г. Санкт-Петербург |
|
12 апреля 2022 г. |
Дело N А42-8572/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 апреля 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 12 апреля 2022 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Слоневской А.Ю.,
судей Мельниковой Н.А., Савиной Е.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Крючковой И.В.,
при участии:
от истца: Арнаускайте Д.П. по доверенности от 01.01.2022 (посредством онлайн заседания);
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-4041/2022) общества с ограниченной ответственностью "Жилищное управление "Заполярье" на решение Арбитражного суда Мурманской области от 29.12.2021 по делу N А42-8572/2020, принятое
по иску акционерного общества "Мурманская ТЭЦ"
к обществу с ограниченной ответственностью "Жилищное управление "Заполярье"
о взыскании,
третье лицо: общество с ограниченной ответственностью "Единый расчетный центр",
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Мурманская ТЭЦ" (ОГРН 1055100064524, НН 5190141373; Мурманская область, г.Мурманск, ул.Шмидта, д.14; далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с исковым заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к обществу с ограниченной ответственностью "Жилищное управление "Заполярье" (ОГРН 1125190006644, ИНН 5190007240; Мурманск, ул.Новое Плато, д 2, корп.А; далее - Управление) о взыскании задолженности по оплате тепловой энергии по договору теплоснабжения от 01.05.2013 N 3124 за период с июня 2019 года по август 2019 года и с ноября 2019 года по май 2020 года по договору теплоснабжения в сумме 4 828 334 руб. 12 коп.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "Единый расчетный центр" (ОГРН 1125190009120, ИНН 5190008195; Мурманск, ул.Свердлова, д.40, корп.3; далее - Расчетный центр).
Решением суда от 29.12.2021 исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с решением суда от 29.12.2021, Управление обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение, принять новый судебный акт, отказать в удовлетворении иска, ссылаясь на то, что в соглашении от 09.12.2015 не содержится указаний на какие-либо ограничения в части размера, либо периода передаваемых прав в части доначислений, образованных в результате корректировки и по уплате долга, образованных в результате указанных доначислений. Податель жалобы указывает на то, что одновременное включение размера корректировки платы за отопление нежилых помещений в квитанции за "содержание и ремонт жилья" в строке "общедомовые нужды", и не исключение данной суммы из корректировки, произведенной Обществом, может привести к взиманию с жильцом двойной платы при выставлении суммы корректировки.
В отзыве Общество просит оставить обжалуемый судебный акт без изменения.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству, о времени и месте судебного заседания размещена в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
В судебном заседании представитель истца возражает против удовлетворения жалобы.
Ответчик, надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, что в силу статьи 156 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения дела в отсутствие представителя.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, Общество (энергоснабжающая организация) и Управление (абонент) 01.05.2013 заключили договор теплоснабжения N 3124 (далее - договор), согласно которому энергоснабжающая организация обязуется поставить абоненту тепловую энергию надлежащего качества, а абонент обязан оплатить поставленную тепловую энергию, а также соблюдать предусмотренный настоящим договором режим потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении тепловых сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением тепловой энергии.
Приложением N 6 к договору стороны согласовали объекты теплоснабжения и их характеристики.
Стоимость тепловой энергии рассчитывается по тарифам, установленным уполномоченным органом в области государственного регулирования тарифов - Управлением по тарифному регулированию Мурманской области. Расчетный период равен одному календарному месяцу. Энергоснабжающая организация ежемесячно в срок до 10-го числа месяца, следующего за расчетным, выставляет абоненту счет, счет-фактуру для окончательной оплаты поставленной тепловой энергии за расчетный период. Окончательный расчет за поставленную энергию производится ответчиком до 20 числа месяца, следующего за расчетным (раздел 7 договора).
Сторонами также подписаны акты разграничения принадлежности тепловых сетей и эксплуатационной ответственности.
В приложениях N 3, 4 и 5 к договору согласован порядок взаимодействия сторон при эксплуатации узлов учета тепловой энергии (далее - УУТЭ) абонента, порядок расчетов объема тепловой энергии, поставляемой в многоквартирный дом, не оборудованный УУТЭ и порядок определения нормативных потерь в тепловых сетях объектов, оборудованных УУТЭ.
Дополнительными соглашениями к договору стороны исключили из договора отдельные объекты теплоснабжения.
Дополнительным соглашением к договору от 09.12.2015 стороны изменили порядок расчетов за потребленную тепловую энергию путем уступки права требования суммы начислений за поставленную тепловую энергию собственникам помещений и ежемесячном заключении договоров цессии.
Общество (энергоснабжающая организация), Управление (абонент) и Расчетный центр (агент) 09.12.2015 заключили соглашение (далее - соглашение) с целью изменения порядка расчета, начисления, сбора и перечисления энергоснабжающей организации денежных средств за оказанную коммунальную услугу по отоплению и за тепловую энергию, использованную для подогрева холодной воды при производстве коммунальной услуги по горячему водоснабжению, переданные в многоквартирный дом, находящиеся в управлении абонента.
Энергоснабжающая организация поручает агенту расчет, начисление собственникам и иным законным пользователям жилыми помещениями в многоквартирных домах, находящихся в управлении абонента, платы за коммунальные услуги по отоплению и подогрев воды (пункт 4 соглашения).
Поставив ответчику тепловую энергию в период с июня по август 2019 года и с ноября 2019 года по май 2020 года, истец выставил по утвержденным тарифам счета-фактуры, в том числе корректировочные, которые ответчиком оплачены не в полном объеме, в результате чего образовалась задолженность в сумме 4 828 334 руб. 12 коп., которая ответчиком не оплачена, что послужило основанием для обращения Общества в суд с настоящим иском.
Согласно статье 157 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В силу части 7.1 статьи 155 ЖК РФ (в редакции, действующей в спорный период) внесение платы за коммунальные услуги энергоснабжающей организации признается выполнением собственниками помещений в многоквартирном доме и нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме своих обязательств по внесению платы за коммунальные услуги перед исполнителем коммунальных услуг, который отвечает перед такими собственниками и нанимателями за предоставление коммунальных услуг надлежащего качества.
Данные положения регулируют порядок взаимоотношений между исполнителем коммунальных услуг и собственниками помещений в многоквартирном доме, нанимателями жилых помещений в случае внесения последними платы за коммунальные услуги непосредственно энергоснабжающей организации.
При такой ситуации обязанность по оплате потребленного коммунального ресурса в полном объеме в рамках заключенного договора сохраняется за Управлением. Отношений при таком способе оплаты между потребителями и энергоснабжающей организацией не возникает, поскольку потребители, непосредственно внося денежные средства энергоснабжающей организации, исполняют свои обязательства по оплате коммунальных услуг перед исполнителем коммунальных услуг.
В предусмотренных законом случаях обязательство может создавать для третьих лиц права в отношении одной из сторон обязательства, однако, за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства третьими лицами, на которых было возложено исполнение, отвечает должник, если законом не установлено иное (статья 403 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), в связи с чем право собственников и пользователей помещений вносить плату за оказанные коммунальные услуги непосредственно ресурсоснабжающей организации не означает, что изменяется состав сторон и их ответственность в обязательстве по оказанию коммунальных услуг между исполнителем и потребителем, или в обязательстве по приобретению коммунальных ресурсов между исполнителем и ресурсоснабжающей организацией, поэтому, если собственники и наниматели помещений не внесли ресурсоснабжающей организации в полном объеме плату за оказанные коммунальные услуги, то последняя вправе требовать платы поставленных коммунальных ресурсов от исполнителя коммунальных услуг.
Следовательно, обязанность по оплате поставленного ответчику коммунального ресурса законодательством возложена на исполнителя коммунальных услуг - Управление.
Таким образом, соглашением не изменен состав сторон по договору, обязательства по оплате тепловой энергии, поставленной по договору, подлежат исполнению ответчиком.
Пунктом 42 (1) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), установлено, что оплата коммунальной услуги по отоплению осуществляется одним из двух способов - в течение отопительного периода либо равномерно в течение календарного года.
Как предусмотрено пунктом 42 (2) Правил N 354 в случае принятия органом государственной власти субъекта Российской Федерации решения об изменении способа оплаты отопления исполнитель осуществляет корректировку размера платы за названную коммунальную услугу в I квартале календарного года, следующего за годом, в котором происходит изменение способа оплаты, в соответствии с формулой 6 (1) приложения N 2 к настоящим Правилам.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 21 Правил, обязательных при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124 (далее - Правила N 124), объем коммунального ресурса, поставляемого в многоквартирный дом, оборудованный коллективным (общедомовым) прибором учета, определяется на основании показаний указанного прибора учета за расчетный период (расчетный месяц) за вычетом объемов поставки коммунального ресурса собственникам нежилых помещений в этом многоквартирном доме по договорам ресурсоснабжения, заключенным ими непосредственно с ресурсоснабжающими организациями (в случае, если объемы поставок таким собственникам фиксируются коллективным (общедомовым) прибором учета).
В то же время согласно пункте 25 (1) Правила N 124 в случае принятия органом государственной власти субъекта Российской Федерации решения об осуществлении оплаты коммунальной услуги по отоплению равномерно в течение календарного года объем коммунального ресурса, подлежащего оплате, определяется с учетом корректировки один раз в год до стоимости объема тепловой энергии, потребленного за прошедший год и измеренного коллективным (общедомовым) прибором учета, определенной в порядке, установленном п. 22 настоящих Правил.
Постановлением Правительства Мурманской области от 05.08.2016 N 386 - ПП на территории Мурманской области принят способ осуществления потребителями оплаты коммунальной услуги по отоплению - равномерно в течение календарного года.
По вопросу о соотнесении пункта 21 и пункта 25 (1) Правил N 124 Минстрой России в письме от 30.10.2017 N 46725 - ОГ/04 разъяснил, что в случае оплаты коммунальной услуги по отоплению равномерно в течение года определение объема фактически потребленной теплоэнергии с целью предоставления коммунальной услуги по отоплению осуществляется в соответствии с пунктом 21 Правил N 124. При этом объем теплоэнергии, подлежащий оплате исполнителем коммунальных услуг в пользу ресурсоснабжающей организации, определяется в соответствии с пунктом 25 (1) Правил N 124.
Таким образом, пункт 21 Правил N 124 регулирует порядок расчета фактически потребленного объема коммунального ресурса, а пункт 25 (1) - порядок расчета подлежащего оплате объема коммунального ресурса в случае, если в субъекте Российской Федерации выбран способ оплаты отопления равномерно в течение календарного года. Пункт 25 (1) Правил N 124 является специальной нормой по отношению к пункту 21 Правил N 124, и в случае выполнения условий, указанных в пункте 25 (1), подлежит применению с целью определения размера обязательства исполнителя коммунальных услуг перед ресурсоснабжающей организацией за конкретный расчетный период (месяц).
В материалы дела истцом расчет стоимости тепловой энергии, поставленной в спорный период, соответствующий вышеуказанным нормам действующего законодательства, следовательно, истцом правомерно и обоснованно проведена корректировка стоимости тепловой энергии, поставленной по договору, как в 2019 году, так и 2020 году.
Кроме того, в письме Минстроя России от 02.09.2016 N 28483 - АЧ/04 разъяснено, если в течение года корректировки произошла смена исполнителя коммунальной услуги по отоплению, корректировка размера платы за коммунальные услуги по отоплению, предоставленную в многоквартирном доме проводится каждым исполнителем коммунальной услуги по отоплению соответственно объемам тепловой энергии, поставленным в многоквартирный дом, жилой дом в расчетные периоды предоставления коммунальной услуги по отоплению соответствующим исполнителем, в году корректировки и применяемым таким исполнителем тарифов на тепловую энергию в соответствующие расчетные периоды, а также с учетом положений пунктов 59.1 и 60.1 Правил N 354.
В спорный период исполнителем коммунальных услуг в многоквартирных жилых домах - объектах теплоснабжения по договору являлось Управление, Общество обоснованно направило в адрес ответчика корректировочные счета - фактуры за спорный период, поскольку обязанность по оплате поставленного Ответчику коммунального ресурса законодательством возложена на исполнителя коммунальных услуг - Управление.
Осуществляя управление многоквартирными домами, ответчик не лишен возможности самостоятельно определить объем потребления тепловой энергии исходя из показаний коллективных приборов учета тепловой энергии. Ответчик, являясь исполнителем коммунальных услуг должен обладать всей информацией, необходимой для предъявления собственникам и нанимателям помещений в многоквартирных домах к оплате корректировок стоимости отопления за 2019, 2020 годы.
В материалы дела представлены письма Управления N 74 от 20.03.2020, в котором ответчик просит произвести корректировку по отоплению за 2019 год, и Расчетного центра N 3040 от 14.07.2021, в котором указано, что в рамках агентского договора, заключенного между Управлением и Расчетным центром, согласно письму Управления N 12 от 02.02.2021 произведена корректировка по отоплению за 2020 год.
Выставление Ответчику в 2020, 2021 годах корректировочных счетов на оплату тепловой энергии, фактически потребленной по договору в спорный период обосновано.
Довод ответчика о том, что при проведении корректировки истец неверно применил тариф, несостоятелен.
Постановлением Комитета по тарифному регулированию Мурманской области от 19.12.2018 N 50/3 в редакции постановления Комитета по тарифному регулированию Мурманской области от 18.12.2019 N 55/7 "Об установлении ПАО "Мурманская ТЭЦ" долгосрочных параметров регулирования деятельности организации и тарифов на тепловую энергию" в отношении регулируемой организации ПАО "Мурманская ТЭЦ" (в настоящее время - АО "Мурманская ТЭЦ") установлен тариф на тепловую энергию, поставляемую населению, присоединенные к сетям Общества: с 01.01.2019 по 30.06.2019 - 3 457,63 руб./Гкал; с 01.07.2019 по 31.12.2019 - 3 457,63 руб./Гкал; с 01.01.2020 по 30.06.2020 - 3 324,63 руб./Гкал.
Указанные тарифы применены Обществом в отношении спорных многоквартирных домов, за исключением многоквартирного дома N 40 по ул.Книповича, внутридомовые тепловые сети которого подключены к сетям ГОУТП "ТЭКОС", что подтверждается актами разграничения балансовой принадлежности сетей и эксплуатационной ответственности сторон.
Постановлением Комитета по тарифному регулированию Мурманской области от 19.12.2018 N 50/3 в редакции постановления Комитета по тарифному регулированию Мурманской области от 18.12.2019 N 55/7 "Об установлении ПАО ""Мурманская ТЭЦ" долгосрочных параметров регулирования деятельности организации и тарифов на тепловую энергию" в отношении регулируемой организации ПАО "Мурманская ТЭЦ" (в настоящее время - АО "Мурманская ТЭЦ") установлен тариф на тепловую энергию, поставляемую населению, присоединенные к сетям АО "Мурманская ТЭЦ": с 01.01.2019 по 30.06.2019 - 3 080,06 руб./Гкал; с 01.07.2019 по 31.12.2019 - 3 224,82 руб./Гкал; с 01.01.2020 по 30.06.2020 - 3 099,33 руб./Гкал. Указанные тарифы применены Обществом в отношении многоквартирного дома N 40 по ул.Книповича.
Таким образом, расчет стоимости тепловой энергии, представленный истцом, обоснован и произведен в соответствии с установленными тарифами на тепловую энергию.
Довод ответчика о том, что при проведении корректировки размера платы за коммунальную услугу истцом не исключена сумма за отопление нежилых помещений и за коммунальный ресурс, поставляемый в многоквартирные дома на общедомовые нужды, несостоятелен.
В связи с внесением Правительством Российской Федерации постановлением от 26.12.2016 N 1498 "О вопросах предоставления коммунальных услуг и содержания общего имущества в многоквартирном доме" изменений в Правила N 354, поставка коммунальных ресурсов в нежилое помещение в многоквартирном доме с 01.01.2017 осуществляется на основании договоров ресурсоснабжения, заключенных в письменной форме непосредственно с ресурсоснабжающей организацией.
С 01.01.2017 Общество напрямую заключает договоры теплоснабжения с собственниками нежилых помещений, расположенных, в том числе и в спорных многоквартирных домах. Следовательно, объем коммунального ресурса, поставляемого в многоквартирные дома на нужды теплоснабжения нежилых помещений, исключен из расчетов по договору.
Объем коммунального ресурса на общедомовые нужды отдельно выделяется в отношении горячей воды, поставляемой в целях содержания управляющей организацией общего имущества в многоквартирных домах. Плата за горячую воду, потребляемую при использовании и содержании общего имущества в многоквартирных домах, входит в состав платы за содержание помещений и должна выставляется к оплате управляющей организации. Ресурсоснабжающая организация выставляет плату за данный объем тепловой энергии только управляющей организации в рамках договора.
В соответствии с разделом VII Правил N 354 количество тепловой энергии, использованной на подогрев воды, определяется по установленным в предусмотренном законодательством порядке нормативам расхода тепловой энергии на подогрев воды для целей горячего водоснабжения независимо от наличия коллективного (общедомового) прибора учета, которым фиксируется объем тепловой энергии, поступающей в систему горячего водоснабжения многоквартирного жилого дома.
В силу пункта 27 "Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 5 (2017)" указано на то, что в случае установления двухкомпонентных тарифов на горячую воду количество тепловой энергии, использованной на подогрев воды, определяется по установленным в предусмотренном законодательством порядке нормативам расхода тепловой энергии на подогрев воды для целей горячего водоснабжения независимо от наличия коллективного (общедомового) прибора учета, которым фиксируется объем тепловой энергии, поступающей в систему горячего водоснабжения многоквартирного жилого дома.
Таким образом, в соответствии с действующим законодательством, установленный в многоквартирном доме узел учета тепловой энергии не может быть использован для коммерческого учета расхода коммунального ресурса, используемого для приготовления горячей воды.
Истцом в материалы дела представлены ведомости учета тепловой энергии, на основании которых осуществлены расчеты по договору, а также расчет стоимости поставленной тепловой энергии и расчет задолженности ответчика, которые проверены судом, признаны верными.
Кроме того, решением Арбитражного суда Мурманской области от 02.11.2021 по делу N А42-5855/2021, оставленным без изменения постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.01.2022, рассмотрены аналогичные требования Общества к Управлению следующего периода с 01.10.2020 по 31.12.2020.
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции полагает, что выводы суда первой инстанции соответствуют фактическим обстоятельствам дела и основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, в связи с чем оснований для отмены решения не имеется.
В связи с предоставленной Управлению отсрочкой уплаты государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы с подателя жалобы в соответствии со статьей 110 АПК РФ подлежат взысканию 3 000 руб. государственной пошлины.
Руководствуясь статьей 110, пункт 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Мурманской области от 29.12.2021 по делу N А42-8572/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Жилищное управление "Заполярье" в доход федерального бюджета 3 000 руб. государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
А.Ю. Слоневская |
Судьи |
Н.А. Мельникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А42-8572/2020
Истец: АО "МУРМАНСКАЯ ТЭЦ"
Ответчик: ООО "ЖИЛИЩНОЕ УПРАВЛЕНИЕ "ЗАПОЛЯРЬЕ"
Третье лицо: ООО "ЕДИНЫЙ РАСЧЕТНЫЙ ЦЕНТР"