпидемиологического надзора, пожарной безопасности, экологического надзора и иных установленных требований, использовать объект разумно, добросовестно, обеспечивая его сохранность на протяжении всего срока действия договора.
Договор аренды и договоры переуступки зарегистрированы Управлением Росреестра по РБ в установленном порядке.
Последний договор переуступки от 16.05.2019 между обществом УК "Мир" и КФХ Шамсутдиновым Р.А. согласно штампу на договоре зарегистрирован 24.05.2019 (т. 1 л. д. 39).
Актом осмотра от 06.12.2019 (т. 1 л. д. 43-48), проведенного совместно заместителем главного государственного инспектора Ишимбайского района и г. Ишимбай Республики Башкортостан по использованию и охране земель В.В. Перовым и и.о. начальника отдела муниципального контроля И.И. Атауллиным, установлено, что ответчик на земельном участке с кадастровым номером 02:28:150701:53 проводил земляные работы с применением экскаватора на протяжении более 600 метров, шириной более 6 метров. В месте работы экскаватора глубина составила более 2 метров, производилось перемещение грунта и вывоз (песка) силами грузовой техники (самосвала). Указанные земляные работы с Администрацией не согласованы. К акту прилагаются фотоматериалы.
В этом же акте осмотра отражено, что со слов арендатора - ответчика производится строительство берегоукрепительных сооружений вблизи д. ЯкБишкадак СП Урман - Бишкаджакский сельсовет, согласно проекта на строительство излишек грунта вывозится.
По результатам совместного осмотра материалы направлены в Управление Россельхознадзора по Республике Башкортостан исх. письмом от 13.12.2019 N 5244 для принятия соответствующих мер реагирования (т. 1 л. д. 49).
Управление Россельхознадзора по Республике Башкортостан письмом исх. N РК-05/5730 от 17.12.2020 (вх. 24.12.2020 N 10816) возвратило материалы проверки без составления административного протокола по части 1 статьи 8.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (т. 1 л. д. 51-53).
На основании распоряжения администрации муниципального района Ишимбайский район Республики Башкортостан от 25.06.2020 N 308, 309 (т. 1 л. д. 54, 56) 13.07.2020 и.о. начальника отдела муниципального контроля администрации муниципального района Ишимбайский район Республики Башкортостан Сахаповым И.Р. проведен рейдовый осмотр, обследования земельного участка с кадастровым номером: 02:28:150701:53 (т. 1 л. д. 57-64)
Также совместно и.о. начальника отдела муниципального контроля администрации муниципального района Ишимбайский район Республики Башкортостан и ведущим специалистом Комитета управления собственностью Министерства земельных и имущественных отношений по Ишимбайскому району г. Ишимбаю произведен осмотр земельного участка с кадастровым номером: 02:28:150701:53.
Актом осмотра от 13.07.2020 установлено наличие на обследуемом земельном участке деревянного забора со шлакбаумом, где написано "Опасная зона" Идет строительство", имеется информационный стенд с надписью "Посторонним вход запрещен", "Опасная зона" и установлен щит "Схема строительства КФХ Шамсутдинов".
На момент осмотра было выявлено снятие и перемещение грунта шириной 6 метров протяженностью 600 метров с восточной стороны. В момент осмотра проводились земляные работы, работал экскаватор и 3 грузовых автомобиля, один из грузовых автомобилей вывез ПГС за пределы земельного участка с кадастровым номером 02:28:150701:53 в неизвестном направлении.
По результатам осмотра 13.07.2020 отделом муниципального контроля администрации муниципального района Ишимбайский район Республики Башкортостан в адрес КФХ Шамсутдинова Р.А. выдано предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований и принять меры по обеспечению соблюдению обязательных требований предусмотренных статьей 42 Земельного кодекса Российской Федерации и статьи 19 Федерального закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 (ред. от 08.06.2020) "О недрах" (т. 1 л. д. 67-69).
Администрацией 14.07.2020 исх. N 147 в адрес главы КФХ Шамсутдинова Р.А. направлено уведомление о нарушении условий договора, согласно которому ответчику предлагалось до 01.08.2020 привести земельный участок с кадастровым номером 02:28:150701:53 в состояние, пригодное для использования по целевому назначению, т.е. для ведения крестьянского фермерского хозяйства (т. 1 л. д. 77-80).
Материалы совместного осмотра повторно направлены в Управление Россельхознадзора по Республике Башкортостан исх. письмом от 21.07.2020 N 166 для принятия соответствующих мер реагирования (т. 1 л. д. 87, 88).
Управлением Россельхознадзора по Республике Башкортостан направлен ответ исх. N РК-05/3740 от 18.08.2020/ вх.N N7645 от 24.08.2020 о том, что по факту проведения несанкционированных земляных работ возбуждено дело об административном правонарушении и проводится административное расследование в отношении главы КФХ Шамсутдинова Р.А. (т. 1 л. д. 89).
24.08.2020 получен ответ N 7630-Вх о том, что рассмотрено заявление и по данному факту возбуждено административное производство в отношении главы КФХ Шамсутдинова Р.А. по части 1 статьи 8.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Также материалы проверки направлены в Министерство природопользования и экологии Республики Башкортостан исх. N 3006 от 21.07.2020 (т. 1 л. д. 84), в этом же письме Администрация указала, что в ходе осмотра было выявлено нецелевое использование земельного участка и его порча путем создания базы отдыха и строительства домиков для туристов, при этом глава КФХ Шамсутдинов Р.А. прикрывается справкой Министерства природопользования и экологии РБ от 05.10.2018 N 08-09-579 и продолжает вывозить ПГС в неизвестном направлении.
Стерлитамакское территориальное управление Министерства природопользования и экологии Республики Башкортостан в ответе исх.N 20.08.2020 N 06-1143/вх. N7630 от 24.08.2020 сообщило, что в отношении главы КФХ Шамсутдинова Р.А. Ишимбайской межрайонной прокуратурой возбуждено административное производство по части 1 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
27.07.2020 Комитетом управления собственностью Министерства земельных и имущественных отношений по Ишимбайскому району г. Ишимбаю главе КФХ Шамсутдинову Р.А. направлено дополнительное соглашение от 22.07.2020 к договору аренды земельного участка N 104СХКФХ от 10.10.2014, договор дополнен пунктом 7.2 следующего содержания:
"арендатор обязан обеспечить охрану арендуемого земельного участка с кадастровым номером 02:28:150701:53 в целях недопущения вывоза и реализации песчано-гравийной смеси (ПГС). Арендатору запретить осуществлять добычу, вывоз и реализацию ПГС в коммерческих целях третьим лицам с указанного земельного участка" (т. 1 л. д. 83).
Названное соглашение арендатором не подписано.
03.09.2020 Администрацией составлен новый акт осмотра (т. 1 л. д. 91-100), в котором отражены те же факты, что и в предыдущем акте (наличие забора, шлакбаума, надписей "Опасная зона", "Идет строительство", снятие и перемещение грунта шириной 6 метров протяженностью 600 м с восточной стороны земельного участка. В акте осмотра также зафиксировано, что выявлено два карьера, частично заполненные водой (обозначены их размеры), верхний грунт снят и складируется на земельном участке, имеется вал с ПГС. С момента осмотра от 13.07.2020 глава КФХ Шамсутдинов Р.А. не устранил указанные нарушения, отраженные в уведомлении о нарушении условий договора аренды земельного участка и предостережении о недопустимости нарушения обязательных требований. В частности, не привел земельный участок с кадастровым номером 02:28:150701:53 в состояние, пригодное для использования по целевому назначению, т.е. для ведения крестьянского фермерского хозяйства.
Истец, ссылаясь на условия договора аренды, положения статьи 13 Земельного кодекса Российской Федерации, Правила проведения рекультивации и консервации земель, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.07.2018 N 800, обратился в суд с названным иском.
Удовлетворяя исковые требования в полном объеме, арбитражный суд первой инстанции пришел к выводам о причинении ответчиком вреда, выразившегося в негативном изменении состояния окружающей среды, и наличии оснований для разработки и привидения в действие проекта рекультивации нарушенных земель (приведения нарушенных земель в состояние, пригодное для последующего использования).
Согласно статье 12 Земельного кодекса Российской Федерации целями охраны земель являются предотвращение и ликвидация загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы, а также обеспечение рационального использования земель, в том числе для восстановления плодородия почв на землях сельскохозяйственного назначения и улучшения земель.
В силу пункта 2 статьи 13 Земельного кодекса Российской Федерации в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по: 1) воспроизводству плодородия земель сельскохозяйственного назначения; 2) защите земель от водной и ветровой эрозии, селен, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия; 3) защите сельскохозяйственных угодий от зарастания деревьями и кустарниками, сорными растениями, сохранению достигнутого уровня мелиорации.
В соответствии со ст. 42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны: использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.
Пунктом 1 статьи 1 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон об охране окружающей среды) определено, что под вредом окружающей среде понимается негативное изменение окружающей среды в результате ее загрязнения, повлекшее за собой деградацию естественных экологических систем и истощение природных ресурсов, а загрязнение окружающей среды представляет собой поступление в окружающую среду вещества и (или) энергии, свойства, местоположение или количество которых оказывают негативное воздействие на окружающую среду.
Согласно пункту 1 статьи 77 Закона об охране окружающей среды юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством.
В соответствии с пунктом 1 статьи 78 Закона об охране окружающей среды компенсация вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется добровольно либо по решению суда или арбитражного суда.
Нормы природоохранного законодательства о возмещении вреда окружающей среде применяются с соблюдением правил, установленных общими нормами гражданского законодательства, регулирующими возмещение ущерба, в том числе внедоговорного вреда. Доказывание таких убытков производится в общем порядке, установленном статьями 15 и 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Как разъяснено в пункте 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.11.2017 N 49 "О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении вреда, причиненного окружающей среде" (далее - Постановление N 49), при рассмотрении споров о возмещении вреда, причиненного окружающей среде, судам следует учитывать принципы охраны окружающей среды, на которых должна основываться хозяйственная и иная деятельность. К их числу в соответствии со статьей 3 Закона об охране окружающей среды относятся, в частности, платность природопользования и возмещение вреда окружающей среде, презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности, обязательность оценки воздействия на окружающую среду при принятии решений об осуществлении хозяйственной и иной деятельности, допустимость воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду, исходя из требований в области охраны окружающей среды, обязательность финансирования юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность, которая приводит или может привести к загрязнению окружающей среды, мер по предотвращению и (или) уменьшению негативного воздействия на окружающую среду, устранению последствий этого воздействия.
В пункте 6 Постановления N 49 разъяснено, что основанием для привлечения лица к имущественной ответственности является причинение им вреда, выражающееся в негативном изменении состояния окружающей среды, в частности ее загрязнении, истощении, порче, уничтожении природных ресурсов, деградации и разрушении естественных экологических систем, гибели или повреждении объектов животного и растительного мира и иных неблагоприятных последствиях.
В силу пункта 3 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации, если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.
Следовательно, ответчик как лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность, несет ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязательств по договору аренды без вины и только непреодолимая сила исключает его ответственность за противоправное поведение.
Бремя доказывания обстоятельств, указывающих на возникновение негативных последствий в силу иных факторов и (или) их наступления вне зависимости от допущенного нарушения, возлагается на ответчика.
В пункте 13 Постановления N 49 разъяснено, что возмещение вреда может осуществляться посредством взыскания причиненных убытков и (или) путем возложения на ответчика обязанности по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды (статья 1082 Гражданского кодекса Российской Федерации, статья 78 Закона об охране окружающей среды). Выбор способа возмещения причиненного вреда при обращении в суд осуществляет истец.
Вместе с тем, принимая во внимание необходимость эффективных мер, направленных на восстановление состояния окружающей среды, в котором она находилась до причинения вреда, наличие публичного интереса в благоприятном состоянии окружающей среды, суд с учетом позиции лиц, участвующих в деле, и конкретных обстоятельств дела вправе применить такой способ возмещения вреда, который наиболее соответствует целям и задачам природоохранного законодательства.
Частью 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации определено, что каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать те обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Администрацией доказан факт уничтожения предпринимателем плодородного слоя почвы на общей площади 12 549,21 кв. м.
Так, на запрос суда материалов административных дел, в частности, протоколов об административном правонарушении N ДЛ-000578 от 14.11.2020, N ДЛ-000579 от 08.12.2020, составленных Управлением Россельхознадзора по РБ (т. 2, л.д. 74 - 77), 01.10.2020 в 15 часов 00 минут выявлено нарушение, выразившееся в самовольном снятии и перемещении плодородного слоя почвы на общей площади 9480,65 кв. м на земельном участке сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 02:28:150701:53, находящемся в аренде у ИП главы КФХ Шамсутдинова Р.А на основании договора о переуступке прав и обязанностей по договору аренды земельного участка N 104СХ-КФХ от 10.10.2014 г., а именно: 1) на площади 7100 кв. м проведена работа по добыче ПГС; 2) вдоль границы участка имеется траншея площадью 2380,65 кв. м (оградительный вал) без оформления разрешительной документации, утвержденного проекта рекультивации нарушенных земель, документов по проектированию и строительству пруда. Тем самым нарушены п. 4 ст. 13, ст. 42 Земельного кодекса Российской Федерации.
14.11.2020 государственным инспектором отдела государственного земельного надзора Управления Россельхознадзора по Республике Башкортостан Зиганшиным Р.А. составлен протокол об административном правонарушении N ДЛ-00578 в отношении ИП главы КФХ Шамсутдинова Рамиля Абдрафиковича по ч. 1 ст. 8.6 КоАП РФ (т. 2, л.д. 74 - 75).
При составлении протокола Шамсутдинов Р.А. пояснил, что с протоколом ознакомлен.
Факт снятия и перемещения плодородного слоя почвы подтверждается протоколом осмотра б/н от 01.10.2020, схемой к нему, протоколом об административном правонарушении от 14.11.2020 N ДЛ-000578 и другими материалами дела.
Также из материалов проверки следует, что 01.10.2020 в ходе осмотра отобраны образцы почвы для исследования на агрохимические показатели и определением от 01.10.2020 назначена почвенная экспертиза с исследованием почвенных проб в ФГБУ "Башкирский референтный центр Россельхознадзора". При проведении вышеуказанных действий производилась видеосъемка.
28.10.2020 на основании экспертного заключения N 20-0211 от 28.10.2020, выданного ФГБУ "Башкирский референтный центр Россельхознадзора, протоколов испытаний от 16.10.2020 г. N 20-5759-01 (18), выданных испытательным центром ФГБУ "Башкирский референтный центр Россельхознадзора", выявлено нарушение, выразившееся в уничтожении плодородного слоя почвы на земельном участке сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 02:28:150701:53, на общей площади 12549,21 кв. м, а именно: 1) место траншеи и карьерной выработки в результате неселективного снятия почвенных горизонтов на общей площади 9480 кв. м, 2) в результате перекрытия почвенного профиля на месте отвалов вскрышных пород, насыпи ПГС, на общей площади 3068,56 кв. м. Тем самым нарушены: п. 4 ст. 13, ст. 42 Земельного кодекса Российской Федерации.
08.12.2020 государственным инспектором отдела государственного земельного надзора Управления Россельхознадзора по Республике Башкортостан Зиганшиным Р.А. составлен протокол об административном правонарушении N ДЛ-000579 в отношении ИП главы КФХ Шамсутдинова Рамиля Абдрафиковича по ч. 2 ст. 8.6 КоАП РФ.
При составлении протокола Шамсутдинов Р.А. пояснил, что с протоколом ознакомлен.
Согласно экспертному заключению от 28.10.2020 N 20-0211, выданному ФГБУ "Башкирский референтный центр Россельхознадзора" (т. 2, л.д. 59 - 62), земельный участок сельскохозяйственного назначения на площади 50,0068 га не пригоден к использованию по целевому назначению, так как на поверхности участка практически полностью отсутствует органическое вещество (снижение содержания органического вещества на 91,67%, 89,58%,85,42% по сравнению с контрольной пробой) в результате смешивания плодородного слоя почвы с вскрышными породами.
Использование данного земельного участка в целях сельскохозяйственного производства требует проведения как технического (восстановление плодородного слоя), так и биологического (внесение повышенных доз органических и фосфорных удобрений) этапов рекультивации земель. Рекультивации подлежат земли согласно требованиям Постановления Правительства РФ от 10.07.2018 N 80 "О проведении рекультивации и консервации земель".
Факт нарушения подтверждается экспертным заключением от 28.10.2020 N 20-0211, выданным ФГБУ "Башкирский референтный центр Россельхознадзора", протоколом осмотра б/н от 01.10.2020 и прилагаемыми к нему схемой расположения земельного участка, видеозаписью, актом отбора проб от 01.10.2020, протоколами об административном правонарушении от 14.11.2020 N 000578, 08.12.2020 N ДЛ-000579, постановлениями Управления Россельхознадзора по РБ от 25.12.2020 N 05-141, N 05-142 о привлечении ответчика к административной ответственности, предусмотренной ч. 1, 2 ст. 8.6 КоАП РФ.
При этом в постановлениях о привлечении к административной ответственности отражено, что при составлении протоколов Шамсутдинов Р.А. с протоколами ознакомлен, нарушения признавал.
Таким образом, на землях сельскохозяйственного назначения ИП глава КФХ Шамсутдинов Рамиль Абдрафикович допустил уничтожение плодородного слоя почвы на общей площади 12 549,21 кв. м.
Должностное лицо - ИП глава КФХ Шамсутдинов Р.А. привлечен к административной ответственности по ч. 2 ст. 8.6 КоАП РФ в виде штрафа в сумме 10 000 руб.
Согласно постановлению заместителя Ишимбайского межрайонного прокурора Басырова Д.Ф о возбуждении в отношении главы КФХ Шамсутдинова Р.А. дела об административном правонарушении от 23.06.2020, поступившему в адрес Управления из Ишимбайской межрайонной прокуратуры вх.N 1706 от 21.07.2020 для рассмотрения, установлено, что 02.06.2020 на левом берегу реки Белая на противоположной стороне д. Яр- Бишкадак Ишимбайского района главой КФХ Шамсутдиновым Р.А. осуществлялась деятельность по "пользованию недрами без лицензии на пользование недрами".
Оценивая постановления о привлечении к административной ответственности по ч. 1, 2 ст. 8.6 КоАП РФ, суд также учитывает, что глава КФХ Шамсутдинов Р.А. правонарушения признавал.
Сведений о том, что постановления о привлечении Шамсутдинова Р.А. к административной ответственности оспорены и в установленном порядке отменены, суду не представлено.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о доказанности факта причинения предпринимателем вреда окружающей среде в части нанесения ущерба земельному участку и обоснованности требований Администрации.
Истцом заявлены требования об обязании предпринимателя разработать проект и восстановить нарушенное состояние окружающей среду путем проведения рекультивации земельного участка.
Как было указано выше, в силу разъяснений п. 13 Постановления N 49 следует, что возмещение вреда может осуществляться посредством взыскания причиненных убытков и (или) путем возложения на ответчика обязанности по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды (статья 1082 ГК РФ, статья 78 Закона об окружающей среде). Выбор способа возмещения причиненного вреда при обращении в суд осуществляет истец.
Однако, суд с учетом мнения сторон и конкретных обстоятельств дела вправе применить такой способ возмещения вреда, который наиболее соответствует целям и задачам природоохранного законодательства.
При решении вопроса об удовлетворении требования о возмещении вреда в натуре в соответствии с пунктом 2 статьи 78 Закона об окружающей среде суд определяет, является ли принятие мер, направленных на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, объективно возможным. Применительно к пункту 1 статьи 308.3 ГК РФ суду следует исходить из того, осуществимо ли устранение наступивших негативных изменений окружающей среды в результате проведения ответчиком восстановительных работ как его собственными силами (при наличии технической и иной возможности), так и путем привлечения третьих лиц.
В случае если восстановление состояния окружающей среды, существовавшее до причинения вреда, в результате проведения восстановительных работ возможно лишь частично (в том числе в силу наличия невосполнимых и (или) трудновосполнимых экологических потерь), возмещение вреда в соответствующей оставшейся части осуществляется в денежной форме (п. 17 Постановления N 49).
В силу пункта 2 статьи 78 Закона об охране окружающей среды возможность возложения на ответчика обязанности по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды поставлена в зависимость от наличия проекта восстановительных работ, разработанного и утвержденного с соблюдением требований действующего законодательства. Следовательно, суд, удовлетворяя требование о возмещении вреда в натуре, должен основываться на соответствующем проекте и указать на него в резолютивной части решения. При отсутствии такого проекта суд выносит решение о возмещении вреда в денежной форме (п. 18 Постановления N 49).
Судебная коллегия обращает внимание на то, что в данном случае проект восстановительных работ, направленных на устранение причиненного ответчиком ущерба земельным участкам, в материалах дела отсутствует.
При этом в резолютивной части решения суда суд первой инстанции обязал предпринимателя разработать проект и провести работы по рекультивации.
Согласно пункту 8 Правил проведения рекультивации и консервации земель, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 10.07.2018 N 800 рекультивация земель, консервация земель осуществляется в соответствии с утвержденными проектом рекультивации земель, проектом консервации земель путем проведения технических и (или) биологических мероприятий.
Согласно пункту 28 Правил проведения рекультивации и консервации земель, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 10.07.2018 N 800, срок проведения работ по рекультивации земель, консервации земель определяется проектом консервации земель, проектом рекультивации земель и не должен составлять более 15 лет для рекультивации земель, более 25 лет для консервации земель.
Таким образом, принимая во внимание необходимость эффективных мер, направленных на восстановление состояния окружающей среды, в котором она находилась до причинения вреда, наличие публичного интереса в благоприятном состоянии окружающей среды, а также отсутствие действий со стороны ответчика по рекультивации спорного земельного участка, суд апелляционной инстанции с учетом позиции лиц, участвующих в деле, и конкретных обстоятельств дела считает правомерными выводы суда первой инстанции о применении способа возмещения вреда в натуре, как наиболее соответствующий целям и задачам природоохранного законодательства.
При этом суд апелляционной инстанции обращает внимание на то, что в силу положений п. 27 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2020 N 12 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции" суд апелляционной инстанции не вправе выходить за пределы доводов апелляционной жалобы и тем более ставить в наиболее невыгодное положение лицо, подавшего апелляционную жалобу, по сравнению с тем положением, в котором оно пребывало при вынесении решения суда.
С учетом изложенного судебная коллегия приходит к выводу о том, что в рассматриваемом случае судебный акт первой инстанции по доводам, изложенным в апелляционной жалобе отмене либо изменению не подлежит.
Однако, коллегия обращает внимание на то, что в случае, если действия ответчика будут направлены на уклонение от исполнения судебного акта по возмещению причинения вреда в натуре, с учетом содержания п. 13, 17, 18 Постановления N 49 не исключена возможность изменения порядка и способа исполнения судебного акта на возмещение вреда в денежной форме.
Доводы апелляционной жалобы полностью повторяют доводы отзыва на исковое заявление, которые были полно и всесторонне исследованы судом первой инстанции, что нашло свое отражение в решении суда. Фактические обстоятельства дела были правильно установлены судом, им дана надлежащая правовая оценка. Оснований для иной оценки собранных по делу доказательств у суда апелляционной инстанции не имеется.
Принятое по делу решение суда подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
Судебные расходы распределяются между лицами, участвующими в деле, в соответствии с правилами, установленными статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и в связи с оставлением апелляционной жалобы без удовлетворения относятся на ее подателя.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 27.12.2021 по делу N А07-23977/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя главы крестьянского (фермерского) хозяйства Шамсутдинова Рамиля Абдрафиковича - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Ю.С. Колясникова |
Судьи |
И.А. Аникин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А07-23977/2020
Истец: АДМИНИСТРАЦИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ИШИМБАЙСКИЙ РАЙОН РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН, КОМИТЕТ ПО УПРАВЛЕНИЮ СОБСТВЕННОСТЬЮ МИНИСТЕРСТВА ЗЕМЕЛЬНЫХ И ИМУЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН ПО ИШИМБАЙСКОМУ РАЙОНУ И ГОРОДУ ИШИМБАЮ, МИНИСТЕРСТВО ЗЕМЕЛЬНЫХ И ИМУЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
Ответчик: КФХ ШАМСУТДИНОВ Р.А.
Третье лицо: Министерство природопользования и экологии Республики Башкортостан, Управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосаннитарному надзору по Республике Башкортостан