12 апреля 2022 г. |
Дело N А84-5711/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05.04.2022.
Постановление изготовлено в полном объеме 12.04.2022.
Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Кузняковой С.Ю., судей Кравченко В.Е., Приваловой А.В., при ведении протокола и его аудиозаписи секретарем судебного заседания Волковой О.Л.,
с участием представителя от общества с ограниченной ответственностью "Югнафта" - Батаев Н.А. по доверенности от 24.08.2021,
в отсутствии Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя, надлежащим образом извещенного о месте и времени судебного разбирательства,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя на решение Арбитражного суда города Севастополя от 01 декабря 2021 года по делу N А84-5711/2021, принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Югнафта" к Департаменту по имущественным и земельным отношениям города Севастополя о признании незаконным решения,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Югнафта" (далее по тексту - заявитель, общество, ООО "Югнафта") обратилось в Арбитражный суд города Севастополя с заявлением о признании незаконным решения Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя (далее по тексту - Департамент), оформленного письмом от 14.07.2021 N ГУ-исх.6823/21, об отказе в предоставлении государственной услуги "Переоформление права постоянного пользования земельными участками, заключения договоров аренды, сервитутов в отношении земельных участков, предоставленных в пользование юридическим и физическим лицам до 18 марта 2014 года". В качестве способа устранения допущенных нарушений прав и законных интересов заявитель просит возложить на Департамент обязанность по направлению подписанного договора аренды земельного участка с кадастровым номером 91:04:005001:19.
Решением Арбитражного суда города Севастополя от 01 декабря 2021 года суд удовлетворил требования общества; признал незаконным решение Департамента, оформленное письмом от 14.07.2021 N ГУ-исх.6823/21 об отказе в предоставлении государственной услуги "Переоформление права постоянного пользования земельными участками, заключения договоров аренды, сервитутов в отношении земельных участков, предоставленных в пользование юридическим и физическим лицам до 18 марта 2014 года" в отношении земельного участка с кадастровым номером 91:04:005001:19; обязал Департамент устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества путем направления обществу подписанного директором Департамента проекта договора аренды земельного участка с кадастровым номером 91:04:005001:19, в сроки установленные Постановлением Правительства Севастополя от 21.12.2015 N 1250-ПП; взыскал с Департамента в пользу общества расходы по уплате государственной пошлины в размере 3000 рублей.
Не согласившись с принятым решением, Департамент обратился с апелляционной жалобой на указанный судебный акт, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять новое решение, которым отказать в удовлетворении заявленных требований по тем основаниям, что судом первой инстанции решение принято при неправильном применении норм материального права, неполном выяснении обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствии выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела. В апелляционной жалобе указано на то, что заявитель использует земельный участок с нарушением разрешенного вида использования.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству, движении дела, о времени и месте судебного заседания размещена арбитражным судом на официальном сайте Двадцать первого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет по адресу www.21aas.arbitr.ru в соответствии с порядком, установленным статьей 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Определением и.о. председателя суда от 29.03.2022 произведена замена судьи Градовой О.Г. на судью Привалову А.В. для участия в рассмотрении апелляционной жалобы.
В судебном заседании 29.03.2022 в порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации объявлялся перерыв до 17.20 ч. 05.04.2022.
От общества до начала судебного разбирательства поступил отзыв на апелляционную жалобу, в судебном заседании его представить против удовлетворения апелляционной жалобы возражал, считая решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
Представитель Департамента в судебном заседании 29.03.2022 доводы, изложенные в апелляционной жалобе, поддержал, после перерыва в судебное заседание 05.04.2022 не явился.
Законность и обоснованность обжалуемого решения проверены в порядке ст. ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту - АПК РФ). При этом оснований для его отмены или изменения, предусмотренных ст. 270 АПК РФ, судом апелляционной инстанции не установлено.
Как следует из материалов дела и установлено судом, 05.07.2021 общество, руководствуясь Порядком переоформления права постоянного пользования земельными участками, заключения договоров аренды, сервитута в отношении земельных участков, предоставленных в пользование юридическим и физическим лицам до 18 марта 2014 года, утвержденным постановлением Правительства Севастополя от 21.12.2015 N 1250-ПП (далее - Порядок N 1250-ПП), обратилось в Департамент с заявлением о переоформлении права пользования земельным участком площадью 13543 кв.м, расположенного по адресу: г. Севастополь, в районе пляжа "Учкуевка", кадастровый номер 91:04:005001:19, путем заключения договора аренды этого земельного участка.
По результатам рассмотрения названного заявления решением, оформленным письмом от 14.07.2021 N ГУ-исх.6823/21, Департамент отказал заявителю в переоформлении принадлежащего ему права пользования земельным участком на основании п.п. 6 п. 7 Порядка N 1250-ПП. В обоснование принятого решения Департамент указал на использование земельного участка не в соответствии с разрешенным видом использования данного участка.
Полагая, что указанный отказ является незаконным и нарушает его права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности, общество обратилось в арбитражный суд в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из недоказанности Департаментом наличия обстоятельств, предусмотренных подпунктом 6 пункта 7 Порядка N 1250-ПП.
Апелляционная коллегия, исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в порядке статьи 71 АПК РФ, соглашается с указанными выводами суда первой инстанции исходя из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью 2 и частью 3 статьи 201 АПК РФ, а также разъяснениями, изложенными в пункте 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", ненормативный правовой акт может быть признан недействительным, а решения и действия незаконными при одновременном их несоответствии закону и нарушении прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Общество в порядке, установленном статьей 19 Федерального закона от 30.11.1994 N 52-ФЗ "О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", привело свои учредительные документы в соответствие с законодательством Российской Федерации, о чем 12.12.2014 внесена соответствующая запись в Единый государственный реестр юридических лиц.
Судом установлено, что общество является собственником нежилых помещений на основании свидетельства о праве собственности на недвижимое имущество от 05.12.2011, что подтверждается сведениями из Единого государственного реестра недвижимости.
18.07.2005 между Севастопольским городским Советом (арендодатель) и частным предприятием "Югнафта" (арендатор) в соответствии с решениями Севастопольского городского Совета от 17.10.2007 N 2965 и от 15.10.2008 N 5570 сроком до 01.08.2028 заключен договор аренды земельного участка (далее - Договор), по условиям которого арендатор принял в срочное платное пользование земельный участок общей площадью 1,3543 га для строительства оздоровительного комплекса и благоустройства территории с отнесением этих земель к землям рекреационного назначения, который находится по адресу: г. Севастополь, в районе пляжа "Учкуевка". Земельный участок поставлен на кадастровый учет, кадастровый номер 91:04:005001:19, вид разрешенного использования: для строительства оздоровительного комплекса и благоустройства территории.
В соответствии с частью 1.1 статьи 12.1 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" до 1 января 2023 года на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя особенности регулирования имущественных и земельных отношений, а также отношений в сфере кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним могут быть установлены нормативными правовыми актами Республики Крым и нормативными правовыми актами города федерального значения Севастополя по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере.
Условия и порядок переоформления права постоянного пользования, права аренды, права сервитута, возникших в соответствии с земельным законодательством Украины, путем предоставления земельных участков, находящихся в собственности города Севастополя, в аренду, в собственность, на праве сервитута юридическим и физическим лицам в соответствии с гражданским и земельным законодательством Российской Федерации установлены Порядком N 1250-ПП.
Согласно п. 2 Порядка N 1250-ПП переоформление права постоянного пользования земельными участками, заключения договоров аренды, сервитута в отношении земельных участков, предоставленных в пользование юридическим и физическим лицам до 18 марта 2014 года осуществляется на основании заявления, которое заинтересованное лицо подает в исполнительный орган государственной власти города Севастополя, уполномоченный распоряжаться земельными участками, находящимися в собственности города Севастополя (далее соответственно - заявление, уполномоченный орган).
Пунктом 7 Порядка N 1250-ПП установлен исчерпывающий перечень оснований для отказа уполномоченным органом в предоставлении земельного участка, в том числе в случае, если фактическое использование земельного участка не соответствует разрешенному использованию земельного участка.
Как следует из материалов дела и установлено судом, оспариваемое решение принято в соответствии с подпунктом 6 пункта 7 Порядка, предусматривающим такое основание для отказа в предоставлении земельного участка, как несоответствие фактического использования земельного участка разрешенному использованию.
Разрешенным использованием земельных участков признаются виды функционального использования земельного участка в пределах его целевого назначения, определенные документами, подтверждающими право на земельный участок, землеустроительной и градостроительной документацией, утвержденной в установленном порядке до вступления в силу Федерального конституционного закона. До утверждения правил землепользования и застройки, утверждения лесохозяйственных регламентов разрешенное использование земельных участков определяется в порядке, установленном Правительством Севастополя с учетом утвержденных документов территориального планирования (при их наличии) (ст. 6 Закона города Севастополя от 25.07.2014 N 46-ЗС "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории города Севастополя" (далее - Закон N46-ЗС),
В настоящее время Правила землепользования и застройки в городе Севастополе не утверждены.
Также пунктом 7 Порядка N 1250-ПП предусмотрено, что с целью получения информации относительно наличия обстоятельств, указанных в подпункте 6 настоящего пункта, уполномоченный орган обязан провести обследование указанного земельного участка в течение 20 дней с момента регистрации заявления.
07.07.2021 государственным инспектором территориального отдела контроля за использованием земельных участков по Нахимовскому и Ленинскому районам Инспекции по контролю за использованием объектов недвижимости Департамента Рыбаком Р.В. проведено обследование земельного участка с кадастровым номером 91:04:005001:19, общей площадью 13543 кв.м, вид разрешенного использования - для строительства оздоровительного комплекса и благоустройства территории, расположенного по адресу: г. Севастополь, в районе пляжа "Учкуевка".
По результатам данного обследования составлен Акт обследования от 07.07.2021 N ГУ-9331/21, в котором проверяющий указал, в частности, что разрешенное использование земельного участка по документам: "строительство оздоровительного комплекса и благоустройства территории", а по факту на момент проведения обследования осуществлялась деятельность, соответствующая виду разрешенного использования "гостиничное обслуживание" (код 4.7), "общественное питание" (код 4.6).
Кроме того, в акте отражено, что находящиеся на территории земельного участка с кадастровым номером 91:04:005001:19 здания принадлежат обществу, а также Демченко В.В. и Демченко И.В. Имеется не указанное обществом сооружение - трансформаторная подстанция киоскового типа.
В соответствии с нормами Земельного кодекса Российской Федерации все категории земель используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно без дополнительных разрешений и процедур согласования (пункт 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации).
Статья 42 Земельного кодекса Российской Федерации обязывает собственников земельных участков и лиц, не являющихся собственниками земельных участков, использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту.
Пунктом 13 статьи 3 Закона N 46-ЗС установлено, что в случае, если земельный участок, в отношении которого до вступления в силу Федерального конституционного закона заключен в действовавшем на момент его заключения порядке договор аренды, находится в государственной собственности города Севастополя или муниципальной собственности, орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченный на распоряжение таким земельным участком, обязан по заявлению лица, с которым заключен соответствующий договор, заключить с таким лицом соответственно договор аренды.
Сведений о том, что договор аренды от 18.07.2005 признан в установленном порядке недействительным либо незаключенным, что он фактически не исполнялся суду не представлено. Доказательств того, что Департаментом подано исковое заявление о расторжении договора аренды от 18.07.2005 и понуждении возвратить земельный участок, материалы дела не содержат. Также подобные сведения отсутствуют и в картотеке арбитражных дел в сети Интернет.
Как ранее установлено судом, спорный земельный участок передан в 2005 году в аренду обществу для строительства оздоровительного комплекса и благоустройства территории с отнесением этих земель к землям рекреационного назначения.
В соответствии со статьей 50 Земельного кодекса Украины к землям рекреационного назначения относятся земли, используемые для организации отдыха населения, туризма и проведения спортивных мероприятий.
Судом установлено, что для целей договора была разработана проектная документация - рабочий проект на строительство оздоровительного комплекса состоящего из 19 коттеджей, на пляже Учкуевка в г. Севастополе. Предусмотрено нахождение теневых навесов, эспланада, размещение малых архитектурных форм - скамьи, урны, скамьи-качели, проезды и разворотные площадки для автотранспорта, трансформаторная подстанция. Рабочий проект строительства получил положительное комплексное заключение N 814-08-2005 от 05.09.2005 государственной экспертизы, заключение от 22.11.2005 N С-238/05. на арендованном земельном участке ООО "Югнафта" были построены и в 2007 году введены в эксплуатацию нежилые здания, составляющие первую очередь оздоровительного комплекса, что подтверждается актом государственной приемочной комиссии от 22.07.2007. В настоящее время построенные нежилые здания используются обществом для оказания рекреационных услуг (оздоровление людей); продолжается освоение земельного участка, ведется строительство оздоровительного комплекса, что подтверждается приложенными к акту обследования от 07.07.2021 фотографиями объектов.
В соответствии с пунктом 11 статьи 34 Федерального закона от 23.06.2014 N 171-ФЗ (ред. от 31.12.2017) "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" разрешенное использование земельных участков, установленное до дня утверждения в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации классификатора видов разрешенного использования земельных участков, признается действительным вне зависимости от его соответствия указанному классификатору.
Из установленных обстоятельств следует, что вид разрешенного использования предоставленного заявителю земельного участка был определен в 2005 году по законодательству Украины, то есть до утверждения Приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 10.11.2020 N П/0412 Классификатора.
Постановлением Правительства Севастополя от 28.03.2016 N 228-ПП утвержден Порядок определения видов разрешенного использования и категории земель в отношении земельных участков, расположенных на территории города Севастополя (далее - Порядок N 228). Порядок N 228 регламентирует процедуру определения видов разрешенного использования и категории земель в отношении земельных участков, расположенных па территории города Севастополя, до вступления в силу Правил землепользования и застройки города Севастополя.
Согласно пункту 4 Порядка N 228 виды разрешенного использования и категория земель в отношении земельного участка определяются исполнительным органом государственной власти города Севастополя, уполномоченным распоряжаться земельными участками, находящимися в собственности города Севастополя, при утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, утверждении плана границ земельного участка, а также путем принятия отдельного правового акта на основании заявления правообладателя земельного участка.
Доказательств приведения ранее установленного по законодательству Украины вида разрешенного использования земельного участка в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в частности, издание уполномоченным органом распоряжения о виде разрешенного использования земельного участка) не представлено; в сведениях кадастрового учета указано на вид разрешенного использования - "для строительства оздоровительного комплекса и благоустройства территории", однако такого вида разрешенного использования земельного участка названный выше Классификатор не содержит.
Также доказательства привлечения общества к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 8.8. КоАП РФ, за использование земельного участка с кадастровым номером 91:04:005001:19 не по целевому назначению в соответствии с его разрешенным использованием, в материалах дела отсутствуют.
В силу изложенного, решение Департамента, оформленное письмом от 14.07.2021 N ГУ-исх.6823/21 об отказе в предоставлении государственной услуги по переоформлению возникшего у заявителя в соответствии с земельным законодательством Украины права аренды земельного участка правомерно признано судом незаконным.
Пунктом 3 части 4 статьи 201 АПК РФ установлено, что в резолютивной части решения по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, в случае удовлетворения заявленных требований, должно содержаться указание на обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
Определяя способ устранения допущенного Департаментом нарушения прав заявителя, принимая во внимание определение Конституционного Суда РФ от 01.10.2019 N 2556-О, постановления от 18.11.2014 N 30-П, от 18.05.2015 N 10-П, от 15.02.2016 N 3-П, от 12.07.2018 N 31-П, от 23.07.2018 N 35-П, постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 09.02.2010 N 12926/09, N 13258/09, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу, что в целях устранения допущенного нарушения необходимо возложить на Департамент обязанность направить ООО "Югнафта" проект договора аренды земельного участка.
Апелляционная жалоба не содержит доводов и фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем апелляционная жалоба не может быть признана апелляционным судом обоснованной и не может служить основанием для отмены обжалуемого решения. Несогласие подателя жалобы с выводами суда первой инстанции не является процессуальным основанием для отмены судебного акта, принятого с соблюдением норм материального и процессуального права.
Суд апелляционной инстанции считает необходимым отметить, что то обстоятельство, что в судебном акте не отражены все имеющиеся в деле доказательства либо доводы участвующих в деле лиц, не свидетельствует об отсутствии их надлежащей судебной оценки и проверки (Определения ВС РФ от 05.07.2016 N 306-КГ16-7326, от 06.10.2017 N 305-КГ17-13953, от 19.10.2017).
Нарушений норм процессуального права, влекущих по правилам части 4 статьи 270 АПК РФ безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанцией не выявлено.
Руководствуясь ст. 266, ст. 268, п. 1 ст. 269, ст. 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Севастополя от 01 декабря 2021 года по делу N А84-5711/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия по правилам, предусмотренным главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
С.Ю. Кузнякова |
Судьи |
В.Е. Кравченко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А84-5711/2021
Истец: ООО "Югнафта"
Третье лицо: Департамент по имущественным и земельным отношениям г. Севастополя