г. Самара |
|
12 апреля 2022 г. |
дело N А72-3314/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 апреля 2022 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 12 апреля 2022 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Деминой Е.Г., судей Барковской О.В., Морозова В.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Якушовой Н.С.,
с участием:
индивидуального предпринимателя Бондарева Сергея Андреевича,
от общества с ограниченной ответственностью "УК Экостандарт" - Тойматова О.Б., доверенность от 10.01.2022, диплом,
от третьих лиц представители не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда в зале N 3 апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Бондарева Сергея Андреевича на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 02 декабря 2021 года по делу NА72- 3314/2021 (судья Черланова Е.С.)
по иску индивидуального предпринимателя Бондарева Сергея Андреевича (ОГРНИП 304732832500388, ИНН 732805358249) к обществу с ограниченной ответственностью "УК Экостандарт" (ОГРН 1137328003955, ИНН 7328073933) об урегулировании разногласий, возникших при заключении договора,
третьи лица: Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ульяновской области, Министерство энергетики, жилищно-коммунального комплекса и городской среды Ульяновской области
УСТАНОВИЛ:
индивидуальный предприниматель Бондарев Сергей Андреевич (далее - истец) обратился в Арбитражный суд Ульяновской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "УК Экостандарт" (далее - ответчик) о понуждении заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами на условиях, изложенных в проекте договора.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ульяновской области, Министерство энергетики, жилищно-коммунального комплекса и городской среды Ульяновской области.
Решением от 02.12.2021 исковые требования оставлены без удовлетворения.
Разногласия, возникшие между ИП Бондаревем С.А. и ООО "УК Экостандарт" при заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, устранены, утверждены условия договора в следующей редакции:
Пункт 1.7 договора: "дата начала оказания услуги по обращению с ТКО: с даты, следующей за датой вступления в законную силу решения Арбитражного суда Ульяновской области по делу N А72-3314/2021".
Абзац 1 пункта 2.1 договора: "под расчетным периодом по настоящему договору понимается 1 (один) календарный месяц. Оплата услуги по настоящему договору осуществляется по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора: приказ Агентства по регулированию цен и тарифов Ульяновской области от 18.12.2020 N 338-П: с 01.01.2021 - 469,57 руб. за куб.метр (без учета НДС*), с 01.07.2022 - 485,53 руб. за куб.метр (без учета НДС*), с 01.07.2023 - 502,03 руб. за куб.метр (без учета НДС)".
Пункт 2.2 договора: "расчет стоимости оказываемой региональным оператором услуги рассчитывается исходя из норматива образования твердых коммунальных отходов, утвержденного органом государственной власти Ульяновской области, и единого тарифа на услугу регионального оператора".
Пункт 2.5 договора: " в случае если потребитель не получил первичные учетные документы за отчетный месяц по независящим от регионального оператора причинам или не направил в адрес регионального оператора мотивированный отказ в установленный срок, услуга считается оказанной региональным оператором в полном объеме и принятой потребителем".
Первое предложение пункта 2.8 договора: "сверка расчетов по настоящему договору проводится между региональным оператором и потребителем не реже чем один раз в год по инициативе одной из сторон путем составления и подписания сторонами соответствующего акта".
Пункт 3.1.10 договора: "принимать и обеспечивать в установленный срок исполнение поступивших заявок потребителя на вывоз КГО".
Пункт 4.1 договора: "стороны согласились производить учет объема ТКО в соответствии с Правилами коммерческого учета объема и (или) массы ТКО, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.2016 N 505 "Об утверждении Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов", расчетным путем, исходя из нормативов накопления ТКО, утвержденных органом государственной власти Ульяновской области".
Пункт 10.1 договора: настоящий договор вступает в силу с даты, следующей за датой вступления в законную силу решения Арбитражного суда Ульяновской области по делу N А72-3314/2021, и действует по 13 мая 2028 года, а в части взаиморасчётов - до полного исполнения сторонами своих обязательств по настоящему договору, или до его расторжения в порядке и на условиях, предусмотренных настоящим договором. Истечение срока действия договора не освобождает стороны от ответственности за неисполнение обязательств по настоящему договору"
Пункт 10.3 договора: "настоящий договор может быть расторгнут до окончания срока его действия по соглашению сторон"
Приложение N 1 к договору в части расчета стоимости услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами: "расчет стоимости услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами по договору"
Категория потребителя |
Расчетная единица/ торговая плошадь * м2 |
Норматив накопления ТКО в год куб.1 на 1 расч.ед (м3) |
Накопление ТКО в год* (м3) |
Единый тариф на услугу Регионального оператора** (руб) |
Стоимость ТКО в год (руб) |
Стоимость ТКО в месяц (руб) |
2.2.2. Магазин промтоварный г. Ульяновск, пр-т. Ген.Тюленева, 4Б |
146,86 м2 |
утверждается органом государственной власти Ульяновской области |
определяется расчетным путем |
469,57 без НДС с 01.01.2021 |
определяется расчетным путем |
определяется расчетным путем |
2.2.2. Магазин промтоварный г. Ульяновск, пр-т Тюленева, 4 Б |
44,7 м2 |
определяется расчетным путем |
определяется расчетным путем |
определяется расчетным путем |
Приложение N 2 к договору в части мест накопления твердых коммунальных отходов и периодичности вывоза: "места накопления твердых коммунальных отходов и периодичность вывоза"
N п/п |
Адрес места накопления ТКО |
Тип контейнера |
количество контейнеров |
Периодичность вывоза ТКО |
1 |
г. Ульяновск, пр-т. Ген.Тюленева, 4Б |
ЕК 1,1 куб.м. |
1 |
В соответствии с действующим законодательством РФ, определяющим периодичность вывоза ТКО |
Истец не согласился с принятым судебным актом. В апелляционной жалобе, ссылаясь на несоответствие выводов суда, содержащихся в решении фактическим обстоятельствам дела, нарушение, неправильное применение норм материального права, просит решение отменить, принять по делу новый судебный акт, которым исковые требования удовлетворить.
В обоснование апелляционной жалобы заявитель указал, что ответчик требует с него задолженность за якобы оказанные услуги за период с 01.12.2019, то есть за период уклонения ответчика от заключения договора, что нарушает его права. Кроме того, ответчик намеренно, всеми способами, отказывал ему в заключении договора, что подтверждено неоднократными обращениями к нему.
Истец согласен производить оплату только за объем фактически оказанных услуг.
Истец осуществляет раздельное накопление твердых коммунальных отходов.
Вывод суда о том, что у ИП Бондарева С.А. не имеется контейнерной площадки по адресу: г.Ульяновск, пр-т Генерала Тюленева, 4Б, предназначенной для раздельного сбора ТКО, согласованной и обустроенной в соответствии с действующим законодательством, является необоснованным.
Истец самостоятельно обратился по вопросу предоставления информации о порядковом номере контейнерной площадки, расположенной по адресу: г.Ульяновск, проспект Генерала Тюленева, 4Б и включения (внесения) её в реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории муниципального образования "город Ульяновск" в администрацию г.Ульяновска.
Контейнерная площадки, зарегистрированная для пользования ИП Бондарев С.Л. по адресу: г.Ульяновск, проспект Генерала Тюленева, 4Б внесена в реестр под N 1240.
В материалах дела имеется письмо администрации г. Ульяновска от 12.01.2021 такого же содержания. Указанное письмо необоснованно не принято судом первой инстанции во внимание.
Доводы заявителя подробно изложены в апелляционной жалобе и поддержаны его представителем в судебном заседании.
Кроме этого, истцом представлено письмо администрации г. Ульяновска от 24.03.2022 на запрос истца, подтверждающее о наличии у него контейнерной площадки по адресу: проспект Генерала Тюленева, дом 46. Согласно реестра на контейнерной площадке по указанному адресу, установлено 3 контейнера: 2 контейнера объемом 1,1 куб.м, 1- объемом 0,16 куб.м. Указанное письмо приобщено к материалам дела в порядке части 2 статьи 268 АПК РФ.
Представитель ответчика отклонил доводы жалобы по основаниям, изложенным в отзыве.
В соответствии со статьей 18 АПК РФ, пунктом 37 Регламента арбитражных судов Российской Федерации, определением суда от 05.04.2022, в связи с отпуском судьи Буртасовой О.И. произведена ее замена на судью Морозова В.А. После замены судьи рассмотрение дела начато сначала.
Проверив материалы дела, ознакомившись с отзывом ответчика, выслушав представителей сторон, оценив доводы апелляционной жалобы в совокупности с представленными доказательствами, суд апелляционной инстанции установил.
ООО УК "Экостандарт" является региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Ульяновской области (зона деятельности N 3-Заволжский район г.Ульяновска, Чердаклинский район и Старомайнский район Ульяновской области) на основании протокола конкурсного отбора от 04.05.2018 N 2.
14.04.2018 между Министерством промышленности, строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области и ООО УК "Экостандарт" заключено соглашение об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Ульяновской области (зона деятельности N 3).
Индивидуальный предприниматель Бондарев Сергей Андреевич осуществляет деятельность по розничной торговле текстильными изделиями в специализированных магазинах (ОКВЭД2 47.51).
ИП Бондарев С.А. имеет в собственности нежилые помещения в здании по адресу: г.Ульяновск, проспект Тюленева, д. 4Б, расположенном в зоне деятельности регионального оператора ООО "УК Экостандарт" в Заволжском районе города Ульяновска.
Согласно пункту 1 статьи 24 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ) региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственниками твердых коммунальных отходов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является публичным для регионального оператора.
Собственники твердых коммунальных отходов (далее - ТКО) обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором (пункт 4 статьи 24.7 Закон N 89-ФЗ, статья 30 Жилищного кодекса РФ).
Таким образом, в силу вышеизложенных положений Закона N 89-ФЗ, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является обязательным к заключению как для регионального оператора, так и для собственника твердых коммунальных отходов.
Согласно пункту 5 статьи 24.7 Закон N 89-ФЗ договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами может быть дополнен по соглашению сторон иными не противоречащими законодательству Российской Федерации положениями.
Согласно пункту 8(15) Правил N 1156 в случае если разногласия по проекту договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами не урегулированы или региональный оператор не направит указанный проект договора с учетом урегулированных разногласий в срок, предусмотренный пунктом 8(14) настоящих Правил, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора по цене, указанной региональным оператором в указанном проекте договора, направленном в соответствии с пунктом 8(10) настоящих Правил.
В обоснование заявленных требований истец указал, что 16.01.2019 ИП Бондарев С.А. направил в ООО УК "Экостандарт" заявку в письменной форме о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, однако ответчик уклоняется от направления ему проекта договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
В соответствии с пунктом 2 статьи 445 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее- ГК РФ) в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или иными законами заключение договора обязательно для стороны, направившей оферту (проект договора), и ей в течение тридцати дней будет направлен протокол разногласий к проекту договора, эта сторона обязана в течение тридцати дней со дня получения протокола разногласий известить другую сторону о принятии договора в ее редакции либо об отклонении протокола разногласий. При отклонении протокола разногласий либо неполучении извещения о результатах его рассмотрения в указанный срок сторона, направившая протокол разногласий, вправе передать разногласия, возникшие при заключении договора, на рассмотрение суда.
В случаях передачи разногласий, возникших при заключении договора, на рассмотрение суда на основании статьи 445 настоящего Кодекса либо по соглашению сторон условия договора, по которым у сторон имелись разногласия, определяются в соответствии с решением суда (статья 446 ГК РФ).
Согласно пункту 1 статьи 432 ГК РФ договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора. Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.
Существенные условия договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами содержатся в Правилах N 1156 и в Типовом договоре на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, форма которого утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156.
Из протокола разногласий видно, что между сторонами имеются разногласия по пунктам 1.7, 2.1, 2.2, 2.5, 2.8, 3.1.10, 3.4.3, 4.1, 6.7, 10.1, 10.3, приложению N 1, приложению N 2 договора.
Пункты 1.7, 2.1, 2.2, 4.1, 10.1, приложение N 1, приложение N 2 содержат существенные условия договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Согласно пункту 1.7 проекта договора (в редакции ИП Бондарева С.А.): "дата начала оказания услуги по обращению с ТКО: с 01.12.2019"
В протоколе разногласий (в редакции ООО "УК Экостандарт") пункт 1.7 договора изложен в следующей редакции: "дата начала оказания услуги по обращению с ТКО: с даты вступления решения в законную силу".
Пунктом 4 статьи 445 ГК РФ предусмотрено, что если сторона, для которой в соответствии с настоящим Кодексом или иными законами заключение договора обязательно, уклоняется от его заключения, другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор. В этом случае договор считается заключенным на условиях, указанных в решении суда, с момента вступления в законную силу соответствующего решения суда.
Согласно пункту 42 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25.12.2018 N 49 "О некоторых вопросах применения общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации о заключении и толковании договора" следует, что при принятии решения об обязании заключить договор или об урегулировании разногласий, возникших при заключении договора, суд в резолютивной части решения указывает условия этого договора, который считается заключенным на этих условиях с момента вступления в законную силу решения суда (пункт 4 статьи 445 Гражданского кодекса Российской Федерации).
На основании изложенного, поскольку в случае урегулирования разногласий судом, договор считается заключенным с момента вступления в законную силу решения суда, пункт 1.7 судом первой инстанции изложен в следующей редакции: "дата начала оказания услуги по обращению с ТКО: с даты вступления в законную силу решения Арбитражного суда Ульяновской области по делу N А72-3314/2021".
Согласно абзацу 1 пункта 2.1 договора проекта договора (в редакции ИП Бондарева С.А.): "под расчетным периодом по настоящему договору понимается 1 (один) календарный месяц. Оплата услуги по настоящему договору осуществляется по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу Регионального оператора: Приказ Агентства по регулированию цен и тарифов Ульяновской области от 18.12.2020 N 338-П: - 469,57 руб. за куб.метр (без учета НДС)".
В протоколе разногласий (в редакции ООО "УК Экостандарт") абзац 1 пункта 2.1 договора изложен в следующей редакции: "под расчетным периодом по настоящему договору понимается 1 (один) календарный месяц. Оплата услуги по настоящему договору осуществляется по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора: в период времени с 01.01.2019 по 31.05.2019 - 527,35 руб.; в период времени с 01.06.2019 по 31.12.2019 - 507,90 руб., в период времени с 01.01.2020 по 31.12.2020 - 469,57 руб., в период времени с 01.01.2021 по 30.06.2021 - 469,57 руб. за куб.метр, с 01.07.2021 по 31.12.2021 - 469,57 руб.".
Суд правильно указал, что поскольку договор заключается на будущее время, то указание на тарифы, действовавшие в предыдущие периоды, является необоснованным.
Вследствие этого редакции истца и ответчика судом первой инстанции признаны неправильными.
Приказом Агентства по регулированию цен и тарифов Ульяновской области от 18.12.2020 N 338-П установлены предельные единые тарифы на услуги регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами ООО "УК Экостандарт" на 2021 - 2023 годы": с 01.01.2021 - 469,57 руб. за куб.метр (без учета НДС*), с 01.07.2022 - 485,53 руб. за куб.метр (без учета НДС*), с 01.07.2023 - 502,03 руб. за куб.метр (без учета НДС)".
В связи с этим, абзац 1 пункта 2.1 договора суд изложил в следующей редакции:
"под расчетным периодом по настоящему договору понимается 1 (один) календарный месяц. Оплата услуги по настоящему договору осуществляется по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу Регионального оператора: Приказ Агентства по регулированию цен и тарифов Ульяновской области от 18.12.2020 N 338-П: с 01.01.2021 - 469,57 руб. за куб.метр (без учета НДС*), с 01.07.2022 - 485,53 руб. за куб.метр (без учета НДС*), с 01.07.2023 - 502,03 руб. за куб.метр (без учета НДС)".
Пункты 2.2 и 4.1 договора, приложение N 1 к договору относятся к порядку определения объема ТКО, вследствие чего рассматривались судом одновременно.
Пункт 2.2 проекта договора (в редакции ИП Бондарева С.А.) изложен: "расчет стоимости оказываемой региональным оператором услуги рассчитывается в соответствии с п.п. 5 а) и 5 б) Правил коммерческого учета объема и (или) массы ТКО, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.2016 г. N 505, исходя из количества и объема контейнеров для накопления ТКО установленных в местах накопления ТКО. Стоимость услуг указана в приложении к договору".
Пункт 2.2 договора в протоколе разногласий изложен: "расчет стоимости оказываемой Региональным оператором услуги рассчитывается исходя из норматива образования ТКО, утвержденного приказом Министерства развития конкуренции и экономики Ульяновской области от 29 июня 2017 года N 06-77 "Об утверждении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Ульяновской области" и единого тарифа на услугу Регионального оператора". Стоимость услуг указана в Приложении к договору".
Пункт 4.1 проекта договора (в редакции ИП Бондарева С.А.) изложен: "стороны согласились производить учет объема ТКО в соответствии с Правилами коммерческого учета объема и (или) массы ТКО, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.2016 N 505 "Об утверждении Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов", расчетным путем, исходя из количества и объема контейнеров для накопления ТКО установленных в местах накопления ТКО, в период с 01.12.2019 по 31.10.2021. Стоимость услуг указана в Приложении к договору". С 01.02.2021 учет объема ТКО производится по фактическому накоплению согласно заявок потребителя".
Пункт 4.1 договора в протоколе разногласий изложен: "стороны согласились производить учет объема ТКО в соответствии с Правилами коммерческого учета объема и (или) массы ТКО, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.2016 N 505 "Об утверждении Правил коммерческого учета объема и (или) массы ТКО, расчетным путем, исходя из нормативов образования твердых коммунальных отходов, утвержденных приказом Министерства развития конкуренции и экономики Ульяновской области от 29 июня 2017 года N 06-77 "Об утверждении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Ульяновской области", выраженных в количественных показателях объема, отраженных в Приложении N 1 к настоящему договору"
Согласно приложению N 1 проекта договора (в редакции ИП Бондарева С.А.): "расчет стоимости услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами по договору" (за период с 01.12.2019 по 31.01.2021.)
Категория Потребителя |
Расчетная единица/ торговая плошадь м2 |
Норматив накопления ТКО в год куб.1 на 1 расч.ед (м3) |
Накопление ТКО в год (м3) |
Единый тариф на услугу Регионального оператора (руб) |
Стоимость ТКО в год (руб) |
Стоимость ТКО в месяц (руб) |
ИП Бондарев С.А. |
1 куб.м |
8 кон.х 0,75 куб.м х 19,4 % = 1,16 куб.м. |
13,92 |
469,57 руб. за куб.м |
6536,41 |
544,70 |
|
|
|
|
|
В протоколе разногласий указано, что истцом без нормативного обоснования указана дата начала расчетного периода 01.12.2019, фактическое средимесячное накопление ТКО в год, по какой методике были произведены указанные расчеты.
Порядок учета объема твердых коммунальных отходов установлен "Правилами коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов", утвержденными Постановлением Правительства РФ от 03.06.2016 N 505 (ред. от 15.09.2018) (далее - Правила N 505).
Согласно пункту 5 Правил N 505 коммерческий учет твердых коммунальных отходов осуществляется:
а) расчетным путем исходя из: нормативов накопления твердых коммунальных отходов, выраженных в количественных показателях объема;
количества и объема контейнеров для накопления твердых коммунальных отходов, установленных в местах накопления твердых коммунальных отходов;
б) исходя из массы твердых коммунальных отходов, определенной с использованием средств измерения.
Согласно пункту 6 Правил N 505 в целях осуществления расчетов с собственниками твердых коммунальных отходов коммерческий учет твердых коммунальных отходов осуществляется в соответствии с подпунктом "а" пункта 5 настоящих Правил.
Согласно пункту 8 Правил N 505 при раздельном накоплении твердых коммунальных отходов в целях осуществления расчетов по договорам в области обращения с твердыми коммунальными отходами коммерческий учет твердых коммунальных отходов осуществляется в соответствии с абзацем третьим подпункта "а" пункта 5 настоящих Правил.
Таким образом, в силу пунктов 5, 8 Правил N 505 учет твердых коммунальных отходов исходя из количества и объема контейнеров, осуществляется только при раздельном накоплении твердых коммунальных отходов.
Раздельное накопление твердых коммунальных отходов осуществляется в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации (пункт 19 Правил N 1156).
Постановлением Правительства Ульяновской области от 03.03.2017 N 91-П (в ред. от 11.02.2021) утвержден "Порядок накопления (в том числе раздельного накопления) твердых коммунальных отходов на территории Ульяновской области" (далее - Порядок N 91-П).
Согласно пункту 2.3 Порядка N 91-П накопление (в том числе раздельное накопление) твердых коммунальных отходов на территории Ульяновской области осуществляется в соответствии с Территориальной схемой обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, на территории Ульяновской области, утвержденной нормативным правовым актом исполнительного органа государственной власти Ульяновской области, уполномоченного в сфере обращения с ТКО (далее - Территориальная схема).
Согласно пункту 2.5.1 Порядка N 91-П раздельное накопление ТКО предусматривает разделение ТКО по группам однородных ТКО и их сбор в контейнеры на контейнерных площадках, предназначенные для раздельного накопления ТКО.
В соответствии с пунктом 2.5.2 Порядка N 91-П раздельное накопление ТКО осуществляется по следующим группам однородных ТКО:
1) сухие отходы (не загрязненные пищевыми отходами ТКО, содержащие полезные компоненты и подлежащие утилизации, в том числе с получением вторичного сырья (бумага, картон, пластик, полиэтилен, металл, стекло);
2) смешанные отходы (ТКО, не подлежащие утилизации (пищевые отходы, загрязненная упаковка от пищевых продуктов, средства личной гигиены).
Согласно пункту 3.1 Порядка N 91-П накопление ТКО допускается только в местах накопления ТКО, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации.
В соответствии с 4.1 Порядка N 91-П юридические и физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, обеспечивают накопление (в том числе раздельное накопление) ТКО на контейнерных площадках, обустроенных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в целях дальнейшего транспортирования ТКО для утилизации, обезвреживания, размещения.
Постановлением Правительства РФ от 31.08.2018 N 1039 утверждены Правила обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра (далее - Правила N 1039).
В соответствии с пунктами 4-7 Правил N 1039 в случае если в соответствии с законодательством Российской Федерации обязанность по созданию места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов лежит на других лицах, такие лица согласовывают создание места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов с органом местного самоуправления (далее соответственно - заявитель, уполномоченный орган) на основании письменной заявки, форма которой устанавливается уполномоченным органом (далее - заявка) (пункт 4).
Уполномоченный орган рассматривает заявку в срок не позднее 10 календарных дней со дня ее поступления (пункт 5).
В целях оценки заявки на предмет соблюдения требований законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения к местам (площадкам) накопления твердых коммунальных отходов уполномоченный орган запрашивает позицию соответствующего территориального органа федерального органа исполнительной власти, уполномоченного осуществлять федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор (далее - запрос).
По запросу уполномоченного органа территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного осуществлять федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, подготавливает заключение и направляет его в уполномоченный орган в срок не позднее 5 календарных дней со дня поступления запроса (пункт 6).
По результатам рассмотрения заявки уполномоченный орган принимает решение о согласовании или отказе в согласовании создания места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов (пункт 7).
Согласно пунктам 11, 13, 16 Правил N 1039 реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов (далее - реестр) представляет собой базу данных о местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов (пункт 11).
В течение 10 рабочих дней со дня внесения в реестр сведений о создании места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов такие сведения размещаются уполномоченным органом на его официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", а при его отсутствии - на официальном сайте органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, являющегося стороной соглашения об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" с соблюдением требований законодательства Российской Федерации о персональных данных. Указанные сведения должны быть доступны для ознакомления неограниченному кругу лиц без взимания платы (пункт 13).
Раздел "Данные о нахождении мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов" содержит сведения об адресе и (или) географических координатах мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, а также схему размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов (пункт 16).
Таким образом, раздельное накопление ТКО должно осуществляться на контейнерной площадке, предназначенной для раздельного накопления ТКО. Контейнерная площадка для раздельного накопления ТКО должна быть включена в реестр мест накопления ТКО и получить положительное заключение органа федерального органа исполнительной власти, уполномоченного осуществлять федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор. На контейнерной площадке для раздельного накопления ТКО должно находиться не менее 2 контейнеров (для сухих отходов и смешанных отходов). Раздельное накопление ТКО должно осуществляться в соответствии с Территориальной схемой обращения с отходами.
Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Арбитражного суда Поволжского округа от 27.07.2021 N Ф06-5658/2021 по делу N А55-20570/2020 раздельное накопление сортированных ТКО следует считать организованным в случае утверждения органом государственной власти субъекта Российской Федерации порядка раздельного накопления ТКО и фактического выполнения потребителями разделения ТКО по установленным видам отходов и складирование сортированных ТКО в отдельных контейнерах для соответствующих видов ТКО.
Судом установлено, что на сайте Управления жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства администрации города Ульяновска (http://gkh.ulmeria.ru) размещен Реестр мест (площадок) накопления ТКО на территории МО г.Ульяновск.
В данном реестре отсутствует контейнерная площадка по адресу: г.Ульяновск, пр-т Генерала Тюленева, 4Б.
Согласно ответу Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ульяновской области от 23.11.2021, заявление о согласовании места накопления ТКО по адресу: г.Ульяновск, пр-т Генерала Тюленева, 4Б в адрес Управления не поступало.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к выводу о том, что у истца ИП Бондарева С.А. не имеется контейнерной площадки по адресу: г.Ульяновск, пр-т Генерала Тюленева, 4Б, предназначенной для раздельного сбора ТКО, согласованной и обустроенной в соответствии с действующим законодательством.
Ссылка истца на письмо Управления жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства администрации города Ульяновска от 12.01.2021 N 33 о том, что контейнерная площадка по адресу: г. Ульяновск, пр-т Генерала Тюленева, 4Б включена в реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории муниципального образования "город Ульяновск", судом первой инстанции признана необоснованной, поскольку в данном письме не указан номер контейнерной площадки по реестру и географические координаты.
Суд пришел к выводу о том, что то обстоятельство, что по адресу: г.Ульяновск, пр-т Генерала Тюленева, 4Б фактически имеется площадка и на ней стоит контейнер истца, не свидетельствует о наличии у истца контейнерной площадки для раздельного сбора ТКО.
Суд первой инстанции обоснованно отклонил доводы истца о том, что он осуществляет раздельный сбор ТКО, так как он сортирует отходы и сдает во вторсырье макулатуру и отходы полиэтилена, поскольку согласно действующему законодательству сортированные отходы ТКО ответчик обязан передавать региональному оператору. Передача сортированных отходов другим лицам не является раздельным сбором ТКО.
На основании изложенного, суд правильно указал, что оснований для определения объема ТКО исходя из количества и объема контейнеров в соответствии с абзацем третьим подпункта "а" пункта 5 Правил N 505, не имеется.
Следовательно, единственным возможным способом определения объема ТКО является способ расчета исходя из норматива накопления твердых коммунальных отходов, то есть в соответствии с абзацем вторым подпункта "а" пункта 5 Правил N 505.
Ответчик, возражая против определения объема ТКО исходя из норматива накопления твердых коммунальных отходов, указал, что норматив, установленный приказом Министерства развития конкуренции и экономики Ульяновской области от 29.06.2017 N 06-77 для объекта "Магазин промтоварный", отменен решением Ульяновского областного суда.
Решением Ульяновского областного суда Ульяновской области от 16.11.2020 по делу N 3а-283/2020 признаны недействующими со дня вступления в законную силу указанного решения пункты 2.2.2 и 2.2.6 Приложения к приказу Министерства развития конкуренции и экономики Ульяновской области от 29.06.2017 N 06-77 "Об утверждении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Ульяновской области".
Пункт 2.2.2 приложения к приказу Министерства развития конкуренции и экономики Ульяновской области от 29.06.2017 N 06-77 предусматривал норматив для объекта "Магазин промтоварный" в размере 0,93 куб.м на 1 кв.м торговой площади.
До настоящего времени новый норматив накопления ТКО не утвержден.
Согласно ответу Министерства энергетики, жилищно-коммунального комплекса и городской среды Ульяновской области от 25.10.2021, Министерством 01.02.2021 создана рабочая группа по организации работ по определению нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Ульяновской области; на основании проведенного аукциона заключен государственный контракт на выполнение научно-исследовательских работ по определению нормативов накопления. В настоящее время проводятся замеры.
Таким образом, Министерством ведется работа по определению нормативов накопления твердых коммунальных отходов.
Суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что отсутствие на дату приятия решения по настоящему делу норматива накопления ТКО для объекта "Магазин промтоварный", не является препятствием для урегулирования разногласий по договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, поскольку такой норматив в любом случае будет утвержден.
На основании изложенного пункт 2.2 договора суд первой инстанции изложил в следующей редакции: "расчет стоимости оказываемой региональным оператором услуги рассчитывается исходя из норматива образования твердых коммунальных отходов, утвержденного органом государственной власти Ульяновской области, и единого тарифа на услугу Регионального оператора".
Пункт 4.1 договора изложен в следующей редакции: "стороны согласились производить учет объема ТКО в соответствии с Правилами коммерческого учета объема и (или) массы ТКО, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.2016 N 505 "Об утверждении Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов", расчетным путем, исходя из нормативов накопления ТКО, утвержденных органом государственной власти Ульяновской области".
Приложение N 1 к договору в части расчета стоимости услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами судом изложен в следующей редакции: "расчет стоимости услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами по договору"
Категория потребителя |
Расчетная единица/ торговая плошадь * м2 |
Норматив накопления ТКО в год куб.1 на 1 расч. ед (м3) |
Накопление ТКО в год* (м3) |
Единый тариф на услугу Регионального оператора** (руб) |
Стоимость ТКО в год (руб) |
Стоимость ТКО в месяц (руб) |
2.2.2. Магазин промтоварный г. Ульяновск, пр-т. Ген.Тюленева, 4Б |
146,86 м2 |
утверждается органом государственной власти Ульяновской области |
определяется расчетным путем |
469,57 без НДС с 01.01.2021 |
определяется расчетным путем |
определяется расчетным путем |
2.2.2. Магазин промтоварный г. Ульяновск, пр-т Тюленева, 4 Б |
44,7 м2 |
определяется расчетным путем |
определяется расчетным путем |
определяется расчетным путем |
Согласно пункту 2.5 проекта договора (в редакции ИП Бондарева С.А.): "услуга считается оказанной региональным оператором в полном объеме и принятой потребителем после подписания акта выполненных работ обеими сторонами".
В протоколе разногласий пункт 2.5 договора изложен: "в случае если потребитель не получил первичные учетные документы за отчетный месяц по независящим от регионального оператора причинам или не направил в адрес регионального оператора мотивированный отказ в установленный срок, услуга считается оказанной региональным оператором в полном объеме и принятой потребителем".
Пунктом 16 типового договора установлено, что в случае нарушения региональным оператором обязательств по настоящему договору потребитель с участием представителя регионального оператора составляет акт о нарушении региональным оператором обязательств по договору и вручает его представителю регионального оператора. При неявке представителя регионального оператора потребитель составляет указанный акт в присутствии не менее чем 2 незаинтересованных лиц или с использованием фото- и (или) видеофиксации и в течение 3 рабочих дней направляет акт региональному оператору с требованием устранить выявленные нарушения в течение разумного срока, определенного потребителем.
Региональный оператор в течение 3 рабочих дней со дня получения акта подписывает его и направляет потребителю. В случае несогласия с содержанием акта региональный оператор вправе написать возражение на акт с мотивированным указанием причин своего несогласия и направить такое возражение потребителю в течение 3 рабочих дней со дня получения акта.
В случае невозможности устранения нарушений в сроки, предложенные потребителем, региональный оператор предлагает иные сроки для устранения выявленных нарушений.
Пунктом 17 типового договора предусмотрено, что в случае если региональный оператор не направил подписанный акт или возражения на акт в течение 3 рабочих дней со дня получения акта, такой акт считается согласованным и подписанным региональным оператором.
Таким образом, в силу вышеизложенных положений типового договора, услуга считается оказанной региональным оператором в случае отсутствия возражений потребителя относительно качества оказанной услуги.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что редакция ответчика соответствует форме типового договора.
На основании изложенного пункт 2.5 договора судом изложен в следующей редакции "в случае если потребитель не получил первичные учетные документы за отчетный месяц по независящим от регионального оператора причинам или не направил в адрес регионального оператора мотивированный отказ в установленный срок, услуга считается оказанной региональным оператором в полном объеме и принятой потребителем".
Согласно пункту 2.8 проекта договора (в редакции ИП Бондарева С.А.): (первое предложение): "сверка расчетов по настоящему договору проводится между региональным оператором и потребителем не реже чем один раз в квартал по инициативе одной из сторон путем составления и подписания сторонами соответствующего акта".
В протоколе разногласий пункт 2.8 договора изложен: (первое предложение): "сверка расчетов по настоящему договору проводится между региональным оператором и потребителем не реже чем один раз в год по инициативе одной из сторон путем составления и подписания сторонами соответствующего акта_"
Согласно пункту 7 типового договора, сверка расчетов по настоящему договору проводится между региональным оператором и потребителем не реже чем один раз в год по инициативе одной из сторон путем составления и подписания сторонами соответствующего акта.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что редакция ответчика пунктов 2.8, 3.1.10, 10.3, 3.4.3 и 6.7, а также Приложение N 2 соответствует действующему законодательству, в связи с чем, указанные пункты договора подлежат принятию в редакции ответчика.
Расходы по уплате государственной пошлины отнесены на истца правилам статьи 110 АПК РФ.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, отклоняются как необоснованные.
Фактические обстоятельства дела судом первой инстанции установлены правильно.
Судом установлено, что на территории Ульяновской области порядок накопления ТКО (в том числе раздельного) утвержден постановлением Правительства Ульяновской области от 3 марта 2017 года N 91-П (с изменениями от 11.02.2021). Согласно пункту 2.3 указанного Порядка накопление (в том числе раздельное накопление) ТКО на территории Ульяновской области осуществляется в соответствии с Территориальной схемой обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами.
Пунктом 2.5.1. Порядка определено, что раздельное накопление ТКО предусматривает разделение ТКО по группам однородных ТКО и их сбор в контейнеры на контейнерных площадках, предназначенные для раздельного накопления ТКО. Раздельное накопление ТКО осуществляется по следующим группам однородных ТКО: 1) сухие отходы (не загрязненные пищевыми отходами ТКО, содержащие полезные компоненты и подлежащие утилизации, в том числе с получением вторичного сырья (бумага, картон, пластик, полиэтилен, металл, стекло); 2) смешанные отходы (ТКО, не подлежащие утилизации (пищевые отходы, загрязненная упаковка от пищевых продуктов, средства личной гигиены) (пункт 2.5.2 Порядка).
Территориальная схема обращения с отходами Ульяновской области не содержит порядка складирования сортированных ТКО и схему потоков сортированных ТКО от источников их образования до объектов обработки, утилизации, обезвреживания отходов, объектов размещения отходов (за исключением пластика).
Из раздела 4.3 Территориальной схемы видно, что в Ульяновской области организован только раздельный сбор пластика. Раздельный сбор других видов отходов на территории Ульяновской области не организован. В пункте 9.1 раздела 9 Территориальной схемы обращения с отходами Ульяновской области указано, что Территориальной схемой предлагается поэтапный переход на раздельное накопление твердых коммунальных отходов. На первом этапе рекомендуется внедрение селективного накопления на территориях крупных городских агломераций. На втором этапе, после того как у населения выработается практика раздельного накопления, можно рассмотреть возможность внедрения раздельного накопления на большей территории, с привлечением управляющих компаний, при условии экономической целесообразности и достаточности мощностей обрабатывающих предприятий. Для внедрения системы раздельного накопления отходов отходы вторичного использования целесообразно складировать в евроконтейнеры объемом 1,1 куб. м, имеющие специальную маркировку.
В свою очередь, в настоящее время на федеральном уровне законодательно не утвержден СанПиН, регламентирующий порядок обращения с ТКО в случае введения на территории субъекта Российской Федерации раздельного накопления. Также до настоящего времени не закреплены периодичность вывоза раздельно накопленных по фракциям отходов, а также не утверждена методика складирования отсортированных ТКО в контейнерах для соответствующих видов отходов.
Следовательно, порядок раздельного накопления ТКО на территории Ульяновской области не может быть реализован, поскольку не определены правовые нормы, регламентирующие реализацию метода раздельного накопления ТКО, компетентными органами не приняты соответствующие дифференцированные тарифы и нормативы по раздельному накоплению ТКО, территориальная схема обращения с ТКО Ульяновской области не содержит сведений о местах накопления и пунктах приема раздельно накопленных ТКО (Постановления Арбитражного суда Поволжского округа от 08.02.2021 по делу N А55-24111/2019, от 03.03.2022 по делу N А55-8038/2021).
Пунктом 9 Правил No 1156 предусмотрено, что потребители осуществляют складирование ТКО в местах (площадках) накопления ТКО, определенных договором на оказание услуг по обращению с ТКО, в соответствии со схемой обращения с отходами.
Согласно пункту 6 Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.2016 N 505, в целях осуществления расчетов с собственниками ТКО коммерческий учет ТКО осуществляется в соответствии с подпунктом "а" пункта 5 Правил.
Подпунктом "а" пункта 5 указанных Правил предусмотрено, что коммерческий учет ТКО осуществляется расчетным путем исходя из нормативов накопления ТКО, выраженных в количественных показателях объема; количества и объема контейнеров для накопления ТКО, установленных в местах накопления ТКО.
Пунктом 8 Правил установлено, что при раздельном накоплении и сборе сортированных ТКО, несортированных ТКО, крупногабаритных отходов коммерческий учет ТКО в целях осуществления расчетов по договорам в области обращения с ТКО осуществляется только в соответствии с абзацем третьим подпункта "а" пункта 5 Правил коммерческого учета расчетным путем, исходя из количества и объема контейнеров для накопления ТКО, установленных в местах накопления.
В силу пункта 1 статьи 13.4 Закона No 89-ФЗ накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов.
Согласно пункту 4 статьи 13.4 Закона No 89-ФЗ органы местного самоуправления определяют схему размещения мест (площадок) накопления ТКО и осуществляют ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Территориальные схемы разрабатываются и утверждаются уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российский Федерации.
Однако указанные территориальные схемы Ульяновской области по состоянию на декабрь 2019 - декабрь 2021 не содержали сведений о раздельном накоплении ТКО на контейнерных площадках по адресу объекта истца, в отношении которого заявлены исковые требования.
Истцом не представлены доказательства организации на его объекте, указанного в иске, раздельного накопления отходов - сортировки отходов по видам и классам отходов и складирования их в соответствующие контейнеры
В отсутствие утвержденной территориальной схемы Ульяновской области по состоянию на декабрь 2019 - декабрь 2021, содержащей сведения о раздельном накоплении ТКО на контейнерных площадках по адресу объекта истца, в отношении которого заявлены исковые требования, представленное истцом письмо администрации города Ульяновска от 24.02.2022 подтверждает лишь факт закрепления за истцом контейнерной площадки для складирования, однако не доказывает, раздельное накопление истцом твердых коммунальных отходов.
Обжалуемое решение является законным и обоснованным, выводы суда соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, нормы материального и процессуального права применены правильно, в связи с чем, оснований для его отмены не имеется.
Расходы по уплате государственной пошлины в соответствии со статьей 110 АПК РФ относятся на заявителя жалобы.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ульяновской области от 02 декабря 2021 года по делу N А72-3314/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Бондарева Сергея Андреевича без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
Е.Г. Демина |
Судьи |
О.В. Барковская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А72-3314/2021
Истец: Бондарев Сергей Андреевич
Ответчик: ООО "УК ЭКОСТАНДАРТ"
Третье лицо: МИНИСТЕРСТВО ЭНЕРГЕТИКИ, ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО КОМПЛЕКСА И ГОРОДСКОЙ СРЕДЫ УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ, Министерство энергетики, ЖКК и городской среды Ульяновской области, Управление Роспотребнадзора по Ульяновской области, Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ульяновской области