г. Санкт-Петербург |
|
13 апреля 2022 г. |
Дело N А56-5179/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 апреля 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 13 апреля 2022 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Горбачевой О.В.
судей Будылевой М.В., Загараевой Л.П.
при ведении протокола судебного заседания: Д.С.Кроликовой
при участии:
от истца (заявителя): Не явился, извещен
от ответчика (должника): 1) Кубанских И.Ю. по доверенности от 13.01.2022, Илюхина А.О. по доверенности от 11.01.2022. 2) Кубанских И.Ю. по доверенности от 16.09.2021
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-3919/2022) ООО "Эффективная система здравоохранения" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 29.12.2021 по делу N А56-5179/2021 (судья Устинкина О.Е.), принятое
по заявлению ООО "Эффективная система здравоохранения"
к 1) МИФНС N 27 по Санкт-Петербургу; 2) УФНС по Санкт-Петербургу
об оспаривании
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Эффективная система здравоохранения" (ОГРН 1137746579850, ИНН 7705544323; далее - общество, налогоплательщик) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 27 по Санкт-Петербургу (далее - инспекция, налоговый орган) о признании недействительным решения от 25.08.2020 N6008.
К участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено Управление ФНС по Санкт-Петербургу.
Решением суда первой инстанции от 29.12.2021 в удовлетворении требований отказано.
В апелляционной жалобе Общество, ссылаясь на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела и неправильное применение судом норм материального права, просит решение суда отменить удовлетворить заявленные требования. По мнению подателя жалобы в рамках муниципальных и государственных контрактов, несмотря на различия в формулировке предмета в отдельных контрактах, оказывались услуги по медицинской эвакуации граждан в рамках государственной гарантии оказания услуг скорой медицинской помощи. В данном случае предоставленные Обществом водители, входящие в состав бригады скорой медицинской помощи, являются иными сотрудниками, которым законом предоставлено право на осуществление специально выделенной части медицинской услуги с использованием специального оборудования - автомобиля скорой медицинской помощи. Поскольку Общество является медицинской организацией с правом оказания услуг скорой медицинской помощи, неотъемлемой частью которой является санитарная эвакуация наземным транспортом, и привлекается государственными станциями скорой медицинской помощи на основании контрактов по оказанию населению медицинских услуг санитарной эвакуации, рассматриваемые операции не подлежат налогообложению НДС в силу подпункта 2 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании представители инспекции и Управления с доводами жалобы не согласились, просили решение суда первой инстанции оставить без изменения.
Общество, уведомленное о времени и месте рассмотрения жалобы надлежащим образом, своих представителей в судебное заседание не направило, что в силу ст. 156 АПК РФ не является процессуальным препятствием для рассмотрения жалобы по существу.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, инспекцией проведена камеральная налоговая проверка налоговой декларации по НДС за 2 квартал 2019, по результатам которой составлен акт N 14925 от 08.11.2019.
На акт проверки налогоплательщиком представлены возражения.
По итогам рассмотрения материалов проверки, возражений Общества, инспекцией принято решение N 6008 от 25.08.2020 о привлечении налогоплательщика к ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 122 НК РФ в виде штрафа в сумме 1 310 381 рублей. Указанным решение Обществу доначислен НДС в сумме 26 207 630 рублей и пени в сумме 3 581 717 рубля.
Основанием для доначисления налога послужил вывод инспекции о необоснованном применении обществом освобождения от уплаты НДС, предусмотренного подпунктом 2 пункта 2 статьи 149 НК РФ, в отношении услуг по предоставлению автомобилей скорой медицинской помощи, оснащенных медицинским оборудованием, с водителем.
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Санкт-Петербургу от 11.01.2021 N 16-19/00119@ апелляционная жалоба общества оставлена без удовлетворения.
Полагая, что решение инспекции не соответствует требованиям действующего законодательства и нарушает права и законные интересы хозяйствующего субъекта, Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением об оспаривании ненормативного акта налогового органа.
Решением суда первой инстанции в удовлетворении требований отказано.
Апелляционный суд, исследовав материалы дела, проанализировав доводы апелляционной жалобы, не находит оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции.
Подпунктом 2 пункта 2 статьи 149 НК РФ установлено, что не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) реализация (а также передача, выполнение, оказание для собственных нужд) на территории Российской Федерации медицинских услуг, оказываемых медицинскими организациями, индивидуальными предпринимателями, осуществляющими медицинскую деятельность, за исключением косметических, ветеринарных и санитарно-эпидемиологических услуг.
В целях настоящей главы к медицинским услугам относятся, в том числе и услуги скорой медицинской помощи, оказываемые населению.
Статьей 35 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Закон N 323-ФЗ) установлено, что скорая, в том числе скорая специализированная, медицинская помощь оказывается в экстренной или неотложной форме вне медицинской организации, а также в амбулаторных и стационарных условиях.
При оказании скорой медицинской помощи в случае необходимости осуществляется медицинская эвакуация, представляющая собой транспортировку граждан в целях спасения жизни и сохранения здоровья (в том числе лиц, находящихся на лечении в медицинских организациях, в которых отсутствует возможность оказания необходимой медицинской помощи при угрожающих жизни состояниях, женщин в период беременности, родов, послеродовой период и новорожденных, лиц, пострадавших в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий).
Согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 21 НК РФ налогоплательщик имеет право использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах.
В силу подпункта 3 пункта 1 статьи 23 НК РФ налогоплательщики обязаны вести в установленном порядке учет своих доходов (расходов) и объектов налогообложения, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 18.12.2003 N 472-О, положения статьи 23 НК РФ во взаимосвязи с нормами подпункта 3 пункта 1 его статьи 21 НК РФ предоставляют налогоплательщику возможность реализовать свое право на налоговую льготу при условии, что он представит доказательства, подтверждающие, что основания, с появлением которых законодательство о налогах и сборах связывает наличие у налогоплательщика права на налоговую льготу, действительно возникли.
В ходе выездной налоговой проверки инспекцией установлено, что в проверяемом периоде Общество, руководствуясь положениями подпункта 2 пункта 2 статьи 149 НК РФ отразило стоимость оказанных услуг по коду операции 1010211 (Реализация медицинских услуг, оказываемых медицинскими организациями, индивидуальными предпринимателями, осуществляющими медицинскую деятельность, за исключением косметических, ветеринарных и санитарно-эпидемиологических услуг (кроме ветеринарных и санитарно-эпидемиологических услуг, финансируемых из бюджета).
В ходе проверки инспекцией установлено, что рассматриваемые услуги оказывались Обществом учреждениям здравоохранения на основании заключенных с ними контрактов.
В соответствии с условиями заключенных контрактов с ГБУЗ Ленинградской области "Волосовская межрайонная больница" N К 231/18 от 03.12.2018, ГБУЗ Ленинградской области "Ломоносовкая межрайонная больница им. И.Н. Юдченко" N 0145200000418001545 от 30.11.2018, Заявитель оказывал бюджетным учреждения здравоохранения именно услуги по обеспечению деятельности выездных бригад скорой медицинской помощи при оказании ими скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи и медицинской эвакуации (п. 1.1. контрактов).
Согласно предмету договоров требования к услугам, автотранспорту, используемому при оказании услуг установлены техническими заданиям к контрактам, согласно которым установлен вид предоставляемых услуг: услуги по предоставлению автомобилей скорой медицинской помощи, оснащенных медицинским оборудованием, с водителем; единицей измерения услуги являются машино-часы.
В силу пункта 3.4 контрактов, цена контракта включает в себя все необходимые расходы на оказание услуг, в том числе расходы на топливо, и прочие эксплуатационные материалы, запасные части, тех. обслуживание и эксплуатационный ремонт, в том числе ежегодный тех. осмотр, оплату труда членов экипажей, медосмотры водителей, мроезд к месту оказания услуг и обратно, все виды страхования, уплату таможенных пошлин и др. расходы связанные с оказанием услуг по обеспечению деятельности выездных бригад скорой мед. помощи, а так же уплату налогов (в т.ч. НДС, если исполнитель является плательщиком НДС), подлежащих выплате, и иных обязательных платежей, которые могут возникнуть при исполнении контракта.
В пункте 3.5 контрактов отражено, что сумма, предъявляемая к оплате за оказанные услуги, является произведением стоимости одной условной единицы (машино-час) работы на объем услуг, оказанных Исполнителем.
Пунктом 3.6 контрактов предусмотрено, что в случае, если контракт заключается с юридическим лицом в контракт включается обязательное условие об уменьшении суммы, подлежащей уплате, на размер налогов, сборов и иных обязательных платежей, связанных с оплатой контракта, если в соответствии с законодательством о налогах и сборах они подлежат уплате в бюджет.
В актах сдачи-приемки услуг, являющихся неотъемлемой частью контракта (Приложения N 3 к контрактам), сумма к оплате включает в себя, в том числе НДС.
Требования к услугам и автотранспорту, используемому при оказании услуг, установлены в технических заданиях в Приложениях N 1 к контрактам (п. 1.2. контрактов), установлены требования нормативных документов к специальному транспорту и соответственно водителям. В частности, требования к водителям автомобилей скорой медицинской помощи: водители должны выполнять правила внутреннего распорядка Заказчика; водительский персонал автомобилей скорой медицинской помощи должен быть квалифицированным, иметь опыт работы; водители должны иметь действующий документ о прохождении обучения по управлению автотранспортными средствами, оборудованием спецсигналами; водительский персонал должен приступать к работе, имея путевой лист с отметками о техническом состоянии автотранспортного средства и о прохождении предрейсового медицинского осмотра и тд.
В соответствии с условием заключенного контракта с Муниципальным бюджетным учреждением "Станция скорой медицинской помощи им. В.Ф. Капиноса" N 0162300005317000692-2 от 22.12.2017, Общество оказывает услуги по предоставлению автомобилей скорой медицинской помощи с водителями для нужд Заказчика (п. 1.1 контракта).
Согласно п. 3.1 контракта, цена услуг указывается с учетом НДС и других расходов Исполнителя, в соответствии с техническим заданием (приложение N 1 к контракту). Оплата за услуги, согласно п. 3.2. контракта, производится Заказчиком в виде платежей по тарифу машино-часа, с учетом НДС за один машино-час. Учет машино-часов, фактически отработанных автотранспортном Исполнителя для оказания услуг по контракту ведется диспетчерской службой Исполнителя. При заполнении путевых листов ответственные лица Заказчика делают отметку в них о фактически отработанном времени (п. 5.4 контракта).
Пунктом 3.3. контракта, предусмотрено, что стоимость услуг включает в себя все необходимые расходы по выполнению Исполнителем своих обязательств по оказанию услуг по настоящему контракту, в том числе, расходы уплату налоговых и иных обязательных платежей. Требования к качеству оказываемой услуги, к автотранспорту, используемому при оказании услуг и водителю, установлены техническим заданием к контракту (Приложение N 1 к контракту), согласно которого, Заявитель обязан предоставлять Заказчику транспортные средства с экипажем в технически исправном состоянии; осуществлять ремонт, техническое обслуживание, и безопасную эксплуатацию транспортных средств; водительский персонал Заявителя должен приступать к работе, имея путевой лист с отметками о техническом состоянии автотранспортного средства и о прохождении предрейсового медицинского осмотра, выполнять правила внутреннего распорядка Заказчика, подчиняться распоряжениям сотрудникам бюджетным учреждениям здравоохранения, знать топографию местности, быть устойчивым стрессовых ситуациях, аккуратным, добросовестным и пунктуальным, соблюдать правила этики и конфиденциальности в отношениях с медицинским персоналом и пациентами и тд.
В соответствии с условиями заключенного контракта с Государственным бюджетным учреждением "Гатчинская клиника МРБ" N 35/19 от 03.12.2018, Заявитель оказывает услуги по предоставлению автомобилей скорой медицинской помощи, оснащенных медицинским оборудованием, с водителем (п. 1.1 Контракта, приложению 1 к контракту). Согласно п. 3.5 Контракта, техническому заданию (приложение 1) оплата за услуги, согласно техническому заданию, производится Заказчиком в виде платежей по тарифу машино-часа, с учетом НДС за один машино-час. Учет машиночасов, фактически отработанных автотранспортном Исполнителя для оказания услуг по контракту ведется диспетчерской службой Исполнителя. При заполнении путевых листов ответственные лица Заказчика делают отметку в них о фактически отработанном времени (п. 4.2.4 контракта). Пунктом 3.4. контракта, установлено, что цена договора включает в себя все необходимые расходы на оказание услуг, а так же, расходы на уплату налогов (в том числе НДС, если исполнитель является плательщиком НДС), подлежащих выплате, и иных обязательных платежей, установленных действующим законодательством РФ, которые могут возникнуть при исполнении договора. Требования к качеству оказываемой услуги, к автотранспорту, используемому при оказании услуг и водителю, установлены техническим заданием к контракту (Приложение N1 к контракту), согласно которого, Общество обязалось предоставлять Заказчику транспортные средства с экипажем в технически исправном состоянии; осуществлять ремонт, техническое обслуживание, и безопасную эксплуатацию транспортных средств; водительский персонал Общества должен приступать к работе, имея путевой лист с отметками о техническом состоянии автотранспортного средства и о прохождении предрейсового медицинского осмотра, выполнять правила внутреннего распорядка Заказчика, подчиняться распоряжениям сотрудникам бюджетным учреждениям здравоохранения, знать топографию местности, быть устойчивым стрессовых ситуациях, аккуратным, добросовестным и пунктуальным, соблюдать правила этики и конфиденциальности в отношениях с медицинским персоналом и пациентами и тд.
В соответствии с условием заключенного контракта с Государственным бюджетным учреждением здравоохранения Архангельской области "Ильинская центральная районная больница" N 1 от 26.05.2016, Общество оказывает именно услуги по обеспечению деятельности выездных бригад скорой медицинской помощи в целях оказания скорой медицинской помощи гражданам на территории муниципального образования "Вилегодский муниципальный район" на наземном транспорте, оснащенном медицинским оборудованием. Описание объекта закупки на оказание услуг (Приложение N 1 к контракту (п. 1.1. контракта). Срок оказания услуг с 01.07.2016 по 30.06.2019 (п. 1.4. контракта). Контрактом, так же установлено, что цена контракта включает в себя все необходимые расходы на оказание услуг, в том числе, расходы по уплате налогов (в том числе НДС, если исполнитель является плательщиком НДС), подлежащих выплате, и иных обязательных платежей, установленных действующим законодательством РФ, которые могут возникнуть при исполнении, контракта. Согласно п. 3.1 Исполнитель обязан: обеспечить прибытие к Заказчику транспортных средств, соответствующих требованиям, установленным в приложении N 1 к контракту, с водителем, во время и место, обозначенное в Приложении N 1 к контракту, раздел "Режим работы транспортных средств" в технически исправном состоянии; обеспечивать ежедневный контроль за техническим состоянием автотранспортного средства, осуществлять предрейсовый медицинский осмотр водителей; Водитель обязан подчиняться распоряжениям сотрудникам бюджетным учреждениям здравоохранения, знать топографию местности, соблюдать правила этики и деонтологию при общении с пациентами, подвергать уборке и дезобработке салон транспортного средства и тд. П 5.1 установлено, что оплата производится за фактически оказанные услуги (время эксплуатации Заказчиком транспортного средства с водителем) и определяется стоимостью одного машино-часа. В актах сдачи-приемки услуг, являющихся неотъемлемой частью контракта (Приложения N 3 к контрактам), сумма к оплате включает в себя, в том числе НДС.
В соответствии с условием заключенного контракта с Кировским областным государственным бюджетным учреждением здравоохранения "Станция скорой - медицинской помощи г. Кирова" N 0340300017315000021-0144803-01 от 28.12.2015, Заявитель оказывал услуги транспорта (услуги по найму транспортных средств с водителем) (п. 1.1 контракта). П. 2.2. контракта, установлено, что цена договора включает в себя все необходимые расходы на оказание услуг, а так же, расходы на уплату налогов (в том числе НДС, если исполнитель является плательщиком НДС), подлежащих выплате, и иных обязательных платежей, установленных действующим законодательством РФ, которые могут возникнуть при исполнении договора. Согласно п. 3.1 Исполнитель обязан: обеспечить прибытие к Заказчику транспортных средств с водителями, соответствующих требованиям, установленным в приложении N1 к договору, с водителем, во время и место, обозначенное в Приложении N1 к контракту, раздел "Режим работы транспортных средств" в технически исправном состоянии; обеспечивать ежедневный контроль за техническим состоянием автотранспортного средства, осуществлять предрейсовый медицинский осмотр водителей; осуществлять техническое обслуживание и ремонт транспортного средства. Водители являются работниками Исполнителя, подчиняются распоряжениям врачей, фельдшеров выездной бригады скорой медицинской помощи по вопросам касающихся эксплуатации транспортных средств в целях исполнения условий договора и тд. В актах сдачиприемки услуг, являющихся неотъемлемой частью контракта (Приложения N3 к контрактам), сумма к оплате включает в себя, в том числе НДС. Пунком 5.1 установлено, что оплата производится за фактически оказанные услуги и определяется стоимостью одного машино-часа.
Согласно выставленным счетам-фактурам, счетов на оплату и платежным поручениям, в частности, счета-фактуры N 226 от 06.08.2019, N 198 от 08.07.2019, N 243 от 21.08.2019, N 225 от 22.07.2019, N 272 от 20.09.2019, N 258 от 06.09.2019, счета на оплату N 219 от 06.08.2019, N 195 от 08.07.2019, N 234 от 21.08.2019, N 218 от 22.07.2019, N 270 от 20.09.2019, N 253 от 06.09.2019, платежные поручения N 11119 от 24.09.2019, N 9886 от 23.08.2019, N 8390 от 23.07.2019, N 8112 от 15.07.2019, N 9727 от 16.08.2019, N 11046 от 18.09.2019 наименование услуги, оказываемой Обществом, отражено как услуги транспорта.
Согласно статье 35 Закона N 323-ФЗ скорая, в том числе скорая специализированная, медицинская помощь оказывается гражданам при заболеваниях, несчастных случаях, травмах, отравлениях и других состояниях, требующих срочного медицинского вмешательства. Скорая, в том числе скорая специализированная, медицинская помощь оказывается в экстренной или неотложной форме вне медицинской организации, а также в амбулаторных и стационарных условиях.
Исходя из пункта 6 Порядка оказания скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи, утвержденного приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 20.06.2013 N 388н, скорая, в том числе скорая специализированная, медицинская помощь вне медицинской организации оказывается медицинскими работниками выездных бригад скорой медицинской помощи.
Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 11.03.2013 N 121н утверждены, в частности, требования к организации и перечень выполняемых работ (оказываемых услуг) при предоставлении скорой (в том числе скорой специализированной) помощи.
Так, в частности, в соответствии с подпунктом 2 пункта 4 данного Приказа при оказании скорой специализированной медицинской помощи вне медицинской организации, в том числе выездными экстренными консультативными бригадами скорой медицинской помощи, предоставляются медицинские услуги по акушерству и гинекологии (за исключением использования вспомогательных репродуктивных технологий); анестезиологии и реаниматологии, гематологии; детской кардиологии, детской онкологии, детской урологии-андрологии, детской хирургии, детской эндокринологии; инфекционным болезням; кардиологии, неврологии, нейрохирургии, неонатологии; организации здравоохранения и общественному здоровью; офтальмологии, педиатрии; психиатрии, психиатрии-наркологии; реаниматологии, сердечно-сосудистой хирургии, терапии, токсикологии, урологии; торакальной хирургии, травматологии и ортопедии; управлению сестринской деятельностью; хирургии, хирургии (абдоминальной), хирургии (комбустиологии), челюстно-лицевой хирургии; эндокринологии, эндоскопии.
В соответствии с пунктами 4, 5 статьи 35 Закона N 323-ФЗ при оказании скорой медицинской помощи в случае необходимости осуществляется медицинская эвакуация, представляющая собой транспортировку граждан в целях спасения жизни и сохранения здоровья (в том числе лиц, находящихся на лечении в медицинских организациях, в которых отсутствует возможность оказания необходимой медицинской помощи при угрожающих жизни состояниях, женщин в период беременности, родов, послеродовой период и новорожденных, лиц, пострадавших в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий). Медицинская эвакуация включает в себя: санитарно-авиационную эвакуацию, осуществляемую воздушными судами; санитарную эвакуацию, осуществляемую наземным, водным и другими видами транспорта. Медицинская эвакуация осуществляется выездными бригадами скорой медицинской помощи с проведением во время транспортировки мероприятий по оказанию медицинской помощи, в том числе с применением медицинского оборудования (пункт 6 статьи 35 Закона N 323-ФЗ).
Пунктом 2 Правил организации деятельности выездной бригады скорой медицинской помощи (далее - Правила), являющихся Приложением N 2 к Порядку оказания скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи, утвержденному приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 20.06.2013 N 388н, предусмотрено, что основной целью деятельности выездной бригады скорой медицинской помощи является оказание скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи, включая ее оказание на месте вызова скорой медицинской помощи, при осуществлении медицинской эвакуации. Как указано в пунктах 3, 7, 8 Правил, выездные бригады скорой медицинской помощи по своему составу подразделяются на врачебные и фельдшерские.
Общепрофильная фельдшерская выездная бригада скорой медицинской помощи включает либо двух фельдшеров скорой медицинской помощи и водителя, либо фельдшера скорой медицинской помощи, медицинскую сестру (медицинского брата) и водителя.
Для организации деятельности общепрофильной фельдшерской выездной бригады скорой медицинской помощи используется автомобиль скорой медицинской помощи класса "A" или "B".
Общепрофильная врачебная выездная бригада скорой медицинской помощи включает либо врача скорой медицинской помощи, фельдшера скорой медицинской помощи и водителя, либо врача скорой медицинской помощи, медицинскую сестру (медицинского брата) и водителя, либо врача скорой медицинской помощи, фельдшера скорой медицинской помощи, фельдшера скорой медицинской помощи или медицинскую сестру (медицинского брата) и водителя.
Для организации деятельности общепрофильной врачебной выездной бригады скорой медицинской помощи используется автомобиль скорой медицинской помощи класса "B".
В силу пункта 15 Правил выездная бригада скорой медицинской помощи выполняет следующие функции: осуществляет незамедлительный выезд (вылет) на место вызова скорой медицинской помощи; оказывает скорую, в том числе скорую специализированную, медицинскую помощь, включая установление ведущего синдрома и предварительного диагноза заболевания (состояния), осуществление мероприятий, способствующих стабилизации или улучшению клинического состояния пациента; осуществляет медицинскую эвакуацию пациента при наличии медицинских показаний; обеспечивает медицинскую сортировку пациентов и устанавливает последовательность оказания скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи при массовых заболеваниях, травмах или иных состояниях.
Обязанности водителя автомобиля скорой медицинской помощи установлены в пункте 16 Правил. Водитель обязан подчиняться врачу или фельдшеру скорой медицинской помощи выездной бригады скорой медицинской помощи и выполнять его распоряжения; знать топографию населенного пункта, в котором расположена станция (отделение) скорой медицинской помощи и местоположение медицинских организаций; обеспечивать немедленный выезд автомобиля скорой медицинской помощи на вызов и движение автомобиля скорой медицинской помощи по кратчайшему маршруту; выполнять правила внутреннего распорядка станции (подстанции, отделения) скорой медицинской помощи; отслеживать техническое состояние автомобиля скорой медицинской помощи, осуществлять своевременную заправку его горюче-смазочными материалами, выполнять влажную уборку салона автомобиля скорой медицинской помощи по мере необходимости, поддерживать в нем порядок и чистоту; содержать в функциональном состоянии приборы специальной сигнализации (сирену, проблесковый фонарь), прожектор поисковый, фонарь-прожектор переносной, аварийное освещение салона, шанцевый инструмент, выполнять мелкий ремонт оснащения (замки, ручки, ремни, лямки, носилки и иное); обеспечивать сохранность имущества, отслеживать правильность размещения и закрепления бортовых медицинских приборов.
Таким образом, водитель автомобиля скорой помощи входит в состав бригады скорой медицинской помощи, однако медицинским работником не является и медицинскую помощь не оказывает.
Проанализировав условия контрактов, содержание и характер оказываемых Обществом услуг, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что контракты не подразумевали передачу функций и полномочий заказчиков по осуществлению медицинской деятельности, а предусматривали лишь передачу функций по обеспечению их деятельности при формировании выездных бригад скорой медицинской помощи исключительно путем предоставления Обществом специализированных транспортных средств и их водителей.
При этом водитель автомобиля скорой помощи входит в состав бригады скорой медицинской помощи, однако медицинским работником не является и медицинскую деятельность не осуществляет.
Медицинскую деятельность заказчиков по спорным контрактам осуществляли медицинские работники учреждений здравоохранения в соответствии с лицензией на осуществление работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность.
Водители Общества, предоставляемые со специализированным автомобилем, не оказывали услуг скорой медицинской помощи.
Таким образом, Общество в рамках заключенных контрактов оказывало платные транспортные услуги посредством предоставления бюджетным учреждениям здравоохранения специализированных транспортных средств с экипажем, обеспечивая деятельность выездных бригад скорой медицинской помощи, что регулируется нормами Гражданского кодекса Российской Федерации, т.е. статьями 632, 607, 635. Взаимоотношения по аренде транспортных средств с экипажем для обеспечения бюджетным учреждениям здравоохранения оказание скорой медицинской помощи гражданам не подпадают под действие положений подпункта 2 пункта 2 статьи 149 НК РФ и операции подлежат обложению НДС. Предоставление специализированного автотранспорта для транспортировки бригад скорой медицинской помощи не является оказанием услуг медицинской помощи.
На основании изложенного суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что оказываемые Обществом услуги не подпадают под действие положений подпункта 2 пункта 2 статьи 149 НК РФ и подлежат обложению НДС.
Выводы суда соответствуют правовой позиции, изложенной в судебных актах по делу N А56-5182/2021. Определением Верховного суда Российской Федерации N 307-ЭС22-2970 от 04.04.2022 обществу с ограниченной ответственностью "Эффективная система здравоохранения" отказано в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.
Поскольку в рамках рассматриваемых контрактов Общество оказывало исключительно услуги транспорта для нужд медицинских учреждений станций скорой медицинской помощи, самостоятельно (отдельно от врачей и фельдшеров, являющихся штатными сотрудниками учреждений здравоохранения), услуги скорой медицинской помощи населению, в том числе по эвакуации больных граждан, не оказывало, доводы налогоплательщика о наличии лицензии на осуществление медицинской деятельности при оказании скорой медицинской помощи, не имеет правового значения для рассмотрения данного спора.
Суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал обстоятельства, имеющие значение для дела, оценил в совокупности и взаимосвязи представленные сторонами доказательства, правильно применив нормы материального и процессуального права принял законное и обоснованное решение. Оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции апелляционным судом не установлено.
Принимая во внимание, что дело рассмотрено судом первой инстанции полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права не нарушены, выводы суда о применении норм права соответствуют установленным по делу обстоятельствам и имеющимся доказательствам, у апелляционной инстанции не имеется правовых оснований для отмены принятого решения.
Руководствуясь статьями 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 29.12.2021 по делу N А56-5179/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
О.В. Горбачева |
Судьи |
М.В. Будылева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-5179/2021
Истец: ООО "ЭФФЕКТИВНАЯ СИСТЕМА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ"
Ответчик: МЕЖРАЙОННАЯ ИНСПЕКЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ N 27 ПО САНКТ-ПЕТЕРБУРГУ, УФНС по СПб