г. Воронеж |
|
12 апреля 2022 г. |
Дело N А36-6501/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 апреля 2022 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 12 апреля 2022 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Серегиной Л.А.,
судей Ботвинникова В.В.,
Сурненкова А.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Офицеровой А.В.,
при участии:
от общества с ограниченной ответственностью Центр коммунального обслуживания "ЖИЛФОНДПРОЕКТ": представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;
от акционерного общества "Липецкая городская энергетическая компания": представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью Центр коммунального обслуживания "ЖИЛФОНДПРОЕКТ" на решение Арбитражного суда Липецкой области от 06.12.2021 по делу N А36-6501/2021 по иску акционерного общества "Липецкая городская энергетическая компания" (ОГРН 1094823016617, ИНН 4825066916) к обществу с ограниченной ответственностью Центр коммунального обслуживания "ЖИЛФОНДПРОЕКТ" (ОГРН 1186451012527, ИНН 6450102170) о взыскании 37 654 руб. 90 коп.,
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество "Липецкая городская энергетическая компания" (далее - АО "ЛГЭК", истец) обратилось в Арбитражный суд Липецкой области с исковыми требованиями к обществу с ограниченной ответственностью Центр коммунального обслуживания "ЖИЛФОНДПРОЕКТ" (далее - ООО ЦКО "ЖИЛФОНДПРОЕКТ", ответчик) о взыскании задолженности за горячую воду, потребленную при содержании общего имущества многоквартирного дома, за февраль 2021 года в размере 37 654 руб. 90 коп.
Решением Арбитражного суда Липецкой области от 06.12.2021 исковые требования АО "ЛГЭК" удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с принятым судебным актом, ООО ЦКО "ЖИЛФОНДПРОЕКТ" обратилось в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой указывает на незаконность и необоснованность решения Арбитражного суда Липецкой области от 06.12.2021, в связи с чем, просит его отменить.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ответчик ссылается на то, что представленная истцом информация о начислениях в отсутствие первичных документов не может являться доказательством, отвечающим признакам относимости и допустимости.
В настоящее судебное заседание арбитражного суда апелляционной инстанции стороны не обеспечили явку своих полномочных представителей. От АО "ЛГЭК" через электронный сервис "Мой арбитр" (диск приложен к материалам дела) поступило ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие его представителя.
Ввиду наличия у суда апелляционной инстанции доказательств надлежащего извещения указанных лиц о времени и месте судебного разбирательства, с учетом ходатайства АО "ЛГЭК", апелляционная жалоба рассматривалась в отсутствие их представителей в порядке статей 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
От АО "ЛГЭК" через электронный сервис "Мой арбитр" (диск приложен к материалам дела) поступили письменные возражения на апелляционную жалобу, в которых истец с доводами апелляционной жалобы не согласился, просил решение арбитражного суда области оставить без изменения, в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.
Согласно части 1 статьи 268 АПК РФ при рассмотрении дела в порядке апелляционного производства арбитражный суд по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам повторно рассматривает дело.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и письменных возражений на нее, исследовав и оценив собранные по делу доказательства, арбитражный апелляционный суд считает, что решение Арбитражного суда Липецкой области от 06.12.2021 следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом, в ноябре 2019 года между АО "ЛГЭК" (ресурсоснабжающая организация) и ООО ЦКО "ЖИЛФОНДПРОЕКТ" (исполнитель) был заключен договор N 153810 на поставку горячей воды (с исполнителями коммунальных услуг), в соответствии с условиями которого ресурсоснабжающая организация приняла на себя обязательства поставлять ответчику горячую воду в целях содержания общего имущества в многоквартирных домах, находящихся в управлении исполнителя (далее - коммунальный ресурс), а исполнитель принимать и оплачивать полученный коммунальный ресурс на условиях, установленных договором.
В силу пункта 2.2.3 договора истцу предоставлено право осуществлять проверку правильности снятия показания коллективных (общедомовых) и индивидуальных приборов учета, их исправности, наличия и целостности на них пломб в соответствии с действующим законодательством.
Из положений пункта 2.3 указанного договора, в обязанности ответчика, в том числе, входит обеспечение установки общедомовых приборов учета, а также обеспечение сохранности коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии и теплоносителя, установленных в многоквартирных домах и сохранность пломб на них; проведение поверки коллективных (общедомовых) приборов учета в установленные нормативными документами сроки. При наличии коллективных (общедомовых) приборов учета в многоквартирных домах ответчик обязан с 23 по 25 число каждого месяца снимать их показания и заносить в журнал учета показаний коллективных (общедомовых) приборов учета; ежемесячно, в срок до 28 числа каждого месяца предоставлять истцу показания коллективных (общедомовых) приборов учета в виде реестров.
Также, ответчик обязан производить оплату за коммунальные ресурсы, потребляемые в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, по тарифам, установленным в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и на условиях, установленных договором (пункт 2.3.2 договора).
Расчетным периодом за поставленные по договору коммунальные ресурсы является календарный месяц (пункт 4.1. договора).
Исполнитель обязан произвести окончательную оплату стоимости объема потребленного коммунального ресурса, потребленного при содержании общего имущества в многоквартирном доме до 15 числа месяца, следующего за расчетным периодом любым способом, предусмотренным действующим законодательством (пункт 4.4 договора).
На основании пункта 7.1 вышеуказанного договора он вступает в силу с 01.11.2019 и действует по 31.10.2020, считается продленным на очередной календарный год на тех же условиях, если ни одна из сторон не заявит о его расторжении или изменении не менее чем за 30 дней до окончания срока действия договора.
Во исполнение условий вышеуказанного договора истец в феврале 2021 года осуществил ответчику поставку коммунальных ресурсов на общую сумму 37 654 руб. 90 коп.
Ответчик свои обязательства по оплате полученного коммунального ресурса надлежащим образом не исполнил.
Ссылаясь на то, что ответчиком в добровольном порядке задолженность не была оплачена, истец обратился в Арбитражный суд Липецкой области с рассматриваемыми исковыми требованиями.
Разрешая настоящий спор по существу и удовлетворяя исковые требования, арбитражный суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
В соответствии с положениями статей 307 и 310 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие, как то: передать имущество, выполнить работу, оказать услугу, внести вклад в совместную деятельность, уплатить деньги и т.п., либо воздержаться от определенного действия, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или иными правовыми актами.
Согласно пункту 1 статьи 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон (статья 544 ГК РФ).
В силу статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
Обязанность граждан и организаций своевременно и в полном объеме вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги предусмотрена пунктом 1 статьи 153 ЖК РФ.
В соответствии с пунктом 7 статьи 155 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив и управление которым осуществляется управляющей организацией, плату за жилое помещение и коммунальные услуги вносят этой управляющей организации, за исключением случаев, предусмотренных частью 7.1 настоящей статьи и статьей 171 настоящего Кодекса.
Согласно пункту 13 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), предоставление коммунальных услуг обеспечивается управляющей организацией, посредством заключения с ресурсоснабжающими организациями договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов при предоставлении коммунальных услуг потребителям, в том числе путем их использования при производстве отдельных видов коммунальных услуг (отопление, горячее водоснабжение) с применением оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, и надлежащего исполнения таких договоров.
На основании пункта 1, подпункта "а" пункта 9 Правил N 354 и положений Правил N 124, потребителями коммунальных услуг выступают граждане, проживающие в многоквартирном доме, а исполнителем услуг - управляющая компания, которая одновременно является абонентом в отношениях с ресурсоснабжающей организацией.
В силу пункта 1 статьи 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии, исходя из нормативов потребления коммунальных услуг.
Размер платы за коммунальную услугу, предоставленную в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета, определяется согласно пункту 44 Правил N 354, согласно которому распределяемый между потребителями объем коммунальной услуги, предоставленной в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме за расчетный период, не может превышать объема, определяемого исходя из норматива потребления, рассчитанного исходя из нормативов потребления соответствующего коммунального ресурса в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, за исключением случаев, если общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, проведенным в установленном порядке, принято решение о распределении объема коммунальной услуги в размере превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, определенного исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунального ресурса в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, между всеми жилыми и нежилыми помещениями пропорционально размеру общей площади каждого жилого и нежилого помещения.
В пункте 14 Правил N 354 предусмотрено, что управляющая организация, выбранная в установленном жилищным законодательством Российской Федерации порядке для управления многоквартирным домом, приступает к предоставлению коммунальных услуг потребителям в многоквартирном доме с даты, указанной в решении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о выборе управляющей организации, или с даты заключения договора управления многоквартирным домом, в том числе с управляющей организацией, выбранной органом местного самоуправления по итогам проведения открытого конкурса, но не ранее даты начала поставки коммунального ресурса по договору о приобретении коммунального ресурса, заключенному управляющей организацией с ресурсоснабжающей организацией.
Как верно отмечено арбитражным судом области, управляющая организация обязана предоставлять потребителям коммунальные услуги с момента поставки коммунального ресурса, в том числе в рамках фактически сложившихся с ресурсоснабжающей организацией отношений по поставке коммунального ресурса, поскольку другое толкование пункта 14 Правил N 354 давало бы возможность управляющей организации в нарушение статей 161 и 162 ЖК РФ уклоняться от исполнения обязанностей по договору управления.
При этом, арбитражным судом первой инстанции принята во внимание позиция, изложенная в определении Верховного Суда Российской Федерации от 07.12.2015 N 303-ЭС15-7918, согласно которой внесение потребителями коммунальных услуг платы за коммунальные услуги непосредственно ресурсоснабжающей организации не изменяет схему договорных отношений по поставке коммунальных ресурсов, поэтому управляющая организация не освобождается от обязанности оплатить поставленные ресурсы в объеме, не оплаченном потребителями, и не лишается права потребовать впоследствии от потребителей оплатить задолженность по коммунальным услугам.
Кроме того, суд области верно указал на то, что в силу подпунктов "а", "г" и "ж" пункта 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491), общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем: соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома, соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц, соблюдение требований законодательства Российской Федерации об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности.
Содержание в надлежащем состоянии общего имущества в зависимости от способа управления многоквартирным домом обеспечивается собственниками помещений путем заключения договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией - в соответствии с частью 5 статьи 161 и статьей 162 ЖК РФ (пункт 16 Правил N 491).
Принимая во внимание изложенные нормы права, арбитражный суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что обязанность по содержанию общедомового имущества в надлежащем состоянии и по поддержанию порядка его использования по общему правилу возложена на управляющую организацию. В законодательстве отсутствуют нормы, обязывающие ресурсоснабжающую организацию, при наличии управляющей организации, следить за общедомовым имуществом, от надлежащего состояния и использования которого, в том числе, зависит объем ресурса, расходуемый на общедомовые нужды.
Из системного толкования пунктов 4, 21 (1), подпункта "а" пункта 22, пункта 30 Правил, обязательных при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124 (далее - Правила N 124), арбитражным судом области сделан правомерный вывод о том, что обязанность по оплате ресурса, потребленного сверх норматива на общедомовые нужды, при отсутствии соответствующего решения собственников помещений многоквартирного жилого дома возлагается на управляющую организацию, обязанную следить за состоянием общедомового имущества и порядком его использования.
В данном случае материалами дела подтверждается, что договор на поставку горячей воды в целях содержания общего имущества многоквартирных домов N 153810 от ноября 2019 заключен сторонами.
В спорный период объем коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, определенный исходя из показаний коллективных (общедомовых) приборов учета, превысил объем, рассчитанный исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды для потребителей в многоквартирных домах.
Доказательства проведения общего собрания собственников по вопросу о распределении объема коммунальной услуги в размере превышения объема предоставленной на общедомовые нужды, определенного исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, между всеми жилыми и нежилыми помещениями пропорционально размеру площади каждого жилого и нежилого помещения, в материалах дела отсутствуют (статьи 65 и 9 АПК РФ).
На основании изложенного арбитражный суд области пришел к правомерному выводу о том, что управляющая организация является исполнителем коммунальной услуги в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме и обязана содержать общее имущество в многоквартирном доме, выполнять мероприятия по эффективному управлению многоквартирным домом, обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества.
Факт оказания истцом ответчику в феврале 2021 года услуг по поставке горячей воды для содержания общего имущества многоквартирных домов, находящихся на обслуживании ответчика, подтверждается материалами дела, в том числе, счетом N 153810 от 28.02.2021, счетом-фактурой N 00000000337 от 28.02.2021 и актом приема-передачи услуг N 00000000337 от 28.02.2021 и документально ответчиком не оспорен.
Доказательств оплаты коммунального ресурса, поставленного в указанном периоде на содержание общего имущества многоквартирных жилых домов, ответчиком в материалы дела не представлено (статьи 65 и 9 АПК РФ).
Сумма задолженности за февраль 2021 года, по расчету истца, составила 37 654 руб. 90 коп.
Решением Верховного Суда Российской Федерации от 20.06.2018 N АКПИ18-386 определено, что в случае, когда величина Употр превышает Уодпу, то объем, подлежащий оплате в следующих расчетных периодах, уменьшается на разницу между указанными величинами, что исключает для ресурсоснабжающей организации возможность получить плату за неоказанные услуги и позволяет устранить несоответствие фактического потребления коммунального ресурса, вызванного невозможностью одновременного снятия показаний со всех приборов учета. Объем, подлежащий оплате, в следующих расчетных периодах уменьшается на разницу между указанными величинами.
Из расчета объема горячей воды, потребленного при содержании общего имущества в многоквартирных домах, следует, что АО "ЛГЭК" учитывает отрицательные значения объема коммунального ресурса на ОДН в следующих расчетных периодах.
Проверив представленный истцом расчет объема коммунального ресурса, подлежащего оплате исполнителем за спорный период, арбитражный суд области пришел к правомерному выводу о том, что он является верным, соответствует действующему законодательству, подтвержден материалами дела.
Из материалов дела следует, что истцом ежемесячно направляются в адрес ответчика первичные учетные документы (счета, счета-фактуры, акты приема - передачи оказанных услуг), в которых указан объем предоставленных коммунальных ресурсов по каждому многоквартирному дому.
Ответчик документально не оспорил объем поставленной ему в спорный период горячей воды, доказательств того, что многоквартирными домами, находящимися в управлении ООО ЦКО "ЖИЛФОНДПРОЕКТ", был потреблен иной объем коммунального ресурса на общедомовые нужды, в материалы дела также не представил, возражений относительно применяемых истцом тарифов на спорные услуги не заявил (статьи 65 и 9 АПК РФ).
На основании изложенного, арбитражный суд области пришел к правомерному выводу о взыскании с ответчика в пользу истца задолженности за горячую воду, потребленную при содержании общего имущества многоквартирного дома, за февраль 2021 года в размере 37 654 руб. 90 коп.
Доводы заявителя апелляционной жалобы о том, истцом не были представлены надлежащие доказательства в обоснование заявленных требований, опровергаются материалами дела, в связи с чем, отклоняются судебной коллегией. Позиция ответчика основана на предположениях о том, что расчет истца является неверным. Объективными данными позиция ООО ЦКО "ЖИЛФОНДПРОЕКТ" не подтверждена, ответчиком не представлено в материалы дела доказательств иного объема оказанных услуг, представленный истцом расчет, документально не опровергнут (статьи 65 и 9 АПК РФ).
Иных доводов, основанных на доказательственной базе, апелляционная жалоба не содержит.
Принимая во внимание, что все обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора, были предметом рассмотрения арбитражного суда, им дана надлежащая правовая оценка, нарушений норм материального и процессуального права при принятии обжалуемого решения не установлено, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Таким образом, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Расходы по государственной пошлине в сумме 3 000 руб. за рассмотрение апелляционной жалобы ООО ЦКО "ЖИЛФОНДПРОЕКТ" относится на ее заявителя.
Руководствуясь ст. ст. 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Липецкой области от 06.12.2021 по делу N А36-6501/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью Центр коммунального обслуживания "ЖИЛФОНДПРОЕКТ"- без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции согласно части 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
Л.А. Серегина |
Судьи |
В.В. Ботвинников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А36-6501/2021
Истец: ОАО "Липецкая городская энергетическая компания"
Ответчик: ООО ЦЕНТР КОММУНАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ "ЖИЛФОНДПРОЕКТ"