г. Чита |
|
13 апреля 2022 г. |
Дело N А78-3496/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 апреля 2022 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 13 апреля 2022 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Басаева Д.В.,
судей: Антоновой О.П., Сидоренко В.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Жевтневым Р.А.,
при участии в судебном заседании представителя акционерного общества "Читаэнергосбыт" Громовой Е.С. (доверенность от 30.12.2021),
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу акционерного общества "Читаэнергосбыт" на решение Арбитражного суда Забайкальского края от 23 декабря 2021 года по делу N А78-3496/2021,
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Читаэнергосбыт" (ОГРН 1057536132323, ИНН 7536066430, далее-заявитель, общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Дальневосточному межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии Дальневосточное межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии (ОГРН 1042700255971, ИНН 2724079048, далее-административный орган) о признании незаконным и отмене постановления N 11 от 01.04.2021 о привлечении к административной ответственности по части 1 ст. 14.43 КоАП РФ.
Третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора - публичное акционерное общество "Россети Сибирь" (ОГРН 1052460054327. ИНН 2460069527), Булдыгеров Иван Александрович.
Решением Арбитражного суда Забайкальского края от 23 декабря 2021 года по делу N А78-3496/2021 в удовлетворении заявленного требования отказано.
Акционерное общество "Читаэнергосбыт" обратилось в суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить обжалуемый судебный акт в полном объеме по мотивам, изложенным в жалобе.
Апеллянт считает, что административный орган в ходе производства по делу об административном правонарушении не установил все необходимые признаки состава вменяемого правонарушения. Так, материалами дела не подтверждается вина общества, поскольку судом не установлено, что несоответствие качества передаваемой потребителям электрической энергии вызвано виновными действиями (бездействием) общества.
Административный орган в отзыве с доводами апелляционной жалобы не согласился.
Определением суда от 15.02.2022 года судебное разбирательство отложено на 09 часов 10 минут 05 апреля 2022 года.
В судебном заседании 05.04.2022 объявлен перерыв до 09 час. 05 мин. 08.04.2022, о чем сделано публичное извещение о перерыве в судебном заседании, размещенное в сети "Интернет".
Информация о времени и месте судебного заседания по апелляционной жалобе размещена на официальном сайте апелляционного суда в сети "Интернет 05.02.2022, 16.02.2022, 06.04.2022. Таким образом, о месте и времени судебного заседания лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 АПК РФ.
Рассмотрение апелляционной жалобы начато в составе судей Басаева Д.В. (председательствующий), Антоновой О.П., Никифорюк Е.О.
В связи с прекращением полномочий судьи Никифорюк Е.О. (почётная отставка с 07 апреля 2022 года, приказ от 02.03.2022 N 54 л/с), на основании части 4 статьи 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации определением председателя четвертого судебного состава Четвертого арбитражного апелляционного суда от 07 апреля 2022 года судья Никифорюк Е.О. заменена на судью Сидоренко В.А.
При таких обстоятельствах в силу части 5 статьи 18 АПК РФ рассмотрение дела проведено с самого начала.
Дальневосточное межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии, ПАО "Россети Сибирь", Булдыгеров И.А. явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили. Руководствуясь частью 3 статьи 205, частью 1 статьи 123 АПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие надлежащим образом извещенных лиц, участвующих в деле.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, отзыва на жалобу, заслушав пояснения представителя заявителя, проверив соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, 11.01.2021 года в ДМТУ Росстандарта поступило обращение о поставке и реализации некачественной электрической энергии АО "Читаэнергосбыт" по сетям ПАО "Россети Сибирь" - "Читаэнерго" на ПС 110/356 кВ "Третья", КЛ, ВЛ-6 кВ ф.N 4, КТПН N 21297, ВЛИ-0,4 кВ ф.N1, СИП-2х16 от опоры N19 до шкафа учета гражданину, проживающему по адресу: 672512, Забайкальский край, Читинский район, с. Смоленка, ул. Московская, 64.
В ходе рассмотрения обращения, гражданином дополнительно представлены копии документов, даны пояснения. Из-за некачественной электрической энергии за два года сгорела бытовая техника (микроволновая печь), ноутбук и музыкальный центр. По факту некачественной электрической энергии потребитель неоднократно (25.12.2019, 13.01.2020, 22.01.2020, 28.01.2020) направлял жалобы в ПАО "Россети Сибирь" - "Читаэнерго". 24.12.2020 вынужден был обратился по вопросу качества в Федеральную антимонопольную службу России, которое было направлено на рассмотрение по подведомственности в ДМТУ Росстандарта.
На основании обращения Булдыгерова И.А., в период с 27.01.2021 по 24.02.2021 ДМТУ Росстандарта проведены внеплановые документарные проверки в отношении гарантирующего поставщика - АО "Читаэнергосбыт" и сетевой организации - ПАО "Россети Сибирь" филиала ПАО "Россети Сибирь" - "Читаэнерго" (ранее ОАО "МРСК Сибири "Читаэнерго").
По результатам проведенных проверок установлены нарушения, в том числе обязательных требований п.4.2.2 ГОСТ 32144-2013 "Электрическая энергия. Совместимость технических средств электромагнитная. Нормы качества электрической энергии в системах электроснабжения общего назначения", постановления Правительства РФ от 01.12.2009 года N 982 "Об утверждении единого перечня продукции, подлежащей обязательной сертификации и единого перечня продукции, подтверждение соответствия которой осуществляется в форме принятия декларации о соответствии" (далее постановление Правительства N 982):
Так, электрическая энергия поставлялась, реализовывалась гражданину, проживающему по адресу: 672512, Забайкальский край, Читинский район, с. Смоленка, ул. Московская, 64 из распределительных сетей ПАО "Россети Сибирь" филиала ПАО "Россети Сибирь"-"Читаэнерго", в период, с 31.01.2021 по 07.02.2021, не соответствующая обязательным требованиям п.4.2.2 (медленные изменения напряжения) ГОСТ 32144-2013 по:
- отрицательному отклонению напряжения 5U(-). Протокол испытательной лаборатории по качеству электроэнергии службы метрологии и контроля качества электроэнергии филиала ПАО "Россети Сибирь"-"Читаэнерго" N 20 от 08.02.2021;
- электрическая энергия, поставляемая (передаваемая) по распределительным электрическим сетям ПАО "Россети Сибирь" филиалом ПАО "Россети Сибирь"- "Читаэнерго" (центр питания: ТП21297) не сертифицирована.
По результатам проверки в отношении АО "Читаэнергосбыт" был составлен акт проверки от 24.02.2021 N 6, выдано предписание об устранении нарушений от 24.02.2021 N С-6 (т.2, л.д.29-34).
22.03.2021 по факту выявленного нарушения, уполномоченным должностным лицом административного органа, составлен протокол N 11 об административном правонарушении, которым установлен факт правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.43 КоАП РФ (т.2, л.д. 21-22). Протокол был составлен в присутствии представителя общества по доверенности, при надлежащем извещении юридического лица.
Постановлением начальника отдела ДМТУ Росстандарта N 11 от 01.04.2021 АО "Читаэнергосбыт" было признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.43 КоАП РФ, с назначением наказания в виде штрафа в размере 105 000 рублей, постановление вынесено в отсутствие представителя общества. О времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении юридическое лицо извещено надлежащим образом (т.2, л.д.7-11, 15-17).
Ссылаясь на незаконность указанного постановления и нарушение прав и законных интересов заявителя данным постановлением, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Суд первой инстанции, оценив доводы и возражения сторон, а также доказательства, представленные сторонами в обоснование своих требований и возражений, в соответствии со статьёй 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации на предмет их относимости, допустимости, достоверности в отдельности, а также достаточности и взаимной связи в их совокупности, на основе правильного установления фактических обстоятельств по делу, верного применения норм материального и процессуального права сделал обоснованный вывод об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Согласно части 4 статьи 210 АПК РФ по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
В соответствии с частями 6, 7 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
Часть 1 статьи 14.43 КоАП РФ предусматривает ответственность за нарушение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований технических регламентов или подлежащих применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации либо выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям, за исключением случаев, предусмотренных статьями 9.4, 10.3, 10.6, 10.8, частью 2 статьи 11.21, статьями 14.37, 14.44, 14.46, 20.4 настоящего Кодекса.
Объективная сторона административного правонарушения характеризуется действием (бездействием) и выражается в нарушении требований технических регламентов, обязательных требований к продукции либо связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации или выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям.
Согласно статье 2 Федерального закона N 184-ФЗ под безопасностью продукции и связанных с ней процессов производства, эксплуатации понимается, в частности, состояние, при котором отсутствует недопустимый риск, связанный с причинением вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц.
В соответствии с требованиями части 1 статьи 46 Федерального закона N 184-ФЗ требования к продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, установленные государственными стандартами, подлежат обязательному исполнению всеми органами управления и субъектами, осуществляющими предпринимательскую деятельность в части, соответствующей целям: защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества; охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений; предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей, в том числе потребителей; обеспечения энергетической эффективности и ресурсосбережения.
Пунктом 3 статьи 46 Федерального закона N 184-ФЗ предусмотрено, что Правительством Российской Федерации до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов утверждаются и ежегодно уточняются единый перечень продукции, подлежащей обязательной сертификации, и единый перечень продукции, подлежащей декларированию соответствия.
Согласно разделу 0110 "Единого перечня продукции, подлежащей обязательной сертификации", утвержденного Постановлением Правительства РФ от 01.12.2009 N 982, электрическая энергия в электрических сетях общего назначения переменного трехфазного и однофазного тока частотой 50 Гц подлежит обязательной сертификации.
Согласно Информации о продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия (в форме обязательной сертификации) в Системе ГОСТ Р, с указанием нормативных документов, устанавливающих обязательные требования", опубликованной Росстандартом во исполнение Постановления N 982 в сети "Интернет" в разделе "Подтверждение соответствия" официального сайта Росстандарта (www.gost.ru) электроэнергия подлежит обязательной сертификации на соответствие пунктов 4.2.1, 4.2.2 ГОСТ 32144-2013.
Согласно статьи 3 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее Федеральный закон N 35-ФЗ) к субъектам электроэнергетики отнесены лица, осуществляющие деятельность в сфере электроэнергетики, в том числе производство электрической, тепловой энергии и мощности, приобретение и продажу электрической энергии и мощности, энергоснабжение потребителей, оказание услуг по передаче электрической энергии, оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике, сбыт электрической энергии (мощности), организацию купли-продажи электрической энергии и мощности. Потребителями электрической энергии являются лица, приобретающие электрическую энергию для собственных бытовых и (или) производственных нужд.
В силу части 1 статьи 38 Федерального закона N 35-ФЗ субъекты электроэнергетики, обеспечивающие поставки электрической энергии потребителям электрической энергии, в том числе энергосбытовые организации, гарантирующие поставщики и территориальные сетевые организации (в пределах своей ответственности), отвечают перед потребителями электрической энергии за надежность обеспечения их электрической энергией и ее качество в соответствии с требованиями технических регламентов и иными обязательными требованиями.
Правовые основы функционирования розничных рынков электрической энергии регламентированы Основными положениями функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 N 442 "О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии" (далее Правила N 442).
Пунктом 7 Правил N 442 субъекты электроэнергетики, обеспечивающие снабжение электрической энергией потребителей, в том числе гарантирующие поставщики, энергосбытовые (энергоснабжающие) организации, сетевые организации, системный оператор и субъекты оперативно-диспетчерского управления в технологически изолированных территориальных электроэнергетических системах, а также производители электрической энергии (мощности), в ходе исполнения своих обязательств по заключаемым ими на оптовом рынке и розничных рынках договорам совместными действиями обеспечивают на розничных рынках надежность снабжения потребителей и качество электрической энергии.
В соответствии с пунктом 30 Правил N 442 в рамках договора энергоснабжения гарантирующий поставщик несет перед потребителем (покупателем) ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору, в том числе за действия Сетевой организации, привлеченной для оказания услуг по передаче электрической энергии, а также других лиц, привлеченных для оказания услуг, которые являются неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии потребителям.
В соответствии с пунктом 1 статьи 542 Гражданского кодекса Российской Федерации качество подаваемой энергии должно соответствовать требованиям, установленным государственными стандартами и иными обязательными правилами или предусмотренным договором электроснабжения.
ГОСТ 32144-2013 (раздел 1) устанавливает показатели и нормы качества электрической энергии в точках передачи электрической энергии пользователям электрических сетей низкого, среднего и высокого напряжения систем электроснабжения общего назначения переменного тока частотой 50 Гц., которые соответствуют целям защиты жизни и здоровья граждан имущества физических и юридических лиц, государственного или муниципального имущества, а, следовательно, являются обязательными для исполнения и подлежат обязательному применению до вступления в силу соответствующих технических регламентов.
Требования настоящего стандарта применяются во всех режимах работы систем электроснабжения общего назначения. Система электроснабжения общего назначения: совокупность электроустановок и электрических устройств, предназначенных для обеспечения электрической энергией различных потребителей электрических сетей (пункт 3.1.1 ГОСТ 32144-2013).
Из приведенных норм следует, что производство, передача и продажа электрической энергии взаимосвязаны и являются элементами единого процесса.
Организации, осуществляющие деятельность в сфере электроэнергетики, в том числе сетевые организации, гарантирующие поставщики, обеспечивающие передачу, продажу электрической энергии, обязаны поставить (передать) потребителю электроэнергию, качество которой должно соответствовать требованиям технических регламентов. Качество и параметры передаваемой сетевой организацией электрической энергии в точке поставки потребителя услуг (потребителя электрической энергии, в интересах которого заключается договор), должны соответствовать требованиям ГОСТ 32144-2013.
Гарантирующий поставщик в силу закона несет ответственность перед потребителем и за действия Сетевой организации, обязан исполнять требования технических регламентов (до вступления в силу технических регламентов обязательных требований стандартов), Федерального закона N 184-ФЗ, требовать исполнения действующего законодательств от Сетевых организаций и осуществлять реализацию электрической энергии, соответствующей в том числе, требованиям ГОСТ 32144-2013.
Согласно Договора энергоснабжения с гражданином-потребителем, Жилой дом, домовладение по адресу: Забайкальский край, Читинский район, с. Смоленка, ул. Московская, 64 от 11.11.2013 г.:
-п.6 раздела II качество поставляемой электрической энергии Потребителю должно соответствовать требованиям технических регламентов, а до принятия соответствующих технических регламентов - обязательным требованиям государственных стандартов, на условиях, предусмотренных настоящим Договором;
-п. 13 раздела IV АО "Читаэнергосбыт" - Поставщик обязан (п.п.а) предоставлять Потребителю в том числе, электрическую энергию в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации; п.п.з) вести учет жалоб (заявлений, обращений, требований и претензий) Потребителя на качество предоставления электрической энергии, учет сроков и результатов из рассмотрения и исполнения);
-п.66 раздела XII сетевой организацией, к электрическим сетям которой присоединены энергопринимающие устройства Потребителя или электрическая сеть, принадлежащая собственникам жилых домов, по средствам которой присоединены энергопринимающие устройства Потребителя является: ОАО "МРСК Сибири "Читаэнерго".
Между АО "Читаэнергосбыт" и Филиалом ПАО "МРСК Сибири" - "Читаэнерго" заключен договор оказания услуг по передаче электрической энергии N 18.7500.2896.13 от 22.07.2013 (далее Договор на оказание услуг по передаче электроэнергии).
В соответствии Договором на оказание услуг по передаче электроэнергии:
-ПАО "МРСК Сибири" обязуется:
-п.2.1, оказывать АО "Читаэнергосбыт" услуги по передаче электрической энергии посредством осуществления комплекса организационно и технологически связанных действий, обеспечивающих передачу электрической энергии через технические устройства электрических сетей до точек поставки;
-п.3.3.1 ПАО "МРСК Сибири" обязано обеспечить передачу электроэнергии, принятой в свою сеть, от точек поставки, качество и параметры которой должны соответствовать техническим регламентам ГОСТ, с соблюдением величин аварийной и технологической брони;
-п.3.3.9 направлять АО "Читаэнергосбыт" в 15-дневный срок ответы на поступившие от АО "Читаэнергосбыт" жалобы и заявления Потребителей по вопросам передачи и качества электрической энергии, а по отдельному запросу АО "Читаэнергосбыт" на основании обращений государственных и иных уполномоченных органов в сроки, позволяющие АО "Читаэнергосбыт" своевременно подготовить ответ.
В свою очередь, АО "Читаэнергосбыт" согласно п.3.2.1 обязуется обеспечить поставку (покупку) электроэнергии в объеме, обязательства по поставке которого Потребителям (по договорам энергоснабжения, купли-продажи электрической энергии) и ПАО "МРСК Сибири" (в объеме потерь электрической энергии) принял на себя АО "Читаэнергосбыт", в сети ПАО "МСК Сибири" для передачи Потребителю, путем приобретения электроэнергии на оптовом и розничных рынках электроэнергии, в том числе, у производителей электроэнергии и иных владельцев генерирующего оборудования. Качество и иные параметры поставляемой (покупаемой) электроэнергии должны соответствовать техническим регламентам иным обязательным требованиям, в том числе ГОСТ 13109-97 до 30.06.2014 г., с 01.01.2013 г. ГОСТ Р 54149-2020, с 01.07.2014 г. ГОСТ 32144-2013.
С заявлением в надзорный орган обратился потребитель, у которого с сетевыми организациями отсутствуют договорные отношения, следовательно, требовать поставки электрической энергии надлежащего качества от сетевых организаций потребитель, проживающий по адресу: Забайкальский край, с. Смоленка, мкр. Добротный, ул. Московская,64 не вправе. Указанную обязанность на себя принял гарантирующий поставщик - АО "Читаэнергосбыт" в рамках вышеуказанного Договора энергоснабжения.
АО "Читаэнергосбыт", являясь гарантирующим поставщиком, выступая продавцом электрической энергии по договору энергоснабжения, получая за поставляемую электрическую энергию плату, обязано обеспечить качество подаваемой электрической энергии, которая должна соответствовать обязательным требованиям, установленным с законодательством Российской Федерации, в том числе с обязательными правилами или предусмотренным договором энергоснабжения, несет всю полноту ответственности перед потребителями и за действия сетевой организации, имеет право запрашивать и получать необходимые документы от Сетевой организации на основании действующего законодательства.
Таким образом, административным органом правомерно квалифицированно выявленное нарушение по части 1 статьи 14.43 КоАП РФ.
В силу разъяснений, содержащихся в пункте 16 постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10, выяснение виновности лица в совершении административного правонарушения осуществляется на основании данных, зафиксированных в протоколе об административном правонарушении, объяснений лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в том числе об отсутствии возможности для соблюдения соответствующих правил и норм, о принятии всех зависящих от него мер по их соблюдению, а также на основании иных доказательств, предусмотренных частью 2 статьи 26.2 КоАП РФ.
Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Вина общества в совершении административного правонарушения подтверждена материалами дела. Общество обладало необходимыми полномочиями и имело возможности для соблюдения законодательства, но не проявило должной осмотрительности и осторожности. Доказательств, свидетельствующих о том, что им приняты все зависящие от него меры по соблюдению закона, в материалы дела не представлено.
Вина АО "Читаэнергосбыт" выразилась в непринятии достаточных, зависящих от Общества мер по недопущению нарушений требований технического регламента. При достаточной степени заботливости и осмотрительности Общество могло предотвратить совершение правонарушения, однако, ввиду пренебрежительного отношения к исполнению своих публично-правовых обязанностей, не исполнило требования законодательства.
Довод заявителя об отсутствии вины с указанием на ответственность и влияние сетевой организации на качество поставляемой потребителю электрической энергии судом правомерно отклонен как необоснованный, поскольку несоответствие обязательных требований ГОСТ 32144-2013 к качеству электрической энергии выявлено в зоне ответственности (в точке поставки) гарантирующего поставщика.
Следовательно, общество обоснованно было привлечено к административной ответственности.
Каких-либо нарушений порядка привлечения Общества к административной ответственности судом не установлено.
В частности, протокол об административном правонарушении составлен, а оспариваемое постановление вынесено должностными лицами административного органа в соответствии с представленной КоАП Российской Федерации компетенцией.
Предусмотренный частью 1 статьи 4.5 КоАП Российской Федерации срок давности привлечения к административной ответственности не пропущен.
Оснований для признания совершенного Обществом правонарушения малозначительным судом не установлено.
В соответствии со статьей 2.9 КоАП Российской Федерации при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений (пункт 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях").
При квалификации правонарушения в качестве малозначительного необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. При этом квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях (пункты 18 и 18.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 2 июня 2004 года N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях").
На исключительность применения положений статьи 2.9 КоАП Российской Федерации указано также в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 10 апреля 2012 года N 14495/11.
По смыслу статьи 2.9 КоАП Российской Федерации оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда либо угрозой причинения вреда личности, обществу или государству. Существенная угроза охраняемым правоотношениям может выражаться не только в наступлении каких-либо материальных последствий правонарушения, но и в пренебрежительном отношении субъекта предпринимательской деятельности к исполнению своих публично-правовых обязанностей, к формальным требованиям публичного права. Следовательно, наличие или отсутствие существенной угрозы охраняемым правоотношением может быть оценено судом только с точки зрения степени вреда (угрозы вреда), причиненного непосредственно установленному публично-правовому порядку деятельности.
Объектом административного правонарушения, предусмотренных статьей 14.43 КоАП РФ, является нарушение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований технических регламентов или подлежащих применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации либо выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям.
Каких-либо исключительных обстоятельств, являющихся основанием для признания совершенного правонарушения малозначительным, материалы дела не содержат. По указанному правонарушению существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается не в наступлении каких-либо негативных материальных последствий, а в пренебрежительном отношении обществу к исполнению своих публично-правовых обязанностей.
Оснований для назначения административного наказания ниже низшего предела (части 3.2 и 3.3 статьи 4.1 КоАП Российской Федерации) судом не установлено.
Таким образом, исходя из обстоятельств административного дела, с учетом характера и последствий правонарушения, степени вины правонарушителя, повторного совершения правонарушения (отягчающее обстоятельство) административным органом правомерно назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 105 000 рублей.
Назначенный штраф является достаточным и справедливым наказанием, обеспечивает как карательную, так и превентивную функцию административного наказания, установленную пунктом 1 статьи 3.1 КоАП РФ, а также соответствующую защиту охраняемым законом государственным и общественным интересам и не влечет ограничение прав заявителя.
При таких установленных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены, но правильных выводов суда первой инстанции не опровергают и не могут быть учтены как не влияющие на законность принятого по делу судебного акта.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены обжалуемого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет" по адресу www.kad.arbitr.ru.
По ходатайству указанных лиц копии постановления на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Забайкальского края от 23 декабря 2021 года по делу N А78-3496/2021 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд первой инстанции в срок, не превышающий двух месяцев с даты принятия.
Председательствующий |
Д.В. Басаев |
Судьи |
О.П. Антонова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А78-3496/2021
Истец: АО "ЧИТАЭНЕРГОСБЫТ"
Ответчик: Дальневосточное межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии
Третье лицо: Булдыгеров Иван Александрович, ПАО "Россети Сибирь"