г. Тула |
|
12 апреля 2022 г. |
Дело N А62-7602/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05.04.2022.
Постановление изготовлено в полном объеме 12.04.2022.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Большакова Д.В., судей Стахановой В.Н. и Тимашковой Е.Н., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Мазницей Е.С., в отсутствие заявителя - акционерного общества "Смоленский ДОК" (г. Смоленск, пос. Пронино ОГРН 1026701441491, ИНН 6729001349), заинтересованного лица - департамента Смоленской области по энергетике, энергоэффективности, тарифной политике (г. Смоленск, ОГРН 1026701441568, ИНН 6730029638), извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу акционерного общества "Смоленский ДОК" на решение Арбитражного суда Смоленской области от 26.01.2022 по делу N А62-7602/2021 (судья Пудов А.В.),
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Смоленский ДОК" (далее - АО "Смоленский ДОК", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Смоленской области с заявлением к департаменту Смоленской области по энергетике, энергоэффективности, тарифной политике (далее - департамент) о признании незаконным и отмене постановления от 27.08.2021 N 24-21 о назначении административного наказания по части 1 статьи 19.8.1 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации (далее - КоАП РФ).
Решением Арбитражного суда Смоленской области от 26.01.2022 постановление департамента от 27.08.2021 N 24-21 изменено в части назначения наказания, размер назначенного АО "Смоленский ДОК" административного штрафа по части 1 статьи 19.8.1 КоАП РФ снижен со 100 000 рублей до 50 000 рублей.
Не согласившись с состоявшимся судебным актом, АО "Смоленский ДОК" обжаловало его в апелляционном порядке. Полагает, что на момент вынесения департаментом оспариваемого постановления истек срок давности привлечения к административной ответственности. Считает, что общество не является субъектом вменяемого административного правонарушения.
Департамент возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание представителей не направили, извещены о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со статьями 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Проверив в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 АПК РФ, законность обжалуемого судебного акта, Двадцатый арбитражный апелляционный суд приходит к выводу об отсутствии оснований для его отмены или изменения в связи со следующим.
Как следует из материалов дела, по результатам проведенного департаментом мониторинга информации, размещенной на портале раскрытия информации ФАС России (ri.eias.ru), по состоянию на 04.03.2021 установлено, что на указанную дату информация о регулируемой деятельности в сфере холодного водоснабжения и водоотведения, которая в соответствии с пунктами 27, 48 Стандартов раскрытия информации в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17.01.2013 N 6 (далее - Стандарты), должна размещаться АО "Смоленский ДОК" в течение 30 календарных дней со дня принятия департаментом постановления от 16.12.2020 N 203 "О внесении изменений в постановление департамента Смоленской области по энергетике, энергоэффективности, тарифной политике от 20.12.2018 N 271" (далее - Постановление N 203), не размещена.
В этой связи департамент усмотрел в действиях АО "Смоленский ДОК" признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.8.1 КоАП РФ.
Должностным лицом департамента 12.08.2021 в отношении АО "Смоленский ДОК" в присутствии его представителя Петроченкова Д.В. составлен протокол N 24 об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 19.8.1 КоАП РФ.
И.о. начальника департамента 27.08.2021 вынесено постановление N 24-21 о назначении обществу административного наказания в виде штрафа в размере 100 000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением. В обоснование заявленных требований указало на то, что, поскольку Постановлением N 203 тарифы на холодную воду на плановый период с 2020 по 2023 год не были изменены, у общества отсутствовала обязанность по раскрытию информации. Полагало, что не относится к субъектам естественных монополий и, следовательно, не является субъектом правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.8.1 КоАП РФ.
Рассматривая спор по существу, суд первой инстанции обоснованно руководствовался следующим.
В соответствии с частью 1 статьи 19.8.1 КоАП РФ непредоставление сведений или предоставление заведомо ложных сведений о своей деятельности, неопубликование сведений или опубликование заведомо ложных сведений о своей деятельности субъектами естественных монополий, и (или) операторами по обращению с твердыми коммунальными отходами, региональными операторами по обращению с твердыми коммунальными отходами, и (или) теплоснабжающими организациями, а также должностными лицами федерального органа исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов, должностными лицами органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) либо должностными лицами органов местного самоуправления, осуществляющих регулирование цен (тарифов), если опубликование и (или) предоставление таких сведений являются обязательными в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо нарушение порядка, способа или сроков, которые установлены стандартами раскрытия информации, и форм ее предоставления должностными лицами указанных органов и организациями, за исключением случаев, предусмотренных статьями 9.15, 13.19.1 и 13.19.2 данного Кодекса, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.
Из материалов дела следует, АО "Смоленский ДОК" имеет в собственности водозабор, который обеспечивает подачу холодной воды в централизованную систему водоснабжения пос. Пронино г. Смоленска.
Постановлением департамента от 20.12.2018 N 271 "Об установлении тарифов на питьевую воду и водоотведение АО "Смоленский ДОК" (г. Смоленск)" (далее - Постановление N 271) для общества утверждены одноставочные тарифы на холодную питьевую воду и водоотведение для расчетов с потребителями на 2019-2023 годы.
Постановлением N 203 размер тарифов на 2021-2023 годы изменен.
Постановление N 203 размещено на официальном сайте департамента 16.12.2020 и опубликовано в информационном бюллетене "Вестник Смоленской областной Думы и администрации Смоленской области" от 21.12.2020 N 12 (часть 5).
В соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон N 416-ФЗ) организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, обязаны обеспечивать горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, водоотведение, осуществлять иную регулируемую деятельность в сфере водоснабжения и водоотведения путем эксплуатации централизованных и нецентрализованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, централизованных систем водоотведения или отдельных объектов таких систем в соответствии с требованиями данного Закона.
В силу части 1 статьи 34 Закона N 416-ФЗ организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, органы регулирования тарифов обязаны раскрывать информацию в соответствии с утвержденными Правительством Российской Федерации стандартами раскрытия информации в сфере водоснабжения и водоотведения.
Согласно разделу II Методических указаний по расчету регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных приказом ФСТ России от 27.12.2013 N 1746-э, при расчете объема воды, отпускаемой абонентам, на очередной год используются расчетные объемы отпуска воды за текущий год и фактические объемы отпуска воды за предшествующие три года, определяемые органом регулирования с учетом представленной регулируемыми организациями информации в соответствии со Стандартами, которыми установлен состав и порядок раскрытия информации регулируемыми организациями.
В силу пункта 3 Стандартов регулируемыми организациями информация раскрывается путем размещения в федеральной государственной информационной системе "Единая информационно-аналитическая система "Федеральный орган регулирования - региональные органы регулирования - субъекты регулирования" (далее - система ЕИАС).
Пунктом 27 Стандартов установлено, что регулируемая организация не позднее 30 календарных дней со дня принятия департаментом Смоленской области по энергетике, энергоэффективности, тарифной политике постановления об утверждении тарифов на услуги в сфере водоснабжения обязана раскрыть следующую информацию:
- о тарифах на регулируемые товары (услуги);
- об условиях, на которых осуществляется поставка регулируемых товаров (оказание регулируемых услуг), и (или) об условиях договоров о подключении к системе централизованного водоснабжения;
- о порядке выполнения технологических, технических и других мероприятий, связанных с подключением к централизованной системе холодного водоснабжения.
Кроме того, регулируемая организация не позднее дня, следующего за днем размещения информации в информационно-аналитической системе, уведомляет орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов о размещении соответствующей информации в информационно-аналитической системе (пункт 10 Стандартов).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.06.2013 N 543 утверждено Положение о государственном контроле (надзоре) в области регулируемых государством цен (тарифов), которое предусматривает, что контроль за соблюдением стандартов раскрытия информации в сферах теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения осуществляют органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченные по вопросам государственного регулирования тарифов.
В Смоленской области полномочиями по государственному регулированию тарифов наделен департамент Смоленской области по энергетике, энергоэффективности, тарифной политике, который осуществляет также контроль за соблюдением стандартов раскрытия информации в том числе теплоснабжающими, теплосетевыми организациями (постановление администрации Смоленской области от 09.07.2012 N 432 "Об утверждении Положения о департаменте Смоленской области по энергетике, энергоэффективности, тарифной политике").
Из материалов дела следует, что ранее установленные Постановлением N 203 департаментом для АО "Смоленский ДОК" тарифы на водоснабжение и водоотведение на 2019-2023 годы были изменены Постановлением N 271.
В частности, согласно Постановлению N 271 (в редакции постановления от 13.12.2019 N 259) одноставочный тариф для населения составлял на водоснабжение с 01.07.2021 - 15 руб. 61 коп./куб.м (с НДС - 18 руб. 73 коп.), с 01.07.2022 - 16 руб. 68 коп./куб.м (20 руб. 02 коп.), на водоотведение с 01.07.2021 - 24 руб. 24 коп./куб.м (29 руб. 09 коп.), с 01.07.2022 - 25 руб. 60 коп./куб.м (30 руб. 72 коп.).
В соответствии с Постановлением N 203 одноставочный тариф для населения составляет на водоснабжение с 01.07.2021 - 15 руб. 97 коп./куб.м (с НДС - 19 руб. 16 коп.), с 01.07.2022 - 16 руб. 68 коп./куб.м (20 руб. 02 коп.), на водоотведение с 01.07.2021 - 24 руб. 66 коп./куб.м (29,59), с 01.07.2022 - 25 руб. 57 коп./куб.м (30 руб. 68 коп.).
Между тем, информация о регулируемой деятельности в сфере холодного водоснабжения и водоотведения, которая в соответствии с пунктами 27, 48 Стандартов должна размещаться АО "Смоленский ДОК" в течение 30 календарных дней со дня принятия департаментом Постановления N 203, на портале раскрытия информации ФАС России (ri.eias.ru) по состоянию на 04.03.2021 не размещена.
Факт неразмещения АО "Смоленский ДОК" в установленный срок в ЕИАС информации о регулируемой деятельности в сфере холодного водоснабжения и водоотведения подтверждается материалами дела, в том числе результатами проведенного департаментом мониторинга портала раскрытия информации ФАС России (ri.eias.ru) по состоянию на 04.03.2021, протоколом от 12.08.2001 N 24 об административном правонарушении, и заявителем по существу не оспаривается.
В соответствии с частью 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых доказана его вина.
Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых данным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доказательств, свидетельствующих о том, что общество предприняло исчерпывающие меры для соблюдения вышеуказанных нормативных требований, в материалы дела не представлено, равно как и не представлено доказательств невозможности соблюдения обществом данных требований в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые оно не могло предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась.
Учитывая изложенное, апелляционный суд поддерживает вывод суда первой инстанции о наличии вины общества в совершении вменяемого правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.8.1 КоАП РФ.
Довод заявителя о том, что он не является субъектом естественной монополии и, соответственно, не может быть субъектом правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.8.1 КоАП РФ, обоснованно отклонен судом первой инстанции по следующим основаниям.
В соответствии с положениями статьи 3 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях" (далее - Закон N 147-ФЗ) естественная монополия - это состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства), а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров. Субъектом естественной монополии является хозяйствующий субъект, занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии.
Согласно статье 4 Закона N 147-ФЗ водоснабжение и водоотведение с использованием централизованных систем, систем коммунальной инфраструктуры относится к сферам деятельности субъектов естественных монополий.
Статьей 10 Закона N 147-ФЗ установлено, что органы регулирования естественных монополий формируют и ведут реестр субъектов естественных монополий, в отношении которых осуществляются государственные регулирование и контроль. Основаниями для введения государственного регулирования деятельности в отношении субъекта естественной монополии и включения его в данный реестр являются заявление хозяйствующего субъекта, предложения федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, общественных организаций потребителей, их ассоциаций и союзов.
В соответствии с приказом Федеральной службы по тарифам от 13.10.2010 N 481-э "Об утверждении Порядка рассмотрения документов, представляемых для принятия решения о введении, изменении или прекращении регулирования деятельности субъектов естественных монополий, и перечня таких документов" реестр субъектов естественных монополий представляет собой базу данных, содержащую в бумажной и электронной форме информацию о хозяйствующих субъектах (юридических лицах), занятых производством (реализацией) товаров (услуг) в условиях естественной монополии в топливно-энергетическом комплексе, на транспорте, связи, в сфере водоснабжения и (или) водоотведения (наименование, юридический и почтовый адреса, банковские реквизиты, телефоны, коды, данные об объемах оказываемых услуг, выручке и т.д.).
Реестр субъектов естественных монополий носит заявительный характер и формируется на основании информации, полученной от федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, общественных объединений потребителей, их ассоциаций и союзов, а также по заявлению самих организаций о включении их в реестр либо исключении их из реестра.
При этом отсутствие хозяйствующего субъекта в реестре субъектов естественных монополий не может свидетельствовать об отсутствии у него статуса естественной монополии.
В случае отсутствия хозяйствующего субъекта в реестре субъектов естественной монополии, принадлежность хозяйствующего субъекта к субъектам естественных монополий определяется путем установления факта осуществления им деятельности в сферах, указанных в статье 4 Закона N 147-ФЗ, а также соответствия его признакам, указанным в статье 3 Закона N 147-ФЗ.
В письме Федеральной антимонопольной службы от 06.07.2018 N АЦ/51469/18 разъяснено, что при рассмотрении вопроса об отнесении хозяйствующего субъекта к субъектам естественной монополии в соответствии со статьей 3 Закона N 147-ФЗ следует установить два основных критерия:
- наличие у хозяйствующего субъекта во владении на праве собственности или ином законном основании объектов имущества, используемого для осуществления регулируемой деятельности в сферах, указанных в статье 4 Закона N 147-ФЗ;
- наличие факта осуществления регулируемой деятельности в сферах, указанных в статье 4 Закона N 147-ФЗ.
Таким образом, вопрос об отнесении хозяйствующего субъекта к субъекту естественной монополии, при наличии информации об осуществлении им деятельности на основании тарифа (его предельного уровня), необходимо рассматривать во взаимосвязи и в совокупности с критериями отнесения хозяйствующего субъекта к субъекту естественной монополии в соответствии со статьей 3 Закона N 147-ФЗ.
В силу статьи 31 Закона N 416-ФЗ к регулируемым видам деятельности в сфере холодного водоснабжения относятся:
1) холодное водоснабжение, в том числе:
а) транспортировка воды, включая распределение воды;
б) подвоз воды в случаях, установленных частью 3 настоящей статьи;
2) подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе водоснабжения (часть 1).
Регулированию подлежат следующие тарифы в сфере холодного водоснабжения:
1) тариф на питьевую воду (питьевое водоснабжение);
2) тариф на техническую воду;
3) тариф на транспортировку воды;
4) тариф на подвоз воды;
5) тариф на подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе холодного водоснабжения (часть 2).
К регулируемым видам деятельности в сфере водоотведения относятся:
1) водоотведение, в том числе очистка сточных вод, обращение с осадком сточных вод;
2) прием и транспортировка сточных вод;
3) подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе водоотведения (часть 7).
Регулированию подлежат следующие тарифы в сфере водоотведения:
1) тариф на водоотведение;
2) тариф на транспортировку сточных вод;
3) тариф на подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе водоотведения (часть 8).
Из анализа приведенных норм и разъяснений следует, что организация, осуществляющая регулируемые виды деятельности в сфере водоснабжения и водоотведения (регулируемая организация), независимо от того, является она гарантирующей организацией или нет в указанных сферах, является ли деятельность в сфере водоснабжения и водоотведения для данной организации основной или нет, не освобождена от обязанности раскрытия информации в сфере водоснабжения и водоотведения.
Материалами дела подтверждается, что АО "Смоленский ДОК" имеет в собственности водозабор и осуществляет на коммерческой основе с использованием централизованной системы водоснабжение потребителей, расчеты с которыми производятся по ценам (тарифам), регулируемым уполномоченным государственным органом (департаментом).
Таким образом, общество является субъектом правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.8.1 КоАП РФ
Приведенный подход согласуется с правовой позицией, изложенной в постановлении Верховного Суда Российской Федерации от 21.04.2016 N 306-АД16-901.
Принимая во внимание указанное, судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о наличии действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.8.1 КоАП РФ.
Процедура производства по делу об административном правонарушении административным органом соблюдена, права и законные интересы лица, привлекаемого к административной ответственности, при составлении протокола об административном правонарушении и вынесении постановления о назначении административного наказания соблюдены, процессуальных нарушений, которые носили бы существенный характер и не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, судом не установлено, обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных статьей 24.5 КоАП РФ, а равно признаков малозначительности совершенного правонарушения, не выявлено. Административное наказание в виде штрафа в размере 50 000 рублей назначено обществу в пределах санкции части 1 статьи 19.8.1 КоАП РФ с применением судом положений частей 3.2, 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ.
Довод апелляционной жалобы о том, что на момент вынесения департаментом оспариваемого постановления истек срок давности привлечения общества к административной ответственности, подлежит отклонению как основанный на неверном толковании норм материального права.
Устанавливая административную ответственность организаций за нарушение сроков раскрытия информации в сфере водоснабжения и водоотведения, часть 1 статьи 19.8.1 КоАП РФ обеспечивает соблюдение предусмотренной частью 1 статьи 34 Закона N 416-ФЗ обязанности организаций, осуществляющих холодное водоснабжение и (или) водоотведение, раскрывать информацию в соответствии с утвержденными Правительством Российской Федерации стандартами раскрытия информации.
При этом в силу части 1 статьи 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о водоснабжении и водоотведении составляет один год, исчисляемый со дня совершения соответствующего административного правонарушения.
Данная правовая позиция содержится в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 30.06.2020 N 1606-О и определении Верховного Суда Российской Федерации от 21.04.2016 N 306-АД16-901.
В рассматриваемом случае АО "Смоленский ДОК" было обязано в течение 30 календарных дней со дня принятия департаментом Постановления N 203, то есть до 15.01.2021 включительно, разместить в ЕИАС информацию о регулируемой деятельности в сфере холодного водоснабжения и водоотведения в соответствии с пунктами 27, 48 Стандартов.
Следовательно, датой совершения правонарушения является 16.01.2021.
Оспариваемое постановление вынесено департаментом 27.08.2021, то есть в пределах срока давности привлечения к административной ответственности.
При таких обстоятельствах оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции по приведенным в апелляционной жалобе доводам не имеется.
Нарушений норм процессуального права, влекущих по правилам части 4 статьи 270 АПК РФ безусловную отмену судебного акта, апелляционным судом не установлено.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Смоленской области от 26.01.2022 по делу N А62-7602/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. В соответствии с частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Д.В. Большаков |
Судьи |
В.Н. Стаханова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А62-7602/2021
Истец: АО "СМОЛЕНСКИЙ ДОК"
Ответчик: Департамент Смоленской области по энергетике, энергоэффективности, тарифной политике, ИСПОЛНЯЮЩИЙ ОБЯЗАННОСТИ НАЧАЛЬНИКА ДЕПАРТАМЕНТА СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ ПО ЭНЕРГЕТИКЕ, ЭНЕРГОЭФФЕКТИВНОСТИ И ТАРИФНОЙ ПОЛИТИКЕ БОРИСОВ НИКОЛАЙ ИГОРЕВИЧ