г. Москва |
|
11 апреля 2022 г. |
Дело N А40-200080/21 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 апреля 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 11 апреля 2022 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Никифоровой Г.М.,
судей: |
Яковлевой Л.Г., Попова В.И., |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Казнаевым А.О. |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
АО "Газпром газораспределение Челябинск"
на решение Арбитражного суда города Москвы от 19.01.2022 по делу N А40-200080/21
по заявлению АО "Газпром газораспределение Челябинск" (ОГРН 1037403898058)
к Федеральной антимонопольной службе
третьи лица: 1.УФАС по Челябинской области, 2.Искускова А.М.
о признании незаконным и отмене решения,
при участии:
от заявителя: |
не явился, извещен; |
от заинтересованного лица: |
Панарин Р.С. по доверенности от 30.12.2021; |
от третьих лиц: |
1.не явился, извещен; 2.не явился, извещен; |
УСТАНОВИЛ:
АО "ГАЗПРОМ ГАЗОРАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЧЕЛЯБИНСК" (далее - заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением об оспаривании решения Управления Федеральной антимонопольной службы по городу Москве (далее - заинтересованное лицо, антимонопольный орган, Управление) от 09.09.2021 N 09/76274/21 (ВХ. 10.09.2021 N 01/3910).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены УФАС по Челябинской области, Искускова А.М.
Решением арбитражного суда первой инстанции от 19.01.2022 в удовлетворении заявления отказано.
Не согласившись с указанным судебным актом, заявитель обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просил решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт о признании незаконным решения ФАС, отмене постановления и возвращении на новое рассмотрение.
В обоснование апелляционной жалобы заявитель указал на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела; неправильное применение норм материального права.
Информация о принятии апелляционной жалобы вместе с соответствующим файлом размещена в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на сайте Девятого арбитражного апелляционного суда (www.9aas.arbitr.ru) и Картотеке арбитражных дел по веб-адресу: (www.kad.arbitr.ru) в соответствии положениями части 6 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
В судебном заседании Девятого арбитражного апелляционного суда представитель ФАС возражал против доводов апелляционной жалобы, просил решение Арбитражного суда города Москвы от 19.01.2022 по делу N А40-200080/21 оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Поскольку апелляционная жалоба подана без пропуска срока на обжалование, лица, участвующие в деле, которые были извещены надлежащим образом в суде первой инстанции, признаются извещенными в суде апелляционной инстанции.
В соответствии со статьей 123, 156 АПК РФ апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие представителей заявителя, третьих лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
Повторно рассмотрев дело по правилам статей 266, 268 АПК РФ, изучив доводы жалобы, заслушав позиции сторон, исследовав и оценив представленные доказательства, Девятый арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены или изменения решения Арбитражного суда города Москвы от 19.01.2022 на основании следующего.
Как следует из материалов дела и установлено апелляционным судом, решением начальника правового управления Федеральной антимонопольной службы Молчанова А.В. от 09.09.2021 N 09/76274/21 (вх. 10.09.2021 N 01/3910) отменено и возвращено на новое рассмотрение Постановление Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 18.02.2021 по делу N 074/04/9/21-2937/2020 об административном правонарушении.
Постановлением Челябинского УФАС России от 18.03.2021 по делу N 074/04/9/21-2937/2020 об административном правонарушении, явившемся предметом проверки ФАС России, рассмотрение дела N 074/04/9/21-2937/2020, возбужденное в отношении АО "Газпром газораспределение Челябинск" по признакам нарушения статьи 9.21 КоАП РФ, прекращено в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Не согласившись с указанным решением заинтересованного лица, заявитель обратился в Арбитражный суд города Москвы.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
Порядок подключения (технологического присоединения) к сетям газораспределения проектируемых, строящихся, реконструируемых или построенных, но не подключенных к сетям газораспределения объектов капитального строительства, определен Правилами подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2013 N 1314 (далее - Правила подключения).
В соответствии с пунктом 3 Правил подключения стадией подключения, предшествующей осуществлению исполнителем фактического присоединения, является составление акта о готовности сетей газопотребления и газоиспользующего оборудования объекта капитального строительства к подключению (технологическому присоединению), оформляемого после подтверждения исполнителем готовности созданной заявителем сети газопотребления к подключению.
В соответствии с подпунктом "в" пункта 98 Правил подключения исполнитель обязан осуществить действия по подключению (технологическому присоединению) не позднее установленного договором о подключении дня подключения (технологического присоединения) (но не ранее подписания акта о готовности, указанного в подпункте "б" пункта 98 Правил подключения). Исходя из положений подпункта "а" пункта 100 Правил подключения, заявитель обязан выполнить условия подготовки сети газопотребления и газоиспользующего оборудования к подключению.
В соответствии с пунктом 7 типовой формы договора о подключении (технологическом присоединении), утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15.06.2017 N 713, заявитель обязан осуществить мероприятия по обеспечению готовности объекта капитального строительства к подключению (технологическому присоединению) в пределах границ принадлежащего ему земельного участка; обеспечить создание сети газопотребления на принадлежащем заявителю земельном участке от точки (точек) подключения (технологического присоединения) до газоиспользующего оборудования; уведомить исполнителя о выполнении технических условий после выполнения мероприятий по технологическому присоединению в пределах границ участка заявителя, предусмотренных техническими условиями.
Таким образом, договор технологического присоединения объектов капитального строительства к газораспределительной сети представляет собой двусторонний (взаимный) договор, реализация которого исполнителем, заключающаяся в выполнении фактического присоединения объекта капитального строительства к сети газораспределения, зависит от надлежащего выполнения заявителем обязательств по обеспечению готовности сети газопотребления к врезке и пуску газа со своей стороны.
Согласно представленным материалам и сведениям Искускова A.M. является собственником объекта капитального строительства, расположенного по адресу: Челябинская обл., г. Пласт, ул. Булдакова, д. 9.
Между Искусковой A.M. и АО "Газпром газораспределение Челябинск" заключен договор от 11.09.2020 N ЮУР:ТПВ-938/20 (далее - Договор) о подключении (технологическом присоединении) данного объекта капитального строительства к газораспределительной сети.
Согласно пункту 3 Договора срок выполнения мероприятий по подключению объекта капитального строительства и пуску газа составляет 1,5 года со дня заключения договора. Срок осуществления мероприятий по фактическому присоединению не может превышать с даты подписания акта о готовности сетей газопотребления и газоиспользующего оборудования объекта капитального строительства к подключению 10 рабочих дней.
В соответствии с пунктом 12 Договора, определяющим порядок мониторинга выполнения технических условий, исполнитель вправе в течение срока действия договора производить мониторинг исполнения заявителем технических условий при строительстве газопроводов от газоиспользующего оборудования до точек подключения путем посещения участка, в предела которого осуществляются мероприятия заявителя; заявитель обязан обеспечить доступ представителей исполнителя для проведения мониторинга исполнения заявителем технических условий при строительстве газопроводов от газоиспользующего оборудования до точек подключения; в случае выявления по результатам проведенного мониторинга несоответствий выданным техническим условиям исполнитель вправе выдавать рекомендации по устранению выявленных нарушений.
Согласно материалам дела об административном правонарушении 05.10.2020 от Искусковой A.M. поступило уведомление о выполнении мероприятий по подготовке сети газопотребления в границах земельного участка, в связи с чем 16.10.2020 АО "Газпром газораспределение Челябинск" в рамках проведения мониторинга выполнения условий подключения проведена проверка сети газопотребления, в результате которой составлен акт N 109-20 о наличии замечаний, в котором зафиксировано, что отсутствует противопожарная разделка над газоиспользующим оборудованием (настенным газовым котлом); сварочные швы (соединения) не соответствуют ГОСТ 5264-80 "Ручная дуговая сварка"; окраска газопровода не соответствует пункту 14 проекта; расстояние до эл. установок распределительной коробки менее 500 мм (ПУЭ, пункт 7.1.50).
Для их устранения заявителю рекомендовано выполнить противопожарную разделку согласно пункту 5.12 СП 402.1325800; переварить соединения и провести повторное пневматическое испытание; выполнить качественную окраску газопровода; исправить нарушение пункта 7.1.50 ПУЭ.
Учитывая изложенное, Акт о готовности сетей газопотребления и газоиспользующего оборудования по типовой форме в соответствии с требованиями подпункта "б" пункта 98 Правил подключения составлен не был.
Требования к техническим условиям указаны в пункте 75 Правил подключения (в редакции на момент подачи заявки) и определяют, что технические условия прилагаются к договору о подключении и содержат следующую информацию:
а) характеристики газопровода (диаметр, материал труб, максимальное рабочее давление, протяженность), к которому осуществляется подключение (технологическое присоединение);
б) суммарный максимальный часовой расход газа и отдельно по каждому подключаемому объекту капитального строительства (если их несколько);
в) пределы изменения давления газа в присоединяемом газопроводе;
г) обязательства заявителя по обеспечению подключаемого объекта капитального строительства газоиспользующим оборудованием и приборами учета газа, которые соответствуют обязательным требованиям, установленным законодательством Российской Федерации о техническом регулировании;
д) другие условия подключения (технологического присоединения) к сети газораспределения, включая точку подключения (для заявителей первой категории, а также в случае отсутствия необходимости строительства исполнителем сети газораспределения до границ земельного участка заявителя).
Приведенный перечень не содержит указаний на необходимость включения в технические условия требований, предусмотренных ведомственными нормативными актами, в том числе СНиП, ГОСТ.
Кроме того, технические условия от 09.09.2020 N ЮУР:ТУ2-1051/20, являющиеся приложением 1 к Договору и предметом проведенного АО "Газпром газораспределение Челябинск" мониторинга, также не содержат вышеуказанных требований.
Учитывая изложенное, выводы АО "Газпром газораспределение Челябинск", зафиксированные в акте N 109-20, выходят за пределы предмета мониторинга выполнения технических условий, определенного пунктом 12 Договора.
Также, в акте N 122-20 отсутствуют сведения об измерительных приборах, использованных при осуществлении мониторинга.
Пункт 72 Правил подключения запрещает требовать предоставления сведений и документов, не предусмотренных Правилами подключения. Пункт 104 Правил подключения запрещает навязывать заявителю услуги и обязательства, не предусмотренные Правилами подключения.
При таких обстоятельствах ФАС России обосновано пришла к выводу о том, что в действиях АО "Газпром газораспределение Челябинск" усматриваются признаки нарушения Правил подключения, выразившегося в навязывании заявителю обязательств, не предусмотренных Правилами подключения.
Довод жалобы АО "Газпром газораспределение Челябинск" со ссылкой на определение Конституционного Суда Российской Федерации от 24.06.2021 N 1264-0, из которого следует, что отказ в подписании акта о готовности сетей газопотребления и газоиспользующего оборудования объекта капитального строительства к подключению (технологическому присоединению) по результатам мониторинга является правомерным, в случае, если заявитель не представил рабочую и исполнительную документацию на проведение монтажных работ, и данное обстоятельство нашло свое отражение в акте проверки, предусмотренном заключенным между заявителем и исполнителем договором, несостоятелен, поскольку.
Позиция, изложенная в данном определении, не опровергает выводов оспариваемого решения, поскольку представленный в материалы дела акт проверки не содержит сведений о том, что Искусковой A.M. не представлена рабочая и исполнительная документация на проведение монтажных работ.
Согласно ст.ст. 9, 65 АПК РФ стороны обязаны доказывать обстоятельства своих требований или возражений и несут риск последствий совершения или несовершения процессуальных действий.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 97 Правил подключения мероприятия по подключению объектов капитального строительства к сети газораспределения, предусматриваемые договором о подключении, включают в себя разработку заявителем проектной документации согласно обязательствам, предусмотренным договором о подключении, за исключением случаев, когда в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности разработка проектной документации не является обязательной.
Согласно подпункту "б" пункта 100 Правил подключения в обязанности заявителя при мониторинге исполнителем выполнения заявителем технических условий о присоединении, в соответствии с подпунктом "б" пункта 98 Правил подключения, входит в том числе обязанность представить исполнителю раздел утвержденной в установленном порядке проектной документации (1 экземпляр), включающий в себя сведения об инженерном оборудовании, о сетях газопотребления, перечень инженерно-технических мероприятий и содержание технологических решений (представляется в случае, если разработка проектной документации предусмотрена законодательством Российской Федерации).
Частью 3 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что осуществление подготовки проектной документации не требуется при строительстве, реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства, садового дома. Застройщик по собственной инициативе вправе обеспечить подготовку проектной документации применительно к объекту индивидуального жилищного строительства, садовому дому.
Форма акта о готовности имеет универсальный характер, то есть распространяется на все случаи подключения (технологического присоединения) к сети газораспределения как физических, так и юридических лиц. Исходя из этого указание в форме акта о готовности (пункт 1, раздел "Заключение") на наличие проектной документации заполняется в случаях, когда в силу требований статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации подготовка проектной документации необходима, а также когда застройщик по собственной инициативе обеспечивает подготовку проектной документации применительно к объекту индивидуального жилищного строительства, садовому дому. Частью 2 статьи 53 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что строительный контроль проводится лицом, осуществляющим строительство.
В случае осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта на основании договора строительного подряда строительный контроль проводится также застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, или региональным оператором либо привлекаемыми ими на основании договора индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом. Застройщик или технический заказчик по своей инициативе может привлекать лицо, осуществляющее подготовку проектной документации, для проверки соответствия выполняемых работ проектной документации.
Форма акта не наделяет газораспределительную организацию правом осуществления строительного контроля. Данная позиция изложена Верховным Судом Российской Федерации в апелляционном определении от 11.02.2021 N АПЛ20-496.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
При рассмотрении обращения Искусковой A.M. с учетом имеющейся информации Челябинскому УФАС России надлежало установить все обстоятельства, имеющие значение для полного и всестороннего рассмотрения дела, в том числе дать надлежащую правовую оценку обоснованности действий АО "Газпром Газораспределение Челябинск" по не составлению акта о готовности сетей газопотребления и газоиспользующего оборудования объекта капитального строительства к подключению (технологическому присоединению).
При изложенных обстоятельствах, суд апелляционной инстанции полагает, что решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, выводы антимонопольного органа соответствуют представленным в дело доказательствам.
Доводы апелляционной жалобы повторяют доводы заявления, изложенные выше, признанные судами необоснованными, в связи с чем оснований для отмены или изменения обжалуемого решения суда первой инстанции по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта (часть 4 статьи 270 АПК РФ), при принятии решения судом первой инстанции не допущено.
Руководствуясь статьями 176, 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 19.01.2022 по делу N А40-200080/21 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Г.М. Никифорова |
Судьи |
Л.Г. Яковлева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-200080/2021
Истец: АО "ГАЗПРОМ ГАЗОРАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЧЕЛЯБИНСК"
Ответчик: Начальник правового управления Федеральной антимонопольной службы Молчанов А. В.
Третье лицо: Искускова А М, УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ