г. Саратов |
|
11 апреля 2022 г. |
Дело N А12-19946/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 апреля 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 11 апреля 2022 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Е.В. Пузиной,
судей В.В. Землянниковой, Ю.А. Комнатной,
при ведении протокола судебного заседания с использованием средств аудиозаписи секретарём судебного заседания В.К. Глебовой,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Двенадцатого арбитражного апелляционного суда: г. Саратов, улица Лермонтова М.Ю., д. 30, корпус 2
апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Ситиматик - Волгоград" (400066, Волгоградская область, г. Волгоград, ул. Новороссийская, д. 5, эт. 3, ИНН 3426013572, ОГРН 1103458000337)
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 18 января 2022 года по делу N А12-19946/2021
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Ситиматик - Волгоград" (400066, Волгоградская область, г. Волгоград, ул. Новороссийская, д. 5, эт. 3, ИНН 3426013572, ОГРН 1103458000337)
к Комитету жилищно - коммунального хозяйства и капитального строительства администрации городского округа - город Камышин Волгоградской области (403882, Волгоградская область, г. Камышин, ул. Октябрьская, д. 60, ИНН 3436016974, ОГРН 1073453000015)
о признании недействительным предписания,
заинтересованное лицо: Вилль Н.И.,
при участии в судебном заседании представителя Комитета жилищно - коммунального хозяйства и капитального строительства администрации городского округа - город Камышин Волгоградской области - А.А. Артемьева по доверенности от 10.01.2022, сроком по 31.12.2022,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Ситиматик - Волгоград" обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлением о признании недействительным предписания Комитета жилищно- коммунального хозяйства и капитального строительства администрации городского округа - город Камышина (далее- Комитет, ответчик) от 15.04.2021 N 32-гк.
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 18 января 2022 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
ООО "Ситиматик-Волгоград" не согласилось с решением суда первой инстанции и обратилось в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять новый судебный акт, которым удовлетворить заявленные требования.
Апелляционная жалоба мотивирована тем, что законодательством установлен специальный порядок получения заключения, подтверждающего невозможность создания места (площадки) накопления ТКО, который не соблюден административным органом. Акты осмотров не являются заключением. Как указывает апеллянт, бестарный способ накопления допускается, если отсутствует возможность организовать контейнерную площадку, обязанность по созданию которой, возложена на органы местного самоуправления. По мнению Общества, п. 3 предписания не исполним. Маршрутные журналы, выписки со спутниковых систем Глонасс не исследованы, вывоз ТКО происходил с иных оборудованных мест.
В судебное заседание явился представитель Комитета, который огласил позицию по делу, против доводов, изложенных в апелляционной жалобе, возражает. Решение Арбитражного суда Волгоградской области от 18 января 2022 года по делу N А12-19946/2021 считает законным и обоснованным, просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, в порядке статей 121-123, 186 АПК РФ.
Информация о месте и времени судебного заседания размещена на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (kad.arbitr.ru), что подтверждено отчетом о публикации судебных актов на сайте.
Согласно пункту 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае неявки в судебное заседание лица, участвующего в деле, надлежащим образом извещенного о времени и месте рассмотрения дела, суд рассматривает дело в его отсутствие.
В материалы дела через канцелярию суда от ООО "Ситиматик-Волгоград" поступили дополнения к апелляционной жалобе и возражения на отзыв на апелляционную жалобу, которые судом приобщены к материалам дела.
Обществом заявлено ходатайство о приостановлении производства по делу N А12-19946/2021 до вступления в законную силу решения Камышинского городского суда Волгоградской области по делу N М-565/2022.
Представитель Комитета возражает против удовлетворения ходатайства.
Суд апелляционной инстанции исходит из следующего.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 143 АПК РФ арбитражный суд обязан приостановить производство по делу в случае невозможности рассмотрения данного дела до разрешения другого дела, рассматриваемого Конституционным Судом Российской Федерации, конституционным (уставным) судом субъекта Российской Федерации, судом общей юрисдикции, арбитражным судом.
По смыслу названной нормы права арбитражный суд обязан приостановить производство по делу при наличии в совокупности двух условий: если в производстве соответствующего суда находится дело, связанное с тем, которое рассматривает арбитражный суд, и если это дело имеет существенное значение для выяснения обстоятельств, устанавливаемых арбитражным судом по отношению к лицам, участвующим в настоящем деле.
Указанные обстоятельства должны иметь преюдициальное значение по вопросам об обстоятельствах, устанавливаемых судом по отношению к лицам, участвующим в деле.
Согласно пункту 1 статьи 145 АПК РФ производство по делу приостанавливается: в случаях, предусмотренных пунктом 1 части 1 статьи 143 настоящего Кодекса, до вступления в законную силу судебного акта соответствующего суда.
Исходя из толкования норм статьи 143 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, одним из обязательных условий для приостановления производства по делу по вышеуказанному основанию является объективная невозможность рассмотрения и разрешения дела арбитражным судом до разрешения другого дела. Такая невозможность означает, что если производство по делу не будет приостановлено, разрешение дела может привести к незаконности судебного решения, неправильным выводам суда или даже к вынесению противоречащих судебных актов.
Судом апелляционной инстанции установлено, что оснований, предусмотренных статьями 143, 144 АПК РФ, для приостановления производства по настоящему делу, не имеется.
В рамках настоящего дела рассматривается правомерность вынесения предписания об устранении нарушений Правил N 354.
В рамках дела N М-565/2020 предметом рассмотрения является законность п.3.3 раздела 3 Схемы очистки территории способ вывоза мусора от индивидуальных жилых домов.
Суд апелляционной инстанции считает, что в рассматриваемом случае отсутствует невозможность рассмотрения данного дела до разрешения дела N М-565/2020, в связи с чем, оснований для приостановления производства по настоящему делу, не имеется.
Законность и обоснованность судебного акта арбитражного суда первой инстанции проверена апелляционным судом в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, ООО "Управление отходами-Волгоград" (ООО "Ситиматик-Волгоград") с 01.04.2019 является региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами.
В Комитет поступило обращение гр. Вилль Н.И., проживающего по адресу Волгоградская область г. Камышин д. 57, по вопросу ненадлежащего исполнения ООО "Управление отходами-Волгоград" обязательств по вывозу твердых бытовых отходов.
В связи с поступившим обращением, Комитетом на основании распоряжения N 32-гк от 25.03.2021 проведена внеплановая документарная проверка в отношении ООО "Управление отходами - Волгоград" (ООО "Ситиматик-Волгоград") по вопросам предоставления коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами за период с января 2019 по март 2021 жителям дома N 57 по ул. Шевченко в г. Камышине.
В ходе проверки установлено, что сбор и вывоз твердых бытовых отходов от ул. Шевченко в г. Камышин Волгоградской области в период с января 2019 по март 2021 не осуществлялся, при этом начисление платы за данную коммунальную услугу в период с февраля 2019 по март 2021 производилось в полном объеме, за январь 2019 произведен перерасчет платы на 50%.
Установленные обстоятельства, по мнению Комитета, свидетельствуют о нарушении ООО "Управление отходами - Волгоград" (ООО "Ситиматик-Волгоград") требований пункта 17 приложения N 1 к Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354) и пункта 98 Правил N 354.
Результаты проверки зафиксированы в акте проверки от 15.04.2021 N 32-гк.
По итогам проверки Обществу выдано оспариваемое предписание N 32-гк от 15.04.2021 об устранении выявленных нарушений, которым Обществу в срок до 15.08.2021 необходимо: обеспечить своевременный вывоз твердых коммунальных отходов потребителям, проживающим по адресу: Волгоградская обл., г. Камышин, ул. Шевченко, в соответствии с п. 17 Приложения 1 к Правилам; произвести перерасчет начисленных сумм за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами собственнику жилого дома N 57 по ул. Шевченко в г. Камышин за период с января 2019 г. по март 2021 г.; дальнейшее начисление платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами собственнику жилого дома N 57 по ул. Шевченко г. Камышин производить в соответствии с требованиями действующего законодательства.
27 апреля 2021 года ООО "Управление отходами - Волгоград" изменило наименование на ООО "Ситиматик - Волгоград", что подтверждено выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц.
ООО "Ситиматик-Волгоград", полагая, что предписание является незаконным, нарушает его права и охраняемые законом интересы, обратилось в суд с заявленными требованиями.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришёл к выводу о правомерности выдачи оспариваемого предписания, об отсутствии нарушения прав Общества.
Суд апелляционной инстанции исходит из следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 22 Закона N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее - Правила N 354).
Пунктом 2 Правил N 354 установлено, что под коммунальной услугой понимается осуществление деятельности исполнителя по подаче потребителям любого коммунального ресурса в отдельности или 2 и более из них в любом сочетании с целью обеспечения благоприятных и безопасных условий использования жилых, нежилых помещений, общего имущества в многоквартирном доме в случаях, установленных настоящими Правилами, а также земельных участков и расположенных на них жилых домов (домовладений). К коммунальной услуге относится услуга по обращению с твёрдыми коммунальными отходами.
В соответствии с пунктом 148 (5) Правил N 354 условия предоставления коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами собственнику и пользователю жилого дома (домовладения) по его выбору определяются, в том числе, в договоре на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключаемом собственником жилого дома (домовладения) с организацией (в том числе садоводческим или огородническим некоммерческим товариществом), которая от своего имени и в интересах собственника заключает договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с соответствующим региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Исходя из требований подпункта "ж" пункта 4 Правил N 354, потребителю может быть предоставлена коммунальная услуга - обращение с твёрдыми коммунальными отходами, то есть транспортирование, обезвреживание, захоронение твёрдых коммунальных отходов, образующихся в многоквартирных домах и жилых домах.
Согласно пункту 4(1) Правил N 354 предоставление коммунальной услуги по обращению с твёрдыми коммунальными отходами осуществляется в соответствии с разделом XV(1) Правил.
Для коммунальной услуги по обращению с ТКО пунктом 17 Приложения N 1 к Правилам N 354 установлена обязанность исполнителя обеспечивать своевременный вывоз твёрдых коммунальных отходов из мест накопления: в холодное время года (при среднесуточной температуре +5 °С и ниже) не реже одного раза в трое суток, в теплое время (при среднесуточной температуре свыше +5 °С) не реже 1 раза в сутки (ежедневный вывоз).
Допустимое отклонение сроков: не более 72 часов (суммарно) в течение одного месяца; не более 48 часов единовременно - при среднесуточной температуре воздуха +5°С и ниже; не более 24 часов единовременно - при среднесуточной температуре воздуха свыше +5°С.
Положения Правил N 354 корреспондируют положениям СанПиН 42-1284690-88, которыми определён срок хранения ТКО - в холодное время года (при температуре -5 град. С и ниже) - не более трёх суток, в тёплое время (при плюсовой температуре - свыше +5 град. С) - не более одних суток (ежедневный вывоз) (пункт 2.2.1)
В целях реализации задач, предусмотренных Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", принято Постановление Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156, которым утверждены Правила обращения с твёрдыми коммунальными отходами (далее - Правила обращения с твёрдыми коммунальными отходами).
Пунктом 3 раздела 1 Правил обращения с твёрдыми коммунальными отходами предусмотрено, что накопление, сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твёрдых коммунальных отходов осуществляются с учётом экологического законодательства Российской Федерации и законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Осуществление накопления, сбора, транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживания, захоронения твёрдых коммунальных отходов должно быть безопасным для населения и окружающей среды.
В соответствии с пунктом 4 раздела 1 Правил обращения с твёрдыми коммунальными отходами обращение с твёрдыми коммунальными отходами на территории субъекта Российской Федерации обеспечивается региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами, в том числе с твёрдыми коммунальными отходами, и территориальной схемой обращения с отходами (далее - схема обращения с отходами) на основании договоров на оказание услуг по обращению с твёрдыми коммунальными отходами, заключённых с потребителями. Региональный оператор осуществляет сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение твёрдых коммунальных отходов самостоятельно или с привлечением операторов по обращению с твёрдыми коммунальными отходами.
Из материалов дела следует, что 06.08.2018 ООО "Управление отходами-Волгоград" заключило с Комитетом жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса Волгоградской области на территории Волгоградской области соглашение об организации деятельности по обращению с твёрдыми коммунальными отходами (далее - Соглашение). Согласно данному соглашению ООО "Управление отходами-Волгоград" присвоен статус регионального оператора сроком на 10 лет.
В пункте 1.3 Соглашения установлено, что региональный оператор обеспечивает сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение ТКО на территории Волгоградской области в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.
В соответствии с пунктом 1.5 Соглашения зоной деятельности регионального оператора является территория Волгоградской области, описание границы зоны содержится в Приложении N 1 к Соглашению.
Из указанного приложения следует, что зоной деятельности является вся территория Волгоградской области.
Пунктом 2.1.8 Соглашения определён срок начала деятельности - не позднее 01.01.2019.
Таким образом, ООО "Управление отходами-Волгоград" является исполнителем коммунальной услуги на территории Волгоградской области.
Региональный оператор обязан соблюдать требования пункта 17 Приложения N 1 к Правилам N 354, касающиеся периодичности вывоза твёрдых коммунальных отходов при предоставлении коммунальной услуги по обращению с твёрдыми коммунальными отходами.
Согласно п. 148(1) Правил N 354 договор, содержащий положения о предоставлении коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, может быть заключен с исполнителем в письменной форме или путем совершения конклюдентных действий.
Таким образом, на основании п. 148(2) Правил N 354 договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами между ООО "Управление отходами - Волгоград" и собственником жилого дома N 57 по ул. Шевченко в г. Камышине считаются заключенными путем совершения конклюдентных действий на условиях, предусмотренных настоящими Правилами.
В соответствии с п. 148(22) Правил N 354 исполнитель коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами обязан:
- предоставлять потребителю коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, настоящими Правилами и договором, содержащим положения о предоставлении указанной коммунальной услуги;
- производить в установленном настоящими Правилами порядке расчет размера платы за предоставленную коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами и при наличии оснований производить перерасчет размера платы за указанную коммунальную услугу, в том числе в связи с предоставлением коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими допустимую продолжительность, за период временного отсутствия потребителя в занимаемом жилом помещении.
Деятельность регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами регламентируется Федеральным законом от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" и иными нормативными правовыми актами, и осуществляет свою деятельность по обращению с твердыми коммунальными отходами в соответствии с Территориальной схемой, утвержденной органом исполнительной власти субъекта РФ.
В соответствии с п. 148(34) Правил N 354 размер платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами рассчитывается исходя из числа постоянно проживающих и временно проживающих потребителей в жилом помещении.
В соответствии с п. 148(36) Правил N 354 при отсутствии постоянно и временно проживающих в жилом помещении граждан объем коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами рассчитывается с учетом количества собственников такого помещения.
Из материалов дела следует, что согласно представленным Обществом к проверке платежным документам собственнику жилого дома N 57 по ул. Шевченко начисление платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами за период с февраля 2019 г. по март 2021 г. производилось в полном объеме из расчета 1 человек, за январь 2019 г. произведен перерасчет платы на 50%.
Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 г. N 3 "Об утверждении санитарных правил и норма СанПиН 2.1.3684-21 определены требования к установке контейнеров и других емкостей, предназначенных для сбора твердых коммунальных отходов: расстояние от контейнерных и (или) специальных площадок индивидуальных жилых домов должно быть не менее 20 метров, но не более 100 метров.
Как следует из письма Общества от 06.04.2021 года N 12683 вывоз твердых коммунальных отходов ежедневно осуществлялся с мест накопления твердых коммунальных отходов, находящихся на близлежащих к улице Шевченко улицах:
-ул. Нахимова, д. 44 - 2 контейнера (1,1 м3) находится на расстоянии около 260-м.;
-ул. Нахимова, д. 75 - 4 контейнера (1,1 м3) находится на расстоянии около 200-м.;
-ул. Нахимова, д. 56 - 2 контейнера (1,1 м3) находится на расстоянии около 210-м.;
-ул. Нахимова, д. 17-3 контейнера (1,1 м3) находится на расстоянии около 240-м.;
-ул. Радищева, д. 96 - 3 контейнера (1,1 м3) находится на расстоянии около 140-м.;
-ул. Давыдова, д. 94 - 2 контейнера (1,1 м3) находится на расстоянии около 140-м. Для потребителей, проживающих в жилом доме N 57 по ул. Шевченко в г. Камышине вывоз твердых коммунальных отходов осуществляется с ближайшего места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов, расположенного по ул. Нахимова, д. 44 находящегося на расстоянии около 300 м.
Распоряжением Комитета жилищно - коммунального хозяйства и капитального строительства Администрации городского округа - город Камышин N 158-р от 13.12.2019 г. утвержден реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, в соответствии с которым, из вышеуказанных Обществом мест накопления твердых коммунальных отходов значится только ул. Нахимова д. 17 г. Камышин (строка 80 прилагаемого реестра контейнерных площадок), расстояние до которого от жилого дома N 57 по ул. Шевченко в г. Камышин, как указывает Комитет, составляет более 600 метров, при нормативно установленном не более 100 метров.
По ул. Шевченко в г. Камышин не созданы места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов.
Пунктами 2, 3 Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов ведения их реестра, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2018 г. N 1039 установлено, что места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации в области санитарно- эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, а также правилам благоустройства муниципальных образований.
В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ, к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области обращения с твердыми коммунальными отходами относятся:
- создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах;
- определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов.
В соответствии с п. 4.1 раздела 4 Приказа от 30 мая 2020 г. N 927-ОД "Об утверждении территориальной схемы обращения с отходами на территории Волгоградской области" (далее - Приказ N 927-ОД), утвержденного Комитетом природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Волгоградской области, накопление твердых коммунальных отходов может осуществляться несколькими различными способами:
- в контейнеры, бункеры, расположенные на контейнерных площадках;
- в контейнеры, расположенные в мусороприемных камерах;
- в пакеты, размещаемые в установленных местах;
- путем приема отходов по заявке;
- путем объезда территории и приема отходов по графику;
- в контейнеры раздельно для разных видов отходов.
На территории городского округа - город Камышин действует Генеральная схема очистки территории городского округа - город Камышин (далее - Схема очистки территории), утвержденная постановлением Администрации городского округа - город Камышин от 29.12.2015 г. N 2850-п "Об утверждении Генеральной схемы очистки территории городского округа - город Камышин".
Согласно пункту 3.3. раздел 3 Схемы очистки территории способ вывоза мусора от индивидуальных жилых домов - бестарный, который не предусматривает установку контейнеров на специально оборудованных площадках.
Как следует из межведомственного акта осмотра ул. Шевченко от 11.10.2019 г., в ходе проведенного обследования установлено, что протяженность ул. Шевченко составляет 1500-м, средняя ширина улицы 12-м, ширина проезжей части 3,5-м, по улице вдоль проезжей части проходят подземные инженерные коммуникации (водоснабжение, водоотведение, газоснабжение, электроснабжение). Создание мест (площадок) накопления ТБО в районе указанной улицы невозможно в связи с нарушением норм СанПин 42-128-4690-88 "Санитарные правила содержания населенных мест", постановления Правительства РФ от 24.02.2009 года N 160 " О порядке установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон", постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 14.03.2002 года N 10 "О введении в действие санитарных правил и норм "Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения СанПин 2.1.4.1110- 02", постановления Правительства РФ от 20.11.2000 года N 878 "Об утверждении Правил охраны газораспределительных сетей.
Указанный акт составлен при участии представителя Роспотребнадзора, является действующим, в законном порядке не оспорен и не отменен.
Согласно акту N 18 от 02.04.2021 г. отдела ЖКХ Комитета жилищно-коммунального хозяйства и капитального строительства Администрации городского округа - город Камышин в период с 01.01.2019 г. коммунальная услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами собственнику жилого дома N 57 по ул. Шевченко в г. Камышине Волгоградской области, не оказывалась, вывоз твердых коммунальных отходов не осуществлялся, контейнерная площадка отсутствует, оборудование контейнерной площадки в соответствии с действующим законодательством невозможно.
Таким образом, вопреки доводам Общества, в рассматриваемом случае должен применяться бестарный способ, т.е. способ вывоза мусора от индивидуальных жилых домов согласно установленному графику.
Бестарная система представляет собой вывоз отходов при помощи специализированной техники без использования контейнеров для отходов, при этом заезд мусоровывозящей техники к определенному объекту осуществляется в установленные дни и часы.
Пунктом 10 Правил N 1156 предусмотрено, что складирование ТКО в местах (площадках) накопления ТКО осуществляется потребителями следующими способами: а) в контейнеры, расположенные в мусороприемных камерах (при наличии соответствующей внутридомовой инженерной системы); б) в контейнеры, бункеры, расположенные на контейнерных площадках; в) в пакеты или другие емкости, предоставленные региональным оператором.
Таким образом, если создание мест (площадок) накопления ТБО в районе указанной улицы невозможно, соответственно применяется использование бесконтейнерного способа сбора ТКО.
Согласно представленному Комитетом фрагменту Яндекс карты города Камышин в районе улицы Шевченко, видно, что улица Шевченко не является тупиковой, указанную улицу пересекает множество других улиц, в связи с чем, отсутствуют сложности для осуществления вывоза ТКО бестарным способом, т.е. путем объезда улицы.
Из фрагмента карты следует, что расстояние от дома N 57 по улице Шевченко до ближайшей площадки сбора ТКО - 642 м., что значительно превышает норматив, установленный в пределах 100 м.
Согласно п. 4.6 приказа Комитета природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Волгоградской области N 927-ОД от 30.05.2020 г. предусмотрено, что около индивидуальных жилых домов могут быть установлены пластиковые контейнеры емкостью от 120 до 240л с еврозахватом, которые также могут быть использованы для раздельного накопления ТКО. Такие контейнеры должны находиться у каждого индивидуального дома либо у группы домов и выставляться их владельцами в день вывоза ТКО. Данный способ накопления отходов для частного сектора является бесстарным способом.
На территории Волгоградской области в целях организации рациональной системы накопления твердых коммунальных отходов, для предотвращения их вредного воздействия на окружающую среду и здоровье человека установлен Порядок накопления твердых коммунальных отходов (Приказ комитета природных ресурсов и экологии Волгоградской обл. от 12.07.2019 N 1923).
Согласно пункту 3.1 Порядка на территории Волгоградской области складирование твердых коммунальных отходов осуществляется потребителями в местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов следующими способами: а) в контейнеры, расположенные в мусороприемных камерах (при наличии соответствующей внутридомовой инженерной системы); б) в контейнеры, бункеры, расположенные на контейнерных площадках; в) в пакеты или другие емкости, предоставленные региональным оператором; г) предусмотренными для отдельных видов отходов в соответствии с разделами 7-9, 11 настоящего Порядка. Способ накопления твердых коммунальных отходов в пакеты, мешки или другие специально предназначенные для накопления твердых коммунальных отходов емкости непосредственно от населения без использования каких-либо дополнительных устройств для предварительного накопления - есть бестарный способ накопления твердых коммунальных отходов.
Таким образом, на территории Волгоградской области накопление твердых коммунальных отходов осуществляется также и бестарным способом, что не противоречит Правилам N 1156.
Соответственно, если расположенное в районе индивидуальной жилой застройки (частном секторе) место накопления отходов находится в зоне деятельности регионального оператора, то, независимо от того, как собственники домовладений собирают отходы (в контейнеры или бестарные емкости), региональный оператор обязан соблюдать требования пункта 17 Приложения N 1 Правил N 354, касающиеся периодичности вывоза твердых коммунальных отходов при предоставлении коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами.
При этом отказ в данном случае от предоставления коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами собственникам, которые накапливают мусор в месте накопления, не включенным в схему, Правилами не предусмотрен. Таким образом, Правила N 354 распространяют свое действие и на бестарный способ накопления твердых коммунальных отходов.
В силу пункта 9 Правил N 1156 в случае, если в схеме обращения с отходами отсутствует информация о местах сбора и накопления ТКО, региональный оператор направляет информацию о выявленных местах сбора и накопления твердых коммунальных отходов в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, утвердивший схему обращения с отходами, для включения в нее сведений о местах сбора и накопления ТКО.
Доказательств принятия обществом мер, направленных на включение в схему обращения с отходами мест сбора и накопления ТКО жилого дома N 57 по ул. Шевченко в г. Камышине Волгоградской области, апеллянтом в материалы дела не представлено.
В соответствии с разделом 13 территориальной схемы предложения о корректировке схемы представляются региональным оператором по обращению с отходами.
Однако Общество в уполномоченный орган с предложением по корректировке территориальной схемы не обращалось, не взаимодействовало с Администрацией по вопросу обеспечения транспортной доступности для специальной техники с целью обеспечения оказания надлежащего качества коммунальной услуги жителям ул. Шевченко в г. Камышине.
Как установлено судом, общество, наделенное статусом регионального оператора, не обеспечило своевременный вывоз ТКО потребителям, проживающим по ул. Шевченко г. Камышина, не исполнило возложенную на него обязанность по вывозу ТКО по жилому дому N 57 по ул. Шевченко в г. Камышине Волгоградской области, и в отсутствие вывоза ТКО направляло собственнику дома квитанции на оплату своих услуг.
При таких обстоятельствах, у общества отсутствовали правовые и фактические основания для взимания соответствующей платы.
Доводы Общества о том, что акты осмотров не являются заключением, и не могут быть признаны надлежащими доказательствами, являются несостоятельными и не опровергают требования предписания и вывода суда о том, что Обществом не обеспечен своевременный вывоз ТКО потребителям, проживающим по ул. Шевченко г. Камышина.
Следует учесть, что Комитетом в обжалуемом предписании не содержится требование на использование конкретного способа вывоза ТКО, а содержится требование об обеспечении своевременного вывоза ТКО потребителям, проживающим по ул. Шевченко г. Камышина.
Общество в соответствии с требованиями действующего законодательства вправе использовать любой способ вывоза ТКО, соответствующий требованиям качества.
Согласно доводам Общества по ул. Шевченко г. Камышин отсутствует подъездной путь ввиду узкого дорожного покрытия и нахождения его на возвышенности, что является обстоятельством непреодолимой силы.
Согласно п. 4.2. приказа Комитета природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Волгоградской области от 30.05.2020 N 927-ОД "Об утверждении территориальной схемы обращения с отходами на территории Волгоградской области" в 35 населенных пунктах Волгоградской области ограничена или отсутствует транспортная доступность для организации деятельности по сбору и транспортированию ТКО ввиду невозможности проезда специализированной транспортной техники непосредственно как к самим населенным пунктам, так и к местам сбора и накопления ТКО.
Вопреки доводам Общества, на что верно указано судом первой инстанции, в таблице 22 Территориальной схемы "Территории с ограниченной транспортной доступностью" территория городского округа - город Камышин либо отдельные его районы отсутствуют.
Кроме того, согласно представленному Комитетом фрагменту Яндекс карты города Камышин в районе улицы Шевченко, из которой видно, что улица Шевченко не является тупиковой, указанную улицу пересекает множество других улиц.
При указанных обстоятельствах, судом первой инстанции правомерно установлено отсутствие непреодолимых сложностей для осуществления вывоза ТКО бестарным способом, т.е. путем объезда улиц, как предусмотрено пунктом 3.3. генеральной схемы очистки территории городского округа - город Камышин, утвержденной постановлением Администрации городского округа - город Камышин от 29.12.2015 года N 2850-п. При невозможности создания площадки накопления ТКО по улице Шевченко возможен иной способ накопления и сбора ТКО, например, путем объезда территории и приема отходов по графику.
Согласно положениям пункта 98 Правил N 354, при предоставлении в расчетном периоде потребителю в жилом или нежилом помещении, или на общедомовые нужды в многоквартирном доме коммунальной услуги ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, размер платы за такую коммунальную услугу за расчетный период подлежит уменьшению вплоть до полного освобождения потребителя от оплаты такой услуги.
В соответствии с п. 148 (30) Правил N 354, размер платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, предоставленную потребителю в жилом помещении, определяется в соответствии с формулой 9(1) приложения N 2 к настоящим Правилам.
В соответствии с Приказом Комитета тарифного регулирования по Волгоградской области N 21 от 30 июня 2017 г. "Об установлении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Волгоградской области" утверждены среднемесячные нормативы накопления твердых коммунальных отходов для индивидуальных жилых домов, расположенных в городских населенных пунктах на одного проживающего в размере 0,203 м3/мес.
В соответствии с Приказом Комитета тарифного регулирования по Волгоградской области N 47/23 от 20 декабря 2018 г. "Об установлении предельных единых тарифов на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами для потребителей ООО "Управление отходами - Волгоград" для населения в период с 01.01.2019 г. по 31.12.2019 г. установлен тариф в размере 557,86 руб./м3 в месяц.
В соответствии с Приказом Комитета тарифного регулирования по Волгоградской области N 44/1 от 20 декабря 2019 г. "Об установлении предельных единых тарифов на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами для потребителей ООО "Управление отходами - Волгоград" для населения в период с 01.01.2020 г. по 31.12.2020 г. установлен тариф в размере 514,14 руб./м3 в месяц.
В соответствии с Приказом Комитета тарифного регулирования по Волгоградской области N 48/2 от 18 декабря 2020 г. "Об установлении предельных единых тарифов на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами для потребителей ООО "Управление отходами - Волгоград" для населения в период с 01.01.2021 г. по 31.12.2021 г. установлен тариф в размере 489,74 руб./м3 в месяц.
Вместе с тем, материалами дела установлено, что поскольку за период с 1 января 2019 г. по 31 марта 2021 г. услуга по вывозу ТКО в жилом доме N 57 по ул. Шевченко в г. Камышине фактически не предоставлялась, то в результате перерасчета размер платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами в жилом доме N 57 по ул. Шевченко в г. Камышине за период с 1 января 2019 г. по 31 марта 2021 г. составил 2853,07 руб.
Общество ссылается на то, что услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами собственнику дома N 57 по ул. Шевченко оказывались, поскольку собственник дома пользовался установленными Обществом контейнерными площадками по другим улицам.
Из фрагмента карты следует, что расстояние от дома N 57 по улице Шевченко до ближайшей площадки сбора ТКО - 642 м., что значительно превышает норматив, установленный в пределах 100 м.
Кроме того, организованные Обществом площадки по накоплению ТКО, расположенные по адресам: ул. Нахимова, д. 44 - 2 контейнера (1,1 м3) находится на расстоянии около 260-м.; ул. Нахимова, д. 75 - 4 контейнера (1,1 м3) находится на расстоянии около 200-м.; ул. Нахимова, д. 56 - 2 контейнера (1,1 м3) находится на расстоянии около 210-м.; ул. Радищева, д. 96 - 3 контейнера (1,1 м3) находится на расстоянии около 140-м.; ул. Давыдова, д. 94 - 2 контейнера (1,1 м3) находится на расстоянии около 140-м, являются несанкционированными, отсутствуют в предусмотренном реестре контейнерных площадок.
Обществом не представлено доказательств, что Вилль Н.И. воспользовалась коммунальной услугой, складируя ТБО на одной из указанных контейнерных площадок, договор не заключался, конклюдентные действия со стороны потребителя отсутствовали.
Таким образом, по результатам проведенной проверки Комитетом в адрес ООО "Управление отходами - Волгоград" правомерно выдано предписание об устранении выявленных нарушений:
-обеспечить своевременный вывоз твердых коммунальных отходов потребителям, проживающим по адресу: Волгоградская обл., г. Камышин, ул. Шевченко, в соответствии с п. 17 Приложения 1 к Правилам;
-произвести перерасчет начисленных сумм за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами собственнику жилого дома N 57 по ул. Шевченко в г. Камышин за период с января 2019 г. по март 2021 г.
-дальнейшее начисление платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами собственнику жилого дома N 57 по ул. Шевченко г. Камышин, производить в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Срок исполнения обжалуемого предписания установлен срок с 15.04.2021 до 15.08.2021 года, который является более чем достаточным для принятия, организации и обеспечения мер к соблюдению норм и правил, связанных деятельностью по оказанию услуг по вывозу ТБО. Предписание содержит ссылку на акт проверки от 15.04.2021 г. N 32-гк, в котором описаны выявленные нарушения.
В обжалуемом предписании не содержится требование на использование какого - либо конкретного способа, указывается только на требование соблюдения качества.
При этом сам факт нежелания Общества использовать иной способ накопления ТКО кроме площадок о незаконности выданного предписания не свидетельствует.
Относительно доводов апеллянта о неисполнимости п. 1.3. оспариваемого предписания апелляционный суд учитывает, что в рассматриваемом случае, учитывая специфику деятельности ООО "Ситиматик - Волгоград", а также установленное в ходе проверки нарушение норм СанПин путем создания несанкционированных мест накопления ТКО и некачественного предоставленя услуг, указанный пункт предписания направлен на принятие мер в целях недопущения в будущем причинения вреда жизни, здоровью людей, вреда животным, растениям, окружающей среде.
В п.1.3 предписания указано, что производить дальнейшее начисление платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО собственнику жилого дома N 57 по ул. Шевченко г. Камышин в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Таким образом, в предписании указан собственник частного жилого дома N 57 по ул. Шевченко г. Камышин.
При указанных обстоятельствах, п. 1.3. оспариваемого предписания полностью соответствуют требованиям, предъявляемым к предписаниям Законом N 294-ФЗ, является законным и исполнимым.
За разъяснениями требований предписания Общество не обращалось.
Ссылку Общества на иные судебные акты, апелляционный суд отклоняет, поскольку они приняты при иных фактических обстоятельствах.
Довод жалобы о том, что маршрутные журналы, выписки со спутниковых систем Глонасс не исследованы, вывоз ТКО происходил с иных оборудованных мест, апелляционным судом отклоняется.
Судом правомерно установлено, что маршрутные журналы, выписки со спутниковых систем Глонасс не подтверждают факт оказания услуги по обращению с ТКО для гр. Вилль Н.И. Доказательств обратного Обществом не представлено.
На основании изложенного, суд пришел к обоснованному выводу о том, что оспариваемое предписание является законным и исполнимым.
Таким образом, оценив предоставленные доказательства в совокупности и взаимосвязи, суд первой инстанции пришёл к обоснованному выводу о законности оспариваемого предписания, в связи с чем, отсутствуют правовые основания для признания его недействительным.
При таких обстоятельствах, арбитражным судом правомерно отказано в удовлетворении заявленных требований.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, сводящиеся к иной, чем у арбитражного суда, неверной трактовке законодательства, не могут служить основаниями для отмены судебного акта, так как не свидетельствуют о нарушении арбитражным судом первой инстанции норм права. Кроме того, данные доводы не опровергают выводы суда первой инстанции, а лишь выражают несогласие с ними, что не может являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
При таких обстоятельствах, правовых оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Волгоградской области от 18 января 2022 года по делу N А12-19946/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.В. Пузина |
Судьи |
В.В. Землянникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А12-19946/2021
Истец: ООО "СИТИМАТИК - ВОЛГОГРАД"
Ответчик: КОМИТЕТ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА И КАПИТАЛЬНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДСКОГО ОКРУГА - ГОРОД КАМЫШИН ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
Третье лицо: Арбитражный суд Волгоградской области, Вилль Нина Игоревна