город Омск |
|
12 апреля 2022 г. |
Дело N А70-218/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 апреля 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 12 апреля 2022 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Шиндлер Н.А.,
судей Котлярова Н.Е., Рыжикова О.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Усовой Ю.Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-2300/2022) Департамента потребительского рынка и туризма Тюменской области на решение на решение Арбитражного суда Тюменской области от 09.02.2022 по делу N А70-218/2022 (судья Безиков О.А.), принятое по заявлению Департамента потребительского рынка и туризма Тюменской области (ОГРН 105720072331, ИНН 7202137709, адрес: 625000, город Тюмень, улица Советская, дом 61) к обществу с ограниченной ответственностью "Океан" (ОГРН 1057200929389, ИНН 7202142498, адрес: 626063, Тюменская область, Ярковский район, село Новоалександровка, улица Школьная, дом 22, квартира 2) о привлечении к административной ответственности по части 1 статьи 14.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях на основании протокола об административном правонарушении от 11.11.2021 по делу N 346-Ю14.17/2021,
в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, о времени и месте судебного заседания извещенных надлежащим образом,
УСТАНОВИЛ:
Департамент потребительского рынка и туризма Тюменской области (далее - заявитель, Департамент, административный орган) обратился в арбитражный суд с заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Океан" (далее - заинтересованное лицо, ООО "Океан", Общество) о привлечении к административной ответственности по части 1 статьи 14.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) на основании протокола об административном правонарушении от 11.11.2021 по делу N 346-Ю14.17/2021.
Решением Арбитражного суда Тюменской области от 09.02.2022 по делу N А70-218/2022 в удовлетворении заявленного административным органом требования отказано.
Суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии события административного правонарушения, что повлекло отказ в удовлетворении требований административного органа.
Не согласившись с принятым судебным актом, Департамент обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований заявителя в полном объеме.
Обосновывая апелляционную жалобу, ее податель указывает, что договор аренды нежилого помещения от 25.11.2011 (зарегистрирован 01.12.2011) заключен на 3 года (то есть до 25.11.2014), с учетом дополнительного соглашения от 13.11.2014 (зарегистрировано 21.11.2014) договор пролонгирован с 25.11.2014 по 24.11.2019. Представленный в ходе проверки новый договор аренды нежилого помещения от 25.11.2019 сроком на 5 лет зарегистрирован 03.12.2019, соответственно, начал действовать с 03.12.2019.
Департамент считает, что Обществом не представлены документы подтверждающие право собственности, хозяйственного ведения, оперативного управления или аренды, срок которой определен договором и составляет один год и более, на нежилое строение, расположенное по адресу: Тюменская область, Ярковский район, с. Новокаишкуль, ул. Южная, д. 19А, в период с 25.11.2019 по 03.12.2019, следовательно, Общество осуществляло оборот алкогольной продукции на указанном обособленном подразделении без документов, подтверждающих право пользования (владения) торговыми и складскими помещениями, используемых при осуществлении лицензируемого вида деятельности, что является нарушением лицензионных требований, установленных пунктом 10 статьи 16 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (далее - Федеральный закон N 171-ФЗ). Федеральным законом N 171-ФЗ не предусмотрена возможность предоставления лицензии на розничную продажу алкогольной продукции ее соискателю (равно как и продления срока действия лицензии по заявлению лицензиата) при наличии договора аренды, заключенного на неопределенный срок.
ООО "Океан" представило отзыв на жалобу.
Надлежащим образом уведомленные о месте и времени рассмотрения дела в порядке апелляционного производства лица, участвующие в деле, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, ходатайства об его отложении не заявили, в связи с чем, апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие данных лиц в порядке части 3 статьи 156, части 1 статьи 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) по имеющимся в деле доказательствам.
Рассмотрев материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, отзыв на жалобу, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
Как следует из материалов дела, ООО "Океан" имеет лицензию от 17.10.2006 N 72РПА0000408 сроком действия по 16.10.2021 на осуществление деятельности по розничной продаже алкогольной продукции в магазине по адресу: Тюменская область, Ярковский район, с. Новокаишкуль, ул. Южная, д. 19А.
25.11.2021 между Смирновой Е.А. и ООО "Океан" был заключён договор аренды нежилого помещения, расположенного по адресу: Тюменская область, Ярковский район, с. Новокаишкуль, ул. Южная, д. 19А, который прошел государственную регистрацию 01.12.2011 (регистрационный N 72-72-22/014/2011-053).
13.11.2014 между Смирновой Е.А. и ООО "Океан" заключено дополнительное соглашение о пролонгации договора аренды с 25.11.2014 по 24.11.2019, которое зарегистрированное 21.11.2014 за номером 72-72-12/012/2014-107.
21.09.2021 Общество обратилось с заявлением о продлении срока действия лицензии, в ходе проверки представило Департаменту договор от 25.11.2019 аренды нежилого строения, расположенного по адресу: Тюменская область, Ярковский район, с. Новокаишкуль, ул. Южная, д. 19А, заключенный со Смирновой Е.А. сроком на 5 лет. Договор прошел государственную регистрацию 03.12.2019 (регистрационный N 72:22:0704001:477-72/053/2019-3).
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости (далее - ЕГРН) об объекте недвижимости, срок, на который установлено ограничение прав и обременение объекта недвижимости: с 03.12.2019 на 5 лет.
В связи с указанным Департамент пришел к выводу о том, что Обществом не представлены документы подтверждающие право собственности, хозяйственного ведения, оперативного управления или аренды, срок которой определен договором и составляет один год и более, на нежилое помещение, расположенное по адресу: Тюменская область, Ярковский район, с. Новокаишкуль, ул. Южная, д. 19А, в период с 25.11.2019 по 03.12.2019, следовательно, Общество осуществляло оборот алкогольной продукции на указанном обособленном подразделении без документов, подтверждающих право пользования (владения) торговыми и складскими помещениями, используемых при осуществлении лицензируемого вида деятельности, что является нарушением лицензионных требований, установленных пунктом 10 статьи 16 Федерального закона N 171-ФЗ.
Результаты проверки оформлены актом от 13.10.2021 N 497.
По факту выявленного нарушения специалистом Департамента в отношении Общества, 11.11.2021, в присутствие законного представителя Общества, составлен протокол N 346-Ю14.17/2021 об административном правонарушении по признакам состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.17 КоАП РФ.
На основании статьи 23.1 КоАП РФ и части 2 статьи 202 АПК РФ административный орган обратился в арбитражный суд с заявлением о привлечении Общества к административной ответственности.
09.02.2022 Арбитражным судом Тюменской области принято решение, которое обжаловано административным органом в апелляционном порядке.
Суд апелляционной инстанции, проверив в порядке статей 266, 268 АПК РФ законность и обоснованность решения суда первой инстанции, не находит оснований для его отмены, а доводы апелляционной жалобы не принимает как необоснованные, исходя из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 14.17 КоАП РФ производство или оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции с нарушением лицензионных требований, предусмотренных законодательством о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от ста тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей с конфискацией продукции, оборудования, сырья, полуфабрикатов, транспортных средств или иных предметов, использованных для производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, либо без таковой.
Объективную сторону данного правонарушения образует, в том числе, оборот алкогольной и спиртосодержащей продукции с нарушением лицензионных требований, предусмотренных законодательством о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Согласно статье 3 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" под лицензией понимается специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности), которое подтверждается записью в реестре лицензий; лицензионные требования - лицензионные требования - совокупность требований, которые установлены положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, основаны на соответствующих требованиях законодательства Российской Федерации и направлены на обеспечение достижения целей лицензирования.
Таким образом, на лицензиате лежит обязанность по выполнению лицензионных требований и условий, представляющих собой совокупность установленных положениями о лицензировании конкретных видов деятельности требований и условий, выполнение которых лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности.
В силу статьи 1 Федерального закона N 171-ФЗ настоящий Федеральный закон устанавливает правовые основы производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и ограничения потребления (распития) алкогольной продукции в Российской Федерации.
В соответствии с частью 2 статьи 18 Федерального закона N 171-ФЗ розничная продажа алкогольной продукции подлежит лицензированию.
В силу абзаца первого пункта 10 статьи 16 Федерального закона N 171-ФЗ организации, осуществляющие розничную продажу алкогольной продукции (за исключением пива, пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи) в городских населенных пунктах, должны иметь для таких целей в собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении или в аренде, срок которой определен договором и составляет один год и более, стационарные торговые объекты и складские помещения общей площадью не менее 50 квадратных метров по каждому месту нахождения обособленного подразделения, в котором осуществляется розничная продажа алкогольной продукции.
Согласно части 3 статьи 26 Федерального закона N 171-ФЗ юридические лица, должностные лица и граждане, нарушающие требования настоящего Федерального закона, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, ООО "Океан" выдана лицензия от 17.10.2006 N 72РПА0000408 сроком действия по 16.10.2021 на осуществление деятельности по розничной продаже алкогольной продукции в магазине по адресу: Тюменская область, Ярковский район, с. Новокаишкуль, ул. Южная, д. 19А.
Из лицензионного дела Общества следует, что ранее 25.11.2021 между Смирновой Е.А. и ООО "Океан" был заключён договор аренды нежилого помещения, расположенного по адресу: Тюменская область, Ярковский район, с. Новокаишкуль, ул. Южная, д. 19А, который прошел государственную регистрацию 01.12.2011 (регистрационный N 72-72-22/014/2011-053).
Кроме того, 13.11.2014 между Смирновой Е.А. и ООО "Океан" заключено дополнительное соглашение о пролонгации договора аренды с 25.11.2014 по 24.11.2019, которое зарегистрированное 21.11.2014 за номером 72-72-12/012/2014-107.
Соответственно, срок действия договора аренды от 13.11.2014 истекал 24.11.2019.
В ходе проверки Обществом Департаменту был представлен новый договор аренды от 25.11.2019, заключенный со Смирновой Е.А. сроком на 5 лет, прошедший государственную регистрацию 03.12.2019 (регистрационный N 72:22:0704001:477-72/053/2019-3) в отношении того же нежилого помещения.
Согласно выписке из ЕГРН об объекте недвижимости, срок, на который установлено ограничение прав и обременение объекта недвижимости: с 03.12.2019 на 5 лет.
Принимая во внимание даты регистрации договоров аренды, Департамент пришел к выводу о том, что Обществом в период с 25.11.2019 по 03.12.2019 были нарушены положения пункта 10 статьи 16 Федерального закона N 171-ФЗ, так как в указанный период действующий договор аренды, зарегистрированный в установленном порядке, с определенным сроком (на срок год и более) у Общества отсутствовал.
Суд апелляционной инстанции рассматривает позицию Департамента в качестве ошибочной, сделанной без учета следующего.
Действительно, в силу пункта 10 статьи 16 Федерального закона N 171-ФЗ организации, осуществляющие розничную продажу алкогольной продукции должны иметь для таких целей в собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении или в аренде, срок которой определен договором.
Однако, в соответствии с пунктом 2 статьи 621 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) если арендатор продолжает пользоваться имуществом после истечения срока договора при отсутствии возражений со стороны арендодателя, договор считается возобновленным на тех же условиях на неопределенный срок (статья 610 ГК РФ).
В материалы дела не представлены доказательства, свидетельствующие о расторжении договора аренды от 25.11.2011, прекращении обременения по истечении срока действия договора аренды.
Департаментом не опровергнуты доводы Общества о том, что вплоть до заключения договора аренды от 25.11.2019 Общество продолжало пользоваться арендованным помещением, что свидетельствует о возобновлении действия договора аренды от 25.11.2011 на тех же условиях на неопределенный срок.
Таким образом, до заключения договора аренды 25.11.2019 и регистрации его в Управлении Росреестра по Тюменской области договор аренды от 25.11.2011 (с дополнительным соглашением от 13.11.2014) являлся действующим.
Доводы Департамента о том, что Федеральным законом N 171-ФЗ не предусмотрена возможность предоставления лицензии на розничную продажу алкогольной продукции ее соискателю (равно как и продления срока действия лицензии по заявлению лицензиата) при наличии договора аренды, заключенного на неопределенный срок, отклоняются судом апелляционной инстанции, поскольку с момента регистрации договора аренды от 25.11.2019 (дата регистрации 03.12.2019) договор от 25.11.2011, возобновленный на неопределенный срок, фактически перестает быть таковым, поскольку его действие было прекращено новым договором аренды.
На момент составления акта проверки от 13.10.2021 N 497, равно как и на момент составления протокола об административном правонарушении от 11.11.2021 N 346-Ю14.17/2021, Общество обладало действующим договором аренды от 25.11.2019, зарегистрированным в установленном порядке 03.12.2019 на определенный срок (на 5 лет).
Суд апелляционной инстанции отмечает, что событие административного правонарушения, как оно сформулировано в протоколе от 11.11.2021 N 346-Ю14.17/2021 (оборот алкогольной продукции на обособленном подразделении без документов, подтверждающих право пользования (владения) торговыми и складскими помещениями, используемыми при осуществлении лицензируемого вида деятельности), отсутствует.
Обстоятельства вменяемого Обществу правонарушения суд апелляционной инстанции считает неустановленными.
Кроме того, соответствии с частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции не может быть вынесено по истечении одного года со дня совершения такого административного правонарушения.
Как разъяснено в пункте 14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" невыполнение предусмотренной названными правовыми актами обязанности к установленному сроку свидетельствует о том, что административное правонарушение не является длящимся. Срок давности привлечения к административной ответственности за правонарушение, в отношении которого предусмотренная правовым актом обязанность не была выполнена к определенному сроку, начинает течь с момента наступления указанного срока.
Поскольку в рассматриваемом случае Обществу вменяется нарушение конкретного лицензионного условия осуществления деятельности по розничной продаже алкогольной продукции - отсутствие надлежащего договора аренды с определенным сроком (на год и более), а вменяемый период нарушения определен административным органом с 25.11.2019 по 03.12.2019, то основания для квалификации рассматриваемого правонарушения в качестве длящегося отсутствуют.
Следовательно, срок давности привлечения к административной ответственности за правонарушение, вменяемое в вину Обществу, истекает 03.12.2020, то есть пропущен на момент рассмотрения дела как в суде первой, так и в суде апелляционной инстанции.
В соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ истечение сроков давности привлечения к административной ответственности является основанием для прекращения начатого производства по делу об административном правонарушении.
В пункте 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.01.2003 N 2 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" также разъяснено, что сроки давности привлечения к административной ответственности не подлежат восстановлению и в случае их пропуска суд принимает решение об отказе в удовлетворении требований административного органа о привлечении к административной ответственности.
Учитывая изложенное, арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что отказав в удовлетворении требований административного органа, суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение.
Нормы материального права судом первой инстанции при разрешении спора были применены правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебного акта, суд апелляционной инстанции не установил.
Следовательно, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда не имеется, а потому апелляционная жалоба заявителя удовлетворению не подлежит.
Судебные расходы по апелляционной жалобе не распределяются, поскольку в соответствии с частью 4 статьи 208 АПК РФ заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
При изготовлении постановления в полном объеме судом апелляционной инстанции обнаружена техническая ошибка (опечатка), допущенная в резолютивной части постановления, объявленной 07.04.2022, которая выразилась в неверном указании регистрационного номера апелляционной жалобы, а именно - вместо "регистрационный номер 08АП-2300/2022" ошибочно указано "регистрационный номер 08АП-2307/2022".
По правилам части 3 статьи 179 АПК РФ арбитражный суд, принявший решение, по своей инициативе вправе исправить допущенные в решении описки, опечатки и арифметические ошибки без изменения его содержания.
Учитывая, что исправление опечатки не затрагивает существа судебного акта, суд считает необходимым исправить допущенную опечатку.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
апелляционную жалобу Департамента потребительского рынка и туризма Тюменской области оставить без удовлетворения, решение Арбитражного суда Тюменской области от 09.02.2022 по делу N А70-218/2022 - без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Н.А. Шиндлер |
Судьи |
Н.Е. Котляров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А70-218/2022
Истец: ДЕПАРТАМЕНТ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО РЫНКА И ТУРИЗМА ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
Ответчик: ООО "Океан"