г. Вологда |
|
11 апреля 2022 г. |
Дело N А52-6381/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 апреля 2022 года.
В полном объёме постановление изготовлено 11 апреля 2022 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Докшиной А.Ю., судей Алимовой Е.А. и Болдыревой Е.Н., при ведении протокола секретарем судебного заседания Кузьминой К.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу публичного акционерного общества "Россети Северо-Запад" на решение Арбитражного суда Псковской области от 03 февраля 2022 года по делу N А52-6381/2021,
УСТАНОВИЛ:
публичное акционерное общество "Россети Северо-Запад" (ОГРН 1047855175785, ИНН 7802312751; адрес: 196247, Санкт-Петербург, площадь Конституции, дом 3, литера А, помещение 16Н; далее - ПАО "Россети Северо-Запад", общество, сетевая организация) (ранее - ПАО "МРСК Северо-Запада") обратилось в Арбитражный суд Псковской области с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Псковской области (ОГРН 1036000308508, ИНН 6027026536; адрес: 180001, Псковская область, город Псков, улица Кузнецкая, дом 13; далее - управление, УФАС) о признании незаконным и отмене постановления от 01.12.2021 N 060/04/9.21-657/2021, которым общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в виде штрафа в размере 600 000 руб.
Решением Арбитражного суда Псковской области от 03 февраля 2022 года заявленные требования удовлетворены частично: постановление управления признано незаконным и отменено в части назначения наказания в виде административного штрафа в размере, превышающем 300 000 руб., обществу назначен штраф в сумме 300 000 руб.
Общество с решением суда не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований в полном объеме. В обоснование жалобы ссылается на нарушение судом первой инстанции норм материального и процессуального права. Указывает на отсутствие вины заявителя во вменяемом ему правонарушении. Настаивает на том, что ПАО "Россети Северо-Запад" приняло все возможные меры для соблюдения требований действующего законодательства и проявило должную степень заботливости и осмотрительности во избежание допущенного правонарушения. Полагает, что судом дана неверная правовая оценка относимости сведений о погодных условиях в Псковской области в спорные периоды к конкретным местам аварий, повлекшим массовое отключение электроэнергии.
Управление в отзыве на апелляционную жалобу с изложенными в ней доводами не согласилось, просило решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Стороны надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили, в связи с этим дело рассмотрено без их участия в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения суда, изучив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.
Как следует из материалов дела, в УФАС поступило коллективная жалоба граждан - жителей Пореченской волости Великолукского района (всего 25 подписей) на действия общества в части прекращения подачи электрической энергии в жилых домах в деревнях Урицкое, Снежье и Рудня Пореченской волости Великолукского района на время, превышающее предельно допустимое количество часов отключений.
Согласно заявлению сетевой организацией допускаются регулярные отключения потребителей, проживающих в деревне Урицкое Великолукского района - Федосеев С.А., Манойлов А.А., Бежипов В.Д., Голованова Р.И., Рыбаков Г.С., Гараев В.Н., Захарова Л.С., Петров B.C., Сосунова Л.Т., Семенникова Н.В., Мишура Л.Т., Иванова С.М., Болдышев Н.П., Пискунов Л.Н., Клюшева А.И., Кузнецова Е.В., Кочкина С.К.; в дер. Рудня Великолукского района - Герасенков А.А., Ижевский А.А., Непейцева В.С., Пульнин А.А., Аксенов В.А., Кулешова М.А., Никулина М.А.; в д. Снежье Великолукского района - Савченко Е.А., с превышением допустимого числа отключения электрической энергии без предварительного уведомления потребителей. При этом, жители считают систематическое отключение электроэнергии нарушает их права, так как снижает качество жизни, ограничивает в пользовании электроприборами, создает угрозу в сфере пожарной безопасности.
Электроснабжение деревень Урицкое, Рудня, Снежье питающей линии ВЛ-10 кВ л. 359-09, ВЛ-0,4кВл.1 КТП-491 (Урицкое), ВЛ-0,4 КТП-347 (Рудня, Снежье) обслуживаются Псковским филиалом ПАО "Россети Северо-Запад".
Согласно коллективной жалобе, без предупреждения прекращалась подача электроэнергии: с 19.40 час 25.11.2020 до 20.30 час 25.11.2020 (50 мин); с 18 час 30 мин 08.12.2020 до 20 час 40 мин 08.12.2020 (2 час 10 мин); с 18 час 40 мин 11.12.2020 до 21.50 час 11.12.2020 (3 час 10 мин); с 16.00 час 29.12.2020 до 19 час 00 мин 29.12.2020 (3 час); с 00.25 час 30.12.2020 до 17 час 30 мин 30.12.2020 (17 час); с 08.50 час 18.02.2021 до 12 час 20 мин 18.02.2021 (3 час 30 мин); с 11.40 час 20.02.2021 до 13 час 10 мин 20.02.2021 (1 час 30 мин); с 15.15 час 26.02.2021 до 18 час 00 мин 26.02.2021 (2 час 45 мин); с 17.30 час 24.06.2021 до 17 час 05 мин 25.06.2021 (23 час 35 мин); с 18.10 час 25.06.2021 до 21 час 45 мин 28.06.2021 (75 час 35 мин); с 14.15 час 12.07.2021 до 15 час 20 мин 12.07.2021 (1 час 05 мин); с 01.30 час 15.07.2021 до 05 час 10 мин 15.07.2021 (3 час 40 мин); с 18.30 час 17.07.2021 до 11 час 00 мин 18.07.2021 (16 час 30 мин.). Итого за период с 25.11.2020 по 18.07.2021 общее время отключения составило 154 часа 20 минут. При этом за период с 25.06.2021 до 28.06.2021 общее время составило 75 часов 35 минут.
Согласно дополнительным материалам (вхN 1107з от 15.11.2021) подача электроэнергии прекращалась: с 11.40 час 18.07.2021 до 11 час 50 мин 18.07.2021 (10 мин); с 14.50 час 21.07.2021 до 16 час 30 мин 21.07.2021 (1 час 40 мин); с 09.40 час 02.08.2021 до 10 час 20 мин 02.08.2021 (30 мин); с 15.00 час 02.08.2021 до 17 час 45 мин 02.08.2021 (2 час 45 мин); с 18.30 час 02.08.2021 до 14 час 40 мин 03.08.2021 (20 час 10 мин.); с 17.25 час 05.08.2021 до 18 час 20 мин 05.08.2021 (55 мин); с 09.20 час 10.08.2021 до 13 час 50 мин 10.08.2021 (4 час 30 мин); с 18.30 час 17.08.2021 до 23 час 30 мин 17.08.2021 (5 час); с 14.45 час 20.10.2020 до 16 час 40 мин 20.10.2021 (1 час 55 мин); с 21.50 час 24.10.2021 до 23 час 30 мин 24.10.2021 (1 час 40 мин.). Итого общее время отключения составило 41 час 55 минут.
Общее время отключения составило 196 часа 15 минут за период с 25 ноября 2020 года до 24 октября 2021 года.
По результатам рассмотрения данного обращения граждан управление пришло к выводу о нарушении обществом подпунктов "а", "г" пункта 15, пункта 31(6) Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 (далее - Правила N 861), и о наличии в действиях заявителя признаков административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частями 1 и 2 статьи 9.21 КоАП РФ, ввиду предшествующего привлечения общества к ответственности по названной норме Кодекса постановлениями управления от 23.11.2020 N 060/04/9.21-658/2020, от 06.11.2020 N 060/04/9.21-635/2020, от 07.08.2020 N 060/04/9.21-465/2020 (штрафы по указанным постановлениям уплачены заявителем соответственно 02.09.2021, 10.06.2021, 27.04.2021).
По факту выявленного нарушения управлением в отношении общества составлен протокол от 24.11.2021 N 060/04/9.21-657/2021 об административном правонарушении и вынесено постановление от 01.12.2021 N 060/04/9.21-657/2021 о привлечении общества к административной ответственности по части 2 статьи 9.21 КоАП РФ в виде штрафа в размере 600 000 руб.
Не согласившись с данным постановлением, общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Суд первой инстанции удовлетворил заявленные требования только в части размера штрафа, уменьшив его в два раза.
Апелляционная инстанция не находит правовых оснований для отмены решения суда ввиду следующего.
Согласно части 1 статьи 9.21 КоАП РФ нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.
На основании части 2 указанной статьи Кодекса повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от шестисот тысяч до одного миллиона рублей.
Объективную сторону правонарушения образует нарушение субъектом естественной монополии Правил N 861.
По смыслу пункта 2 части 1 статьи 4.3 КоАП РФ повторное совершение однородного административного правонарушения имеет место при совершении административного правонарушения в период, когда лицо считается подвергнутым административному наказанию в соответствии со статьей 4.6 настоящего Кодекса за совершение однородного административного правонарушения.
В силу статьи 4.6 КоАП РФ лицо, которому назначено административное наказание за совершение административного правонарушения, считается подвергнутым данному наказанию со дня вступления в законную силу постановления о назначении административного наказания до истечения одного года со дня окончания исполнения данного постановления.
Согласно статье 3, пункту 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях" субъектом естественной монополии является хозяйствующий субъект (юридическое лицо), занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии.
Услуги по передаче электрической энергии относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий. Передача электрической энергии неразрывно связана с технологическим присоединением к электрическим сетям, мероприятия по технологическому присоединению осуществляются непосредственно с целью последующей передачи электрической энергии для потребителя.
Обществом не оспаривается, что оно является сетевой организацией, оказывающей услуги по передаче электрической энергии с использованием услуги по технологическому присоединению энергопринимающих устройств физических лиц к электрическим сетям.
Заявитель состоит в Реестре естественных монополий, в отношении которых осуществляется государственное регулирование и контроль, в разделе 1 "Услуги по передаче электрической энергии и (или) тепловой энергии" с регистрационным номером N 77.1.25 (включено приказом ФСТ России от 31.03.2008 N 86-э).
В силу пункта 1 статьи 38 Федерального закона от 26.03.2006 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" субъекты электроэнергетики, обеспечивающие поставки электрической энергии потребителям электрической энергии, в том числе энергосбытовые организации, гарантирующие поставщики и территориальные сетевые организации (в пределах своей ответственности), отвечают перед потребителями электрической энергии за надежность обеспечения их электрической энергией и ее качество в соответствии с требованиями технических регламентов и иными обязательными требованиями.
Согласно пункту 2 статьи 547 Гражданского кодекса Российской Федерации, если допущен перерыв в подаче энергии абоненту энергоснабжающая организация отвечает за неисполнение или ненадлежащее исполнение договорных обязательств при наличии ее вины. При этом если перерыв был обусловлен необходимостью принятия неотложных мер по предотвращению или ликвидации аварий в системе энергоснабжающей организации, энергоснабжающая организация может быть признана невиновной и освобождена от ответственности.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 15 Правил N 861 сетевая организация обязана обеспечить передачу электрической энергии в точке поставки потребителя услуг (потребителя электрической энергии, в интересах которого заключается договор), качество и параметры которой должны соответствовать техническим регламентам с соблюдением величин аварийной и технологической брони.
В силу подпункта "г" той же нормы Правил сетевая организация обязана в порядке и сроки, установленные договором, информировать потребителя услуг (потребителя электрической энергии, в интересах которого заключается договор) об аварийных ситуациях в электрических сетях, ремонтных и профилактических работах, влияющих на исполнение обязательств по договору.
В силу пункта 31(6) Правил N 861 для третьей категории надежности допустимое число часов отключения в год составляет 72 часа, но не более 24 часов подряд, включая срок восстановления электроснабжения, за исключением случаев, когда для производства ремонта объектов электросетевого хозяйства необходимы более длительные сроки, согласованные с Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее - Ростехнадзор).
Порядок введения ограничения режима потребления в целях проведения ремонтных работ на объектах электросетевого хозяйства определяется Правилами полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 N 442 (далее - Правила N 442).
Согласно подпункту "з" пункта 2 Правил N 442 ограничение режима потребления электрической энергии вводится при необходимости проведения ремонтных работ на объектах электросетевого хозяйства сетевой организации, к которым присоединены энергопринимающие устройства потребителя, либо необходимость проведения ремонтных работ на объектах электросетевого хозяйства смежных сетевых организаций (иных владельцев объектов электросетевого хозяйства) в случае, если проведение таких работ невозможно без ограничения режима потребления.
Выполнение плановых ремонтных работ осуществляется в целях проведения комплекса технических мероприятий, направленных на поддержание исправного состояния электросетевых объектов и обеспечению надежности снабжения электрической энергией энергопринимающих устройств потребителя в зависимости от его категории надежности на основании договоров.
Внеплановые и аварийные ограничения электроснабжения направлены на восстановление исправного состояния электросетевых объектов для предотвращения воздействия на людей опасного производственного фактора, работы по устранению неисправностей, угрожающих нарушением нормальной работы оборудования, а также повреждений в результате воздействия на объекты электросетевого хозяйства неблагоприятных природных явлений (сильный ветер, снегоналипание на провода, падение деревьев), направленных действий сторонних лиц.
Как установлено судом и следует из материалов дела, электроснабжение деревень Урицкое, Снежье и Рудня Пореченской волости Великолукского района осуществляется по воздушной линии электропередачи кВ (ВЛ-10кВ) л.359-09, ВЛ-0,4кВл.1 КТП-491 (Урицкое), ВЛ-0,4 кВл.1 КТП-347 (Рудня, Снежье). Объекты подключены к электрическим сетям сетевой организации по третьей категории надежности.
Таким образом, как верно отмечено судом, в силу вышеприведенных норм права и договорных отношений сетевая компания в точках поставки обязана обеспечить осуществление передачи электрической энергии в соответствии с третьей категорией надежности, допускающей перерыв в энергоснабжении в пределах 24 часов.
Коллективной жалобой граждан подтверждается и обществом не оспаривается, что общее время отключения электроэнергии за период с 25.11.2020 до 24.10.2021, зафиксированное сетевой организацией, составило 196 час 15 мин.
Таким образом, материалами дела подтверждается и обществом не опровергнуто, что в период с 25.11.2020 до 24.10.2021 допустимая продолжительность отключений электроэнергии превышена.
С учетом того, что длительность отключения электроэнергии в связи с произошедшими авариями превысила допустимое значение для потребителей третьей категории надежности, в действиях заявителя имеется событие вменяемого ему в вину административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ.
На основании части 1 статьи 1.5 названного Кодекса лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Не опровергая превышение установленной приведенной нормой Правил N 861 продолжительности отключения электроснабжения, общество сослалось на неблагоприятные метеорологические явления, осложнившие аварийно-восстановительные работы, в подтверждение чего представило справки Псковского центра по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды - филиала федерального государственного бюджетного учреждения "Северно-Западное управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды" (далее - Псковский ЦГМС) от 13.01.2021 N 60/02-2 и от 13.01.2021 N 60/02-3 о неблагоприятных метеорологических явлениях на территории Псковской области в виде налипания мокрого снега, выпадения ледяного дождя, гололеда в период с 25.12.2020 до 10.01.2021.
Как настаивает апеллянт, массовые отключения электроэнергии в вышеперечисленных деревнях зафиксированы во время массовых отключений в электрических сетях Псковского филиала заявителя, связанных с неблагоприятными метеорологическими явлениями на территории Псковской области в виде налипания мокрого снега, выпадения ледяного дождя, гололеда. Аварийно-восстановительные работы были осложнены неблагоприятными погодными явлениями, в результате которых происходили аварийные отключения в сети. В связи с большим количеством повреждений на энергообъектах, неблагоприятными погодными условиями непосредственно в период проведения аварийно-восстановительных работ, в течение которого продолжалось отключение линий электропередачи, энергоснабжение части потребителей было нарушено в течении значительного времени. В первую очередь восстановительные работы выполнялись на линиях, питающих наибольшее количество населения и социально-значимые объекты жизнеобеспечения. Рассматриваемые проводимой проверкой отключения носили внерегламентный, чрезвычайный характер, были аварийными. Сетевой организацией в указанный период проводились аварийно-восстановительные работы линиях электропередачи.
Также общество указало на то, что сетевой организацией в указанный период проводились аварийно-восстановительные работы на ВЛ-10кВ л.359-09 в д. Урицкое, Рудня, Снежье, ВЛ-0,4 кВ л.1 КТП-491 в в д. Урицкое, ВЛ-0,4 кВ л.1 КТП-347, на территории области был введен режим повышенной готовности.
Гарантирующий поставщик электрической энергии - акционерное общество "Псковэнергосбыт" (далее - АО "Псковэнергосбыт") с письмом от 06.09.2021 N 700 представил реестр потребителей с указанием информации по платежам за электроэнергию по населенным пунктам д. Урицкое, Рудня и Снежье Великолукского района, сообщил, что отключения произведены сетевой организацией ПАО "Россети Северо-Запад" в связи со стихийными природными явлениями.
Вместе с тем за согласованием более длительных относительно установленных пунктом 31(6) Правил N 861 сроков для производства ремонта объектов электросетевого хозяйства в органы Ростехнадзора общество не обращалось.
В частности, на запрос УФАС в Северо-Западное управление Ростехнадзора от 23.09.2021 N 3590/ОВ антимонопольным органом получен ответ, что сетевая организация не обращалась за согласованием производства ремонта объектов электросетевого хозяйства, расположенных в д. Урицкое, д. Рудня и д. Снежье Великолукского района Псковской области в периоды с 25.11.2020 по 18.07.2021 и с 25.06.2021 по 28.06.2021.
Ссылаясь на отсутствие вины в совершении правонарушения, общество указывает, что во время отключения электроэнергии на объектах в д. Урицкое, д. Рудня и д. Снежье Великолукского района Псковской области, согласно письму Псковского ЦГМС от 13.01.2021 N 60/02-2 в период с 00 часов 00 минут 25.12.2020 до 24 часов 00 минут 31.12.2020 на территории Псковской области наблюдались неблагоприятные метеорологические явления: налипание мокрого снега максимального диаметра до 20 мм,
Также общество ссылается на то, что в период с 00 часов 00 минут 01.01.2021 до 24 часов 00 минут 10.01.2021 на территории Псковской области наблюдались неблагоприятные и опасные метеорологические явления: неоднократное образование гололедно-изморозевого отложения максимального диаметра в северной половине области 45 мм, в южной - 63 мм, что подтверждается письмом Псковского ЦГМС от 13.01.2021 N 60/02-3.
Кроме этого, как настаивает апеллянт:
29.12.2020 в 21.10 Псковским ЦГМС объявлено предупреждение о неблагоприятном явлении - в течение суток 30 декабря по Псковской области сохраняется неблагоприятные условия, ледяной дождь, гололед, на дорогах гололедица.
19.04.2021 в 14.25 Псковским ЦГМС объявлено предупреждение о неблагоприятном явлении - с 20 апреля по северным и западным районам Псковской области, а также в Пскове ожидается высокая пожарная опасность 4 класс по региональной шкале.
26.04.2021 в 12.40 Псковским ЦГМС объявлена отмена штормового предупреждения от 19.04.2021. По Псковской области сохранится 1 класс, по юго-востоку 3 класс пожарной опасности по региональной шкале.
24.06.2021 в 21.00 Псковским ЦГМС объявлено предупреждение о неблагоприятном явлении - ночью 25 июня по области сохранятся грозы, местами ливни, при грозах местами кратковременное усиление ветра порывы 15-20 м/сек.
25.06.2021 в 08.45 Псковским ЦГМС объявлено предупреждение о неблагоприятном явлении - сегодня с периода 11-13 часов, начиная с южных районов,, по области ожидаются грозы, местами ливни. при грозах местами кратковременное усиление ветра порывы 15-20 м/сек.
25.06.2021 в 14.10 Псковским ЦГМС объявлено штормовое предупреждение.
26.06.2021 в 14.50 Псковским ЦГМС объявлено предупреждение о неблагоприятном явлении - в ближайшие 3 часа по области, преимущественно по южным районам, ожидаются грозы с кратковременным усилением ветра, порывы 15-18 м/сек.
26.06.2021 в 00.10 Псковским ЦГМС объявлено штормового предупреждения.
27.06.2021 в 13.20 Псковским ЦГМС объявлено предупреждение о неблагоприятном явлении - ближайшие 3 часа по области, преимущественно по восточным районам, ожидаются грозы с кратковременным усилением ветра, порывы 15-18 м/сек.
28.06.2021 в 08.35 Псковским ЦГМС объявлено предупреждение о неблагоприятном явлении - сегодня с периода 12-14 часов по Псковской области, преимущественно по южным районам ожидаются грозы, местами ливни, при грозах кратковременное усиление ветра порывы 15-20 м/сек.
17.07.2021 в 13.40 Псковским ЦГМС объявлено предупреждение о неблагоприятном явлении - ближайшие 3 часа по Псковской области, преимущественно по южным районам, ожидаются грозы с кратковременным усилением ветра, порывы 15-20 м/сек, местами ливни.
Кратковременные отключения электрической энергии произошли по причинам, не связанным с неблагоприятными погодными условиями и устранены в кратчайшие сроки.
При прохождении по территории Псковской области в указанные периоды неблагоприятных и опасных атмосферных фронтов произошли внерегламентные отключения электроэнергии, связанные с неблагоприятными метеорологическими явлениями в виде ледяного дождя, налипания мокрого снега на провода, шквалистого ветра, гроз, ливней и града, что вызвало обрыв провода между опорами N 163-164, сломана опора N 37, отпайка на КТП-347 Рудня, отпайка на КТП-339 Гудково, срыв изолятора.
Также в обоснование отсутствия вины в совершении правонарушения заявитель указал, что со стороны сетевой организации проведены следующие мероприятия: 24.12.2020 в 19 час 30 мин на экстренном заседании штаба Псковского филиала публичного ПАО "МРСК Северо-Запада" (протокол N 46) в целях предупреждения чрезвычайных ситуаций, своевременной ликвидации и минимизации возможных последствий нарушения электроснабжения потребителей в связи с получением прогноза об ухудшении погодных условий на территории области в виде налипания мокрого снега и необходимости принятия превентивных мер по предупреждению возможного нарушения электроснабжения на обслуживаемой территории с 20 час 00 мин 24.12.2020 введен режим повышенной готовности (далее - РПГ). В повышенную готовность приведены мобильные подразделения, оперативно-выездные и аварийно-восстановительные бригады, осуществлено укомплектование персонала необходимым инвентарем, экипировкой, оборудованием, средствами связи. Произведено уведомление подрядных организаций, с которыми заключены соглашения (договоры) о взаимодействии при предотвращении и ликвидации аварий о вводе РПГ. Обеспечена готовность резервных источников электроснабжения и первоочередное их использование на социально значимых объектах. Организован непрерывный мониторинг погодных условий. 02.01.2021 в связи с массовыми отключениями электросетевых объектов в Псковском филиале с 08.45 02.01.2021 протоколом заседания штаба Псковского филиала от 02.01.2021 N 49 введен особый режим работы (далее - ОРР). Протоколом заседания штаба Псковского филиала N 50 Особый режим работы переведен в режим повышенной готовности, а 10.01.2021 режим отменен.
Помимо этого общество сослалось на то, что 21.01.2021 в 08.30 на экстренном заседании штаба Псковского филиала ПАО "МРСК Северо-Запада" (протокол N 1) в целях предупреждения чрезвычайных ситуаций, своевременной ликвидации и минимизации возможных последствий нарушения электроснабжения потребителей в связи с получением прогноза об ухудшении погодных условий на территории области в виде налипания мокрого снега и необходимости принятия превентивных мер по предупреждению возможного нарушения электроснабжения на обслуживаемой территории с 09.00 21.01.2021 введен РПГ. В повышенную готовность приведены мобильные подразделения, оперативно-выездные и аварийно-восстановительные бригады, осуществлено укомплектование персонала необходимым инвентарем, экипировкой, оборудованием, средствами связи. Произведено уведомление подрядных организаций, с которыми заключены соглашения (договоры) о взаимодействии при предотвращении и ликвидации аварий о вводе РПГ. Обеспечена готовность резервных источников электроснабжения и первоочередное их использование на социально значимых объектах. Организован непрерывный мониторинг погодных условий. Отменен режим - 28.01.2021.
Также как указало общество, 17.02.2021 в связи с проведением мероприятий особой важности в Псковском филиале с 08.00 17.02.2021 протоколом заседания штаба Псковского филиала от 17.02.2021 N 11 введен РПГ. В повышенную готовность приведены мобильные подразделения, оперативно-выездные и аварийно-восстановительные бригады, проверить их укомплектованность инвентарем, средствами защиты, готовность оснастки, спецтехники, машин и механизмов к проведению работ, наличие и исправность средств связи, готовность к выполнению АВР в условиях РПГ. Обеспечена готовность резервных источников электроснабжения и первоочередное их использование на социально значимых объектах. Организован непрерывный мониторинг погодных условий. Отменен режим - 18.02.2021.
Также общество указало, что 18.05.2021 состоялось экстренное заседание Штаба Псковского филиала в целях предупреждения чрезвычайных ситуаций, своевременной ликвидации и минимизации возможных последствий нарушения электроснабжения потребителей в связи с получением прогноза об ухудшении погодных условий с 22.00 18.05.2021 введен РПГ. В повышенную готовность приведены мобильные подразделения, оперативно-выездные и аварийно-восстановительные бригады, осуществлено укомплектование персонала необходимым инвентарем, экипировкой (в том числе индивидуальным рационами питания), средствами защиты, готовность к оснастки, спецтехники, машин и механизмов к проведению работ, наличие и исправность средств связи, готовность к выполнению АВР в условиях РПГ. Произведено уведомление подрядных организаций, с которыми заключены соглашения (договоры) о взаимодействии при предотвращении и ликвидации аварий о вводе РПГ. Обеспечена готовность резервных источников электроснабжения и первоочередное их использование на социально значимых объектах. Организован непрерывный мониторинг погодных условий. Отменен режим - 21.05.2021.
Далее, как указало общество, 22.06.2021 состоялось экстренное заседание штаба Псковского филиала в целях предупреждения чрезвычайных ситуаций, своевременной ликвидации и минимизации возможных последствий нарушения электроснабжения потребителей в связи с получением прогноза об ухудшении погодных условий с 09.00 22.06.2021 введен РПГ. В повышенную готовность приведены мобильные подразделения, оперативно-выездные и аварийно-восстановительные бригады, осуществлено укомплектование персонала необходимым инвентарем, экипировкой (в том числе индивидуальным рационами питания), средствами защиты, сформирован дополнительный состав диспетчерского персонала, резервные ОВБ для работы ночью, готовность к оснастки, спецтехники, машин и механизмов к проведению работ, наличие и исправность средств связи, готовность к выполнению АВР в условиях РПГ. Произведено уведомление подрядных организаций, с которыми заключены соглашения (договоры) о взаимодействии при предотвращении и ликвидации аварий о вводе РПГ. Обеспечена готовность резервных источников электроснабжения и первоочередное их использование на социально значимых объектах. Организован непрерывный мониторинг погодных условий.
Протоколом заседания штаба Псковского филиала N 30 от 25.06.2021 в связи с прохождением грозового фронта и обильными осадками в виде дождя приняты к исполнению ввод Особого режима работы (далее ОРР), привлечены к проведению АВР мобильные подразделения, оперативно-выездные и аварийно-восстановительные бригады, обеспечены инвентарем, экипировкой (в том числе индивидуальными рационами питания), средствами защиты, оснасткой и всем необходимым для проведения АВР в условиях неблагоприятных погодных условий; обеспечение вторыми комплектами спецодежды, горчим питанием и медикаментами; обеспечив почасовой мониторинг погодных условий и другие. ОРР отменен 27.06.2021 и переведен в РПГ. РПГ отмене 07.07.2021.
Протоколом заседания Псковского филиала 17.07.2021 введен ОРР, привлечены к проведении. АВР мобильные подразделения, оперативно-выездные и аварийно-восстановительные бригады, обеспечены инвентарем, экипировкой (в том числе индивидуальными рационами питания), средствами защиты, оснасткой и всем необходимым для проведения АВР в условиях неблагоприятных погодных условий; обеспечение вторыми комплектами спецодежды, горячим питанием и медикаментами; обеспечив почасовой мониторинг погодных условий и другие меры. ОРР отменен 17.07.2021 и переведен в РПГ. РПГ отмене 18.07.2021.
Заявителем в подтверждение своей позиции в материалы дела представлено письмо Псковского ЦГМС от 13.01.2021 N 60/02-2, в котором содержится информация о том, что в период с 00 часов 00 минут 25.12.2020 года до 24 часов 00 минут 31.12.2020 на территории Псковской области наблюдались неблагоприятные метеорологические явления: налипание мокрого снега максимального диаметра до 20 мм, неоднократное выпадение ледяного дождя, гололед максимального диаметра до 15 мм.
Также заявителем представлены письма Псковского ЦГМС от 26.06.2021 N 60/04-305, в котором содержится информация о метеоусловиях (ливневые дожди, грозы, шквалистые ветра) в период с 18.05.2021 года по 12 районам Псковской области.
В ходе выполнения аварийно-восстановительных работ проводились необходимые переключения, выполнены ремонтные работы на повреждённых участках N 163-164, заменена сломанная опора N 37, отпайка на КТП-347 Рудня, снята ветка на ВТР-347; отпайка на КТП-339 Гудково, опора N 21, срыв изолятора; отпайка на КТП-339 Гудково, снята ветка.
Указанный объем выполненных работ подтверждается прилагаемыми выписками из оперативных журналов, а также актом выполненных работ.
В названии акта имеется указание на выполнение аварийно-восстановительных работ (АВР) на энергообъектах, от которых осуществляется энергоснабжение объектов потребителей. Содержание представленного в материалы дела акта выполненных работ указывает на осуществление сетевой организацией аварийных обходов (осмотра) линий электропередачи в условиях неблагоприятных погодных условий, снятие веток и деревьев с проводов, удаление снегоналипания с проводов, замена изоляторов, перетяжка провода, замена провода и т.п.
Таким образом, указанные акты отражают объем работ, осуществленный в рамках аварийно-восстановительных работ на спорных линейных объектах в период ноябрь 2020 года - февраль 2021 года, апрель - июль 2021 года.
Длительность сроков восстановительных работ заявитель объясняет сложными условиями их проведения, тяжелыми дорожными условиями, отсутствием устойчивой зоны покрытия мобильной связи.
Оценив указанные заявителем документы и его доводы по правилам статьи 71 АПК РФ, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что в данном случае в материалах дела отсутствуют доказательства, свидетельствующие о том, что общество приняло все возможные меры для соблюдения требований действующего законодательства и им проявлена должная степень заботливости и осмотрительности во избежание допущенного нарушения.
Как верно отмечено судом в обжалуемом решении, сам по себе аварийный характер отключения электроснабжения в спорные периоды не свидетельствует об отсутствии вины заявителя в совершении рассматриваемого правонарушения.
Достоверно установить относимость сведений о погодных условиях в целом в Псковской области к конкретным местам аварий в Великолукском районе Псковской области, повлекших отключение электроснабжения объектов в дер. д. Урицкое, Рудня и Снежье Великолукского района, не представляется возможным.
Кроме того, сами по себе причины отключения электроснабжения не обосновывают длительность проведения обществом работ по восстановления подачи электроэнергии на объекты потребителей.
Как верно отмечено судом, сама по себе ссылка общества на массовое отключение электроэнергии не свидетельствует о наличии обстоятельств, находящихся вне контроля заявителя, объективно препятствовавших соблюдению требований Правил N 861 в части восстановления подачи электроэнергии.
Ссылка апеллянта на сведения оперативного журнала общества свидетельствуют о совершении заявителем ряда действий в рамках устранения причин отключения электроснабжения, но не подтверждают ни своевременность таких действий, ни их исчерпывающий характер с целью соблюдения регламентированной продолжительности отключения электроснабжения.
Довод подателя жалобы о том, что только плановые отключения подлежат согласованию и отсутствует необходимость согласования с Ростехнадзором числа часов отключения, свыше 72 часа в год, включая срок восстановления электроснабжения при авариях, также оценен и правомерно отклонен судом первой инстанции как противоречащий положениям пункта 31(6) упомянутых Правил N 861 и основанный на ошибочном толковании названной правовой нормы.
Как верно указано судом, оснований для освобождения общества от исполнения указанной обязанности в материалах дела не усматривается. Несогласование с органом Ростехнадзора отключений электроэнергии объектов, как это предусмотрено Правилами N 861, является недопустимым, так как такие действия, влекут за собой нарушение прав третьих лиц (потребителей) на бесперебойное получение соответствующей услуги надлежащего качества в необходимом объеме.
При этом погодные условия, массовые отключения электроэнергии не могут быть признаны обстоятельствами, свидетельствующими об отсутствии вины общества в неисполнении обязанности по такому согласованию, поскольку препятствий к совершению работ и одновременному согласованию их сроков с Ростехнадзором у общества не имелось, иного в материалах дела не усматривается.
Приведенные обществом обстоятельства, в обоснование отсутствия вины в совершении административного правонарушения, фактически не опровергают виновного превышения заявителем продолжительности отключения электроснабжения объектов предприятия в течение года (72 часа в год) и неуведомления потребителей об аварийной ситуации.
Апелляционная коллегия поддерживает вывод обжалуемого решения о том, что ПАО "Россети Северо-Запад" не представило документы, подтверждающие, что нарушение обществом положений подпунктов "а", "г" пункта 15, пункта 31 (6) Правил N 861 вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, находящимися вне контроля заявителя, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалось от него в целях надлежащего исполнения обязанностей предусмотренных данными Правилами
Аналогичные выводы при оценке схожих обстоятельств содержатся в постановлениях судов апелляционной и кассационной инстанции при вынесении судебных актов по делу N А52-3239/2020 с участием этих же сторон.
Повторность совершения заявителем административного правонарушения подтверждается постановлениями управления 23.11.2020 N 060/04/9.21-658/2020, от 06.11.2020 N 060/04/9.21-635/2020, от 07.08.2020 N 060/04/9.21-465/2020 о привлечении общества к административной ответственности, предусмотренной частям 1 и 2 статьи 9.21 КоАП РФ. Законность постановления от 07.08.2020 N 060/04/9.21-465/2020 подтверждена судами апелляционной и кассационной инстанции в рамках дела N А52-3239/2020.
Таким образом, управление пришло к обоснованному выводу о наличии в деянии общества состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ.
Существенных процессуальных нарушений, являющихся основанием для отмены постановления по делу об административном правонарушении, управлением не допущено.
На дату вынесения оспариваемого постановления срок давности привлечения к ответственности, установленный статьей 4.5 КоАП РФ, не истек.
Суд первой инстанции не усмотрел исключительных оснований для применения статьи 2.9 КоАП РФ и признания совершенного обществом деяния малозначительным.
При малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием (статья 2.9 КоАП РФ).
По смыслу названной нормы оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда либо угрозой причинения вреда личности, обществу или государству.
Оценив имеющиеся доказательства, характер и степень общественной опасности совершенного обществом правонарушения, апелляционный суд соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что правонарушение, совершенное заявителем, не может быть квалифицировано как малозначительное.
При оценке назначенного обществу наказания суд первой инстанции, приняв во внимание характер и последствия административного правонарушения, степень вины общества, ведение им социально значимого вида деятельности, посчитал возможным с учетом части 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ снизить размер штрафа до 300 000 руб.
Согласно части 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.
При назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для граждан или должностных лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса (часть 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ).
Таким образом, КоАП РФ установлен предельный размер, до которого возможно снизить штраф.
Поскольку судом первой инстанции с учетом положений частей 3.2, 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ к обществу применен штраф в размере половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного санкцией части 2 статьи 9.21 КоАП РФ, правовых оснований для дополнительного уменьшения штрафа не имеется.
Мотивированных возражений относительно данного вывода суда управлением не заявлено.
Несогласие общества с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием судом первой инстанции норм КоАП РФ и законодательства, подлежащих применению в деле, не свидетельствует о том, что судом допущены существенные нарушения названного Кодекса и (или) предусмотренные им процессуальные требования, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда, а лишь выражают несогласие с ними, поэтому не могут являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
С учетом изложенного апелляционная инстанция приходит к выводу о том, что спор разрешен в соответствии с требованиями действующего законодательства, основания для отмены решения суда, а также для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Псковской области от 03 февраля 2022 года по делу N А52-6381/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу публичного акционерного общества "Россети Северо-Запад" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
А.Ю. Докшина |
Судьи |
Е.А. Алимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А52-6381/2021
Истец: ПАО "Россети Северо-Запад"
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Псковской области