г. Владивосток |
|
13 апреля 2022 г. |
Дело N А51-10860/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 апреля 2022 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 13 апреля 2022 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Г.Н. Палагеша,
судей Л.А. Бессчасной, Т.А. Солохиной,
при ведении протокола секретарем судебного заседания О.Н. Мамедовой,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Карьер-ДВ",
апелляционное производство N 05АП-354/2022
на решение от 21.12.2021
судьи Н.А.Беспаловой
по делу N А51-10860/2021 Арбитражного суда Приморского края
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Карьер-ДВ" (ИНН 2540077629, ОГРН 1022501061956, дата государственной регистраций 29.11.2002)
к Министерству природных ресурсов и охраны окружающей среды Приморского края (ИНН 2540152379, ОГРН 1092540001421)
третье лицо: Департамент по недропользованию по Дальневосточному федеральному округу в лице Отдела геологии и лицензирования Департамента по недропользованию по Дальневосточному федеральному округу по Приморскому краю
о признании незаконным и отмене постановления,
при участии:
от Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Приморского края: Предэ Д.П. по доверенности от 10.01.2022, сроком действия на 1 год, служебное удостоверение, копия диплома (регистрационный номер 9687);
от общества с ограниченной ответственностью "Карьер-ДВ": Ковалевская Н.В. по доверенности от 08.11.2021, сроком действия до 08.11.2022, паспорт, диплом (регистрационный номер 691); Бабич М.Ю. по доверенности от 14.12.2021, сроком действия на 1 год, паспорт, копия диплома (регистрационный номер 7743);
от Департамента по недропользованию по Дальневосточному федеральному округу в лице отдела геологии и лицензирования Департамента по недропользованию по Дальневосточному федеральному округу по Приморскому краю: не явились, извещены;
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Карьер-ДВ" (далее - заявитель, общество, ООО "Карьер-ДВ") обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Приморского края (далее - министерство, административный орган) от 17.06.2021 N 06п-03/215/ч.1ст.7.3 о назначении административного наказания.
Решением Арбитражного суда Приморского края от 21.12.2021 оспариваемое постановление изменено в части назначения меры наказания в виде снижения размера административного штрафа до 400 000 рублей, в остальной части постановление по делу об административном правонарушении оставлено без изменения.
Не согласившись с принятым решением, ООО "Карьер-ДВ" обратилось в Пятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В обоснование жалобы с учетом представленных к ней дополнительных пояснений приводит довод об отсутствии в материалах дела доказательств, подтверждающих осуществление заявителем работ по добыче скального грунта на месторождении "Соловей Ключ 1-я очередь", в связи с чем считает, что вывод суда об освоении обществом не лицензионного, а смежного месторождения сделан по формальным признакам. При этом обращает внимание на то, что формы статистической отчетности N 5-ГР о добыче скального грунта по категории С2 представлялись обществом в рамках имеющейся лицензии серии НАД 00664 ОЩ с целевым назначением и видами работ "Разработка месторождения скального грунта "Соловей Ключ", что, по мнению апеллянта, исключает возможность привлечения общества к административной ответственности по части 1 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ). Также считает, что административным органом допущена неправильная квалификация правонарушения.
Департамент по недропользованию по Дальневосточному федеральному округу в лице Отдела геологии и лицензирования (далее - третье лицо), надлежащим образом извещенный о месте и времени судебного разбирательства, в судебное заседание не явился, заявлений, ходатайств не представил, в связи с чем судебная коллегия на основании статей 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) рассмотрела апелляционную жалобу без его участия.
В судебном заседании представители общества доводы апелляционной жалобы с учетом письменных к ней пояснений поддержали в полном объеме, дали аналогичные пояснения, а также ходатайствовали об истребовании у прокуратуры Надеждинского района Приморского края акта (иного документа) об осмотре земельного участка с кадастровым номером 25:10:011300:277 и прилегающей территории, осуществленного прокуратурой в рамках проверки исполнения требований земельного законодательства, законодательства об охране окружающей среды, о лесопользовании, о санитарно-эпидемиологическом благополучии человека с привлечением специалистов министерства, и о приобщении к материалам дела предостережения о недопустимости нарушения закона от 22.03.2022, вынесенного прокуратурой Надеждинского района Приморского края.
Рассмотрев ходатайство об истребовании доказательств, судебная коллегия на основании статей 66, 159, 268 АПК РФ не нашла оснований для его удовлетворения ввиду несоблюдения условий, предусмотренных статьями 66, 266, 268 АПК РФ, а также учитывая порядок сбора и приобщения доказательств в деле об административном правонарушении.
Кроме того, по результатам рассмотрения ходатайства о приобщении дополнительного документа, суд апелляционной инстанции в порядке статей 159, 266, 268 АПК РФ пришел к выводу о его необоснованности ввиду того, что данный документ не отвечает принципам относимости доказательств и составлен после принятии обжалуемого судебного акта.
Министерство в представленном в материалы дела письменном отзыве, поддержанном представителем в судебном заседании, с доводами апелляционной жалобы не согласилось, считает, что судом первой инстанции выяснены все обстоятельства дела и им дана надлежащая правовая оценка, в связи с чем решение отмене или изменению не подлежит.
При этом в судебном заседании 30.03.2022 судом апелляционной инстанции в порядке статьи 163 АПК РФ был объявлен перерыв до 06.04.2022, о чем лица участвующие в деле, были извещены путем размещения информации о месте и времени продолжения судебного разбирательства на сайте суда.
Из материалов дела судебной коллегией установлено следующее.
На основании приказа Управления природных ресурсов и охраны окружающей среды Приморского края (после переименования - департамент) N 150 от 19.10.2010 обществу предоставлено право пользования недрами с целью добычи скального грунта на месторождении "Соловей Ключ" с запасами категории С1 - 322 тыс. куб. м (по состоянию на 01.06.2010) сроком на 12 лет, расположенного в Надеждинском муниципальном районе.
20.10.2010 во исполнение указанного приказа обществу выдана лицензия на пользование недрами серии НАД 00664 ОЩ с целевым назначением и видами работ - разработка месторождения скального грунта "Соловей Ключ" на территории Надеждинского района в 50 м к северо-востоку от с. Соловей Ключ. Срок действия лицензии до 20.10.2022.
Согласно справке о переданных запасах, являющейся приложением к лицензии, обществу переданы запасы скального грунта месторождения "Соловей Ключ" по категории С1 в количестве 322 тыс. куб. м сроком на 12 лет.
В свою очередь приказом департамента (после переименования - министерство) от 02.04.2014 N 43 обществу предоставлено право пользования участком недр местного значения "Соловей Ключ 1-ая очередь" с целью геологического изучения скального грунта за счет собственных средств, сроком на 5 (пять) лет. Участок расположен на территории Надеждинского муниципального района Приморского края.
Во исполнение данного приказа обществу выдана лицензия серии НАД 00733 ОЩ с целевым назначением и видами работ - геологическое изучение (поиск и оценка) скального грунта (камень строительный) на участке недр "Соловей Ключ 1-ая очередь" на территории Надеждинского муниципального района в 150 м к северо-востоку от с. Соловей-Ключ. Срок действия лицензии до 02.04.2019.
По результатам проведения оценочных геологоразведочных работ по приросту запасов на месторождении скального грунта "Соловей Ключ" по состоянию на 01.07.2014, оформленного соответствующим отчетом, было проведено заседание экспертной комиссии по запасам общеполезных полезных ископаемых департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды (далее - ЭКЗ ОПИ), результаты которого были отражены в протоколе N 80 от 11.08.2014.
В ходе рассмотрения указанных геологоразведочных материалов экспертной комиссией было постановлено утвердить принятые кондиции для подсчета запасов скального грунта на месторождении "Соловей Ключ", запасы песчаного и скального грунта утвердить по категории С2 в авторском варианте в целых числах в количестве 3763 тыс. куб. м, в том числе скального грунта 3192 тыс. куб. м, песчаного грунта - 571 тыс. куб. м.
В период с 20.04.2021 по 30.04.2021 на основании распоряжения от 25.03.2021 N 06п-03/21 министерством в отношении общества проведена плановая выездная проверка с целью оценки соответствия осуществляемой деятельности и проверки соблюдения лицензионных условий в сфере недропользования.
В ходе проведения проверки, результаты которой оформлены актом от 30.04.2021 N 06п-03/21, министерством было установлено, что с 2018 года общество осуществляло добычу скального грунта по категории С2 на месторождении "Соловей Ключ 1-ая очередь".
При этом право пользования недрами для разработки месторождения скального грунта "Соловей Ключ 1-ая очередь" министерство обществу не предоставляло, равно как и не передавало утвержденные протоколом ЗКЗ ОПИ N 80 от 11.08.2014 запасы скального грунта по категории С2 в количестве 3763 тыс. куб. м.
В связи с этим 10.06.2021 по факту самовольного пользования недрами с целью добычи скального грунта по категории С2 на месторождении "Соловей Ключ 1-ая очередь" министерством в отношении общества составлен протокол N 06п-03/215/ч.1ст.7.3 об административном правонарушении, в котором действия заявителя квалифицированны по части 1 статьи 7.3 КоАП РФ.
По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении административным органом вынесено постановление от 17.06.2021 N 06п-03/215/ч.1ст.7.3, которым общество признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 7.3 КоАП РФ, с назначением наказания в виде штрафа в размере 800 000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, общество обратилось с настоящим заявлением в арбитражный суд, который обжалуемым решением признал доказанным наличие в действиях заявителя состава вмененного административного правонарушения и посчитал возможным снизить размер наложенного административного штрафа до 400 000 рублей в порядке части 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке, предусмотренном статьями 268, 270 АПК РФ, правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, проанализировав доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе, отзыве на нее, заслушав в судебном заседании пояснения общества и министерства, суд апелляционной инстанции считает решение арбитражного суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу заявителя - не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
По правилам части 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Частью 1 статьи 7.3 КоАП РФ установлена административная ответственность за пользование недрами без лицензии на пользование недрами, за исключением случаев, предусмотренных статьей 7.5 и частью 1 статьи 15.44 настоящего Кодекса.
Объектом данного административного правонарушения являются отношения, складывающиеся в связи с реализацией права государственной собственности на недра при недропользовании.
Объективная сторона указанного правонарушения заключается в пользовании недрами без разрешения (лицензии).
Субъектом административного правонарушения является лицо, осуществляющее пользование недрами без разрешения (лицензии).
Отношения, возникающие в области геологического изучения, использования и охраны недр, разработки технологий геологического изучения, разведки и добычи трудноизвлекаемых полезных ископаемых, регулируются Федеральным законом от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон N 2395-1, Закон о недрах), обеспечивающим защиту интересов государства и граждан Российской Федерации, а также прав пользователей недр.
Недра являются частью земной коры, расположенной ниже почвенного слоя, а при его отсутствии - ниже земной поверхности и дна водоемов и водотоков, простирающейся до глубин, доступных для геологического изучения и освоения.
В соответствии со статьей 11 Закона N 2395-1 предоставление недр в пользование, в том числе предоставление их в пользование органами государственной власти субъектов Российской Федерации, оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей установленной формы бланк с Государственным гербом Российской Федерации, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами.
Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий.
Лицензия удостоверяет право проведения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, разработки технологий геологического изучения, разведки и добычи трудноизвлекаемых полезных ископаемых, размещения в пластах горных пород попутных вод, вод, использованных пользователями недр для собственных производственных и технологических нужд при разведке и добыче углеводородного сырья, вод, образующихся у пользователей недр, осуществляющих разведку и добычу, а также первичную переработку калийных и магниевых солей, использования отходов добычи полезных ископаемых и связанных с ней перерабатывающих производств, использования недр в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, образования особо охраняемых геологических объектов, сбора минералогических, палеонтологических и других геологических коллекционных материалов.
В силу статьи 12 Закона о недрах лицензия и ее неотъемлемые составные части должны содержать, в том числе данные о целевом назначении работ, связанных с пользованием недрами (пункт 2); указание границ участка недр, предоставляемого в пользование (пункт 3); согласованный уровень добычи полезных ископаемых, а также попутных полезных ископаемых (при наличии), предельный объем накопленной добычи полезных ископаемых (пункт 7).
Названные нормы права согласуются с положениями Закона Приморского края от 28.06.2007 N 103-КЗ "О порядке пользования участками недр местного значения на территории Приморского края", согласно пункту 2 статьи 1 которого под лицензией на пользование участками недр местного значения понимается документ, удостоверяющий право ее владельца на пользование участками недр местного значения в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий.
Как установлено статьей 7 Закона N 2395-1, в соответствии с лицензией на пользование недрами для добычи полезных ископаемых участок недр предоставляется пользователю в виде горного отвода - геометризованного блока недр.
Пользователь недр, получивший горный отвод, имеет исключительное право осуществлять в его границах пользование недрами в соответствии с предоставленной лицензией. Любая деятельность, связанная с пользованием недрами в границах горного отвода, может осуществляться только с согласия пользователя недр, которому он предоставлен.
В соответствии с пунктом 1 статьи 23 Закона о недрах основными требованиями по рациональному использованию и охране недр являются, в том числе соблюдение установленного законодательством порядка предоставления недр в пользование и недопущение самовольного пользования недрами.
Согласно статье 49 Закона о недрах, лица, виновные в нарушении законодательства Российской Федерации о недрах, несут административную, уголовную ответственность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Таким образом, пользование участком недр в определенных границах возможно при наличии специального государственного разрешения в виде лицензии. Самовольное пользование недрами без лицензии является основанием для привлечения к административной ответственности по части 1 статьи 7.3 КоАП РФ.
Из материалов дела следует, что ООО "Карьер-ДВ", являясь владельцем лицензии серии НАД 00664 ОЩ на право пользование недрами для разработки месторождения скального грунта "Соловей Ключ" на территории Надеждинского района в 50 м к северо-востоку от с. Соловей Ключ, разработало и согласовало в установленном порядке Технический проект разработки карьера скального грунта "Соловей Ключ", а также получило горноотводный акт к данной лицензии.
Согласно справке о переданных запасах, являющейся приложением к лицензии, обществу переданы запасы скального грунта месторождения "Соловей Ключ" по категории С1 в количестве 322 тыс. куб. м сроком на 12 лет.
Из материалов дела также усматривается, что в непосредственной близости к карьеру скального грунта "Соловей Ключ" расположено месторождение скального грунта "Соловей Ключ 1-я очередь".
Запасы скального грунта на месторождении "Соловей Ключ 1-я очередь" по категории С2 в количестве 3763 тыс. куб. м утверждены протоколом ЭКС ОПИ N 80 от 11.08.2014 и поставлены на баланс Российской Федерации как участок недр местного значения.
При этом в ходе проведения проверочных мероприятий в апреле 2021 года министерством было установлено, что с 2018 года общество осуществляло добычу скального грунта по категории С2 на месторождении "Соловей Ключ 1-я очередь".
Так, по состоянию на 01.01.2021 остаток балансовых запасов скального грунта по категории С2 составлял 3382 тыс. куб. м, в связи с чем объем добытого обществом скального грунта по категории С2 составил 381 тыс. куб. м, исходя из расчета 3763 тыс. куб. м - 3382 тыс. куб. м.
Между тем, право пользования недрами для разработки месторождения скального грунта "Соловей Ключ 1-я очередь" министерство обществу не предоставляло, равно как и не передавало утвержденные протоколом ЗКЗ ОПИ N 80 от 11.08.2014 запасы скального грунта по категории С2 в количестве 3763 тыс. куб. м.
Исходя из вышеизложенного и ввиду отсутствия у ООО "Карьер-ДВ" лицензии на право пользования недрами на месторождении скального грунта "Соловей Ключ 1-я очередь", общество осуществило самовольное пользование недрами, поставленными на государственный баланс протоколом ЗКЗ ОПИ N 80 от 11.08.2014.
Соответственно вывод министерства о наличии в действиях заявителя события административного правонарушения, ответственность которое установлена частью 1 статьи 7.3 КоАП РФ, поддержанный судом первой инстанции, является правильным.
Довод заявителя жалобы об отсутствии в материалах дела доказательств, подтверждающих осуществление обществом работ по добыче скального грунта на месторождении "Соловей Ключ 1-я очередь", судебной коллегией признается несостоятельным в силу следующего.
Как следует из акта проверки от 30.04.2021 N 06п-03/21, должностным лицом министерства была осмотрена производственная площадка ООО "Карьер-ДВ" - разработка месторождения скального грунта "Соловей Ключ" на территории Надеждинского района в 50 м к северо-востоку от с. Соловей Ключ по лицензии серии НАД 00664 ОЩ, расположенная в границах земельного участка с кадастровым номером 25:10:011300:277.
При этом в ходе натурного осмотра главным инженером общества Усатых В.В. была указана территория, эксплуатируемая ООО "Карьер-ДВ", в том числе за границами земельного участка с кадастровым номером 25:10:011300:277, что нашло отражение в прилагаемой к акту осмотра от 20.04.2021 N 06п-03/21-1 фототаблице.
Таким образом, в ходе проверочных мероприятий министерством проведен осмотр не только участка недр "Соловей Ключ", но и прилегающего к нему участка недр - месторождение скального грунта "Соловей Ключ 1-я очередь", который находится в непосредственной близости к карьеру скального грунта "Соловей Ключ".
Согласно сведениям о состоянии и изменении запасов твердых полезных ископаемых по форме N 5-ГР в 2018 году обществом на месторождении скального грунта "Соловей Ключ" добыто 192 тыс. куб. м скального грунта по категории С2, в 2019 году - 14 тыс. куб. м, в 2020 году - 76 тыс. куб. м. Добыча скального грунта по категории С1 с 2018 года не осуществлялась.
При этом, как уже отмечалось ранее, запасы скального грунта по категории С2 в количестве 3763 тыс. куб. м, в том числе скального грунта 3192 тыс. куб. м, песчаного грунта - 571 тыс. куб. м, утвержденные протоколом ЭКЗ ОПИ N 80 от 11.08.2014, обществу в целях добычи полезных ископаемых не передавались и находятся за границами лицензионного участка, предоставленного заявителю по лицензии серии НАД 00664 ОЩ.
Данные обстоятельства с учетом того, что момент проведения натурного осмотра на территории производственной площадки работал дробильно-сортировочный комплекс LIMING 600x900, эксплуатировался экскаватор KOMATSU PC 200 и погрузчик HITACHI ZW 180, а также производилась загрузка самосвала HYUNDAI скальным грунтом, в совокупности свидетельствуют о проведении обществом работ по добыче скального грунта по категории С2 на месторождении "Соловей Ключ 1-я очередь" под видом проведения добычных работ на месторождении "Соловей Ключ".
При этом отражение объемов добытого скального грунта по категории С2 в отчетности по лицензии серии НАД 00664 ОЩ осуществляется лицензиатом необоснованно, исходя из неверного толкования норм права, о чем министерством неоднократно доводилось до сведения общества.
По изложенному, учитывая отсутствие лицензии на право пользования недрами для добычи скального грунта по категории С2 на месторождении "Соловей Ключ 1-я очередь" и подтверждение материалами дела факта добычи на данном месторождении скального грунта по категории С2, не переданного обществу, действия общества по самовольному пользованию недрами образуют объективную сторону административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 1 статьи 7.3 КоАП РФ.
Статьей 1.5 КоАП РФ установлено, что лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
При этом лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом и законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ).
Изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что общество имело возможность для выполнения возложенных на него обязанностей по соблюдению требований действующего законодательства в области недропользования, каких-либо объективных препятствий к соблюдению требований законодательства в указанной области судом апелляционной инстанции не установлено. Данные обстоятельства свидетельствуют о наличии вины общества в совершенном правонарушении.
Делая данный вывод, апелляционный суд отмечает, что обществу неоднократно сообщалось о том, что запасы скального грунта по категории С2 в количестве 3763 тыс. куб. м только утверждены протоколом ЭКЗ ОПИ N 80 от 11.08.2014, но переданы обществу не были, так как фактическая передача запасов полезных ископаемых на баланс кому-либо оформляется специальным документом - лицензией.
При этом о необходимости получения лицензии на право пользования недрами с целью добычи скального грунта по категории С2 обществу известно, что подтверждается неоднократными попытками заявителя включить запасы скального грунта месторождения "Соловей Ключ 1-я очередь" в лицензию серии НАД 00664 ОЩ, а также обращением в министерство с целью получения лицензии на право пользования недрами на месторождении "Соловей Ключ 1-я очередь".
С учетом изложенного выводы суда первой инстанции о наличии в действиях ООО "Карьер-ДВ" состава административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 1 статьи 7.3 КоАП РФ, являются верными. Имеющиеся в деле доказательства суд апелляционной инстанции находит допустимыми, относимыми, достоверными и достаточными для признания общества виновным в совершении выявленного административного правонарушения.
Утверждение заявителя жалобы о неверной квалификации вмененного административного правонарушения судебной коллегией не принимается, поскольку действия общества по добыче скального грунта по категории С2 на месторождении "Соловей Ключ 1-я очередь" в отсутствие лицензии прямо формируют состав административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 1 статьи 7.3 КоАП РФ, и не допускают иной квалификации административного правонарушения.
Обстоятельств, исключающих производство по административному делу либо свидетельствующих о необходимости прекращения производства по делу об административном правонарушении, в ходе рассмотрения апелляционной жалобы не выявлено.
Предусмотренный статьей 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения на момент вынесения постановления о назначении административного наказания не пропущен.
Нарушения процедуры привлечения общества к административной ответственности судом апелляционной инстанции не установлено, поскольку последнее было надлежащим образом извещено о времени и месте составления протокола и рассмотрения дела об административном правонарушении, то есть не было лишено гарантированных ему КоАП РФ прав участвовать при производстве по делу, заявлять свои возражения.
Оснований для квалификации выявленного правонарушения малозначительным и применения положений статьи 2.9 КоАП РФ судом первой инстанции не установлено, с чем апелляционный суд согласен. При этом с учетом конкретных обстоятельств дела, характера и степени общественной опасности правонарушения арбитражный судебная коллегия считает, что обстоятельства, свидетельствующие о возможности признания правонарушения малозначительным и применения статьи 2.9 КоАП РФ, в спорной ситуации отсутствуют.
Проверка размера наложенного на общество административного штрафа показала, что он был назначен последнему в минимальном размере санкции, установленной частью 1 статьи 7.3 КоАП РФ, и обжалуемым решением на основании части 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ был снижен с 800 000 рублей до 400 000 рублей, то есть ниже низшего предела, что соответствует критериям справедливости и соразмерности наказания.
При этом судебная коллегия учитывает, что в соответствии с частью 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.
Таким образом, руководствуясь данными принципами, а также принимая во внимание справедливость и соразмерность административного наказания, суд первой инстанции правомерно снизил размер административного штрафа до 400 000 рублей за указанное выше правонарушение.
Оснований для замены административного штрафа на предупреждение в порядке части 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ апелляционным судом не установлено ввиду отсутствия в материалах дела доказательств наличия совокупности условий, предусмотренных статьями 3.4, 4.1.1 КоАП РФ.
По изложенному, учитывая, что постановление министерства от 17.06.2021 N 06п-03/215/ч.1ст.7.3 о назначении административного наказания в части выводов о наличии в действиях общества состава вмененного административного правонарушения является законным и обоснованным, суд первой инстанции обоснованно в порядке части 3 статьи 211 АПК РФ не нашел оснований для признания его незаконным и отмене и изменил только в части назначения меры административной ответственности.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, сводящиеся к иной, чем у арбитражного суда, неверной трактовке законодательства, не могут служить основаниями для отмены судебного акта, так как не свидетельствуют о нарушении арбитражным судом первой инстанции норм права. Кроме того, данные доводы не опровергают выводы суда первой инстанции, а лишь выражают несогласие с ними, что не может являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Нормы права применены судом первой инстанции правильно. Судебный акт принят на основании всестороннего, объективного и полного исследования имеющихся в материалах дела доказательств. Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, не установлено.
С учетом изложенного арбитражный суд апелляционной инстанции не усматривает правовых оснований для отмены решения суда первой инстанции.
По результатам рассмотрения апелляционной жалобы на основании части 4 статьи 208 АПК РФ судебные расходы по апелляционной жалобе не распределяются.
Руководствуясь статьями 258, 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Приморского края от 21.12.2021 по делу N А51-10860/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
Председательствующий |
Г.Н. Палагеша |
Судьи |
Л.А. Бессчасная |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А51-10860/2021
Истец: ООО "КАРЬЕР-ДВ"
Ответчик: МИНИСТЕРСТВО ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ И ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ ПРИМОРСКОГО КРАЯ
Третье лицо: Департамент по недропользованию по Дальневосточному федеральному округу