г. Ессентуки |
|
13 апреля 2022 г. |
Дело N А63-9881/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06.04.2022.
Постановление изготовлено в полном объеме 13.04.2022.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Жукова Е.В., судей: Сомова Е.Г., Цигельникова И.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Пучиновой Т.В., при участии в судебном заседании представителя администрации Благодарненского городского округа Ставропольского края - Субботиной Г.В. (по доверенности от 30.12.2021 N 10788), в отсутствии иных лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте проведения судебного заседания, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации Благодарненского городского округа Ставропольского края на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 27.01.2022 по делу N А63-9881/2021, принятое по иску администрации Благодарненского городского округа Ставропольского края, г. Благодарный, ОГРН 1172651027493, к Министерству природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края, г. Ставрополь, ОГРН 1052600255993, третьи лица, не заявляющие самостоятельные требования относительно предмета спора, Правительство Ставропольского края, г. Ставрополь, ОГРН 1022601978607, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Ставропольскому краю, г. Ставрополь, ОГРН 1032600964758, Департамент лесного хозяйства по Южному федеральному округу, ОГРН: 1076166000734, государственное бюджетное учреждение Ставропольского края "Калаусский Лесхоз", ОГРН: 1022600507544, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю, г. Ставрополь, ОГРН 1042600339737, прокуратура Ставропольского края, г. Ставрополь, ОГРН 1022601995745, федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Ставропольскому краю, г. Ставрополь, ОГРН 1027700485757, об исключении из государственного лесного реестра сведений о части земельного участка,
УСТАНОВИЛ:
администрация Благодарненского городского округа Ставропольского края (далее - администрация Благодарненского ГО СК, администрация) обратилось в Арбитражный суд Ставропольского края с исковым заявлением к Министерству природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края (далее - Минприроды СК, министерство) об исключении из государственного лесного реестра сведений о части земельного участка с кадастровым номером 26:13:000000:75 (единое землепользование) площадью 126 811 кв.м, расположенной в квартале 8 Благодарненского участкового лесничества Калаусского лесничества, фактически являющегося земельным участком с кадастровым номером 26:13:100202:90 общей площадью 126 811 кв.м, категории - земли населенных пунктов с видом разрешенного использования - земельные участки (территории) общего пользования, для общего пользования, состоящим на государственном кадастровом учете.
Определениями от 15.07.2021, 14.09.2021, 20.10.2021, 07.12.2021 суд привлек к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, Правительство Ставропольского края (далее - Правительство СК), Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Ставропольскому краю (далее - ТУ Росимущества по СК, территориальное управление), Департамент лесного хозяйства по Южному федеральному округу (далее - департамент), государственное бюджетное учреждение Ставропольского края "Калаусский Лесхоз", Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю, прокуратура Ставропольского края (далее - Управление Росреестра по СК), прокуратуру Ставропольского края (далее - прокуратура СК), федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Ставропольскому краю (далее - филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по СК, филиал).
Решением Арбитражного суда Ставропольского края от 27.01.2022 по делу N А63-9881/2021 в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с решением Арбитражного суда Ставропольского края от 27.01.2022 по делу N А63-9881/2021 администрация Благодарненского городского округа Ставропольского края обратилась в суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой отменить и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование жалобы, апеллянт ссылается на то, что при вынесении обжалуемого решения судом первой инстанции неправильно применены нормы материального права и не полностью выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела.
В отзыве на апелляционную жалобу ГБУ Ставропольского края "Калаусский Лесхоз", Департамент лесного хозяйства по Южному федеральному округу, ссылаясь на законность и обоснованность вынесенного судебного акта, просит отказать в удовлетворении апелляционной жалобы.
24.03.2022 от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю.
В судебном заседании представитель администрации Благодарненского городского округа Ставропольского края поддержал апелляционную жалобу, просил решение суда первой инстанции отменить.
Иные лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, не явились, явку представителей не обеспечили.
Информация о времени и месте судебного заседания с соответствующим файлом размещена на сайте http://kad.arbitr.ru/ в соответствии положениями статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии с частью 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) при неявке в судебное заседание арбитражного суда лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, суд вправе рассмотреть дело в их отсутствие.
Правильность решения Арбитражного суда Ставропольского края от 27.01.2022 по делу N А63-9881/2021 проверена в апелляционном порядке в соответствии с главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, рассмотрев повторно дело по апелляционной жалобе, проверив правильность применения норм материального и процессуального права, учитывая доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе, изучив и оценив в совокупности материалы дела, считает, что решение Арбитражного суда Ставропольского края от 27.01.2022 по делу N А63-9881/2021 следует оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 11.11.2005 поставлен на государственный кадастровый учет земельный участок с кадастровым номером 26:13:000000:75, сведения имеют статус "актуальные, ранее учтенные", наименование - единое землепользование, категория - земли лесного фонда, вид разрешенного использования - леса противоэрозионного назначения, площадь декларированная 11 384 000 кв.м, местоположение: Ставропольский край, Благодарненский р-н, границы не установлены в соответствии с требованиями действующего законодательства.
19 августа 2004 года проведена государственная регистрация права государственной собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 26:13:000000:75 на основании статьи 19 Лесного кодекса Российской Федерации, о чем сделана запись регистрации N 26-01/12-23/2004-255.
02 февраля 2012 года проведена государственная регистрация прочих ограничений прав и обременении земельный участок с кадастровым номером 26:13:000000:75 на основании договора постоянного (бессрочного) пользования лесным участком от 16.11.2011 N 354 в пользу ГКУ "Калаусский лесхоз", о чем сделана запись регистрации N 26-26/001-26-26-06/002/2012- 064/2.
ГБУ СК "Калаусский лесхоз" является пользователем лесного участка, расположенного в квартале 2 выделе 22 Благодарненского участкового лесничества ГКУ "Калаусское лесничество", состоящего в едином землепользовании земельным участком с кадастровым номером 26:13:000000:75 на правах постоянного (бессрочного) пользования согласно договору от 16.11.2021 N 354 постоянного (бессрочного) пользования лесным участком, находящимся в федеральной собственности.
Вышеуказанные сведения подтверждаются выпиской из ЕГРН от 30.07.2021 N КУВИ002/2021-96238153.
По заявлению Федерального агентства лесного хозяйства в 2019 году в ЕГРН внесены сведения о границах Калаусского (26.00.2.16) лесничества Ставропольского края, расположенного на землях лесного фонда.
19 августа 2020 года на государственный кадастровый учет администрацией поставлен земельный участок с кадастровым номером 26:13:100202:90 в целях реализации трех проектов по созданию, устройству искусственного водоема "Городское озеро" и обустройству зоны отдыха на территории, прилегающей к искусственному водоему "Городское озеро", который имеет следующие характеристики: категория - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - земельные участки (территории) общего пользования, площадь уточненная 126 811 кв.м, адрес: Ставропольский край, Благодарненский ГО, г. Благодарны на земельном участке расположен объект недвижимого имущества с кадастровым номером 26:13:000000:4090 - сооружение, автомобильная дорога "Северный обход города Благодарного".
Границы установлены в соответствии с требованиями действующего законодательства; сведения о зарегистрированных правах отсутствуют; имеются сведения о следующих ограничениях или обременениях: номер зоны 26.13.2.256 - зона затопления, подтопления (Водный кодекс Российской Федерации); номер зоны 26.13.2.54 - водоохранная зона (приказ Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края от 23.12.2014 N 480); номер зоны 26.13.2.63 - прибрежные защитные полосы (приказ Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края от 23.12.2014 N 480); номер зоны 26.00,2.16 - лесничества и лесопарки (Государственное задание 2018 Федерального агентства лесного хозяйства от 28.12.2017 N 053-00001-18-00); номер зоны 26.13.2.3 - охранная зона воздушной линии В Л 110 кВ, Л-63 ПС "Благодарная ПО" - ПС "Восход" (постановление Правительства Российской Федерации от 24.02.2009 N 160 "О порядке установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон"); номер зоны 26.03.2.586 - охранная зона объектов электросетевого хозяйства (постановление Правительства Российской Федерации от 24.02.2009 N 160 "О порядке установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон"); номер зоны 26:03-6.403 - охранная зона объектов электросетевого хозяйства (постановление Правительства Российской Федераций от 24.02.2009 N 160 "О порядке установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон") (выписки из ЕГРН от 20.01.2021 N КУВИ-002/2021-1724984, от 30.07.2021 N КУВИ-002/2021-96238698).
При формировании земельного участка с кадастровым номером 26:13:100202:90 администрацией на основании распоряжения от 29.07.2020 N 515-р утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории (далее - схема расположения) с учетом действующего Генерального плана города Благодарного Ставропольского края и Правил землепользования и застройки, утвержденных решением Благодарненской городской Думы от 14.05.2012 N 27.
Как указала администрация в иске, в соответствии с пунктом 10 статьи 3.5 Федерального закона от 15.10.2011 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" схема расположения на согласование в Министерство природных ресурсов и окружающей среды Ставропольского края, являющееся органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным в области лесных отношений, не направлялась.
Таким образом, администрацией Благодарненского ГО СК в 2020 году осуществлено формирование земельного участка с кадастровым номером 26:13:100202:90 посредством утверждения схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории без учета установленной с 2019 года границы Калаусского лесничества.
Фактическое формирование земельного участка с кадастровым номером 26:13:100202:90 осуществлено на землях лесного фонда (часть квартала 8 Благодарненского участкового лесничества Калаусского лесничества).
Администрация, посчитав, что правообладатель земельного участка (с кадастровым номером 26:13:100202:90), границы которого установлены в соответствии с земельным законодательством и сведения о котором внесены в ЕГРН, в случае наложения границ принадлежащего ему участка на участок лесного фонда (с кадастровым номером 26:13:000000:75), границы и площадь которого не установлены в силу требований кадастрового законодательства (ранее учтенные), вправе предъявлять требования о внесении изменений в Государственный лесной реестр на основании положений Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" в редакции Федерального закона от 29.07.2017 N 280-ФЗ и иных законодательных актов в редакции указанного Закона с учетом того, что ими установлен приоритет сведений, содержащихся в ЕГРН, обратилась в арбитражный суд с настоящим исковым заявлением.
Отказывая в удовлетворении требований суд первой инстанции, исходил из следующего.
В силу статьи 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, могут быть образованы в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена статьей 11.10 названного Кодекса.
Согласно пункту 7 статьи 11.9 Кодекса, устанавливающей требования к образуемым и измененным земельным участкам, не допускается образование земельного участка, границы которого пересекают границы территориальных зон, лесничеств, лесопарков, за исключением земельного участка, образуемого для проведения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, размещения линейных объектов, гидротехнических сооружений, а также водохранилищ, иных искусственных водных объектов.
Порядок подготовки и утверждения схемы земельного участка установлен статьей 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации. Согласно пунктам 1, 2 данной статьи схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории. В схеме расположения земельного участка указывается площадь каждого образуемого земельного участка и в случае, если предусматривается образование двух и более земельных участков, указываются их условные номера. Подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории, землеустроительной документации, положения об особо охраняемой природной территории, наличия зон с особыми условиями использования территории, земельных участков общего пользования, территорий общего пользования, красных линий, местоположения границ земельных участков, местоположения зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства.
Согласно пункту 13 статьи 11.10 названного Кодекса схема расположения земельного участка утверждается решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченных на предоставление находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, если иное не предусмотрено названным Кодексом.
Подпунктом 3 пункта 16 той же статьи в качестве основания для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка предусмотрено нарушение при разработке схемы требований, предъявляемых статьей 11.9 Кодекса к образуемым земельным участкам.
Как следует из статьи 23 Лесного кодекса Российской Федерации, лесничества и лесопарки являются основными территориальными единицами управления в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов. Земли лесного фонда состоят из лесничеств и лесопарков, которые могут располагаться также на землях иных категорий. В отношении лесничеств, лесопарков осуществляются установление расчетной лесосеки, проведение лесоустройства, разработка и утверждение лесохозяйственных регламентов, ведение государственного лесного реестра. Количество лесничеств, лесопарков, их границы устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Лесоустройство проводится в соответствии с главой 5 Лесного кодекса Российской Федерации и включает в себя, в том числе, проектирование лесничеств и лесопарков, закрепление на местности местоположения границ лесничеств, лесопарков, эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, особо защитных участков лесов и лесных участков.
В силу статьи 91 того же Кодекса документированная информация о лесничествах, лесопарках, об их границах, их лесных кварталах и лесотаксационных выделах содержится в государственном лесном реестре.
В соответствии с пунктом 32 статьи 81 Лесного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области лесных отношений относятся установление границ лесничеств, лесопарков, а также определение их количества. В силу пункта 5 статьи 83 Кодекса полномочия по ведению государственного лесного реестра в отношении лесов, расположенных в границах территории субъекта Российской Федерации, передаются Российской Федерацией органам государственной власти субъектов Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 10 части 1 статьи 83 ЛК РФ Минприроды СК осуществляет ведение государственного лесного реестра в отношении всех лесов, расположенных в границах территории Ставропольского края.
Согласно распоряжению Правительства Российской Федерации от 10.06.2014 N 1021-р к основным целям деятельности федерального государственного бюджетного учреждения "Рослесинфорг" (далее - ФГБУ "Рослесинфорг") относятся обобщение документированной информации, содержащейся в государственном лесном реестре, проектирование лесничеств, лесопарков, эксплуатационных лесов, определение границ лесных участков в составе лесничеств и лесопарков, информационные услуги в области лесных отношений.
Суд первой инстанции, проанализировав собранные по делу доказательства, обоснованно посчитал, что установленным, что границы земельных участков, отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения и образованных в соответствии с утвержденными Администрацией схемами, пересекают границы лесных кварталов участковых лесничеств Калаусского лесничества.
Таким образом, земельный участок с кадастровым номером 26:13:100202:90 сформирован и поставлен на государственный кадастровый учет в нарушение требований земельного и природоохранного законодательства.
Кроме того, судом учтено, что ГБУ СК "Калаусский лесхоз" является пользователем лесного участка, расположенного в квартале 2 выделе 22 Благодарненского участкового лесничества ГКУ "Калаусское лесничество", состоящего в едином землепользовании с земельным участком с кадастровым номером 26:13:000000:75 на праве постоянного (бессрочного) пользования согласно договору от 16.11.2021 N 354 постоянного (бессрочного) пользования лесным участком, находящимся в федеральной собственности (выписка из ЕГРН от 30.07.2021 N КУВИ-002/2021- 96238153).
Более того, согласно статье 8 ЗК РФ перевод земель, находящихся в федеральной собственности, из одной категории в другую осуществляется Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 5.4.2 Положения о Федеральном агентстве лесного хозяйства, утвержденного постановление Правительства РФ от 23.09.2010 N 736 (ред. от 21.01.2021), рассмотрение в установленном порядке ходатайств о переводе земель из одной категории в другую, ходатайств о переводе земельных участков из состава земель одной категории в другую, направление в Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации, рассмотрение ходатайств с проектом акта о переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую либо проектом акта об отказе в переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую является компетенцией Рослесхоза.
Вместе с тем Рослесхозом решение о переводе земельного участка с кадастровым номером 26:13:000000:75 из земель лесного фонда в земли иных категорий не принималось.
Доказательства, подтверждающие волеизъявление федерального органа исполнительной власти, осуществляющего полномочия собственника имущества, администрацией не представлены, следовательно, перевод земельных участков, не согласованный Рослесхозом, нарушает права и интересы Российской Федерации на земли лесного фонда.
Довод о недоказанности пересечений границ образованного земельного участка подлежит отклонению поскольку, представленными в дело документами подтверждается наложение границ спорных земельных участков на лесные кварталы, границы которых определены уполномоченным органом в области лесных отношений.
Апелляционная коллегия также отмечает, что при рассмотрении в суде первой инстанции администрация не воспользовалась правом заявить ходатайство о назначении судебной землеустроительной экспертизы.
Таким образом, доводы, изложенные в апелляционной жалобе, направлены на переоценку примененных судом правовых норм, так как обстоятельствам дела судом уже дана правовая оценка.
Оснований для переоценки выводов и доказательств, которые при рассмотрении дела были исследованы и оценены судом первой инстанции с соблюдением требований статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не имеется.
Суд апелляционной инстанции при повторном рассмотрении дела в порядке апелляционного производства по представленным доказательствам считает, что решение суда первой инстанции при рассмотрении дела не имеет нарушений процессуального характера. Судом правильно применены нормы материального, процессуального права, верно дана оценка доказательствам с точки зрения относимости, допустимости и достоверности. Исходя из сложившейся судебной практики по единообразию в толковании и применении норм права (Определение Верховного Суда РФ от 11.05.2018 N 307-КГ18-5230 по делу N А05-1275/2017), вынесено законное и обоснованное решение.
Нарушений процессуальных норм, влекущих безусловную отмену судебных актов (часть 4 ст. 270 АПК РФ) не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 110, 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ставропольского края от 27.01.2022 по делу N А63- 9881/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.В. Жуков |
Судьи |
Е.Г. Сомов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А63-9881/2021
Истец: АДМИНИСТРАЦИЯ БЛАГОДАРНЕНСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ
Ответчик: МИНИСТЕРСТВО ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ И ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ
Третье лицо: Государственное казенное учреждение "Калаусский лесхоз", ДЕПАРТАМЕНТ ЛЕСНОГО ХОЗЯЙСТВА ПО ЮЖНОМУ ФЕДЕРАЛЬНОМУ ОКРУГУ, Правительство СК, Прокуратура СК, ПРОКУРАТУРА СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ в интересах Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды СК, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Ставропольскому краю, УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО СТАВРОПОЛЬСКОМУ КРАЮ, ФГБУ Филиал "ФКП Росреестра" по СК