г. Санкт-Петербург |
|
11 апреля 2022 г. |
Дело N А56-76282/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 марта 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 11 апреля 2022 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Мельниковой Н.А.
судей Богдановской Г.Н., Савиной Е.В.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем судебного заседания Шалагиновой Д.С.,
при участии:
от истца: представитель Лысун Е.А. по доверенности от 10.01.2022;
от ответчика: представитель Кострова Е.А. по доверенности от 29.12.2021.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-44246/2021) Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Ленинградской области на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 08.12.2021 по делу N А56-76282/2021, принятое
по иску акционерного общества "Управляющая компания по обращению с отходами в Ленинградской области"
к Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Ленинградской области
о взыскании
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество "Управляющая компания по обращению с отходами в Ленинградской области" (далее - АО "УК по обращению с отходами в Ленинградской области", Региональный оператор, истец) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с исковым заявлением к Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Ленинградской области (далее - МЧС, Потребитель, ответчик) о взыскании 386 588 руб. 56 коп. задолженности по оплате услуг по обращения с твердыми коммунальными отходами.
Решением суда от 08.12.2021 исковые требования удовлетворены полностью.
В апелляционной жалобе Управление, ссылаясь на неполное выяснение судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела, просит решение отменить, принять по делу новый судебный акт, которым в удовлетворении требований Компании отказать полностью. В обоснование жалобы Управление указывает, что судом первой инстанции не принято во внимание, что собственник объекта недвижимости не является собственником твердых коммунальных отходов (далее - ТКО); часть помещений не эксплуатировались ответчиком, следовательно, ему не могли оказываться услуги по обращению с ТКО; положения пункта 4 статьи 24.7 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" не устанавливают обязанность собственника ТКО заключить договор на оказание услуг по обращению с ТКО; МЧС до 2021 года не принимало услуг от Регионального оператора, не передавало ему сведений и документов, ввиду чего основания для расчетов отсутствуют.
Кроме того, податель жалобы указал, что в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств не представлялось возможным заключить договор, распространяя его действие на предыдущие годы.
В отзыве истец просит оставить обжалуемый судебный акт без изменения.
В судебном заседании представитель ответчика поддержал доводы апелляционной жалобы, просил удовлетворить апелляционную жалобу. Представитель истца возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве.
Законность и обоснованность принятого по делу судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, в соответствии с требованиями статьи 24.6 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Федеральный закон N 89-ФЗ) и на основании протокола о результатах конкурсного отбора Регионального оператора по обращению с отходами на территории зоны деятельности "Ленинградская область" от 13.04.2018 акционерному обществу "Управляющая компания по обращению с отходами в Ленинградской области" (далее - Региональный оператор) присвоен статус регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее - ТКО).
Между Региональным оператором и субъектом Российской Федерации Ленинградская область, в лице Управления Ленинградской области по организации и контролю деятельности по обращению с отходами 24.04.2018 г. заключено соглашение об организации деятельности регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории зоны деятельности "Ленинградская область" (далее - Соглашение).
В соответствии с Соглашением (в редакции дополнительных соглашений N 1 от 20.12.2018, N 2 от 05.03.2019 и N 3 от 21.08.2019) Региональный оператор приступил к деятельности по обращению с ТКО на территории муниципальных образований: Приозерский муниципальный район Ленинградской области - с 01.04.2019 г.; Выборгский муниципальный район Ленинградской области - с 01.06.2019 г.; Лужский муниципальный район Ленинградской области - с 01.07.2019 г.; Всеволожский муниципальный район Ленинградской области - с 01.10.2019 г.; остальных муниципальных районов Ленинградской области-с 01.11.2019 г.
Нормами статьи 24.7 Федерального закона N 89-ФЗ предусмотрено, что Региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственниками ТКО, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с ТКО является публичным для регионального оператора.
По договору на оказание услуг по обращению с ТКО региональный оператор обязуется принимать ТКО в объеме и в местах (на площадках) накопления, которые определены в этом договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а собственник ТКО обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора.
Собственники ТКО обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с ТКО с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления.
Договор на оказание услуг по обращению с ТКО заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с ТКО может быть дополнен по соглашению сторон иными не противоречащими законодательству Российской Федерации положениями.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. N 641" утверждены Правила обращения с твердыми коммунальными отходами (далее - Правила обращения с ТКО), в том числе Порядок заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами и Форма типового договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее - Типовой договор).
Пунктом 8(4) Правил обращения с ТКО установлено, что основанием для заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является заявка потребителя или его законного представителя в письменной форме на заключение такого договора, подписанная потребителем или лицом, действующим от имени потребителя на основании доверенности, либо предложение регионального оператора о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
В связи с обращением Главного управления МЧС России по Ленинградской области (далее - Потребитель) к АО "УК по обращению с отходами в Ленинградской области" с намерением заключить договор на оказание услуг по обращению с ТКО, Региональным оператором в адрес Потребителя направлен соответствующий проект договора.
Учитывая отсутствие сведений о подписании Потребителем направленного проекта договора, а также неуплатой оказанных Региональным оператором услуг по обращению с ТКО, истец направил в адрес МЧС досудебную претензию.
В ответном письме от 04.02.2021 Потребитель сообщил об отсутствии у него правовых оснований к погашению рассчитанной истцом задолженности, поскольку Потребитель никогда не принимал от Регионального оператора услуг по обращению с ТКО, не передавал сведений и документов, позволивших бы заключить предлагаемый истцом договор. Также указал, что названные в проекте договора адреса образования ТКО не являлись местами расположения подразделений МЧС, а относились к самостоятельным юридическим лицам - федеральным государственным казенным учреждениям, которые в марте 2020 года ликвидированы.
После представления Потребителем копий правоустанавливающих, а также иных документов, свидетельствующих об отнесении объектов к ведению ответчика в период с даты начала оказания услуги по 31.12.2020, Региональным оператором произведен перерасчет платы за услугу по обращению с ТКО за названный период. В связи с чем в адрес МЧС письмом N УК-9561-05/21 от 19.05.2021 направлены скорректированные проект договора (в двух экземплярах) по типовой форме, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 (далее - Типовой договор), а также первичные документы. Договору присвоен номер 9075БН-6/08-20, который является внутренним учетным номером контрагента в информационной системе Регионального оператора.
Согласно пункту 8(18) Правил обращения с ТКО до дня заключения договора на оказание услуг по обращению с ТКО услуга по обращению с ТКО оказывается Региональным оператором в соответствии с условиями типового договора и соглашением и подлежит оплате Потребителем в соответствии с условиями типового договора по цене, равной утвержденному в установленном порядке единому тарифу на услугу Регионального оператора.
Таким образом, оказанные услуги Регионального оператора за рассматриваемый период подлежат оплате Потребителем в соответствии с условиями Типового договора.
Согласно пункту 6 Типового договора Потребитель оплачивает услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами до 10-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором была оказана услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Истцом обязательства по оказанию услуг ответчику исполнены в полном объеме, что подтверждается актами об оказании услуг.
Обращаясь в арбитражный суд с настоящим иском, Региональный оператор указал на ненадлежащее исполнение Потребителем принятых на себя обязательств, наличие задолженности по оплате оказанных услуг по договору в размере 386 588 руб. 56 коп.
Суд первой инстанции, признав иск обоснованным по праву и размеру, удовлетворил его в полном объеме.
Рассмотрев материалы дела повторно, суд апелляционной инстанции соглашается с правильностью выводов суда первой инстанции, отклоняя доводы апелляционной жалобы, исходит из следующих норм права и обстоятельств по делу.
Статьями 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) установлено, что обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом.
Во исполнение статьи 5 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" Правительство Российской Федерации постановлением от 12.11.2016 N 1156 утвердило Правила обращения с твердыми коммунальными отходами (далее - Правила обращения с ТКО), а также форму типового договора на оказание услуг по обращению с ТКО.
Пункт 8(1) данных правил содержит четкие указания на лиц, с которыми Региональный оператор заключает договор на оказание услуг по обращению с ТКО. В частности, в зданиях, строениях, сооружениях, нежилых помещениях, и на земельных участках, - с лицами, владеющими такими зданиями, строениями, сооружениями, нежилыми помещениями и земельными участками на законных основаниях, или уполномоченными ими лицами.
В отношении большинства объектов образования ТКО, указанных в исковом заявлении, зарегистрировано право оперативного управления МЧС, о чем свидетельствуют выписки из Единого государственного реестра недвижимости, остальные два объекта, расположенные по адресам: г. Всеволожск, Народная ул., д. 7 и г. Тихвин, Пром площадка, переданы ответчику во временное владение и пользование на основании договоров безвозмездного пользования.
Таким образом, на ответчика, на которого в силу закона возложена обязанность по содержанию переданных ему объектов, в том числе, оплате надлежащим образом оказанных услуг по обращению с ТКО.
Довод Потребителя о том, что здания, расположенные по адресам: г. Новая Ладога, пр. Карла Маркса, д. 47, г. Выборг, Малая Гвардейская ул., д. 5, лит. А и г. Гатчина, ул. Рошаля, д. 14, лит. А, А1 в спорный период эксплуатировались иными лицами, не может быть признан обоснованным, поскольку наличие договоров о передаче объектов в безвозмездное пользование само по себе не освобождает ответчика от необходимости соблюдения требований законодательства Российской Федерации об отходах. Более того, МЧС, являясь стороной каждого из таких договоров, своевременно и в установленном порядке не представило их в адрес Регионального оператора. В материалы дела не представлено доказательств оплаты услуг по обращению с ТКО, образовавшихся по названным адресам в спорный период.
Позиция ответчика о том, что положения пункта 4 статьи 24.7 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" не устанавливают обязанность собственника ТКО заключить договор на оказание услуг по обращению с ТКО, основана на неправильном толковании норм права, поскольку юридические лица, в результате деятельности которых образуются твердые коммунальные отходы, вправе отказаться от заключения договора с региональным оператором только в случае наличия в их собственности или на ином законном основании объекта размещения отходов, расположенного в границах земельного участка, на территории которого образуются такие твердые коммунальные отходы, или на смежном земельном участке по отношению к земельному участку, на территории которого образуются такие твердые коммунальные отходы (пункт 6 статьи 24.7 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления").
Однако от МЧС в материалы дела не поступало сведений, подтверждающих такие обстоятельства.
Кроме того, согласно Правилам обращения с ТКО, в случае если Потребитель не направил Региональному оператору заявку Потребителя и соответствующие документы, договор на оказание услуг по обращению с ТКО считается заключенным на условиях типового договора.
Таким образом, непредставление ответчиком в адрес истца сведений и документов для заключения договора на оказание услуг по обращению с ТКО, не может являться основанием для освобождения Потребителя от исполнения обязательств, предусмотренных законом.
Довод МЧС о невозможности заключения договора, распространяя его действие на предыдущие годы, несостоятелен, поскольку в рамках заявленных истцом требований и на основании пункта 8(18) Правил по обращению с ТКО на Потребителя возложена обязанность по уплате оказанных истцом услуг за спорный период.
Кроме того, в данном случае, исковые требования не направлены на побуждение ответчика заключить договор, распространяющий действие на предыдущие годы.
Вопреки доводам ответчика, расчет объема ТКО произведен истцом согласно приведенным выше нормам действующего законодательства по обращению с ТКО, расчет проверен судом апелляционной инстанции и признан верным.
В связи с нарушением ответчиком сроков оплаты оказанных услуг за спорный период, истец начислил и предъявил к уплате задолженность в размере 386 588 руб. 56 коп.
Поскольку факт нарушения МЧС порядка оплаты услуг по обращению с ТКО подтверждается материалами дела, требование Регионального оператора о применении меры ответственности за просрочку исполнения обязательства является обоснованным.
Доказательств оплаты данной суммы со стороны ответчика в материалы дела не представлено.
Учитывая изложенное, принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным, судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а равно принятия доводов апелляционной жалобы, у суда апелляционной инстанции не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 08.12.2021 по делу N А56-76282/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.А. Мельникова |
Судьи |
Г.Н. Богдановская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-76282/2021
Истец: АО "УК ПО ОБРАЩЕНИЮ С ОТХОДАМИ В ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ"
Ответчик: ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ МЧС РОССИИ ПО ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ