город Омск |
|
13 апреля 2022 г. |
Дело N А46-13042/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 апреля 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 13 апреля 2022 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Рыжикова О.Ю.,
судей Котлярова Н.Е., Шиндлер Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Усовой Ю.Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-778/2022) общества с ограниченной ответственностью Торговая группа "ОмскТоргСервис" на решение Арбитражного суда Омской области от 16.12.2021 по делу N А46-13042/2021 (судья Колмогорова А.Е.), принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью Торговая группа "ОмскТоргСервис" (ОГРН 1025500528943, ИНН 5502047227, адрес: 644109, город Омск, улица 6-я Путевая, дом 205) к Администрации Центрального административного округа города Омска (ОГРН 1025500757930, ИНН 5503037246, адрес: 644007, город Омск, улица Герцена, дом 25) о признании незаконным подпункта 14 пункта 1 распоряжения N 1117 от 07.07.2021.
в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью Торговая группа "ОмскТоргСервис" (далее - общество, ООО ТГ "ОмскТоргСервис", заявитель) обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением к Администрации Центрального административного округа города Омска (далее - Администрация, заинтересованное лицо) о признании незаконным подпункта 14 пункта 1 распоряжения главы Администрации от 07.07.2021 N 1117 "О выносе самовольно размещенного движимого имущества" (далее - Распоряжение N 1117).
Решением Арбитражного суда Омской области от 16.12.2021 по делу N А46-13042/2021 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, общество обратилось в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований заявителя.
В обоснование апелляционной жалобы ее податель указал на то, что несмотря на истечение срока действия договора от 17.06.2016 N Д-409/2016 на размещение НТО, общество продолжает вносить плату за размещение НТО, которую Администрация принимает, действия, намерений по прекращению договорных отноршений Администрацией не предпринималось.
Податель жалобы, ссылаясь на пункт 4 статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) считает, что орган местного самоуправления не вправе издавать ненормативные правовой акт о демонтаже НТО.
Администрацией представлен письменный отзыв на апелляционную жалобу, в котором заин6тересованное лицо не согласилось с доводами подателя апелляционной жалобы.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные в соответствии со статьей 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, явку своих представителей в заседание суда апелляционной инстанции не обеспечили.
На основании части 1 статьи 266, статьи 156 АПК РФ апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие неявившихся участников арбитражного процесса.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, апелляционную жалобу, отзыв, установил следующие обстоятельства.
ООО ТГ "ОмскТоргСервис" является владельцем нестационарного объекта (далее - НТО), расположенного относительно ориентира: в 7 м западнее относительно 3-х этажного здания, имеющего почтовый адрес: г. Омск, ул. 10 лет Октября д. 98.
Между Администрацией (уполномоченный орган) и ООО ТГ "ОмскТоргСервис" (владелец) заключен договор от 17.06.2016 N Д-409/2016 на размещение указанного НТО согласно схеме размещения НТО на территории Центрального административного округа г. Омска (далее - договор).
Согласно пунктам 1.1 - 1.5 договора уполномоченный орган предоставляет, а владелец принимает сроком на 5 лет место для размещения НТО, площадью 9 кв. м, в соответствии с паспортом НТО. Тип торгового объекта: киоск. Местоположение НТО: установлено относительно ориентира: в 7 м западнее относительно 3-х этажного здания, имеющего почтовый адрес: г. Омск, ул. 10 лет Октября д. 98. Вид торговой деятельности: розничная торговля. Специализация НТО: продовольственные товары.
Пунктом 3.2.10 договора предусмотрена обязанность владельца по истечении срока действия настоящего договора, а также в случае его досрочного расторжения освободить место, привести его в состояние, пригодное для дальнейшей эксплуатации и передать в течение трех рабочих дней уполномоченному органу по акту приема-передачи.
Срок действия договор истек 17.06.2021.
05.07.2021 должностными лицами Администрации проведена проверка соблюдения порядка размещения НТО на территории Центрального административного округа города Омска в соответствии с Решением Омского городского Совета от 29.06.2011 N 423 "Об администрации Центрального административного округа города Омска".
По результатам контрольных мероприятий Администрацией составлен акт N 291, в котором зафиксировано описание обследуемого НТО:
- Адресный ориентир: вблизи ул. 10 лет Октября, 98 на земельном участке, находящимся в муниципальной собственности, не определён.
- Пользователь участка (собственник объекта) неустановлен.
- Характеристики объекта: павильон серого цвета, вывеска - "Дилижанс", общая площадь 9 кв.м.
- Место для размещения объекта в схеме размещения НТО: 62.
- Перемещение движимого имущества без нарушения целостноссти конструкции возможно.
- Действующие правоустанавливающие документы для размещения НТО отсутствуют.
Руководствуясь постановлением Администрации города Омска от 30.01.2014 N 95-п "Об утверждении Положения о порядке выноса движимого имущества в городе Омске" 07.07.2021 Администрацией принято распоряжение N 1117 "О выносе самовольно размещённого движимого имущества" (далее - Распоряжение N 1117).
Согласно Распоряжению N 1117 принадлежащий обществу НТО определен как самовольно размещённое движимое имущество (подпункт 14 пункта 1).
Пунктом 2 Распоряжения N 1117 установлен срок, в который должен быть добровольно вынесен и (или) демонтирован самовольно размещённый объект - до 16.07.2021.
Пунктом 3 Распоряжения N 1117 предписано осуществить принудительный вынос и (или) демонтаж самовольно размещённого объекта в срок с 17.07.2021 по 27.08.2021.
Полагая, что Распоряжение N 1117 в части, касающейся принудительного выноса НТО с вывеской "Дилижанс" по адресу: ул. 10 лет Октября, 98, является незаконным и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности, общество обратилось 16.12.2021 в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Принятое Арбитражным судом Омской области решение от 16.12.2021 является предметом апелляционного обжалования по настоящему делу.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены, исходя из следующего.
В соответствии со статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции.
Пунктом 1 статьи 39.36 ЗК РФ установлено, что размещение нестационарных торговых объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории города Омска (далее - схема размещения) в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации".
Отношения, возникающие между органами государственной власти, органами местного самоуправления и хозяйствующими субъектами в связи с организацией и осуществлением торговой деятельности, а также отношения, возникающие между хозяйствующими субъектами при осуществлении ими торговой деятельности, регулируются Федеральным законом от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (далее- Федеральный закон N 381-ФЗ), а также Правилами включения нестационарных торговых объектов, расположенных на земельных участках, в зданиях, строениях и сооружениях, находящихся в государственной собственности, в схему размещения нестационарных торговых объектов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29.09.2010 N 772.
Так, пунктом 6 статьи 2 Федерального закона N 381-ФЗ определено, что нестационарным торговым объектом является торговый объект, представляющий собой временное сооружение или временную конструкцию, не связанные прочно с земельным участком вне зависимости от присоединения или неприсоединения к сетям инженерно-технического обеспечения, в том числе передвижное сооружение.
Особенности размещения нестационарных торговых объектов установлены статьей 10 Федерального закона N 381-ФЗю
В соответствии с частью 1 статьи 10 Федерального закона N 381-ФЗ размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.
Схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (часть 3 статьи 10 Федерального закона N 381-ФЗ).
В целях упорядочения размещения нестационарных торговых объектов на территории г. Омска в соответствии с ГК РФ, Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Федеральным законом N 381-ФЗ принято постановление Администрации г. Омска от 23.12.2014 N 1812-п "О размещении нестационарных торговых объектов на территории города Омска" (далее - Порядок N 1812-п).
Согласно пункту 3 Порядка N 1812-п размещение НТО на территории г. Омска, расположенных на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности (в федеральной собственности или в собственности Омской области) и муниципальной собственности города Омска, а также на земельных участках, расположенных на территории города Омска, государственная собственность на которые не разграничена, производится в соответствии с утвержденной Администрацией г. Омска схемой размещения НТО на территории г. Омска.
В соответствии с пунктом 7 Порядка N 1812-п НТО представляет собой торговый объект, представляющий собой временное сооружение или временную конструкцию, не связанные прочно с земельным участком вне зависимости от наличия или отсутствия подключения (технологического присоединения) к сетям инженерно-технического обеспечения, в том числе передвижное сооружение. Самовольно установленный НТО - это НТО, размещенный без соблюдения указанного постановления (пункт 10 поименованного выше Порядка).
В силу пункта 9 Постановления N 1812-п органами, уполномоченными на размещение нестационарных торговых объектов на территории г. Омска, являются Администрации административных округов г. Омска, которые в соответствии с пунктом 49 данного нормативного акта осуществляют контроль за соблюдением Постановления N 1812-п при размещении и эксплуатации НТО.
В соответствии с пунктом 50 Порядка N 1812-п при осуществлении контроля за соблюдением Постановления N 1812-п уполномоченный орган, в том числе выявляет факты незаконного размещения, самовольной установки нестационарных торговых объектов; осуществляет вынос незаконно размещенных и самовольно установленных нестационарных торговых объектов в соответствии с положением о порядке выноса движимого имущества в городе Омске.
Срок размещения НТО с типом киоск, павильон, торговая галерея не может превышать 5 лет (пункт 45 Постановления N 1812-п).
Как следует из материалов дела, общество владеет НТО - киоском площадью 9кв.м., расположенным относительно ориентира: в 7 м западнее относительно 3-х этажного здания, имеющего почтовый адрес: г. Омск, ул. 10 лет Октября д. 98.
Срок действия договора на размещение НТО от 17.06.2016 N Д-409/2016, заключенного между обществом и Администраций сроком на 5 лет, истёк 17.06.2021.
Пунктом 3.2.10 договора предусмотрена обязанность владельца по истечении срока действия настоящего договора, а также в случае его досрочного расторжения освободить место, привести его в состояние, пригодное для дальнейшей эксплуатации и передать в течение трех рабочих дней уполномоченному органу по акту приема-передачи.
Как усматривается из материалов дела, в указанные сроки НТО в нарушение условий договора вынесено или демонтировано не было.
Обществом не представлен действующий договор на размещение НТО по адресу: объекта, относительно ориентира: в 7 м западнее относительно 3-х этажного здания, имеющего почтовый адрес: г. Омск, ул. 10 лет Октября д. 98, заключенный между заявителем и Администрацией.
В материалах дела также отсутствуют правоустанавливающие документы, свидетельствующие о наличии у заявителя прав на размещение НТО по указанному выше адресу.
Таким образом, на момент принятия оспариваемого распоряжения, действующий договор на размещение НТО у общества отсутствовал, то есть НТО располагается на земельном участке без правовых оснований.
В соответствии с требованиями пункта 28 Порядка N 1812-п выявленные уполномоченными органами самовольно установленные нестационарные торговые объекты, а также незаконно размещенные нестационарные объекты подлежат выносу в соответствии с порядком выноса движимого имущества в городе Омске.
Постановлением Администрации города Омска от 30.01.2014 N 95-п утверждено Положение о порядке выноса движимого имущества в городе Омске (Положение N 95-п).
Согласно подпункту 1 пункта 3 Положения N 95-п под движимым имуществом понимаются нестационарные торговые объекты, не связанные прочно с земельным участком, вне зависимости от присоединения или неприсоединения к сетям инженерно-технического обеспечения, размещенные без соблюдения Порядка N 1812-п, либо не демонтированные владельцами нестационарных торговых объектов по истечении срока действия договора на размещение нестационарного торгового объекта на территории г. Омска или в случае расторжения указанного договора по основаниям, предусмотренным законодательством, а также металлические и сборные железобетонные гаражные боксы, элементы благоустройства (ограждения, заборы, малые архитектурные формы, освещение и осветительное оборудование, сопряжения поверхностей, игровое и спортивное оборудование, некапитальные нестационарные сооружения, уличное техническое оборудование), которые не являются объектами недвижимости, устанавливаемые на определенной территории с учетом возможности быстрого изменения характера использования данной территории без несоразмерного ущерба назначению объектов при их перемещении, расположенные на земельных участках, не отведенных для этих целей в установленном законом и иными правовыми актами порядке.
В силу пункта 4 Положения N 95-п выявление самовольно размещенного движимого имущества осуществляют уполномоченные структурные подразделения Администрации города Омска - администрации административных округов города Омска.
В соответствии с пунктом 5 Положения N 95-п каждый случай выявления самовольно размещенного движимого имущества оформляется актом, в котором указываются: сведения о земельном участке либо сведения о месте размещения нестационарного торгового объекта в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов; дата, время составления акта; наименование структурного подразделения Администрации города Омска, подготовившего акт; фамилия, имя, отчество и должность лица (лиц), составившего (составивших) акт; место нахождения выявленного объекта; сведения о признаках нарушений, о лицах (если такие установлены), допустивших выявленные нарушения, статьи и пункты нормативного правового акта, требования которого нарушены; сведения об ознакомлении или об отказе в ознакомлении с актом лиц, присутствовавших при выявлении объекта, их подписи или отказ от подписи и другие сведения; сведения о наличии или отсутствии возможности перемещения движимого имущества без нарушения целостности конструкций.
Приложением к акту является фотографический материал проверяемого участка и расположенных на нем объектов, а также в случае составления акта в отношении нестационарного торгового объекта карта-схема территории в радиусе 20 м от центральной точки места размещения самовольно размещенного нестационарного торгового объекта, выполненная на адресном плане города Омска (далее - карта-схема).
Акт в течение трех рабочих дней с момента его составления направляется в правоохранительные органы для установления лица, самовольно разместившего движимое имущество, и для решения вопроса о привлечении указанного лица к административной ответственности.
На основании составленных актов администрации административных округов города Омска готовят планы выноса и (или) демонтажа движимого имущества на территории соответствующих административных округов города Омска, которые размещаются в сети "Интернет" на официальном сайте Администрации города Омска (пункт 5.1 Положения N 95-п).
Выносу и (или) демонтажу подлежит выявленное самовольно размещенное движимое имущество (пункт 6 Положения N 95-п).
Согласно пункту 8 Положения N 95-п на основании акта администрации административных округов города Омска готовят распоряжение главы администрации административного округа города Омска с учетом размещенных в сети "Интернет" на официальном сайте Администрации города Омска окружных планов выноса и (или) демонтажа движимого имущества. В случае издания Распоряжения в отношении нестационарного торгового объекта приложением к Распоряжению является карта-схема.
В Распоряжении указываются, в том числе, срок, в который должно быть добровольно вынесено и (или) демонтировано самовольно размещенное движимое имущество, составляющий не более 10 календарных дней и срок, в который выносятся и (или) демонтируются нестационарные торговые объекты, самовольно размещенные в пределах территории, указанной в карте-схеме, определяемый в соответствии с абзацем вторым пункта 24.1 настоящего Положения (пункт 9 Положения N 95-п).
Из материалов дела следует, что оспариваемое обществом распоряжение принято на основании акта от 05.07.2021 N 291 (л.д. 69).
Пунктом 2 Распоряжения N 1117 определен срок добровольного выноса НТО - 16.07.2021, а пунктом 3 установлен срок принудительного выноса (или демонтажа) - с 17.07.2021 по 27.08.2021.
Следовательно, все предусмотренные Положением N 95-ФЗ процедуры соблюдены, в свою очередь, НТО общества не включено в схему размещения НТО на дату вынесения распоряжения, действующие договоры на размещение НТО отсутствуют, что свидетельствует о законности принятого Распоряжения N 1117 в части НТО заявителя.
Учитывая изложенное, ссылка подателя жалобы на часть 4 статьи 222 ГК РФ несостоятельна, поскольку вышеперечисленные нормативные акты предусматривают возможность Администрации принять соответствующее распоряжение о выносе самовольно размещенного движимого имущества.
Доводы апелляционной жалобы о том, что обществом вносилась плата за использование НТО судом апелляционной инстанции не принимаются, поскольку внесение платы не свидетельствует о наличии правовых оснований для размещения НТО, поскольку Администрация наличие договорных отношений после истечения срока Договора не подтвердила, соответственно, плата вносилась за фактическое пользование объектом на основании статьи 1102 ГК РФ (неосновательное обогащение).
Ссылка подателя жалобы на распоряжение Правительства Российской Федерации от 30.01.2021 N 208-р, которым органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления рекомендовано продлевать договоры на размещение нестационарных торговых объектов и объектов для осуществления развозной торговли без проведения торгов, отклоняется апелляционным судом на основании следующего.
Пунктом 2 указанного распоряжения органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления для реализации пункта 1 настоящего распоряжения также рекомендовано принять соответствующие нормативные правовые акты.
Между тем в настоящий момент на территории Омской области и города Омска не принято нормативных правовых актов, предписывающих органам местного самоуправления заключать договоры на размещение НТО без проведения аукциона.
Довод общества о фактическом продолжении действия договора на размещение НТО не принимается судом апелляционной инстанции, поскольку таковой был заключен на определенный срок, положения статьи 621 ГК РФ к рассматриваемым правоотношениям не применимы в силу вышеизложенного специального регулирования.
При данных обстоятельствах арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение.
Нормы материального права применены арбитражным судом первой инстанции правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. Следовательно, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда не имеется, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Судебные расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы согласно статье 110 АПК РФ относятся на заявителя.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269,271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Омской области от 16.12.2021 по делу N А46-13042/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
О.Ю. Рыжиков |
Судьи |
Н.Е. Котляров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А46-13042/2021
Истец: ООО ТОРГОВАЯ ГРУППА "ОМСКТОРГСЕРВИС"
Ответчик: Администрация Центрального административного округа города Омска