г. Санкт-Петербург |
|
12 апреля 2022 г. |
Дело N А26-7786/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 апреля 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 12 апреля 2022 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Зотеевой Л.В.,
при ведении протокола судебного заседания Пиецкой Н.С.,
при участии:
от заявителя: Андрушко Е.В. по доверенности от 19.01.2022;
от ответчика: не явился, извещен;
от 3-го лица: не явился, извещен;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-1097/2022) АО "Прионежская сетевая компания" на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 24.12.2021 по делу N А26- 7786/2021, принятое
по заявлению акционерного общества "Прионежская сетевая компания"
к Государственному комитету Республики Карелия по строительному, жилищному и дорожному надзору
3-е лицо: товарищество собственников недвижимости "Северные просторы"
об оспаривании постановления,
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Прионежская сетевая компания" (далее - заявитель, Общество, АО "Прионежская сетевая компания") обратилось в арбитражный суд Республики Карелия с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Государственного комитета Республики Карелия по строительному, жилищному и дорожному надзору (далее - Комитет, административный орган) от 11.08.2021 N 17-17/93-21 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной статьей 7.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 5 000 руб.
Дело рассмотрено в порядке упрощенного производства на основании главы 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Решением суда от 24.12.2021 в удовлетворении заявления Обществу отказано.
Не согласившись с вынесенным решением, Общество обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит отменить оспариваемое решение суда, принять по делу новый судебный акт. В обоснование апелляционной жалобы ее податель указывает на отсутствие в действиях Общества события и состава вмененного административного правонарушения.
В судебном заседании представитель Общества доводы апелляционной жалобы поддержал, заявил ходатайство о приобщении к материалам дела дополнительных документов.
В удовлетворении ходатайства судом отказано, так как в силу части 2 статьи 272.1 АПК РФ дополнительные доказательства по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, арбитражным судом апелляционной инстанции не принимаются, за исключением случаев, если в соответствии с положениями части 6.1 статьи 268 настоящего Кодекса арбитражный суд апелляционной инстанции рассматривает дела по правилам, установленным для рассмотрения дел в арбитражном суде первой инстанции.
Комитет и третье лицо извещены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание своих представителей не направили, что в силу статей 156 и 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не препятствует рассмотрению апелляционной жалобы.
От Комитета в материалы дела поступил письменный отзыв, в котором он выразил несогласие с доводами жалобы, а также заявил ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствии.
Апелляционная жалоба рассмотрена судом в порядке статьи 272.1 АПК РФ по имеющимся в деле доказательствам с вызовом сторон.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверены в апелляционном порядке.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, Комитетом на основании поступившего обращения от ТСН "Северные просторы" по вопросу нарушения режима предоставления коммунальной услуги по электроснабжению проведено административное расследование по делу N 17-17/93-21.
По факту выявленных нарушений в отношении Общества 28.07.2021 составлен протокол N 4678 об административном правонарушении, предусмотренном статьей 7.23 КоАП РФ.
Постановлением Комитета от 11.08.2021 N 17-17/93-21 акционерное общество "Прионежская сетевая компания" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.23 КоАП РФ с назначением административного штрафа в размере 5 000 руб.
Не согласившись с вынесенным постановлением, Общество оспорило его в судебном порядке.
Суд первой инстанции посчитал доказанным событие административного правонарушения и вину Общества в его совершении, не усмотрел нарушений процедуры привлечения заявителя к административной ответственности и оснований для признания правонарушения малозначительным, в связи с чем отказал Обществу в удовлетворении заявления.
Исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы и отзыва на апелляционную жалобу, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда ввиду следующего.
Статьей 7.23 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение нормативного уровня или режима обеспечения населения коммунальными услугами, что влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.
Объектом данного правонарушения являются права потребителей.
Объективная сторона вменяемого обществу правонарушения характеризуется необеспечением надлежащего предоставления коммунальной услуги снабжения электрической энергией.
Следовательно, для определения наличия в действиях лица объективной стороны правонарушения, предусмотренного статьей 7.23 КоАП РФ, обязательному установлению подлежит факт нарушения лицом нормативного уровня или режима обеспечения населения коммунальными услугами, который должен быть подтвержден соответствующими доказательствами.
Требования к качеству коммунальных услуг регулируются "Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354).
Пунктом 3 Правил N 354 предусмотрено, что предоставление коммунальных услуг потребителю осуществляется круглосуточно, то есть бесперебойно либо с перерывами, не превышающими продолжительность, соответствующую требованиям к качеству коммунальных услуг, приведенным в приложении N 1 Правил N 354.
Согласно пункту 9 Приложения N 1 к Правилам N 354 при предоставлении коммунальных услуг должно быть обеспечено бесперебойное круглосуточное электроснабжение в течение года. При этом допустимая продолжительность перерыва электроснабжения составляет 2 часа при наличии двух независимых взаимно резервирующих источников питания, 24 часа - при наличии 1 источника питания.
В примечании нормы пункта 9 Приложения N 1 Правил N 354 указано, что информацию о наличии резервирующих источников питания электрической энергией потребитель получает у исполнителя.
Пунктом 1.2.10. Правил устройства электроустановок. Издание седьмое. Раздел 1. Общие правила. Главы 1.1, 1.2, 1.7, 1.9. Раздел 7. Электрооборудование специальных установок, утвержденных Приказом Минэнерго РФ от 08.07.2002 N 204, определено, что независимый источник питания - источник питания, на котором сохраняется напряжение в послеаварийном режиме в регламентированных пределах при исчезновении его на другом или других источниках питания.
К числу независимых источников питания относятся две секции или системы шин одной или двух электростанций и подстанций при одновременном соблюдении следующих двух условий:
1) каждая из секций или систем шин в свою очередь имеет питание от независимого источника питания;
2) секции (системы) шин не связаны между собой или имеют связь, автоматически отключающуюся при нарушении нормальной работы одной из секций (систем) шин.
Пунктом 31(6) Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 N 861 (далее - Правила недискриминационного доступа) определены понятия категории надежности потребителей и понятие автономного резервного источника питания, которым обязан обеспечить потребитель услуг (потребитель электрической энергии, в интересах которого заключен договор).
Вместе с тем, в пункте 14(1) Правила недискриминационного доступа установлено, что для энергопринимающих устройств, отнесенных к первой и второй категориям надежности, должно быть обеспечено наличие независимых резервных источников снабжения электрической энергией. Дополнительно для энергопринимающих устройств особой категории первой категории надежности, а также для энергопринимающих устройств, относящихся к энергопринимающим устройствам аварийной брони, должно быть обеспечено наличие автономного резервного источника питания соответствующей мощности.
Таким образом, законодатель разделяет понятие "независимый резервный источник снабжения электрической энергией" и "автономный резервный источник питания".
Судом первой инстанции установлено, что Общество является лицом, ответственным за оказание услуги по передаче электрической энергии потребителям, проживающим:
в жилых домах на территории ТСН "Северные просторы" (подключенные от ВЛ-0,4 кВ ТП-431, ТП-432, ТП-456 ВЛ-6кВ фидера Л-21-12);
в жилых домах на территории жилого массива "Прибрежный" (подключенные от ВЛ-0,4 кВ ТП-261 ВЛ-6кВ фидера Л-21-12);
в жилых домах на территории местности ул. Район 2-го км. д. Бесовец (подключенные от ВЛ-0,4 кВ ТП-175, ТП-176 ВЛ-6кВ фидера Л-21-12).
В ходе административного расследования Комитетом установлено, что в период с 01.01.2020 по 31.12.2020 на электрических сетях, находящихся на балансе АО "ПСК", произошли следующие отключения электроэнергии:
1. Жилые дома на территории ТСН "Северные просторы" (ВЛ-0,4 кВ ТП-431, ТП-432, ТП-456 ВЛ-6кВ фидера Л-21-12):
- 13.09.20 07:59 - 13:00 (все) на 05:01 ч. (падение дерева, обрыв провода);
- 22.09.20 04:41 - 12:07 (ТП-432, ТП-431) на 07:26 ч. (падение дерева, обрыв провода);
2. Жилые дома на территории жилого массива "Прибрежный" (ВЛ-0,4 кВ ТП-261 ВЛ-6кВ фидера Л-21-12):
* 26.08.2020 09:20 - 16:22 на 07:02 ч. (строительство двухцепной ЛЭП 10 кВ);
* 28.08.2020 10:20 - 16:00 на 05:40 ч. (строительство двухцепной ЛЭП 10 кВ);
* 13.10.2020 09:50 - 16:06 на 06:16 ч. (строительство двухцепной ЛЭП 10 кВ);
* 12.11.2020 09:05 - 14:25 на 05:20 ч. (установка опоры);
* 19.11.20 10:10 - 14:50 на 04:40 ч. (монтаж сетей);
* 13.09.20 07:59 - 13:00 на 05:01 ч. (падение дерева, обрыв провода);
3. Жилые дома на территории местности ул. Район 2-го км. (ВЛ-0,4 кВ ТП-175, ТП-176 ВЛ-6кВ фидера Л-21-12):
- 13.09.20 07:59 - 13:00 на 05:01 ч. (падение дерева, обрыв провода).
Общество не оспаривает факт продолжительности отключения от электроснабжения в сетях АО "ПСК" жилых домов на территории указанных местностей в указанных период.
Вместе с тем, являясь сетевой организацией, осуществляющей эксплуатацию объектов электросетевого хозяйства, посредством которых осуществляется электроснабжение жилых домов, расположенных на спорной территории, Общество несет ответственность за качество электрической энергии в границах эксплуатационной ответственности.
Осуществляя передачу и распределение электрической энергии в жилые дома на территории ТСН "Северные просторы" (подключенные от ВЛ-0,4 кВ ТП431, ТП-432, ТП-456 ВЛ-бкВ фидера Л-21-12); в жилые дома на территории жилого массива "Прибрежный" (подключенные от ВЛ-0,4 кВ ТП-261 ВЛ-бкВ фидера Л21-12); в жилые дома на территории местности ул. Район 2-го км. д. Бесовец (подключенные от ВЛ-0,4 кВ ТП-175, ТП-176 ВЛ-бкВ фидера Л-21-12), Прионежского района Республики Карелия через обслуживаемые объекты электроснабжения, Общество обязано обеспечивать гражданам, проживающим в жилых домах, расположенных на территориях указанных районов и жилых массивов, предоставление коммунальной услуги посредством передачи электрической энергии через исправные сети, то есть соответствующего качества и в необходимых объемах, принимать меры к соблюдению режима предоставления коммунальной услуги по электроснабжению, в том числе, применяя при необходимости имеющиеся резервные источники электроснабжения ДГУ, а также реализуя возможность переключения питания потребителей, проживающих в жилых домах на территории ТСН "Северные просторы", жилого массива "Прибрежный", местности ул. Район 2-го км. д. Бесовец на Л-21-19, поскольку, по информации Общества, схема электроснабжения вышеуказанных микрорайонов предусматривает такое переключение (письмо АО "ПСК" от 20.02.2021 N 3637).
В данном случае, материалами административного дела подтверждается и Обществом не оспаривается, что ВЛ-0,4 кВ ТП-431, ТП-432, ТП-456 ВЛ-бкВ фидера Л-21-12, ВЛ0,4 кВ ТП-261 ВЛ-бкВ фидера Л-21-12, ВЛ-0,4 кВ ТП-175, ТП-176 ВЛ-бкВ фидера Л-21-12 находятся в зоне эксплуатационной ответственности Общества. Данные объекты электросетевого хозяйства являются частью электрической сети (энергосистемы) и предназначены для приема, преобразования и распределения энергии потребителям, в том числе потребителям, проживающим в жилых домах на территории ТСН "Северные просторы", жилого массива "Прибрежный", местности ул. Район 2-го км. д. Бесовец.
Выводы административного органа о возможности переключения питания вышеуказанных микрорайонов на Л-21-19, помимо возможности задействования Обществом ДГУ в рассматриваемый период являются обоснованными.
Сведения об оборудовании непосредственно жилых домов на территории ТСН "Северные просторы", жилого массива "Прибрежный", местности ул. Район 2-го км. д. Бесовец независимыми взаимно резервирующими источниками питания в материалах административного дела N 17-17/93-21 отсутствуют.
Как верно указал суд, в пункте 9 Приложения N 1 к Правилам N 354 не указано, что установка двух независимых взаимно резервирующих источников питания, при наличии которых допустимая продолжительность перерыва электроснабжения составляет 2 часа, должная быть осуществлена непосредственно в границах эксплуатационной ответственности потребителя электрической энергии - в жилом доме.
Кроме того, в примечании пункта 9 Приложения N 1 Правил N 354 указано, что информацию о наличии резервирующих источников питания электрической энергией потребитель получает у исполнителя.
По смыслу данной нормы потребитель может и не знать о наличии резервирующих источников питания электрической энергией, поскольку они могут быть установлены непосредственно в трансформаторной подстанции или ином месте энергосистемы, обслуживаемом электросетевой организацией.
Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Таким образом, апелляционный суд соглашается с выводами суда и Управления о доказанности события и состава, вменяемого Обществу, административного правонарушения.
Довод Общества о том, что оно не может нести ответственность по статье 7.23 КоАП РФ, поскольку не является исполнителем коммунальных услуг по смыслу определения, изложенного в Правилах N 354, не может быть принят во внимание. Субъектом ответственности по статье 7.23 КоАП РФ является не только исполнитель коммунальной услуги, но и любое лицо, участвующее в процессе обеспечения населения коммунальными услугами, обязанное поддерживать нормативный уровень или режим обеспечения населения коммунальными услугами.
Также необоснованными являются и доводы Общества о том, что все ЭПУ потребителей относятся к третьей категории надежности электроснабжения, поскольку ни в ходе административного расследования, ни в суд первой инстанции соответствующие документы по всем объектам Обществом не представлялись.
Процессуальных нарушений в ходе привлечения Общества к административной ответственности не установлено, срок давности привлечения к административной ответственности, установленный статьей 4.5 КоАП РФ, не пропущен.
Суд первой инстанции, исходя из конкретных обстоятельств дела, оценив характер и степень общественной опасности допущенного правонарушения, не усмотрел оснований для применения в данном случае статьи 2.9 КоАП РФ. Вывод суда согласуется с официальным толкованием по применению статьи 2.9 КоАП РФ, содержащимся в пунктах 18 и 18.1 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10.
Апелляционный суд, принимая во внимание отсутствие исключительных обстоятельств совершения правонарушений, не находит правовых и фактических оснований для переоценки данного вывода суда первой инстанции.
Назначенное Обществу наказание в минимальном размере санкции инкриминируемой статьи является справедливым и соразмерным характеру совершенного правонарушения, что способствует достижению целей административного наказания согласно статье 3.1 КоАП РФ.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права судом первой инстанции не допущено, в связи с чем оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы Общества не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьями 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Карелия от 24 декабря 2021 года по делу N А26-7786/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу акционерного общества "Прионежская сетевая компания" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Судья |
Л.В. Зотеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А26-7786/2021
Истец: АО "ПРИОНЕЖСКАЯ СЕТЕВАЯ КОМПАНИЯ"
Ответчик: Государственный комитет Республики Карелия по строительному, жилищному и дорожному надзору
Третье лицо: товарищество собственников недвижимости "Северные просторы"