город Омск |
|
13 апреля 2022 г. |
Дело N А81-6648/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 апреля 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 13 апреля 2022 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Рыжикова О.Ю.
судей Котлярова Н.Е., Шиндлер Н.А.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Усовой Ю.Б.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-366/2022) индивидуального предпринимателя Климова Александра Владимировича на решение Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от29.11.2021 по делу N А81-6648/2021. принятое по заявлению индивидуального предпринимателя Климова Александра Владимировича (ОГРН 319890100008484, ИНН 890406820363) к Администрации города Новый Уренгой (ОГРН 1028900627172, ИНН 890402800, адрес: 629303, Ямало-Ненецкий автономный округ, город Новый Уренгой, микрорайон Советский, дом 3), при участии третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, общества с ограниченной ответственностью "Уренгойгазтоп" (ОГРН 1028900632133, ИНН 8904011378, адрес: 629300, Ямало-Ненецкий автономный округ, город Новый Уренгой, микрорайон Мирный, дом 2, квартира 61) об оспаривании распоряжения от 18.06.2021 N623-рз "Об отказе Климову А.В. в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории",
судебное разбирательство проведено в отсутствие лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещённых о времени и месте судебного заседания,
УСТАНОВИЛ:
Индивидуальный предприниматель Климов Александр Владимирович обратился в суд с заявлением к Администрации города Новый Уренгой об оспаривании распоряжения от 18.06.2021 N 623-рз "Об отказе Климову А.В. в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории".
Решением Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 29.11.2021 по делу N А81-6648/2021 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, предприниматель обратился в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований заявителя.
В обоснование апелляционной жалобы ее податель указывает на то, что выводы суда первой инстанции касаются возможности размещения склада в охранной зоне автозаправки, вместе с тем, не дана надлежащая оценка тому факту, что испрашиваемый для строительства земельный участок не равен тому, который будет использоваться под размещение объекта; наличие охранных зон не изымает земельный участок из гражданского оборота, как не предоставляет и исключительного права на его приобретение собственнику заправки; заявитель не собирался размещать здание в охранной зоне испрашиваемого участка; заинтересованным лицом оспариваемое решение было принято в отсутствии достоверных сведений о нахождении на земельном участке объектов, в отношении которых требуется установление каких-либо охранных зон.
В представленном отзыве на апелляционную жалобу Администрация просит оставить решение без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения, Представлено ходатайство Администрации о рассмотрении апелляционной жалобы в их отсутствие, которое судом апелляционной инстанции удовлетворено.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку своих представителей в судебное заседание суда апелляционной инстанции не обеспечили, ходатайства об отложении судебного заседания не заявили, в связи с чем суд апелляционной инстанции в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) рассмотрел апелляционную жалобу в отсутствие представителей указанных лиц.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, апелляционную жалобу, отзыв,установил следующие обстоятельства.
Индивидуальный предприниматель Климов А.В. обратился в адрес Администрации города Новый Уренгой с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, находящегося в границах населенного пункта, в целях предоставления земельного участка по результатам аукциона, ориентировочной площадью 7 168 кв.м, расположенного в Западной промзоне г. Новый Уренгой, под размещение склада.
Распоряжением Заместителя Главы Администрации города Новый Уренгой от 18.06.2021 N 623-рз ИП Климову А.В. отказано в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории для размещения склада в Западной промзоне по основаниям, указанным в пп. 3 п. 16 ст. 11.10, п. 6 ст. 11.9 ЗК РФ (образование земельного участка приведет к нарушению п. 5 постановления Правительства РФ от 03.03.2018 N 222 "Об утверждении Правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон", свода правил "Станции автомобильные заправочные. Требования пожарной безопасности" (СП 156.13130.2014), утвержденных приказом МЧС России от 05.05.2014 N 221, СанПин 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарнозащитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов", утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 25.09.2007 N 74), пп. 3 п. 16 ст. 11.10, п. 6 ст. 11.9 ЗК РФ (образование земельного участка приведет к нарушению пп. 8 п. 8 ст. 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации: на земельном участке расположены здание, сооружение, объект незавершенного строительства, принадлежащие гражданам или юридическим лицам), пп. 3 п. 16 ст. 11.10, п. 6 ст. 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации (образование земельного участка приведет к нарушению п. 8 раздела III Постановления Правительства РФ от 24.02.2009 N 160 "О порядке установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон").
Полагая, что отказ Администрации не соответствует закону и нарушает права и законные интересы предпринимателя, последний обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Принятое Арбитражным судом Ямало-Ненецкого автономного округа решение от 29.11.2021 является предметом апелляционного обжалования по настоящему делу.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены, исходя из следующего.
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ, части 4 статьи 200, частям 2, 3 статьи 201 АПК РФ, пункту 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для признания судом решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц незаконными, необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение ими прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Отсутствие, а также недоказанность хотя бы одного из названных условий служит основанием для оставления заявления без удовлетворения.
В силу требований части 1 статьи 65 и части 5 статьи 200 АПК РФ орган, должностное лицо должны доказать соответствие их решения, действия (бездействия) закону; обязанность по доказыванию нарушения оспариваемым решением, действием (бездействием) прав и законных интересов возлагается на лицо, обратившееся в суд за его оспариванием.
В соответствии с пунктом 1 статьи 11.2 ЗК РФ земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
В подпункте 3 пункта 1 статьи 11.3 ЗК РФ установлено, что образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена статьей 11.10 ЗК РФ.
Согласно пункту 2 статьи 11.3 ЗК РФ образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной собственности, допускается в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при отсутствии утвержденного проекта межевания территории.
В соответствии с частью 1 статьи 11.10 ЗК РФ схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории. В схеме расположения земельного участка указывается площадь каждого образуемого земельного участка и в случае, если предусматривается образование двух и более земельных участков, указываются их условные номера.
В силу части 2 статьи 11.10 ЗК РФ подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории, землеустроительной документации, положения об особо охраняемой природной территории, наличия зон с особыми условиями использования территорий, земельных участков общего пользования, территорий общего пользования, красных линий, местоположения границ земельных участков, местоположения зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства.
Таким образом, образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется, в том числе, в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая представляет собой изображение границ образуемого земельного участка, в схеме расположения земельного участка указывается площадь каждого образуемого земельного участка.
Требования к подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, а также форма схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, подготовка которой осуществляется в форме документа на бумажном носителе утверждены приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 27.11.2014 N 762 "Об утверждении требований к подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории и формату схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории в форме электронного документа, формы схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, подготовка которой осуществляется в форме документа на бумажном носителе" (далее - Требования N 762).
Пунктом 4 Требований N 762 предусмотрено, что схема расположения земельного участка подготавливается на основе сведений государственного кадастра недвижимости об определенной территории (кадастрового плана территории). При подготовке схемы расположения земельного участка учитываются материалы и сведения: утвержденных документов территориального планирования; правил землепользования и застройки; проектов планировки территории; землеустроительной документации; положения об особо охраняемой природной территории; о зонах с особыми условиями использования территории; о земельных участках общего пользования и территориях общего пользования, красных линиях; о местоположении границ земельных участков, о местоположении зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства.
Схема расположения земельного участка утверждается решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченных на предоставление находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, если иное не предусмотрено данным Кодексом (пункт 13 статьи 11.10 3К РФ).
Пунктом 16 статьи 11.10 ЗК РФ установлены основания для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, одним из которых (подпункт 3 пункта 16 статьи 11.10 ЗК РФ) является разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 ЗК РФ требований к образуемым земельным участкам.
Пунктом 6 статьи 11.9 ЗК РФ предусмотрено, что образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные данным Кодексом, другими федеральными законами.
Согласно материалам дела, мотивом обращения предпринимателя с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка послужила необходимость его дальнейшего получения в пользование для размещения склада.
Администрацией проведена проверка комплекта документов заявителя на наличие оснований для предоставления или отказа в предоставлении муниципальной услуги, предусмотренных действующим земельным законодательством, по результатам которой установлено, что испрашиваемый земельный участок расположен в охранной зоне заправочной станции.
Согласно программе 2ГИС на смежном земельном участке расположена заправочная станция ООО "Уренгойгазтоп", адрес: г. Новый Уренгой, ул. Таежная, 208, под которой сформирован отдельный земельный участок.
Земельный участок предоставлен в аренду ООО "Уренгойгазтоп" под размещение заправочной станции на основании договора аренды.
В силу ст. 12 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" при разработке, в том числе, нормативов градостроительного проектирования, схем территориального планирования, генеральных планов городских и сельских поселений, проектов планировки общественных центров и установлении их санитарно-защитных зон должны соблюдаться санитарные правила.
Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 25.09.2007 N 74 утверждены Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.2.1./2.1.1.1200-03 (далее - Санитарные правила), которыми определены, в частности, класс опасности промышленных объектов и производств, требования к размеру санитарно-защитных зон, методы и порядок их установления для отдельных промышленных объектов и производств и/или их комплексов, ограничения на использование территории санитарно-защитной зоны, требования к их организации и благоустройству.
Согласно п. 2.1 Санитарных правил в целях обеспечения безопасности населения и в соответствии с ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" вокруг объектов и производств, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, устанавливается специальная территория с особым режимом использования (далее - санитарно-защитная зона), размер которой обеспечивает уменьшение воздействия загрязнения на атмосферный воздух (химического, биологического, физического) до значений, установленных гигиеническими нормативами. По своему функциональному назначению санитарнозащитная зона является защитным барьером, обеспечивающим уровень безопасности населения при эксплуатации объекта в штатном режиме.
Размер санитарно-защитной зоны и рекомендуемые минимальные разрывы устанавливаются в соответствии с главой VII и приложениями 1-6 к настоящим санитарным правилам.
В соответствии с п. 7.1.12 Главы VII СанПиНа санитарно-защитная зона автозаправочных станций для заправки транспортных средств жидким и газовым моторным топливом составляет 100 м (промышленные объекты и производства четвертого класса).
Границы санитарно-защитной зоны устанавливаются от источников химического, биологического и/или физического воздействия либо от границы земельного участка, принадлежащего промышленному производству и объекту для ведения хозяйственной деятельности и оформленного в установленном порядке, далее промышленная площадка, до ее внешней границы в заданном направлении (п. 3.3).
В границах санитарно-защитной зоны не допускается использование земельных участков в целях размещения объектов для производства и хранения лекарственных средств, объектов пищевых отраслей промышленности, оптовых складов продовольственного сырья и пищевой продукции, комплексов водопроводных сооружений для подготовки и хранения питьевой воды, использования земельных участков в целях производства, хранения и переработки сельскохозяйственной продукции, предназначенной для дальнейшего использования в качестве пищевой продукции, если химическое, физическое и (или) биологическое воздействие объекта, в отношении которого установлена санитарно-защитная зона, приведет к нарушению качества и безопасности таких средств, сырья, воды и продукции в соответствии с установленными к ним требованиями (п. 5 постановления Правительства РФ от 03.03.2018 N 222).
Кроме того, согласно Приказу МЧС России от 05.05.2014 N 221 "Об утверждении свода правил "Станции автомобильные заправочные. Требования пожарной безопасности" (вместе с "СП 156.13130.2014. Свод правил...") минимальные расстояния многотопливной АЗС и АГНКС до объектов к ним не относящихся должна составлять 100 м (п. 9 таблица 5).
В радиусе автозаправочной станции ООО "Уренгойгазтоп" определяется санитарно-защитная зона, что подтверждается выкопировкой схемы расположения территориальных зон с особыми условиями.
Испрашиваемый земельный участок попадает на 50 % в зону с особыми условиями использования - санитарно-защитную зону.
В данном конкретном случае собственником АЗС в нарушение законодательства не определены границы охранной зоны и не внесены в ЕГРН.
При этом, исходя из местоположения объекта АЗС, невыполнение требований к режиму использования таких земель повлечет нарушение вышеуказанных нормативно-правовых актов.
Кроме того, на испрашиваемом земельном участке расположены опоры ВЛ 10 кВ. Постановление Правительства РФ от 24.02.2009 N 160 (ред. от 21.12.2018) "О порядке установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон" (вместе с "Правилами установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон") определяют порядок установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особые условия использования земельных участков, расположенных в пределах охранных зон, обеспечивающие безопасное функционирование и эксплуатацию указанных объектов.
В приложении к Правилам N 160 прямо установлены нормы расстояний в метрах в зависимости от вида объекта электросетевого хозяйства и от проектного номинального класса напряжения в кВ. Охранная зона объектов электросетевого хозяйства устанавливается в целях обеспечения безопасного функционирования и эксплуатации, исключения возможности повреждения линий электропередачи и иных объектов электросетевого хозяйства (п. п. 1, 2 Правил).
В охранных зонах запрещается осуществлять любые действия, которые могут нарушить безопасную работу объектов электросетевого хозяйства, в том числе привести к их повреждению или уничтожению и (или) повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан и имуществу физических или юридических лиц, а также повлечь нанесение экологического ущерба и возникновение пожаров (п. 8 Правил).
Согласно п. 5 постановления Правительства РФ от 24.02.2009 N 160 "О порядке установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон" охранные зоны устанавливаются для всех объектов электросетевого хозяйства, исходя из требований к границам установления охранных зон.
Охранные зоны устанавливаются вдоль воздушных линий электропередачи в виде части поверхности участка земли и воздушного пространства (на высоту, соответствующую высоте опор воздушных линий электропередачи), ограниченной параллельными вертикальными плоскостями, отстоящими по обе стороны линии электропередачи от крайних проводов при неотклоненном их положении на расстоянии 10 м для номинального класса напряжения 1-20 кВ (на испрашиваемом земельном участке находятся опоры воздушных линий 10 кВ).
Границы охранной зоны в отношении отдельного объекта электросетевого хозяйства определяются организацией, которая владеет им на праве собственности или ином законном основании (п. 6 постановления Правительства РФ от 24.02.2009 N 160).
Подп. 2 п. 9 постановления Правительства РФ от 24.02.2009 N 160 установлен запрет на складирование или размещение любого хранилища в охранных зонах, установленных для объектов электросетевого хозяйства напряжением свыше 1000 вольт.
В охранных зонах в целях обеспечения безопасных условий эксплуатации и исключения возможности повреждения линий электропередачи и иных объектов электросетевого хозяйства устанавливаются особые условия использования территорий.
В соответствии с Федеральным законом от 13.07.2015 N 252-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс РФ и отдельные законодательные акты РФ" сведения о местоположении границ зон с особыми условиями использования территории подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости до 01.01.2022 (ч. 2 ст. 5).
При таких обстоятельствах утверждение схемы расположения испрашиваемого земельного участка под размещение склада в охранной зоне линии электропередач 10 кВ (то есть более 1000 вольт) недопустимо, поскольку это противоречит запрету, установленному нормами действующего законодательства. Особые условия использования земельных участков заключаются в ограничениях для третьих лиц.
Довод подателя апелляционной жалобы относительно того, что заявитель не собирался размещать здание в охранной зоне испрашиваемого участка, отклоняется апелляционным судом, поскольку из представленного в материалы дела заявления предпринимателя от 20.04.2021 N 43 об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории следует, что целью является размещение склада, под которым, по убеждению судебной коллегии, предполагается размещение соответствующего сооружения.
Также в своем заявлении от 20.04.2021 N 43 об утверждении схемы, ИП Климов А.В. указал, что не против утверждения иного варианта схемы расположения земельного участка, при условии сохранения местоположения земельного участка и отклонения от предлагаемой площади земельного участка не более чем на 10 %.
Как следует из доводов апелляционной жалобы предпринимателя, испрашиваемый для строительства земельный участок не равен тому, который будет использоваться для использования объекта.
Согласно пункту 6 статьи 39.11 ЗК РФ уполномоченный орган при наличии в письменной форме согласия лица, обратившегося с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка, вправе утвердить иной вариант схемы расположения земельного участка.
При этом из визуального осмотра представленной в материалы дела выкопировки из цифрового топографического плана территории МО г. Новый Уренгой следует, что при утверждении заинтересованным лицом иного варианта схемы расположения земельного участка, отклонение от ориентировочной площади земельного участка составило бы более 10 %.
Таким образом, распоряжение от 18.06.2021 N 623-рз "Об отказе ИП Климову А.В. в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории" является законным и обоснованным, принято в строгом соответствии с действующим законодательством.
Суд апелляционной инстанции отмечает, что земельный участок, за утверждением схемы расположения на кадастровом плане территории которого обратился предприниматель, не является изъятым из гражданского оборота, вместе с тем, как следует из приведенных выше законоположений, расположение спорного участка в охранной зоне автозаправки и электросетей, равно как его и конфигурация являются основаниями для правомерного вынесения Администрацией отказа в испрашиваемом предпринимателем утверждении схемы.
Доводов, основанных на доказательственной базе, которые бы опровергали выводы суда первой инстанции, влияли бы на законность и обоснованность решения суда первой инстанции, апелляционная жалоба не содержит.
Иные доводы и аргументы, приведенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, повлияли бы на его обоснованность и законность либо опровергли выводы суда, в связи с чем признаются несостоятельными.
При изложенных выше обстоятельствах, судебная коллегия полагает, что суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований заявителя, поскольку оспариваемое решение Администрации об отказе не противоречит нормам действующего законодательства и не нарушает прав заявителя.
Нормы материального права применены арбитражным судом первой инстанции правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. Следовательно, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Судебные расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы в соответствии с положениями статьи 110 АПК РФ относятся на подателя апелляционной жалобы.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269,271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от29.11.2021 по делу N А81-6648/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
О.Ю. Рыжиков |
Судьи |
Н.Е. Котляров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А81-6648/2021
Истец: ИП Климов Александр Владимирович
Ответчик: Администрация города Новый Уренгой
Третье лицо: ООО "Уренгойгазтоп", Блинов Павел Андреевич, Новоуренгойский городской суд Ямало-Ненецкого автономного округа