город Ростов-на-Дону |
|
21 февраля 2024 г. |
дело N А32-17686/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 февраля 2024 года.
Полный текст постановления изготовлен 21 февраля 2024 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Глазуновой И.Н.,
судей Ефимовой О.Ю., Соловьевой М.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Струкачевой Н.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
общества с ограниченной ответственностью "Атлас-НТС"
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 18.12.2023 по делу N А32-17686/2022
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Атлас-НТС"
к Краснодарской таможне
о признании незаконным и отмене решения,
при участии:
от общества с ограниченной ответственностью "Атлас-НТС":
представитель Матвеев Д.А. по доверенности от 09.01.2024,
от Краснодарской таможни: представитель Соломахин В.В. по доверенности от 02.08.2023,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Атлас-НТС" (далее - заявитель, общество, ООО "Атлас-НТС") обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Краснодарской таможне (далее - заинтересованное лицо, таможня) о признании незаконным и отмене решения о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларации на товары от 04.03.2022 по ДТ N 10309200/250620/0009795, как противоречащие ЕАЭС; об обязании Краснодарской таможни устранить допущенное нарушение прав ООО "Атлас-НТС" путем принятия заявленной таможенной стоимости товаров 1 методом определения таможенной стоимости, внесения соответствующих изменений в ДТ N10309200/250620/0009795 и возврата излишне взысканных таможенных платежей в размере 49 478, 69 руб. в течение десяти дней от даты вступления решения суда в законную силу.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 18.12.2023 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, ООО "Атлас-НТС" обжаловало решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), просило решение суда отменить и принять новый судебный акт.
Доводы апелляционной жалобы сводятся к несогласию с выводом суда о недоказанности со стороны ООО "Атлас-НТС" сведений, подтверждающих расходы на перевозку (транспортировку) ввозимых товаров до места прибытия таких товаров на таможенную территорию Союза, что противоречит положениям части 5 статьи 200 АПК РФ, где обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, наличия у органа надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, возлагается на орган, который принял акт. Решение суда первой инстанции основано на нормативно-правовом акте, утратившем силу с 01.07.2019 (документ "Решение Комиссии Таможенного союза от 20.09.2010 N 376 "О порядках декларирования, контроля и корректировки таможенной стоимости товаров"), при том, что таможенная декларация N 10309200/250620/0009795 подана 25.06.2020.
В отзыве на апелляционную жалобу Краснодарская таможня просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представители лиц, участвующих в деле, поддержали занимаемые правовые позиции по рассматриваемому спору.
Исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, отзыва на апелляционную жалобу, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и верно установлено судом первой инстанции, ООО "Атлас-НТС", являясь участником внешне-экономической деятельности, в соответствии с контрактом N ATSDS300820130 30.08.2013, заключенным с Компанией SDS trade GmbH (Германия) на территорию Российской Федерации на условиях поставки EXW - RANSBACH- BAUMBACH ввезены следующие товары (товар):
1. ГЛАЗУРОВАННАЯ КЕРАМИЧЕСКАЯ КЛИНКЕРНАЯ ПЛИТКА, ДЛЯ ДЕКОРАТИВНЫХ И ОТДЕЛОЧНЫХ РАБОТ. СМ. ДОПОЛНЕНИЕ 2-1 ВХ-35, ПОДДОНЫ ОБЩИМ ВЕСОМ 20 КГ.-1/РХ.
2. ГЛАЗУРОВАННАЯ КЕРАМИЧЕСКАЯ КЛИНКЕРНАЯ ПЛИТКА. ВОДОПОГЛАЩЕНИЕ ОТ 0,5%. ПО 10% СМ. ДОПОЛНЕНИЕ 2-32 ВХ-1644, ПОДДОНЫ ОБЩИМ ВЕСОМ 640 КГ.-32/PX.
Указанный товар был оформлен в Краснодарской таможне по ДТ N 10309200/250620/0009795.
При осуществлении таможенного оформления таможенная стоимость ввезенных и оформленных по ДТ N 10309200/250620/0009795 товаров была заявлена ООО "Атлас-НТС" 1 Методом определения таможенной стоимости в соответствии со статьей 39 и статьей 40 ТК ЕАЭС.
Для подтверждения заявленной таможенной стоимости товаров в ходе совершения таможенных операций декларантом при подаче деклараций на товары представлены следующие документы по ДТ N 10309200/250620/0009795: автодорожная накладная 2138217 от 17.06.2020; контракт N ATSDS300820130 30.08.2013 с доп. соглашениями N 1, 4,16, 27, 55, 58; паспорт сделки 13090007/2275/0060/2/1; устав; инвойс 20200130 от 17.06.2020; счет-фактура на оплату услуг 5810 от 19.06.2020; заявка на перевозку 40 от 15.06.2020; спецификация N 236 от 02.06.2020; договор перевозки 301 от 06.05.2015; прайс-лист SDS от 01.01.2020; экспортная ДТ N 20DE6551291156733 от 16.06.2020; бухгалтерские документы об оприходовании товара; транзитная декларация 11209103/200620/0254519 от 20.06.2020.
После оформления товар выпущен в свободное обращение.
13.08.2021 Краснодарской таможней инициирована камеральная таможенная проверка в отношении ООО "Атлас-НТС" (начата 13.08.2021 окончена 12.01.2022), предмет проверки: достоверность сведений, заявленных в таможенной декларации и (или) содержащихся в документах, подтверждающих сведения, заявленные в таможенной декларации, в части проверки достоверности заявленной таможенной стоимости товаров.
Номера проверенных таможенных деклараций: 10309200/120219/0001930, 10309200/210219/0002560, 10309200/210219/0002561, 10309200/220319/0004515, 10309200/010419/0005157, 10309200/020419/0005196, 10309200/270519/0008357, 10309200/270519/0008358, 10309200/280519/0008460, 10309200/030619/0008810, 10309200/150719/0011289, 10309200/150719/0011299, 10309200/150719/0011341, 10309200/150719/0011344, 10309200/290719/0012036, 10309200/280819/0013767, 10309200/050319/0014242, 10309200/090919/0014350, 10309200/031019/0015816, 10309200/031019/0015817, 10309200/171019/0016630, 10309200/031219/0019639, 10309200/041319/0019750, 10309200/191219/0020754, 10309200/231219/0020950, 10309200/210120/0000673, 10309200/040220/0001627, 10309200/200220/0002814, 10309200/200220/0002815, 10309200/160320/0004380, 10309200/160320/0004381, 10309200/260320/0005225, 10309200/070420/0005827, 10309200/140420/0006222, 10309200/300420/0007122, 10309200/010620/0008742, 10309200/220620/0009591, 10309200/250620/0009795, 10309200/290620/0009888, 10309200/060720/0010153, 10309200/0304139/0005327.
По результатам камеральной таможенной проверки Краснодарской таможней составлен акт камеральной таможенной проверки N 10309000/210/100122/A000214 от 10.01.2022, согласно которому Краснодарская таможня пришла к выводу, что ООО "Атлас-НТС" нарушены пункты 9, 10 статьи 38, статья 40 ТК ЕАЭС, в части документального подтверждения расходов на перевозку (транспортировку) проверяемых товаров по территории иностранных государств, не являющихся членами ЕАЭС, до границы ЕАЭС и от границы ЕАЭС до места разгрузки на территории РФ, что не позволяет считать заявленную таможенную стоимость товаров, задекларированных по ДТ NN 10309200/010419/0005157, 10309200/030419/0005327, 10309200/070420/0005827, 10309200/120219/0001930, 10309200/140420/0006222, 10309200/150719/0011289, 10309200/210120/0000673, 10309200/250620/0009795, 10309200/290719/0012036 достоверной, количественно определенной и документально подтвержденной.
В связи с чем, приняла решение, что таможенная стоимость товаров может быть принята с применением метода таможенной оценки в соответствии со ст. 39 ТК ЕАЭС с включением в структуру таможенной стоимости оцениваемых товаров, как составляющую стоимости сделки, расходов на перевозку (транспортировку) ввозимых товаров по таможенной территории Союза от места прибытия товаров на таможенную территорию Союза до места разгрузки в РФ.
04.03.2022 на основании данного акта проверки Краснодарской таможней вынесено решение о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларацию на товары после выпуска N 10309200/2250620/0009795, составлены КДТ и ДТС.
В результате корректировки таможенной стоимости Краснодарской таможней с ООО "Атлас-НТС" взысканы таможенные платежи в размере 45 100, 22 руб., пени в сумме 4 378, 47 руб., а всего 49 478, 69 руб.
Несогласие с принятым решением таможни послужило основанием для обращения общества в арбитражный суд.
Принимая обжалуемый акт, суд первой инстанции с учетом положений статей 198 - 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Таможенного кодекса Евразийского экономического союза, пришел к правильному выводу о необоснованности заявленных требований.
Апелляционная коллегия не усматривает оснований для переоценки выводов суда первой инстанции, отклоняя доводы жалобы, исходит из следующих норм права и обстоятельств дела.
Из системного толкования части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что для признания недействительными ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органа, осуществляющего публичные полномочия, необходимо одновременное наличие двух условий: их несоответствие закону или иному правовому акту, и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
В соответствии частью 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения.
Возложение на таможенный орган обязанности по доказыванию наличия обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого решения, не освобождает общество от доказывания тех обстоятельств, на которые он ссылается в опровержение выводов таможенного органа. В силу статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации другое лицо, участвующее в деле, не освобождается от доказывания и должно доказать обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, на которое оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Положения главы 5 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее - ТК ЕАЭС), закрепляют порядок определения таможенной стоимости товаров и условия применения методов определения таможенной стоимости.
В соответствии с пунктом 1 статьи 39 ТК ЕАЭС таможенной стоимостью ввозимых товаров является стоимость сделки с ними, то есть цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате за эти товары при их продаже для вывоза на таможенную территорию Союза и дополненная в соответствии со ст. 40 настоящего Кодекса.
Согласно пункту 10 статьи 38 ТК ЕАЭС при использовании первого метода определения таможенной стоимости товаров декларант обязан выполнить условия о документальном подтверждении, количественной определенности и достоверности стоимости сделки с ввозимыми товарами и дополнительных начислений, включаемых в структуру таможенной стоимости.
В силу пункта 2 статьи 40 ТК ЕАЭС таможенная стоимость ввозимых товаров не должна включать в себя следующие расходы при условии, что они выделены из цены, фактически уплаченной или подлежащей уплате, заявлены декларантом и подтверждены им документально:
- расходы на перевозку (транспортировку) ввозимых товаров по таможенной территории Союза от места прибытия таких товаров на таможенную территорию Союза, а если Комиссией в зависимости от вида транспорта, которым осуществляется перевозка (транспортировка) товаров, и особенностей такой перевозки (транспортировки) определены иные места, - от места, определенного Комиссией.
Из обстоятельств спора следует, что ООО "Атлас-НТС" задекларировало в соответствии с таможенной процедурой "Выпуск для внутреннего потребления" по ДТ N 10309200/250620/0009795 товар "плитка керамическая глазурованная", произведенный в Германии, классифицируемый в подсубпозициях 6907 22 900 3, 6907 21 9009 в соответствии Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (ТН ВЭД ЕАЭС).
Поставка товаров, задекларированных по ДТ N 10309200/250620/0009795, осуществлялась в счет исполнения обязательств по внешнеторговому контракту (договору) от 30.08.2013 N ATSDS30082013.
Внешнеторговый контракт от 30.08.2013 N ATSDS30082013 заключен между ООО "Атлас-НТС" (покупатель) и компанией SDS trade GmbH (продавец, Германия) на поставку товара, в соответствии с Приложениями.
Согласно условиям контракта от 30.08.2013 N ATSDS30082013 продавец продает, а покупатель покупает и ввозит на EXW - "с отгрузкой" Ransbach-Baumbach (Инкотермс 2010), EXW - "с отгрузкой" Neuwied (Инкотермс 2010), напольную и настенную керамическую плитку, металлические и алюминиевые профили, сантехническое оборудование и другую продукцию торговых марок Interbau-Blink, Dural и Duschwelten в количестве и ассортименте, указанных в коммерческих счетах (далее - инвойс, коммерческий счет), прилагаемых к каждой поставке.
Ввоз товара, задекларированного по ДТ N 10309200/250620/0009795, осуществлен из Германии на условиях поставки EXW Ransbach-Baumbach, Германия.
В соответствии с международными правилами толкования торговых терминов Инкотермс 2010 термин EXW Ex Works/Франко завод означает, что продавец осуществляет поставку, когда он предоставляет товар в распоряжение покупателя в своих помещениях или в ином согласованном месте (т.е. на предприятии, складе и т.д.). Продавцу необязательно осуществлять погрузку товара на какое-либо транспортное средство, он также не обязан выполнять формальности, необходимые для вывоза, если таковые применяются. Также покупатель несет обязанность по заключению договора транспортной экспедиции.
Подпунктом 5 пункта 1 стать 40 ТК ЕАЭС установлено, что при определении таможенной стоимости ввозимых товаров по стоимости сделки с ними к цене, фактически уплаченной или подлежащей уплате за эти товары, добавляются следующие дополнительные начисления: - расходы на перевозку (транспортировку) ввозимых товаров до места прибытия таких товаров на таможенную территорию Союза, а если Комиссией в зависимости от вида транспорта, которым осуществляется перевозка (транспортировка) товаров, и особенностей такой перевозки (транспортировки) определены иные места, - до места, определенного Комиссией.
С 01.07.2019 вступило в силу Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии N 160 от 16.10.2018 "О случаях заполнения декларации таможенной стоимости, утверждении форм декларации таможенной стоимости и Порядка заполнения декларации таможенной стоимости" (далее - Решение Коллегии ЕЭК N 160).
Пунктом 3 Порядка заполнения декларации таможенной стоимости, утвержденного Решением Коллегии ЕЭК N 160, установлено, что при определении таможенной стоимости товаров в соответствии со статьей 39 ТК ЕАЭС заполняется ДТС-1 по форме, утвержденной Решением Коллегии ЕЭК N 160.
Подпунктом 5 пункта 1 статьи 40 ТК ЕАЭС установлено, что при определении таможенной стоимости ввозимых товаров по стоимости сделки с ними к цене, фактически уплаченной или подлежащей уплате за эти товары, добавляются следующие дополнительные начисления:
- расходы на перевозку (транспортировку) ввозимых товаров до места прибытия таких товаров на таможенную территорию Союза, а если Комиссией в зависимости от вида транспорта, которым осуществляется перевозка (транспортировка) товаров, и особенностей такой перевозки (транспортировки) определены иные места,
- до места, определенного Комиссией.
Пунктом 22 Порядка заполнения ДТС-1 установлен порядок заполнения графы 17 ДТС-1, в которой заявляется таможенная стоимость в части понесенных транспортных расходов, а также расходов по таможенному оформлению товаров при вывозе из страны экспорта (если таковые имеются), а также вознаграждение экспедитора.
В соответствии с вышеуказанным пунктом в графе 17 ДТС-1 указывается величина расходов по перевозке (транспортировке) оцениваемых товаров до аэропорта, порта или иного места их прибытия на таможенную территорию Союза, если в соответствии с установленными внешнеторговым договором условиями поставки перевозка (транспортировка) товара до места прибытия на таможенную территорию Союза не включена в цену, фактически уплаченную или подлежащую уплате. Если перевозка (транспортировка) осуществляется различными видами транспорта (мультимодальная перевозка), то учитываются суммарные расходы на перевозку (транспортировку) всеми видами транспорта, исходя из действующих на момент перевозки (транспортировки) товаров тарифов.
Если перевозка (транспортировка) осуществлялась безвозмездно или с помощью собственных транспортных средств покупателя, в настоящей графе приводится величина, рассчитанная на основании тарифов по перевозке соответствующим видом транспорта, действующих в период перевозки (транспортировки) товаров или в соответствующий период времени (сезонность перевозки).
В том случае, если у декларанта отсутствуют данные о тарифах на перевозку данным видом транспорта, то для расчетов транспортных расходов используются данные бухгалтерского учета по калькулированию транспортных расходов с включением всех необходимых статей или элементов затрат.
Если ДТС-1 заполняется на товары нескольких наименований, то расходы на перевозку (транспортировку) товаров распределяются между товарами различных наименований пропорционально их весу брутто.
В графе 17 указывается место (географический пункт) прибытия товаров на таможенную территорию Союза либо место назначения товара на таможенной территории Союза, расходы до которого в соответствии с условиями поставки оплачиваются покупателем отдельно и должны быть включены в таможенную стоимость.
Если понесенные покупателем расходы по перевозке (транспортировке) от места прибытия на таможенную территорию Союза до места назначения на таможенной территории Союза не могут быть подтверждены документально, то в графе 17 указывается место назначения на таможенной территории Союза. Если разделение расходов по перевозке (транспортировке) от места отправления до места прибытия на таможенную территорию Союза и от места прибытия до места назначения может быть документально подтверждено, то в графе 17 указывается место прибытия товаров на таможенную территорию Союза.
В графе 17 указываются также понесенные покупателем расходы по таможенному оформлению товаров при вывозе из страны экспорта (если таковые имеются), а также вознаграждение экспедитора.
В Приложении N 1 к Порядку установлен перечень документов, подтверждающих таможенную стоимость товаров для каждого метода таможенной оценки.
Согласно пункту 1 данного приложения при определении таможенной стоимости по методу по стоимости сделки с ввозимыми товарами лицом, заполнившим ДТС, должны быть представлены следующие документы:
Договор по перевозке (договор транспортной экспедиции, если такой договор заключался), погрузке, разгрузке или перегрузке товаров, счет-фактура (инвойс) за перевозку (транспортировку), погрузку, разгрузку или перегрузку товаров, банковские документы (если счет-фактура оплачен) или документы (информация) о транспортных тарифах или бухгалтерские документы, отражающие стоимость перевозки (если перевозка товара осуществлялась собственным транспортом декларанта), - в случаях, когда транспортные расходы до аэропорта, порта или иного места прибытия товаров на таможенную территорию Таможенного союза не были включены в цену, фактически уплаченную или подлежащую уплате, или из цены, фактически уплаченной или подлежащей уплате, заявлены вычеты расходов по перевозке (транспортировке) товаров после их прибытия на таможенную территорию Таможенного законодательства следует:
Таким образом, из системного толкования указанных положений норм таможенного законодательства следует:
а) расходы по транспортировке товаров, как до места прибытия на территорию Союза, так и от места прибытия на таможенную территорию Союза до места его назначения должны быть документально подтверждены. А в случае их не подтверждения, они подлежат включению в таможенную стоимость товаров в полном объеме;
б) вознаграждение экспедитора подлежит включению в таможенную стоимость в полном объеме;
в) обязательными документами, подтверждающими величину произведенных транспортных расходов, заявленных в графе 17 ДТС-1, являются договор транспортной экспедиции, счет-фактура (инвойс) за перевозку и банковские документы (если счет-фактура оплачен). При этом, величина транспортных расходов в указанных документах должна быть одинаковой.
Судом первой инстанции верно установлено, что для осуществления доставки товара, задекларированного по ДТ N 10309200/250620/0009795, ООО "Атлас-НТС" заключило договор транспортной экспедиции от 06.05.2015 N 301 с обществом с ограниченной ответственностью "Каргуру" (УНП 691467346, адрес: 220113, г. Минск, ул. Мележа, 1 офис 1101) - экспедитор.
В соответствии с договором транспортной экспедиции от 06.05.2015 N 301, заключенным между ООО "Атлас-НТС" (клиент) и ООО "Каргуру" (экспедитор), осуществлена доставка товаров, задекларированных по ДТ N 10309200/250620/0009795
В соответствии с пунктом 1.1. договора транспортной экспедиции от 06.05.2015 N 301 ООО "Каргуру" (экспедитор) обязуется по поручению ООО "Атлас-НТС" (клиент) и за вознаграждение выполнить транспортно-экспедиционные услуги, связанные с приемом, обработкой, перевозкой грузов транспортом в соответствии с условиями заявки (форма договора - заявки), которую клиент высылает экспедитору любым доступным способом связи. Условия, указанные в заявке, являются приоритетными над условиями, указанными в данном договоре, так как несут конкретизирующий характер перевозки.
В соответствии с пунктом 1.2. договора транспортной экспедиции от 06.05.2015 N 301 информация передается в виде Заявки (Заказа), в которой указываются перечисленные условия и которые по соглашению сторон являются существенными по отношению к настоящему договору:
- дата и время загрузки;
- тип требуемого подвижного состава (тент, рефрижератор и т.д.) и внутренние габариты грузового пространства,
- описание груза, его вес, объем, размеры, тара, упаковка, стоимость и прочее; - количество грузовых мест;
- адреса мест загрузки и разгрузки груза с указанием ответственных контактных лиц и их телефонов;
- способ погрузки и разгрузки (задняя, верхняя, боковая);
- в случае перевозки опасных грузов, дополнительно указание их обычно-признанного обозначения (класс опасности и т.д.);
- адреса пунктов таможенного оформления с указанием ответственных контактных лиц и их телефонов;
- инструкции по выполнению таможенных формальностей; - сумма фрахта и условия оплаты за перевозку; - прочие инструкции.
В соответствии с пунктом 3.2 договора транспортной экспедиции от 06.05.2015 N 301 ставка по услуге согласуется сторонами дополнительно и указывается в заявке на каждую отдельную перевозку.
Таким образом, в соответствии с условиями договора транспортной экспедиции от 06.05.2015 N 301 в заявке на перевозку оговаривается маршрут грузоперевозки, за который заказчик (ООО "Атлас-НТС") производит оплату в адрес исполнителя (ООО "Каргуру"), а также стоимость указанной грузоперевозки. Иными документами маршрут грузоперевозки, стоимость грузоперевозки не оговаривается и не устанавливается.
В рамках исполнения обязательств по договору транспортной экспедиции от 06.05.2015 N 301 заказчик (ООО "Атлас-НТС") направил в адрес исполнителя (ООО "Каргуру") договор-заявку на перевозку N 34 от 14.01.2020, N 40 от 15.06.2020 в целях организации перевозки товаров, задекларированных по ДТ N 10309200/250620/0009795. При этом, в указанных заявках на перевозку указана стоимость перевозки за 1 машину (2900 евро за доставку товара, задекларированного по ДТ N 10309200/250620/0009795). Оговоренный в заявках на перевозку N 34 от 14.01.2020, N 40 от 15.06.2020 маршрут, за который производится оплата, - от пункта отправления Ransbach-Baumbach, Германия до пункта назначения г. Краснодар (РФ).
Судом первой инстанции верно установлено, что в указанных заявках на перевозку не содержится разбивка стоимости оказываемых транспортных услуг отдельно от пункта отправления (Ransbach - Baumbach, Германия) до границы ЕАЭС (Брест) и от границы ЕАЭС (Брест) до места разгрузки на территории РФ (г. Краснодар).
Данный факт имеет определяющее значение, так как иными документами ставка фрахта товаров, задекларированных по ДТ N 10309200/250620/0009795, не оговаривается и не утверждается. Более того сведения, заявленные в 17 графе ДТС N 10309200/250620/0009795 (в указанной графе заявляется величина транспортных расходов), не соответствуют ставке фрахта, оговоренной условиями договора транспортной экспедиции от 06.05.2015 N 301.
Таким образом, договором транспортной экспедиции от 06.05.2015 N 301 распределение транспортных расходов отдельно по иностранной территории и территории Евразийского экономического союза не предусмотрено.
Договор транспортной экспедиции от 06.05.2015 N 301 составлен на русском языке и подписан со стороны ООО "Каргуру" (экспедитор) директором В.П. Телегиным, со стороны ООО "Атлас-НТС" (клиент) заместителем директора по логистике В.А. Краснюковым.
Краснодарской таможней в ходе камеральной таможенной проверки установлено, что ООО "Атлас - НТС" в целях исполнения требований ТК ЕАЭС, Порядка заполнения ДТС не представлены документы, подтверждающие заявленную таможенную стоимость товаров в графе 17 ДТС-1 проверяемых ДТ (счета, счета-фактуры на оплату услуг по перевозке товаров, транспортные заказы). Платежные поручения на оплату услуг по транспортировке товаров в графе назначение платежа содержат только ссылку на договор транспортной экспедиции.
Таким образом, платежи за транспортировку невозможно идентифицировать по ДТ. Тем самым, обществом не выполнены требования о документальном подтверждении заявленной таможенной стоимости, установленные пунктом 10 статьи 38, статьи 40 ТК ЕАЭС, Порядком и Порядком заполнения ДТС.
Для проверки стоимости транспортных расходов по перевозке товаров таможенным органом направлены запросы в адрес экспедитора ООО "Каргуру", о предоставлении документов, подтверждающих расходы по доставке товаров, разбивку транспортных расходов на стоимость услуг по транспортировке до границы ЕАЭС и от границы ЕАЭС до места разгрузки на территории РФ.
В свою очередь, вышеуказанный экспедитор также выступал заказчиком перевозок и заключили договор с перевозчиками или экспедиторами.
Документы, оформленные непосредственными перевозчиками товаров и вышеуказанным экспедитором, также относящиеся к документам, оформленным в процессе выполнения ТЭО, при декларировании не представлялись.
Во всех предоставленных для проведения камеральной таможенной проверки фактическими перевозчиками проверяемых товаров (ИП Орлов А.В., ООО "ДиаПо- лТранс") счетах/инвойсах/счетах-фактурах/актах оказания услуг/актах выполненных работ и т.д., выставленных экспедиторам, отсутствует разделение стоимости доставки до границы ЕАЭС и от границы ЕАЭС до места разгрузки на территории РФ.
Вместе с тем, в целях выполнения требований подпункта 5 пункта 1 статьи 40 ТК ЕАЭС, в части подтверждения заявленной структуры таможенной стоимости, ООО "Атлас-НТС" представлены следующие документы, выставленные экспедитором (ООО "Каргуру"), содержащие разбивку стоимости оказываемых транспортных услуг отдельно от пункта отправления до границы ЕАЭС и от границы ЕАЭС до места разгрузки на территории РФ: акт N 5810 от 25.06.2020 (ДТ N 10309200/250620/0009795); счет N 5810 от 19.06.2020 (ДТ N 10309200/250620/0009795); платежное поручение от 17.02.2020 N 425 (ДТ N 10309200/250620/0009795).
Судом первой инстанции обоснованно принято во внимание, что платежными поручениями от 13.07.2020 N 816, от 17.02.2020 N 425 произведена оплата за транспортные услуги по доставке товаров, задекларированных по ДТ N 10309200/250620/0009795 в сумме 220067, 20, соответственно, за весь маршрут перевозки от пункта отправления Ransbach-Baumbach, Германия до пункта назначения г. Краснодар (РФ).
Таким образом, из всех представленных документов, подтверждающих величину транспортных расходов, заявленную графе ДТС N 10309200/250620/0009795, ее подтверждают только счета-фактуры и акты. В двух других обязательных документах (договор транспортной экспедиции от 06.05.2015 N 301, платежное поручение от 17.02.2020 N 425), необходимых для подтверждения заявленной величины транспортных расходов, отражена общая стоимость транспортных расходов от пункта отправления Ransbach-Baumbach, Германия до пункта назначения г. Краснодар (РФ).
В целях проверки достоверности произведенной разбивки транспортных расходов экспедитором (ООО "Каргуру") на составляющие от пункта отправления до границы ЕАЭС и от границы ЕАЭС до места разгрузки на территории РФ Краснодарской таможней было направлено требование от 09.09.2021 N 09-15/24990 в адрес ООО "Каргуру".
При этом документы, необходимые для проведения таможенного контроля и подтверждающие достоверность произведенной разбивки транспортных расходов в акте N 5810 от 25.06.2020, счете N 5810 от 19.06.2020, ООО "Каргуру" не представлены.
ООО "Каргуру" оставило требование Краснодарской таможни от 09.09.2021 N o09-15/24990 без исполнения.
Сведения о транспортных расходах, в том числе, их разделение на расходы до и после пересечения границы Союза должны быть основаны на сведениях лица, непосредственно оказавшего услуги по перевозке (транспортировке) товаров, т.к. именно это лицо несет расходы на ГСМ, амортизацию транспортного средства, за-работную плату, командировочные и иные расходы, связанные с перевозкой (транспортировкой) товаров, и зависимые от расстояния до определенных географических пунктов и на определенных территориях.
Протяженность маршрута, наличие дополнительных погрузочно-разгрузочных и иных операций с товарами, определяют стоимость доставки каждой конкретной партии товаров, индивидуальны для каждого перевозчика и зависят от многих факторов, в том числе от рыночной ситуации, условий договоров, заключенных между перевозчиками и экспедиторами, иных факторов, влияющих на стоимость транспортных услуг по конкретной перевозке.
Тариф как показатель по общему правилу, включает в себя три составляющих: себестоимость перевозки, прибыль, необходимую для устойчивой экономической деятельности автотранспортной организации и дополнительную прибыль, обеспечивающую обновление основных средств.
В целях организации перевозки товаров, задекларированных по ДТ N 10309200/250620/0009795 фактическим перевозчиком спорных товаров является ИП Орлов А.В., который в свою очередь заключил договор о перевозки грузов в международном и междугородном сообщениях автомобильным транспортом N б/н от 15.06.2020 с экспедитором Tuleviku Logistika OU (Эстония).
Материалами проверки установлено фактическое отсутствие разделения транспортных расходов в документах непосредственных перевозчиков товаров, задекларированных по ДТ N 10309200/250620/0009795 ИП Орлов А.В.
Анализ представленных документов и сведений показал, что при выставлении ООО "Каргуру" заявок на перевозку грузов в международном сообщении в адрес перевозчиков сумма фрахта указана без разбивки транспортных расходов до и после границы ЕАЭС.
По запросу Краснодарской таможни перевозчиком ИП Орлов А.В. представлены договоры, заключенные с ООО "Каргуру", (ИП Орлов А.В с "Tuleviku logistika OU") заявки, счет-фактура, инвойс, акт выполненных работ. В представленных ИП Орловым А.В. документах отсутствует какое-либо распределение транспортных расходов от пункта отправления до границы ЕАЭС и от границы ЕАЭС до места разгрузки на территории РФ.
Вместе с тем, ООО "Каргуру" при выставлении вышеуказанных документов в адрес ООО "Атлас-НТС" для целей таможенного декларирования товаров, задекларированных по ДТ N 10309200/250620/0009795, произвело разбивку транспортных расходов от пункта отправления до границы ЕАЭС и от границы ЕАЭС до места разгрузки на территории РФ.
При этом, как правильно отмечено судом, произведенная ООО "Каргуру" разбивка транспортных расходов не подтверждается какими-либо документами, в том числе и полученными от фактического перевозчика ИП Орлов А.В.
При проведении таможенной проверки от фактических перевозчиков были получены договоры, инвойсы (счета-фактуры), акты выполненных работ, по результатам анализа которых установлено, что указанными договорами не предусмотрена система тарификации перевозок, счета за перевозки выставлены единой суммой по маршруту перевозки от места погрузки спорных товаров на иностранной территорий до места выгрузки на территории РФ, какую-либо разбивку маршрута перевоз-ки и стоимости перевозки на отдельные части не содержат.
Кроме того, суд отмечает, что договором транспортной экспедиции от 06.05.2015 N 301 с экспедитором ООО "Каргуру" не предусмотрена какая-либо тарификация перевозок, равно как и разбивка стоимости услуг экспедитора на перевозку до и после границы ЕАЭС договором не предусмотрена.
Разбивка стоимости услуг экспедитора на перевозку до и после границы ЕАЭС договором транспортной экспедиции от 06.05.2015 N 301 не предусмотрена.
В целях установления рыночной стоимости доставки товара, по ходатайству заявителя, определением суда первой инстанции от 24.11.2022 по делу назначена судебная экспертиза, проведение экспертизы по делу поручено эксперту Союза "Торгово-промышленная палата Ростовской области" (ИНН 6163020004, КПП 616301001, ОГРН 1026100004457, 344022, г. Ростов-на-Дону, пр. Кировский, 40 А) Тарасову Виктору Владимировичу
На разрешение эксперта поставлен следующий вопрос:
Определить рыночную стоимость доставки товара (керамической плитки, клинкера, керамогранита) автотранспортом от города Ransbach-Baumbach до границы ЕАЭС (г. Брест) в отношении товара задекларированного по ДТ N 10309200/250620/0009795, поставляемого на условиях EXW - Ransbach-Baumbach, по маршруту Ransbach-Baumbach-Брест-Краснодар по состоянию на 19.06.2020 г.
По результатам исследования в суд первой инстанции представлено заключение эксперта N 0489900019 от 06.02.2023, согласно выводам которого рыночная стоимость доставки товара (керамической плитки, клинкера, керамогранита) автотранспортом от города Ransbach-Baumbach до границы ЕАЭС (г. Брест) в отношении товара задекларированного по ДТ N 10309200/250620/0009795, поставляемого на условиях EXW - Ransbach- Baumbach, по маршруту Ransbach-Baumbach-Брест-Краснодар по состоянию на 19.06.2020 составляла 763 EUR.
Суд апелляционной инстанции, повторно исследовав экспертное заключение N 0489900019 от 06.02.2023, считает, что экспертиза назначена и проведена по правилам, определенным статьями 82, 83 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, с учетом разъяснений Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации (постановление от 04.04.2014 N 23 "О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами законодательства об экспертизе"); выводы эксперта являются полными и обоснованными, соответственно, экспертное заключение обладает признаками относимости и допустимости доказательств (статьи 67, 68 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) и правомерно принято судом первой инстанции.
Сторонами о проведении дополнительной либо повторной экспертизы не заявлено.
Согласно материалам дела Краснодарской таможней был проведен анализ баз данных таможенных органов (в том числе информационно-справочной системы контроля таможенной деятельности Малахит), в ходе которого установлено, что заявленная ООО "Атлас-НТС" величина транспортных расходов спорных товаров является минимальной по сравнению с аналогичными перевозками в сопоставимый период времени.
Произвольность разделения экспедитором стоимости транспортировки на расходы до места прибытия на территорию Евразийского экономического союза и от места прибытия на таможенную территорию Евразийского экономического союза до места его назначения также тем, что ввоз товара, задекларированного по ДТ N 10309200/250620/0009795, осуществлен из Германии на условиях поставки EXW - Ransbach-Baumbach Таможенную территорию Евразийского экономического союза транспортное средство пересекало в г. Брест.
Общая стоимость перевозки составила 2900 Евро, при этом по территории иностранного государства 900 Евро, по территории Евразийского экономического союза 2000 Евро. Согласно общедоступной информации размещенной в сети "Интернет" расстояние по дорогам общего пользования от города Ransbach-Baumbach до города Брест 1333 км, расстояние от города Брест до города Краснодар (конечный пункт назначения) 2080 км. Следовательно, стоимость 1 км транспортировки товаров задекларированного по ДТ N 10309200/250620/0009795 от города Ransbach-Baumbach до города Брест составляет 900/1333 = 0,67 Евро, а от города Брест до города Краснодара составляет 2000/2080 = 1,04 Евро.
Указанные обстоятельства противоречат обычаям делового оборота и сложившейся практике автомобильных перевозок.
Указанные выше обстоятельства также свидетельствуют о том, что разбивка транспортных расходов является произвольной, представленные ООО "Атлас-НТС" при таможенном оформлении товара документы не подтверждают структуру фактических расходов на перевозку до и после границы Евразийского экономического союза.
С учетом изложенного, исходя из анализа представленных при проведении таможенной проверки документов и сведений, возникают обоснованные сомнения в достоверности разбивки стоимости доставки (транспортировки) спорных товаров по маршрутам, указанным в счетах-фактурах экспедитора (до и после границы ЕАЭС) вследствие невозможности оценки, какие именно принципы были положены экспедиторами в основу такой разбивки:
- повременные, когда транспортное средство предоставляется клиенту на определенное время;
- по километровые, при которых провозная плата устанавливается в зависимости от модели, типа транспортного средства, его грузоподъемности и пробега;
- сдельные, используются в случае возможности точного учета объема перевозимого груза.
Таким образом, при проведении таможенной проверки Краснодарской таможней были исследованы все факторы и обстоятельства, имеющие отношение к доставке спорных товаров, по результатам анализа Краснодарской таможней обоснованно сделаны выводы о наличии в счетах-фактурах, актах выполненных работ экспедитора ООО "Каргуру" и счетах-фактурах, актах фактического перевозчика ИП Орлов А. В. противоречивых сведений о стоимости международных перевозок, вследствие чего разбивка стоимости доставки (транспортировки) спорных товаров на до и после места прибытия на территорию ЕАЭС, содержащаяся в счетах-фактурах экспедитора ООО "Каргуру", не может являться документально подтвержденной для целей определения таможенной стоимости.
Аналогичная правовая позиция изложена в постановлении Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 05.12.2023 по делу N А32-20517/2022.
Суд первой инстанции на основе полного, объективного и всестороннего исследования доказательств по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не установил совокупности двух условий, необходимых для признания оспариваемого заявителем решения незаконным, поэтому правомерно отказал в удовлетворении заявленных требований. Суд апелляционной инстанции при повторном рассмотрении дела не установил оснований для иной оценки доказательств, представленных в материалы дела.
Кроме того, суд апелляционной инстанции учитывает, что в данном случае ошибочная ссылка суда первой инстанции на Решение Комиссии Таможенного союза от 20.09.2010 N 376 "О порядках декларирования, контроля и корректировки таможенной стоимости товаров", не привела к принятию неверного судебного акта по существу спора и не является безусловным основанием для отмены судебного акта, с учетом положений статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Апелляционный суд учитывает, что на страницах 4-6 судом первой инстанции последовательно изложены положения Решения Коллегии Евразийской экономической комиссии N 160 от 16.10.2018 "О случаях заполнения декларации таможенной стоимости, утверждении форм декларации таможенной стоимости и Порядка заполнения декларации таможенной стоимости".
Иные доводы апелляционной жалобы общества направлены на переоценку выводов суда первой инстанции, поскольку, не опровергая выводы суда, они сводятся исключительно к несогласию с оценкой установленных обстоятельств по делу, что не может рассматриваться в качестве основания для отмены судебного акта.
Основания для отмены решения суда от 18.12.2023 и удовлетворения апелляционной жалобы не установлены.
Суд первой инстанции выполнил требования статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, полно, всесторонне исследовал и оценил представленные в деле доказательства и принял законный и обоснованный судебный акт.
Оснований для переоценки выводов и доказательств, которые при рассмотрении дела были исследованы и оценены судом первой инстанции с соблюдением требований статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не имеется.
Нарушений процессуальных норм, влекущих отмену оспариваемого акта (ч. 4 ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), судом апелляционной инстанции не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 18.12.2023 по делу N А32-17686/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в срок, не превышающий двух месяцев со дня принятия настоящего постановления, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
И.Н. Глазунова |
Судьи |
О.Ю. Ефимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-17686/2022
Истец: ООО "Атлас-НТС", Торгово-Промышленная Палата Ростовской области
Ответчик: Краснодарская таможня