г. Воронеж |
|
13 апреля 2022 г. |
Дело N А64-8036/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 апреля 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 13 апреля 2022 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Маховой Е.В.,
судей Серегиной Л.А.,
Семенюта Е.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Шацких Е.А.,
при участии:
от акционерного общества "Тамбовская сетевая компания": представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;
от Тамбовского областного государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Уваровская центральная районная больница": представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Тамбовского областного государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Уваровская центральная районная больница" на решение Арбитражного суда Тамбовской области от 10.01.2022 по делу N А64-8036/2021 по иску акционерного общества "Тамбовская сетевая компания" (ОГРН 1056882300694, ИНН 6829012231) к Тамбовскому областному государственному бюджетному учреждению здравоохранения "Уваровская центральная районная больница" (ОГРН 1026800813027, ИНН 6830002132) о взыскании задолженности в размере 106 705, 56 руб.,
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество "Тамбовская сетевая компания" (далее - АО "ТСК", истец) обратилось в арбитражный суд с иском к Тамбовскому областному государственному бюджетному учреждению здравоохранения "Уваровская центральная районная больница" (далее - ТОГБУЗ "Уваровская ЦРБ", ответчик) о взыскании платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения за период с ноября 2020 года по декабрь 2020 года в размере 106 705, 56 руб.
Определением арбитражного суда от 12.10.2021 исковое заявление принято к рассмотрению в порядке упрощенного производства в соответствии с требованиями главы 29 АПК РФ.
Определением от 30.11.2021 суд перешел к рассмотрению дела по общим правилам искового производства.
Решением Арбитражного суда Тамбовской области от 10.01.2022 исковые требования АО "ТСК" удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с принятым решением, ссылаясь на его незаконность и необоснованность, ТОГБУЗ "Уваровская ЦРБ" обратилось в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить.
В судебное заседание апелляционной инстанции представители АО "ТСК", ТОГБУЗ "Уваровская ЦРБ" не явились.
Учитывая наличие доказательств надлежащего извещения сторон о времени и месте судебного разбирательства, апелляционная жалоба рассматривалась в отсутствие их представителей в порядке ст.ст. 123, 156, 266 АПК РФ, п. 5 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 17.02.2011 N 12 "О некоторых вопросах применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 27.07.2010 N 228-ФЗ "О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации".
При рассмотрении дела в порядке апелляционного производства арбитражный суд по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам повторно рассматривает дело (ч. 1 ст. 268 АПК РФ).
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, поступившего посредством электронного сервиса подачи документов "Мой арбитр" отзыва АО "ТСК" на апелляционную жалобу, судебная коллегия не усматривает оснований для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы.
Как установлено судом и следует из материалов дела, 01.01.2020 между АО "ТСК" (поставщик) и ТОГБУЗ "Уваровская ЦРБ" (абонент) заключен контракт холодного водоснабжения и водоотведения N 2/в-2020, по условиям которого (п. 1) поставщик обязался, в том числе осуществлять прием сточных вод абонента от канализационного выпуска в централизованную систему водоотведения и обеспечивать их транспортировку, очистку и сброс в водный объект, а абонент обязался соблюдать режим водоотведения, нормативы по составу отводимых в централизованную систему водоотведения сточных вод, требования к составу и свойствам сточных вод, установленные в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованных систем водоотведения, оплачивать водоотведение в сроки, порядке и размере, которые предусмотрены контрактом.
Объектом поставки ресурса в соответствии с контрактом является здание ТОГБУЗ "Уваровская ЦРБ", расположенное по адресу: г. Уварово, ул. Больничная, 32, водопотребление производится для обеспечения его деятельности.
В период с ноября 2020 года по декабрь 2020 года истцом ответчику были оказаны услуги по водоотведению и выставлены счета для внесения платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения за указанный период на общую сумму 106 705, 56 руб.
Поскольку объем отводимых сточных вод с объектов абонента составляет менее 30 куб. метров в сутки суммарно по всем канализационным выпускам, истец произвел расчет платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения за период с ноября 2020 года по декабрь 2020 года в соответствии с п. 123(4) Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 N 644 (далее - Правила N 644).
Ссылаясь на уклонение абонента от оплаты за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Принимая решение по делу, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об удовлетворении заявленных исковых требований.
В силу ст.ст. 309, 310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, односторонний отказ от исполнения обязательства не допускается.
Правоотношения истца и ответчика регулируются Федеральным законом от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - ФЗ "О водоснабжении и водоотведении"), Гражданским Кодексом РФ, а также рядом подзаконных актов, в том числе Правилами N 644.
Требования к составу и свойствам сточных вод абонентов и порядок начисления платы, направленные на предотвращение негативного воздействия на централизованную систему водоотведения, установлены Правилами N 644.
В соответствии с ч. 1 ст. 14 ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", подп. "и" п. 35 Правил N 644 абонент обязан соблюдать нормативы по составу отводимых в централизованную систему водоотведения сточных вод и требования к составу и свойствам сточных вод, отводимых в централизованные системы водоотведения, устанавливаемые в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованной системы водоотведения.
Согласно ч. 7 ст. 10 ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", в случае если сточные воды, принимаемые от абонента в централизованную систему водоотведения, содержат загрязняющие вещества, негативно воздействующие на работу такой системы, абонент обязан компенсировать организации, осуществляющей водоотведение, расходы, связанные с негативным воздействием указанных веществ и микроорганизмов на работу централизованной системы водоотведения, в размере и порядке, которые установлены Правилами N 644.
Пунктами 111, 118 Правил N 644 предусмотрена обязанность абонента соблюдать требования к составу и свойствам сточных вод, отводимых в централизованную систему водоотведения, установленные настоящими Правилами, в целях предотвращения негативного воздействия сточных вод на работу централизованной системы водоотведения; компенсировать организации, осуществляющей водоотведение, расходы, связанные с негативным воздействием сточных вод на работу централизованной системы водоотведения в случае содержания в сточных водах, принимаемых от абонента в централизованную систему водоотведения, загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов, негативно воздействующих на работу такой системы, не отвечающих требованиям, установленным п.п. 113, 114 Правил N 644.
Согласно п. 119 Правил N 644 расчет платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения производится организацией, осуществляющей водоотведение, ежемесячно: по формулам, предусмотренным п.п. 120 и 123 N 644, на основании декларации, представляемой абонентом, или в случае непредставления декларации, а также в случаях, предусмотренных п. 120, абз. 8 п. 123, п.п. 123(2), 123(4), 130 - 130(3) N 644, на основании результатов, полученных в ходе осуществления контроля состава и свойств сточных вод, проводимого организацией, осуществляющей водоотведение; по формуле, предусмотренной п. 123(4) N 644, при наличии условий, указанных в данном пункте. Оплата производится абонентом на основании счетов, выставляемых организацией, осуществляющей водоотведение, в течение 7 рабочих дней со дня выставления счета.
В силу положений п. 123(4) Правил N 644 для объектов абонентов: - среднесуточный объем сбрасываемых сточных вод с которых менее указанного в абз. 1 п. 124 Правил N 644 (30 куб. метров в сутки); - с которых осуществляется отведение (сброс) сточных вод с использованием сооружений и устройств, не подключенных (технологически не присоединенных) к централизованной системе водоотведения, а также при неорганизованном сбросе поверхностных сточных вод в централизованные ливневые или общесплавные системы водоотведения; - расположенных во встроенном (пристроенном) нежилом помещении в многоквартирном доме при отсутствии отдельного канализационного выпуска в централизованную систему водоотведения, оборудованного канализационным колодцем; - для отбора сбрасываемых с которых сточных вод отсутствует контрольный канализационный колодец, а также иной канализационный колодец, в котором отбор проб сточных вод абонента может быть осуществлен отдельно от сточных вод иных абонентов, расчет платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения в отношении сточных вод, сбрасываемых указанными абонентами (П) (рублей), определяется по формуле:
П = К x Т x Qпр1,
где:
К - коэффициент компенсации, равный 0,5 (для поверхностных сточных вод, сбрасываемых с территории строительных площадок, равный 2,5);
Т - тариф на водоотведение, действующий для абонента, без учета налога на добавленную стоимость, учитываемого дополнительно (руб./куб. метр);
Qпр1 - объем сточных вод, отведенных (сброшенных) с объекта абонента, определенный по показаниям прибора учета сточных вод либо в соответствии с балансом водопотребления и водоотведения или иными способами, предусмотренными Правилами организации коммерческого учета воды, сточных вод.
Согласно п.п. 5 и 6 Правил осуществления контроля состава и свойств сточных вод, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 22.05.2020 N 728 (далее - Правила N 728), организацией, осуществляющей водоотведение, осуществляется плановый и внеплановый контроль состава и свойств сточных вод. Периодичность планового контроля не может быть по общему правилу чаще 1 раза в календарный месяц и реже 1 раза в календарный год.
В силу п. 10 Правил N 728 на абонентов возлагается обязанность по: а) обеспечению возможности проведения визуального контроля и (или) отбора проб сточных вод в порядке, установленном Правилами N 728, при условии предварительного уведомления соответствующего абонента о проведении визуального контроля и (или) отбора проб сточных вод (за исключением случаев, если предварительное уведомление абонента в соответствии с Правилами N 728 не осуществляется); б) содержанию контрольных канализационных колодцев и подходов к ним в состоянии, обеспечивающем свободный доступ к сточным водам и возможность отбора их проб; в) обеспечению беспрепятственного доступа представителей организации, осуществляющей водоотведение, к контрольным канализационным колодцам, канализационным колодцам, указанным в декларации, или к последним канализационным колодцам на канализационной сети абонента перед ее врезкой в канализационную сеть, принадлежащую иному лицу, в которых отбор проб сточных вод абонента может быть осуществлен отдельно от сточных вод иных абонентов (в том числе открытие люков канализационных колодцев); г) обеспечению наличия мест для отбора проб сточных вод (контрольных канализационных колодцев, обеспечивающих возможность отбора проб сточных вод в соответствии с Правилами N 728) и идентификации таких мест путем установления различимых указателей, содержащих идентифицирующие признаки контрольных канализационных колодцев и позволяющих определить их положение на местности, а также не препятствовать установке и эксплуатации организацией, осуществляющей водоотведение, автоматического оборудования.
Таким образом, в случае если абонентом не обеспечена возможность отбора проб сточных вод или возможность отбора проб сточных вод имеется, но отсутствует поданная абонентом в установленном порядке декларация, и при этом объект абонента соответствует хотя бы одному из критериев п. 123(4) Правил N 644, плата за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения начисляется.
В случае оборудования абонентами, являющимися владельцами объектов, указанных в п. 123(4) Правил N 644, мест отбора проб сточных вод, в отношении таких объектов у абонентов появляется право на подачу декларации. Если абонентом обеспечена возможность отбора проб, отбор проб произведен или от абонента принята (корректно заполненная) декларация либо если произведен отбор проб сточных вод, то плата определяется на основании декларации или результатов отбора проб
Анализируя смысл правового регулирования, предусмотренного п. 123(4) Правил N 644, Верховный Суд Российской Федерации в апелляционном определении от 16.03.2021 N АПЛ21-41 указал, что соответствующий пункт предоставляет абоненту право выбора: вносить плату за негативное воздействие на работу централизованной системы водоснабжения в соответствии с п. 123(4) Правил N 644 либо обеспечить наличие места отбора проб сточных вод, что дает возможность подачи декларации о составе и свойствах сточных вод и расчета платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоснабжения с учетом фактических состава и свойств сточных вод абонента. При подаче декларации о составе и свойствах сточных вод плата за негативное воздействие на работу централизованной системы водоснабжения для объектов, в отношении которых подана и принята для осуществления контроля декларация, будет рассчитываться в соответствии с п.п. 120 или 123 Правил N 644 на основании декларации либо на основании результатов контроля состава и свойств сточных вод в случаях, установленных Правилами N 644.
Представленный АО "ТСК" расчет платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения произведен по формуле, предусмотренной п. 123(4) Правил N 644, с применением значения тарифа на водоотведение, действующего для абонента. Расчет истца соответствует действующему законодательству и является арифметически верным.
Поскольку в материалах дела отсутствуют доказательства, свидетельствующие об обеспечении ответчиком мест отбора проб сточных вод, а также доказательства подачи им декларации, у АО "ТСК" не имеется обязанности производить отбор проб.
Таким образом, оценив представленные в материалы дела доказательства в соответствии со ст. 71 АПК РФ, суд первой инстанции правильно взыскал с ответчика в пользу истца плату за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения за период с ноября 2020 года по декабрь 2020 года в размере 106 705, 56 руб.
Доводы апелляционной жалобы ТОГБУЗ "Уваровская ЦРБ" о том, что в соответствии с условиями контракта холодного водоснабжения и водоотведения N 2/в-2020 от 01.01.2020 контроль состава и свойств сточных вод подразумевает отбор сточных вод, анализ отобранных проб сточных вод, оформление результатов анализа и информирование о таких результатах заказчика, однако о необходимости отбора проб сточных вод для определения их состава и свойств ТОГБУЗ "Уваровская ЦРБ" не извещалось, отклоняются судебной коллегией.
В рассматриваемом случае объектом поставки ресурса по контракту холодного водоснабжения и водоотведения N 2/в-2020 от 01.01.2020 является здание ТОГБУЗ "Уваровская ЦРБ", расположенное по адресу: г. Уварово, ул. Больничная, 32, водопотребление производится для обеспечения его деятельности.
В данном контракте не определены контрольные канализационные колодцы, предназначенные для отбора проб сточных вод, декларация о составе и свойствах сточных вод с указанием канализационных колодцев для отбора проб ответчиком не подавалась, объем отводимых (принимаемых) сточных вод с объекта ответчика составляет менее 30 куб. м в сутки.
Таким образом, АО "ТСК" правильно произвело расчет платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения по формуле, указанной в п. 123(4) Правил N 644.
К аналогичным выводам пришел Арбитражный суд Центрального округа при рассмотрении спора по делу N А64-1229/2021 между теми же сторонами за предшествующий период.
Суд первой инстанции всесторонне исследовал доказательства, представленные лицами, участвующими в деле, дал им правильную правовую оценку и принял решение, соответствующее требованиям норм материального и процессуального права. Нарушений норм процессуального законодательства, являющихся в силу ч. 4 ст. 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены принятых судебных актов, допущено не было.
В силу положений ст. 110 АПК РФ судебные расходы за рассмотрение апелляционной жалобы в сумме 3 000 руб. относятся на ее заявителя.
Руководствуясь ст.ст. 269, 271 АПК РФ, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Тамбовской области от 10.01.2022 по делу N А64-8036/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции согласно ч. 1 ст. 275 АПК РФ.
Председательствующий |
Е.В. Маховая |
Судьи |
Л.А. Серегина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А64-8036/2021
Истец: АО "Тамбовская сетевая компания" "ТСК"
Ответчик: ТОГБУЗ "Уваровская ЦРБ"
Третье лицо: 19 Арбитражный апелляционный суд