город Воронеж |
|
13 апреля 2022 г. |
Дело N А14-17760/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 апреля 2022 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 13 апреля 2022 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Миронцевой Н.Д.,
судей Песниной Н.А.,
Донцова П.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Кривченко М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Воронежской таможни на решение Арбитражного суда Воронежской области от 31.01.2022 по делу N А14-17760/2021 по заявлению общества с ограниченной ответственностью Производственное объединение "Центр-Полимер" (ОГРН 1173668057310, ИНН 3663131437) о признании незаконным решения Воронежской таможни (ОГРН 1023601540830, ИНН 3664021807) от 30.09.2021 N 10104000/300921/000637 о внесении изменений в декларацию на товары в части отказа в предоставлении тарифных преференций,
при участии:
от Воронежской таможни: Неровных О.А. - представитель по доверенности N 07-49/14 от 04.04.2022, сроком действия на 3 года, предъявлено служебное удостоверение; Болдарев И.Л. - представитель по доверенности N 07-12/55 от 16.12.2021 сроком на 3 года, представлено служебное удостоверение;
от общества с ограниченной ответственностью Производственное объединение "Центр-Полимер": Глаголева Т.А. - представитель по доверенности от 08.12.2021 сроком действия на 3 года, представлен паспорт,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью Производственное объединение "Центр-полимер" (далее - ООО ПО "Центр-Полимер", Общество, декларант) обратилось в Арбитражный суд Воронежской области с заявлением о признании незаконным решения Воронежской таможни (далее - Воронежская таможня, Таможня, таможенный орган) от 30.09.2021 N 10104000/300921/000637 о внесении изменений в декларацию на товары N 10104070/030320/0001733 в части отказа в предоставлении тарифных преференций.
Решением Арбитражного суда Воронежской области от 31.01.2022 требования удовлетворены, решение от 30.09.2021 N 10104000/300921/000637 признано незаконным.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Воронежская таможня обратилась в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой и просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт.
Ссылается на то, что уполномоченный орган Туркменистана в установленный срок не подтвердил факт выдачи сертификата происхождения товара. Такое подтверждение поступило только 12.10.2021, то есть после принятия оспариваемого решения.
От ООО ПО "Центр-Полимер" поступил отзыв с возражениями на апелляционную жалобу.
Ссылается на то, что при таможенном декларировании товара в установленные сроки были представлены все необходимые документы в целях предоставления тарифных преференций.
В судебном заседании представители Воронежской таможни поддержали доводы апелляционной жалобы. Просили в удовлетворении заявленных требований отказать.
Представитель ООО ПО "Центр-Полимер" возражал против доводов апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве. Просил оставить решение без изменения.
В ходе судебного разбирательства установлено следующее.
Между ООО ПО "Центр-Полимер" и предпринимателем Каюмовым М.Б. 20.01.2020 был заключен контракт N 1/В на поставку мешков полипропиленовых из Туркменистана.
ООО ПО "Центр-Полимер" в Воронежскую таможню представлена таможенная декларация N 10104070/030320/0001733 от_..дата.
В отношении товара ООО ПО "Центр-Полимер" заявлены тарифные преференции на основании сертификата о происхождении товара формы "СТ-1" от 22.02.2020 N ТМ RU 07952349, выданным уполномоченным органом Туркменистана.
Воронежской таможней была проведена проверка правильности заполнения сертификата о происхождении товара формы "СТ-1" и выполнения условий предоставления тарифных преференций.
Согласно заключению специалиста Экспертно-криминалистической службы - регионального филиала Центрального экспертно-криминалистического таможенного управления в г.Брянске от 20.04.2020 N 12403006/0011398, представленный бланк сертификата о происхождении товара формы "СТ-1" выполнен электрографическим способом печати (лазерный принтер, копировальный аппарат и др.) без применения специальных средств защиты от внесения изменений в первоначальное содержание механическим или химическим способом.
В целях подтверждения факта выдачи сертификата о происхождении товара формы "СТ-1" от 22.02.2020 N ТМ RU 07952349 Управлением товарной номенклатуры ФТС России в уполномоченный орган Туркменистана (Торгово-промышленная палата Туркменистана) были направлены запросы от 27.08.2020 N 06-92/47665 и от 02.03.2021 N06-92/11252.
В сроки, установленные в пункте 21 Правил определения страны происхождения товаров, утвержденных решением Совета глав правительств СНГ от 24.09.1993, ответы из уполномоченного органа Туркменистана не потупили.
По результатам проверки таможенный орган пришел к выводу о том, что на основании пунктом 10, 19 Правил условие предоставления тарифных преференций в отношении товара не выполнено.
Результаты проверки отражены в акте от 28.09.2021 N 10104000/208/280921/А0027.
30.09.2021 Воронежской таможней было принято решение N 10104000/300921/000637 о внесении изменений и (или) дополнений в декларацию на товары N 10104070/030320/0001733 и отказе в предоставлении тарифных преференций.
Не согласившись с решением таможенного органа, указывая на нарушение прав и законных интересов, ООО ПО "Центр-Полимер" обратилось в арбитражный суд с требованиями по настоящему делу.
В ходе рассмотрения дела суду первой инстанции Обществом был представлен ответ Торгово-промышленной палаты Туркменистана от 22.09.2020 N 135/1, которым был полностью подтвержден факт выдачи сертификата происхождения товара формы "СТ-1" от 22.02.2020 N ТМ RU 07952349.
Факт получения указанного ответа 12.10.2021 подтвержден письмом ФТС России от 22.10.2021 N 06-112/63362, направленным в адрес ООО ПО "Центр-Полимер".
Также Обществом был представлен запрос на Предприятие "Туркменэкспертиза" Торгово-промышленной палаты Туркменистана от 12.10.2021 исх.N 102, в котором Общество просило подтвердить факт выдачи и достоверность сертификата происхождения товара формы "СТ-1" от 22.02.2020 N ТМ RU 07952349.
Соответствующее подтверждения было предоставлено 12.10.2021 N 145.
Исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
По смыслу части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 АПК РФ для признания ненормативного акта недействительным необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
На основании пункта 1 статьи 36 Закона Российской Федерации от 21.05.1993 N 5003-1 "О таможенном тарифе" Российская Федерация предоставляет тарифные преференции в соответствии с международными договорами государств - членов Таможенного союза, международными договорами Российской Федерации.
При этом под тарифной преференцией понимается освобождение от уплаты ввозных таможенных пошлин в отношении товаров, происходящих из стран, образующих вместе с Российской Федерацией зону свободной торговли либо подписавших соглашения, имеющие целью создание такой зоны, или снижение ставок ввозных таможенных пошлин в отношении товаров, происходящих из развивающихся или наименее развитых стран, пользующихся единой системой тарифных преференций Таможенного союза.
Согласно пункту 1 статьи 29 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее - ТК ЕАЭС), происхождение товаров подтверждается во всех случаях, когда применение мер таможенно-тарифного регулирования, запретов и ограничений, мер защиты внутреннего рынка зависит от происхождения товаров, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.
В силу статьи 29 ТК ЕАЭС в целях проверки соблюдения законодательства государства-члена, контроль за соблюдением которого возложен на таможенные органы, таможенные органы государства-члена вправе требовать в случаях и порядке, определенных законодательством этого государства-члена, подтверждение происхождения товаров. Происхождение товара подтверждается декларацией о происхождении товара или сертификатом о происхождении товара в соответствии с правилами определения происхождения ввозимых товаров или правилами определения происхождения вывозимых товаров.
В соответствии со статьей 31 ТК ЕАЭС, сертификат о происхождении товара - документ определенной формы, свидетельствующий о происхождении товара и выданный уполномоченным государственным органом или уполномоченной организацией страны (группы стран, таможенного союза стран, региона или части страны) происхождения товара или в случаях, установленных правилами определения происхождения ввозимых товаров или правилами определения происхождения вывозимых товаров, - страны (группы стран, таможенного союза стран, региона или части страны) вывоза товара. Требования к сертификату о происхождении товара, в том числе к порядку его оформления и (или) заполнения, устанавливаются правилами определения происхождения ввозимых товаров или правилами определения происхождения вывозимых товаров. В случае, если в сертификате о происхождении товара сведения о происхождении товара основаны на иных критериях, чем критерии, применение которых установлено правилами определения происхождения ввозимых товаров или правилами определения происхождения вывозимых товаров, такой сертификат о происхождении товара не рассматривается в качестве документа о происхождении товара. Сертификат о происхождении товара не рассматривается в качестве документа о происхождении товара, если сертификат о происхождении товара оформлен с нарушениями требований к порядку его оформления и (или) заполнения, установленных правилами определения происхождения ввозимых товаров или правилами определения происхождения вывозимых товаров.
В соответствии с пунктом 3 статьи 112 ТК ЕАЭС, после выпуска товаров изменение (дополнение) сведений, заявленных в декларации на товары, и сведений в электронном виде декларации на товары на бумажном носителе, производится в случаях, предусмотренных ТК ЕАЭС и (или) определяемых Евразийской экономической комиссией, по решению таможенного органа либо с разрешения таможенного органа.
Согласно пункту 2 статьи 310 ТК ЕАЭС, таможенный контроль проводится в отношении объектов таможенного контроля с применением к ним определенных ТК ЕАЭС форм таможенного контроля.
Одной из форм таможенного контроля, перечисленных в статье 322 ТК ЕАЭС, является проверка таможенных, иных документов и (или) сведений, порядок проведения которой утвержден Приказом ФТС России от 25.08.2009 N 1560 "Об утверждении Порядка проведения проверки документов и сведений после выпуска товаров и (или) транспортных средств" (далее - Порядок N 1560).
Согласно пункту 3 статьи 324 ТК ЕАЭС, указанная форма таможенного контроля может проводиться как до, так и после выпуска товаров и в соответствии с подпунктом 2 пункта 7 Порядка N 1560 может осуществляться с целью правильности определения страны происхождения товаров.
Согласно пункту 2 статьи 324 ТК ЕАЭС проверка таможенных, иных документов и (или) сведений проводится в целях проверки достоверности сведений, правильности заполнения и (или) оформления документов, представленных таможенному органу в соответствии с ТК ЕАЭС.
Согласно статьи 314 ТК ЕАЭС, при проведении таможенного контроля происхождения товаров таможенные органы проверяют документы о происхождении товаров, сведения о происхождении товаров, заявленные в таможенной декларации и (или) содержащиеся в представленных таможенным органам документах, в том числе достоверность сведений, содержащихся в документах о происхождении товаров, а также подлинность сертификатов о происхождении товаров, правильность их оформления и (или) заполнения. Происхождение товара считается неподтвержденным в следующих случаях: 1) не представлены, в том числе при применении формы таможенного контроля проверка таможенных, иных документов и (или) сведений, документы о происхождении товаров, если такие документы должны быть представлены в соответствии со статьей 29 ТК ЕАЭС; 2) по результатам проведенного таможенного контроля происхождения товаров выявлена недостоверность сведений, содержащихся в документах о происхождении товаров; 3) по результатам проведенного таможенного контроля происхождения товаров выявлено, что сертификат о происхождении товара не является подлинным либо такой сертификат о происхождении товара оформлен и (или) заполнен с нарушением требований к порядку его оформления и (или) заполнения; 4) государственным органом или уполномоченной организацией, выдавшей и (или) уполномоченной проверять сертификат о происхождении товара, в срок, установленный правилами определения происхождения ввозимых товаров, не представлены ответ на запрос, и (или) дополнительные документы, и (или) сведения, если такой запрос был направлен в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи; 5) иные случаи, определяемые Комиссией.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 34 Правил определения происхождения товаров, ввозимых на таможенную территорию Евразийского экономического союза (непреференциальные правила определения происхождения товаров), утвержденных решением Совета Евразийской экономической комиссии от 13.07.2018 N 49, сертификат о происхождении товара не рассматривается в качестве документа о происхождении товара и происхождение товаров считается неподтвержденным в соответствии с Таможенным кодексом Евразийского экономического союза, если по результатам проведенного таможенного контроля происхождения товаров выявлено, что сертификат о происхождении товара не является подлинным либо такой сертификат не соответствует требованиям, предусмотренным приложением к настоящим Правилам.
Решением Совета глав правительств СНГ от 20.11.2009 утверждены Правила определения страны происхождения товара (далее - Правила), действующие с 22.01.2020.
Абзацем 2 пункта 9.2 раздела 9 Правил предусмотрено, что таможенный орган страны ввоза не предоставляет режим свободной торговли после выпуска товаров в случае, если имеются основания, предусмотренные пунктом 9.1 Правил.
Согласно абзацу 4 пункта 9.1 раздела 9 Правил, одним из оснований, при наличии которого таможенный орган страны ввоза не предоставляет режим свободной торговли при выпуске товаров, является факт заполнения представленного сертификата формы СТ-1 с нарушениями требований разделов 7 и 8 Правил.
Кроме того, абзацем 3 пункта 9.2 Правил предусмотрено, что режим свободной торговли не предоставляется также и в случае, если в течение 3-х месяцев с даты повторного запроса, предусмотренного разделом 9-1 настоящих Правил, не получен ответ или полученная информация не соответствует запрашиваемой и не позволяет установить подлинность документа о происхождении товара и/или выполнение критерия определения страны происхождения товаров.
В соответствии с разделом 9-1 Правил в случае возникновения сомнений относительно подлинности документа о происхождении товара или достоверности содержащихся в нем сведений, а также выполнения критерия определения страны происхождения товаров в соответствии с настоящими Правилами таможенный орган государства ввоза товара может направить в уполномоченный или проверяющий (верифицирующий) орган страны вывоза запрос с мотивированной просьбой сообщить дополнительные либо уточняющие сведения, включая запросы, связанные с простыми выборочными проверками, ответ на который должен быть представлен в течение 3 месяцев с даты регистрации таможенным органом такого запроса.
В случае отсутствия в течение 3 месяцев ответа на запрос, направление которого предусмотрено абзацем первым настоящего пункта, или если полученный ответ на запрос не позволяет установить подлинность документа о происхождении товара и/или выполнение критерия определения страны происхождения товара, таможенный орган страны ввоза должен направить повторный запрос в уполномоченный или проверяющий (верифицирующий) орган.
Ответ на повторный запрос должен быть представлен в течение 3 месяцев с даты регистрации таможенным органом такого запроса.
Если происхождение товаров считается неподтвержденным, ввозные таможенные пошлины исчисляются исходя из ставок, установленных Единым таможенным тарифом Евразийского экономического союза, если иное не установлено в соответствии с Договором о Союзе (подпункт 1 пункта 6 статьи 314 ТК ЕАЭС).
Как усматривается из материалов дела, в целях подтверждения факта выдачи сертификата о происхождении товара формы "СТ-1" от 22.02.2020 N ТМ RU 07952349 Управлением товарной номенклатуры ФТС России в уполномоченный орган Туркменистана (Торгово-промышленная палата Туркменистана) направлены были запросы только 27.08.2020 N 06-92/47665 и 02.03.2021 N06-92/11252.
Таким образом, с учетом приведенных требований о трехмесячном сроке, суд пришел к обоснованному выводу о несоблюдении Воронежской таможней сроков для получения информации о спорном сертификате при проведении проверки. Кроме того, после направления запроса от 27.08.2020 и не получении ответа в течение трех месяцев, то есть до 27.11.2020 включительно, таможенным органом должен был быть направлен повторный запрос.
Повторный запрос был направлен таможенным органом только 02.03.2021.
Оспариваемое Обществом решение было принято 30.09.2021.
Поступивший 12.10.2021 от уполномоченных органом Туркменистана ответ полностью подтвердил факт выдачи и достоверность сертификата.
При таких обстоятельствах обоснованным является вывод суда о том, что таможенный орган, с нарушением требований законодательства провел процедуру проверки страны происхождения товара.
При установленных обстоятельствах, учитывая, что фактически все сведения о товаре были достоверными, лишение общества права на преференции безосновательно и не соответствует закону.
Таким образом, заявленные требования обоснованно удовлетворены арбитражным судом области.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы суда первой инстанции, а выражают несогласие с ними, что не может являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Нарушений норм процессуального права, которые в соответствии со ст. 270 АПК РФ являются основанием к отмене или изменению судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено.
Оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется.
Судебные расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы в силу ст. 110 АПК РФ относятся на ее заявителя.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 266-269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Воронежской области от 31.01.2022 по делу N А14-17760/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Н.Д. Миронцева |
Судьи |
Н.А. Песнина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А14-17760/2021
Истец: ООО Производственное объединение "Центр-Полимер"
Ответчик: Воронежская таможня