город Омск |
|
13 апреля 2022 г. |
А75-17604/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 апреля 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 13 апреля 2022 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Котлярова Н.Е.,
судей Рыжикова О.Ю., Шиндлер Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Усовой Ю.Б., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-2819/2022) индивидуального предпринимателя главы крестьянского (фермерского) хозяйства Решетникова Виктора Андреевича на решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 31.01.2022 по делу N А75-17604/2021 (судья Чешкова О.Г.), принятое по заявлению индивидуального предпринимателя главы крестьянского (фермерского) хозяйства Решетникова Виктора Андреевича (ОГРНИП 317861700001441, ИНН 860216895139) к Администрации города Сургута, при участии в деле третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - Государственного учреждения - Региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре, о признании недействительным решения, изложенного в письме от 04.08.2021 N 55-02-1803/1 об отклонении заявки на предоставлении субсидии субъекту малого и среднего предпринимательства,
в отсутствие лиц, участвующих в споре,
УСТАНОВИЛ
индивидуальный предприниматель главы крестьянского (фермерского) хозяйства Решетников Виктор Андреевич (далее - заявитель, предприниматель, ИП Решетников В.А.) обратился в арбитражный суд с требованием к администрации города Сургута (далее - администрация, заинтересованное лицо) о признании недействительным решения, оформленного письмом от 04.08.2021 N 5 5-02-1803/1 (далее - оспариваемое решение), об отклонении заявки на предоставлении субсидии субъекту малого и среднего предпринимательства; об обязании принять заявку на предоставление субсидии субъекту малого и среднего предпринимательства в соответствии с постановлением администрации города Сургута от 15.12.2015 N 8741 "Об утверждении муниципальной программы "Развитие малого и среднего предпринимательства в городе Сургуте на период до 2030" от 15.06.2018 N 4437 "Об утверждении порядка предоставления субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства в целях возмещения затрат".
В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено государственное учреждение - региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (далее - РО ФСС, третье лицо).
Решением Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 31.01.2022 по делу N А75-17604/2021 (далее - обжалуемое решение) в удовлетворении заявленных требований отказано полностью.
Не соглашаясь с принятым решением, с апелляционной жалобой обратился предприниматель, просил обжалуемое решение отменить, требования, заявленные суду первой инстанции, удовлетворить.
В обоснование жалобы её заявитель указал, что ИП Решетниковым В.А. при оплате страховых взносов в ФСС в платежных поручениях от 14.10.2020 N 150 на сумму 974,16 руб. и от 14.12.2020 N 199 на сумму 426,20 руб., подтверждающих уплату страховых взносов ИП Решетниковым В.А. за август, сентябрь и ноябрь 2020 года, была допущена ошибка в реквизитах получателя, в связи с чем страховые взносы, перечисленные вышеуказанными платежными поручениями, поступили в УФК по ХМАО-Югре не на счет Регионального отделения ФСС, а на счет ИФНС России по г. Сургут. После уточнения в УФК ХМАО-Югры платежи поступили в Региональное отделение ФСС по платежному поручению от 14.10.2020 N 150 - 19.10.2020, по платежному поручению от 14.12.2020 N 199-17.12.2020.
Региональным отделением ФСС требования об уплате недоимки страховых взносов, пеней и штрафов в трёхмесячный срок не направлялось страхователю, акт проверки с изложением обстоятельств доначисления страховых взносов не оформляло, не направило его страхователю, не рассмотрело материалы проверки с участием страхователя. В связи с чем, ИП Решетников В.А. считал отсутствующей у него какой-либо задолженности по налогам и взносам.
В порядке предоставления субсидий, утвержденных постановлением Администрации города от 15.06.2018 N 4437, нет требований о предоставлении сведений об отсутствии задолженности по налогам, сборам и страховым взносам.
Определением Восьмого арбитражного апелляционного суда от 14.03.2022 апелляционная жалоба принята к производству, назначено судебное заседание по её рассмотрению.
От администрации 31.03.2022 поступил отзыв на апелляционную жалобу.
Стороны, надлежащим образом извещенные в соответствии со статьей 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, явку своих представителей в заседание суда апелляционной инстанции не обеспечили. На основании части 1 статьи 266, части 3 статьи 156 АПК РФ апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие неявившихся участников арбитражного процесса.
Как усматривается из материалов дела, на официальном портале администрации города Сургута размещено информационное сообщение о том, что с 15.06.2021 по 15.07.2021 (включительно) в рабочие дни будет осуществляться прием документов на предоставление субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства, осуществляющим социально значимые (приоритетные) виды деятельности, в целях возмещения затрат.
ИП Решетников В.А. 15.06.2021 обратился в администрацию с заявкой на предоставление субсидии субъекту малого и среднего предпринимательства, осуществляющему социально значимые (приоритетные) виды деятельности и деятельность в сфере социального предпринимательства, в целях возмещения затрат по направлениям: "возмещение части затрат по обязательной (добровольной) сертификации (декларированию) продукции", "возмещение части затрат по приобретению оборудования (основных средств) и лицензионных программных продуктов", "возмещение части затрат по предоставленным консалтинговым услугам", "возмещение части затрат на оплату коммунальных услуг нежилых помещений" (входящий от 15.06.2021 N 01-01-2675/1) (далее - заявка).
Письмом от 04.08.2021 N 55-02-1803/1 заявка ИП Решетникова В.А. отклонена в связи с несоответствием участника отбора требованиям, установленным пунктом 2 раздела II приложения 1 Порядка предоставления субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства в целях возмещения затрат (далее - Порядок), утверждённого постановлением Администрации города от 15.06.2018 N 4437.
Предприниматель, полагая, что действия администрации не соответствуют законодательству и нарушают его права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, создают препятствия для осуществления предпринимательской деятельности, обратился в арбитражный суд с заявлением об оспаривании решения, оформленного письмом от 04.08.2021 N 55-02-1803/1.
По результатам рассмотрения заявления предпринимателя принято решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 31.01.2022 по делу N А75-17604/2021, являющееся предметом апелляционного обжалования.
Суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев материалы дела, не усматривает оснований для отмены или изменения обжалуемого решения.
Согласно статье 78 Бюджетного кодекса РФ (далее - БК РФ) субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров.
Субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям, а также субсидий, указанных в пунктах 6 - 8.1 настоящей статьи), индивидуальным а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов - в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или актами уполномоченных им органов государственной власти субъекта Российской Федерации.
Согласно пункту 3 статьи 78 БК РФ нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны соответствовать общим требованиям, установленным Правительством Российской Федерации.
Подпунктом "в" пункта 4 Общих требований к нормативным правовым актам, муниципальным правовым актам, регулирующим предоставление субсидий, в том числе грантов в форме субсидий, юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 18.09.2020 N 1492 (далее - Общие требования), предусмотрено, что в целях установления порядка проведения отбора (в случае, если субсидия предоставляется по результатам отбора) в правовом акте указываются следующие требования к участникам отбора, которым должен соответствовать участник отбора на 1-е число месяца, предшествующего месяцу, в котором планируется проведение отбора, или иную дату, определенную правовым актом:
- у участника отбора должна отсутствовать неисполненная обязанность по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, подлежащих уплате в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах (в случае, если такое требование предусмотрено правовым актом);
- у участника отбора должна отсутствовать просроченная задолженность по возврату в бюджет бюджетной системы Российской Федерации, из которого планируется предоставление субсидии в соответствии с правовым актом, субсидий, бюджетных инвестиций, предоставленных в том числе в соответствии с иными правовыми актами, а также иная просроченная (неурегулированная) задолженность по денежным обязательствам перед публично-правовым образованием, из бюджета которого планируется предоставление субсидии в соответствии с правовым актом (за исключением субсидий, предоставляемых государственным (муниципальным) учреждениям, субсидий в целях возмещения недополученных доходов, субсидий в целях финансового обеспечения или возмещения затрат, связанных с поставкой товаров (выполнением работ, оказанием услуг) получателями субсидий физическим лицам) (в случае, если такие требования предусмотрены правовым актом).
Таким образом, Общие требования разграничивают понятия "неисполненная обязанность по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов" и "просроченная задолженность по возврату в бюджет бюджетной системы Российской Федерации".
При этом подпункт "в" пункта 4 Общих требований фактически указывает, что условие об отсутствии у участника отбора неисполненной обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов может быть предусмотрено правовым актом субъекта РФ, определяющего порядок предоставления субсидии.
Постановлением Администрации города от 15.12.2015 N 8741 утверждена муниципальная программа "Развитие малого и среднего предпринимательства в городе Сургуте на период до 2030 года".
Приложением 2 к муниципальной программе в рамках основного мероприятия 3.2 Региональный проект "Акселерация субъектов малого и среднего предпринимательства" предусмотрены мероприятия финансовой поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.
Порядок предоставления субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства в целях возмещения затрат (далее - Порядок) утвержден постановлением Администрации города от 15.06.2018 N 4437.
Пунктом 2 раздела II приложения 1 к Порядку установлены требования, которым должны соответствовать участники отбора на дату подачи заявки, в том числе подпунктом 2.1 пункта 2 раздела II приложения 1 к Порядку установлено, что у участника отбора должна отсутствовать неисполненная обязанность по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, подлежащих уплате в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
При изложенных обстоятельствах подлежат отклонению как противоречащие фактическим обстоятельствам доводы жалобы о том, что в порядке предоставления субсидий, утвержденных постановлением Администрации города от 15.06.2018 N 4437, нет требований о предоставлении сведений об отсутствии задолженности по налогам, сборам и страховым взносам.
Предприниматель 15.06.2021 обратился в администрацию с заявкой на предоставление субсидии субъекту малого и среднего предпринимательства, осуществляющему социально значимые (приоритетные) виды деятельности и деятельность в сфере социального предпринимательства, в целях возмещения затрат по направлениям: "возмещение части затрат по обязательной (добровольной) сертификации (декларированию) продукции", "возмещение части затрат по приобретению оборудования (основных средств) и лицензионных программных 6 продуктов", "возмещение части затрат по предоставленным консалтинговым услугам", "возмещение части затрат на оплату коммунальных услуг нежилых помещений" (входящий от 15.06.2021 N 01-01-2675/1).
В целях проверки соответствия участников отбора требованию Порядка уполномоченным органом администрации направлены запросы о предоставлении информации в ФНС России и ФСС России посредством единого электронного сервиса единой системы межведомственного электронного взаимодействия (далее - СМЭВ).
Согласно сведениям о состоянии расчетов по страховым взносам, пеням и штрафам плательщика страховых взносов от 10.08.2021 по состоянию на 15.06.2021 (дата подачи заявки), поступившим посредством СМЭВ, за ИП Решетниковым В.А. числится задолженность, подлежащая уплате в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах (приложение 4 к отзыву администрации, представленному в электронной форме) (пени, начисленные за август, сентябрь, ноябрь 2020 года).
Из отзыва ГУ РО ФСС РФ по ХМАО-Югре от 29.11.2021 следует и лицами, участвующими в деле. Не оспаривается, что 13.08.2021 ИП Решетников В.А. через портал государственных и муниципальных услуг, обратился в ГУ РО ФСС РФ по ХМАО-Югре с просьбой предоставить пояснения о возникновении пени, приложив копии платежных поручений, подтверждающих своевременную уплату страховых взносов.
На основании поступившего от страхователя обращения ГУ РО ФСС РФ по ХМАО-Югре проведена проверка, в результате которой установлено, что в платежных поручениях от 14.10.2020 N 150 на сумму 974,16 руб. и от 14.12.2020 N199 на сумму 426,20 руб., подтверждающих уплату страховых взносов ИП Решетниковым В.А. за август, сентябрь и ноябрь 2020 года, допущена ошибка в реквизитах получателя, а именно: вместо ГУ-РО ФСС РФ по ХМАО-Югре указана Инспекция ФНС России по г. Сургуту ХМАО-Югры.
Кроме того, ИНН, КПП, номера счетов и иные банковские реквизиты указаны ИФНС России по г.Сургуту, а не ГУ РО ФСС РФ по ХМАО-Югре.
Таким образом, страховые взносы, перечисленные платежными поручениями N 150 от 14.10.2020 и N 199 от 14.12.2020, поступили в УФК по ХМАО-Югре не на счет ГУ РО ФСС РФ по ХМАО-Югре, а на счет ИФНС России по г. Сургуту.
После уточнения в УФК ХМАО-Югры, платежи поступили в ГУ РО ФСС РФ по ХМАО-Югре по платежному поручению от 14.10.2020 N 150 - 19.10.2020, по платежному поручению от 14.12.2020 N1 99 - 17.12.2020.
За нарушение сроков уплаты страховых взносов ГУ РО ФСС РФ по ХМАО-Югре по результатам камеральной проверки в отношении ИП Решетникова В.А. вынесены требование от 22.04.2021 N MGR8602211002466 об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов и решение от 03.06.2021 N 860221100246601 о взыскании страховых взносов, пеней и штрафов за счет денежных средств, находящихся на счетах страхователя юридического лица или индивидуального предпринимателя в банках.
Таким образом, на основании обращения ИП Решетникова В.А. от 12.08.2021 N 49, пени, начисленные по требованию от 22.04.2021 N MGR8602211002466, были пересчитаны. По результатам произведенного перерасчета задолженность за ИП Решетниковым В.А. перед бюджетом ФСС РФ на 15.06.2021 отсутствует, что подтверждается справкой о состоянии расчетов от 14.09.2021 N748.
В соответствии с запросом от 16.08.2021 исх. N 01-02-8448/1 и дополнением к нему, 10.09.2021 в адрес Администрации г. Сургута ГУ РО ФСС РФ по ХМАО-Югре предоставлена информация (исх. N 03-03-26/03-6722 и исх. N 03-03-26/03-7212) об отсутствии на 15.06.2021 у предпринимателя задолженности перед бюджетом ФСС РФ по уплате страховых вносов, пени и штрафов.
При этом суд апелляционной инстанции отмечает, что предприниматель, имеющий возможность быть осведомлённым об условиях пункта 2 раздела II приложения 1 к Порядку о требованиям, которым должны соответствовать участники отбора на дату подачи заявки (в том числе требованиям, установленным подпунктом 2.1 пункта 2 раздела II приложения 1 к Порядку о том, что у участника отбора должна отсутствовать неисполненная обязанность по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, подлежащих уплате в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах), мог проявить должную осмотрительность и выявить факт перечисления страховых взносов по ошибочным реквизитам, установить наличие задолженности перед бюджетом по состоянию на дату подачи заявки.
Однако предприниматель озаботился указанным вопросом лишь после получения отказа администрации в предоставлении субсидии с изложением мотивов.
При этом суд апелляционной инстанции отмечает, что перечисление страховых взносов по неверным реквизитам совершено самим предпринимателем, а не в результате ошибки третьих лиц (например, сотрудников банка), обратного из материалов дела не следует.
Факт последующего пересчёта задолженности перед бюджетом, в результате которого установлено отсутствие задолженности по состоянию на 15.06.2021, не влияет на правомерность выводов администрации о несоответствии заявки предпринимателя установленным требованиям, поскольку по актуальным на 15.06.2021 сведениям, предоставленным администрации, задолженность предпринимателя перед бюджетом числилась; иных сведений в администрацию представлено не было; обстоятельства перерасчёта задолженности, состоявшиеся после принятия администрацией оспариваемого решения, значения не имеют.
Таким образом, заявка ИП Решетникова В.А. правомерно была отклонена в соответствии с подпунктом 9.3.3 пункта 9 раздела II приложения 1 к Порядку в связи с несоответствием участника отбора требованиям, установленным пунктом 2 раздела II приложения 1 к Порядку.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы суда, положенные в основу по существу правильного принятого решения, и не могут служить основанием для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
С учетом изложенного оснований для отмены решения арбитражного суда и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 31.01.2022 по делу N А75-17604/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя главы крестьянского (фермерского) хозяйства Решетникова Виктора Андреевича - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Н.Е. Котляров |
Судьи |
О.Ю. Рыжиков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А75-17604/2021
Истец: Решетников Виктор Андреевич
Ответчик: АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА СУРГУТА
Третье лицо: ГУ региоанльное отделение Фонда социального страхования РФ по Ханты-Мансийскому автономному округу-Югре, ГУ РО ФСС РФ по ХМАО