12 апреля 2022 г. |
Дело N А83-10028/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 5 апреля 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 12 апреля 2022 года.
Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе: | |||
председательствующего судьи |
|
Ольшанской Н.А., |
|
судей |
|
Зарубина А.В., |
|
|
|
Рыбиной С.А., |
при ведении протокола судебного заседания секретарем Гордон А.С.,
в отсутствие представителей надлежаще извещенных о времени и месте судебного заседания: Инспекции по жилищному надзору Республики Крым, Общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Черноморец-Юг", Государственного унитарного предприятия Республики Крым "Крымтеплокоммунэнерго";
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Черноморец-Юг" на решение Арбитражного суда Республики Крым от 26.01.2021 по делу N А83-10028/2021 по заявлению Инспекции по жилищному надзору Республики Крым к Обществу с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Черноморец-Юг" о понуждении совершить определенные действия,
УСТАНОВИЛ:
Инспекция по жилищному надзору Республики Крым (далее - Инспекция) обратилась в Арбитражный суд Республики Крым с исковым заявлением к Обществу с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Черноморец-Юг" (далее - Инспекция) о понуждении ответчика выполнить в полном объеме и надлежащим образом предписание Инспекции по жилищному надзору Республики Крым от 28.11.2019 N 1574, путем проведения мероприятий в многоквартирном доме N 52 по проспекту Ленина в г. Евпатория Республики Крым.
Решением Арбитражного суда Республики Крым от 26.01.2022 исковые требования удовлетворены. Суд обязал Управляющую компанию "Черноморец-Юг" выполнить в полном объеме и надлежащим образом предписание Инспекции по жилищному надзору Республики Крым от 28.11.2019 N 1574 путем проведения мероприятий в многоквартирном доме N 52 по проспекту Ленина в г. Евпатория Республики Крым, а именно:
- принять меры по проектированию и монтажу внутридомовой линии рециркуляции горячей воды в многоквартирном доме N 52 по проспекту Ленина в г. Евпатория Республики Крым;
- обеспечить подачу горячей воды в соответствии с требованиями действующего законодательства потребителя в МКД по адресу: проспект Ленина, д. 52, г. Евпатория, Республика Крым.
Не согласившись с решением суда, Управляющая компания обратилась с апелляционной жалобой на него, в которой просит отменить состоявшийся судебный акт и отказать в удовлетворении иска в полном объеме.
В обоснование апелляционной жалобы указывает, что фактически Управляющая компания не имеет возможности исполнить вынесенное предписание, поскольку нет возможности обеспечить рециркуляцию подачи горячей воды на многоквартирный дом, так как на границе разграничения балансовой принадлежности инженерных сетей многоквартирного дома горячая вода от Предприятия "Крымтеплокоммунэнерго" поступает с ненадлежащим температурными параметрами, то есть от котельной 4 микрорайона изначально не подается горячая вода. Кроме того, судом первой инстанции не приняты во внимание предписания, вынесенные в отношении Предприятия "Крымтеплокоммунэнерго" об обеспечении многоквартирного дома N 52 по проспекту Ленина в городе Евпатория надлежащей подачи температурного режима горячего водоснабжения от котельной 4 микрорайона.
В представленном отзыве Инспекция по жилищному надзору Республики Крым изложило свои возражения по доводам апелляционной жалобы, считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, просит оставить его без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Стороны извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку своих полномочных представителей в судебное заседание не обеспечили, что в силу части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не препятствует рассмотрению апелляционной жалобы.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что обжалуемый судебный акт отмене либо изменению не подлежит.
Как следует из материалов дела и установил суд первой инстанции, с целью проверки фактов, изложенных в обращении гражданки Никулиной А.А., проживающей по адресу: Республика Крым, г. Евпатория, пр-т Ленина, д. 52, кв. 23, поступившего в Инспекцию из прокуратуры г. Евпатория 13.11.2019 N Н-4/8567/2, по вопросу предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, Инспекция по жилищному надзору Республики Крым на основании приказа 19.11.20219 N 3147 провела в отношении Общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Черноморец-Юг" внеплановую выездную проверку. Целью проверки являлось соблюдение лицензионных требований Управляющей компании "Черноморец-Юг" при управлении многоквартирным домом N 52 по проспекту Ленина в г. Евпатория Республики Крым (т.1, л.18-19).
В адрес Управляющей компании 22.11.2019 направлено уведомление от 21.11.2019 N 03-11/9374 о проведении внеплановой выездной проверки и приказ от 19.11.2019 N 3148. Уведомление получено адресатом 23.11.2019.
28 ноября 2019 года в присутствии главного инженера Управляющей компании "Черноморец-Юг" Лысого В. А. и начальника участка при Евпаторийской филиале ГУП РК "Крымтеплокоммунэнерго" Мирошникова А.И. проведен осмотр (обследование) МКД.
В ходе проверки выявлены нарушения Управляющей компании требований жилищного законодательства, предъявляемых к деятельности по управлению многоквартирным домом (содержанию общего имущества многоквартирного дома). Параметры горячего водоснабжения не соответствуют требованиям, предъявляемым к нормативу предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению ресурсоснабжающей и управляющей организациями не соблюдается.
Постановлением Правительства Российской Федерации N 354 от 06.05.2011 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее - Правила N 354). Согласно пункту 31 Правил N 354 следует, что исполнитель коммунальной услуги обязан предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, настоящими Правилами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг.
По результатам проверки составлен Акт внеплановой выездной проверки N 2716 от 28.11.2019 (т.1, л. 22-24). Управляющей компании выдано предписание N 1574 от 28.11.2019, согласно которому в срок до 28.02.2020 Управляющей компании необходимо выполнить следующие мероприятия в многоквартирном доме N 52 по проспекту Ленина в г. Евпатория Республики Крым (т.1, л. 23):
- принять меры по проектированию и монтажу внутридомовой линии рециркуляции горячей воды в многоквартирном доме;
- обеспечить подачу горячей воды в соответствии с требованиями действующего законодательства потребителям многоквартирного дома.
Акт проверки от 28.11.2019 N 2716 и предписание N 1574 направлены в адрес Управляющей компании "Черноморец-Юг" письмом от 03.12.20219 N 03-11/9599 заказной почтовой корреспонденцией (почтовый идентификатор 29500041823989); письмо получено - 09.12.2019.
В адрес Инспекции 18.02.2021 из прокуратуры г. Евпатория поступило обращение от гражданки Никулиной А.А., в котором заявитель отметила факт проведения Инспекцией проверки и одновременно указала на неисполнение предписания со стороны Общества "УК "Черноморец-Юг".
Инспекцией на основании приказа от 04.03.2020 N 568 поведена внеплановая выездная проверка в отношении Управляющей компанией "Черноморец-Юг" по факту исполнения предписания Инспекции от 28.11.2019 N 1574 (т.1, л.32-33). По результатам данной внеплановой выездной проверки составлен акт N 385 от 15.03.2021 о неисполнении предписания Инспекции от 28.11.2019 N 1574 в полном объеме.
Акт проверки от 15.03.2021 N 385 направлен в адрес Общества "УК "Черноморец-Юг" заказной почтовой корреспонденцией 17.03.2021 (почтовый идентификатор 29500057464176); акт получен 23.03.2021.
Поскольку от Управляющей Компании "Черноморец-Юг" сведения о выполнении предписания от 28.11.2019 N 1574 в установленный срок предписании (до 28.02.2020) не поступили, Инспекция обратилась в Арбитражный суд Республики Крым с настоящим исковым заявлением.
Настоящие исковое заявление подано с целью исполнения Управляющей компанией предписания, выданного Инспекцией.
Жилищная инспекция является государственным органом, осуществляющим государственный жилищный надзор, ввиду чего должностные лица государственной жилищной инспекции уполномочены выдавать управляющим организациям обязательные для исполнения предписания, при выявлении нарушений жилищного законодательства (пункт 3 части 5 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Согласно статье 542 Гражданского кодекса Российской Федерации качество подаваемой энергии должно соответствовать требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе с обязательными правилами, или предусмотренным договором энергоснабжения.
В силу частей 1,2,3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, постоянную готовность инженерных коммуникаций и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к предоставлению коммунальных услуг (далее - обеспечение готовности инженерных систем). Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.
Отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, установление их прав и обязанностей, ответственность, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг регулируются Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2021 (далее - Правила N 354).
Согласно пункту 2 Правил N 354:
"потребитель" - собственник помещения в многоквартирном доме, жилого дома, домовладения, а также лицо, пользующееся на ином законном основании помещением в многоквартирном доме, жилым домом, домовладением, потребляющее коммунальные услуги;
"исполнитель" - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги;
"ресурсоснабжающая организация" - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, осуществляющие продажу коммунальных ресурсов (отведение сточных вод).
В подп. "д" пункта 3 Правил N 354 установлено, что одним из условий предоставления коммунальных услуг потребителю в многоквартирном доме или в жилом доме (домовладении) является качество предоставляемых коммунальных услуг, соответствующее требованиям, приведенным в приложении N 1 к данным Правилам.
Согласно пункту 5 Приложения N 1 к Правилам N 354 необходимо обеспечение соответствия температуры горячей воды в точке водоразбора требованиям законодательства Российской Федерации о техническом регулировании (СанПиН 2.1.4.2496-09).
В силу пункта 2.4 СанПиН 2.1.4.2496-09. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения, утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 07.04.2009 N 20, температура горячей воды в местах водоразбора независимо от применяемой системы теплоснабжения должна быть не ниже 60 °C и не выше 75 °C.
В пункте 13 Правил N 354 указано, что предоставление коммунальных услуг обеспечивается управляющей организацией, товариществом или кооперативом либо организацией, указанной в подп. "б" п. 10 данных Правил, посредством заключения с ресурсоснабжающими организациями договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов при предоставлении коммунальных услуг потребителям, в том числе путем их использования при производстве отдельных видов коммунальных услуг (отопление, горячее водоснабжение) с применением оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, и надлежащего исполнения таких договоров.
Из материалов дела следует, что Управляющая компания "Черноморец-Юг" осуществляет управление многоквартирным домом N 52 по проспекту Ленина города Евпатория Республики Крым.
Обязательства по обеспечению горячего водоснабжение соответствующими качественным показателям, предусмотрено действующим нормативными актами, также при наличии договора о ресурсоснабжающей организации - соответствующем его условиям.
В ходе проведенной Инспекцией проверки выявлены нарушения Управляющей компании требований жилищного законодательства, предъявляемых к деятельности по управлению многоквартирным домом (содержанию общего имущества многоквартирного дома), а именно:
- линий циркуляции внешних сетей горячего водоснабжения и внутридомовой системы рециркуляции горячего водоснабжения в МКД - не имеется;
- при замере параметров горячего водоснабжения установлено, что температура горячей воды на трубопроводе подачи горячей воды в МКД составляет +48,4 °C, а температура горячей воды при выходе из центрального теплового пункта составила +66 °C.
По результатам проверки составлен акт проверки и в адрес управляющей компании выдано предписание об устранении выявленных нарушений обязательных требований путем обеспечения нормативных показателей горячего водоснабжения в точках ввода забора.
Судебная коллегия отмечает, доказательств обжалования выданного Инспекцией предписания в материалы дела ответчиком не представлено.
Судом первой инстанции правомерно сделан вывод о том, что на заявителя оспариваемым предписанием возложена обязанность по устранению выявленных в ходе проверки нарушений.
В силу пункта 1 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена настоящим Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством.
Согласно требованиям статьи 307 ГК РФ, в силу обязательства одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие, как-то: передать имущество, выполнить работу, уплатить деньги и т.п., либо воздержаться от определенного действия, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности. Обязательства возникают из договора, вследствие причинения вреда и из иных оснований, указанных в ГК РФ.
Статья 309 указанного Кодекса гласит, что обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом.
Односторонний отказ от исполнения обязательства, связанного с осуществлением его сторонами предпринимательской деятельности, и одностороннее изменение условий такого обязательства допускаются также в случаях, предусмотренных договором, если иное не вытекает из закона или существа обязательства, как того требует статья 310 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Ответчиком не представлены доказательства обратного, в частности, надлежащего исполнения принятых на себя обязанностей или же добровольного исполнения предписания Инспекции по жилищному надзору Республики Крым.
Управляющая компания, как исполнитель коммунальных услуг обязан обеспечить услугу надлежащего качества, принимать меры для восстановления температура горячей воды, в том числе путем обращения к ресурсоснабжающей организации.
Вместе с тем, ответчиком в материалы дела не предоставлено доказательства переписки с Предприятием "Крымтеплокоммунэнерго" о принятии мер по разрешении сложившейся ситуации обеспечению соответствующая температурного режима горячее водоснабжение в спорном жилом доме.
Судебная коллегия отклоняет довод апелляционной жалобы о невозможности исполнить выданное предписание обоснованное тем, что обеспечение надлежащего температурного режима зависит не от Управляющей компании, а от ресурсоснабжающей организации, исходя из следующего.
Разделом I Правил горячего водоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 N 642 установлено, что "граница эксплуатационной ответственности" это линия раздела объектов централизованных систем горячего водоснабжения, в том числе водопроводных сетей, устанавливаемая договором горячего водоснабжения, договором по транспортировке горячей воды, определяемая по признаку ответственности за эксплуатацию этих объектов и соглашению сторон, а при отсутствии такого соглашения - по границе балансовой принадлежности. При наличии коллективных (общедомовых) приборов учета воды и тепловой энергии в составе горячей воды границей эксплуатационной ответственности является точка подключения (присоединения).
Между Обществом "Управляющая компания" и Предприятием "Крымтеплокоммунэнерго" заключен договор поставки горячего водоснабжения в многоквартирный дом N 52 по проспекту Ленина в городе Евпатория. Данным договором предусмотрено разграничение балансовой принадлежности к сетям и эксплуатационной ответственности сторон по договору.
Таким образом, ответственность за качество коммунальных услуг в пределах внутридомовых инженерных сетей несет исполнитель коммунальной услуги в лице Управляющей компании.
До границы раздела внутридомовых инженерных сетей Управляющей компании "Черноморец-Юг" и Предприятия "Крымтеплокоммунэнерго" каждый в своей части обязаны нести ответственность за качество поставляемого коммунального ресурса, в том числе наличие линий рециркуляции поставляемого ресурса.
Оценивая доводы апелляционной жалобы относительно неисполнимости предписания инспекции, коллегия отмечает, что, действительно, исполнимость предписания является важным требованием к данному виду ненормативного правового акта и одним из элементов законности предписания, поскольку предписание исходит от государственного органа, обладающего властными полномочиями, носит обязательный характер и для его исполнения устанавливается определенный срок, за нарушение которого наступает административная ответственность.
Следовательно, предписание должностного лица, содержащее законные требования, должно быть реально исполнимо и содержать конкретные указания, четкие формулировки относительно конкретных действий, которые необходимо совершить исполнителю и которые должны быть направлены на прекращение и устранение выявленного нарушения.
Одновременно с этим следует отметить, что категория исполнимости предписания не тождественна сложности его исполнения, поскольку Управляющая компания обязана выполнять свою деятельность в соответствии с требованиями закона, а то, какими способами оно ее будет осуществлять, зависит от самого субъекта профессиональной деятельности.
Анализ оспариваемого предписания показывает, что данный ненормативный правовой акт по своей форме и содержанию соответствует действующему законодательству, содержит все необходимые реквизиты (в том числе перечень выявленных нарушений и срок их устранения с указанием нормативных правовых актов, требования которых нарушены), которые ясны, доступны для понимания и не влекут двоякого толкования.
В данном случае коллегия учитывает, что способ и порядок устранения выявленных нарушений, указанных в предписании органа жилищного надзора, избирается управляющей организацией самостоятельно, в том числе с учетом действующего законодательства и фактических отношений.
Требования оспариваемого предписания относительно выявленных нарушений сформулированы ясно и однозначно, в связи с чем, уяснение его смысла не должно вызывать у Управляющей компании затруднений. При этом в случае неясности порядка исполнения предписания Управляющая компания также вправе обратиться за разъяснением порядка выполнения данного предписания.
Кроме того, судебная коллегия отмечает, что Управляющая компания не лишена возможности инициировать иски против Предприятия "Крымтеплокоммунэнерго" для защиты своих имущественных интересов по надлежащему исполнения обязательств обеспечения подачи горячего водоснабжения в указанный многоквартирный дом.
По результатам повторного рассмотрения дела в порядке апелляционного производства апелляционная коллегия приходит к выводу, что оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Учитывая результат рассмотрения апелляционной жалобы, расходы по уплате государственной пошлины, понесенные апеллянтом при обращении в суд апелляционной инстанции, подлежат отнесению на него (статья 110 АПК РФ).
Руководствуясь частью 1 статьи 269, статьей 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцать первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Крым от 26.01.2021 по делу N А83-10028/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Черноморец-Юг" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Н.А Ольшанская |
Судьи |
А.В. Зарубин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А83-10028/2021
Истец: ИНСПЕКЦИЯ ПО ЖИЛИЩНОМУ НАДЗОРУ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
Ответчик: ООО "УПРАВЛЯЮЩАЯ КОМПАНИЯ "ЧЕРНОМОРЕЦ-ЮГ"
Третье лицо: ГУП "Крымтеплокоммунэнерго"