г. Чита |
|
13 апреля 2022 г. |
дело N А78-2570/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 апреля 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 13 апреля 2022 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Сидоренко В.А.,
судей Басаева Д.В., Ломако Н.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Куркиной Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Старт" на решение Арбитражного суда Забайкальского края от 31 января 2022 года по делу N А78- 2570/2021 по заявлению Читинской таможни (ОГРН 1027501148553, ИНН 7536030497) к обществу с ограниченной ответственностью "Старт" (ОГРН 1077536012355, ИНН 7536086228) о взыскании суммы неуплаченного утилизационного сбора в размере 3 828 000 рублей, пени за неуплату утилизационного сбора за период с 08.02.2021 по 08.12.2021 в размере 224 384 рублей 60 копеек,
при участии в судебном заседании:
Читинской таможни - Кайгородовой И.В. - представителя по доверенности от 11.01.2022, Алыповой Е.В - представителя по доверенности от 11.01.2022,
общества с ограниченной ответственностью "Старт" - Шурыгина Д.С. - представителя по доверенности от 07.12.2021,
УСТАНОВИЛ:
Читинская таможня (далее также - истец или таможенный орган) обратилась в арбитражный суд с заявлением, уточнённым в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к обществу с ограниченной ответственностью "Старт" (далее - ответчик, ООО "Старт" или общество) о взыскании суммы неуплаченного утилизационного сбора в размере 3 828 000 рублей, пени за неуплату утилизационного сбора за период с 08.02.2021 по 08.12.2021 в размере 224 384 рублей 60 копеек.
Решением Арбитражного суда Забайкальского края от 31 января 2022 года исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с указанным решением, ООО "Старт" обжаловало его в апелляционном порядке. Заявитель апелляционной жалобы ставит вопрос об отмене решения суда первой инстанции, как незаконного и необоснованного.
Из апелляционной жалобы следует, что расчет утилизационного сбора не обоснован и не подкреплен соответствующей доказательной базой, а утилизационный сбор, в свою очередь, в настоящем случае подлежит взиманию при осуществлении таможенного декларирования транспортных средств.
В качестве основания для расчета утилизационного сбора Читинская таможня руководствовалась выводами заключения эксперта от 27 марта 2020 года N 12408050/0005546.
Общество указывает, что расчет Читинской таможни не соответствует требованиям действующего законодательства и не соответствует имеющимся материалам дела.
Эксперт в заключении от 27 марта 2020 года N 12408050/0005546 указал, что установить год выпуска представлялось возможным только в отношении транспортных средств N 2, 3, 5.
При этом год выпуска имеет существенное значение для исчисления размера утилизационного сбора, так как коэффициент расчета утилизационного сбора находится в прямой зависимости от факта, прошло ли с момента выпуска транспортного средства более 3 лет или нет. Учитывая, что по товарам N 1, 4 не был установлен с применением легитимных источников факт того, что с момента производства транспортных средств прошло более трех лет, то коэффициент 5.24 не может быть применен ввиду отсутствия законных оснований.
В соответствии с примечаниями, изложенными в Приложении N 1 к Федеральному закону от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Федеральный закон N 89-ФЗ), при отсутствии документального подтверждения даты выпуска колесного транспортного средства (шасси) или прицепа к нему, имеющего идентификационный номер (VIN), которой является дата изготовления колесного транспортного средства (шасси) или прицепа к нему, год выпуска определяется по коду изготовления, указанному в идентификационном номере колесного транспортного средства (шасси) или прицепа к нему, при этом 3-летний срок исчисляется, начиная с 1 июля года изготовления.
По утверждению общества, Читинская таможня не располагает и не представила в суду сведений и доказательств факта относительно того, что на момент ввоза колесных транспортных средств "ISUZU FORWARD" гос. номер 2201 АВ-2 BY (товар N 1), "NISSAN CONDOR" гос. номер 3112АВ-1 BY (товар N 4) прошло более 3-х лет.
Обществом в пояснениях был представлен контррасчет по утилизационному сбору.
Кроме того, как указывает ООО "Старт", оно намерено произвести полное таможенное оформление рассматриваемых колесных транспортных средств посредством их помещения под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления с уплатой всех таможенных платежей и утилизационного сбора в течение 15 дней с момента выпуска колесных транспортных средств (шасси).
Таким образом, ООО "Старт" со ссылкой на пункт 1 статьи 381 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее - ТК ЕАЭС) полагает, что в настоящем случае утилизационный сбор за спорные транспортные средства подлежит уплате по факту осуществления таможенного оформления в соответствии с действующим законодательством.
В судебном заседании представитель общества поддержал доводы апелляционной жалобы.
Читинская таможня в представленном отзыве на апелляционную жалобу выразила согласие с решением суда первой инстанции.
В судебном заседании представители таможенного органа поддержали доводы отзыва.
О месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 АПК РФ, что подтверждается отчетом о публикации на официальном сайте Арбитражных судов Российской Федерации в сети "Интернет" (www.arbitr.ru) определения о принятии апелляционной жалобы к производству.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 АПК РФ, проанализировав доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, проверив правильность применения судом первой инстанции норм процессуального и материального права, пришел к следующим выводам.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, общество с ограниченной ответственностью "Старт" зарегистрировано в Едином государственном реестре юридических лиц 29 октября 2007 года, ему присвоен основной государственный регистрационный номер - 1077536012355.
В период с 29.06.2020 по 30.10.2020 в отношении общества должностными лицами Читинской таможни проведена камеральная таможенная проверка по вопросам соблюдения иных требований, установленных международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования и (или) законодательством государств-членов.
В ходе проведения камеральной таможенной проверки установлено, что товары, являющиеся объектами таможенного контроля - транспортные средства ISUZU FORWARD (номер 2201 АВ-2 BY), ISUZU FORWARD (номер 1301 АВ-2 BY), ISUZU FORWARD (номер 2101 АВ-2 BY), NISSAN CONDOR (номер 3112 AA-3 BY), ISUZU ELF номер X519TA102 (1165 AA-3) ввезены на таможенную территорию Евразийского экономического Союза (далее - ЕЭС) с нарушением норм таможенного законодательства, незаконно, под видом отдельных компонентов, и использовались ООО "Старт" на территории Российской Федерации как полнокомплектные специализированные транспортные средства.
Плательщиком утилизационного сбора является ООО "Старт" как лицо, по "заказу" которого ввозились данные транспортные средства, которое приобрело указанные транспортные средства на территории Российской Федерации, а также использует данные транспортные средства в своей коммерческой деятельности.
12.01.2021 Читинской таможней в адрес ООО "Старт" выставлено уведомление об уплате утилизационного сбора. Данное уведомление получено нарочно ООО "Старт" (Насоловец К.В.) 18.01.2021.
Срок исполнения уведомления истек 07.02.2021.
В связи с неуплатой обществом в добровольном порядке утилизационного сбора таможенный орган обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции правильно установил фактические обстоятельства дела и дал им надлежащую правовую квалификацию, в связи с чем, у суда нет оснований к удовлетворению апелляционной жалобы. Выводы суда первой инстанции являются верными и соответствуют обстоятельствам дела.
Суд апелляционной инстанции находит выводы суда первой инстанции о наличии основания для удовлетворения исковых требований правильными, исходя из следующего.
Согласно статье 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
В соответствии со статьей 9 АПК РФ, лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий.
Федеральным законом N 89-ФЗ определены правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья.
Пунктом 1 статьи 24.1 Федерального закона N 89-ФЗ установлено, что за каждое колесное транспортное средство (шасси), каждую самоходную машину, каждый прицеп к ним, ввозимые в Российскую Федерацию или произведенные, изготовленные в Российской Федерации, за исключением транспортных средств, указанных в пункте 6 настоящей статьи, уплачивается утилизационный сбор в целях обеспечения экологической безопасности, в том числе для защиты здоровья человека и окружающей среды от вредного воздействия эксплуатации транспортных средств, с учетом их технических характеристик и износа.
Как правильно указал суд первой инстанции, утилизационный сбор - это особый вид обязательного платежа, введенный в Российской Федерации в развитие постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.2009 N 1194 "О стимулировании приобретения новых автотранспортных средств взамен вышедших из эксплуатации и сдаваемых на утилизацию, а также по созданию в Российской Федерации системы сбора и утилизации вышедших из эксплуатации автотранспортных средств", основной целью которого является обеспечение экологической безопасности. По своей сути утилизационный сбор призван компенсировать трудоемкость самой утилизации, ее стоимость и экологический вред, который в данном случае наносит транспортное средство.
В соответствии с пунктом 4 статьи 24.1 Федерального закона N 89-ФЗ порядок взимания утилизационного сбора (в том числе порядок его исчисления, уплаты, взыскания, возврата и зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм этого сбора), а также размеры утилизационного сбора и порядок осуществления контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты утилизационного сбора в бюджет Российской Федерации устанавливаются Правительством Российской Федерации. Взимание утилизационного сбора осуществляется уполномоченными Правительством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти.
В соответствии с положениями пункта 3 статьи 24.1 Федерального закона N 89-ФЗ плательщиками утилизационного сбора для целей настоящей статьи признаются лица, которые, в том числе осуществляют ввоз транспортных средств в Российскую Федерацию; осуществляют производство, изготовление транспортных средств на территории Российской Федерации; приобрели транспортные средства на территории Российской Федерации у лиц, не уплачивающих утилизационного сбора в соответствии с абзацами вторым и третьим пункта 6 настоящей статьи, или у лиц, не уплативших в нарушение установленного порядка утилизационного сбора.
В соответствии с Федеральным законом "Об отходах производства и потребления" Постановлением Правительства Российской Федерации утверждены:
Правила взимания, исчисления, уплаты и взыскания утилизационного сбора в отношении колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним, а также возврата и зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм этого сбора (далее - Правила взимания, исчисления, уплаты и взыскания утилизационного сбора);
перечень видов и категорий колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, а также размеров утилизационного сбора;
перечень видов и категорий колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним, с года выпуска которых прошло 30 и более лет, которые не предназначены для коммерческих перевозок пассажиров и грузов, имеют оригинальный двигатель, кузов и раму (при наличии), сохранены или отреставрированы до оригинального состояния и в отношении которых утилизационный сбор не уплачивается;
перечень видов и категорий колесных транспортных средств и прицепов к ним, с даты выпуска которых прошло менее 3 лет, которые помещаются под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, применяемую на территории Особой экономической зоны в Калининградской области, и в отношении которых утилизационный сбор не уплачивается;
Пунктом 3 Правил взимания, исчисления, уплаты и взыскания утилизационного сбора установлено, что взимание утилизационного сбора, уплату которого осуществляют плательщики, указанные в абзацах втором и пятом пункта 3 статьи 24.1 Федерального закона "Об отходах производства и потребления", осуществляет Федеральная таможенная служба.
Утилизационный сбор согласно пункту 5 Правил взимания, исчисления, уплаты и взыскания утилизационного сбора исчисляется плательщиком самостоятельно в соответствии с перечнем видов и категорий колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, а также размеров утилизационного сбора, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2013 года N 1291 "Об утилизационном сборе в отношении колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации".
Уплата утилизационного сбора в силу пункта 6 Правил взимания, исчисления, уплаты и взыскания утилизационного сбора осуществляется плательщиком в валюте Российской Федерации отдельными расчетными (платежными) документами, а в случае если правом Евразийского экономического союза и (или) законодательством Российской Федерации о таможенном регулировании установлено использование авансовых платежей в счет уплаты утилизационного сбора, взимаемого Федеральной таможенной службой, - только с использованием авансовых платежей по соответствующему коду бюджетной классификации на казначейский счет для осуществления и отражения операций по учету и распределению поступлений (далее - счет Федерального казначейства).
В соответствии с пунктом 7 Правил взимания, исчисления, уплаты и взыскания утилизационного сбора на бланке паспорта транспортного средства (бланке паспорта шасси транспортного средства), оформляемого на выпускаемое в обращение колесное транспортное средство (шасси) или прицеп к нему (далее - бланк паспорта), в отношении которого осуществляется уплата утилизационного сбора, или паспорте транспортного средства (паспорте шасси транспортного средства) (далее - паспорт), его дубликате, выданном на колесное транспортное средство (шасси) или прицеп к нему, в отношении которого уплата утилизационного сбора осуществляется плательщиками, указанными в абзаце четвертом пункта 3 статьи 24.1 Федерального закона "Об отходах производства и потребления", проставляется отметка об уплате утилизационного сбора.
Пунктом 11 Правил взимания, исчисления, уплаты и взыскания утилизационного сбора определено, что подтверждения правильности исчисления суммы утилизационного сбора плательщик, указанный в абзаце втором пункта 3 статьи 24.1 Федерального закона "Об отходах производства и потребления", или его уполномоченный представитель представляют в таможенный орган, в котором осуществляется декларирование колесного транспортного средства (шасси) или прицепа к нему в связи с его ввозом в Российскую Федерацию, либо таможенный орган, в регионе деятельности которого находится место нахождения (место жительства) плательщика (в случае, если декларирование колесного транспортного средства (шасси) или прицепа к нему не осуществляется), следующие документы:
а) расчет суммы утилизационного сбора в отношении колесных транспортных средств (шасси) и (или) прицепов к ним, уплачиваемого лицами, указанными в абзаце втором пункта 3 статьи 24.1 Федерального закона "Об отходах производства и потребления", приведенный в приложении N 1;
б) копии одобрений типа транспортного средства (одобрений типа шасси), копии сертификатов соответствия и (или) деклараций о соответствии, копии свидетельств о безопасности конструкции транспортного средства и (или) копии заключений технических экспертиз, а также копии товаросопроводительных документов (при наличии);
в) копии платежных документов об уплате утилизационного сбора;
г) решение о зачете излишне уплаченного (взысканного) утилизационного сбора в отношении колесных транспортных средств (шасси) и (или) прицепов к ним в счет его предстоящей уплаты, приведенное в приложении N 2, выданное таможенным органом, указанным в абзаце первом настоящего пункта, в случае уплаты утилизационного сбора за счет излишне уплаченного (взысканного) утилизационного сбора, по которому принято решение о зачете в счет предстоящей уплаты утилизационного сбора, и его копия;
д) копия документа, подтверждающего полномочия на осуществление действий от имени плательщика, в случае если подтверждение правильности исчисления утилизационного сбора осуществляется уполномоченным представителем плательщика.
Согласно пункту 15(1) Правил взимания, исчисления, уплаты и взыскания утилизационного сбора, в случае если в течение 3 лет с момента ввоза колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним в Российскую Федерацию после уплаты утилизационного сбора и (или) проставления соответствующей отметки либо внесения соответствующих сведений в электронный паспорт установлен факт неуплаты или неполной уплаты утилизационного сбора, таможенные органы в срок, не превышающий 10 рабочих дней со дня обнаружения указанного факта, информируют плательщика о необходимости уплаты утилизационного сбора и сумме неуплаченного утилизационного сбора (а также пени за просрочку уплаты) с указанием оснований для его доначисления. Указанная информация направляется в адрес плательщика заказным письмом с уведомлением.
В случае неуплаты плательщиком утилизационного сбора в срок, не превышающий 20 календарных дней со дня получения от таможенного органа такой информации, доначисленная сумма утилизационного сбора взыскивается в судебном порядке.
В силу пункта 2 статьи 24.1 Федерального закона N 89-ФЗ виды и категории транспортных средств, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, определяются Правительством Российской Федерации.
Согласно примечанию 2 к Перечню видов и категорий колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, а также размеров утилизационного сбора категории колесных транспортных средств (шасси) к ним соответствуют классификации, установленной техническим регламентом Таможенного союза "О безопасности колесных транспортных средств".
В соответствии с Техническим регламентом Таможенного союза "О безопасности колесных транспортных средств" ("ТР ТС 018/2011. Технический регламент Таможенного союза "О безопасности колесных транспортных средств", утвержден решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 N 877) транспортные средства, предназначенные для перевозки грузов, имеющие технически допустимую максимальную массу свыше 3,5 т, но не более 12 т, относятся к категории N2.
Согласно товарной позиции 8704 ТН ВЭД ЕАЭС, в неё включаются - Моторные транспортные средства для перевозки грузов; товарной позиции 8704 22 ТН ВЭД ЕАЭС - моторные транспортные средства для перевозки грузов; с полной массой транспортного средства более 5 т, но не более 20 т.
В разделе II Перечня видов и категорий колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, а также размеров утилизационного сбора предусмотрены транспортные средства, выпущенные в обращение на территории Российской Федерации, категории N2.
В соответствии с примечанием 4 к Перечню (в редакции на момент сложившихся правоотношений) размер утилизационного сбора на категорию (вид) самоходной машины и прицепа к ней равен произведению базовой ставки и коэффициента, предусмотренного для конкретной позиции. Базовая ставка для расчета суммы утилизационного сбора в отношении самоходных машин и прицепов к ним равна 150 000 рублей.
Базовая ставка представляет собой составляющий элемент утилизационного сбора, на ее основе определяется размер утилизационного сбора. Установление базовой ставки является элементом экономической политики, выработка которой в соответствии с законодательством об обращении отходов производства и потребления входит в компетенцию Правительства Российской Федерации.
Коэффициенты утилизационного сбора в отношении транспортных средств, выпущенных в обращение на территории Российской Федерации, категории N2 установлены разделом II Перечня в зависимости от полной массы транспортного средства установки и года выпуска транспортного средства.
Определением суда от 24 мая 2021 года производство по настоящему делу было приостановлено до вступления в законную силу судебного акта по делу N А78-854/2021, где судом исследовался вопрос незаконного перемещения через таможенную границу объектов таможенного контроля - транспортных средств ISUZU FORWARD (номер 2201 АВ-2 BY), ISUZU FORWARD (номер 1301 АВ-2 BY), ISUZU FORWARD (номер 2101 АВ-2 BY), NISSAN CONDOR (номер 3112 AA-3 BY), ISUZU ELF номер X519TA102 (1165 AA-3) и осведомленность ООО "Старт" как лица, по "заказу" которого ввозились данные транспортные средства о незаконности такого перемещения.
Решением Арбитражного суда Забайкальского края по делу N А78-854/2021, вступившим в законную силу и имеющим преюдициальное значение в силу статьи 69 АПК РФ для рассмотрения настоящего дела, установлено следующее.
29.06.2020 по 30.10.2020 в отношении ООО "Старт" должностными лицами Читинской таможни проведена камеральная таможенная проверка по вопросам соблюдения иных требований, установленных международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования и (или) законодательством государств-членов.
В ходе проведения камеральной таможенной проверки установлено, что товары, являющиеся объектами таможенного контроля - транспортные средства ISUZU FORWARD (номер 2201 АВ-2 BY), ISUZU FORWARD (номер 1301 АВ-2 BY), ISUZU FORWARD (номер 2101 АВ-2 BY), NISSAN CONDOR (номер 3112 AA-3 BY), ISUZU ELF номер X519TA102 (1165 AA-3) ввезены на таможенную территорию Евразийского экономического Союза с нарушением норм таможенного законодательства, незаконно, под видом отдельных компонентов, и использовались ООО "Старт" на территории Российской Федерации как полнокомплектные специализированные транспортные средства.
23.12.2020 на основании Акта таможенной проверки от 30.10.2020 N 10719000/210/301020/А000028 и с учетом заключения от 04.12.2020, в соответствии с положениями статьи 237 Федерального закона N 289-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 289), приняты решения по результатам таможенного контроля NN 10719000/210/231220/Т000028/001, 10719000/210/231220/Т000028/002, 10719000/210/231220/Т000028/003, 10719000/210/231220/Т000028/004, 10719000/210/231220/Т000028/005 от 23.12.2020.
Судом в рамках вступившего в законную силу решения по делу N А78-854/2021 подтверждена законность принятых таможенным органом решений по результатам таможенного контроля, и законность выводов таможенного органа о возложении ответственности за таможенное оформление и уплату таможенных платежей на ООО "Старт", которое приобрело товары (транспортные средства) зная об их незаконном ввозе на территорию Российской Федерации.
Приобретенные ООО "Старт" транспортные средства классифицированы Таможней в товарной подсубпозиции 8704 22 990 4 ТН ВЭД ЕАЭС.
Таким образом, в отношении вышеуказанных транспортных средств у ООО "Старт", как у лица осуществившего ввоз таких товаров возникает обязанность уплаты утилизационного сбора.
В отношении транспортных средств, приобретенных ООО "Старт", полной массой свыше 5 тонн, но не более 8 тонн, с даты выпуска которых прошло более 3 лет при расчете утилизационного сбора должен применяться коэффициент - 5,24 (с 06.06.2018 по 16.04.2019), 4,56 (с 28.11.2017 по 31.03.2018) и подлежит уплате утилизационный сбор, согласно следующему расчету: - ISUZU FORWARD (номер 2201 АВ-2 BY) - 150 000 (базовая ставка) х 5,24 (коэффициент) - 1(единицу транспортного средства) = 786 000 рублей; ISUZU FORWARD (номер 1301 АВ-2 BY) - 150 000 (базовая ставка) х 5,24 (коэффициент) - 1(единицу транспортного средства) = 786 000 рублей; ISUZU FORWARD (номер 2101 АВ-2 BY) - 150 000 (базовая ставка) х 5,24 (коэффициент) - 1(единицу транспортного средства) = 786 000 рублей; NISSAN CONDOR (номер 3112 AA-3 BY) - 150 000 (базовая ставка) х 5,24 (коэффициент) - 1(единицу транспортного средства) = 786 000 рублей; ISUZU ELF номер X519TA102 (1165 AA-3) - 150 000 (базовая ставка) х 4,56 (коэффициент) - 1(единицу транспортного средства) = 684 000 рублей, всего 3 828 000 рублей.
Общество не согласно с расчетом, произведённым Читинской таможней, со ссылкой на отсутствие в материалах дела доказательств, что на момент ввоза колесных транспортных средств ISUZU FORWARD (номер 2201 АВ-2 BY) и NISSAN CONDOR (номер 3112 AA-3 BY) прошло более трёх лет, в связи с чем примененный коэффициент 5,24 не обоснован, следует применять коэффициент 2,09.
Вместе с тем, как указывалось ранее и установлено в рамках вступившего в законную силу решения суда по делу N А78-854/2021, товары, являющиеся объектами таможенного контроля - полнокомплектные транспортные средства ISUZU FORWARD номер 2201 АВ2 BY; ISUZU FORWARD номер 1301 АВ-2; ISUZU FORWARD номер 2101 АВ-2 BY; NISSAN CONDOR номер 3112 АА-3 BY; ISUZU ELF номер X519TA102 (1165 AA-3 BY), ввозились отдельными запасными частями декларантами - ООО "Верест ВД", ООО "ВК ПРОМСНАБ", ООО "Амарант ВЛ", ООО "Искандер", ООО "Таможенный портал", ООО "Международное таможенное бюро" и ООО "ПримАвтоТрейд" по ДТ NN 10702020/220319/0000645, 10702070/220319/0049724, 10702030/080419/0003166, 10702070/020419/0056370, 10702030/040419/0003019, 10702070/270319/0052653, 10702030/190618/0009958,10702070/270618/0086870, 10702020/270218/0000839, 10702020/260218/0000821.
Так как ввезенные отдельными компонентами вышеуказанные транспортные средства не декларировались как транспортные средства, при расчете утилизационного сбора Читинской таможней учитывались даты ввоза компонентов транспортных средств (исходя из даты регистрации декларации на товары):
- транспортное средство ISUZU FORWARD, гос.номер 2201 АВ-2 BY, собрано из компонентов, ввезенных по ДТ N N 10702030/190618/0009958 (рама), 10702070/270618/0086870 (двигатель, кабина), даты ввоза: 19.06.2018, 27.06.2018;
- транспортное средство ISUZU FORWARD, гос.номер 1301 АВ-2 BY, собрано из компонентов, ввезенных по ДТ N N 10702020/220319/0000645 (рама), 10702070/220319/0049724 (двигатель, кабина), дата ввоза: 22.03.2019;
- транспортное средство ISUZU FORWARD, гос.номер 2101 АВ-2 BY, собрано из компонентов, ввезенных по ДТ N N 10702030/080419/0003166 (рама), 10702070/020419/0056370 (двигатель, кабина), даты ввоза: 02.04.2019, 08.04.2019;
- транспортное средство NISSAN CONDOR, гос.номер 3112 АА-3 BY, собрано из компонентов, ввезенных по ДТ N N 110702030/040419/0003019(рама), 10702070/270319/0052653 (двигатель, кабина), даты ввоза: 27.03.2019, 04.04.2019;
- транспортное средство ISUZU ELF, гос.номер 1165 АА-3 BY, собрано из компонентов, ввезенных по ДТ N N 10702020/270218/0000839 (рама), 10702020/260218/0000821 (двигатель, кабина), даты ввоза: 27.02.2018, 26.02.2018.
Источником сведений о полной массе транспортного средства, использованной таможенным органом при расчете утилизационного сбора, подлежащего уплате ООО "Старт", является заключение специалиста ЭКС-филиала ЦЭКТУ г. Новосибирск ЭИО N 2 (пгт. Забайкальск) от 27.03.2020 N 12408050/0005546 (далее - заключение специалиста от 27.03.2020), в котором указаны сведения о полной массе транспортных средств, в отношении которых проведено исследование (т.1, л.д.37-42).
В материалы дела Читинской таможней представлен ответ ЭКС-филиала ЦЭКТУ г. Новосибирск ЭИО N 2 (т.2, л.д.71), согласно которому в заключении специалиста от 27.03.2020 N 12408050/0005546 по вопросу о полной массе транспортного средства, исследовались каталоги японских грузовых автомобилей (сайт htpps:// avto.japancar.ru), где указаны технические параметры полной массы автомобилей, установленные заводами-изготовителями.
Специалистом при проведении исследования установлено, что год выпуска шасси (рамы) исследуемых транспортных средств N 2 - 2005 год, N 3 - 1996 год, N 5 - 2003 год. Кроме того, согласно заключению специалиста автомобили аналогичные исследуемым по маркам, моделям (товар N 1, N 4) выпускались в период с 1999 года по 2005 год.
Таким образом, специалистом в заключении N 12408050/0005546 установлено, в том числе в отношении транспортных средств ISUZU FORWARD (номер 2201 АВ-2 BY) и NISSAN CONDOR (номер 3112 AA-3 BY), что аналогичные исследуемым автомобилям выпускались до 2005 года, то есть более трех лет.
В силу указанного суд первой инстанции пришел к законному выводу, что таможенный орган правомерно при определении года выпуска транспортных средств для расчета размера утилизационного сбора руководствовался заключением специалиста N 12408050/0005546 от 27.03.2020, в связи с чем, как правильно указал суд, довод общества о неверном применении коэффициента для расчета размера утилизационного сбора по товарам N 1, N 4, подлежит отклонению.
В отношении транспортных средств, приобретенных ООО "Старт" правомерно применены коэффициенты для транспортных средств полной массой свыше 5 тонн, но не более 8 тонн, с даты выпуска которых прошло более 3 лет - 5,24 (с 06.06.2018 по 16.04.2019) и 4,56 (с 28.11.2017 по 31.03.2018).
Утилизационный сбор в указанном размере обществом до настоящего времени не уплачен, что им по существу не оспаривается. Доказательства, опровергающие указанные выводы суда, в деле отсутствуют.
Уведомление о необходимости уплаты утилизационного сбора выставлено в адрес ООО "Старт" 12.01.2021 письмом (исх. N 08-14/00212 от 12.01.2021). Данное уведомление получено нарочно ООО "Старт" 18.01.2021 (т.1, л.д.55-56).
Срок исполнения уведомления истек 07.02.2021, следовательно, начисленная сумма утилизационного сбора подлежит взысканию в судебном порядке.
Согласно пункту 11(2) Правил взимания, исчисления, уплаты и взыскания утилизационного сбора документы, предусмотренные пунктами 11 и 14 настоящих Правил, должны быть представлены в таможенный орган в течение 15 дней с момента:
а) выпуска колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним в соответствии с заявленной таможенной процедурой (осуществления таможенного декларирования);
б) фактического пересечения колесными транспортными средствами (шасси) и прицепами к ним государственной границы Российской Федерации и (или) пределов территорий, над которыми Российская Федерация осуществляет юрисдикцию в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права (в случае, если декларирование колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним при ввозе в Российскую Федерацию не осуществляется).
Непредставление плательщиком или его уполномоченным представителем документов, предусмотренных пунктами 11 и 14 настоящих Правил, является основанием для начисления пени за неуплату утилизационного сбора.
Довод общества о необоснованном начислении пени, поскольку декларирование ввезенного товара еще не завершено, правомерно отклонен судом первой инстанции.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, ввезенные по "заказу" общества транспортные средства не подпадают под исключения, перечисленные в пункте 6 статье 24.1 Федерального закона N 89-ФЗ.
Исходя из положений статьи 24.1 Федерального закона N 89-ФЗ, обязанность по уплате утилизационного сбора возникает с момента ввоза транспортного средства, самоходной машины в Российскую Федерацию. При этом данная обязанность не зависит от дальнейшей эксплуатации ввезенной техники по назначению. Иное противоречит требованиям Федерального закона N 89-ФЗ и преследуемым законодателем целям обеспечения экологической безопасности.
Судебным решением по делу N А78-854/2021 установлено, что транспортные средства ввезены отдельными запасными частями по ДТ N N 10702020/220319/0000645, 10702070/220319/0049724, 10702030/080419/0003166, 10702070/020419/0056370, 10702030/040419/0003019, 10702070/270319/0052653, 10702030/190618/0009958, 10702070/270618/0086870, 10702020/270218/0000839, 10702020/260218/0000821.
16.02.2019 - NISSAN CONDOR (МК211С); таможенное декларирование осуществлено 27.03.2019 (двигатель, кабина), 04.04.2019 (рама); 09.02.2019 - ISUZU FORWARD (FRR90G3S); таможенное декларирование осуществлено 22.03.2019 (двигатель, кабина, рама); 21.02.2019 - ISUZU FORWARD (FRR33G4); таможенное декларирование осуществлено 02.04.2019 (двигатель, кабина), 08.04.2019 (рама); 20.04.2018 - ISUZU FORWARD (FRR35E3S); таможенное декларирование осуществлено 27.06.2018 (двигатель, кабина), 19.06.2018 (рама).
Таким образом, как правильно указал суд первой инстанции, у общества возникла обязанность по уплате утилизационного сбора за транспортные средства с момента таможенного декларирования ввезенных компонентов транспортных средств.
Расчет пени за период с 08.02.2021 по 08.12.2021 исчислен, исходя из суммы неуплаченного утилизационного сбора, размеров ключевой ставки Банка России и количества дней, судом проверен, признан правомерным.
На основании вышеизложенного, принимая во внимание установленные в ходе рассмотрения настоящего дела обстоятельства, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу об обоснованности требований истца, в связи с чем, заявленные требования подлежат удовлетворению в полном объеме.
При указанных фактических обстоятельствах и правовом регулировании суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме, но не могут быть учтены как не влияющие на законность принятого по делу судебного акта. Оснований, предусмотренных статьей 270 АПК РФ, для отмены или изменения решения суда первой инстанции не имеется.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы, свидетельствуют не о нарушении судом первой инстанции норм материального и процессуального права, а о несогласии заявителя жалобы с установленными по делу фактическими обстоятельствами и оценкой судом доказательств.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет".
По ходатайству указанных лиц копии постановления на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.
Лица, участвующие в деле, могут получить информацию о движении дела в общедоступной базе данных Картотека арбитражных дел по адресу www.kad.arbitr.ru.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Забайкальского края от 31 января 2022 года по делу N А78-2570/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в кассационном порядке в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа путем подачи жалобы через принявший решение в первой инстанции арбитражный суд.
Председательствующий судья |
Сидоренко В.А. |
Судьи |
Басаев Д.В. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А78-2570/2021
Истец: ЧИТИНСКАЯ ТАМОЖНЯ
Ответчик: ООО "СТАРТ"