г. Санкт-Петербург |
|
13 апреля 2022 г. |
Дело N А21-8258/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 апреля 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 13 апреля 2022 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Фуркало О.В.
судей Богдановской Г.Н., Семеновой А.Б.
при ведении протокола судебного заседания: Хариной И.С.,
при участии:
от истца (заявителя): не явился, извещен;
от ответчика (должника): не явился, извещен;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-4293/2022) общества с ограниченной ответственностью "Жилищно эксплуатационный участок N 12Ц" на решение Арбитражного суда Калининградской области от 28.12.2021 по делу N А21-8258/2021 (судья Брызгалова А.В.), принятое
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Жилищно эксплуатационный участок N 12Ц"
к Министерству регионального контроля (надзора) Калининградской области
о признании недействительным предписания,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Жилищно эксплуатационный участок N 12Ц" (далее - ООО "ЖЭУ N 12Ц", Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением о признании недействительным предписания Министерства регионального контроля (надзора) Правительства Калининградской области (далее - Министерство, административный орган) N ЖК-2/828/1/ЖСА/2974-вх от 16.06.2021.
Решением Арбитражного суда Калининградской области от 28.12.2021 в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционной жалобе ООО "ЖЭУ N 12Ц" просит решение суда от 28.12.2021 отменить и принять новый судебный акт, ссылаясь на то, что поверка не является одним из элементов обслуживания и проверки работоспособности средств измерений (ОДПУ). Разъяснения Министерства регионального контроля (надзора) Калининградской области указывают, что обязанность по вводу в эксплуатацию общедомовых приборов учета является обязанностью, не управляющей организации, а организации, занимающейся проведением капитального ремонта.
24.02.2022 от Министерства поступил отзыв на апелляционную жалобу.
Стороны, извещенные надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, своих представителей в суд не направили, в связи с чем, дело рассмотрено в их отсутствие в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судом, в период с 20.05.2021 по 16.06.2021 на основании Приказа от 18.05.2021 N ЖК-1487/пр Министерством была проведена внеплановая документарная проверка в отношении ООО "ЖЭУ N12 Ц" с целью проверки исполнения ранее выданного предписания NЖК-2/154/ЖСА/2974-вх от 05.03.2021.
Результаты данной проверки оформлены в акте от 16.06.2021 N ЖК1/1487/ЖСА-2974-вх.
На основании указанного акта проверки Министерством вынесено предписание от N ЖК-2/828/1/ЖСА/2974-вх от 16.06.2021.
Согласно тексту предписания на ООО "ЖЭУ N 12Ц" возложена обязанность по устранению в срок до 10.10.2021 выявленных нарушений обязательных требований, а именно: пункта 4 статьи 12, пункта 1 статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261 - ФЗ "Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", пункта 10 Правил от 13.08.2006 N 491, пункта 4 части 1 статьи 193, части 2.3 статьи 161, части 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Мероприятия (работы), подлежащие исполнению в целях устранения причин и последствий допущенных нарушений: обеспечить ввод в эксплуатацию приборов учета холодного водоснабжения в многоквартирных домах, расположенных по адресам: г. Калининграда: ул. Банковская 33-39, ул. К.Маркса 25-27, ул. К.Маркса 28, ул. К.Маркса 5-11, ул. К.Маркса 56-60, ул. К.Маркса 57-59, ул. К.Маркса 61, ул. К.Маркса 63, ул. Каменная 14, ул. Каменная 16-22, ул. Каменная 19, ул. Каменная 9, Каштановая аллея 103-105, Каштановая аллея 107-111, Каштановая аллея 113- 117, Каштановая аллея 125-129, Каштановая аллея 130-132, Каштановая аллея 131- 135, Каштановая аллея 60, Каштановая аллея 68-70, Каштановая аллея 72-88, Каштановая аллея 83, Каштановая аллея 90-128, ул. Коммунальная 3, ул. Коммунальная 41, ул. Комсомольская 15, ул. Комсомольская 17а, ул. Комсомольская 21а, ул. Комсомольская 22-22а, ул. Комсомольская 24, ул. Комсомольская 24а, ул. Комсомольская 38-40, ул. Комсомольская 6, ул. Комсомольская 80, ул.Комсомольская 8-10а, ул. Космонавта Пацаева 15-21, ул. Красная 10, ул. Красная 11-13, ул. Красная 29А-35А, ул. Красная 30-32, ул. Красная 34-36а, ул. Красная 38-40а, ул. Красная 4, ул. Красная 46-48, ул. Маяковского 1, пркт Мира ПО, пр-кт Мира 86-88а, ул. Осипенко 2-4, ул. Осипенко 6, ул. Офицерская 18, ул. Ст. Разина 30-30 а, ул. Офицерская 22, ул. Офицерская 24-36а, ул. Офицерская 27, ул. Офицерская 4, ул. Офицерская 9, ул. Пугачева 12-14, ул. Пугачева 17-19, ул. Пугачева 20-20а, ул. Пугачева 21-33а, ул. Пугачева 3, ул. Пугачева 32-38, ул. Пугачева 5-7а, ул. Пугачева 8-10а, ул. Пугачева 9, ул. Ростовская 13, ул. Ростовская 25, ул. Ростовская 41-43, ул. С.Разина 19, ул. С.Разина 21-23а, ул. С.Разина 24, ул. С.Разина 29, ул. С.Разина 35-37, ул. Коммунальная 36-38, ул. Чернышевского 67-73, ул. Чернышевского 74-76А, ул. Чернышевского 79-81, ул. Чернышевского 82-84, ул. Чернышевского 85, ул. Чернышевского 86, ул. Чернышевского 91-93, ул. Чкалова 24-26а, ул. Шиллера 11- 23, ул. Шиллера 20, ул. Шиллера 22, ул. Шиллера 25-27, ул. К. Маркса 23, ул. К. Маркса 23, ул. Шиллера 4а-4б, ул. Шиллера 5, ул. Шиллера 9-9а, ул. К. Маркса 46- 50, ул. Красная 44, ул. Каменная 12а, ул. Коммунальная 19-27, ул. Ст. Разина 34, ул. Коммунальная 7-17, ул. Каменная 12, ул. Ст. Разина 31 а-33, пр-кт. Мира, д. 108, ул. Офицерская 1, пр. Мира 49, ул. Чернышевского 41, ул. Коммунальная 36- 38, ул. Шиллера 37, ул. К. Маркса 23.
Не согласившись с указанным предписанием, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции в удовлетворении заявленных требований отказал.
Исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы и доводы отзыва на апелляционную жалобу, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда ввиду следующего.
В соответствии с частью 2 статьи 162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме, обеспечить готовность инженерных систем, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами (часть 1 статьи 161 ЖК РФ).
При управлении многоквартирным домом управляющей организацией, она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме (часть 2.3 статьи 161 ЖК РФ).
Отношения по содержанию общего имущества, принадлежащего на праве общей долевой собственности собственникам помещений в многоквартирном доме, урегулированы Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491).
Пунктом 2 Правил N 491 определено, что в состав общего имущества в числе прочего включаются механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в многоквартирном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения (квартиры).
В соответствии с подпунктами "д", "ж" пункта 10 Правил N 491 общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем:
д) постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества, для предоставления коммунальных услуг (подачи коммунальных ресурсов) гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам;
ж) соблюдение требований законодательства Российской Федерации об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности.
Пунктами 16 и 17 Правил N 491 определено, что при управлении многоквартирным домом посредством привлечения управляющей организации надлежащее содержание общего имущества многоквартирного дома обеспечивается собственниками путем заключения договора управления домом с такой организацией, определения на общем собрании перечня услуг и работ, условий их оказания и выполнения, а также размера финансирования.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1 Закона N 261-ФЗ, настоящий Федеральный закон регулирует отношения по энергосбережению и повышению энергетической эффективности.
В части 5 статьи 13 Закона N 261-ФЗ закреплено обязательное требование об оснащении многоквартирных домов коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию.
На основании части 4 статьи 12 Закона N 261-ФЗ в целях повышения уровня энергосбережения в жилищном фонде и его энергетической эффективности в перечень требований к содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме включаются требования о проведении мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности многоквартирного дома. Лицо, ответственное за содержание многоквартирного дома обязано проводить мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, включенные в утвержденный перечень мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, за исключением случаев проведения указанных мероприятий ранее и сохранения результатов их проведения.
Пунктом 11 статьи 2 Закона N 261-ФЗ предусмотрено лицо, ответственное за содержание многоквартирного дома - это лицо, на которое в соответствии с жилищным законодательством возложены обязанности по управлению многоквартирным домом.
Согласно пп. "и", "к" пункта 11 Правил N 491, содержание общего имущества включает, в том числе, проведение обязательных в отношении общего имущества мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, включенных в утвержденный в установленном законодательством Российской Федерации порядке перечень мероприятий, обеспечение установки и ввода в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, тепловой и электрической энергии, природного газа, а также их надлежащей эксплуатации (осмотры, техническое обслуживание, поверка приборов учета и т.д.).
Согласно пункту 1 статьи 13 Закона N 261-ФЗ производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов. Требования настоящей статьи в части организации учета используемых энергетических ресурсов распространяются на объекты, подключенные к электрическим сетям централизованного электроснабжения, и (или) системам централизованного теплоснабжения, и (или) системам централизованного водоснабжения, и (или) системам централизованного газоснабжения, и (или) иным системам централизованного снабжения энергетическими ресурсами.
Таким образом, проведение мероприятий по энергоснабжению и повышению энергетической эффективности многоквартирного дома, которые обязательны в силу Закона N 261-ФЗ для собственников помещений в многоквартирном доме, становится обязательным и для управляющей компании при заключении с ней договора управления многоквартирным домом.
При этом установка общедомовых приборов учета обязательна в силу прямого указания закона, она должна быть осуществлена ответственным лицом вне зависимости от наличия соответствующих указаний в договоре управления и независимо от наличия либо отсутствия соответствующего решения общего собрания собственников помещений.
Согласно реестру лицензий Калининградской области, внесенной в ГИС ЖКХ, спорные многоквартирные дома, расположенные по адресам: г. Калининграда: ул. Банковская 33-39, ул. К.Маркса 25-27, ул. К.Маркса 28, ул. К.Маркса 5-11, ул. К.Маркса 56-60, ул. К.Маркса 57-59, ул. К.Маркса 61, ул. К.Маркса 63, ул. Каменная 14, ул. Каменная 16-22, ул. Каменная 19, ул. Каменная 9, Каштановая аллея 103-105, Каштановая аллея 107-111, Каштановая аллея 113- 117, Каштановая аллея 125-129, Каштановая аллея 130-132, Каштановая аллея 131- 135, Каштановая аллея 60, Каштановая аллея 68-70, Каштановая аллея 72-88, Каштановая аллея 83, Каштановая аллея 90-128, ул. Коммунальная 3, ул. Коммунальная 41, ул. Комсомольская 15, ул. Комсомольская 17а, ул. Комсомольская 21а, ул. Комсомольская 22-22а, ул. Комсомольская 24, ул. Комсомольская 24а, ул. Комсомольская 38-40, ул. Комсомольская 6, ул. Комсомольская 80, ул.Комсомольская 8-10а, ул. Космонавта Пацаева 15-21, ул. Красная 10, ул. Красная 11-13, ул. Красная 29А-35А, ул. Красная 30-32, ул. Красная 34-36а, ул. Красная 38-40а, ул. Красная 4, ул. Красная 46-48, ул. Маяковского 1, пркт Мира ПО, пр-кт Мира 86-88а, ул. Осипенко 2-4, ул. Осипенко 6, ул. Офицерская 18, ул. Ст. Разина 30-30 а, ул. Офицерская 22, ул. Офицерская 24-36а, ул. Офицерская 27, ул. Офицерская 4, ул. Офицерская 9, ул. Пугачева 12-14, ул. Пугачева 17-19, ул. Пугачева 20-20а, ул. Пугачева 21-33а, ул. Пугачева 3, ул. Пугачева 32-38, ул. Пугачева 5-7а, ул. Пугачева 8-10а, ул. Пугачева 9, ул. Ростовская 13, ул. Ростовская 25, ул. Ростовская 41-43, ул. С.Разина 19, ул. С.Разина 21-23а, ул. С.Разина 24, ул. С.Разина 29, ул. С.Разина 35-37, ул. Коммунальная 36-38, ул. Чернышевского 67-73, ул. Чернышевского 74-76А, ул. Чернышевского 79-81, ул. Чернышевского 82-84, ул. Чернышевского 85, ул. Чернышевского 86, ул. Чернышевского 91-93, ул. Чкалова 24-26а, ул. Шиллера 11- 23, ул. Шиллера 20, ул. Шиллера 22, ул. Шиллера 25-27, ул. К. Маркса 23, ул. К. Маркса 23, ул. Шиллера 4а-4б, ул. Шиллера 5, ул. Шиллера 9-9а, ул. К. Маркса 46- 50, ул. Красная 44, ул. Каменная 12а, ул. Коммунальная 19-27, ул. Ст. Разина 34, ул. Коммунальная 7-17, ул. Каменная 12, ул. Ст. Разина 31 а-33, пр-кт. Мира, д. 108, ул. Офицерская 1, пр. Мира 49, ул. Чернышевского 41, ул. Коммунальная 36- 38, ул. Шиллера 37, ул. К. Маркса 23 включены в перечень многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет управляющая организация ООО "ЖЭУ N 12 Ц".
Доказательств обратного Обществом в нарушении статьи 65 АПК РФ не представлено.
При изложенных обстоятельствах, Общество независимо от действий собственников многоквартирного дома, являясь лицом, ответственным за содержание вышеуказанных многоквартирных домов и установку в них приборов учета используемых энергетических ресурсов, обязано принять все необходимые для соблюдения требований законодательства об энергосбережении меры, в том числе по оснащению многоквартирного жилого дома коллективным (общедомовым) прибором учета.
Работы по установке приборов учета используемых энергоресурсов, как и другие мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, включенные в утвержденный в установленном законодательством Российской Федерации порядке перечень мероприятий, отнесены к обязательным работам по содержанию жилого дома, в связи с чем должны осуществляться независимо от наличия решения общего собрания собственников помещений в доме о проведении этих работ.
Данная правовая позиция также подтверждается определением Верховного Суда Российской Федерации от 20.09.2016 N АПЛ 16-403.
Обеспечение установки и ввода в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета горячей воды и тепловой энергии, а также их надлежащей эксплуатации (осмотры, техническое обслуживание, проверка приборов учета) является обязанностью управляющей организации в силу части 2 статьи 162 ЖК РФ и подпункта "к" пункта 11 Правил N 491.
Таким образом, довод Общества об отсутствии у управляющей компании обязанности по установке общедомовых приборов учета подлежит отклонению апелляционным судом как противоречащий действующему законодательству.
Суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу, что оспариваемое предписание соответствуют закону, не нарушает права и законные интересы Общества, выданы Министерством в пределах его компетенции, являются законными и обоснованными.
При таких обстоятельствах решение суда является правильным, имеющимся в деле доказательствам дана надлежащая правовая оценка, в связи, с чем оснований для отмены либо изменения судебного акта не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебного акта, не установлено.
Руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Калининградской области от 28.12.2021 по делу N А21-8258/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
О.В. Фуркало |
Судьи |
Г.Н. Богдановская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А21-8258/2021
Истец: ООО "ЖИЛИЩНО ЭКСПЛУАТАЦИОННЫЙ УЧАСТОК N12 Ц"
Ответчик: МИНИСТЕРСТВО РЕГИОНАЛЬНОГО КОНТРОЛЯ (НАДЗОРА) КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ