г. Саратов |
|
12 апреля 2022 г. |
Дело N А57-4231/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 апреля 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 12 апреля 2022 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Н.В. Савенковой,
судей О.В. Лыткиной, Т.Н. Телегиной,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания А.Ю. Логановой
при участии в судебном заседании: представителя областного государственного учреждения Саратовской области "Безопасный регион", Карюки Екатерины Алексеевы, по доверенности от 17.01.2022 года N 139, представителя Управления обеспечения безопасности жизнедеятельности населения Правительства Саратовской области, Виноградовой Виктории Георгиевны, по доверенности от 11.04.2022 года N 9,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу областного государственного учреждения Саратовской области "Безопасный регион", г. Саратов, на решение Арбитражного суда Саратовской области от 10 февраля 2022 года по делу N А57-4231/2021
по иску публичного акционерного общества "Ростелеком", г. Санкт-Петербург, (ОГРН 1027700198767, ИНН 7707049388),
к областному государственному учреждению "Безопасный регион", г. Саратов, (ОГРН 1066450113883, ИНН 6450919518),
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, Управление обеспечения безопасности жизнедеятельности населения Правительства Саратовской области, г. Саратов,
о признании незаконным решения об одностороннем отказе от государственного контракта,
УСТАНОВИЛ:
В Арбитражный суд Саратовской области обратилось публичное акционерное общество "Ростелеком" (далее по тексту ПАО "Ростелеком", истец) с исковым заявлением к областному государственному учреждению "Центр Управления в кризисных ситуациях Саратовской области" (далее по тексту ОГУ "Центр управления в кризисных ситуациях Саратовской области", ответчик) о признании незаконным решения от 09.12.2020 об одностороннем отказе от исполнения государственного контракта N 0860200000819009588_165400 от 30.09.2019 (реестровый номер 2645091951819000029), о взыскании судебных расходов по оплате государственной пошлины в размере 6 000 руб.
Определением суда от 26.04.2021 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечено Управление обеспечения безопасности жизнедеятельности населения Правительства Саратовской области.
Определением суда от 01.11.2021 произведена смена наименования ответчика с ОГУ "Центр Управления в кризисных ситуациях Саратовской области" на ОГУ Саратовской области "Безопасный регион".
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 10 февраля 2022 года по делу N А57-4231/2021 исковые требования удовлетворены. Решение областного государственного учреждения Саратовской области "Безопасный регион" от 09.12.2020 об одностороннем отказе от исполнения государственного контракта N 0860200000819009588_165400 от 30.09.2019 (реестровый номер 2645091951819000029) признано недействительным. С областного государственного учреждения Саратовской области "Безопасный регион" в пользу публичного акционерного общества "Ростелеком" взысканы судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 6 000 руб., судебные расходы по оплате судебной экспертизы в размере 200 000 руб.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, ОГУ Саратовской области "Безопасный регион" обратилось в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить как незаконное и необоснованное.
В обоснование поданной апелляционной жалобы заявитель указывает, что выводы суда об отсутствии у Заказчика оснований для одностороннего расторжения договора, не предоставлении Исполнителю встречного исполнения необходимого для выполнения обязательств по контракту; о передаче Исполнителем проектной документации, соответствующей требованиям закона, не соответствуют фактическим обстоятельствам дела. Кроме того, суд не мотивировал отклонение вопросов, предоставленных лицами, участвующими в деле, которые должны быть разъяснены при проведении экспертизы
В порядке статьи 262 АПК РФ от ПАО "Ростелеком" письменный отзыв на апелляционную жалобу не поступал.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель ОГУ СО "Безопасный регион" поддержала доводы апелляционной жалобы, просила решение суда первой инстанции отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
Представитель Управления обеспечения безопасности жизнедеятельности населения Правительства Саратовской области изложила свою позицию по делу, просила решение суда первой инстанции отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
Иные лица участвующие в деле, в судебное заседание не явились, надлежащим образом извещены о месте и времени судебного разбирательства путем направления определения, выполненного в форме электронного документа, в соответствии со статьей 186 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Законность и обоснованность принятого по делу судебного акта проверена судом апелляционной инстанции в порядке и по основаниям, предусмотренным статьями 258, 266-271 АПК РФ.
Арбитражный апелляционный суд в порядке пункта 1 статьи 268 АПК РФ повторно рассматривает дело по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, исследовав материалы дела, арбитражный апелляционный суд считает, что решение суда не подлежит отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 30 сентября 2019 года по результатам электронного аукциона N 0860200000819009588 между ПАО "Ростелеком" (Исполнитель) и ОГУ "ЦУКС Саратовской области" (Заказчик) был заключён государственный контракт N 0860200000819009588_165400 (номер в реестре контрактов 2645091951819000029), в соответствии с условиями которого, Исполнитель оказывает услуги по проектированию и разработке пилотной зоны аппаратно-программного комплекса "Безопасный город" на территории пилотных муниципальных образований Саратовской области для нужд Областного государственного учреждения "Центр управления в кризисных ситуациях Саратовской области" (пункт 1.1).
Характеристики оказываемой Услуги определены Техническим заданием (приложение N 1 к Контракту).
10.12.2020 в Единой информационной системе опубликовано решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, в тот же день письмо ОГУ "ЦУКС" с приложением решения об одностороннем отказе от исполнения контракта было вручено ПАО "Ростелеком". Согласно решению разработанная проектная документация не соответствует требованиям технического задания.
Вместе с тем, Общество продолжало выполнять свои обязательства по контракту, что свидетельствует о его намерении исполнить контракт.
14.12.2020 в рамках исполнения Контракта ПАО "Ростелеком" направило исправленную по замечаниям проектную документацию.
16.12.2020 от ОГУ "ЦУКС" поступили замечания к проектной документации.
21.12.2020 в рамках исполнения Контракта ПАО "Ростелеком" направило исправленную по замечаниям проектную документацию. Часть замечаний, указанных Заказчиком, не могла быть исправлена без дополнительных уточнений. Разъяснения по спорным пунктам были даны в ходе встреч, состоявшихся 22 и 25 декабря 2020 года.
25.12.2020 в Единой информационной системе опубликовано решение Заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта (запись N 26450919518 19 000029 0009).
Полагая данный отказ незаконным истец, обратился с настоящим иском в арбитражный суд.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции, руководствуясь ст. 401, 450.1, 708, 758, 760, 763 Гражданского кодекса РФ, Федеральным законом от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" пришел к выводу о том, что ОГУ "Безопасный регион" отказалось от исполнения контракта без надлежащих на то оснований.
Суд апелляционной инстанции с данными выводами суда первой инстанции соглашается и считает их правильными, основанными на тщательном исследовании представленных сторонами доказательств, правильном применении норм права.
При этом судебная коллегия исходит из следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
Статья 307 Гражданского кодекса Российской Федерации предусматривает, что в силу обязательства одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие, как-то: передать имущество, выполнить работу, уплатить деньги и т.п., либо воздержаться от определенного действия, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности.
Обязательства возникают из договора, вследствие причинения вреда и из иных оснований, указанных в настоящем Кодексе.
Согласно положениям статей 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться в срок надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и законом. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или иными правовыми актами.
По договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его (пункт 1 статьи 702 ГК РФ).
В силу п. 1 ст. 763 Гражданского кодекса Российской Федерации подрядные строительные работы (статья 740), проектные и изыскательские работы (статья 758), предназначенные для удовлетворения государственных или муниципальных нужд, осуществляются на основе государственного или муниципального контракта на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд.
По государственному контракту на выполнение подрядных работ для государственных нужд подрядчик обязуется выполнить строительные, проектные и другие связанные со строительством и ремонтом объектов производственного и непроизводственного характера работы и передать их государственному заказчику, а государственный заказчик обязуется принять выполненные работы и оплатить их или обеспечить их оплату (пункт 2 статьи 763 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства (пункт 1 статьи 401 Гражданского кодекса).
Пунктом 1 статьи 766 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что государственный или муниципальный контракт должен содержать условия об объеме и о стоимости подлежащей выполнению работы, сроках ее начала и окончания, размере и порядке финансирования и оплаты работ, способах обеспечения исполнения обязательств сторон.
Закон о контрактной системе регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, в части, касающейся планирования закупок товаров, работ, услуг; определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей); заключения гражданско-правового договора, предметом которого являются поставка товара, выполнение работы, оказание услуги (в том числе приобретение недвижимого имущества или аренда имущества), от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, а также бюджетным учреждением либо иным юридическим лицом в соответствии с частями 1, 4 и 5 статьи 15 настоящего Федерального закона; особенностей исполнения контрактов; мониторинга закупок товаров, работ, услуг; аудита в сфере закупок товаров, работ, услуг; контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (статья 1).
Согласно части 8 статьи 95 Закона N 44-ФЗ расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
Право заказчика на односторонний отказ от исполнения контракта предусмотрено п. 7.4 контракта.
На основании пункта 1 статьи 450.1 Гражданского кодекса РФ предоставленное названным Кодексом, другими законами, иными правовыми актами или договором право на односторонний отказ от договора (исполнения договора) (статья 310) может быть осуществлено управомоченной стороной путем уведомления другой стороны об отказе от договора (исполнения договора).
Договор прекращается с момента получения указанного уведомления, если иное не предусмотрено Гражданским кодексом Российской Федерации Кодексом, другими законами, иными правовыми актами или договором.
Статья 450 Гражданского кодекса Российской Федерации предусматривает возможность расторжения договора в судебном порядке, по соглашению сторон и при отказе одной стороны от договора в случае, если такой отказ допускается договором или законом.
Согласно части 2 статьи 450 Гражданского кодекса Российской Федерации по требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только:
1) при существенном нарушении договора другой стороной;
2) в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или договором.
Существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.
Пунктом 19 статьи 95 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" предусмотрено, что подрядчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, если в контракте было предусмотрено право заказчика принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
14.12.2020 года в адрес истца поступило решение от 09.12.2020 ОГУ "Центр управления в кризисных ситуациях Саратовской области" об одностороннем расторжении государственного контракта N 0860200000819009588_165400 от 30.09.2019 года.
В качестве основания принятия решения от 09.12.2020 года ОГУ "Центр управления в кризисных ситуациях Саратовской области" об одностороннем расторжении государственного контракта N 0860200000819009588_165400 от 30.09.2019 года было указано на неоднократное нарушение ПАО "Ростелеком" обязательств по контракту, невыполнение обязательств по контракту на дату 08.12.2020 года.
Возражая против оснований указанных в решении об одностороннем расторжении государственного контракта N 0860200000819009588_165400 от 30.09.2019 года, ПАО "Ростелеком" не оспаривая факта невыполнения полного объема работ в установленные контрактом сроки (60 дней с момента его заключения), указывает что, нарушение сроков произошло по объективным причинам.
Решением УФАС по Саратовской области от 14.01.2021 года по делу N 21/44/104/12 отказано во включении в реестр недобросовестных поставщиков информации предоставленной ОГУ "ЦУКС Саратовской области" в отношении ПАО "Ростелеком".
Исследовав представленные в материалы дела доказательства, суд первой инстанции установил, что в период с момента заключения государственного контракта до момента его расторжения по инициативе Заказчика, последним была допущена просрочка исполнения встречных обязательств, повлекшая неблагоприятные для истца последствия в виде невозможности своевременно завершить проектные работы.
Пунктом 1.4 Контракта был установлен срок выполнения работ - 60 дней с момента заключения контракта.
Разделами 2, 11 Технического задания определена последовательность работ и требования к результату:
1) Проведение предпроектного обследования (комплексное обследование всех существующих программно-аппаратных комплексов, автоматизированных, информационно-аналитических и управляющих систем федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти Саратовской области, подведомственных им организаций, органов местного самоуправления пилотных муниципальных образований Саратовской области):
- обследование информационно - телекоммуникационной инфраструктуры помещений, в которых будут располагаться сервера, активное сетевое оборудование, рабочие станции и АТС;
- обследование и анализ деятельности дежурно-диспетчерских служб экстренных оперативных служб, единых дежурно-диспетчерских служб и центров обработки вызовов;
- обследование мест установки комплексов ФВФН и видеонаблюдения, мест установки метеорологических данных и датчиков уровня воды (гидропостов);
- изучение действующей нормативно-правовой базы; Финальный результат: отчёт об обследовании.
2) Техническое и рабочее проектирование:
- разработка проектных решений АПК БГ (далее - Системы) и ее компонентов;
- разработка и оформление комплекта документов технического проекта подготовка рабочей документации в соответствии с пунктами 11.2; 11.3 данного технического задания;
- согласование технического проекта и рабочей документации с органом исполнительной власти Саратовской области, уполномоченным в решении вопросов по направлению АПК "Безопасный город" и заказчиком;
- проведение государственной экспертизы проектных смет уполномоченной организацией.
Финальный результат:
- проектно-сметная документация;
- макетный образец проектируемого решения с реализованными сопряжениями как минимум с тремя региональными информационными системами действующими на территории Саратовской области.
15.10.2019 в целях исполнения Контракта ПАО "Ростелеком" направило в адрес ОГУ "ЦУКС" письмо, которым просило представить адресный план установки камер системы видеонаблюдения для дальнейшего проектирования установки и сопряжения, а также подготовки технических условий;
18.10.2019 ПАО "Ростелеком" обратилось в адрес ОГУ "ЦУКС" с письмом о предоставлении сведений, необходимых для проектирования системы оповещения населения, а также предоставлении технических условий на подключение к системам связи и электроснабжения;
24.10.2019 ПАО "Ростелеком" письмом предложило представить сведения об объектах коммунальной инфраструктуры и требования к компоненту мониторинга систем ЖКХ, а также представить сведения, необходимые для интеграции существующих комплексов фото-видеофиксации нарушений Правил дорожного движения в проектируемую систему;
В соответствии с таблицей N 12 пункта 6.1.1.3.2. Технического задания вопрос интеграции системы обеспечения правопорядка на дорогах в АПК БГ должен быть согласован Заказчиком с УМВД России по г. Саратов.
29.10.2019 ПАО "Ростелеком" указало на необходимость определения мест размещения установок обнаружения лесных пожаров для дальнейшего проектирования установки и сопряжения, а также подготовки технических условий.
Ответы на данные обращения от ОГУ "ЦУКС" не поступило.
28.11.2019 ПАО "Ростелеком" направило в адрес ОГУ "ЦУКС" на рассмотрение проектную документацию с учётом всей доступной и собранной самостоятельно на тот момент информации. Возражений на поступившую проектную документацию от Заказчика не поступало.
18.03.2020 ПАО "Ростелеком" уведомило ОГУ "ЦУКС" об отсутствии ответов на ранее направленные запросы.
29.04.2020 ПАО "Ростелеком" направило в адрес ОГУ "ЦУКС" на рассмотрение проектную документацию с учётом всей доступной и собранной самостоятельно на тот момент информации. Каких-либо возражений от Заказчика не поступало.
25.05.2020 ПАО "Ростелеком" направило в адрес ОГУ "ЦУКС" программу и методику испытаний макета опытного участка.
27.05.2020 ПАО "Ростелеком" предложило Заказчику уточнить содержание технического задания.
03.06.2020 ПАО "Ростелеком" напомнило Заказчику письмо о необходимости согласования проектных решений, направленных в апреле 2020 года.
11.06.2020 ПАО "Ростелеком" направило в адрес ОГУ "ЦУКС" проектную документацию на бумажном носителе.
23.06.2020 состоялась демонстрация макетного образца проектируемого решения с реализованными сопряжениями как минимум с тремя региональными информационными системами, действующими на территории Саратовской области, о чём был подписан протокол, и составлен акт от 30 июня (1 июля) 2020 года.
Поскольку в соответствии с пунктом 11.5. Технического задания макетный образец призван продемонстрировать работоспособность принятых проектных решений, суд пришел к верному выводу о том, что демонстрация макетного образца подтверждала корректность результатов работы проектировщиков, и соответствие принятых решений требованиям технического задания.
30.07.2020 в адрес ОГУ "ЦУКС" повторно направлена проектная документация на бумажном носителе.
В соответствии с пунктом 4.4. Контракта Заказчик проводит проверку соответствия состава, качества и сроков оказания Услуг условиям Контракта в течение трёх рабочих дней с момента получения.
При этом пунктом 8.2. Технического задания предусмотрено, что не подписание Заказчиком в срок акта предоставления услуги при отсутствии замечаний к результатам работ является фактом признания полного выполнения Исполнителем своих обязанностей по настоящему Договору надлежащим образом и в срок.
29.09.2020 ответчик направил истцу замечания Министерства жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области на разработанную проектно-сметную документацию.
02.12.2020 в рабочем порядке от Главного управления МЧС России по Саратовской области в адрес истца поступили замечания по ранее разработанному проекту, при этом от ответчика в адрес истца указанные замечания были направлены лишь 10.12.2020.
14.12.2020 ПАО "Ростелеком" письмом N 0611/05/7620/20 направило в адрес ОГУ "ЦУКС" проектную документацию, доработанную с учётом поступивших замечаний и рекомендаций.
16.12.2020 от ОГУ "ЦУКС" поступили замечания к проектной документации.
21.12.2020 в рамках исполнения Контракта ПАО "Ростелеком" направило в адрес ОГУ "ЦУКС" исправленную по замечаниям проектную документацию. Часть замечаний, указанных Заказчиком, не могла быть исправлена без дополнительных уточнений. Разъяснения по спорным пунктам были даны в ходе встреч, состоявшихся 22 и 25 декабря 2020 года.
В соответствии со статьей 718 Гражданского кодекса Российской Федерации на заказчика возложена обязанность по оказанию подрядчику содействия в выполнении работ.
Возлагая на подрядчика обязанность выполнить работы, предусмотренные договором, Гражданский кодекс Российской Федерации также обязывает и заказчика совершить определенные действия в целях достижения конечного результата работ.
Для установления значимых по делу обстоятельств, по ходатайству истца определением суда от 01.07.2021 была назначена судебная экспертиза, производство которой поручено автономной некоммерческой организации Экспертно-Консультационный Центр "Судтехэксперт".
На разрешение экспертов были поставлены вопросы:
1. Соответствует ли разработанная проектная документация условиям государственного контракта N 0860200000819009588_165400 от 30.09.2019, требованиям технического задания, методическим рекомендациям АПК "Безопасный город" построение (развитие), внедрение и эксплуатация, а также требованиям нормативной документации?
2. В случае, если документация не соответствует требованиям, то определить в какой части, причину не соответствия, и являются ли выявленные отклонения устранимыми?
3. Имеет ли для Заказчика потребительскую ценность разработанная проектная документация?
Согласно заключению экспертов N 418-1-64-А57-4231-2021-34 от 08.10.2021, разработанная в рамках государственного контракта N0860200000819009588_165400 от 30.09.2019 документация не в полной мере соответствует требованиям технического задания, а также требованиям нормативной документации. Установленные несоответствия отражены в пунктах 4.2, 4.3 исследовательской части настоящего заключения. "Методических рекомендаций" дублируют требования технических стандартов, а также требования технического задания, являющегося Приложением N 1 к Договору от "05" декабря 2019 года, ответ на вопрос о соответствии разработанной ПАО "Ростелеком" документации требованиям "Методических рекомендаций" исходит из ответов, данных в разделах 4.2, 4.3 настоящего заключения.
Выявленные несоответствия носят устранимый характер. Устранение возможно путем корректировки документов в части оформления в соответствии с требованиями нормативно-технической документации, а также исключения из состава документации ссылок на выведенный из действия РД 50-34.698-90, корректировки срока службы системы в часах, а также добавления в ПМИ предварительных испытаний и опытной эксплуатации.
Разработанная техническая документация имеет потребительскую ценность, поскольку выявленные несоответствия носят формальный характер и не связаны с содержанием и функциональными характеристиками, описанными в документации.
16 ноября 2021 года от АНО ЭКЦ "Судтехэксперт" поступили ответы на вопросы сторон по экспертному заключению, подтверждающие выводы экспертизы.
Определением суда от 21.12.2021 по делу назначена дополнительная экспертиза, производство которой поручено автономной некоммерческой организации Экспертно-Консультационному Центру "Судтехэксперт".
На разрешение экспертов поставлены вопросы:
1. Соответствует ли разработанная проектная документация условиям государственного контракта N 0860200000819009588_165400 от 30.09.2019, требованиям технического задания, методическим рекомендациям АПК "Безопасный город" построение (развитие), внедрение и эксплуатация, а также требованиям нормативной документации?
2. В случае, если документация не соответствует требованиям, то определить в какой части, причину не соответствия, и являются ли выявленные отклонения устранимыми?
3. Имеет ли для Заказчика потребительскую ценность, разработанная проектная документация на дату расторжения государственного контракта?
4. Установить соответствует ли содержание представленных ответчиком, третьим лицом материальных носителей содержанию материального носителя представленного истцом? Если имеются различия, то в чем заключаются данные несоответствия? Влияют ли данные несоответствия на выводы, сделанные при проведении экспертизы?
Экспертизу поручено провести с учетом представленных истцом, ответчиком, третьим лицом электронных носителей (дисков) в материалы дела.
Согласно дополнительному заключению экспертов N 418-1-64-А57-4231-2021-34-2 от 17.01.2022, разработанная в рамках государственного контракта N0860200000819009588_165400 от 30.09.2019 документация, содержащаяся на Диске N 1 (Том 2, стр.86 материалов дела), не в полной мере соответствует требованиям технического задания, а также требованиям нормативной документации. Установленные несоответствия отражены в пунктах 4.2, 4.3 исследовательской части заключения.
Разработанная в рамках государственного контракта N 0860200000819009588_165400 от 30.09.2019 документация, содержащаяся на Дисках N 2 (Том 4. Стр.47 материалов дела) и N 4 (Том 4. Стр.53 материалов дела), не соответствует требованиям технического задания, а также требованиям нормативной документации. Обнаруженное несоответствие требованиям технического задания связано с отсутствием на дисках модели угроз в составе документа "7 Подсистема обеспечения информационной безопасности.pdf".
Разработанная в рамках государственного контракта N 0860200000819009588_165400 от 30.09.2019 документация, содержащаяся на Диске N 3 (Том 4. Стр.104), не соответствует требованиям технического задания, а также требованиям нормативной документации. Обнаруженное несоответствие требованиям технического задания связано с отсутствием на дисках модели угроз в составе документа "7 Подсистема обеспечения информационной безопасности.pdf".
Все обнаруженные несоответствия подробно описаны в пунктах 4.2 и 4.3 исследовательской части заключения.
Методические рекомендации АПК "Безопасный город" дублируют требования технических стандартов, а также требования технического задания, являющегося Приложением N 1 к Договору от "05" декабря 2019 года, ответ на вопрос о соответствии разработанной ПАО "Ростелеком" документации требованиям "Методических рекомендаций" исходит из ответов, данных в разделах 4.2, 4.3 заключения.
Выявленные несоответствия носят устранимый характер. Устранение возможно путем корректировки документов в части оформления в соответствии с требованиями нормативно-технической документации, а также исключения из состава документации ссылок на выведенный из действия РД 50-34.698-90, корректировки срока службы системы в часах, а также добавления в ПМИ предварительных испытаний и опытной эксплуатации. Кроме того, для Дисков 2-4 необходимо добавить модель угроз в документ "7 Подсистема обеспечения информационной безопасности.pdf", а также скорректированные титульные листы и листы утверждений.
Разработанная техническая документация имеет потребительскую ценность, поскольку выявленные несоответствия носят формальный характер и не связаны с содержанием и функциональными характеристиками, описанными в документации. Однако, проектная документация требует внесения корректировок в соответствии с выявленными замечаниями.
Проектная документация, содержащаяся на оптических дисках, представленных ответчиком и третьим лицом, имеет отличия от оптического диска, содержащего проектную документацию, представленную истцом. Обнаруженные изменения связаны, как с изменением содержания текста, так и с его форматированием. Отличия Диска N 1 и Дисков N 2,4 заключаются в документах "7 Подсистема обеспечения информационной безопасности.pdf" и "12 Отчет о проведении предпроектного обследования.pdf".
По отношению к оптическому Диску N 1:
На Дисках N 2,4 в документе "7 Подсистема обеспечения информационной безопасности.pdf" отсутствует модель угроз.
На Дисках N 2,4 в документе "12 Отчет о проведении предпроектного обследования.pdf" были обнаружены изменения, перечень которых изложен в соответствующем файле отчета на оптическом диске, приложенном к заключению (Приложение N2).
Данные изменения связаны с форматированием текста, удалением фрагментов текста, а также изменением количества оборудования. Оценить причины и необходимость внесения изменений в рамках данного исследования не представляется возможным. Проектная документация, содержащаяся на Диске N 3 имеет значительное количество различий по сравнению с проектной документацией, содержащейся на дисках N 1, 2, 4, данные изменения обусловлены более ранней редакцией документов (от 10.12.2020) и связаны с изменением оформления проектной документации (изменение шифра документов, изменение форматирования текста, изменение титульных листов с добавлением листа утверждения и ссылок на него, добавление подписей и фамилий ответственных лиц в штамп в нижней части документов), а также изменения в тексте проектной документации, влияние которых не может быть оценено в рамках данного исследования, поскольку прямо не противоречит требованиям Технического задания (например, изменение количества оборудования или его наименования). Полный перечень обнаруженных различий содержится в отчетах о сравнении документов, представленных на оптическом диске в Приложении N2 к заключению.
Выявленные несоответствия не оказывают влияния на вывод, сделанный экспертами при первичной экспертизе, так как в первичной экспертизе вывод делался в отношении проектной документации, содержащейся на оптическом диске N 1.
В соответствии с частями 1, 3, 4 статьи 71 АПК РФ арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Вышеназванное заключение эксперта оценивается судом наряду с другими доказательствами по правилам статьи 71 АПК РФ.
Арбитражным процессуальным законодательством установлены критерии оценки доказательств в качестве подтверждающих факт наличия тех или иных обстоятельств. Доказательства, на основании которых лицо, участвующее в деле, обосновывает свои требования и возражения, должны быть допустимыми, относимыми и достаточными.
В частности, как указано в части 2 статьи 71 АПК РФ доказательство признается арбитражным судом достоверным, если в результате его проверки и исследования выясняется, что содержащиеся в нем сведения соответствуют действительности.
Процессуальный статус заключения судебной экспертизы определен законом в качестве доказательства, которое не имеет заранее установленной силы, не носит обязательного характера и подлежит оценке арбитражным судом наравне с другими представленными доказательствами.
Оценивая заключение судебной экспертизы и заключение дополнительной судебной экспертизы и принимая его в качестве допустимого доказательства, суд первой инстанции, оценив его по правилам ст. 71 и 86 АПК РФ, установил, что представленное заключение эксперта отвечает требованиям, предъявляемым к составлению такого рода документам, содержит сведения об экспертах, эксперты предупреждены об уголовной ответственности по статье 307 Уголовного кодекса Российской Федерации о даче заведомо ложного заключения.
Суд апелляционной инстанции отмечает, что эксперты на момент составления заключения обладали необходимыми специальными знаниями в соответствии с требованиями действующего законодательства, выполнили заключение, основываясь на результатах проведенных исследований в соответствии со своими специальными знаниями, на научной и практической основе, в пределах соответствующей специальности, всесторонне и в полном объеме.
Выводимый из смысла части 2 статьи 7 Федерального закона N 73-ФЗ принцип независимости эксперта как субъекта процессуальных правоотношений обусловливает самостоятельность эксперта в выборе методов проведения экспертного исследования; при этом свобода эксперта в выборе методов экспертного исследования ограничена требованием законности, а избранные им методы должны отвечать требованию допустимости судебных доказательств.
Поскольку из материалов дела не следует, что экспертами использованы недопустимые с точки зрения закона методы исследования, постольку у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для вывода о недопустимости экспертного заключения, а равно недостоверности содержащихся в нем выводов.
Процедура назначения и проведения судебной экспертизы соблюдена, сомнений в обоснованности экспертного заключения не имеется.
Сторонами заключение экспертизы не оспорено, доказательств опровергающих выводы экспертизы, не предоставлено.
Доводы апелляционной жалобы о том, что суд не мотивированно отклонил вопросы подлежащие постановке перед экспертами, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными, поскольку в силу требований ст. 82 АПК РФ окончательный круг вопросов для экспертного исследования формирует суд, исходя из их соответствия предмету и характеру проводимой экспертизы, обстоятельств дела, имеющих значение для его правильного рассмотрения и разрешения.
Таким образом, из представленных в материалы дела заключений экспертов следует, что выявленные недостатки проектной документации являются устранимыми в случае ее оформления в соответствии с требованиями нормативной документации, исключения из ссылок недействующих методических указаний, корректировки срока службы в часах и добавления в ПМИ предварительных испытаний и опытной эксплуатации. При этом разработанная документация имеет потребительскую ценность.
Ответчиком в судебном заседании, в том числе суда апелляционной инстанции не оспаривалось, что результат работы истцу не возвращен.
В силу принципа состязательности, закрепленного законодателем в статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, бремя доказывания наличия обстоятельств для одностороннего отказа от договора лежит в данном случае на Заказчике как на стороне, которой закон позволяет отказаться от договора в одностороннем порядке.
Согласно пункту 3 статьи 1 ГК РФ при установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно.
Пунктом 1 разъяснений, указанных в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" следует, что положения Гражданского кодекса Российской Федерации, законов и иных актов, содержащих нормы гражданского права (статья 3 ГК РФ), подлежат истолкованию в системной взаимосвязи с основными началами гражданского законодательства, закрепленными в статье 1 ГК РФ.
В соответствии с абз. 3 п. 1 постановления Пленума ВС РФ N 25 оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации. По общему правилу пункта 5 статьи 10 ГК РФ добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются, пока не доказано иное.
В пункте 14 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 22.11.2016 N 54 "О некоторых вопросах применения общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации об обязательствах и их исполнении" разъяснено, что при осуществлении стороной права на одностороннее изменение условий обязательства или односторонний отказ от его исполнения она должна действовать разумно и добросовестно, учитывая права и законные интересы другой стороны (пункт 3 статьи 307 и пункт 4 статьи 450.1 Гражданского кодекса Российской Федерации). Нарушение этой обязанности может повлечь отказ в судебной защите названного права полностью или частично, в том числе признание ничтожным одностороннего изменения условий обязательства или одностороннего отказа от его исполнения (пункт 2 статьи 10, пункт 2 статьи 168 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 10 "Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28.06.2017, при несовершении заказчиком действий, предусмотренных законом, иными правовыми актами или договором либо вытекающих из обычаев или существа обязательства, до совершения которых исполнитель государственного (муниципального) контракта не мог исполнить своего обязательства, исполнитель не считается просрочившим, а сроки исполнения обязательств по государственному (муниципальному) контракту продлеваются на соответствующий период просрочки заказчика.
Согласно части 3 статьи 405 Гражданского кодекса Российской Федерации должник не считается просрочившим, пока обязательство не может быть исполнено вследствие просрочки кредитора.
Оценив представленные сторонами в подтверждение доводов иска и возражений доказательства, с учетом установленных по делу обстоятельств, суд пришел к верному выводу о том, что нарушение сроков выполнения проектных работ было вызвано действиями ответчика, не предоставившего необходимую информацию для выполнения контракта в установленный срок, результат работ передан Заказчику, а имеющиеся недостатки выполненной работы являются несущественными и устранимыми.
Согласно пункту 2 статьи 328 ГК РФ в случае непредоставления обязанной стороной обусловленного договором исполнения обязательства либо наличия обстоятельств, очевидно свидетельствующих о том, что такое исполнение не будет произведено в установленный срок, сторона, на которой лежит встречное исполнение, вправе приостановить исполнение своего обязательства либо отказаться от исполнения этого обязательства и потребовать возмещения убытков.
Встречным признается исполнение обязательства одной из сторон, которое обусловлено исполнением другой стороной своих обязательств (п. 1 ст. 328 ГК РФ).
Правовое регулирование подряда учитывает, что результат создается в процессе взаимодействия сторон, при этом обе стороны, и заказчик, и подрядчик должны предпринимать все зависящие от них усилия для целей создания качественного результата. Наличие у подрядчика специальных познаний как у профессионала в соответствующей области работ законодателем учитывается, именно на подрядчика возложена обязанность по информированию заказчика об обстоятельствах, которые грозят годности результата.
Сам по себе факт заключения подрядчиком договора на предложенных заказчиком условиях не снимает с подрядчика обязанности, установленной в пункте 1 статьи 716 Гражданского кодекса, равно как и не лишает подрядчика правовых гарантий, закрепленных в пункте 3 статьи 716 Гражданского кодекса.
Суд правомерно указал, что Заказчик был обязан ответить на обращения истца и предоставить необходимые исходные данные (раздел 2.2 Контракта).
Аналогичная обязанность возложена на него пунктом 1 статьи 759 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Доводы апеллянта о том, что такая обязанность у Заказчика отсутствовала, и получение запрашиваемой информации являлось обязанностью истца на стадии проведения предпроектного обследования не подтверждаются условиями Государственного контракта и технического задания.
Кроме того, вопреки доводам апелляционной жалобы, ответчик не представил доказательств того, что недостатки выполненной истцом работы исключают возможность использования результата работ для указанной в договоре цели и не могут быть устранены подрядчиком.
Доводы апелляционной жалобы о том, что недостатки работ являются существенными и неустранимыми опровергаются материалами дела, в том числе и заключением судебных экспертиз.
Таким образом, заказчик фактически при наличии несущественных нарушений воспользовался крайней мерой в виде расторжения контракта, что не отвечает целям Закона N 44-ФЗ (результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, предотвращение злоупотреблений в сфере таких закупок).
Кроме того, судом учтено, что истец не уклонялся от исполнения обязательств, а допущенная просрочка выполнения работ является основанием для применения гражданско-правовой ответственности в виде взыскания неустойки в соответствии с условиями контракта.
Доказательств, свидетельствующих о недобросовестном поведении истца или умышленном уклонении истца от исполнения условий контракта, материалы дела не содержат.
Поскольку оснований для расторжения контракта по инициативе заказчика ввиду виновного нарушения подрядчиком сроков выполнения работ, как и неоднократного нарушения обязательств по контракту не установлено, доказательств существенного нарушения договора со стороны подрядчика заказчиком не представлено, требования истца о признании недействительным одностороннего отказа от исполнения договора обоснованно удовлетворено судом первой инстанции.
Оснований для иной оценки обстоятельств спора и представленных в материалы дела доказательств судом апелляционной инстанции не установлено.
Содержащиеся в жалобе доводы не содержат фактов, которые влияли бы на законность и обоснованность обжалуемого решения. Они не опровергают выводы суда первой инстанции по существу рассмотренного дела, а выражают несогласие с ними, что не является основанием для отмены оспариваемого решения.
Судебный акт первой инстанции принят при полном выяснении обстоятельств, имеющих значение для дела, нормы процессуального и материального права применены судом верно, с учетом конкретных обстоятельств дела, содержащиеся в нем выводы не противоречат установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся доказательствам, судом первой инстанции не нарушено единообразие в толковании и применении норм права.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены обжалуемого судебного акта не имеется.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина по апелляционной жалобе относится на заявителя. Поскольку при принятии жалобы к производству апелляционного суда заявителю была предоставлена отсрочка уплаты государственной пошлины до окончания рассмотрения дела, она подлежит взысканию с последнего в доход федерального бюджета в размере 3000 руб. (статья 333.21 НК РФ).
Руководствуясь статьями 110, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двенадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Саратовской области от 10 февраля 2022 года по делу N А57-4231/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Взыскать с областного государственного учреждения "Безопасный регион", г. Саратов (ОГРН 1066450113883, ИНН 6450919518) в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 3000 рублей.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Н.В. Савенкова |
Судьи |
О.В. Лыткина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А57-4231/2021
Истец: ПАО "Ростелеком"
Ответчик: ОГУ СО Безопасный регион, ОГУ Центр управления в кризисных ситуациях СО
Третье лицо: Управление обеспечения безопасности жизнедеятельности населения Правительства Саратовской области, Управление обеспечения жизнедеятельности населения Правительства Саратовской области, АНОЭКЦ "Судтехэксперт"