г. Санкт-Петербург |
|
13 апреля 2022 г. |
Дело N А56-110654/2021 |
Судья Тринадцатого арбитражного апелляционного суда Горбачева О.В.
рассмотрев без вызова сторон апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-6006/2022) ГУ - Отделение Пенсионного фонда РФ по Санкт-Петербургу и Ленинградской области на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 07.02.2022 по делу N А56- 110654/2021 (судья Константинова Е.В.), принятое
по иску ГУ - Отделение Пенсионного фонда РФ по Санкт-Петербургу и
Ленинградской области
к ООО "Снаряжение"
о взыскании, рассмотренному в порядке упрощенного производства
УСТАНОВИЛ:
Государственное учреждение Отделение Пенсионного Фонда РФ по Санкт-Петербургу и Ленинградской области (далее - Фонд) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с исковым заявлением к ООО "СНАРЯЖЕНИЕ" (далее - Общество) о взыскании убытков в размере 34 171 руб. 59 коп. возникших в связи с несвоевременным представлением достоверных требований за декабрь 2019, повлекших незаконную выплату пенсии в завышенном размере Веневцевой Л.А. за период с 01.12.2019 по 30.09.2020.
Дело рассмотрено в порядке упрощенного производства.
Решением суда первой инстанции от 07.02.2022 заявленные требования удовлетворены частично. С Общества взысканы убытки в сумме 9 556,19 рублей. В остальной части в удовлетворении требований отказано.
В апелляционной жалобе Фонд, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального и процессуального права, просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт.
Законность и обоснованность решения суда проверены в апелляционном порядке без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам в соответствии с частью 1 статьи 272.1 АПК РФ в пределах доводов апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела Веневцева Л.А. является получателем страховой пенсии по старости. Указанное лицо осуществляет трудовую деятельность в Обществе.
Учреждение ежемесячно в установленные сроки представляет отчеты по форме СЗВ-М в отношении данных застрахованных лиц.
Персонифицированные сведения по форме СЗВ-М за декабрь 2019 года представлены в Управление в установленный срок в отношении 1 человека. 01.09.2020 Обществом, то есть с нарушением установленного срока, представлены дополнительные сведения за декабрь 2019 года в отношении 45 человек, в том числе в отношении Веневцевой Л.А.
Переплата пенсии за период с 01.12.2019 по 30.09.2020 в общей сумме 34 171,59 рублей возникала по причине несвоевременного представления сведений индивидуального (персонифицированного) учета за декабрь 2019 года (протоколы о выявлении излишне выплаченных пенсионеру сумм страховой пенсии по старости, расчеты излишне выплаченных сумм пенсии).
Управлением направлены в адрес учреждения претензии о возмещении ущерба, которые были оставлены без удовлетворения, что послужило основанием для обращения в арбитражный суд с настоящими исками.
Частично удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что сведения, в отношении застрахованных лиц в последующих периодах были представлены в установленные сроки, в связи с чем, Фонд с 01.04.2020 года не было лишено возможности принять решение о прекращении выплаты индексации пенсии.
Апелляционная инстанция, рассмотрев материалы дела и оценив доводы апелляционной жалобы, не находит оснований для ее удовлетворения.
В силу положений подпункта 1 пункта 1 статьи 6 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" Общество является страхователем по обязательному пенсионному страхованию (далее - Закон N 167-ФЗ).
Частью 1 статьи 28 Закона N 400-ФЗ определено, что юридические лица несут ответственность за достоверность сведений, содержащихся в документах, представляемых ими для установления и выплаты страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии). Работодатели, кроме того, - за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
В случае если представление недостоверных сведений или несвоевременное представление сведений повлекло за собой перерасход средств на выплату страховых пенсий, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), виновные лица возмещают Пенсионному фонду причиненный ущерб в порядке, установленном законодательством (часть 2 статьи 28 Закона N 400-ФЗ).
Пунктами 1, 2 статьи 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) установлено, что вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине.
Статьей 15 ГК РФ предусмотрено, что лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб).
Для взыскания убытков необходимо установить совокупность наступления следующих обстоятельств: наличие и размер; вину причинителя вреда; противоправность поведения причинителя вреда и причинно-следственную связь между действиями (бездействием) причинителя вреда и возникшими убытками.
При этом причинная связь между фактом причинения вреда (убытков) и действиями (бездействием) причинителя вреда должна быть прямой (непосредственной).
В силу пункта 2.2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон N 27-ФЗ) страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет в пенсионный фонд о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, которые заключили договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о страховых взносах начисляются страховые взносы) сведения по форме СЗВ-М, где указываются: страховой номер индивидуального лицевого счета; фамилия, имя и отчество; идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).
Сведения для индивидуального (персонифицированного) учета, указанные в пункте 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ страхователь представляет в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации (пункт 1 указанной статьи).
Данные сведения представляются по форме СЗВ-М, утвержденной постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 01.02.2016 N 83п "Об утверждении формы "Сведения о застрахованных лицах", действующим в спорные периоды (июль - ноябрь 2020 года).
Пунктом 24 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной Приказом Минтруда России от 21.12.2016 N 766н (далее - Инструкция N 766н) страхователь представляет индивидуальные сведения обо всех застрахованных лицах, работающих у него по трудовому договору, или заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым начисляются страховые взносы в соответствии с законодательством Российской Федерации, в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации по месту регистрации в качестве страхователя в порядке и сроки, установленные Законом N 27-ФЗ.
Таким образом, судом правильно установлено, что сведения по форме СЗВ-М за декабрь 2019 года Общество должно было представить не позднее 15.01.2020, однако представило их лишь 01.09.2020.
По мнению Фонда, непредставление Обществом сведений в отношении застрахованного лица явилось основанием для необоснованной выплаты застрахованному лицу денежных средств за период с 01.12.2019 по 30.09.2020.
При рассмотрении дела Общества указывало, что сведения индивидуального (персонифицированного) учета за последующие месяцы 2020 года представлялись ежемесячно и в предусмотренные действующим законодательством сроки, в связи с чем, настаивало на том, что, Фонд располагал необходимыми сведениями и у него отсутствовали основания излишнего начисления и выплаты пенсии.
Судом первой инстанции на основании материалов дела было установлено, что надлежащие сведения по форме СЗВ-М за последующие периоды, в том числе за январь - сентябрь 2020 года, Учреждением представлялись в установленные сроки.
Данный факт Фондом не опровергнут. Доказательств того, что сведения по форме СЗВ-М за январь 2020 года и последующие месяцы Обществом были представлены не своевременно, материалы дела также не содержат.
В соответствии с частью 1 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ пенсионерам, осуществляющим работу и (или) иную деятельность, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию, суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) выплачиваются без учета индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии и корректировки размера страховой пенсии.
Пенсионерам, прекратившим осуществление работы и (или) иной деятельности, в период которой они подлежали обязательному пенсионному страхованию, суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), выплачиваются с учетом индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с частями 6 и 7 статьи 16 названного Федерального закона и корректировки размера страховой пенсии в соответствии с частью 10 статьи 18 Закона N 400-ФЗ, имевших место в период осуществления работы и (или) иной деятельности (часть 3 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ).
Таким образом, выплата индексации (увеличения) к страховой пенсии и фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) поставлена в зависимости от осуществления пенсионером работы и (или) иной деятельности, поскольку право на получение индексации имеет только неработающий пенсионер.
Частью 4 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ установлено, что уточнение факта осуществления (прекращения) пенсионерами работы и (или) иной деятельности, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Законом об обязательном пенсионном страховании, в целях реализации положений частей 1 - 3 названной статьи производится органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, ежемесячно на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Порядок принятия решения о наличии оснований для начала (прекращения) выплаты индексации и срок для начала (прекращения) выплаты индексации, указаны в частях 6, 7 статьи 26.1 Закона N 400.
Пункт 6 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ говорит о том, что решение о выплате сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), определенных в порядке, предусмотренном частями 1 - 3 настоящей статьи, выносится в месяце, следующем за месяцем, в котором органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, получены сведения, представленные страхователем в соответствии с пунктом 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ.
Согласно пункту 7 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), определенные в порядке, предусмотренном частями 1 - 3 настоящей статьи, выплачиваются с месяца, следующего за месяцем, в котором было вынесено решение, предусмотренное частью 6 данной статьи.
В случае обнаружения органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, ошибки, допущенной при установлении и (или) выплате страховой пенсии, установлении, перерасчете размера, индексации и (или) выплате фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), производится устранение данной ошибки в соответствии с законодательством Российской Федерации. Установление указанной пенсии или выплаты в размере, предусмотренном законодательством Российской Федерации, или прекращение выплаты указанной пенсии или выплаты в связи с отсутствием права на них производится с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором была обнаружена соответствующая ошибка (часть 4 статьи 28 Закона N 400-ФЗ).
То есть установление пенсии или выплаты в размере, предусмотренном законодательством Российской Федерации, или прекращение выплаты указанной пенсии или выплаты в связи с отсутствием права на них производится с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором была обнаружена соответствующая ошибка.
Положения аналогичного содержания предусмотрены законодателем и в части 5 статьи 24 Федерального закона от 15.12.2001 N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации".
Согласно пункту 84 "Правила выплаты пенсий, осуществления контроля за их выплатой, проведения проверок документов, необходимых для их выплаты, начисления за текущий месяц сумм пенсии в случае назначения пенсии другого вида либо в случае назначения другой пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, определения излишне выплаченных сумм пенсии", утвержденных Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 17.11.2014 N 885н (далее - Правила N 885н), действующим в спорный период (июль - август 2020 года) выплата сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) пенсионерам, осуществляющим (прекратившим) работу и (или) иную деятельность, в период выполнения которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Законом N 167-ФЗ производится в порядке, предусмотренном статьей 26.1 Закона N 400-ФЗ.
Определение размера сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), подлежащих выплате пенсионерам, указанным в статье 26.1 Закона N 400-ФЗ, производится на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета, учтенных на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица (пункт 85 Правил N 885н).
Согласно пункту 86 Правил N 885н выплата сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) пенсионерам, указанным в статье 26.1 Закона N 400-ФЗ, осуществляется на основании решения территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации о выплате сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии).
В случаях, предусмотренных частями 9 и 10 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ, а также в случае учета на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица после принятия распоряжения об осуществлении индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с частями 6 и 7 статьи 16 Закона N 400-ФЗ и корректировки размера страховой пенсии в соответствии с частью 10 статьи 18 указанного Закона сведений о факте осуществления (прекращения) работы и (или) иной деятельности на день принятия указанного распоряжения, влияющих на суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), подлежащих выплате, территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации пересматривает ранее вынесенное решение о выплате сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) путем вынесения нового решения о выплате сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) с учетом сроков, определенных частью 6 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ (пункт 88 Правил N 885н).
В случае, предусмотренном частью 10 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ, выплата сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), определенных в порядке, предусмотренном частями 1 - 3 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ, производится с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором выносится решение, предусмотренное пунктом 88 Правил N 885н, без удержания за прошлое время.
Таким образом, выплата неработающим пенсионерам индексации производится на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета. Решение об этом принимает территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации.
При этом, если после принятия распоряжения об осуществлении индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии получены сведения о факте осуществления работы и (или) иной деятельности на день принятия указанного распоряжения, влияющих на суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), подлежащих выплате, территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации пересматривает ранее вынесенное решение о выплате сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) путем вынесения нового решения.
Новое решение принимается с учетом сроков, определенных частью 6 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ (пункт 88 Правил N 885н).
В данном случае, судом первой инстанции установлено, материалами дела подтверждается и сторонами не оспаривает, что дополнительные сведения по форме СЗВ-М за декабрь 2019 года представлены Обществом 01.09.2020.
Вместе с тем суд первой инстанции пришел к выводу, что поскольку соответствующая информация о спорных пенсионерах была предоставлена Учреждением в отчетности по форме СЗВ-М за январь 2020 своевременно (срок предоставления до 15.02.2020), то с 01.03.2020 Фонд располагал сведениями в отношении работающих пенсионеров и имел возможность принять решение о прекращении выплаты индексации.
По мнению суда первой инстанции, фактически прекратить выплату индексации Управление имело возможность с 01.04.2020, что следует из положений частей 6 и 7 статьи 26.1 Закона N 400 и пунктов 86, 88 и 90 Правил N 885н.
Судом также принято во внимание, что совокупность обстоятельств, необходимых для возложения на Общество ответственности в виде возмещения убытков, возникших за период с 01.04.2020 по 30.09.2020, Фондом в данном случае доказана не была.
При изложенных обстоятельствах, у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания не согласиться с выводом первой инстанции о наличии причинно-следственной связи между действиями ответчика, нарушившего срок предоставления отчета формы СЗВ-М за декабрь 2019 года, и возникновением ущерба на стороне ответчика только за период с 01.12.2019 по 31.03.2020 в сумме 9 556,19 руб.
Апелляционный суд принимает во внимание, что за отчетный период 2019 год страхователем представлены сведения в январе 2020 по форме СЗВ-СТАЖ, в которых указано застрахованное лицо, как работающее.
Предусмотренные пунктом 2.4 статьи 11 Закона N 27-ФЗ сведения для индивидуального (персонифицированного) учета по форме СЗВ-ТД в связи с увольнением указанного сотрудника за декабрь 2019 года ответчиком не представлялись.
В соответствии с приведенными выше положениями Закона N 27-ФЗ сведения для индивидуального (персонифицированного) учета, на основании которых органом пенсионного фонда уточняется факт осуществления (прекращения) пенсионерами работы, предоставляются страхователем по формам СЗВ-М, СЗВ-СТАЖ и СЗВ-ТД.
Учитывая данные нормы, а также то обстоятельство, что соответствующая информация о пенсионере была предоставлена ответчиком в отчетности за последующие периоды, а также непредставление отчетности за декабрь 2019 по форме СЗВ-ТД в отношении спорного застрахованного лица, предоставление сведений по форме СЗВ-СТАЖ за 2019 год, то с 01.03.2021 истец располагал сведениями в отношении работающих пенсионеров и имел возможность принять решение о прекращении выплаты индексации и возможность фактически прекратить выплату индексации с 01.04.2020, правильно определить размер пенсии, причитающейся к выплате (что истцом и было сделано в указанные сроки).
Апелляционная коллегия считает, что при вынесении решения судом в соответствии со статьей 71 АПК РФ оценены все представленные сторонами доказательства в их совокупности и взаимосвязи, выводы, изложенные в решении суда, соответствуют установленным по делу обстоятельствам.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены вынесенного судебного акта, не установлено.
Руководствуясь статьями 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 07.02.2022 по делу N А56-110654/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Судья |
О.В. Горбачева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-110654/2021
Истец: ГО ОТДЕЛЕНИЕ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РФ ПО САНКТ-ПЕТЕРБУРГУ И ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
Ответчик: ООО СНАРЯЖЕНИЕ