г. Пермь |
|
12 апреля 2022 г. |
Дело N А60-42532/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 апреля 2022 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 12 апреля 2022 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Васильевой Е.В.
судей Борзенковой И.В., Трефиловой Е.М.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Кривощековой С.В.
при участии представителя заявителя ООО УК "ГОК" Андреевой А.С., паспорт, доверенность от 10.01.2022, диплом;
иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заявителя, общества с ограниченной ответственностью УК "Городская объединенная компания",
на решение Арбитражного суда Свердловской области
от 15 декабря 2021 года по делу N А60-42532/2021
по заявлению общества с ограниченной ответственностью УК "Городская объединенная компания" (ИНН 6681005416, ОГРН 1146681001500, сокращенное наименование - ООО УК "ГОК")
к Администрации Кушвинского городского округа (ИНН 6620002979, ОГРН 1026601302749)
третье лицо - Прокуратура города Кушвы
об оспаривании ненормативного правового акта (постановления от 18.08.2020 N 873)
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью УК "Городская объединенная компания" (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Свердловской области к Администрации Кушвинского городского округа (далее - администрация) с заявлением о признании незаконным и отмене постановления от 18.08.2020 N 873.
Определением суда от 24.11.2021 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Прокуратура города Кушвы.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 15 декабря 2021 года в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с решением суда, заявитель обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт.
В апелляционной жалобе заявителя указано, что предметом оспаривания являлось не нарушение свободы договора, а вынесение противоречащего закону нормативного акта. Судом выводы относительно законности вынесения спорного постановления не сделаны, что говорит о формальном подходе суда при вынесении решения. Письма Минстроя России и его структурных подразделений, в которых разъясняются вопросы применения нормативных правовых актов, не содержат правовых норм, не направлены на установление, изменение или отмену правовых норм, а содержащиеся в них разъяснения не могут рассматриваться в качестве общеобязательных государственных предписаний постоянного или временного характера, в связи с чем ссылка суда на письмо Департамента развития жилищно-коммунального хозяйства Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 19.08.2019 N 30152-СН/04 является неправомерной. Также судом при рассмотрении дела не исследован вопрос на предмет, обладает ли оспариваемое постановление признаками нормативного правового акта или носит ненормативный характер.
Администрация с доводами апелляционной жалобы не согласна по мотивам, указанным в письменном отзыве на апелляционную жалобу, просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представители заявителя и заинтересованного лица поддержали доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее соответственно.
Определением от 14 марта 2022 года судебное заседание отложено на 12.04.2022.
Определением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.04.2022 произведена замена судьи Гуляковой Г.Н. на судью Борзенкову И.В. Судебное разбирательство начато сначала.
От администрации поступили дополнения к отзыву на апелляционную жалобу; заявитель представил также возражения на дополнения к отзыву на апелляционную жалобу.
Приложенные к дополнениям доказательства приобщены к делу судом апелляционной инстанции на основании абзаца второго части 2 статьи 268 АПК РФ.
Прокуратура города Кушвы отзыв на апелляционную жалобу не представила.
В судебном заседании представитель заявителя на доводах жалобы настаивал.
Ответчик, третье лицо, надлежащим образом уведомленные о времени и месте судебного разбирательства, в суд апелляционной инстанции своих представителей не направили, что в порядке части 3 статьи 156 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения дела.
Законность и обоснованность решения проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в соответствии со статьями 266, 268 АПК РФ.
Как установлено судом первой инстанции и не оспаривается сторонами, 11.10.2019 обществом в администрацию подано заявление (л.д.21) о включении в Перечень организаций для управления многоквартирным домом, расположенным на территории Кушвинского городского округа, в отношении которого собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления таким домом или выбранный способ управления не реализован, не определена управляющая компания (далее - Перечень), формируемый в соответствии с Правилами определения управляющей организации для управления многоквартирным домом, в отношении которого собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления таким домом или выбранный способ управления не реализован, не определена управляющая организация, утв. Постановлением Правительства РФ от 21.12.2018 N 1616.
На основании поступившего заявления и в соответствии с упомянутыми Правилами постановлением администрации Кушвинского городского округа от 14.11.2019 N 1472 ООО УК "ГОК" включено в Перечень.
18.03.2020 общество обратилось с заявлением об исключении себя из Перечня (л.д.22).
На основании поступившего заявления общество постановлением администрации от 27.03.2020 N 342 исключено из Перечня.
11.08.2020 в адрес главы Кушвинского городского округа Прокуратурой города Кушва вынесен протест на постановление от 27.03.2020 N 342.
На основании протеста постановлением администрации Кушвинского городского округа от 18.08.2020 N 873 (л.д.26) постановление администрации Кушвинского городского округа от 27.03.2020 N 342 отменено.
Впоследствии постановлением администрации от 01.02.2021 N 92 ООО УК "ГОК" определено для управления шестьюдесятью тремя многоквартирными домами (постановление от 01.02.2021 N92 признано правомерным судебными актами по делу N33а-17255/2021 Свердловского областного суда).
Общество, считая постановление от 18.08.2020 N 873 незаконным, обратилось в суд с рассматриваемыми требованиями.
Судом принято приведенное выше решение.
Изучив материалы дела, проверив соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, обсудив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
В силу части 1 статьи 198, статей 200, 201 АПК РФ для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц необходимо установить наличие двух условий: несоответствие оспариваемого ненормативного правового акта, решения и действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение указанными ненормативными правовыми актами, действиями (бездействием) прав и охраняемых законом интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Частью 17 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации закреплено, что управление многоквартирным домом, в отношении которого собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления таким домом в порядке, установленном Кодексом, или выбранный способ управления не реализован, не определена управляющая организация, в том числе по причине признания несостоявшимся открытого конкурса по отбору управляющей организации, проводимого органом местного самоуправления в соответствии с Кодексом, осуществляется управляющей организацией, имеющей лицензию на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, определенной решением органа местного самоуправления в порядке и на условиях, которые установлены Правительством Российской Федерации. Такая управляющая организация осуществляет деятельность по управлению многоквартирным домом до выбора собственниками помещений в многоквартирном доме способа управления многоквартирным домом или до заключения договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией, определенной собственниками помещений в многоквартирном доме или по результатам открытого конкурса, предусмотренного частью 4 этой статьи, но не более одного года.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.12.2018 N 1616 утверждены Правила определения управляющей организации для управления многоквартирным домом, в отношении которого собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления таким домом или выбранный способ управления не реализован, не определена управляющая организация (далее - Правила N 1616).
В силу пункта 5 Правил N 1616 в качестве управляющей организации решением об определении управляющей организации может быть определена управляющая организация, имеющая лицензию на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами и включенная в перечень организаций для управления многоквартирным домом, в отношении которого собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления таким домом или выбранный способ управления не реализован, не определена управляющая организация.
Перечень организаций формируется уполномоченным органом и размещается в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства.
В перечень организаций включаются управляющие организации, представившие в уполномоченный орган заявление о включении в перечень организаций, и (или) управляющие организации, признанные участниками открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом, расположенным на территории соответствующего муниципального образования, в соответствии с протоколом рассмотрения заявок на участие в конкурсе по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом, предусмотренным Правилами проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 06.02.2006 N 75 "О порядке проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом" (далее - протокол рассмотрения заявок на участие в конкурсе), одним из условий участия в котором является согласие управляющей организации на включение в перечень организаций, представляемое в порядке, предусмотренном указанными Правилами проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом.
Управляющие организации включаются в перечень организаций в соответствии с датой подачи управляющими организациями заявлений о включении их в перечень организаций или датой составления протокола рассмотрения заявок на участие в конкурсе (в хронологическом порядке) (пункт 6 Правил N 1616).
В силу подпункта "д" пункта 7 Правил N 1616 перечень организаций подлежит актуализации уполномоченным органом в срок, не превышающий 3 рабочих дней со дня наступления перечисленных в пункте 7 событий, в частности, со дня поступления заявления управляющей организации об исключении ее из перечня организаций.
Согласно абзацу третьему пункта 8 Правил N 1616 управляющая организация, определенная решением об определении управляющей организации для управления хотя бы одним многоквартирным домом, вправе подать заявление об исключении из Перечня организаций, на основании которого она подлежит исключению из данного Перечня.
По мнению общества, право управляющей организацией на исключение из Перечня не обусловлено наличием решения об определении ее для управления хотя бы одним многоквартирным домом.
Отклоняя данный доводов, суд первой инстанции правомерно указал, что из взаимосвязанного толкования подпункта "д" пункта 7 и абзаца 3 пункта 8 Правил N 1616 следует, что исключение из Перечня осуществляется по заявлению организации, являющейся управляющей, а не только включенной в перечень организаций для управления многоквартирным домом. Целью такого порядка актуализации перечня, с учетом статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации и пункта 4 Правил N 1616, гарантированного статьей 40 Конституции Российской Федерации права граждан на жилище, является то, чтобы многоквартирные дома не находились без управления.
Вывод суда подтверждается сложившейся судебной практикой (постановления Арбитражного суда Уральского округа от 11.06.2020 по делу N А71-11390/2019, от 02.06.2020 по делу N А71-11391/2019).
Правила N 1616 предусматривают заявительный порядок включения в Перечень. Однако исключение из Перечня по заявлению управляющей организации возможно лишь в том случае, если управляющая организация будет определена в качестве управляющей организации хотя бы одним многоквартирным домом, в отношении которого собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления таким домом или выбранный способ управления не реализован, не определена управляющая организация.
Подавая заявление на включение в Перечень, управляющая организация добровольно на свой риск принимает на себя обязательство по заключению договора управления на условиях, предусмотренных Правилами N 1616.
Исходя из положений части 17 статьи 161 ЖК РФ на управляющую организацию будет возложено управление таким многоквартирным домом до выбора способа управления многоквартирным домом или до заключения договора управления с управляющей организацией, определенной собственниками помещений в многоквартирном доме или по результатам открытого конкурса, но на срок не более одного года. Осуществление управления многоквартирным домом управляющей организацией, определенной решением об определении управляющей организации, не является основанием для непроведения открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом в случаях, для которых проведение такого конкурса предусмотрено Жилищным кодексом Российской Федерации (пункт 4 Правил N 1616).
Из данных положений следует, что управляющая организация, определенная в соответствии с Правилами N 1616, будет осуществлять временное управление многоквартирным домом сроком не более одного года.
Судом из материалов дела и обществом не оспаривается, что оно включено администрацией в Перечень (постановлением от 14.11.2019 N 1472) на основании собственного заявления. На момент обращения с заявлением об исключении из данного Перечня (18.03.2020) общество еще не было определено управляющей организации для управления хотя бы одним многоквартирным домом.
Следовательно, оснований для исключения общества из Перечня у администрации не имелось, ее постановление от 27.03.2020 N 342 является неправомерным, в связи с чем законно и обоснованно отменено самой администрацией постановлением от 18.08.2020 N 873 на основании протеста прокурора.
Правильно применив указанные выше нормы права, с учетом установленных обстоятельств, суд первой инстанции законно и обоснованно отказал обществу в признании недействительным постановления от 18.08.2020 N 873.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
На основании изложенного решение суда первой инстанции отмене не подлежит, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 15 декабря 2021 года по делу N А60-42532/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий |
Е.В. Васильева |
Судьи |
И.В. Борзенкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-42532/2021
Истец: ООО УК "ГОРОДСКАЯ ОБЪЕДИНЕННАЯ КОМПАНИЯ"
Ответчик: Администрация Кушвинского городского округа
Третье лицо: Прокуратура г.Кушва Свердловской области