город Воронеж |
|
13 апреля 2022 г. |
Дело N А14-18867/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 7 апреля 2022 года.
В полном объеме постановление изготовлено 13 апреля 2022 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Малиной Е.В.,
судей Капишниковой Т.И.,
Пороника А.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Киреевой Е.П.,
при участии:
от государственного унитарного предприятия Воронежской области "Облкоммунсервис": Ивлева Л.В. - представитель по доверенности от 10.01.2022, действительна до 31.12.2022, предъявлен диплом о наличии высшего юридического образования по специальности "Юриспруденция", паспорт РФ;
от Павловского муниципального унитарного предприятия жилищно-коммунального хозяйства: извещено надлежащим образом, представитель не явился;
от Департамента государственного регулирования тарифов Воронежской области: извещено надлежащим образом, представитель не явился;
от Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области: извещено надлежащим образом, представитель не явился;
от Департамента природных ресурсов и экологии Воронежской области: извещено надлежащим образом, представитель не явился;
от Центрально-Черноземного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования: извещено надлежащим образом, представитель не явился;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу государственного унитарного предприятия Воронежской области "Облкоммунсервис" на решение Арбитражного суда Воронежской области от 07.12.2021 по делу N А14-18867/2020 по исковому заявлению государственного унитарного предприятия Воронежской области "Облкоммунсервис" к Павловскому муниципальному унитарному предприятию жилищно-коммунального хозяйства о понуждении к заключению договора на оказание услуг по захоронению твердых коммунальных отходов, третьи лица: Департамент государственного регулирования тарифов Воронежской области, Управление Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области, Департамент природных ресурсов и экологии Воронежской области, Центрально-Черноземное межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования,
УСТАНОВИЛ:
государственное унитарное предприятие Воронежской области "Облкоммунсервис" (далее - истец, ГУП ВО "Облкоммунсервис") обратилось в Арбитражный суд Воронежской области с исковым заявлением к Павловскому муниципальному унитарному предприятию жилищно-коммунального хозяйства (далее - ответчик, Павловское МУП ЖКХ) об обязании заключить договор на оказание услуг по захоронению твердых коммунальных отходов на условиях, представленных ГУП ВО "Облкоммунсервис" в проекте договора (с учетом уточнений, заявленных истцом в судебных заседаниях от 07.04.2021 и от 17.11.2021, и принятых судом в порядке ст. 49 АПК РФ).
Дело рассматривалось с участием третьих лиц: Департамента государственного регулирования тарифов Воронежской области, Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области, Департамента природных ресурсов и экологии Воронежской области, Центрально-Черноземного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования.
Решением Арбитражного суда Воронежской области от 07.12.2021 по делу N А14-18867/2020 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, ГУП "Облкоммунсервис" обратилось в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
В апелляционной жалобе ГУП "Облкоммунсервис" ссылается на наличие у ответчика обязанности по захоронению ТКО, образованных в период с 01.01.2020 по 31.12.2020 на территории Воробъевского и с 01.01.2020 по 04.02.2021 на территории Калачеевского муниципальных районов Воронежской области, с учетом действующей в спорный период времени территориальной схемы обращения с отходами в редакции, утвержденной Приказом Департамента природных ресурсов и экологии Воронежской области от 19.12.2019 N 543, которой обязаны руководствоваться операторы по обращению с ТКО. Заявитель также не согласен с выводом суда о превышении в случае обязания заключить договор объема установленных для полигона лимитов.
В отзыве на апелляционную жалобу Павловское МУП ЖКХ указывает на законность и обоснованность обжалуемого решения суда первой инстанции.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции представители Павловского муниципального унитарного предприятия жилищно-коммунального хозяйства и третьих лиц, участвующих в деле, извещенные о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом, не явились.
В материалах дела имеется ходатайство, поступившее по системе электронной подачи документов "Мой арбитр" от Павловского муниципального унитарного предприятия жилищно-коммунального хозяйства о рассмотрении дела в отсутствие его представителя.
В связи с наличием доказательств надлежащего извещения Павловского муниципального унитарного предприятия жилищно-коммунального хозяйства и третьих лиц, участвующих в деле, апелляционная жалоба рассмотрена в порядке статей 123, 156, 184, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в их отсутствие.
В суд апелляционной инстанции по системе электронной подачи документов "Мой арбитр" от Павловского муниципального унитарного предприятия жилищно-коммунального хозяйства для приобщения к материалам дела поступил дополнительный отзыв на апелляционную жалобу.
Апелляционный суд, с учетом мнения представителя лица, участвующего в деле, на основании ст.ст. 159, 184, 266 АПК РФ, приобщил к материалам дела дополнительный отзыв на апелляционную жалобу.
Изучив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены судебного акта.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, в соответствии со статьей 24.6 ФЗ "Об отходах производства и потребления" на основании приказа Департамента жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Воронежской области от 22.11.2019 N 219, соглашений об организации деятельности по обращению с ТКО от 29.11.2019 ГУП ВО "Облкоммунсервис" является региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами на территориях Бобровского, Каменского, Лискинского, Острогожского, Богучарского, В.Мамонского, Кантемировского, Калачеевского, Петропавловского, Воробьевского, Ольховатского, Подгоренского, Россошанского, Борисоглебского, Грибановского, Новохоперского, Поворинского, Терновского муниципальных районов Воронежской области с 01.01.2020 по 31.12.2020.
Павловское МУП ЖКХ эксплуатирует полигон, расположенный по адресу: Воронежская обл., Павловский р-он., земли СХА "Русская Буйловка", верховье Бабикова Яра, и имеет лицензию серия 036 N 00140 от 12.02.2016 на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV класса опасности, выданную Управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Воронежской области.
Сведения о полигоне, которым владеет ответчик, также включены в Территориальную схему обращения с отходами на территории Воронежской области, утвержденную Приказом Департамента природных ресурсов и экологии Воронежской области от 26.08.2016 N 356 (далее - Территориальная схема).
ГУП ВО "Облкоммунсервис" обратилось к Павловскому МУП ЖКХ с письмом исх. N 355 от 20.03.2020, в котором указало, что согласно Территориальной схеме полигон, принадлежащий ответчику, обязан принимать ТКО, образуемые на территории Воробъевского и Калачеевского муниципальных районов Воронежской области, транспортируемые МП "КХ Заброденское", МП ВР "Коммунальное хозяйство", МКП "Благоустройство", в связи с чем просит принять меры по организации приема и захоронения ТКО.
В ответе исх. N 235 от 23.03.2020 Павловское МУП ЖКХ сообщило, что им заключен договор на оказание услуг по размещению (захоронению) твердых коммунальных отходов с региональным оператором ООО "Вега", осуществляющим деятельность по обращению с ТКО на территории Бутурлиновского межмуниципального кластера.
С 01.01.2020 на полигон ТБО транспортируются ТКО с Павловского, Бутурлиновского и Таловского муниципальных районов. Кроме того, для полигона установлен лимит на размещение отходов (на 2020 год - 93 383,48 куб. м), превышение которого влечет ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации, в связи с чем, МУП не может заключить договор на захоронение (размещение) твердых коммунальных отходов с ГУП ВО "Облкоммунсервис" и организовать прием отходов с Воробъевского и Калачеевского муниципальных районов Воронежской области.
В письмах исх. N 915 от 27.05.2020, N 923 от 03.06.2020, N 1109 от 09.06.2020, N 3142 от 05.08.2020, N 3428 от 21.08.2020, N 1273 от 28.10.2020 ГУП ВО "Облкоммунсервис" настаивало на заключении договора и направляло в адрес Павловского МУП ЖКХ проект договора на оказание услуг по захоронению определенного объема ТКО с просьбой о его заключении.
В своих ответах исх. N 429 от 28.05.2020, N 451 от 04.06.2020, N 460 от 11.06.2020 Павловское МУП ЖКХ сообщало о невозможности заключения договора на оказание услуг по захоронению ТКО с ГУП ВО "Облкоммунсервис", ссылаясь на отсутствие обязанности по его заключению согласно действующей Территориальной схеме и превышение установленных на 2020 год лимитов на размещение отходов.
С 01.01.2021 ГУП ВО "Облкоммунсервис" продолжает осуществлять деятельность в качестве регионального оператора на территории указанных муниципальных районов на основании соглашения об организации деятельности по обращению с ТКО па территории Воронежской области от 03.11.2020 с Департаментом жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Воронежской области.
При этом, в 2021 году (после обращения истца с иском в суд) стороны заключили договор N 002-ТКО/З-21 на оказание услуг по размещению (захоронению) твердых коммунальных отходов от 11.01.2021 на срок с 01.01.2021 по 22.01.2021 (объем ТКО - 1900 куб. м), договор N 011-ТКО/З-21 на оказание услуг по размещению (захоронению) твердых коммунальных отходов от 26.01.2021 на срок с 23.01.2021 по 25.02.2021 (объем ТКО - 3000 куб. м), договор N 014-ТКО/З-21 на оказание услуг по размещению (захоронению) твердых коммунальных отходов от 26.02.2021 на срок с 26.02.2021 по 31.03.2021 (объем ТКО - 5454 куб. м), дополнительное соглашение N 1 от 31.03.2021 к договору N 014-ТКО/З-21 на оказание услуг по размещению (захоронению) твердых коммунальных отходов от 26.02.2021 на срок с 01.04.2021 по 30.04.2021 (объем ТКО - 2051,5 куб. м), дополнительное соглашение N 3 от 30.05.2021 к договору N 014-ТКО/З-21 на оказание услуг по размещению (захоронению) твердых коммунальных отходов от 26.02.2021 на срок с 01.05.2021 по 31.05.2021 (объем ТКО - 2500 куб. м), дополнительное соглашение N 4 от 01.06.2021 к договору N 014-ТКО/З-21 на оказание услуг по размещению (захоронению) твердых коммунальных отходов от 26.02.2021 на срок с 01.06.2021 по 30.06.2021 (объем ТКО - 3105 куб. м).
Вместе с тем, данные договоры и дополнительные соглашения были заключены на прием текущих ТКО, образуемых на территории Воробъевского муниципального района Воронежской области. Дополнительным соглашением N 5 от 11.08.2021 стороны расторгли договор N 014-ТКО/З-21 на оказание услуг по размещению (захоронению) твердых коммунальных отходов от 26.02.2021 с даты подписания сторонами данного соглашения.
Спорные объемы ТКО, являющиеся предметом настоящего спора, Павловским МУП ЖКХ не были приняты к захоронению на полигоне.
Ссылаясь на то, что согласно Территориальной схемы обращения с отходами на территории Воронежской области, утвержденной в действующей редакции Приказом Департамента природных ресурсов и экологии Воронежской области от 19.12.2019 N 543, ответчик обязан оказать истцу услуги по захоронению ТКО, образуемых на территории Воробьевского, Калачеевского муниципальных районах Воронежской области, поскольку на территории указанных районов отсутствуют объекты размещения отходов, включенные в государственный реестр объектов размещения отходов (полигоны захоронения ТКО), 28.10.2020 исх. N 1273 истец обратился к ответчику с претензией. Претензия была оставлена Павловским МУП ЖКХ без удовлетворения.
В связи с уклонением ответчика от принятия ТКО, образуемых на территории Воробьевского и Калачеевского муниципальных районах Воронежской области, и заключении договора на условиях, представленных истцом в проекте данного договора, ГУП ВО "Облкоммунсервис" обратилось в арбитражный суд с рассмотренным иском.
Суд первой инстанции, оценив содержание территориальной схемы обращения с отходами, действующей на территории Воронежской области как в спорный период времени, так и на дату рассмотрения дела судом, степень заполнения полигона с учетом уже имеющихся соглашений на принятие ТКО, норматив, установленный Приказом от 10.09.2021 N 18/О, пришел к выводу об отсутствии законных оснований для обязания ответчика заключить договор на оказание услуг по захоронению твердых коммунальных отходов, образованных с 01.01.2020 по 31.12.2020 на территории Воробъевского и с 01.01.2020 по 04.02.2021 на территории Калачеевского муниципальных районов Воронежской области.
Судебная коллегия, соглашаясь с выводом суда области, исходит из следующего.
На основании статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ) граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена настоящим Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством.
Норма пункта 4 статьи 445 Гражданского кодекса Российской Федерации, корреспондирующая с положениями пункта 1 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации, устанавливает, что если сторона, для которой в соответствии с Кодексом или иными законами заключение договора обязательно, уклоняется от его заключения, другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор.
Аналогичная правовая позиция выражена в пункте 38 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25.12.2018 N 49 "О некоторых вопросах применения общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации о заключении и толковании договора", а именно: требование о понуждении к заключению договора может быть удовлетворено судом при наличии у ответчика обязанности заключить такой договор. Названная обязанность и право требовать понуждения к заключению договора могут быть предусмотрены лишь ГК РФ либо иным федеральным законом или добровольно принятым обязательством (пункт 2 статьи 3, пункт 1 статьи 421, абзац первый пункта 1 статьи 445 ГК РФ).
С иском о понуждении заключить публичный договор вправе обратиться только контрагент коммерческой организации, обязанной его заключить (пункт 2 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.05.1997 N 14 "Обзор практики разрешения споров, связанных с заключением, изменением и расторжением договоров", Определение Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 09.02.2011 N ВАС-661/11).
Пунктом 1 ст. 425 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что договор вступает в силу и становится обязательным для сторон с момента его заключения. Договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.
Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.
Статьей 433 Гражданского кодекса Российской Федерации закреплено, что договор признается заключенным в момент получения лицом, направившим оферту, ее акцепта.
Согласно п. 1 ст. 438 Гражданского кодекса Российской Федерации акцептом признается ответ лица, которому адресована оферта, о ее принятии. Акцепт должен быть полным и безоговорочным.
Акцепт должен прямо выражать согласие направившего его лица на заключение договора на предложенных в оферте условиях (абзац второй пункта 1 статьи 438 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Правоотношения в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами регулируются Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ) и Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 (далее - Правила N 1156).
В соответствии со статьей 1 Закона N 89-ФЗ деятельность по обращению с отходами включает сбор, накопление, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание и размещение (захоронение и хранение) отходов.
В силу пункта 1 статьи 24.6 Закона N 89-ФЗ сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.
Накопление, сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов осуществляются в соответствии с Правилами N 1156, согласно абзацу второму пункта 4 которых региональный оператор осуществляет сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов самостоятельно или с привлечением операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Согласно пункту 10 статьи 24.6 Закона N 89-ФЗ операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, региональные операторы обязаны соблюдать схему потоков твердых коммунальных отходов, предусмотренную территориальной схемой обращения с отходами субъекта Российской Федерации, на территории которого такие операторы осуществляют свою деятельность.
Операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, владеющие объектами обработки, обезвреживания, захоронения твердых коммунальных отходов, данные о месте нахождения которых включены в территориальную схему обращения с отходами, обязаны принимать твердые коммунальные отходы, образовавшиеся на территории субъекта Российской Федерации и поступившие из других субъектов Российской Федерации с учетом соглашения, заключенного между субъектами Российской Федерации, только на основании заключенных с региональными операторами договоров об осуществлении регулируемых видов деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами и не вправе отказываться от заключения таких договоров.
Согласно п. 34 Правил N 1156, в целях обеспечения обработки, обезвреживания, захоронения твердых коммунальных отходов операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, осуществляющие такую деятельность в зоне деятельности регионального оператора, указанные в документации об отборе при проведении конкурсного отбора регионального оператора, заключают договоры с региональным оператором на оказание услуг по обработке, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов.
В силу п. 35 Правил N 1156 по договору на оказание услуг по обработке, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами, осуществляющий такую деятельность, обязуется осуществлять обработку, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов, а региональный оператор обязуется передавать твердые коммунальные отходы такому оператору и оплачивать услуги по обработке, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов по регулируемым тарифам.
Иными словами, привлечение региональным оператором к деятельности по обработке, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов операторов по обращению с отходами осуществляется на договорной основе. Соответствующие договорные отношения строятся по типу договора возмездного оказания услуг.
В соответствии со статьями 779 и 781 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги. Заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые предусмотрены в договоре возмездного оказания услуг.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Павловское МУП ЖКХ эксплуатирует полигон, расположенный по адресу: Воронежская обл., Павловский р-он., земли СХА "Русская Буйловка", верховье Бабикова Яра, и имеет лицензию серия 036 N 00140 от 12.02.2016 на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV класса опасности, выданную Управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Воронежской области.
Основываясь на том, что сведения о полигоне, которым владеет ответчик, включены в Территориальную схему обращения с отходами на территории Воронежской области, утвержденную Приказом Департамента природных ресурсов и экологии Воронежской области от 26.08.2016 N 356, ГУП ВО "Облкоммунсервис" неоднократно в период 2020 года обращалось к Павловскому МУП ЖКХ с требованиями о заключении договора и приеме ТКО, образуемых на территории Воробъевского и Калачеевского муниципальных районов Воронежской области, транспортируемые МП "КХ Заброденское", МП ВР "Коммунальное хозяйство", МКП "Благоустройство".
Павловское МУП ЖКХ в свою очередь мотивировало свой отказ отсутствием обязанности по заключения договора исходя из действующей территориальной схемы и превышением в случае заключения договора установленных на 2020 год лимитов на размещение отходов, установленных Приказом Центрально-Черноземного межрегионального Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования.
Судом первой инстанции установлено, что в спорный период действовала Территориальная схема обращения с отходами на территории Воронежской области, утвержденная Приказом Департамента природных ресурсов и экологии Воронежской области от 26.08.2016 N 356 (ред. от 19.12.2019).
Согласно пункту 7.19. (Схема потоков ТКО) Территориальной схемы основные потоки коммунальных отходов от источников образования направляются на объекты размещения (полигоны ТКО либо свалки). В муниципальных районах, где действующий полигон ТКО отсутствует, образующиеся потоки ТКО направляются на санкционированные свалки (разделы 5.4, 5.5 Территориальной схемы).
В соответствии с пояснениями к рисунку 7.2. раздела 7 Территориальной схемы Калачеевский межмуниципальный кластер - единственный в Воронежской области, не имеющий на дату разработки Территориальной схемы объектов размещения ТКО, включенных в ГРОРО. В каждом из трех муниципальных районов, входящих в рассматриваемый кластер, планируется строительство и ввод в эксплуатацию полигонов ТКО с МСК, в следующей последовательности:
в 2021 - 2022 годах - полигон ТКО с МСК в Калачеевском муниципальном районе, обслуживающий территорию Калачеевского района, среднее плечо вывоза отходов 21 км;
в 2025 - 2026 годах - полигон ТКО с МСК в Петропавловском муниципальном районе обслуживающий территорию Петропавловского района, среднее плечо вывоза отходов 17,8 км;
в 2026 - 2027 годах - полигон ТКО с МСК в Воробьевском муниципальном районе обслуживающий территорию Воробьевского района, среднее плечо вывоза отходов 12,8 км.
Бутурлиновский межмуниципальный кластер также имеет один полигон ТКО, включенный в ГРОРО, расположенный в Павловском муниципальном районе (с. Русская Буйловка) с очень высокой степенью заполнения.
Приказом Департамента природных ресурсов и экологии Воронежской области от 17.06.2021 N 299 в Территориальную схему внесены изменения (начало действия редакции - 02.07.2021), в частности, в соответствии с пунктом 7.19. (Схема потоков ТКО) в муниципальных районах, где действующий полигон ТКО отсутствует, образующиеся потоки ТКО направляются на ближайшие полигоны ТКО (разделы 5.4, 5.5 Территориальной схемы), а согласно пояснениям к рисунку 7.2. раздела 7 Калачеевский межмуниципальный кластер - единственный в Воронежской области, не имеющий объектов размещения ТКО, включенных в ГРОРО. Коммунальная услуга по обращению с ТКО оказывается региональным оператором по обращению с ТКО.
На 01.01.2021 в перечень объектов размещения ТКО, разрешенных к использованию до 01.01.2023, включен объект размещения отходов в Калачеевском муниципальном районе (приказ департамента природных ресурсов и экологии Воронежской области от 17.07.2020 N 320 "О включении объекта размещения ТКО, расположенного в Калачеевском муниципальном районе, в перечень объектов размещения ТКО на территории Воронежской области"). Место расположения объекта: Воронежская область, Калачеевский район, северо-западная часть кадастрового квартала 36:10:5200016. Кадастровый номер земельного участка 36:10:5200016:25. На указанном объекте предполагается размещение ТКО, образующихся на территории Калачеевского, Воробьевского и Петропавловского муниципальных районов.
Бутурлиновский межмуниципальный кластер также имеет один полигон ТКО, включенный в ГРОРО, расположенный в Павловском муниципальном районе (с. Русская Буйловка) с очень высокой степенью заполнения.
Оценив вышеназванные обстоятельства, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что из территориальной схемы обращения с отходами на территории Воронежской области, утвержденная приказом департамента природных ресурсов и экологии Воронежской области от 19.12.2019 года N 543 "О внесении изменений в приказ департамента природных ресурсов и экологии Воронежской области от 26.08.2016 г. N 356 "Об утверждении Территориальной схемы обращения с отходами, в том числе в твердыми коммунальными отходами, на территории Воронежской области", действовавшая в спорный период, не следует обязанность Павловского МУП ЖКХ принимать на размещение твердые коммунальные отходы, образованные на территориях Калачеевского и Воробьевского муниципальных районов.
Территориальная схема, действовавшая на спорный период (2020 год) была официально опубликована на "Официальном интернет-портале правовой информации Воронежской области" (www.pravo.govvrn.ru).
Электронная модель территориальной схемы обращения с отходами на территории Воронежской области, на которую ссылается общество, официально не утверждалась и не опубликовывалась.
Приказом Управления Росприроднадзора по Воронежской области N 164/02 от 21.12.2015 для Павловского МУП ЖКХ утверждены нормативы образования отходов и лимиты на их размещение сроком действия на период с 21.12.2015 по 21.12.2020. Лимит на размещение отходов на 2020 год составил 93 383,44 куб.м. (23 345,86т).
Кроме того, согласно письму Павловского МУП ЖКХ главе городского поселения г. Павловск и главе Павловского муниципального района N 775 от 01.12.2020 по состоянию на 01.12.2020 на полигоне накоплено 4 028 827,2 куб.м. остаточная вместимость объекта 56 483,4 куб.м. После полного исчерпания проектной вместимости полигон подлежит закрытию и рекультивации. В период с 01.01.2020 по 30.11.2020 на полигон принято 101 108,2 куб.м. отходов. На 30.11.2020 утвержденный лимит размещения отходов на полигоне превышен на 7 724,7 куб.м.
В связи с окончанием срока действия, утвержденных вышеназванным приказом лимитов на размещение отходов, Павловское МУП ЖКХ обратилось в Центрально-Черноземное межрегиональное управление Росприроднадзора с заявлением об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение. При этом Ответчик предоставил с заявлением проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, разработанный с учетом технического отчета, определившего остаточную вместимость полигона. Лимиты на размещение отходов на Полигоне ТБО были утверждены в пределах остаточной вместимости полигона.
Согласно Приложению N 1 к Документу об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение N 41 от 10.09.2021 года, выданному Центрально-Черноземным межрегиональным управлением Росприроднадзора лимиты на размещение именно твердых коммунальных отходов составили:
- на период с 10.09.2021 по 31.12.2021 -12 043,045 тонны - на период с 01.01.2022 по 15.04.2022 - 6 244,542 тонны.
Таким образом, согласно утвержденным нормативам образования отходов и лимитам на их размещение для Павловского МУП ЖКХ полигон может принять ТКО (мусор от офисных и бытовых помещений организаций несортированный (исключая крупногабаритный) и отходы от жилищ несортированные (исключая крупногабаритные)) в объеме 12 043,045 тонн за период с 10.09.2021 по 15.04.2022 (Приказ Центрально-Черноземного межрегионального Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования N 18/О от 10.09.2021).
Заявленный истцом для принятия ответчиком объем ТКО, образованный на территории Калачеевского муниципального района Воронежской области за период с 01.01.2020 по 04.02.2021 равен 91 379,39 м3, а объем ТКО, образованный на территории Воробьевского муниципального района Воронежской области за период с 01.01.2020 по 31.12.2020 равен 25 041,5 м3., всего 116 420,89 м3.
В связи с чем, в случае обязания заключить договор данный объем ТКО, образованный в предшествующий период времени должен быть принят на полигон уже в текущем году.
Ответчик представил суду первой инстанции данные о том, что Департамент жилищно- комммунального хозяйства и энергетики Воронежской области приказами N 184 от 08.10.2019 и N 1 от 12.01.2021 утвердил нормативы накопления твердых коммунальных отходов на территории Воронежской области для межмуниципальных отходоперерабатывающих кластеров, в том числе для Калачеевского межмуниципального кластера. В утвержденных нормативах применен коэффициент плотности ТКО равный 0,165 т/мЗ.
Таким образом, объем заявленных истцом ТКО при переводе в тонны составит 15 077,599 тонн и 4 131,847 тонн. Учитывая утвержденные лимиты в размере 12 043,045 тн., вывод суда первой инстанции о превышении, установленных для ответчика лимитов, и как следствие наступление негативных последствий для ответчика является верным.
Кроме того, в настоящее время Департаментом природных ресурсов и экологии Воронежской области утвержден иной объект для захоронения ТКО, образующихся на территории Воробъевского и Калачеевского муниципальных районов Воронежской области.
Судом первой инстанции также верно учтено, что в ГУП ВО "Облкоммунсервис" заключены договоры N 13П на оказание услуг по захоронению твердых коммунальных отходов от 26.02.2021 и N 16П на оказание услуг по захоронению твердых коммунальных отходов от 12.07.2021 с МКП "Благоустройство".
Учитывая изложенные выше обстоятельства, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии оснований для удовлетворении заявленных требований.
Суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме, но правильных выводов суда первой инстанции не опровергают и не могут быть учтены как не влияющие на законность принятого по делу судебного акта.
Несогласие заявителя жалобы с выводами суда первой инстанции не свидетельствует о наличии оснований для отмены принятого по делу решения. Таким образом, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения не имеется.
Таким образом, апелляционный суд считает решение суда по настоящему делу законным и обоснованным, поскольку оно принято по представленному и рассмотренному заявлению, с учетом фактических обстоятельств, материалов дела и действующего законодательства, в полном соответствии с заявленными требованиями.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы относятся на ее заявителя.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Воронежской области от 07.12.2021 по делу N А14-18867/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу государственного унитарного предприятия Воронежской области "Облкоммунсервис" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции согласно части 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
Е.В. Малина |
Судьи |
Т.И. Капишникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А14-18867/2020
Истец: ГУП ВО "Облкоммунсервис"
Ответчик: МУП Павловское ЖКХ
Третье лицо: Департамент государственного регулирования тарифов Воронежской области, Департамент природных ресурсов и экологии Воронежской области, УФАС по Воронежской области, Центрально-Черноземное межрегиональное Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования