г. Хабаровск |
|
11 апреля 2022 г. |
А04-9843/2021 |
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе судьи Е.Г. Харьковской, рассмотрев в судебном заседании без вызова участвующих в деле лиц апелляционную жалобу акционерного общества "Дальневосточная распределительная сетевая компания" на решение от 01.03.2022 по делу N А04-9843/2021 Арбитражного суда Амурской области рассмотренному в порядке упрощенного производства по заявлению акционерного общества "Дальневосточная распределительная сетевая компания" к управлению Федеральной антимонопольной службы по Амурской области; третье лицо: Шумов Роман Викторович; о признании незаконным и отмене постановления,
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Дальневосточная распределительная сетевая компания" (ОГРН 1052800111308, ИНН 2801108200, далее - АО "ДРСК") обратилось в Арбитражный суд Амурской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления управления Федеральной антимонопольной службы по Амурской области (далее - управление) по делу об административном правонарушении от 08.12.2021 N 028/049.21-675/2021.
Определением от 22.12.2021 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Шумов Роман Викторович.
Решением Арбитражного суда Амурской области от 01.03.2022 по делу N А04-9843/2021 в удовлетворении заявленных АО "ДРСК" требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, АО "ДРСК" обратилось в Шестой арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции по делу N А04-9843/2021 отменить, принять новый судебный акт. В обоснование доводов апелляционной жалобы ссылается на неправильное применение судом первой инстанции норм материального права, несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела.
Изучив материалы дела, оценив установленные обстоятельства, исследовав доводы, изложенные в апелляционной жалобе, отзыве Шестой арбитражный апелляционный суд не установил оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы. Апелляционный суд поддерживает выводы суда первой инстанции и отклоняет рассмотренные доводы жалобы исходя из следующего.
Согласно статье 26 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон N 35-ФЗ) технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам (далее - технологическое присоединение), осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер. Технологическое присоединение осуществляется на основании договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства, заключаемого между сетевой организацией и обратившимся к ней лицом.
Технологическое присоединение осуществляется в сроки, определяемые в порядке, установленном Правительством Российской Федерации или уполномоченным им федеральным органом исполнительной власти.
Порядок присоединения впервые вводимых в эксплуатацию, ранее присоединенных энергопринимающих устройств, максимальная мощность которых увеличивается, а также на случаи, при которых в отношении ранее присоединенных энергопринимающих устройств изменяются категория надежности электроснабжения, точки присоединения, виды производственной деятельности, не влекущие пересмотр величины максимальной мощности, но изменяющие схему внешнего электроснабжения таких энергопринимающих устройств урегулирован Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 (далее - Правила N 861).
На основании заявки от 26.04.2021 между Шумовым Р.В. и АО "ДРСК" заключен договор от 02.06.2021 технологического присоединения к электрическим сетям в отношении объекта строящийся жилой дом, расположенный по адресу: Амурская область, Благовещенский район, с. Чигири, кадастровый номер земельного участка 28:10:013004:480, максимальной мощностью 15 кВт, класс напряжения 0,4 кВ, 3 категория надежности.
Согласно техническим условиям от 24.05.2021 для присоединения Шумова Р.В. сетевая организация осуществляет организацию коммерческого учета электрической энергии в соответствии с требованиями установленными "основными положениями функционирования розничных рынков электрической энергии", присоединение объекта от элементов электрической сети сетевой организации, расположенных на ближайшей опоре существующей ЛЭП-0,4 кВ ТП 10/0,4 кВ N 13-97.
Пунктом 6 технических условий для присоединения к электрическим сетям от 24.05.2021 установлено, что, срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению составляет четыре месяца со дня заключения договора.
Шумовым Р.В. согласно заявки от 26.04.2021 была произведена оплата счета за услуги технологического присоединения.
Акт об осуществлении технологического присоединения объекта Шумова Р.В. подписан 13.10.2021.
Шумов Р.В. обратился 11.10.2021 с жалобой в Амурское УФАС России о нарушении АО "ДРСК" условий договора N /2268/21-ТП в части срока осуществления технологического присоединения к электрическим сетям.
Амурским УФАС России в рамках рассмотрения заявления Шумова Р.В. в адрес АО "ДРСК" было направлено требование о представления документов и сведений.
22.10.2021 от АО "ДРСК" поступили письменные пояснения с приложенными документами, в которых было указано, что срок технологического присоединения объекта Шумова Р.В. составляет 4 месяца. Но на основании дополнительного соглашения от 02.10.2021 N 1, к договору технологического присоединения от 02.06.2021 N 2268/21-ТП сроком выполнения мероприятий установлен до 02.11.2021.
Ведущим специалистом - экспертом отдела антимонопольного контроля вынесено определение о возбуждении в отношении АО "ДРСК" дела об административном правонарушении от 10.11.2021 и проведении административного расследования, которым уведомило о составлении протокола об административном правонарушении 25.11.2021 в 10 час. 00 мин. Определение отправлено почтовым отправление, а также на электронную почту общества.
От общества 19.11.2021 поступили письменные пояснения в которых было указано на необходимость установки трехфазного счетчика для подключения объекта Шумова Р.В. В 3 квартале 2021 года сложилась ситуация с нехваткой трехфазных счетчиков, заводы изготовители не успевают поставлять приборы учета в сроки, указанные в договорах поставки, в связи с этим происходит задержка по установке приборов учета.
Должностным лицом управления в присутствии представителя общества составлен протокол об административном правонарушении от 25.11.2021 по части 1 статьи 9.21 КоАП РФ. АО "ДРСК" было уведомлено о рассмотрении дела об административном правонарушении 08.12.2021 в 10 час. 00 мин. Протокол получен представителем общества в день его составления, о чем свидетельствует подпись в протоколе.
Постановлением от 08.12.2021 АО "ДРСК" признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрено по части 1 статьи 9.21 КоАП РФ в виде штрафа 100 000 руб. Копия постановления направлена АО "ДРСК" посредством почтового отправления получено заявителем 10.12.2021.
В соответствии с частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к тепловым сетям, либо нарушение собственником или иным законным владельцем правил недискриминационного доступа, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.
О незаконности постановления управления АО "ДРСК" обратилось в арбитражный суд, который правомерно отказал в удовлетворении заявленных требований.
На момент заключения договора от 02.06.2021 действовала редакция постановления Правительства Российской Федерации от 26.04.2021 N 861 "Об утверждении Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, Правил недискриминационного доступа к услугам по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике и оказания этих услуг, Правил недискриминационного доступа к услугам администратора торговой системы оптового рынка и оказания этих услуг и Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям" (далее - Правила N 861) с вступлением в действие с 05.05.2021.
Согласно пункту 105 Правил в отношении заявителей, указанных в пунктах 12 (1), 13 (2) - 13 (5) и 14 настоящих Правил, сетевая организация в течение 10 рабочих дней со дня поступления заявки размещает на своем официальном сайте или ином официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", определяемом Правительством Российской Федерации, в отдельном разделе (далее - личный кабинет потребителя):
условия типового договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям в соответствии с настоящими Правилами для соответствующей категории заявителей;
счет, предусмотренный пунктом 103 настоящих Правил;
технические условия, содержащие перечень мероприятий по технологическому присоединению в соответствии с пунктами 25 (1), 25 (6) и 25 (7) настоящих Правил, а также срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению со стороны заявителя и сетевой организации, и проект договора, обеспечивающего продажу электрической энергии (мощности) на розничном рынке, подписанный усиленной квалифицированной электронной подписью уполномоченного лица гарантирующего поставщика, указанного в заявке в соответствии с подпунктом "л" пункта 9 настоящих Правил (в случае, если заявитель указал гарантирующего поставщика в качестве субъекта, у которого он намеревается приобретать электрическую энергию);
в отношении заявителей, указанных в пунктах 13 (2) - 13 (5) настоящих Правил, проект договора, обеспечивающего продажу электрической энергии (мощности), выработанной на объектах микрогенерации, на розничном рынке, подписанный усиленной квалифицированной электронной подписью уполномоченного лица гарантирующего поставщика, в чьей зоне деятельности находятся соответствующие объекты;
инструкцию, содержащую последовательный перечень мероприятий, обеспечивающих безопасное осуществление действиями заявителя фактического присоединения и фактического приема напряжения и мощности.
Технические условия АО "ДРСК" подготовлены и подписаны Шумовым Р.В. и размещены в личном кабинете 24.05.2021, при сроке в соответствии с пунктом 105 Правил размещения 18.05.2021.
Судом первой инстанцией правомерно принят довод управления о нарушении АО "ДРСК" требований по подготовке и размещению технических условий в отношении заявки Шумова Р.В. с нарушением установленного Правилами N 861 срока.
05.05.2021 вступило в действие Постановление Правительства Российской Федерации от 26.04.2021 N 639, которым внесены изменения в Постановление Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861. Согласно подпункту б пункта 16 Правил срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению, который исчисляется со дня заключения договора и не может превышать:
30 рабочих дней - для заявителей, указанных в пунктах 12 (1) и 14 настоящих Правил, при одновременном соблюдении следующих условий:
технологическое присоединение энергопринимающих устройств заявителя осуществляется к электрическим сетям классом напряжения 0,4 кВ и ниже;
расстояние от существующих электрических сетей необходимого класса напряжения до границ участка, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства, составляет не более 15 метров;
отсутствует необходимость урегулирования отношений с лицами, являющимися собственниками или иными законными владельцами земельных участков, расположенных полностью или частично между ближайшим объектом электрической сети, имеющим указанный в заявке класс напряжения и используемым сетевой организацией для осуществления технологического присоединения энергопринимающих устройств заявителя, и земельным участком заявителя;
от сетевой организации не требуется выполнение работ по строительству (реконструкции) объектов электросетевого хозяйства, включенных (подлежащих включению) в инвестиционные программы сетевых организаций (в том числе смежных сетевых организаций), и (или) объектов по производству электрической энергии, за исключением работ по строительству объектов электросетевого хозяйства от существующих объектов электросетевого хозяйства до присоединяемых энергопринимающих устройств, а также по обеспечению коммерческого учета электрической энергии (мощности);
при несоблюдении любого из условий, предусмотренных абзацами вторым - шестым настоящего подпункта, в случае осуществления технологического присоединения к электрическим сетям классом напряжения до 20 кВ включительно, при этом расстояние от существующих электрических сетей необходимого класса напряжения до границ участка, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства, составляет не более 300 метров в городах и поселках городского типа и не более 500 метров в сельской местности и от сетевой организации не требуется выполнение работ по строительству (реконструкции) объектов электросетевого хозяйства, включенных (подлежащих включению) в инвестиционные программы сетевых организаций (в том числе смежных сетевых организаций), и (или) объектов по производству электрической энергии, за исключением работ по строительству объектов электросетевого хозяйства от существующих объектов электросетевого хозяйства до присоединяемых энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики:
15 рабочих дней (если в заявке не указан более продолжительный срок) для осуществления мероприятий по технологическому присоединению, отнесенных к обязанностям сетевой организации, - при временном технологическом присоединении;
4 месяца для заявителей (в том числе указанных в пунктах 13 (3), 13 (5) и 13 (6) настоящих Правил), максимальная мощность энергопринимающих устройств которых составляет до 670 кВт включительно;
1 год для заявителей, максимальная мощность энергопринимающих устройств которых составляет свыше 670 кВт.
Таким образом, с учетом необходимого объема выполнения сетевой организацией мероприятий по технологическому присоединению объекта по договору от 02.06.2021, в соответствии с актуальными на момент спорных отношений требованиями Правил N 861, срок технологического присоединения объекта Шумова Р.В. составляет 30 рабочих дней. Срок, предусмотренный пунктом 16 Правил N 861, является предельным и начинает течь с момента заключения договора об осуществлении технологического присоединения.
Кроме того нормами действующего законодательства не предусмотрено оснований для продления указанного срока, либо оснований, освобождающих сетевую организацию от обязанности по осуществлению мероприятий направленных на технологическое присоединение объекта заявителя.
Довод АО "ДРСК" об уважительности пропуска срока по исполнению условий договора от 02.06.2021 в связи с задержкой поставок приборов учета электрической энергии (трехфазных счетчиков) в третьем квартале правомерно отклонен судом первой инстанцией.
С 1 июля 2020 года поэтапно вступили в силу корректировки, вносимые Федеральным законом N 522-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с развитием систем учета электрической энергии (мощности) в Российской Федерации" обслуживание и установка приборов учета стала обязанностью сетевых / сбытовых компаний.
Указанные изменения повлекли за собой срочную необходимость в проведении торгово-закупочных процедур в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" по выбору поставщика приборов учета для заявителей по договору об осуществлении технологического присоединения АО "ДРСК".
Во исполнение требований Федерального закона от 27.12.2018 N 522-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с развитием систем учета электрической энергии (мощности) в Российской Федерации" между АО "ДРСК" и АО "Электротехнические заводы "Энергомера" был заключен договор поставки 25.05.2021 приборов учета для установки на опору, в соответствии со спецификацией, являющейся неотъемлемой частью настоящего договора.
Поставщик 26.08.2021 направил сетевой организации к согласованию график отгрузки приборов учета в рамках договора поставки от 25.05.2021 и указав на задержку поставки приборов учета.
06.09.2021 АО "ДРСК" письмом N 02-01-03/4926, указало на необходимость принятия мер АО "Электротехнические заводы "Энергомера" для ускорения и сокращения сроков производства и поставки приборов учета в 2021 году.
Как верно указал суд первой инстанции, переписка к спорному периоду отношения не имеет, в связи с тем, что на момент 26.08.2021, когда сетевой организации стало известно о задержке поставок приборов учета, технологическое присоединение по договору 02.06.2021 должно было быть исполнено.
На момент заключения договора от 02.06.2021 и исполнения срока технических условий подключения объекта Шумова Р.В. недостатка приборов учета у общества не имелось, доказательств обратного сетевой организацией не представлено.
АО "ДРСК" надлежало в срок не позднее 15.07.2021 осуществить мероприятия по технологическому присоединению энергопринимающих устройств, объекта строящийся жилой дом, расположенный по адресу: Амурская область, Благовещенский район, с. Чигири, кадастровый номер земельного участка 28:10:013004:480, к электрическим сетям.
Таким образом, АО "ДРСК" нарушен установленный Правилами N 861 порядок технологического присоединения к электрическим сетям в отношении объекта Шумова Р.В.
Довод жалобы о том, что обязательные требования о проведении конкурентных закупок в рамках инвестиционных программ общества, не позволяют оперативно заменять одних поставщиков в рамках действующих с ними и еще не расторгнутых договоров поставки, на других поставщиков аналогичных приборов, отклоняется. Согласно пунктами 5.12.1-5.12.3 Единого положения о закупке продукции для нужд Группы РусГидро, размещенного на сайте АО "ДРСК" в сети интернет в разделе "управление закупками", предусмотрена возможность закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), в частности при наличии срочной потребности в продукции, в связи с чем на проведение закупки иным способом нет времени, а также в иных случаях. АО "ДРСК" при рассмотрении дела административного дела не было приведено обоснование отсутствия возможности приобретения приборов учета, необходимых для исполнения обязательств по договору с Шумовым Р.В. у единственного поставщика без проведения длительных закупочных процедур.
Состав правонарушения подтвержден материалами дела.
У АО "ДРСК" имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Нарушений порядка и срока привлечения АО "ДРСК" к административной ответственности по результатам рассмотрения материалов административного производства судом не установлено.
Как следует из оспариваемого постановления, сумма штрафа определена в минимальном размере, установленном в части 1 статьи 9.21 КоАП РФ.
Апелляционный суд считает, что штраф соответствует совершенному деянию и принципам справедливости, соразмерности, не имеется оснований для применения статьи 4.1 КоАП РФ, равно как и 4.1.1 КоАП РФ.
Исключительные обстоятельства, свидетельствующие о наличии оснований для применения положений статьи 2.9 КоАП РФ и освобождения общества от административной ответственности, арбитражным судом апелляционной инстанции не выявлены.
Судом первой инстанции при рассмотрении дела установлены и исследованы все существенные для принятия правильного решения обстоятельства, им дана надлежащая правовая оценка. Выводы, изложенные в судебном акте, соответствуют фактическим обстоятельствам дела и приведенным правовым нормам.
Проверив законность и обоснованность оспариваемого решения суда, апелляционная инстанция не установила оснований для отмены или изменения судебного акта, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 258, 268-271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Амурской области от 01.03.2022 по делу N А04-9843/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия через арбитражный суд первой инстанции только по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
Е.Г. Харьковская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А04-9843/2021
Истец: АО "Дальневосточная распределительная сетевая компания"
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Амурской области
Третье лицо: Шумов Роман Викторович