г. Владимир |
|
13 апреля 2022 г. |
Дело N А79-5035/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06.04.2022.
Постановление в полном объеме изготовлено 13.04.2022.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Москвичевой Т.В.,
судей Гущиной А.М., Кастальской М.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Семиной И.А.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации города Чебоксары Чувашской Республики на решение Арбитражного суда Чувашской Республики-Чувашии от 18.01.2022 по делу N А79-5035/2021, принятое по заявлению администрации города Чебоксары Чувашской Республики о признании недействительным предписания Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Чебоксары от 07.06.2021 N 159.
В судебное заседание представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенные о дате, времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, не явились.
Изучив материалы дела, Первый арбитражный апелляционный суд установил следующее.
Отделом государственной инспекции безопасности дорожного движения по г. Чебоксары Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Чебоксары (далее по тексту - Управление) в целях устранения нарушений законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения, правил, стандартов, технических норм и иных требований нормативных документов в области обеспечения безопасности дорожного движения при надзоре за дорожным движением выявлены недостатки в эксплуатационном состоянии автомобильной дороги (улицы), железнодорожного переезда, а именно в нарушение пункта 5.1.1 ГОСТ Р 50597-2017 на противоположной стороне дома N 17 по ул. Ярославская на тротуаре (город мастеров, координаты: 56.145518, 47.254962) установлены посторонние предметы в виде торговых ларьков; на пересечении Исторической набережной с ул. К. Иванова возле нерегулируемого пешеходного перехода (координаты: 56.150708, 47.251533) установлен посторонний предмет в виде торгового ларька.
По результатам составлен акт от 07.06.2021 и администрации города Чебоксары Чувашской Республики (далее по тексту - Администрация) выдано предписание от 07.06.2021 N 159.
Не согласившись с данным предписанием, Администрация обратилась в Арбитражный суд Чувашской Республики - Чувашии с заявлением о признании его недействительным.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований, относительно предмета спора, привлечены Чебоксарское городское собрание депутатов, муниципальное бюджетное учреждение "Управление жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства", индивидуальный предприниматель Сергеева Наталья Гавриловна, автономное учреждение "Физкультурно-спортивный комплекс "Восток" муниципального образования города Чебоксары-столицы Чувашской Республики.
Решением от 18.01.2022 в удовлетворении заявленного требования отказано.
В апелляционной жалобе Администрация ссылается на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствие выводов, изложенных в решении обстоятельствам дела.
Указывает, что из оспариваемого предписания не представляется возможным установить, какие из размещенных нестационарных торговых объектов по ул. Ярославская, К. Иванова нарушают требования законодательства в области безопасности дорожного движения. Также указывает, что предписание не содержит четкой формулировки относительно конкретных действий, которые необходимо совершить, является недоступным для понимания и неисполнимым, поскольку отсутствует наличие реальной возможности у лица, привлекаемого к ответственности, устранить в указанный срок выявленное нарушение.
Лица, участвующие в деле, отзывы на апелляционную жалобу в установленный законом срок не представили, явку в судебное заседание не обеспечили.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, Первый арбитражный апелляционный суд не усмотрел оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Из оспариваемого предписания усматривается, что на Администрацию возложена обязанность в целях устранения нарушений законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения, правил, стандартов, технических норм и требований нормативных документов в области обеспечения безопасности дорожного движения в течение 3 часов с момента получения предписания демонтировать посторонние предметы в виде торговых ларьков на противоположной стороне дома N 17 по ул. Ярославская на тротуаре (город мастеров, координаты: 56.145518, 47.254962); демонтировать посторонний предмет в виде торгового ларька на пересечении Исторической набережной с ул. К. Иванова возле нерегулируемого пешеходного перехода (координаты: 56.150708, 47.251533)
Согласно пункту 1 Положения "О Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации", утвержденного Указом Президента РФ от 15 июня 1998 г. N 711 (далее - Положение о Госавтоинспекции), Государственная инспекция безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации (далее - ГИБДД) осуществляет специальные контрольные, надзорные и разрешительные функции в области обеспечения безопасности дорожного движения.
В соответствии с пунктом 2 Положения о Госавтоинспекции последняя обеспечивает соблюдение юридическими лицами независимо от формы собственности и иными организациями, должностными лицами и гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства (далее именуются - граждане) законодательства Российской Федерации, иных нормативных правовых актов, правил, стандартов и технических норм (далее именуются - нормативные правовые акты) по вопросам обеспечения безопасности дорожного движения, проведение мероприятий по предупреждению дорожно-транспортных происшествий и снижению тяжести их последствий в целях охраны жизни, здоровья и имущества граждан, защиты их прав и законных интересов, а также интересов общества и государства.
Решения, требования и указания должностных лиц Госавтоинспекции по вопросам, относящимся к их компетенции, обязательны для юридических лиц независимо от формы собственности и иных организаций, должностных лиц и граждан.
В соответствии с положениями абзацев 1 и 4 подпункта "а", подпункта "т" пункта 11 Положения о Госавтоинспекции, на Госавтоинспекцию возлагаются: осуществление государственного контроля и надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации, правил, стандартов, технических норм и других нормативных документов в области обеспечения безопасности дорожного движения, в том числе, которыми устанавливаются требования к эксплуатационному состоянию и ремонту автомобильных дорог, дорожных сооружений; выявление причин и условий, способствующих совершению дорожно-транспортных происшествий, нарушений правил дорожного движения, иных противоправных действий, влекущих угрозу безопасности дорожного движения, и принятие мер по их устранению.
Согласно подпункту "б" пункта 12 Положения о Госавтоинспекции ГИБДД для выполнения возложенных на нее обязанностей имеет право давать юридическим лицам и должностным лицам обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений нормативных правовых актов в области обеспечения безопасности дорожного движения, а в случае непринятия по таким предписаниям необходимых мер привлекать виновных лиц к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации.
Предписания даются главными государственными инспекторами безопасности дорожного движения в соответствии с их компетенцией в письменной форме с указанием сроков представления информации о принимаемых мерах.
Обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется, в том числе посредством установления полномочий и ответственности органов местного самоуправления, регулирования деятельности на автомобильном транспорте и в дорожном хозяйстве (статьи 1, 4, 5 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения").
В соответствии со статьей 1 основной задачей Федерального закона N 196-ФЗ является - охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий.
В силу части 2 статьи 12 Федерального закона N 196-ФЗ обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
Требования к параметрам и характеристикам эксплуатационного состояния (транспортно-эксплуатационным показателям) автомобильных дорог общего пользования (далее - дорог), улиц и дорог городов и сельских поселений (далее - улиц), железнодорожных переездов, допустимого по условиям обеспечения безопасности дорожного движения, методам их контроля, а также предельные сроки приведения эксплуатационного состояния дорог и улиц в соответствие его требованиям установлены "ГОСТ Р 50597-2017. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля", утвержденного Приказом Росстандарта от 26.09.2017 N 1245-ст (далее - ГОСТ Р 50597-2017).
Требования указанного стандарта направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, сохранение жизни, здоровья и имущества населения, охрану окружающей среды.
Согласно пункту 5.1.1 ГОСТ Р 50597-2017 проезжая часть дорог и улиц, тротуары, пешеходные и велосипедные дорожки, посадочные площадки остановочных пунктов, разделительные полосы и обочины должны быть без посторонних предметов, в том числе предметов, не относящихся к элементам обустройства (массивные предметы по 4.4 и т.п.), за исключением рекламных конструкций и наружной рекламы, размещенных на улицах населенных пунктов.
Посторонние предметы должны быть удалены: с проезжей части дорог и улиц, краевых полос у обочины и полос безопасности у разделительной полосы, тротуаров, с пешеходных и велосипедных дорожек, посадочных площадок остановочных пунктов в течение трех часов с момента обнаружения; с разделительных полос и обочин в течение трех суток с момента обнаружения.
Предметы, не относящиеся к элементам обустройства, должны быть удалены в течение двух часов с момента обнаружения.
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.10.1993 N 1090 "О правилах дорожного движения" под пешеходным переходом понимается участок проезжей части, трамвайных путей, обозначенный знаками 5.19.1, 5.19.2 и (или) разметкой 1.14.1 и 1.14.2 и выделенный для движения пешеходов через дорогу. При отсутствии разметки ширина пешеходного перехода определяется расстоянием между знаками 5.19.1 и 5.19.2.
Тротуар - это элемент дороги, предназначенный для движения пешеходов и примыкающий к проезжей части или к велосипедной дорожке либо отделенный от них газоном.
Пунктом 1 статьи 130 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.
В силу пункта 6 статьи 2 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" под нестационарным торговым объектом понимается торговый объект, представляющий собой временное сооружение или временную конструкцию, не связанные прочно с земельным участком вне зависимости от наличия или отсутствия подключения (технологического присоединения) к сетям инженерно-технического обеспечения, в том числе передвижное сооружение.
В соответствии со статьей 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации размещение нестационарных торговых объектов на землях и земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании схемы размещения нестационарных торговых объектов в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон о торговой деятельности).
В силу пункту 1 статьи 10 Закона о торговой деятельности размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.
Схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (пункт 3 статьи 10 Закона о торговой деятельности).
Как следует из материалов дела, при надзоре за дорожным движением выявлены недостатки в эксплуатационном состоянии автомобильной дороги (улицы), железнодорожного переезда, а именно в нарушение пункта 5.1.1 ГОСТ Р 50597-2017 на противоположной стороне дома N 17 по ул. Ярославская на тротуаре (город мастеров, координаты: 56.145518, 47.254962) установлены посторонние предметы в виде торговых ларьков; на пересечении Исторической набережной с ул. К. Иванова возле нерегулируемого пешеходного перехода (координаты: 56.150708, 47.251533) установлен посторонний предмет в виде торгового ларька.
Судом установлено, что на момент размещения спорных нестационарных торговых объектов действовало решение Чебоксарского городского Собрания депутатов Чувашской Республики от 21.11.2013 N 1205 "О Схеме размещения нестационарных торговых объектов на территории города Чебоксары".
В настоящее время действующим является решение Чебоксарского городского Собрания депутатов ЧР от 25.12.2018 N 1516 "О Схеме размещения нестационарных торговых объектов на территории города Чебоксары".
На основании пункта 5 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ) дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечения безопасности дорожного движения на них, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности отнесены к вопросам местного значения городского округа.
Полномочия органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения осуществляются органами местного самоуправления самостоятельно (часть 3 статьи 17 Закона N 131-ФЗ).
Согласно части 1 статьи 34 Закона N 131-ФЗ исполнительно-распорядительным органом муниципального образования является местная администрация, которая уставом муниципального образования наделяется полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (часть 1 статьи 37 названного Закона).
Выявленные нарушения влияют на обеспечение безопасности дорожного движения и приводят к нарушению Закона о безопасности дорожного движения.
Довод Администрации о том, что спорные нестационарные торговые объекты не находятся в её собственности, и что спорные нестационарные торговые объекты размещены на территории города Чебоксары на основании аукциона правомерно отклонен судом первой инстанции, как не имеющий правового значения для рассматриваемого дела об оспаривании предписания
Одним из основных принципов обеспечения безопасности дорожного движения является приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности. Другими такими принципами являются приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении, а также соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения (статья 3 Закона о безопасности дорожного движения).
Исходя из абзаца второго статьи 5 Закона о безопасности дорожного движения обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется посредством установления полномочий и ответственности, в том числе, органов местного самоуправления.
Вопреки доводам Администрации, нарушений при вынесении оспариваемого предписания Управлением не допущено.
Порядок осуществления федерального государственного надзора в области безопасности дорожного движения в части соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами участниками дорожного движения, требований законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения, правил, стандартов, технических норм и иных требований нормативных документов в области обеспечения безопасности дорожного движения при строительстве, реконструкции, ремонте и эксплуатации автомобильных дорог определяет Административный регламент, утвержденный приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 30.03.2015 N 380, который действовал на момент вынесения оспариваемого предписания (далее - Административный регламент).
Пунктом 33 Административного регламента предусмотрено, что федеральный государственный надзор осуществляется посредством организации и проведения плановых и внеплановых документарных и выездных проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в соответствии со статьями 9 - 14 Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, систематического наблюдения за исполнением обязательных требований безопасности, анализа и прогнозирования состояния исполнения обязательных требований безопасности при осуществлении юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами своей деятельности, а также посредством осуществления специальных контрольных, надзорных и разрешительных функций (полномочий) в области обеспечения безопасности дорожного движения в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Надзор за дорожным движением осуществляется непрерывно, в целях контроля за эксплуатационным состоянием автомобильных дорог, дорожных сооружений, железнодорожных переездов и линий городского электрического транспорта, соблюдением обязательных требований безопасности при проведении ремонтно-строительных и других работ на автомобильных дорогах; принятия мер по устранению угроз безопасности дорожного движения и нарушений обязательных требований безопасности при строительстве, реконструкции, ремонте и эксплуатации автомобильных дорог, а также совершенствованию организации дорожного движения (пункт 81 Административного регламента).
Согласно пункту 87 Административного регламента при выявлении нарушений обязательных требований безопасности принимаются решения, предусмотренные пунктом 17 настоящего Административного регламента.
В соответствии с пунктом 17 Административного регламента по результатам исполнения государственной функции принимается, в том числе, решение о выдаче обязательного для исполнения предписания об устранении нарушений обязательных требований безопасности при строительстве, реконструкции, ремонте и эксплуатации автомобильных дорог (приложение N 2).
Указанный в предписании срок исполнения выявленных нарушений, суд находит соответствующим установленного в пункте 5.1.1 ГОСТ Р 50597- 2017.
Доводы Администрации об отсутствии доказательств обследования дороги и невозможности надлежащей индивидуализации торговых объектов обоснованно отклонены судом первой инстанции подлежит как противоречащие материалам дела, поскольку в материалы дела иметься акт выявленных недостатков в эксплуатационном состоянии автомобильной дороги (улицы), железнодорожного переезда от 07.06.2021 (л.д. 33), фотокопия (л.д. 34), схема организации дорожного движения (л.д. 70-71), а также в ходе судебного разбирательства представлены фотокопии и схема (л.д. 89-94). Кроме того, в предписании указаны координаты торговых ларьков, к участию в деле в качестве третьих лиц привлечены их владельцы.
При изложенных обстоятельствах, суд первой инстанции обоснованно отказал Администрации в удовлетворении заявленного требования.
Таким образом, Арбитражный суд Чувашской Республики - Чувашии полно выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, его выводы соответствуют обстоятельствам дела, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, не допущено, в связи с чем апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Чувашской Республики-Чувашии от 18.01.2022 по делу N А79-5035/2021 оставить без изменения.
Апелляционную жалобу администрации города Чебоксары Чувашской Республики оставить без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня принятия.
Председательствующий судья |
Т.В. Москвичева |
Судьи |
А.М. Гущина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А79-5035/2021
Истец: Администрация города Чебоксары Чувашской Республики
Ответчик: Управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Чебоксары
Третье лицо: АУ "Физкультурно-спортивный комплекс "Восток" муниципального образования города Чебоксары-столицы Чувашской Республики, ИП Сергеева Наталья Гавриловна, МБУ "Управление жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства", Чебоксарское городское Собрание депутатов