город Ростов-на-Дону |
|
12 апреля 2022 г. |
дело N А53-23705/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 апреля 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 12 апреля 2022 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Соловьевой М.В.,
судей Глазуновой И.Н., Ефимовой О.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания
Каменцевой Ю.В.,
при участии:
от ООО "Колхоз имени 19 Партсъезда": представитель Колодяжный И.Е. по доверенности от 05.04.2022, паспорт;
от Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Ростовской области: представитель Шарин А.С. по доверенности от 04.01.2022, удостоверение,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Колхоз имени 19 Партсъезда"
на решение Арбитражного суда Ростовской области
от 26.01.2022 по делу N А53-23705/2021
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Колхоз имени 19 Партсъезда" (ИНН 3458003023, ОГРН 1193443016271)
к Главному управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Ростовской области, Государственной инспекции безопасности дорожного движения Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Ростовской области, Межрайонному регистрационно-экзаменационному отделу
об оспаривании действий по прекращению государственного учета транспортных средств; об обязании возобновить государственный учет автомобилей,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Колхоз имени 19 Партсъезда" (далее - заявитель, ООО "Колхоз имени 19 Партсъезда", общество) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением к Главному управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Ростовской области (далее - ГУ МВД РФ по РО) о признании незаконными действий МРЭО ГИБДД ГУ МВД России по Ростовской области, связанных с прекращением государственного учета транспортных средств ООО "Колхоз имени 19 Партсъезда",
* ЗИЛ 133 ГЯ, 1994 года выпуска, шасси N 123470, двигатель N 259324, государственный регистрационный номер М245АВ134;
* ЗИЛ 133 ГЯ, 1988 года выпуска, шасси N 123417, двигатель N 249788, государственный регистрационный номер М220АВ134;
- ЗИЛ 133 Г40, 1994 года выпуска, шасси N R0145522, двигатель N 013881, государственный регистрационный номер М278АУ134;
* ЗИЛ 133 ГЯ, 1988 года выпуска, шасси N 122894, двигатель N 208705, государственный регистрационный номер М030ВХ134;
* ЗИЛ 133 ГЯ, 1988 года выпуска, шасси N 120953, двигатель N 176315, государственный регистрационный номер М987ЕА134
и обязании МРЭО ГИБДД ГУ МВД России по Ростовской области возобновить государственный учет автомобилей.
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 26.01.2022 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, общество с ограниченной ответственностью "Колхоз имени 19 Партсъезда" обратилось в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить.
В апелляционной жалобе общество ссылается на нарушение заинтересованным лицом статьи 18 Федерального закона N 283-ФЗ, пунктов 3, 50 Приказа N399, а именно: аннулирование регистрации транспортных средств в отсутствие законных оснований прекращения государственного учета и отсутствие решения главного государственного инспектора безопасности дорожного движения по субъекту Российской Федерации (его заместителей) или начальника Центра специального назначения безопасности дорожного движения МВД России (его заместителей) (п. 50 Приказа N399). Общество указывает, что ходатайство о восстановлении пропущенного процессуального срока, установленного частью 4 статьи 198 АПК РФ, обществом с ограниченной ответственностью "Колхоз имени 19 Партсъезда" не заявлялось, поскольку трехмесячный срок для обращения с заявлением в арбитражный суд пропущен не был.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд рассматривает апелляционную жалобу в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании представитель ООО "Колхоз имени 19 Партсъезда" доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме, просил решение суда первой инстанции отменить. Представитель Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Ростовской области возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, просил обжалуемое решение суда оставить без изменения.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, в 2020 году ООО "Колхоз имени 19 Партсъезда" по договорам купли-продажи N 20/ТС от 19.11.2020, N 19/ТС от 19.11.2020, N17/ТС от 19.03.2020, N3/ТС от 15.01.2020, N1/ТС от 09.01.2020 приобрел транспортные средства, являющиеся высвобождаемым военным имуществом, в количестве пяти единиц:
* ЗИЛ 133 ГЯ, 1994 года выпуска, шасси N 123470, двигатель N 259324, государственный регистрационный номер М245АВ134;
* ЗИЛ 133 ГЯ, 1988 года выпуска, шасси N 123417, двигатель N 249788, государственный регистрационный номер М220АВ134;
- ЗИЛ 133 Г40, 1994 года выпуска, шасси N R0145522, двигатель N 013881, государственный регистрационный номер М278АУ134;
* ЗИЛ 133 ГЯ, 1988 года выпуска, шасси N 122894, двигатель N 208705, государственный регистрационный номер М030ВХ134;
* ЗИЛ 133 ГЯ, 1988 года выпуска, шасси N 120953, двигатель N 176315, государственный регистрационный номер М987ЕА134.
Согласно пункту 1.3 договоров купли-продажи транспортных средств N 20/ТС от 19.11.2020, N 19/ТС от 19.11.2020, N17/ТС от 19.03.2020, N3/ТС от 15.01.2020, N1/ТС от 09.01.2020 транспортные средства продавались без паспортов транспортных средств.
Данные транспортные средства ранее находились на ответственном хранении на Базе N 57 и реализовывались из мобилизационного резерва Министерства обороны.
Согласно примечанию к приемо-сдаточному акту (формуляру) N 219358 завода изготовителя Московского автомобильного завода имени И.А. Лихачева, данный акт является основанием для регистрации автомобиля в ГАИ. ПТС на транспортные средства, передаваемые в государственный мобилизационный резерв, заводом-изготовителем не оформлялись.
ООО "Колхоз имени 19 Партсъезда" в феврале, апреле и декабре 2020 года обратилось в регистрационное подразделение N 1160969 отделения N 2 МРЭО ГИБДД ГУ МВД России по Ростовской области с заявлениями о постановке транспортных средств на государственный учет с выдачей документа, идентифицирующего транспортное средство (ПТС).
К заявлениям о постановке на государственный учет по каждому транспортному средству обществом были приложены подлинники либо заверенные копии всех имеющихся в распоряжении документов.
По результатам рассмотрения заявлений сотрудниками МРЭО ГИБДД ГУ МВД России по Ростовской области была осуществлена государственная регистрация автомобилей ООО "Колхоз имени 19 Партсъезда" с выдачей паспортов транспортных средств:
* 61 РМ 355823 от 21.02.2020 на автомобиль ЗИЛ 133 ГЯ, 1988 года выпуска, шасси N 123417, двигатель N 249788;
* 61 РМ 355822 от 21.02.2020 на автомобиль ЗИЛ 133 ГЯ, 1994 года выпуска, шасси N 123470, двигатель N 259324;
* 61 РМ 355877 от 09.04.2020 на автомобиль ЗИЛ 133 Г40, 1994 года выпуска, шасси N R0145522, двигатель N 013881;
* 61 РН 783778 от 09.12.2020 на автомобиль ЗИЛ 133 ГЯ, 1988 года выпуска, шасси N 120953, двигатель N 176315;
- 61 РН 783779 от 09.12.2020 на автомобиль ЗИЛ 133 ГЯ, 1988 года выпуска, шасси N 122894, двигатель N 208705.
В мае 2020 года после согласования с органами МРЭО ГИБДД на двух автомобилях была установлена самосвальная бортовая платформа, в связи с чем, сотрудниками подразделения ГИБДД N 1160969 в паспорта транспортных средств внесены соответствующие записи и выданы новые свидетельства о регистрации транспортного средства серии 99 20 номер 229619 от 26.05.2020, серии 99 20 номер 229621 от 26.05.2020.
Транспортные средства, по пояснению представителя заявителя, использовались обществом на внутрихозяйственных работах, в основном во время уборки урожая для подвоза зерна от комбайнов к ангарам хранения, расположенным в хуторе Волоцкий.
04.03.2021 ООО "Колхоз имени 19 Партсъезда" получило письмо от 20.02.2021 N 5350 за подписью начальника МРЭО ГИБДД ГУ МВД России по Ростовской области Рындина И.В. о прекращении государственного учета транспортных средств в связи с непредставлением документов, необходимых для совершения регистрационных действий.
Правовым основанием для прекращения государственного учета вышеуказанных транспортных средств указан пункт 4 части 5 статьи 20 Федерального закона от 03.08.2018 N 283-ФЗ "О государственной регистрации транспортных средств в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N283-ФЗ).
20.05.2021 заявителем был получен ответ на запрос за подписью начальника отделения N 2 МРЭО ГИБДД Нестеренко Ю.В., о том, что государственная регистрация транспортных средств произведена сотрудниками регистрационного подразделения ГИБДД N 1160969 в нарушение пункта 4 части 5 статьи 20 Федерального закона N 283-ФЗ без предоставления собственником автомобилей паспортов транспортных средств.
Не согласившись с действиями Межрайонного регистрационно-экзаменационного отдела Государственной инспекции безопасности дорожного движения Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Ростовской области по прекращению государственного учета транспортных средств ЗИЛ 133 ГЯ, 1988 года выпуска, ЗИЛ 133 ГЯ, 1994 года выпуска, ЗИЛ 133 Г40, 1994 года выпуска, ЗИЛ 133 ГЯ, 1988 года выпуска, ЗИЛ 133 ГЯ, 1988 года выпуска, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
По смыслу части 1 статьи 198, части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания ненормативного акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие ненормативного правового акта, решений, действий (бездействия) закону и нарушение актом, решениями, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя.
Правовые и организационные основы, цели государственной регистрации транспортных средств, права и обязанности участников отношений, возникающих в связи с государственной регистрацией транспортных средств, урегулированы Федеральным законом N 283-ФЗ.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона N 283-ФЗ государственная регистрация транспортных средств осуществляется в целях государственного учета транспортных средств и обеспечения исполнения законодательства Российской Федерации, регулирующего отношения, возникающие в связи с эксплуатацией транспортных средств, а также законодательства Российской Федерации, регулирующего иные отношения.
Согласно статье 10 Федерального закона N 283-ФЗ регистрационное действие - действие регистрационного подразделения по установлению или изменению регистрационных данных транспортного средства, замене документов, идентифицирующих транспортное средство.
Регистрационные действия совершаются регистрационными подразделениями в срок, установленный административным регламентом предоставления государственной услуги по регистрации транспортных средств, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.
Регистрационные действия совершаются по обращению владельца транспортного средства или его представителя, а в установленных настоящим Федеральным законом случаях - по инициативе регистрационного подразделения.
К регистрационным действиям, в том числе, согласно пункту 7 части 4 статьи 10 Федерального закона N 283-ФЗ относится оформление документа, идентифицирующего транспортное средство, взамен утраченного, пришедшего в негодность или устаревшего.
В соответствии с пунктом 63 Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации предоставления государственной услуги по регистрации транспортных средств, утвержденного Приказом МВД России от 21.12.2019 N 950 (далее - Административный регламент) основанием для начала административной процедуры по приему заявления и иных документов, необходимых для предоставления государственной услуги, является обращение заявителя в регистрационное подразделение с заявлением и документами, предусмотренными пунктом 27 Административного регламента.
Согласно пункту 27.3 Административного регламента, для получения государственной услуги заявители предоставляют документы, идентифицирующие транспортное средство, а именно паспорт транспортного средства. Для осуществления регистрационных действий в отношении транспортных средств, состоящих на государственном учете, предоставляются также регистрационные документы.
Представление документов, идентифицирующих транспортное средство, не требуется лишь в случае оформления этих документов взамен утраченных.
В соответствии с пунктом 67 Административного регламента, в ходе выполнения административной процедуры по приему заявления и иных документов, необходимых для предоставления государственной услуги, должностным лицом должна осуществляться проверка подлинности, полноты и правильности оформления предоставленных документов.
Согласно пункту 92.8 Административного регламента, основанием для отказа в совершении регистрационных действий является непредставление документов, необходимых для совершения регистрационных действий.
Для регистрации транспортного средства в случае утраты ПТС либо его отсутствия требуется обратиться в уполномоченный орган за выдачей дубликата ПТС.
Согласно пункту 6 части 1 статьи 18 Федерального закона N 283-ФЗ государственный учет транспортного средства прекращается, если постановка транспортного средства на государственный учет осуществлена на основании документов, признанных впоследствии поддельными (подложными) либо недействительными, а также при выявлении оснований, указанных в части 1 статьи 20 настоящего Федерального закона.
В силу части 1 статьи 20 Федерального закона N 283-ФЗ к основаниям, запрещающим совершение регистрационных действий, относятся, в том числе, невозможность идентификации транспортного средства.
Согласно пункту 131 Административного регламента прекращение государственного учета транспортного средства осуществляется в соответствии со статьей 18 Федерального закона N 283-ФЗ, в порядке, установленном пунктами 55 - 61 Правил N 1764.
Пунктом 59 Правил N 1764 предусмотрено прекращение государственного учета транспортного средства в случае, если постановка транспортного средства на государственный учет осуществлена, при наличии обстоятельств, предусмотренных пунктом 6 части 1 статьи 18 Федерального закона "О государственной регистрации транспортных средств в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", осуществляется регистрационным подразделением на основании решения главного государственного инспектора безопасности дорожного движения по субъекту Российской Федерации (его заместителей) или начальника Центра специального назначения в области обеспечения безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации (его заместителей).
В соответствии с пунктом 135 Административного регламента прекращение государственного учета транспортного средства в соответствии с пунктом 59 Правил осуществляется регистрационным подразделением на основании решения главного государственного инспектора безопасности дорожного движения по субъекту Российской Федерации (его заместителей), начальника Центра специального назначения безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации. При этом, выполняются административные процедуры, предусмотренные подпунктом 61.7 пункта 61 Административного регламента.
Судом первой инстанции установлено, что 27.01.2021 в ходе проверки МРЭО ГИБДД ГУ МВД России по Ростовской области документов, послуживших основанием к проведению регистрационных действий по заявлениям Карагичева В.А., являющегося представителем ООО "КОЛХОЗ имени 19 Партсъезда", N 50863290 от 21.02.2020, N 50861374 от 21.02.2020, N 52568878 от 09.04.2020, N 61539052 от 09.12.2020, N 61539635 от 09.12.2020 о регистрации транспортных средств, являющихся высвобождаемым военным имуществом, выявлены нарушения нормативно-правовых актов, регламентирующих регистрационную деятельность Госавтоинспекции, допущенные сотрудниками отделения N 2 (дислокация г. Каменск-Шахтинский) МРЭО ГИБДД ГУ МВД России по Ростовской области.
В соответствии с информацией ФИС ГИБДД-М, транспортные средства в органах Госавтоинспекции не регистрировались, обществом необходимые документы, идентифицирующие транспортные средства - паспорта транспортных средств, не представлены.
Заключением служебной проверки от 15.02.2021 государственный учет вышеуказанных транспортных средств:
- ЗИЛ 133 ГЯ, 1994 года выпуска, шасси N 123470, двигатель N 259324, государственный регистрационный номер М245АВ134;
- ЗИЛ 133 ГЯ 1988 года выпуска, шасси N 123417, двигатель N 249788, государственный регистрационный номер М220АВ134;
- ЗИЛ 133 Г40, 1994 года выпуска, шасси N R0145522, двигатель N 013881, государственный регистрационный номер М278АУ134;
- ЗИЛ 133 ГЯ, 1988 года выпуска, шасси N 122894, двигатель N 208705, государственный регистрационный номер М030ВХ134;
- ЗИЛ 133 ГЯ, 1988 года выпуска, шасси N 120953, двигатель N 176315, государственный регистрационный номер М 987ЕА134 признан недействительным в виду отсутствия документов, идентифицирующих транспортные средства, и был прекращен.
В материалы дела была представлена копия приема -сдаточного акта ПО ЗИЛ, из которого следует, что указанный акт выдан для получения в ГАИ технического паспорта (л.д.103 т.2). При приобретении вышеназванных автомобилей общество не получило документов, идентифицирующих транспортные средства.
Апелляционной коллегией не принимаются доводы общества об отсутствии решения в обоснование снятия с государственного регистрационного учета транспортных средств, предусмотренного пунктом 135 Административного регламента, поскольку заключение служебной проверки от 13.02.2021, утвержденное начальником ГУ МВД России по Ростовской области генерал-лейтенантом полиции О.П. Агарковым 15.02.2021,что фактически является таким решением.
Таким образом, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу об обоснованности отказа МРЭО ГИБДД ГУ МВД России по Ростовской области в осуществлении действий по прекращению государственного учета транспортных средств.
В силу положения части 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, заявление о признании ненормативных правовых актов недействительными, а решений и действий (бездействия) - незаконными может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом.
Апелляционной коллегией не принимается довод общества о том, что о нарушении прав и законны интересов стало известно 20.05.2021, когда получен ответ начальника отделения N 2 МРЭО ГИБДД Нестеренко Ю.В. N ЗО/Р/1-12246 от 21.04.2021 на запрос от 09.03.2021.
Как следует из материалов дела, заявителем получено письмо МРЭО ГИБДД ГУ МВД России по Ростовской области от 20.02.2021 N 5350 о прекращении государственного учета вышеуказанных транспортных средств в соответствии с пунктом 4 части 5 статьи 20 Федерального закона N 283-ФЗ и о необходимости предоставления паспортов транспортных средств, свидетельств о регистрации транспортных средств и государственных регистрационных знаков на вышеуказанные транспортные средства. Письмом от 04.03.2021 N 41 общество обратилось к начальнику МРЭО ГИБДД ГУ МВД России о Ростовской области Рындину И.В, из которого следует, что письмо от 20.02.2021 N 5350 было получено 04.03.2021.
Вместе с тем с заявлением о признании незаконными действий МРЭО ГИБДД ГУ МВД России по Ростовской области, связанных с прекращением государственного учета транспортных средств, заявитель обратился только 15.07.2021.
Апелляционная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что ООО "Колхоз имени 19 Партсъезда" заявило указанное требование с нарушением срока, установленного частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, что является самостоятельным основанием к отказу в удовлетворении требований. С ходатайством о восстановлении пропущенного процессуального срока заявитель не обращался.
Согласно части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Оценив по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все представленные в дело доказательства, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что являются законными действия МРЭО ГИБДД ГУ МВД России по Ростовской области по прекращению государственного учета транспортных средств ООО "Колхоз имени 19 Партсъезда", отказал в удовлетворении заявленных требований.
Суд апелляционной инстанции не принимает доводы, изложенные в апелляционной жалобе, как основанные на неверном толковании норм таможенного законодательства и не соответствующие фактическим обстоятельствам дела, установленным судом.
Решение суда от 26.01.2022 является законным и обоснованным, основания для его отмены и удовлетворения апелляционной жалобы судом апелляционной инстанции не установлены.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 26.01.2022 по делу N А53-23705/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в течение двух месяцев с даты его вступления в законную силу (даты изготовления в полном объёме), через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
М.В. Соловьева |
Судьи |
И.Н. Глазунова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А53-23705/2021
Истец: Колхоз им. 19 партсъезда, ООО "Колхоз имени 19 Партсъезда"
Ответчик: Главное управление МВД России по Ростовской области, ГУ МРЭО ГИБДД МВД России по РО, ГУ МРЭО ГИБДД МВД России по Ростовской области
Третье лицо: Государственная инспекция безопасности дорожного движения УВД по Ростову-на-Дону