г. Москва |
|
11 апреля 2022 г. |
Дело N А40-172413/21 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 апреля 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 11 апреля 2022 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи О.С. Суминой,
судей: М.В. Кочешковой, Т.Т. Марковой,
при ведении протокола помощником судьи Бахтияровым Р.Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 24.12.2021 по делу N А40-172413/21,
по заявлению ИП Савина Тимура Олеговича
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве
о признании недействительным уведомления,
в присутствии:
от заявителя: Ларин Е.С. по доверенности от 25.11.2020;
от заинтересованного лица: не явился, извещен;
УСТАНОВИЛ:
ИП Савин Тимур Олегович (далее - заявитель) обратился в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением к Управлению Росреестра по г. Москве (далее - ответчик, Управление, регистрирующий орган) о признании незаконным решения от 13.07.2021 г. N КУВД-001/2021-11400946/2.
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 24.12.2021 заявленные требования удовлетворены.
Управление не согласилось с выводами суда, обратилось с апелляционной жалобой, просит решение суда отменить.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал оспариваемый судебный акт.
Управление явку представителя в судебное заседание не обеспечило, извещено надлежащим образом.
Рассмотрев повторно материалы дела в порядке, предусмотренном ст. ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проверив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены судебного акта исходя из следующего.
Согласно ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом.
Срок на обращение в арбитражный суд, предусмотренный ч. 4 ст. 198 АПК РФ, не пропущен.
Согласно ч. 4 ст. 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
В силу части 1 статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо (часть 5 статьи 200 АПК РФ).
Согласно материалам дела, ИП Савин Тимур Олегович обратился в Управление с заявлением N КУВД-001/2021-11400946 о государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав, в отношении объектов недвижимости, расположенных в пределах кадастрового квартала от 26.03.2021, представив документы согласно описи от 26.03.2021.
14.04.2021 г. по итогам предусмотренной п. 3 ч. 1 ст. 29 Закона о недвижимости правовой экспертизы государственным регистратором прав на основании п. 7 ч. 1 ст. 26 Закона о недвижимости было принято решение о приостановлении государственного кадастрового учета в отношении заявленного к регистрации объекта.
13.07.2021 г. на основании ст. 27 Закона о недвижимости в государственной регистрации прав отказано по причине того, что содержание документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации (уведомление N КУВД-001/2021-11400946/2).
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения заявителя в суд с настоящими требованиями.
Суд первой инстанции, удовлетворяя требования заявителя, правомерно руководствовался следующим.
Отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, подлежащего такому учету согласно настоящему Федеральному закону, а также ведением Единого государственного реестра недвижимости и предоставлением предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, регулируются Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ).
Согласно ч. 7 ст. 1 Закона N 218-ФЗ государственный кадастровый учет недвижимого имущества - внесение в ЕГРН сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных Законом N 218-ФЗ сведений об объектах недвижимости.
В силу п. 1 ст. 14 Закона N 218-ФЗ государственный кадастровый учет осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
В соответствии с п. 2 ст. 14 Закона N 218-ФЗ, основаниями для осуществления государственного кадастрового учета являются, в том числе, акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания, и устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости; иные документы, предусмотренные федеральным законом, а также другие документы, которые подтверждают наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости в соответствии с законодательством, действовавшим в месте и на момент возникновения, прекращения, перехода прав, ограничения прав и обременений объектов недвижимости.
Согласно ч. 4 ст. 18 Закона N 218-ФЗ к заявлению о государственном кадастровом учете прилагаются, если федеральным законом не установлен иной порядок представления (получения) документов и (или) содержащихся в таких документах сведений, следующие необходимые для государственного кадастрового учета документы 1) документ, подтверждающий соответствующие полномочия представителя заявителя (если с заявлением обращается его представитель); 2) документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета; 3) иные документы, предусмотренные настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами.
В силу ч. 5 ст. 18 Закона N 218-ФЗ не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 21 настоящего Федерального закона и требованиям принятых в соответствии с настоящим Федеральным законом нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, если иное не установлено настоящим Федеральным законом или иными федеральными законами.
Согласно статье 11.9 ЗК РФ не допускается образование земельных участков, если их образование приводит к невозможности разрешенного использования расположенных на таких земельных участках объектов недвижимости; не допускается раздел, перераспределение или выдел земельных участков, если сохраняемые в отношении образуемых земельных участков обременения (ограничения) не позволяют использовать указанные земельные участки в соответствии с разрешенным использованием; образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкраплению, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные ЗК РФ, другими федеральными законами.
Как видно из чертежа земельных участков и их частей, являющегося приложением к межевому плану, разделение изначального земельного участка никак не связано с планированием их использования в качестве дороги. Действительно, изначальный земельный участок имеет сложную форму, и по нему проходят прилежащие к соседним земельным участкам подъездные дороги, но само по себе не является нарушением правил землепользования. Раздел земельного участка (с учетом схемы раздела) не влияет и не может повлиять на его разрешенное использование (для дорожного строительства вместо дачного), поскольку: согласно Приказу Минэкономразвития России от 01.09.2014 N 540 указано "Содержание видов разрешенного использования, перечисленных в настоящем классификаторе, допускает без отдельного указания в классификаторе размещение и эксплуатацию линейного объекта (кроме железных дорог общего пользования и автомобильных дорог общего пользования федерального и регионального значения), размещение защитных сооружений (насаждений), объектов мелиорации, антенно-мачтовых сооружений, информационных и геодезических знаков, объектов благоустройства, если федеральным законом не установлено иное". Поскольку иного федеральными законами не установлено размещение и эксплуатация линейного объекта (подъездной дороги) разрешена, нарушений ст. 11.9 ЗК РФ и Приказа Минэкономразвития России от 01.09.2014 N 540 не имеется; фактически дороги на участке существуют, следовательно само разделение участка не приводит и не может к невозможности целевого использования участка (отсутствует причинная следственная связь между делением и невозможностью использования). Дорожное строительство появилось не в результате раздела участка, дороги существовали, поскольку собственникам рассматриваемого участка и прилегающих участков необходим проезд; как указывалось ранее, вновь образованные земельные участки имеют площади 12643 кв.м. и 747 кв.м. Данные площади сами по себе свидетельствуют о возможности использования их для дачного строительства (предназначены для отдыха, выращивания для собственных нужд сельскохозяйственных культур с правом размещения садовых, жилых домов, хозяйственных пристроек и гаражей - Приказ Минэконоразвития России от 01.09.2014 N 540).
Таким образом, судом правомерно отклонен довод Управления о том, что образуемый земельный участок 77:18:0170803:434:ЗУ1 (площадью 12643 кв.м.) используется и (или) планируется использоваться в качестве дороги, поскольку это не может быть расценено в качестве разрешенного использования.
Оснований, предусмотренных статьей 11.9 ЗК РФ, к отказу в постановке на учет и регистрации права собственности вновь выделенных участков не имелось.
В Уведомлении об отказе Росреестр указывает, что согласно п. 57 приказа Минэкономразвития России от 08.12.2015 N 921 (далее - Требования), если ограничение (обременение) права установлено или устанавливается в отношении всего земельного участка (в том числе в связи с обеспечением доступа к землям общего пользования) сведения о содержании указанного ограничения (обременения) права приводятся в строке "Иные сведения" реквизита "4" раздела "Сведения об образуемых земельных участках", раздела "Сведения об измененных земельных участках", реквизита "3" раздела "Сведения об уточняемых земельных участках".
В соответствии с п. 21 Требований Межевой план составляется на основе сведений ЕГРН об определенном земельном участке, здании, сооружении, объекте незавершенного строительства, ином объекте, который прочно связан с землей, то есть перемещение которого без несоразмерного ущерба его назначению невозможно, и (или) сведений об определенной территории, например в случае образования земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, или уточнения местоположения границ земельных участков.
В разделе 2 выписки из ЕГРН от 14.06.2021 в строке 2 "Ограничение прав и обременение недвижимости" указано, что таких ограничений не зарегистрировано. Каких либо иных отметок, позволяющих полагать наличие ограничение или обременений права в отношении земельного участка в выписке из ЕГРН от 14.06.2021 не имеется.
Таким образом вывод Росреестра не соответствует фактическим обстоятельствам и не может быть признан основанием для отказа в соответствии со ст. 26 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
Вывод Управления о том, что Заявителем были нарушены положения п. 56 Требований в отношении образуемого земельного участка 77:18:0170803:434:ЗУ2, приведен не полный перечень земельных участков, посредством которых осуществляется доступ к землям общего пользования, является несостоятельным, поскольку в разделе межевого плана Сведения об обеспечении доступа (прохода или проезда от земель общего пользования, земельных участков общего пользования, территории общего пользования) к образуемым или измененным земельным участкам приведен исчерпывающий перечень земельных участков, посредством которых осуществляется доступ к землям общего пользования, а также представлено Соглашение о предоставлении доступа к земельным участкам от 14 февраля 2020 года, гарантирующее доступ к данным участкам.
Также судом первой инстанции правомерно признан несостоятельным вывод Управления о том, что Заявителем были нарушены положения п. 72 Требований раздел "Схема" выполнен без соблюдения специальных условных знаков, в нарушение п. 76 Требований в разделе "Схема" приведены неполные сведения о смежных земельных участках и в нарушение положений п. 79 Требований в разделе "Чертеж земельных участков и их частей" неверно приведено обозначение образуемых земельных участков.
Из представленных материалов дела следует, что заявителем представлен Чертеж земельных участков выполненный с соблюдением всех специальных условных обозначений, которые поименованы, указаны в чертеже и полностью соответствуют пункту 72 Требований. Также в Чертеже приведены все значения образуемых земельных участков с указанием как исходных, так и вновь образованных границ.
В приложении к межевому плану "Схеме расположения земельных участков" изображены все прилегающие к образуемому земельные участки.
Согласно п. 70 Приказа Минэкономразвития России от 07.06.2017 N 278 "Об утверждении Административного регламента Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по предоставлению государственной услуги по государственному кадастровому учету и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество" уведомление о приостановлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав должно содержать указание на все причины, послужившие основанием для приостановления осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, с обязательной ссылкой на нормы (пункты, части, статьи) нормативных правовых актов, несоблюдение которых привело к приостановлению, содержание данных норм, а также указание на то, в чем именно заключалось несоблюдение требований указанных нормативных правовых актов, и рекомендации по устранению причин приостановления. Аналогичная позиция применима и к отказу, так как основания ст. 26 и 27 ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" необходимо рассматривать во взаимосвязи, так как основания приостановления и отказа идентичны.
Заявителем в Управление представлены все необходимые документы, предусмотренные ст. 18 Закона о регистрации, а также соблюдены все требования ст. 11.9 ЗК РФ.
Учитывая изложенное, суд пришел к выводу о том, что у Управления Росреестра по Москве отсутствовали основания для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета, поэтому оспариваемое решение Управления Росреестра по г. Москве, изложенное в уведомлении от 13.07.2021 г. N КУВД-001/2021-11400946/2 нарушает права и законные интересы заявителя.
В данном случае в регистрирующий орган представлен полный пакет документов, отвечающих требованиям законодательства, необходимых и достаточных для государственного кадастрового учета.
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, соответствует материалам дела и действующему законодательству, нормы материального и процессуального права не нарушены и применены правильно, судом полностью выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, в связи с чем оснований для отмены или изменения решения и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Доводы апелляционной жалобы повторяют доводы, изложенные управлением в суде первой инстанции, где им была дана надлежащая правовая оценка.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам права, не влияют на законное по своей сути оспариваемое решение суда.
Обстоятельств, являющихся безусловным основанием в силу ч. 4 ст. 270 АПК РФ для отмены судебного акта, апелляционным судом не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 24.12.2021 по делу N А40-172413/21 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
О.С. Сумина |
Судьи |
Т.Т. Маркова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-172413/2021
Истец: Савин Тимур Олегович
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО МОСКВЕ