г. Пермь |
|
12 апреля 2022 г. |
Дело N А60-57515/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена -7 апреля 2022 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 12 апреля 2022 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Голубцова В.Г.,
судей Трефиловой Е.М., Шаламовой Ю.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Кривощековой С.В.,
при участии:
от заявителя ООО "Караван" (ИНН 7447296167, ОГРН 1207400028384) - не явились, извещены надлежащим образом;
от заинтересованного лица Уральской электронной таможни (ИНН 6671087515, ОГРН 1186658051271) - не явились, извещены надлежащим образом;
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу
заинтересованного лица Уральской электронной таможни
на решение Арбитражного суда Свердловской области от 02 февраля 2022 года
по делу N А60-57515/2021,
принятое судьей Гнездиловой Н.В.
по заявлению ООО "Караван"
к Уральской электронной таможне
о признании недействительным решения,
УСТАНОВИЛ:
ООО "Караван" (далее - заявитель, общество, декларант) обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением к Уральской электронной таможне (далее - заинтересованное лицо, таможенный орган, таможня) о признании недействительным решения от 24.08.2021 о внесении изменений в сведения, заявленные в декларацию на товары по ДТ N 10511010/110621/0094970.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 02.02.2022 заявленные требования удовлетворены. Решение Уральской электронной таможни от 24.08.2021 о внесений изменений в сведения, заявленные в декларацию на товары по ДТ N 10511010/110621/0094970, признано недействительным. Суд обязал Уральскую электронную таможню устранить допущенные нарушения прав и законных ООО "Караван" путем возврата обществу излишне взысканных таможенных платежей, исчисленных по ДТ N 10511010/110621/0094970. В порядке распределения судебных расходов с заинтересованного лица в пользу заявителя взыскано 3 000 руб. в возмещение расходов по уплате государственной пошлины.
Не согласившись с принятым судебным актом, заинтересованное лицо обратилось с апелляционной жалобой, в соответствии с которой просит решение суда первой инстанции отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать. В обоснование жалобы таможней приведены доводы о том, что подтверждение оплаты товаров декларантом в таможенный орган не представлено, имеющиеся документы невозможно соотнести с оплатой по конкретной поставке; прайс-лист поставщика не может подтвердить сведений о заявленной декларантом стоимости товара.
Заявитель представил письменный отзыв на апелляционную жалобу, согласно которому просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, доводы жалобы находит несостоятельными.
Лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в судебное заседание представителей не направили, что в силу части 2 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие. Судом рассмотрено в порядке статьи 159 АПК РФ и удовлетворено ходатайство Уральской электронной таможни о рассмотрении дела без участия ее представителя.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, ООО "Караван" с целью таможенного декларирования товаров, происходящих и ввезенных на территорию ЕАЭС из Республики Узбекистан на основании контракта от 08.05.2021 N D/K (далее - Контракт), заключенного с компанией ООО "DAVRONBEK CHINOR FAYZ" (Узбекистан), на условиях поставки DAP-Челябинск, на Уральский таможенный пост (ЦЭД) Уральской электронной таможни подана ДТ N 10511010/110621/0094970.
Таможенная стоимость товаров определена декларантом в соответствии со статьями 39 и 40 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее - ТК ЕАЭС) методом по стоимости сделки с ввозимыми товарами с учетом расходов на транспортировку товаров до места прибытия на таможенную территорию ЕАЭС.
В ходе проверки документов и сведений, представленных при подаче ДТ N 10511010/110621/0094970, таможенным органом установлены признаки заявления декларантом недостоверных сведений о таможенной стоимости товаров, а именно: выявлены более низкие цены ввозимых товаров по сравнению с ценой идентичных или однородных товаров при сопоставимых условиях их ввоза.
13.06.2021 таможенным органом в адрес декларанта направлен запрос о предоставлении дополнительных документов, сведений и пояснений.
Одновременно с запросом декларанту предложено осуществить выпуск товара в соответствии со статьей 121 ТК ЕАЭС.
Товары по ДТ N 10511010/110621/0094970 выпущены до завершения проверки таможенных, иных документов и сведений под обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов.
В ответ на запрос таможенного органа обществом представлен пакет документов. В результате анализа документов и сведений, предъявленных ООО "Караван" к совершению таможенных операций по ДТ N 10511010/110621/0094970 таможенным органом установлено следующее: во исполнение Контракта от 08.05.2021 ND/K общество по указанной ДТ на таможенную территорию ЕАЭС ввезло товар: черешня свежая для употребления в пищу, без ГМО, урожай 2021 года, (товар 1), абрикос свежий для употребления в пищу, без ГМО, урожай 2021 года (товар 2), страна происхождения и отправления - Узбекистан. Исходя из условий контракта 08.05.2021 ND/K, Продавец осуществляет отгрузку товаров по количеству и ассортименту согласно заявке покупателя. Цена товара указывается в приложении к контракту. В соответствии с пунктом 4.1 контракта оплата за товар, поставляемый по контракту, производится прямым банковским переводом 100% оплату, за партию товара в течение 120 банковских дней со дня оформления товара в экспортный таможенный режим. Поставка товара "черешня свежая" осуществлялась на основании инвойса от 10.06.2021 N DK на общую сумму 15114,5 USD.
В целях подтверждения суммы, фактически уплаченной за товар, представлено заявление на перевод от 17.06.2021 N 163, на сумму 19194 USD в счет поставки по ДТ N 10511010/010621/0088722 товаров "черешня свежая" по Инвойсу от 08.05.202 N DK-3 по цене 1 USD/кг. Иных документов по оплате товаров, в том числе "абрикосов свежих" обществом не представлено.
В подтверждение определения цены сделки, подлежащей оплате, структуры таможенной стоимости, формирования цены сделки, и порядка формирования продажной цены был запрошен прайс-лист Производителя.
Согласно обычаям делового оборота данный документ представляет собой открытую оферту неограниченному кругу лиц, то есть является документом, исключающим влияние взаимосвязи продавца и покупателя на содержащиеся в нем сведения. Это документ, подтверждающий механизм выбора продавца товаров, а также формирования цены единицы отдельных наименований товаров, их ассортимента и количества по каждой отдельной поставке. В прайс-листе, представленном декларантом, как документе, на основании которого осуществляется выбор конкретного товара и продавца, отсутствуют необходимые качественные, физические характеристики товара, являющиеся ценообразующими. Кроме того, представленный декларантом Прайс-лист производителя выставлен на условиях поставки DAP-Челябинск (что означает включение расходов по транспортировке/фрахта в цену товара), при этом в зависимости от удаленности пункта доставки цена за товар не варьируется.
учета основной перевозки с ИНКОТЕРМС - EXW, FOB, FCA.
В целях установления условий дальнейшей реализации товаров обществом представлен договор от 11.01.2021 N 033-11/01, счет-фактура от 14.06.2021 N 398, счет от 23.06.2021 N 383, банковские платежные документы об оплате реализуемых товаров, расчет (калькуляция) цены продажи.
Поскольку декларантом не были представлены документы по пункту 19 запроса, а именно: документы и сведения о планируемой наценке на ввозимые товары при их продаже на территории РФ, таможенный орган пришел к выводу, что представленные документы не подтверждают достоверность и полноту проверяемых сведений. В связи с чем таможенным органом на основании пункта 17 статьи 325 ТК ЕАЭС принято решение 24.08.2021 о внесений изменений в сведения, заявленные в декларацию на товары по ДТ N 10511010/110621/0094970.
Таможенная стоимость определена таможенным органом в соответствии со статьей 45 ТК ЕАЭС по резервному методу (метод 6) на базе метода по стоимости сделки с однородными товарами.
Не согласившись с вынесенным решением, общество обратилось с настоящим заявлением в арбитражный суд.
При рассмотрении дела суд первой инстанции пришел к выводу о недоказанности таможенным органом оснований для принятия оспариваемого решения и признал его недействительными.
Изучив материалы дела, исследовав представленные доказательства, обсудив доводы жалобы, возражений на нее, арбитражный суд апелляционной инстанции оснований для отмены обжалуемого судебного акта не установил.
Согласно нормам части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, части 2 статьи 201 АПК РФ для признания недействительными ненормативных правовых актов, решений органа, осуществляющего публичные полномочия, необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие ненормативного акта, решения закону или иному правовому акту, и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
В силу части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение.
В соответствии с пунктом 1 статьи 104 ТК ЕАЭС товары подлежат таможенному декларированию при их помещении под таможенную процедуру либо в случаях, предусмотренных пунктом 4 статьи 258, пунктом 4 статьи 272 и пунктом 2 статьи 281 ТК ЕАЭС.
В декларации на товары подлежат указанию сведения о заявляемой таможенной процедуре, о таможенной стоимости товаров (величина, метод определения таможенной стоимости товаров) и о документах, подтверждающих сведения, заявленные в декларации на товары, указанные в статье 108 ТК ЕАЭС (подпункты 1, 4, 9 пункта 1 статьи 106 ТК ЕАЭС).
К документам, подтверждающим сведения, заявленные в таможенной декларации, относятся документы, подтверждающие заявленную таможенную стоимость товаров, в том числе ее величину и метод определения таможенной стоимости товаров (подпункт 10 пункта 1 статьи 108 ТК ЕАЭС).
Правила определения таможенной стоимости товаров, ввозимых на таможенную территорию Союза, установлены главой 5 Таможенного кодекса и правовыми актами Евразийской экономической комиссией (комиссия), принятыми в соответствии с пунктом 17 статьи 38 Таможенного кодекса для обеспечения единообразного применения положений данной главы.
В соответствии с пунктом 1 статьи 38 Таможенного кодекса положения настоящей главы основаны на общих принципах и правилах, установленных статьей VII Генерального соглашения по тарифам и торговле 1994 года (ГАТТ 1994) и Соглашением по применению статьи VII Генерального соглашения по тарифам и торговле 1994 года.
Таможенная стоимость товаров и сведения, относящиеся к ее определению, должны основываться на достоверной, количественно определяемой и документально подтвержденной информации (пункт 10 статьи 38).
Положения настоящей главы не могут рассматриваться как ограничивающие или ставящие под сомнение права таможенных органов убеждаться в достоверности или точности любого заявления, документа или декларации, представленных для подтверждения таможенной стоимости товаров (пункт 13 статьи 38).
В соответствии с пунктом 15 статьи 38 Таможенного кодекса основой таможенной стоимости ввозимых товаров должна быть в максимально возможной степени стоимость сделки с этими товарами в значении, определенном статьей 39 настоящего Кодекса "Метод по стоимости сделки с ввозимыми товарами (метод 1)".
В случае если для определения таможенной стоимости ввозимых товаров невозможно применить статьи 39, 41-44 настоящего Кодекса, определение таможенной стоимости товаров осуществляется в соответствии со статьей 45 Кодекса "Резервный метод (метод 6)".
В соответствии с разъяснениями, изложенными в пункте 8 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 26.11.2019 N 49 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике в связи с вступлением в силу Таможенного кодекса Евразийского экономического союза" (далее - Постановление), принимая во внимание публичный характер таможенных правоотношений, при оценке соблюдения декларантом данных требований Таможенного кодекса судам следует исходить из презумпции достоверности информации (документов, сведений), представленной декларантом в ходе таможенного контроля, бремя опровержения которой лежит на таможенном органе (часть 5 статьи 200 АПК РФ).
При оценке выполнения декларантом требований пункта 10 статьи 38 Таможенного кодекса судам следует принимать во внимание, что таможенная стоимость, определяемая исходя из установленной договором цены товаров, не может считаться количественно определяемой и документально подтвержденной, если декларант не представил доказательства совершения сделки, на основании которой приобретен товар, в любой не противоречащей закону форме, или содержащаяся в представленных им документах ценовая информация не соотносится с количественными характеристиками товара, или отсутствует информация об условиях поставки и оплаты товара (пункт 9 Постановления).
Пунктом 10 Постановления разъяснено, что система оценки ввозимых товаров для таможенных целей, установленная Таможенным кодексом и основанная на статье VII ГАТТ 1994, исходит из их действительной стоимости - цены, по которой такие или аналогичные товары продаются или предлагаются для продажи при обычном ходе торговли в условиях полной конкуренции, определяемой с использованием соответствующих методов таможенной оценки. При этом согласно пункту 15 статьи 38 Таможенного кодекса за основу определения таможенной стоимости в максимально возможной степени должна приниматься стоимость сделки с ввозимыми товарами (первый метод определения таможенной стоимости).
С учетом данных положений примененная сторонами внешнеторговой сделки цена ввозимых товаров не может быть отклонена по мотиву одного лишь несогласия таможенного органа с ее более низким уровнем в сравнении с ценами на однородные (идентичные) ввозимые товары или ее отличия от уровня цен, установившегося во внутренней торговле.
В то же время отличие заявленной декларантом стоимости сделки с ввозимыми товарами от ценовой информации, содержащейся в базах данных таможенных органов, по сделкам с идентичными или однородными товарами, ввезенными при сопоставимых условиях, может рассматриваться в качестве одного из признаков недостоверного (не соответствующего действительной стоимости) определения таможенной стоимости, если такое отклонение является существенным.
Согласно пункту 11 Постановления, отсутствие подтверждения сведений о таможенной стоимости, заявленных в таможенной декларации, а также выявление таможенным органом признаков недостоверного определения таможенной стоимости само по себе не может выступать основанием для вывода о неправильном определении таможенной стоимости декларантом, а является основанием для проведения таможенного контроля таможенной стоимости товаров в соответствии со статьей 313, пунктом 4 статьи 325 Таможенного кодекса.
При проведении такой проверки таможенный орган, осуществляя публичные полномочия, обязан предоставить декларанту реальную возможность устранения возникших сомнений в достоверности заявленной им таможенной стоимости, в связи с чем не может произвольно отказаться от использования закрепленного в пункте 15 статьи 325 Таможенного кодекса права на запрос у декларанта документов и (или) сведений, в том числе письменных пояснений, необходимых для установления достоверности и полноты проверяемых сведений, заявленных в таможенной декларации, и (или) сведений, содержащихся в иных документах.
В целях надлежащей реализации права декларанта на предоставление документов, сведений и пояснений таможенный орган в соответствии с пунктом 15 статьи 325 Таможенного кодекса извещает его об основаниях, по которым предоставленные документы и сведения о товаре не устраняют имеющиеся сомнения в достоверности заявленной таможенной стоимости, в том числе с учетом иных собранных таможенным органом документов и полученных сведений (например, сведений, полученных от лиц, имеющих отношение к производству, перемещению и реализации ввозимых (идентичных, однородных) товаров, контрагентов декларанта, иных государственных органов, таможенных органов иностранных государств, транспортных и страховых компаний и т.п.).
В порядке реализации положений пункта 2 статьи 313, пункта 15 статьи 325 Таможенного кодекса декларант вправе предоставить пояснения об экономических и иных разумных причинах значительного отличия стоимости сделки с ввозимыми товарами от ценовой информации, имеющейся у таможенного органа, которые должны быть приняты во внимание при вынесении окончательного решения.
В соответствии с пунктом 17 статьи 325 ТК ЕАЭС при завершении проверки таможенных, иных документов и (или) сведений в случае, если представленные в соответствии со статьей 325 ТК ЕАЭС документы и (или) сведения либо объяснения причин, по которым такие документы и (или) сведения не могут быть представлены и (или) отсутствуют, либо результаты таможенного контроля в иных формах и (или) таможенной экспертизы товаров и (или) документов, проведенных в рамках такой проверки, не подтверждают соблюдение положений ТК ЕАЭС, иных международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования и законодательства государств-членов ЕАЭС, в том числе достоверность и (или) полноту проверяемых сведений, и (или) не устраняют оснований для проведения проверки таможенных, иных документов и (или) сведений, таможенным органом на основании информации, имеющейся в его распоряжении, принимается решение о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в таможенной декларации, в соответствии со статьей 112 ТК ЕАЭС.
По материалам дела судом установлен факт заключения декларантом сделки на определенных условиях в форме, не противоречащей закону.
В ходе таможенного контроля заявителем во исполнение пункта 10 статьи 38 ТК ЕАЭС в подтверждение сведений о заявленной таможенной стоимости при декларировании товара, а также по запросу таможенного органа по спорной ДТ представлены вышеперечисленные доказательства совершения сделки, на основании которой приобретен товар. Из представленных документов и пояснений заявителя следует, товар по декларации 10511010/110621/0094970 не оплачен.
Согласно условий Контракта от 08.05.2021 N D/K-2021 (пункт 4.1) у покупателя имеется отсрочка по оплате за товар на 120 дней. Нарушений условий контракта нет. В обоснование приложены оплаты за предыдущие поставки ПП 163 от 08.06.2021, выписка с валютного расчетного счета за 18.06.2021.
Декларантом таможенному органу представлены:
- контракт N D/RK-2021 от 08.05.2021 (приложение 5 к заявлению), пунктом 4.1. контракта предусмотрено что оплата за товар, поставляемый по настоящему контракту, производится прямым банковским переводом 100% оплату, за партию товара в течение 120 банковских дней со дня оформления товара в экспортный таможенный режим - ЭК10.
- спецификация N 1, являющаяся приложением к контракту, которым определен поставляемый товар и его стоимость на различных условиях поставки;
- коммерческое предложение от 08.05.2021 (приложение 12 к заявлению) и прайс-лист (приложение 13 к заявлению) которым подтверждается стоимость товара на различных условиях поставки;
- инвойс от 10.06.2021 N DK-24 (приложение 6 к заявлению), которым закреплена поставка черешни свежей весом брутто 19046 кг, нетто 17215 кг общей стоимостью 13772 доллара США, а также абрикосы свежие весом брутто 2954 кг, нетто 2685 кг общей стоимостью 1342,5 долларов США на конкретных условиях поставки DAP Челябинск;
- экспортная декларация (приложение 41 к заявлению), в которой продекларировано на вывоз черешня свежая весом брутто 19046 кг, нетто 17215 кг, стоимостью 13772 доллара США (графа 42 ГТД), а также абрикосы свежие весом брутто 2954 кг, нетто 2685 кг, стоимостью 1342,5 доллара США (графа 42 ГТД);
- ведомость банковского контроля по контракту, согласно пункту 22 которой указана ДТ N 10511010/110621/0094970 и стоимость 15115,5 доллара США (13772+1342,5$).
Суд первой инстанции проанализировал по отдельности и в совокупности доказательства декларанта и пришел к выводу о том, что они подтверждают заявленную таможенную стоимость, поскольку являются не противоречащими друг другу в части ценовой и иной имеющей значение для определения таможенной стоимости информации.
Из содержания представленных таможне и в материалы дела коммерческих документов следует, какой товар, по какой цене и на каких условиях ввезен на таможенную территорию ЕАЭС. Документы (в совокупности) выражают содержание сделки, содержат ценовую информацию, относящуюся к количественно определенным характеристикам товара, информацию об условиях поставки и оплаты за товары.
В оспариваемом решении указано, что таможенная стоимость задекларированных товаров определена по резервному методу в соответствии со статьей 45 ТК ЕАЭС на основе метода по стоимости сделки с однородными товарами.
Применение данного метода обосновано невозможностью определения таможенной стоимости ввозимых товаров в соответствии со статьями 39 и 41-44 Кодекса.
При рассмотрении дела суд первой инстанции на основании материалов дела установил, что в документах, представленных декларантом, отражены содержание сделки, ценовая информация, относящаяся к количественно определенным характеристикам товара, информация об условиях его поставки и оплаты. Пояснения и объяснения относительно условий совершения сделки представлены в таможню в полном объеме.
Доказательств, подтверждающих, что представленные сведения об оплате не соответствуют действительности, таможенным органом не представлено; дополнительные запросы в уполномоченный банк таможней не направлялись, дополнительные сведения об оплате у декларанта не запрашивались.
С оценкой представленных по делу доказательств апелляционный суд согласен, оснований для иной оценки доказательств не усматривает.
Таможенный орган в свою очередь не доказал отсутствие в представленных заявителем при декларировании товара документах сведений, необходимых для определения таможенной стоимости по избранному им методу. Правомерность применения первого метода определения таможенной стоимости товаров по стоимости сделки с ввозимыми товарами таможенным органом не опровергнута.
Кроме того, производя расчет таможенной стоимости исходя из цен, примененных в таможенной декларации иного декларанта, таможенный орган в своем решении не приводит каких-либо обстоятельств, которые бы позволили заявителю и суду сопоставить условия сделок заявителя и иного декларанта.
Суд первой инстанции дал оценку всем суждениям таможенного органа к заявленной таможенной стоимости в связи с применением обществом первого метода, признав их недостаточными для принятия соответствующего решения о внесении изменений в сведения, заявленные в декларации на товары.
Апелляционный суд не усматривает оснований для иных суждений в части оценки пакета документов, представленного обществом в подтверждение применения первого метода определения таможенной стоимости.
Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся в силу статьи 270 АПК РФ основанием для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Таким образом, решение суда первой инстанции следует оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации таможенный орган освобожден от уплаты государственной пошлины при обжаловании судебного акта.
Руководствуясь статьями 176, 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 02 февраля 2022 года по делу N А60-57515/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий |
В.Г. Голубцов |
Судьи |
Е.М. Трефилова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-57515/2021
Истец: ООО КАРАВАН
Ответчик: УРАЛЬСКАЯ ЭЛЕКТРОННАЯ ТАМОЖНЯ