г. Чита |
|
13 апреля 2022 г. |
Дело N А58- 6256/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 апреля 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 13 апреля 2022 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Сидоренко В.А.,
судей Басаева Д.В., Ломако Н.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Куркиной Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Окружной администрации города Якутска на решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 20 января 2022 года по делу N А58- 6256/2021 по заявлению публичного акционерного общества "Якутскэнерго" (ОГРН 1021401047260, ИНН 1435028701) к Окружной администрации города Якутска (ОГРН 1031402045124, ИНН 1435133907) о признании недействительным распоряжения от 02.06.2021 N 1070 "Об исключении бесхозяйных объектов недвижимого имущества из реестра бесхозяйного недвижимого имущества городского округа "город Якутск" и придании им статуса бесхозяйного движимого имущества" в части,
в отсутствие в судебном заседании представителей лиц, участвующих в деле,
УСТАНОВИЛ:
публичное акционерное общество "Якутскэнерго" (далее - заявитель, общество или ПАО "Якутскэнерго") обратилось в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к Окружной администрации города Якутска (далее - Окружная администрация) о признании недействительным распоряжения от 02.06.2021 N 1070 "Об исключении бесхозяйных объектов недвижимого имущества из реестра бесхозяйного недвижимого имущества городского округа "город Якутск" и придании им статуса бесхозяйного движимого имущества" в части.
Решением Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 20 января 2022 года распоряжение Окружной администрации "Об исключении бесхозяйных объектов недвижимого имущества из реестра бесхозяйного недвижимого имущества городского округа "город Якутск" и придании им статуса бесхозяйного движимого имущества" N 1070 от 02.06.2021 признано недействительным в части:
- пунктов 6, 7, 8, 9, 10, 11, 13, 25, 34, 35, 36, 38, 39, 41, 46, 48, 52, 53, 54, 55, 63, 64, 65, 66, 67, 68, 69, 75, 83, 90, 91, 92, 93, 94, 95, 98, 99, 200, 208, 209, 259, 372 раздела "Сети теплоснабжения" Перечня движимого имущества, передающегося эксплуатирующим организациям (Приложение к распоряжению Окружной администрации города Якутска от 02 июня 2021 года N 1070р);
- пунктов 2, 4, 6, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 24, 30, 31, 38, 39, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 59, 60, 66, 67, 68, 69, 70, 71, 72, 76, 83, 106, 116, 121, 150, 153, 157, 161, 169, 172, 187, 188, 197, 199, 203, 204, 205, 209, 212 раздела "Сети холодного водоснабжения" Перечня движимого имущества, передающегося эксплуатирующим организациям (Приложение к распоряжению Окружной администрации города Якутска от 02 июня 2021 года N 1070р).
Суд обязал Окружную администрацию Городского округа "город Якутск" устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Публичного акционерного общества "Якутскэнерго".
Не согласившись с указанным решением, Администрация обжаловала его в апелляционном порядке. Заявитель апелляционной жалобы ставит вопрос об отмене решения суда первой инстанции, выражая своё несогласие с ним, по доводам, изложенным в жалобе.
Администрация отмечает, что Департаментом имущественных и земельных отношений Окружной администрации города Якутск направлен запрос в адрес Службы эксплуатации сельского хозяйства Окружной администрации города Якутск. Ответом N 2762 от 21.09.21 Служба эксплуатации городского хозяйства Окружной администрации города Якутск сообщает, что совместные выезды по осмотру бесхозяйных объектов тепловодоснабжения запланированы до конца II квартала 2022 года после окончания инвентаризации сетей электроснабжения уличного освещения.
Так же в адрес Департамента имущественных и земельных отношений поступило письмо N 241/8117 ОТ 17.08.2021 вх. 16447 от 17.08.21 о внесении изменений в указанное распоряжение. На что ответом Департамента в адрес ПАО "Якутскэнерго" направлен ответ N 2347 от 02.09.2021 о том, что сети холодного водоснабжения, расположенные по адресу г. Якутск ул. Лермонтова д. 38 в реестре муниципальной собственности не состоят, также необходимо предоставить подтверждающие документы по пунктам 5, 14, 16, 36, 55, 72, 74, 83,93.
В письменном отзыве на апелляционную жалобу ПАО "Якутскэнерго" возражает относительно доводов апелляционной жалобы, выражает согласие с решением суда первой инстанции, просит оставить его без изменения.
О месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), что подтверждается отчётом о публикации на официальном сайте Арбитражных судов Российской Федерации в сети "Интернет" (https://kad.arbitr.ru) определения о принятии апелляционной жалобы к производству, однако явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили.
В соответствии с частью 2 статьи 200 АПК РФ неявка лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела по существу.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 АПК РФ, проанализировав доводы апелляционной жалобы и отзыва на неё, изучив материалы дела, проверив правильность применения судом первой инстанции норм процессуального и материального права, пришел к следующим выводам.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, Окружной администрацией вынесено распоряжение "Об исключении бесхозяйных объектов недвижимого имущества из реестра бесхозяйного недвижимого имущества городского округа "город Якутск" и придании им статуса бесхозяйного движимого имущества" от 02.06.2021 N 1070.
Пунктом 2 указанного акта указано ДИЗО Окружной администрации г. Якутска заключить договоры эксплуатации с эксплуатирующими организациями на бесхозяйные движимые объекты, указанные в приложении к настоящему распоряжению.
В обоснование своего требования, заявитель ссылался на то, что в приложении к распоряжению приведен перечень движимого имущества, передающегося эксплуатирующим организациям. В перечне помимо прочего указаны сети теплоснабжения, сети холодного водоснабжения. С некоторыми позициями, указанными в списке сетей заявитель не согласен, считает их передачу в эксплуатацию ПАО "Якутскэнерго" необоснованным.
Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции правильно установил фактические обстоятельства дела и дал им надлежащую правовую квалификацию, в связи с чем, у суда нет оснований к удовлетворению апелляционной жалобы. Выводы суда первой инстанции являются верными и соответствуют обстоятельствам дела.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200 АПК РФ и пунктом 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) органов местного самоуправления необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Согласно статье 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
Статьей 66 АПК РФ установлено общее правило, что доказательства представляются лицами, участвующими в деле.
В соответствии со статьей 9 АПК РФ, лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий.
В соответствии с частью 1 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности, на которую собственник отказался.
Пунктом 3 этой статьи предусмотрено, что бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.
Таким образом, бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо от права собственности, на которую собственник отказался.
Пунктами 4 и 8 части 1 статьи 16 Федерального закона N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относятся: организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации; участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах городского округа.
В силу пункта 4.2 части 1 статьи 17 указанного Закона в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов обладают полномочиями по организации теплоснабжения, предусмотренными Законом о теплоснабжении.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 6 указанного Федерального закона, к полномочиям органов местного самоуправления поселений, городских округов по организации теплоснабжения на соответствующих территориях относится организация обеспечения надежного теплоснабжения потребителей на территориях поселений, городских округов, в том числе принятие мер по организации обеспечения теплоснабжения потребителей в случае неисполнения теплоснабжающими организациями или теплосетевыми организациями своих обязательств либо отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.
Частью 6 статьи 15 этого же Закона установлено, что в случае выявления бесхозяйных тепловых сетей (тепловых сетей, не имеющих эксплуатирующей организации) орган местного самоуправления поселения или городского округа до признания права собственности на указанные бесхозяйные тепловые сети в течение тридцати дней с даты их выявления обязан определить теплосетевую организацию, тепловые сети которой непосредственно соединены с указанными бесхозяйными тепловыми сетями, или единую теплоснабжающую организацию в системе теплоснабжения, в которую входят указанные бесхозяйные тепловые сети и которая осуществляет содержание и обслуживание указанных бесхозяйных тепловых сетей. Орган регулирования обязан включить затраты на содержание и обслуживание бесхозяйных тепловых сетей в тарифы соответствующей организации на следующий период регулирования.
Согласно пунктам 5, 11, 12 статьи 2 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" тепловая сеть - совокупность устройств (включая центральные тепловые пункты, насосные станции), предназначенных для передачи тепловой энергии, теплоносителя от источников тепловой энергии до теплопотребляющих установок. Теплоснабжающая организация - организация, осуществляющая продажу потребителям и (или) теплоснабжающим организациям произведенных или приобретенных тепловой энергии (мощности), теплоносителя и владеющая на праве собственности или ином законном основании источниками тепловой энергии и (или) тепловыми сетями в системе теплоснабжения, посредством которой осуществляется теплоснабжение потребителей тепловой энергии. Передача тепловой энергии, теплоносителя - совокупность организационно и технологически связанных действий, обеспечивающих поддержание тепловых сетей в состоянии, соответствующем установленным техническими регламентами, правилами технической эксплуатации объектов теплоснабжения и теплопотребляющих установок требованиям, прием, преобразование и доставку тепловой энергии, теплоносителя. Теплосетевая организация - организация, оказывающая услуги по передаче тепловой энергии и соответствующая утвержденным Правительством Российской Федерации критериям отнесения собственников или иных законных владельцев тепловых сетей к теплосетевым организациям.
Суд апелляционной инстанции, равно как и суд первой инстанции соглашается с доводом заявителя о том, что на орган местного самоуправления возложена обязанность по определению теплосетевой организации или единой теплоснабжающей организации в целях содержания и обслуживания бесхозяйных тепловых сетей путем издания соответствующего ненормативного правового акта в течение тридцати дней с даты выявления таких сетей. При этом, значимыми обстоятельствами для определения такой организации в целях содержания и обслуживания бесхозяйных тепловых сетей являются статус тепловых сетей как бесхозяйных вещей, а также наличие непосредственного соединения с этими сетями тепловых сетей выбранной теплосетевой организации или единой теплоснабжающей организации (или наличие у такой организации признаков единой теплоснабжающей организации в системе теплоснабжения в которую входят указанные тепловые сети).
В приложении оспариваемого распоряжения указаны сети, которые отсутствуют физически, являются сетями заявителя (не бесхозяйные), являются сетями иных лиц, не имеют подключения к сетям заявителя, адрес не существует.
В нарушение статьи 65, части 5 статьи 200 АПК РФ обратное Окружной администрацией не доказано.
Требования заявителя основаны на следующих документах: список сетей, которые необоснованно передаются в эксплуатацию заявителю с указанием причин, а также акты осмотра жилых домов на предмет подключения к сетям ЯТЭЦ ПАО "Якутскэнерго", акты границ балансовой и эксплуатационной ответственности, выкопировка из Схемы теплоснабжения городского округа "город Якутск" до 2032 года, актуализированная Постановлением Окружной администрации г. Якутска от 25.06.2021 N 185п.
Суд апелляционной инстанции соглашается с тем, что довод Окружной администрации о том, что выезды по осмотру бесхозяйных объектов тепловодоснабжения запланированы Службой эксплуатации городского хозяйства до конца 2 квартала 2022 года, может свидетельствовать о безосновательном вынесении оспариваемого распоряжения.
Окружной администрацией не представлены доказательства:
признания спорного имущества бесхозяйным недвижимым имуществом в установленном законом порядке и в установленные законом сроки, в том числе и выписки из ЕГРН,
постановки на учет спорного имущества в регистрирующем органе в порядке таковых,
а также доказательства наличия непосредственного соединения с этими сетями тепловых сетей выбранной теплосетевой организации или единой теплоснабжающей организации (или наличие у такой организации признаков единой теплоснабжающей организации в системе теплоснабжения в которую входят указанные тепловые сети).
Окружной администрацией не приведено правовое обоснование для придания статуса бесхозяйного движимого имущества в части спорного имущества, которые в свою очередь были признаны бесхозяйным недвижимым имуществом в установленном порядке.
Тем самым суд первой инстанции пришёл к верному выводу, что Окружной администрацией не доказано соответствие оспариваемого акта Гражданскому кодексу Российской Федерации, Федеральному закону N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Федеральному закону от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении".
Указанное, по мнению суда апелляционной инстанции, равно как и суда первой инстанции свидетельствует и о нарушении прав и законных интересов заявителя.
В силу части 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Таким образом, суд первой инстанции пришёл к верному выводу, что оспариваемое в части распоряжение принято с нарушением требований Гражданского кодекса Российской Федерации, Федерального закона 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" и нарушает права и законные интересы общества в сфере экономической и предпринимательской деятельности, в связи с чем суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований о признании недействительным оспариваемого акта.
При указанных фактических обстоятельствах и правовом регулировании суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме, но не могут быть учтены как не влияющие на законность принятого по делу судебного акта. Оснований, предусмотренных статьей 270 АПК РФ, для отмены или изменения решения суда первой инстанции не имеется.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы, свидетельствуют не о нарушении судом первой инстанции норм материального и процессуального права, а о несогласии заявителя жалобы с установленными по делу фактическими обстоятельствами и оценкой судом доказательств.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет".
По ходатайству указанных лиц копии постановления на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 20 января 2022 года по делу N А58-6256/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в кассационном порядке в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа путем подачи жалобы через принявший решение в первой инстанции арбитражный суд.
Председательствующий судья |
Сидоренко В.А. |
Судьи |
Басаев Д.В. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А58-6256/2021
Истец: ПАО "Якутскэнерго"
Ответчик: Окружная администрация города Якутска