г. Самара |
|
13 апреля 2022 г. |
Дело N А72-12076/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 апреля 2022 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 13 апреля 2022 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Поповой Е.Г.,
судей Харламова А.Ю., Николаевой С.Ю.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Кожуховой С.В.,
при участии:
от общества с ограниченной ответственностью "Объединенные электрические сети" - представителей Ещеганова М.С. (доверенность от 14.04.2021), Гафуровой А.К. (доверенность от 22.01.2021 N 7/Юр),
от муниципального учреждения администрации муниципального образования "Инзенский район" - представитель не явился, извещено,
от третьих лиц - представители не явились, извещены,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Объединенные электрические сети"
на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 04 февраля 2022 года по делу N А72-12076/2021 (судья Коннова О.В.),
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Объединенные электрические сети" (ИНН: 7327067503, г. Ульяновск)
к муниципальному учреждению администрация муниципального образования "Инзенский район" (ОГРН: 1027300707037, ИНН: 7306004069, область Ульяновская, район Инзенский, г. Инза),
третьи лица - общество с ограниченной ответственностью "Инзенские электрические сети", общество с ограниченной ответственностью "Инза Сервис",
о признании незаконным постановления от 11.06.2021 N 563,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Объединенные электрические сети" (далее - ООО "ОЭС", общество) обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области к муниципальному учреждению администрация муниципального образования "Инзенский район" (далее - администрация) с заявлением о признании незаконным решения об отказе в выдаче разрешения на использование земель или земельных участков без предоставления земельных участков и установления сервитута для размещения линий электропередачи классом напряжения до 35 кВ, а также связанных с ними трансформаторных подстанций, распределительных пунктов и иного предназначенного для осуществления передачи электрической энергии оборудования, для которых не требуется разрешение на строительство, на земельном участке с кадастровым номером 73:04:030126:ЗУ1 на кадастровом плане территории 73:04:030126, расположенном по адресу: Ульяновская область, Инзенский район, г. Инза, южнее здания N 28А по ул. 4 Пятилетки, выраженного в постановлении от 11.06.2021 N 563 "Об отказе в выдаче разрешения на использование земель или земельного участка, находящихся в муниципальной собственности, либо земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена, без предоставления земельного участка и установления сервитута, публичного сервитута", просило обязать администрацию выдать ООО "ОЭС" разрешение на использование земель или земельных участков без предоставления земельных участков и установления сервитута для размещения линий электропередачи классом напряжения до 35 кВ, а также связанных с ними трансформаторных подстанций, распределительных пунктов и иного предназначенного для осуществления передачи электрической энергии оборудования, для которых не требуется разрешение на строительство, на земельном участке с кадастровым номером 73:04:030126:ЗУ1 на кадастровом плане территории 73:04:030126, расположенном по адресу: Ульяновская область, Инзенский район, г. Инза, южнее здания N 28А по ул. 4 Пятилетки, с целью размещения КТП-57 250 кВА 10/0,4 кВ.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены ООО "ИЭС" и ООО "Инза Сервис".
Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 04 февраля 2022 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционной жалобе ООО "ОЭС" просит суд апелляционной инстанции отменить решение Арбитражного суда Ульяновской области от 04 февраля 2022 года по делу N А72-12076/2021 и принять по делу новый судебный акт, которым заявленные требования удовлетворить.
В материалы дела от ООО "Инза Сервис" и заинтересованного лица поступили отзывы на апелляционную жалобу, в которых третье лицо и администрация просят суд апелляционной инстанции решение Арбитражного суда Ульяновской области от 04 февраля 2022 года по делу N А72-12076/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения как необоснованную.
В судебном заседании апелляционного суда представители ООО "ОЭС" апелляционную жалобу поддержали, просили ее удовлетворить.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание апелляционного суда не явились, извещены надлежащим образом о месте и времени судебного разбирательства в суде апелляционной инстанции.
На основании статей 156 и 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие не явившихся в судебное заседание иных лиц, участвующих в деле, надлежаще извещенных о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы.
Представитель ООО "Объединенные электрические сети" представил суду для приобщения к материалам дела копию акта о совершении исполнительных действий от 01.03.2022, составленного судебным приставом-исполнителем ОСП по Инзенскому и Базарносызганскому районам Ульяновской области.
Апелляционный суд в приобщении к материалам дела представленной копии акта отказывает на основании ст. 67, 68 АПК РФ. Данный акт не имеет отношения к спорной КТП.
Рассмотрев дело в порядке апелляционного производства, проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, 26.04.2021 общество в адрес администрации представило заявление от 23.04.2021 о выдаче разрешения на использование земель или земельных участков без предоставления земельных участков и установления сервитута на срок 10 лет для размещения трансформаторной подстанции КТП N 57 250 кВА 10/0,4 кВ и связанных с ней линий электропередачи 10 кВ, 0,4 кВ для технологического присоединения по договору об осуществлении технологического присоединения, на земельном участке с кадастровым номером 73:04:030126:ЗУ1 на кадастровом плане территории 73:04:0301 26, расположенном по адресу: Ульяновская область, Инзенский район, г. Инза, южнее здания N 28А по ул. 4 Пятилетки.
В рамках рассмотрения данного заявления, а также иных заявлений общества от 23.04.2021 о выдаче разрешения на использование земельных участков, администрация направила обществу запрос от 14.05.2021, о предоставлении пояснений относительно необходимости увеличения трансформаторных подстанций при наличии сложившейся схемы электроснабжения, в отсутствие увеличения числа абонентов и при наличии вблизи испрашиваемых участков трансформаторных подстанций, установленных ООО "ИЭС".
Письмом от 20.05.2021 администрация уведомила общество о приостановлении предоставления муниципальной услуги по рассмотрению заявлений в связи с необходимостью выезда на земельный участок и получения ответа на письмо о запросе документов от 14.05.2021.
Из отзыва администрации усматривается, что в сроки предусмотренные для рассмотрения заявления обществом не были представлены достаточные доказательства, подтверждающие наличие основания для выдачи разрешения на использование земельных участков; обоснований необходимости получения разрешения конкретными обстоятельствами, обоснований размещения указанных объектов. Кроме того, обществом в администрацию не были представлены доказательства необходимости увеличения трансформаторных подстанций при наличии сложившейся схемы электроснабжения, в отсутствие увеличения числа абонентов (по каждому заявлению).
Администрация по результатам рассмотрения заявлений ООО "ОЭС" от 23.04.2021 сопроводительным письмом от 18.06.2021 направила в адрес общества постановление от 11.06.2021 N 563 "Об отказе в выдаче разрешения на использование земель или земельного участка, находящихся в муниципальной собственности, либо земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена, без предоставления земельного участка и установления сервитута, публичного сервитута".
Заявитель оспаривает отказ в выдаче разрешения на использование вышеуказанного земельного участка, мотивируя тем, что им были предоставлены в администрацию все необходимые документы.
Общество указало, что в соответствии со статьей 3 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон об электроэнергетике) является территориальной сетевой организацией, которая оказывает услуги по передаче электрической энергии с использованием объектов электросетевого хозяйства.
Использование испрашиваемого земельного участка предполагается заявителем под уже действующую комплектную трансформаторную подстанцию КТП N 57 250 кВА 10/0,4 кВ, полностью готовую к работе, следовательно, в предполагаемом строительстве, а равно реконструкции данного объекта необходимости не имеется.
Заявитель приобрёл указанную КТП N 57 на основании договора поставки от 04.03.2020 N 17/2020/П/ОЭС, и соответственно, являясь собственником КТП N 57 передал в ее во временное владение и пользование ООО "ИЭС" по договору аренды N 54/ОЭС-2020/Ар от 01.06.2020.
Приказом ООО "ИЭС" от 26.06.2020 КТП N 57 введена в эксплуатацию.
КТП N 57 является источником питания электрической энергией для таких потребителей как ОГБПОУ "Инзенский государственный техникум отраслевых технологий, экономики и права" (здание производственного корпуса на 240 кВТ), ООО "КИТ-Энергия", ИП Просвирнин А.Н., Володин М.А.
Истец использует своё право обращения к ответчику за выдачей разрешения на использование земельного участка для того, чтобы КТП-57Н размещалась на земельном участке на законном основании.
Между территориальной сетевой организации ООО "ИЭС" и ООО "ОЭС" был заключен договор об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям ООО "ИЭС" от 26.06.2020 N 100-089/ИЭС-2020/ТП; по завершению технологических мероприятий, выданы акт об осуществлении технологического присоединения и акт о выполнении технических условий от 26.06.2020 N 100-089.
Это означает, что электроустановка КТП-57Н включена в технологическую цепь и введена в хозяйственный оборот, в связи с исполнением вышеуказанного публичного договора по технологическому присоединению. Исполнение указанных технологических действий является основанием для нахождения данного электросетевого объекта по его фактическому местоположению.
Исходя из изложенного, в рассматриваемом заявлении по настоящему делу, ООО "ОЭС" выступает не как сетевая организация, а как заявитель, обратившийся в сетевую организацию с заявлением о технологическом присоединении.
Ответчик в представленных отзыве и дополнении по делу не согласился с заявленными требованиями, мотивируя, в том числе тем, что заявитель при обращении в орган местного самоуправления должен не только указать цель получения разрешения, но и обосновать действительную необходимость размещения объекта на планируемом земельном участке.
Данная правовая позиция отражена в постановлении Арбитражного суда Поволжского округа по делу N А72-6519/2020 от 24 февраля 2021.
Заявитель не предоставил обоснование размещения объектов (по каждому заявлению) на планируемых земельных участках, фактическая цель использования которых не предусмотрена положениями статей 39.33, 39.34 Земельного кодекса Российской Федерации, Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 N 1300, постановлением Правительства Ульяновской области от 18.12.2015 N 682-П, что исключает выдачу разрешений на использование земельных участков без предоставления и установления сервитута.
Ответчик также отметил, что ранее в администрацию с заявлениями о выдаче разрешения на использование земельных участков обращалось ООО "ИЭС".
Постановлением администрации от 17.06.2020 N 483 принято решение об отказе ООО "ИЭС" в выдаче разрешений на использование земель или земельного участка, находящихся в муниципальной собственности, либо земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена без предоставления земельного участка и установления сервитута, публичного сервитута по указанным в заявлениях ориентирам.
Законность постановления была обжалована ООО "ИЭС" в Арбитражном суде Ульяновской области в рамках дела А72-6519/2020. Заявителем в материалы дела не предоставлены доказательства необходимости увеличения трансформаторных подстанций при наличии сложившейся схемы электроснабжения, в отсутствие увеличения числа абонентов (по каждому заявлению).
В дальнейшем в администрацию от ООО "ИЭС" поступили заявления о предварительном согласовании предоставления земельных участков на праве аренды сроком на 49 лет. Постановлением администрации от 15.12.2020 N 1067 принято решение отказать ООО "ИЭС" в предварительном согласовании предоставления земельных участков на праве аренды сроком на 49 лет и в утверждении схем расположения земельных участков на кадастровом плане территории. Решение заявителем не оспаривалось.
Ориентиры и площадь испрашиваемых ООО "ИЭС" в рамках направленных ранее заявлений соответствуют ориентирам и площади земельных участков, испрашиваемых ООО "ОЭС". Таким образом в заявлениях ООО "ИЭС" и в заявлениях ООО "ОЭС" фактически указаны идентичные земельные участки.
При этом ООО "ИЭС" трансформаторные подстанции установлены на испрашиваемых земельных участках в отсутствие соответствующих разрешений до направления в адрес администрации заявлений, по результатам рассмотрения которых было отказано постановлениями администрации от 17.06.2020 N 483, от 15.12.2020 N 1067.
Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 29.03.2021 по делу А72-5427/2020 удовлетворены исковые требования ООО "Инза-Сервис" к ООО "ИЭС", к ООО "Энергетическая промышленная группа", об истребовании имущества из чужого незаконного владения, обязании устранить последствия нарушения прав истца путем проведения работ по восстановлению энергоснабжения.
Данным решением (оставленным без изменения судами апелляционной и кассационной инстанций), кроме всего прочего, суд обязал ответчиков в течение 30 дней с момента вступления решения суда в законную силу устранить последствия нарушения прав ООО "ИНЗА СЕРВИС" путем проведения работ в отношении имущества, путем монтажа имущества по ранее установленным адресам.
Из анализа адресов (ориентиров), указанных в резолютивной части решения суда, следует, что в рамках исполнения решения суда трансформаторные подстанции должны монтироваться в непосредственной близости от испрашиваемых ООО "ОЭС" земельных участков, а часть трансформаторных подстанций на данные земельные участки.
ООО "ИНЗА СЕРВИС" поддержало позицию ответчика, отметив следующее.
По мнению ООО "ИНЗА СЕРВИС", ООО "ОЭС" действительную необходимость размещения объекта на испрашиваемом земельном участке не обосновало, каких-либо документов, позволяющих сделать вывод о необходимости размещения объекта, в адрес администрации не представило.
ООО "ОЭС" не отрицает тот факт, что КТП N 57 уже установлена и введена в эксплуатацию на испрашиваемом земельном участке вместо КТП N 155/160 кВА, принадлежащей ООО "ИНЗА СЕРВИС". КТП N 57 введена в эксплуатацию ООО "ИЭС" с нарушениями Закона об электроэнергетике и Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 N 861.
Перечисленные обстоятельства установлены вступившем в законную силу решением Арбитражного суда Ульяновской области от 29.03.2021 по делу N А72-5427/2020, согласно которому ООО "ИЭС" обязано осуществить монтаж КТП N 155/160 кВА по ранее установленному адресу: г. Инза, ул. 4-ая пятилетка, включить ее в работу путем восстановления присоединения к сети напряжением 10 кВ и осуществить восстановление ранее существовавших присоединений ЛЭП 0,4 кВ, путем переподключения ВЛ-0,4 кВ с вновь установленной КТП N 57 на КТП N 155/160 кВА.
В соответствии с ч.1 ст. 16 АПК РФ вступившие в законную силу судебные акты арбитражного суда являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.
По мнению ООО "ИНЗА СЕРВИС", целью обращения заявителя в Арбитражный суд Ульяновской области с настоящим заявлением является затруднить (сделать невозможным) исполнение решения Арбитражного суда Ульяновской области от 29.03.2021, поскольку удовлетворение заявления ООО "ОЭС" может позволить данному лицу указывать якобы на "законность" размещения данной трансформаторной подстанции и нарушение законных прав и интересов общества "ОЭС" решением от 29.03.2021 по делу N А72-5427/2020.
ООО "ОЭС" и ООО "ИЭС" являются взаимосвязанными лицами, единственным участником обоих обществ является один и тот же человек, что дает основание сделать вывод о том, что попытка ООО "ОЭС" получить разрешение на использование муниципальной земли под размещение трансформаторной подстанции в сложившейся ситуации (неправомерное изменение внешней схемы электроснабжения г. Инза, путем исключения из нее электросетевого хозяйства ООО "ИНЗА СЕРВИС", и введения в оборот своего оборудования) является ничем иным, как повторной попыткой "узаконить" причинение вреда имуществу ООО "ИНЗА СЕРВИС", что в соответствии со ст. 10 ГК РФ является заведомо недобросовестным осуществлением гражданских прав (злоупотребление правом).
Заявитель, зная о противоправности действия ООО "ИЭС", утверждает о законных технологических присоединениях к незаконно возведенному оборудованию потребителей ООО "ИНЗА СЕРВИС" и "новых" потребителей, таких как Володин М.А.
В результате установленных судами обстоятельств по делу N А72-5427/2020, ООО "ИНЗА СЕРВИС" как сетевая организация не может осуществлять основной вид хозяйственной деятельности, посредством своего оборудования, в том числе и КТП N 155.
Удовлетворение заявления позволит ООО "ИЭС" указывать на невозможность исполнения решения по делу N А72-5427/2020 и восстановления схемы электроснабжения с участием объектов ООО "ИНЗА СЕРВИС", поскольку ООО "ИЭС", являясь территориальной сетевой организацией, обязано бесперебойно осуществлять подачу и распределение электроэнергии в зоне своей деятельности посредством "законно" установленной КТП N 57, взятой в аренду у собственника-потребителя, который участником дела N А72-5427/2020 не являлся.
Настоящим судебным актом затрагиваются интересы ООО "ИНЗА СЕРВИС" как взыскателя по делу N А72-5427/2020, имеющего законное право на исполнение решения суда в полном объеме, и сетевой организации, имеющей законное право осуществлять основной вид хозяйственной деятельности, посредством своего имущества.
Решение суда по делу N А72-5427/2020 однозначно указывает на обязанность ООО "ИЭС" восстановить в работе 50 трансформаторных подстанций, 48 из которых подлежат возврату на места их установки. Следовательно, необходимость устанавливать дополнительные подстанции при восстановлении схемы электроснабжения отсутствует.
Заявитель, возражая против доводов администрации и ООО "ИНЗА СЕРВИС", указал, что уполномоченный орган при принятии решения об отказе лишён возможности ссылаться на отсутствие обоснования действительной необходимости размещения объекта на планируемом земельном участке, на сложившиеся правопритязания на объекты электроэнергетики между заявителем и третьими лицами, и принимает решение об использовании земель или земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельного участка и установления сервитута либо уведомляет об отказе в использовании земель или земельного участка на основании тех документов, которые были поданы с заявлением в соответствии с положениями Порядка, утвержденного постановлением Правительства Ульяновской области от 18.12.2015 N 682-П.
Обществом отмечено, что правовой спор по объектам электроэнергетики, в состав которого вошла в том числе КТП-155, существовавший между ООО "Энергетическая промышленная группа" и ООО "ИНЗА-СЕРВИС" по делу N А72-5427/2020 уже разрешен, и никаким образом не является и не мог являться препятствием, как для использования земельного участка под КТП-57 так и для осуществления монтажа КТП-155, включения её в работу в целях оказания услуг электрической энергии потребителям. КТП-155 размещается на своём отдельном земельном участке, пусть и близко расположенном с испрашиваемым земельным участком. Каждая из этих КТП является самостоятельным объектом, с собственным составом потребителей, технологически не замещая друг друга и не влияя на работу друг друга.
ООО "ИЭС" поддержало позицию заявителя.
Принимая обжалуемый судебный акт, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующих обстоятельств.
Исходя из статей 198, 201 АПК РФ, пункта 6 Постановления Пленумов Верховного Суда и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8, оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, могут быть признаны судом недействительными (незаконными) при наличии в совокупности следующих двух условий:
- они не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту;
- они нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно подпункту 6 пункта 1 статьи 39.33 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам, может осуществляться без предоставления земельных участков и установления сервитута, публичного сервитута в случае размещения нестационарных торговых объектов, рекламных конструкций, а также иных объектов, виды которых устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В силу пункта 3 статьи 39.36 Кодекса виды объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, публичного сервитута (за исключением объектов, указанных в пунктах 1 и 2 настоящей статьи), устанавливаются Правительством Российской Федерации. Порядок и условия размещения указанных объектов устанавливаются нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 03.12.2014 N 1300 утвержден перечень видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, согласно пункту 5 которого к таким видам отнесены линии электропередачи классом напряжения до 35 кВ, а также связанные с ними трансформаторные подстанции, распределительные пункты и иное предназначенное для осуществления передачи электрической энергии оборудование, для размещения которых не требуется разрешения на строительство.
В соответствии с пунктом 3 статьи 39.36 Кодекса, пунктом 15 статьи 4 Закона Ульяновской области от 17.11.2003 N 059-ЗО "О регулировании земельных отношений в Ульяновской области" постановлением Правительства Ульяновской области от 18.12.2015 N 682-П утверждены Порядок и условия размещения объектов, виды которых установлены Правительством Российской Федерации, на землях или земельных участках, находящихся в государственной собственности Ульяновской области, муниципальной собственности, а также на земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, публичных сервитутов (далее - Порядок).
Согласно подпункту 2 пункта 3 Порядка для размещения на землях или земельных участках Объектов заявитель обращается с заявлением о выдаче разрешения на использование земель или земельных участков (далее - заявление) в отношении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена (за исключением земельных участков, указанных в подпункте 1 настоящего пункта), - в органы местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области, осуществляющие полномочия по управлению и распоряжению такими земельными участками.
Перечень сведений, которые должны быть указаны в заявлении, и документы, которые должны быть к нему приложены, перечислены в пунктах 4 и 5 Порядка.
Основания для отказа в выдаче разрешения на использование земель или земельных участков перечислены в пункте 13 Порядка:
1) в заявлении указана цель использования земель или земельных участков, не соответствующая размещению и эксплуатации Объектов;
2) заявление подано с нарушением требований, установленных пунктами 3 - 5 настоящих Порядка и условий;
3) размещение Объектов приведет к невозможности использования земель или земельных участков в соответствии с их разрешенным использованием;
4) испрашиваемый земельный участок предоставлен физическому или юридическому лицу, за исключением случая, предусмотренного частью 4 статьи 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации;
5) выдача разрешения приведет к использованию земель или земельных участков в нарушение установленных федеральным законодательством ограничений по использованию земель, имеющих особый режим их использования (земли особо охраняемых природных территорий, земли лесного фонда и городских лесов и др.);
6) в отношении земли или земельного участка, на территории которого частично или полностью находится земля или земельный участок, указанный в заявлении или в прилагаемой к заявлению схеме границ запрашиваемого участка, уполномоченным органом принято решение о выдаче разрешения на использование земель или земельных участков, о проведении аукциона по продаже земельного участка или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, о предварительном согласовании предоставления земельного участка или об утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории;
7) отсутствие Объекта в Схеме в случае, если в соответствии с настоящими Порядком и условиями размещение Объекта осуществляется в соответствии с такой Схемой.
Согласно пункту 4 Порядка в заявлении о выдаче разрешения на размещение объектов должны быть, в том числе указаны: цель использования земель или земельного участка (в качестве цели использования земельного участка указываются размещение и эксплуатация объектов); адресные ориентиры земель или земельного участка; кадастровый номер земельного участка - в случае, если планируется использование всего земельного участка или его части; срок использования земель или земельного участка (в пределах сроков размещения и эксплуатации объектов) с учетом установленного пунктом 8.1 настоящих Порядка и условий максимального срока использования земель или земельного участка для определенной в заявлении цели (целей) использования.
Статьей 15 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" предусмотрено, что организация электроснабжения населения в границах муниципального, городского округа относится к вопросам местного значения муниципального, городского округа.
Правовые основы экономических отношений в сфере электроэнергетики, полномочия органов государственной власти на регулирование этих отношений, основные права и обязанности субъектов электроэнергетики при осуществлении деятельности в сфере электроэнергетики установлены Законом об электроэнергетике.
Согласно статье 6 указанного Закона общими принципами организации экономических отношений и основами государственной политики в сфере электроэнергетики являются, в том числе обеспечение бесперебойного и надежного функционирования электроэнергетики в целях удовлетворения спроса на электрическую энергию потребителей, обеспечивающих надлежащее исполнение своих обязательств перед субъектами электроэнергетики; соблюдение баланса экономических интересов поставщиков и потребителей электрической энергии; использование рыночных отношений и конкуренции в качестве одного из основных инструментов формирования устойчивой системы удовлетворения спроса на электрическую энергию при условии обеспечения надлежащего качества и минимизации стоимости электрической энергии.
Государственная политика в сфере электроэнергетики направлена на обеспечение соблюдения общих принципов организации экономических отношений в сфере электроэнергетики, установленных настоящим Федеральным законом.
В силу статьи 20 Закона N 35-ФЗ основными принципами государственного регулирования и контроля в электроэнергетике являются, в том числе достижение баланса экономических интересов поставщиков и потребителей электрической энергии; обеспечение доступности электрической энергии для потребителей и защита их прав; обеспечение защиты потребителей от необоснованного повышения цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность).
Основой системы надежного обеспечения потребителей электрической энергией являются надежная схема энергоснабжения и выполнение всех требований правил технической эксплуатации электростанций и сетей, а также наличие на розничных рынках специализированных организаций - гарантирующих поставщиков (п. 2 ст. 38 Закона N 35- ФЗ).
В Постановлении Конституционного Суда РФ от 20.12.2010 N 22-П указано, что основная цель местного самоуправления, как следует из приведенных положений Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с ее статьями 3 (часть 2) и 130 (часть 2), - решение вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью и тем самым удовлетворение основных жизненных потребностей населения муниципальных образований как субъекта права на самостоятельное осуществление - непосредственно и через органы местного самоуправления - муниципальной власти, по своей природе являющейся властью местного сообщества (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 2 апреля 2002 года N 7-П). Соответственно, в муниципальной собственности, как особой разновидности публичной собственности, - исходя из ее конституционного предназначения, заключающегося в обеспечении интересов местного сообщества в целом, - должно находиться то имущество, которое требуется для решения возложенных на местное самоуправление задач.
Судом установлено, что общество обратилось в администрацию с заявлением о выдаче разрешения на использование земельного участка под действующей комплектной трансформаторной подстанцией КТП N 57 250 кВА 10/0,4 кВ, введенной в эксплуатацию согласно приказу N 99 от 26.06.2020 ООО "ИЭС" в качестве замены выведенной из эксплуатации КТП N 155.
Между тем, согласно вступившему в законную силу решению Арбитражного суда Ульяновской области от 29.03.2021 по делу N А72-5427/2020 ООО "ИЭС" обязано в течение 30 дней с момента вступления решения суда в законную силу устранить последствия нарушения прав ООО "ИНЗА СЕРВИС" путем проведения работ в отношении имущества, а именно, в том числе осуществить монтаж КТП N 155/160 кВА по ранее установленному адресу: г. Инза, ул. 4-ая пятилетка (X1=455068.15, Y1=1318247.44; Х2 = 455068.31, Y2 = 1318249.10; Х3 = 455065.90, Y3 = 1318249.35; X4 = 455065.73, Y4 = 1318247.70), включить ее в работу путем восстановления присоединения к сети напряжением 10 кВ и осуществить восстановление ранее существовавших присоединений ЛЭП 0,4 кВ, путем переподключения ВЛ-0,4 кВ с вновь установленной КТП N 57 на КТП N 155/160 кВА, обязано не чинить препятствия во владении и пользовании ООО "ИНЗА СЕРВИС" в отношении, в том числе ТП-155/100 кВА (г. Инза, ул. 4-ая Пятилетка).
В решении суда указано, что ООО "ИЭС", в соответствии с ч. 4 ст. 26 Закона об электроэнергетике, п. 6 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации N 861 от 27.12.2004, как смежная сетевая организация не вправе препятствовать передаче электрической энергии через сети ООО "Инза Сервис" вне зависимости от того, чей это потребитель: истца или ответчика.
В нарушение указанных выше норм, данный ответчик препятствует поступлению электрической энергии в энергопринимающие устройства истца путем вывода из строя оборудования истца посредством внешнего и внутреннего вмешательства в его работу (изменение внешней схемы энергоснабжения г. Инза).
Администрация изменение внешней схемы энергоснабжения не согласовывала.
Действиями ответчика по самовольному изменению схемы энергоснабжения г. Инзы нарушаются права потребителей г. Инзы, поскольку они имеют право бесперебойно получать электрическую энергию по договорам энергоснабжения, заключенным с АО "Ульяновскэнерго".
Следствием противоправных действий ООО "ИЭС" является невозможность для истца осуществлять основной вид хозяйственной деятельности и извлекать из этого прибыль.
С учетом изложенного, суд в рамках указанного дела пришел к выводу о том, что истцом был выбран надлежащий способ защиты нарушенного права: обязать совершить действия, направленные на восстановление работоспособности имущества - восстановление внешней схемы электроснабжения г. Инза, ранее существовавшую до вмешательства ООО "ИЭС".
Согласно статье 16 АПК РФ вступившие в законную силу судебные акты арбитражного суда являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.
При таких обстоятельствах, в рассматриваемом деле суд пришел к правильному выводу о том, что оспариваемым отказом в выдаче разрешения на использование земельного участка права заявителя нарушены быть не могут, поскольку действия администрации по сути направлены на исполнение решения суда, установившего самовольное изменение схемы энергоснабжения г. Инзы, чем нарушаются права потребителей г. Инзы.
Обстоятельств, позволяющих в настоящем деле переоценить вывод суда о необходимости восстановления внешней схемы электроснабжения г. Инза, ранее существовавшей до вмешательства ООО "ИЭС", подтверждающих необходимость изменения этой схемы путем одновременной работы КТП N 155 и КТП N 57, судами первой и апелляционной инстанций не установлено, так как соответствующих доказательств суду не представлено.
С учетом вышеизложенного, принимая во внимание установленные обстоятельства дела и вышеприведенные нормы закона, суд пришел к правильному выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований.
По существу доводы апелляционной жалобы сводятся к несогласию заявителя с выводами суда о фактических обстоятельствах дела и иной оценке представленных в материалы дела доказательств, что не может служить основанием для отмены судебного акта.
Выводы арбитражного суда первой инстанции соответствуют доказательствам, имеющимся в деле, установленным фактическим обстоятельствам дела и основаны на правильном применении норм права.
Сведений, опровергающих установленные по настоящему делу и делу N А72-5427/2020 обстоятельства, выводы судов, в апелляционной жалобе не содержится.
Вопреки утверждению подателя апелляционной жалобы, судом в рамках настоящего дела правомерно учтены обстоятельства, установленные судом при рассмотрении дела N А72-5427/2020. Доводы подателя жалобы направлены на переоценку установленных судом при рассмотрении указанного дела обстоятельств и его выводов, и о незаконности обжалуемого в рамках настоящего дела судебного акта не свидетельствуют.
Нарушений процессуального закона, влекущих безусловную отмену обжалуемого судебного акта, не установлено.
Оснований для отмены решения суда не имеется.
Поскольку при обращении в суд апелляционной инстанции подателем апелляционной жалобы была уплачена государственная пошлина в размере 3 000 руб., при том, что по рассматриваемой категории дел размер государственной пошлины составляет 1 500 руб., излишне уплаченная государственная пошлина подлежит возвращению плательщику из федерального бюджета согласно ст. 333.40 НК РФ.
Руководствуясь ст. ст. 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Ульяновской области от 04 февраля 2022 года по делу N А72-12076/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Объединенные электрические сети" (ОГРН 1137327001085, ИНН 7327067503) из федерального бюджета государственную пошлину в сумме 1 500 (одна тысяча пятьсот) рублей, излишне уплаченную по платежному поручению N 195 от 18 февраля 2022 года.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
Е.Г. Попова |
Судьи |
А.Ю. Харламов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А72-12076/2021
Истец: ООО "ОБЪЕДИНЕННЫЕ ЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ СЕТИ"
Ответчик: АДМИНИСТРАЦИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ИНЗЕНСКИЙ РАЙОН, МУ Администрация МО "Инзенский район"
Третье лицо: ООО "ИНЗА СЕРВИС", ООО "ИНЗА-Сервис", ООО "ИНЗЕНСКИЕ ЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ СЕТИ"