г. Самара |
|
12 апреля 2022 г. |
Дело N А65-26171/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 апреля 2022 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 12 апреля 2022 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Поповой Е.Г.,
судей Корастелева В.А., Сергеевой Н.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Кожуховой С.В.,
при участии:
от Кредитного потребительского кооператива "Приволжский Фонд Сбережений" - представителя Хакимуллина Л.Р. (доверенность от 01.06.2021),
от Центрального банка Российской Федерации в лице Отделения - Национального Банка по Республике Татарстан Волго-Вятского главного управления Центрального Банка Российской Федерации - представителя Негря Н.А. (доверенность от 18.08.2021),
рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Республики Татарстан апелляционную жалобу Кредитного потребительского кооператива "Приволжский Фонд Сбережений"
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 27 января 2022 года по делу N А65-26171/2021 (судья Абдрахманов И.И.),
по заявлению Кредитного потребительского кооператива "Приволжский Фонд Сбережений", г.Казань (ОГРН 1101690015240, ИНН 1655190280) в лице конкурсного управляющего Сытдыкова Ильдара Гумаровича
к Центральному банку Российской Федерации в лице Отделения - Национального Банка по Республике Татарстан Волго-Вятского главного управления Центрального Банка Российской Федерации, г.Казань (ОГРН 1037700013020, ИНН 7702235133)
об отмене, о признании, об обязании,
УСТАНОВИЛ:
Кредитный потребительский кооператив "Приволжский Фонд Сбережений" в лице конкурсного управляющего Сытдыкова Ильдара Гумаровича (далее - заявитель) обратился в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к Центральному банку Российской Федерации в лице Отделения - Национального Банка по Республике Татарстан Волго-Вятского главного управления Центрального Банка Российской Федерации (далее - заинтересованное лицо, административный орган) об отмене постановления Отделения - Национального банка по РТ Волго-Вятского главного управления Центрального банка РФ N 21-6342/3110-1 о наложении штрафа по делу об административном правонарушении N ТУ-92-ЮЛ-21-6342 от 08.10.2021 и прекращении производства по делу об административном правонарушении; о признании не соответствующим нормативным правовым актам и нарушающим права и свободы, законные интересы заявителя Представления Отделения - Национального Банка по Республике Татарстан Волго-Вятского главного управления Центрального Банка Российской Федерации от 08.10.2021 г. NТУ-92-ЮЛ-21-6342/3130-1; об обязании Отделения - Национального Банка по Республике Татарстан Волго-Вятского главного управления Центрального Банка Российской Федерации отменить представление от 08.10.2021 г. NТУ-92-ЮЛ-21-6342/3130-1.
Определением Арбитражного суда Республики Татарстан от 16.12.2021 г. требования заявителя, предъявленные по двум делам: N А65-26171/2021 и N А65-27915/2021 в порядке ст.130 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации объединены в одно производство с присвоением единого номера дела N А65-26171/2021.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 27 января 2022 года в удовлетворении заявления отказано.
В апелляционной жалобе заявитель просит суд апелляционной инстанции отменить решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 27 января 2022 года по делу N А65-26171/2021 и принять по делу новый судебный акт, которым заявленные требования удовлетворить.
В материалы дела поступил отзыв заинтересованного лица на апелляционную жалобу, в котором административный орган просит суд апелляционной инстанции решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 27 января 2022 года по делу N А65-26171/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения как необоснованную.
В судебном заседании апелляционного суда представитель заявителя апелляционную жалобу поддержал, просил ее удовлетворить.
Представитель заинтересованного лица в судебном заседании апелляционного суда возражала против удовлетворения апелляционной жалобы по доводам, изложенным в отзыве, просила суд апелляционной инстанции решение суда первой инстанции оставить без изменения.
Рассмотрев дело в порядке апелляционного производства, проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, постановлением N 21-6342/3110 от 08.10.2021 г., вынесенным по административному делу N ТУ-92-ЮЛ-21-6342 Кредитный потребительский кооператив "Приволжский фонд сбережений" был привлечен к административной ответственности в связи с невыполнением в установленный срок предписания Банка России от 26.07.2021 г. N Т128-99-2/19334 по части 9.1 статьи 19.5 КоАП РФ и ему назначен штраф в размере 50 000 (пятьдесят тысяч) рублей.
По итогам рассмотрения административного дела N ТУ-92-ЮЛ-21-6342 Кредитному потребительскому кооперативу "Приволжский фонд сбережений" было вынесено представление N ТУ-92-ЮЛ-21-6342/3130-1 от 08.10.2021 г. об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.
Заявитель, считая постановление N 21-6342/3110 от 08.10.2021 г. и представление N ТУ-92-ЮЛ-21-6342/3130-1 от 08.10.2021 г. незаконными и необоснованными, обратился в арбитражный суд.
Принимая обжалуемый судебный акт, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующих обстоятельств.
В соответствии с положениями части 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Согласно части 7 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
Исходя из ч. 9.1. ст. 19.5 КоАП РФ невыполнение в установленный срок законного предписания Банка России, вынесенного при осуществлении надзора за деятельностью кредитного потребительского кооператива, общее число членов которого не превышает три тысячи физических и (или) юридических лиц, с размером активов, не превышающим определенного нормативным актом Банка России в соответствии с законодательством о кредитной кооперации значения, сельскохозяйственного кредитного потребительского кооператива, общее число членов и ассоциированных членов которого не превышает три тысячи физических и (или) юридических лиц, с размером активов, не превышающим определенного нормативным актом Банка России в соответствии с законодательством о сельскохозяйственной кооперации значения, или жилищного накопительного кооператива, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
В соответствии с пунктом 7 части 2 статьи 5 Федерального закона от 18.07.2009 N 190-ФЗ "О кредитной кооперации" (далее - Федеральный закон N 190-ФЗ) Банк России осуществляет контроль и надзор за соблюдением кредитными потребительскими кооперативами требований Федерального закона N 190-ФЗ, других федеральных законов, нормативных правовых актов Российской Федерации и нормативных актов Банка России с учётом особенностей, установленных статьёй 35 Федерального закона N 190-ФЗ.
В отношении кредитных потребительских кооперативов Банк России вправе:
- проводить проверки соблюдения установленных финансовых нормативов и соответствия деятельности кредитного потребительского кооператива Федеральному закону N 190-ФЗ, другим федеральным законам, нормативным правовым актам Российской Федерации и нормативным актам Банка России в порядке, установленном Банком России (пункт 4 части 3 статьи 5 Федерального закона N 190-ФЗ);
- направлять кредитным потребительским кооперативам, а также их саморегулируемым организациям предписания, обязательные для исполнения, а также запрашивать у них документы, необходимые для решения вопросов, находящихся в компетенции Банка России. Предписания и запросы Банка России направляются посредством почтовой, факсимильной связи либо посредством вручения адресату или в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью, в порядке, установленном Банком России (пункт 6 части 3 статьи 5 Федерального закона N 190-ФЗ).
Согласно пункту 12 части 1 статьи 76.1 Федерального закона от 10.07.2002 N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" (далее - Федеральный закон N 86-ФЗ) некредитными финансовыми организациями являются, в том числе кредитные потребительские кооперативы.
Банк России устанавливает обязательные для некредитных финансовых организаций сроки и порядок составления и представления отчётности, а также другой информации, предусмотренной федеральными законами (статья 76.6 Федерального закона N 86-ФЗ).
Согласно пункту 1.2 части 2 статьи 5 Федерального закона N 190-ФЗ Банк России устанавливает формы, сроки и порядок составления и представления отчётности и иных документов и информации, предусмотренных частью 3 статьи 28 и пунктом 8 части 6 статьи 35 Федерального закона N 190-ФЗ, необходимые для осуществления контроля и надзора за деятельностью кредитных потребительских кооперативов.
В соответствии с частью 3 статьи 28 Федерального закона N 190-ФЗ кредитные потребительские кооперативы, общее число членов которых превышает три тысячи физических и (или) юридических лиц, кредитные потребительские кооперативы второго уровня, а также кредитные потребительские кооперативы, не вступившие в члены саморегулируемой организации в сфере финансового рынка, объединяющей кредитные потребительские кооперативы, обязаны составлять и представлять в Банк России отчётность и иные документы и информацию, установленные Федеральным законом N 190-ФЗ, другими федеральными законами и нормативными актами Банка России.
С 21.06.2021 г. формы, сроки и порядок составления и представления в Банк России отчёта о деятельности кредитного потребительского кооператива и отчёта о персональном составе органов кредитного потребительского кооператива установлены Указанием Банка России от 02.02.2021 N 5722-У "О формах, сроках и порядке составления и представления в Банк России отчётности и иных документов и информации кредитных потребительских кооперативов" (далее - Указание N 5722-У).
В соответствии с пунктом 1 Указания N 5722-У отчёт о деятельности кредитного потребительского кооператива представляется кредитным потребительским кооперативом (далее также - КПК) и саморегулируемой организацией в сфере финансового рынка, объединяющей КПК (далее - СРО), в Банк России в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью лица, осуществляющего функции единоличного исполнительного органа КПК или СРО соответственно, в соответствии с порядком взаимодействия Банка России с некредитными финансовыми организациями и СРО, определенным на основании части 8 статьи 76.9 Федерального закона N 86-ФЗ.
Согласно пункту 1 Порядка и сроков составления и представления отчета о деятельности кредитного потребительского кооператива, установленных в приложении 1 к Указанию N 5722-У, отчёт о деятельности КПК составляется и представляется в Банк России по всем разделам, за исключением разделов V, X и XI, ежеквартально (за первый квартал, полугодие, девять месяцев, год (далее также - отчётный период) нарастающим итогом с начала календарного года в срок не позднее 15 рабочих дней по окончании отчётного периода.
Согласно части 4 статьи 5 Федерального закона N 190-ФЗ кредитный потребительский кооператив обязан обеспечить возможность предоставления в Банк России электронных документов, а также возможность получения от Банка России электронных документов в порядке, установленном Банком России.
Порядок взаимодействия Банка России с некредитными финансовыми организациями при использовании ими информационных ресурсов Банка России и личного кабинета определяется нормативным актом Банка России (часть 8 статьи 76.9 Федерального закона N 86-ФЗ).
Порядок взаимодействия Банка России с некредитными финансовыми организациями, предусмотренный частью 8 статьи 76.9 Федерального закона N 86-ФЗ, установлен Указанием Банка России от 19.12.2019 N 5361-У "О порядке взаимодействия Банка России с кредитными организациями, некредитными финансовыми организациями и другими участниками информационного обмена при использовании ими информационных ресурсов Банка России, в том числе личного кабинета" (далее - Указание N 5361-У).
В соответствии с пунктом 1.1 Указания N 5361-У некредитные финансовые организации должны представлять в Банк России документы (сведения), в том числе отчётность, запросы и ответы на запросы Банка России посредством личного кабинета, ссылка на который размещена на официальном сайте Банка России в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - личный кабинет).
Некредитная финансовая организация должна получать от Банка России документы, в том числе запросы, требования (предписания) Банка России, процессуальные документы по делу об административном правонарушении посредством личного кабинета.
Документы (сведения) некредитной финансовой организации и документы Банка России, представляемые в электронной форме, должны быть подписаны усиленной квалифицированной электронной подписью юридического или физического лица, а также по решению некредитной финансовой организации, Банка России соответственно зашифрованы с применением сертифицированных средств криптографической защиты информации (далее - электронный документ).
Кредитный потребительский кооператив "Приволжский фонд сбережений" внесён Банком России в Государственный реестр кредитных потребительских кооперативов под номером 178.
В соответствии с данными реестра Кредитный потребительский кооператив "Приволжский фонд сбережений" не является членом ни одной из саморегулируемых организаций, зарегистрированных на территории Российской Федерации (дата исключения из членов саморегулируемой организации "Межрегиональный союз кредитных кооперативов "Опора кооперации"" - 04.08.2017 г.).
Следовательно, Кредитный потребительский кооператив "Приволжский фонд сбережений" обязан представлять в Банк России документы, содержащие отчетность и иные документы, и информацию, установленные Федеральным законом от 18.07.2009 N 190-ФЗ, другими федеральными законами и нормативными актами Банка России.
По результатам осуществленного Центром обработки отчетности в Отделении по Тверской области Главного управления Банка России по Центрального федеральному округу (далее - Центр по обработке отчетности г. Тверь) мониторинга приема отчетов, поступивших в Банк России через личный кабинет, установлено, что Кредитный потребительский кооператив "Приволжский фонд сбережений" не представил отчет по форме ОКУД 0420820 "Отчет о деятельности кредитного потребительского кооператива" за полугодие 2021 года (далее - Отчет). В адрес Кредитного потребительского кооператива "Приволжский фонд сбережений" направлено Предписание Банка России об устранении нарушений законодательства Российской Федерации от 26.07.2021 N Т128-99-2/19334 (далее - Предписание), согласно которому Кооперативу в срок не позднее 10-ти рабочих дней с даты получения Предписания надлежало:
1. Устранить нарушение законодательства Российской Федерации, направив в Банк России Отчет;
2. Представить в Банк России ответ на Предписание с приложением документов, подтверждающих исполнение указанных в предписании требований.
В соответствии с пунктом 4.1 Указания N 5361-У Банк России путём размещения в личном кабинете направляет участнику информационного обмена документы, в том числе запросы, требования (предписания) Банка России, процессуальные документы по делу об административном правонарушении и ответы на запросы участника информационного обмена.
В соответствии с пунктом 4.2 Указания N 5361-У электронный документ Банка России считается полученным участником информационного обмена по истечении 24 часов с момента его размещения в личном кабинете, за исключением случаев, предусмотренных абзацами первым и вторым пункта 4.3 Указания N 5361-У.
В случае если момент размещения электронного документа в личном кабинете приходится на нерабочее время участника информационного обмена, электронный документ Банка России считается полученным участником информационного обмена в 18 часов 00 минут (по московскому времени) ближайшего следующего рабочего дня, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 4.3 Указания N 5361-У.
Предписание, подписанное усиленной квалифицированной подписью Банка России, размещено в личном кабинете Кооператива 26.07.2021 г. в 14 час. 13 мин. (идентификатор ЛК 450360B6-079E-4AA6-8DF2-B03E517A717E), что подтверждается информацией о размещении документа в личном кабинете Кооператива.
Предписание считается полученным Кооперативом 27.07.2021 г. в 14 час. 13 мин.
Следовательно, Кредитный потребительский кооператив "Приволжский фонд сбережений" надлежало выполнить Предписание и представить в Банк России Отчет, а также документы, свидетельствующие об устранении выявленного нарушения, в срок не позднее 10.08.2021 г.
По результатам мероприятий, проводимых в рамках осуществления контроля за выполнением Предписания, установлено, что по состоянию на 16.08.2021 г. Отчет не представлен, что подтверждается скриншотом страницы информационного ресурса Банка России "Система мониторинга приема отчетности" (скриншот страницы http://10.181.9.49/Home/Packages).
Каких-либо документов от Кооператива в ответ на Предписание не поступало, что подтверждается скриншотом из Автоматизированной системы ведения фонда электронных сообщений (далее - АС ФЭС) по состоянию на 07.09.2021 г.
Центром по обработке отчетности г.Тверь в адрес Кооператива было направлено уведомление о неисполнении предписания Банка России от 16.08.2021 г. N Т128-99-2/21048).
Как следует из письма Центра по обработке отчётности г.Тверь от 08.10.2021 г. Вх. N 4-97968, Предписание не исполнено и остаётся на контроле.
Представитель конкурсного управляющего Кооперативом Сытдыкова И.Г. Хакимуллин Р.Л. в своих объяснениях, данных при составлении протокола, сообщил о том, что предыдущим конкурсным управляющим Кооперативом Урминой Л.Н. сведения о наличии личного кабинета не передавались, доступ в личный кабинет отсутствует, копию Предписания конкурсный управляющий не получал. Финансовую деятельность Кооператив не ведет, в его отношении открыта процедура банкротства.
В соответствии с письмом Центра по обработке отчётности г.Тверь от 28.09.2021 г. N 4-93568 по состоянию на 27.09.2021 г. статус личного кабинета Кредитного потребительского кооператива "Приволжский фонд сбережений" - "действующий".
В обжалуемом постановлении отмечено, что доводы заявителя о невозможности исполнения Предписания в установленный срок в связи со сменой конкурсных управляющих, отсутствии у конкурсного управляющего Сытдыкова И.Г. информации от конкурсного управляющего Урминой Л.Н. о наличии личного кабинета свидетельствуют о наличии внутриорганизационных проблем в Кредитного потребительского кооператива "Приволжский фонд сбережений" и, учитывая требования пункта 4.2 Указания N 5361-У, не являются основанием для освобождения Кредитного потребительского кооператива "Приволжский фонд сбережений" от административной ответственности.
Основываясь на вышесказанном, заместитель управляющего Отделением - НБ Республика Татарстан Солдатов Павел Анатольевич пришел к выводу о наличии в деянии КПК "Приволжский фонд сбережений" признаков состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 9.1. ст. 19.5 КоАП РФ, и вынес оспариваемое постановление N 21-6342/3110-1 о наложении штрафа по делу об административном правонарушении N ТУ-92-ЮЛ-21-6342 от 08.10.2021.
В своих заявлениях в суд заявитель утверждает о том, что дело об административном правонарушении N ТУ-92-ЮЛ-21-6342 от 08.10.2021 г. было рассмотрено в отсутствие заявителя без его надлежащего извещения о времени и месте рассмотрения дела, кроме того в действиях заявителя отсутствует вина в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.9.1 ст.19.5 КоАП РФ, а так же в деле имеются основания для освобождения заявителя от административной ответственности, ввиду малозначительности.
В обоснование того, что заявителем были приняты все зависящие от него меры по соблюдению правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, Кредитный потребительский кооператив "Приволжский фонд сбережений" ссылается на факт подачи им заявления в Арбитражный суд Республики Татарстан об обязании конкурсного управляющего Урминой Л.Н. передать конкурсному управляющему Сытдыкову И.Г. соответствующую документацию. В удовлетворении заявления было отказано. Не согласившись с определением об отказе в удовлетворении заявления, Сытдыковым И.Г. была подана апелляционная жалоба. Апелляционная жалоба оставлена без удовлетворения.
В дальнейшем, конкурсный управляющий Кооператива Сытдыков И.Г. обращался в Арбитражный суд г.Москвы с исковым заявлением к ООО "ЛК Профконсалт" об обязании передать документы. Исковое заявление было составлено без рассмотрения. На указанное определение конкурсным управляющим Кооператива Сытдыковым И.Г. также была подана апелляционная жалоба. Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда апелляционная жалоба была оставлена без удовлетворения.
По мнению заявителя, вывод в Постановлении административного органа о пренебрежительном отношении Кредитного потребительского кооператива "Приволжский фонд сбережений" к исполнению своих обязанностей, к формальным требованиям законодательства опровергается предпринятыми заявителем мерами.
Однако, как верно отмечено судом первой инстанции, данные обстоятельства не снимают с Кредитного потребительского кооператива "Приволжский фонд сбережений" обязанность осуществлять деятельность в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации и не позволяют сделать вывод о том, что заявителем были приняты все зависящие от него меры по соблюдению правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, об отсутствии пренебрежительного отношения Кредитного потребительского кооператива "Приволжский фонд сбережений" к исполнению своих обязанностей, к формальным требованиям законодательства.
В судебном заседании было установлено, что информация о действиях участника информационного обмена, необходимых для использования личного кабинета, размещена на сайте Банка России. Для восстановления доступа к личному кабинету участника информационного обмена необходимо было обратиться в техническую поддержку с целью получения квалифицированной консультации и алгоритма дальнейших действий.
При этом Кредитный потребительский кооператив "Приволжский фонд сбережений" в Банк России с подобным запросом не обращался.
При таких обстоятельствах в Постановлении сделан правильный вывод о том, что у Кредитного потребительского кооператива "Приволжский фонд сбережений" имелась возможность исполнить предписание Банка России в установленные сроки, но им не были приняты все зависящие от него меры по исполнению указанной обязанности. Доказательства наличия объективных причин, препятствующих своевременному надлежащему исполнению предписания Банка России, в материалах дела отсутствуют.
Доводы заявителя о его ненадлежащем извещении при рассмотрении дела об административном правонарушении N ТУ-92-ЮЛ-21-6342 от 08.10.2021 г. обоснованно отклонены судом, исходя из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 25.15 КоАП РФ лица, участвующие в производстве по делу об административном правонарушении, а также свидетели, эксперты, специалисты и переводчики извещаются или вызываются в суд, орган или к должностному лицу, в производстве которых находится дело, заказным письмом с уведомлением о вручении, повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, по факсимильной связи либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование извещения или вызова и его вручение адресату.
Устанавливая обязанность административных органов по надлежащему извещению законного представителя юридического лица, КоАП РФ не устанавливает каких-либо определенных форм его извещения о процессуальных действиях в процессе производства по делу об административном правонарушении и требования о вручении извещения непосредственно законному представителю не содержит.
В соответствии с частью 3 статьи 25.15 КоАП РФ место нахождения юридического лица, его филиала или представительства определяется на основании выписки из единого государственного реестра юридических лиц.
В соответствии с пунктом 24.1 Постановления Пленума Высшего арбитражного суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" и Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 20.11.2008 N 60 "О внесении дополнений в некоторые постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, касающиеся рассмотрения арбитражными судами дел об административных правонарушениях", при решении вопроса о том, имело ли место надлежащее извещение лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, либо его законного представителя о составлении протокола об административном правонарушении, следует учитывать, что КоАП РФ не содержит оговорок о необходимости направления извещения исключительно какими-либо определенными способами, в частности путем направления по почте заказного письма с уведомлением о вручении или вручения его адресату непосредственно.
В соответствии с пунктом 1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 30.07.2013 N 61 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с достоверностью адреса юридического лица" юридическое лицо несет риск последствий неполучения юридически значимых сообщений, поступивших по его адресу, указанному в ЕГРЮЛ, а также риск отсутствия по этому адресу своего представителя.
Юридическое лицо обязано обеспечить получение поступающей в его адрес корреспонденции уполномоченными лицами, и неисполнение данной обязанности влечет за собой риск наступления негативных последствий.
В целях извещения Кредитного потребительского кооператива "Приволжский фонд сбережений" о дате, времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении N ТУ-92-ЮЛ-21-6342 в адрес Кредитного потребительского кооператива "Приволжский фонд сбережений" были направлены следующие документы:
- копия определения о назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении от 04.10.2021 г. N ТУ-92-ЮЛ-21-6342/3020-1 (заказным письмом с уведомлением о вручении);
- телеграмма-вызов от 04.10.2021 г. N Т492-17-2-1/14406 (через телетайп, личный кабинет);
- письмо о направлении копии определения по делу об административном правонарушении N ТУ-92-ЮЛ-21-6342 от 05.10.2021 г. N Т492-17-2-1/14467 (личный кабинет).
До рассмотрения дела об административном правонарушении N ТУ-92-ЮЛ-21-6342 административным органом получено уведомление о невручении телеграммы-вызова от 04.10.2021 г. N Т492-17-2-1/14406 по причине "такого учреждения нет".
Вся корреспонденция административным органом направлялась по юридическому адресу Кредитного потребительского кооператива "Приволжский фонд сбережений", указанному в ЕГРЮЛ (420073, Республика Татарстан, г.Казань, ул.Гвардейская, д.16Б, офис 402), сведения об ином месте нахождения у административного органа отсутствовали, заявлений от Кредитного потребительского кооператива "Приволжский фонд сбережений" о направлении почтовой корреспонденции по другим адресам не поступало, в материалах административного дела отсутствуют.
Данные обстоятельства не исключают производство по делу, поскольку лицо, в отношении которого ведется производство по делу, в силу позиций, высказанных Пленумом Высшего Арбитражного суда Российской Федерации, считается извещенным о времени и месте рассмотрения дела в случае, когда с указанного в ЕГРЮЛ адреса, до рассмотрения дела поступило сообщение о не вручении или невозможности вручения.
Кроме того, не могут считаться не извещенными лица, отказавшиеся от получения направленных материалов или не явившихся за получением, несмотря на почтовое извещение (при наличии соответствующих доказательств).
Таким образом, права Кредитного потребительского кооператива "Приволжский фонд сбережений" при рассмотрении дела об административном правонарушении в соответствии с требованиями КоАП РФ соблюдены. Дело рассмотрено в отсутствие заявителя, уведомленного надлежащим образом.
Доводы заявителя о наличии оснований для его освобождения от административной ответственности ввиду малозначительности также обоснованно отклонены судом.
В соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
В соответствии с пунктом 21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, свидетельствующими о малозначительности правонарушения. Данные обстоятельства в силу частей 2 и 3 статьи 4.1 КоАП РФ учитываются при назначении административного наказания.
Согласно пунктам 18, 18.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния.
Малозначительность является оценочным признаком, который устанавливается в зависимости от конкретных обстоятельств дела.
В связи с тем, что нормы части 9.1 статьи 19.5 КоАП РФ имеют целью охрану общественных отношений, складывающихся в рамках осуществления контролирующим органом своих функций (в том числе, направленных на выявление и устранение нарушений законодательства о кредитной кооперации), неисполнение КПК "Приволжский фонд сбережений" законного предписания препятствует осуществлению Банком России возложенных на него функций, в том числе по поддержанию устойчивости деятельности кредитных кооперативов, а также обеспечению прав и законных интересов членов Кооператива, и создало существенную угрозу охраняемым общественным отношениям.
При этом существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается не в наступлении каких-либо вредных материальных последствий правонарушения, а в пренебрежительном отношении Кредитного потребительского кооператива "Приволжский фонд сбережений" к исполнению своих публично-правовых обязанностей.
Исходя из вышеизложенного следует, что Кредитный потребительский кооператив "Приволжский фонд сбережений" должен был соблюсти ту степень заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения Предписания.
Кроме того, состав вменяемого правонарушения является формальным, поэтому для привлечения к административной ответственности достаточно факта совершения данного деяния, независимо от возникновения или не возникновения общественно опасных последствий.
Исходя из изложенных обстоятельств, суд пришел к верному выводу об отсутствии оснований для признания совершенного правонарушения малозначительным.
При рассмотрении дела об административном правонарушении N ТУ-92-ЮЛ-21-6342 административным органом не допущено процессуальных нарушений.
В этой связи оснований для признания оспариваемого постановления 08.10.2021 г. N 21-6342/3110-1 по делу об административном правонарушении незаконным и его отмены, не имеется.
Согласно положениям части 1 статьи 29.13 КоАП РФ судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, при установлении причин административного правонарушения и условий, способствовавших его совершению, вносят в соответствующие организации и соответствующим должностным лицам представление о принятии мер по устранению указанных причин и условий.
В силу части 2 статьи 29.13 КоАП РФ организации и должностные лица обязаны рассмотреть представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, в течение месяца со дня его получения и сообщить о принятых мерах судье, в орган, должностному лицу, вынесшим представление.
Поскольку судом постановление о наложении на заявителя штрафа по делу об административном правонарушении от 08.10.2021 г. N 21-6342/3110-1 признано правомерным, а представление от 08.10.2021 г. NТУ-92-ЮЛ-21-6342/3130-1 вынесено на основании правонарушения, установленного указанным постановлением, то и представление от 08.10.2021 г. NТУ-92-ЮЛ-21-6342/3130-1 является правомерным, основанным на нормах действующего законодательства.
С учетом вышеизложенного, принимая во внимание установленные обстоятельства дела и вышеприведенные нормы закона, суд пришел к правильному выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Доводы подателя жалобы о его ненадлежащем извещении административным органом при рассмотрении дела об административном правонарушении являются несостоятельными и опровергаются материалами дела.
Все извещения направлялись заявителю административным органом по юридическому адресу КПК "Приволжский фонд сбережений" - лица, привлекаемого к административной ответственности.
Требования вышеизложенных положений ч. 3 ст. 25.15 КоАП РФ административным органом соблюдены.
В рассматриваемом деле к административной ответственности по ч. 9.1. ст. 19.5 КоАП РФ привлекается юридическое лицо-КПК "Приволжский фонд сбережений", которому и подлежат направлению извещения по делу об административном правонарушении, а не непосредственно конкурсный управляющий, являющийся в силу пункта 2 статьи 126 Закона о банкротстве руководителем должника, обязанным обеспечить получение корреспонденции по юридическому адресу организации.
Обязанности направлять извещения по делу об административном правонарушении непосредственно в адрес конкурсного управляющего в рассматриваемом случае положения КоАП РФ не содержат.
Иные приведенные в апелляционной жалобе доводы были предметом исследования суда первой инстанции и им дана надлежащая правовая оценка.
Наличие в действиях Кооператива состава вменяемого административного правонарушения, законность оспариваемых постановления и представления, подтверждены материалами дела.
Выводы арбитражного суда первой инстанции соответствуют доказательствам, имеющимся в деле, установленным фактическим обстоятельствам дела и основаны на правильном применении норм права. Сведений, опровергающих установленные по делу обстоятельства и выводы суда, в апелляционной жалобе не содержится.
Нарушений процессуального закона, влекущих безусловную отмену обжалуемого судебного акта, не установлено.
Оснований для отмены решения суда не имеется.
На основании части 4 статьи 208 АПК РФ, части 4 статьи 30.1 и части 5 статьи 30.2 КоАП РФ государственная пошлина по делам об оспаривании решений о привлечении к административной ответственности (определений об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении) не уплачивается, в связи с чем вопрос о ее взыскании не рассматривался.
Руководствуясь ст. ст. 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 27 января 2022 года по делу N А65-26171/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
Е.Г. Попова |
Судьи |
В.А. Корастелев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А65-26171/2021
Истец: Кредитный потребительский кооператив "Приволжский Фонд Сбережений" в лице к/у Сытдыкова Ильдара Гумаровича, Кредитный потребительский кооператив "Приволжский Фонд Сбережений", г.Казань
Ответчик: Центральный банк Российской Федерации в лице Отделения - Национального Банка по Республике Татарстан Волго-Вятского главного управления Центрального Банка Российской Федерации, г.Казань
Третье лицо: Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд